VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационно-экономические и социально-культурные отношения, складывающиеся в российских регионах в процессе разработки стратегических программ по развитию въездного и внутреннего туризма

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000034
Тема: Организационно-экономические и социально-культурные отношения, складывающиеся в российских регионах в процессе разработки стратегических программ по развитию въездного и внутреннего туризма
Содержание
Оглавление
Введение	3
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии развития внутреннего туризма	4
1.1.	Сущность, особенности и методы стратегического управления	4
1.2 Классификация стратегий	4
Вывод по главе 1	4
Глава 2. Туристский комплекс как объект стратегического управления	4
2.1. Социально-экономическая оценка туристского комплекса Российской Федерации и его инфраструктуры	4
2.2. Государственная поддержка развития внутреннего туризма в Российской Федерации. Стратегическое планирование в туризме	4
Выводы по главе 2	4
Глава 3. Основные направления стратегического развития туризма (на примере г. Выборг Ленинградской области)	4
3.1. Внутренний туризм как стратегическое направление развития сферы туристских услуг и решения социально-экономических проблем г. Выборг ЛО	4
3.2. Разработка стратегии развития внутреннего туризма в г. Выборг ЛО.	4
3.3. Оценка экономической эффективности предложений по развитию туризма в г.  Выборг ЛО	4
Вывод по главе 3	4
Заключение	4
Список использованной литературы	4
Приложения	4



ВВЕДЕНИЕ
     
     Туристская отрасль приобретает все большее значение для развития экономики и социальной сферы в стране и регионах, в том числе в России. Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма является важным фактором для повышения уровня жизни в России, создания дополнительных рабочих мест, пополнения валютных запасов государства и повышения его авторитета на международной арене. Но для постоянного развития туризма необходимо обновление и расширение количества предприятий индустрии питания, размещения, развлечения, досуга и других, составляющих инфраструктуру туризма, его материально-техническую базу.
     Количество туристических поездок в мире выросло в 2013 году на 5% в сравнении с показателем годом ранее, достигнув рекордной отметки в 1,078 миллиарда человек, сообщает Всемирная туристская организация при ООН (UNWTO). В абсолютных цифрах турпоток за год вырос на 52 миллиона человек. Наибольший рост интереса туристы проявили к направлениям Азиатско-Tихоокеанского региона (плюс 6% к цифрам 2012 года), Африки (плюс 6%) и Европы (рост на 5%). Среди субрегионов лидировали Юго-Восточная Азия (плюс 10%), Центральная и Восточная Европа (плюс 7%), Южная и Средиземноморская Европа (плюс 6%) и Северная Африка (плюс 6%)1. Во всем мире туризм составляет большую долю доходов отдельных регионов и целых стран.
     Но столь успешное развитие туристской отрасли в мире связывают с тем социально-экономическим эффектом, который получается при развитии внутреннего и въездного туризма, который создаёт рабочие места в туристской и в смежных с ним отраслях; стимулирует развитие внутренних отраслей туризма – гостиничного, санаторного и курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;способствует расчету в иностранной валюте и ее притоку; дает стимул к инвестициям в местную туриндустрию, увеличивая  налогооблагаемые базы и доходы бюджетов; стимулирует к модернизации местных инфраструктур связи, транспорта и прочих базовых структур; способствует сохранению и восстановлению исторического, культурного и природного достояния страны; стимулирует возрождение и развитие традиционных народных ремесел и промыслов, изготовление сувенирной продукции; экологически устойчивый туризм способствует экоориентированному и продуктивному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, позволяя сохранить естественную флору на значительных  площадях, а также наглядно демонстрируя значение культурных и природных ресурсов в экономическом и социальном благосостояния общества.
     Однако в России реальная отдача рынка туристских услуг, имеющего огромный потенциал,  весьма скромная, и как свидетельствует опыт, он задействован всего лишь на 25-30 %. Общий въездной турпоток иностранцев в Россию в 2013 году составил 2,67 миллиона человек, что всего на 3,67% выше аналогичного показателя 2012 года. Общее же количество иностранных прибытий в РФ, включая туризм и деловые поездки, за год выросло на 9.28% и достигло 30,79 миллиона, но при этом имеет место прирост в основном за счет китайских туристов, что не приносит значительного положительного эффекта от въездного туризма в ВВП2.
     В целях освоения туристского потенциала во многих регионах нашей страны проводится системная государственная политика по формированию конкурентоспособной и современной туристской индустрии на основе программно-целевого метода.
     Актуальность работы обусловлена тем, что, только изучив потенциал города, можно развивать въездной и внутренний туризм. Опыт других стран показывает, что туризм имеет прямое воздействие на изменения в экономике, социальной среде государства. Кроме того, развитие въездного туризма является одним из основных приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации. Развитый въездной туризм приведет к увеличению ВВП, создаст дополнительные рабочие места, уменьшит уровень бедности и повысит благосостояние людей.
     Предметом исследования являются организационно-экономические и социально-культурные отношения, складывающиеся  в российских регионах в процессе разработки стратегических программ по развитию въездного и внутреннего туризма.
     Объектом исследования является туристский регион как субъект стратегического развития (на примере г. Выборг Ленинградской области).
     Цель работы:  разработка рекомендаций по применению метода программно-целевого планирования в туристском бизнесе и разработка региональной модели развития внутреннего туризма. 
     В процессе написания квалификационной  работы были решены следующие задачи:
* изучины теоретические основы формирования стратегии развития внутреннего туризма;
* проанализировано состояние туристского потенциала России и процессов планирования его стратегического развития;
* предложены мероприятия по развитию туристского потенциала и туристской привлекательности г. Выборг Ленинградской области
    В работе использовались нормативные документы, посвященные развитию туризма в России и Ленинградской области; учебники, раскрывающие организацию и экономику туристского рынка Дмитриева М.Н. и Морозова М.А. и других; материалы статистики, информация из периодических изданий и интернета. Способы развития регионального туризма исследуются в работах М.Б. Биржакова, Е.И. Богданова, Е.Н. Ильиной, В.А. Квартальнова, А.С. Кускова, М.А. Морозова, и других авторов. Вместе с тем по вопросам развития туризма на региональном уровне существует довольно большой объем недостаточно проработанных проблем. В частности: уточнение характеристик регионального туристского бизнеса; вопросы роли туристского бизнеса в активизации социально-экономического развития страны и региона; оценка места и значения туристских комплексов для развития региона, а также на межрегиональном уровне.
     Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и приложений.
     В первой главе рассматриваются сущность, особенности и методы стратегического управления туризмом на уровне региона, выявляются основные виды стратегий развития и продвижения территории как туристского объекта.
     Вторая глава содержит анализтуристского комплекса России как объекта стратегического управления, оценено состояние и развитие туристской инфраструктуры и программных методов развития и государственной поддержки туризма в регионах.
     В третьей главе предложены основные направления стратегического развития туризма на примере г. Выборга Ленинградской области.ПроведенSWOT-анализ текущего состояния внутреннего туризмав данном регионе. Предложены основные стратегические направления и отдельные мероприятия в рамках стратегии развития внутреннего туризма Выборга, проведены расчеты планируемой экономической эффективности предложенных мероприятий.
     
     


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

1.1. Сущность, особенности и методы стратегического управления
     
     Политика становления и развития регионального туризма является одной из составляющих социально-экономической политики государства. Региональная политика государства направлена на сохранение его единства и целостности, недопущение его распада на суверенные территории. Для выполнения этой задачи в региональной политике необходим ряд мер по реформированию экономики различных отраслей и, в частности, экономики туристского бизнеса. Туристская политика государства направлена на укрепление экономики туризма и повышение эффективности этой отрасли. В последние десятилетия регионализация экономических и социальных процессов наблюдается во многих государствах3. 
     Реализация туристского бизнеса как сферы хозяйственной деятельности в условиях отдельно взятого региона может быть осуществлена при наличии основных составляющих: капитала, технологии, кадров, туристских ресурсов. Политика развития регионального туризма реализуется в целом на всей территории России, но главным образом со спецификой на уровне отдельных субъектов Федерации (регионов). Ее целью является преодоление социально-экономических противоречий между развитием в регионе экономики и туризма. Предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены регионально и по времени. Несоответствие по времени и месту акта купли и продажи и предоставления услуг создает большие организационные сложности в деятельности туристского бизнеса. Туристский сектор весьма чувствителен к изменениям, происходящим в экономике, так как соотношение темпов инфляции и роста доходов населения определяет величину совокупного спроса на туристский продукт. Кризисные явления в экономике в 2008-2009 гг., а также в текущий момент, вызывают падение реальных доходов россиян, повышение цен на туристский продукт и как следствие понижение платежеспособного спроса на услуги туристских учреждений. 
     Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида4:
     внешние (экзогенные);
     внутренние (эндогенные).
     Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.
     К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся5:
     1. природно- географические;
     2. культурно-исторические;
     3. экономические;
     4. социальные;
     5. демографические;
     6. политико-правовые;
     7. технологические;
     8. экологические.
     Для сферы туризма также большое значение имеет фактор транспортной обеспеченности и доступности, если речь идет не об экстремальном пешем туризме6.
   На процесс создания рекреационных туристских зон особое влияние наряду с физико-географическими и общественно-географическими оказывают историко-культурные и геополитические.
   Из физико-географических факторов особое место занимают ландшафтные ресурсы и климатические условия, которые в основном и определяют туристско-рекреационное использование территории, влияющих на формирование и развитие туристского хозяйства, выбор района отдыха и путешествия. Выделение ландшафтных ресурсов туризма требует изучения физико-географической характеристики территории, прежде всего характера рельефа, способности гидросети для использования с рекреационной целью, а минеральных вод и грязей - для лечебно-оздоровительных целей.
   Отметим, что в рельефе значительное внимание уделяют горной местности. Ведь живописные пейзажи, целебный воздух, возможность заниматься горнолыжным туризмом, альпинизмом и другими видами активного отдыха широко используются во многих странах мира.  В туристско-рекреационном использовании территорий имеют большое значение лесные и охотничьи угодья. Лесной фонд и его качественные параметры составляют предпосылку развития массового отдыха и даже лечения. Охотничьи угодья, которые могут охватывать значительные территории, в том числе леса, бесхозных земель, привлекают специфический контингент отдыхающих, которые, покупая лицензии для отстрела животных, тратят немалые средства, которые могут (и должны) использоваться для обновления и сохранения лесных ресурсов.
   Важным фактором развития туризма остаются климатические условия. Его составляющие - температурный и ветровой режим, количество осадков - могут быть определяющими при размещении отдыха и оздоровительных объектов, формирования туристских центров и создание необходимой инфраструктуры. Климатический фон территории значительно связано с характером рельефа. 
   Общественно-географические факторы - это экономико-географическое расположение, состояние социально-экономического развития территории, наличие населения и трудовых ресурсов, развитие касающихся туризма отраслей материального производства и развитие инфраструктуры.
   Для развития туризма важное значение имеет экономико-географическое положение, то есть благоприятное положение страны, региона по отношению к морю, горных и лесных массивов, транспортных магистралей и, бесспорно, - до основных потоков отдыхающих. Ведь именно такие факторы влияют на формирование туристского рынка. 
     По принципу преобладающих рекреационных функций районы делятся намонофункциональные с доминирующей одной функцией и полифункциональные, отличающиеся множеством функций7.
     Рекреационно-туристский комплекс представляет собой совокупность отраслей, обеспечивающих производство рекреационно-туристского продукта, образующуюся в результате интеграции трех групп отраслей: санаторно-курортной, туристско-экскурсионной, спортивно-оздоровительной. Системообразующие элементы РТК представлены на рисунке 1.
     В функционально-территориальном аспекте рекреационно-туристский комплекс понимается нами как соответствующая инфраструктура или сеть расположенных на территориях разного уровня  рекреационно-туристских организаций, которая в свою очередь, входит в состав социально-оздоровительной подсистемы социальной инфраструктуры.
      
     Рис.1. Структура РТК8
     
     Уровень развития инфраструктуры РТК характеризуется: показателями развития сети (число организаций и их вместимость); величиной затрат на развитие сети (объем инвестиций, численность трудовых ресурсов, поглощаемых сетью); достигнутым уровнем социальной обеспеченности (число мест размещения на 10 тыс. чел. населения) (рис. 2).


     Рис.2. Инфраструктура рекреационно-туристского комплекса9
     Особенности РТК как объекта управления указывают на то, что эта отрасль совершенно не похожа на другие, и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управлениярекреационно-туристским предприятием: 
     - при планировании рекреационно-туристской деятельности во главу угла должны ставиться нужды, потребности и желания конечных потребителей;
     - непервичностьРТП как товара;
     -  в РТК большое значение имеет хорошо налаженная система маркетинга  в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в ее оценке;
     - рекреационно-туристский продукт уникален.
     Государственное регулирование РТК предполагает следующие аспекты: стимулирование развития приоритетных видов туризма (социального, внутреннего, въездного, самодеятельного); регулирование рынка РТК; регулирование внешнеэкономических процессов в РТК; целенаправленная деятельность государства по формированию имиджа России (как страны, благоприятной и безопасной для международного туризма), обеспечение ресурсосберегающего режима охраны и использования ресурсов.
     В период становления новых экономических отношений, когда логика общего развития может быть определена весьма приблизительно, учет территориального многообразия - необходимое условие построения жизнеспособной социально-экономической системы. Исключение регионов из процесса формирования истории собственного развития лишает процессы нового системообразованиянеобходимого ускорения. Вместо прохождения переходного периода в максимально короткие сроки страна может находиться в неустойчивом состоянии неопределенно долгое время.
     Мировая и российская практика показывает, что в качестве современной технологии муниципального управления, обеспечивающей долгосрочное и поступательное развитие территории, целесообразно использовать методы стратегического управления. Если раньше считалось, большой имеет лучшие шансы выиграть в конкурентной борьбе по сравнению с маленьким то теперь ясно, что преимущества возникают у более мобильного. Приспособление к быстрым изменениям среды, предугадывание их - залог успеха.
     Термин «стратегическое управление» появился в конце 1960х годов для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне10. Такое разделение стало необходимым из-за перехода к новой модели управления предприятием в постоянно меняющейся среде. Стало понятно, что практических успехов добиваются субъекты управления, которые могут определить и концентрировать свои усилия на основных направлениях деятельности, опираются на сформированную систему ценностей, эффективно распоряжаются имеющимися ресурсами, имеют гибкую систему организации и управления. Своевременное реагирование на возникающие измененияи достигается посредством стратегического управления.
     Можно сделать вывод, что стратегический менеджмент – это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений объекта управления с его окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям. В стратегическом менеджменте решается два основных момента: формирование стратегии и ее реализация, при этом эти два процесса взаимозависимы: от того, как формируется стратегия объекта управления, зависит ее реализация и наоборот11.
     Для территориальных муниципальных образований (МО) России стало необходимым перестроить систему управления с планово-командного типа на стратегический, учитывающий изменения внешней макро и микро среды, особенно – изменение социальной среды и экономической обстановки в целом. Это достигалось и достигается путем качественной перестройки системы управления МО, ее структурой, формированием сначала стратегических целей, а уже исходя из них – тактических и оперативных. Главное внимание в решении социально-экономических проблем МО стало уделяться политике экономического роста, издержкам и ценам, выбору эффективных стратегий будущего развития и повышению конкурентоспособности продукта территории.
     То есть, рынок потребовалновых подходов к решениюпроизводственно-хозяйственных и инвестиционных проблем и заставил руководителей на муниципальном уровне:
* изменить многие устаревшие теоретические представления, которые перестали соответствовать современным реалиям, хотя еще сохраняются в науке и массовом общественном сознании;
* разрабатывать новые концепцииразвития;
* осуществлять многовариантные плановые расчеты, учитывающие все многообразие внешних и внутренних факторов;
*  искать новые пути решения социально-экономических и иных проблем.
     По мнению отечественных специалистов, в хозяйственной практике современной России механизм стратегического управления все еще находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок и государство в целом вступили в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии не дает эффективно вести свою деятельность. Например, ранее достаточный механизм планирования производства исходя из заданий и возможностей предприятия становится лишь одним из элементов системы стратегического управления. Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. То же касается и территориальных образований России12.
     Быстрые изменения внешней среды также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим управлением. Однако в настоящее время большинство российских территорий находятся в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это.
     Следует заметить, в регионах еще плохо развита прогнозно-аналитическая и плановая проработка перспектив социально-экономического развития муниципальными образованиями на средне и долгосрочную перспективу. Проблемой, характеризующей состояние региональной политики является и то, что на протяжении всего периода рыночных реформ определяющую роль в сфере межрегиональных отношений играют ресурсы, а среди них финансовые регуляторы.
     Таким образом, стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.Стратегия нацелена на лучшее использование имеющихся возможностей, предотвращение возможного негативного внешнего воздействия на муниципальное образование, на постоянное развитие.
     Продукты стратегического управления – это результаты данного процесса. Материальным результатом – продуктом – стратегического управления является сформированный стратегический план развития предприятия, включающий всю систему планов, в виде комплекта документов. Содержательным продуктом стратегического управления на муниципальном уровне выступают13:
     -миссия МО, соответствующая задачам, которые ставит перед собой МО, а также вышестоящие уровни власти перед МО, и содержащая основное предназначение МО для государства в контексте поставленных задач, выполняемых ими функций, направлений деятельности и развития отдельных отраслей (секторов экономики), региона в целом;
     - система целей МО. Цель - конкретное состояние отдельных характеристик МО, достижение которых является для него желательным и на достижение которых направлена его функционирование. Цели являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения межорганизационных и межвластных отношений; на целях базируется система мотивирования, контроля и оценки результатов;
     - стратегия развития МО - общая концепция того, как достигаются цели МО, решаются стоящие перед ним проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы. На выбор стратегии влияют следующие факторы: вид и особенности отраслевых характеристик; характер целей и ценности руководства; ресурсы и обязательства; степень зависимости от среды; фактор времени.
     -ресурсы, необходимые для реализации стратегии.
     Конечным продуктом стратегического управления является14:
     - потенциал МО, который обеспечивает эффективность в долгосрочной перспективе и достижение поставленных целей;
     - внутренняя структура МО и изменения в ней, обеспечивающие чувствительность к переменам во внешней среде.
     Потенциал МО включает его способности возобновлять расходуемые материальные, финансовые, информационные и кадровые ресурсы; продукцию и услуги, набор правил социального поведения, следование которым помогает добиваться поставленных целей. Важно заметить, что не всякая продукция и услуги, предлагаемые на рынке региона местными производителями, могут быть отнесены к его потенциалу, а лишь те, которые потенциально прибыльны.
     Восприимчивость к переменам во внешней среде МО предполагает наличие способности у руководства своевременно обнаружить и правильно истолковать изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений в МО в целом и для отдельных организаций, важных для МО. Способность МО обновлять и развивать свой потенциал служит важным показателем эффективности стратегического управления.
     Одним из самых существенных решений при разработке стратегии развития является выбор цели МО. Основная общая цель МО обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.
     Как правило, в стратегии развития описываются и обосновываются стратегические задачи развития МО и пути их достижения.
     Альтернативность – важнейшая отличительная черта процесса разработки стратегии развития, связанная с необходимостью вести постоянный стратегический выбор. Процесс выбора стратегии включает в себя следующие этапы15:
     Уяснение текущей стратегии
     Выделяют следующие факторы, формирующие текущую стратегию
     Внешние: размер, степень разнообразия производимой продукции; структура и направленность деятельности предприятий МО за последний период; возможности, на которые было ориентировано МО в последнее время; отношение к внешним угрозам.
     Внутренние: цели МО; критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений; отношение к финансовому риску в соответствии с реальной финансовой политикой; уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР; стратегии отдельных функциональных сфер и отраслей.
     Формирование стратегических альтернатив
     На данном этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. 
     Выбор и оценка стратегии предприятия
     Оценка выбранной стратегии – это анализ правильности и достаточности данных учета при выборе основных факторов, определяющих возможность осуществления стратегии. Сначала необходимо оценить, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Если стратегия соответствует целям МО, то дальнейшая ее оценка производится по следующим направлениям16: 
     Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики внешней среды, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ региона и т.п.
     Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям МО. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям трудового потенциала региона, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
     Приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для МО может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
     Обычно выполнение стратегии контролируют по основным финансовым показателям, заложенным в стратегический план. С одной стороны, это как раз те показатели, которые интересуют все заинтересованные стороны. С другой – на практике нередко оказывается, что на достижение (или недостижение) таких показателей влияет не только реализация стратегии, но и те или иные внешние факторы. В итоге может оказаться, что команда все сделала для реализации стратегии, но формально ее «завалила», и наоборот, стратегический план мог быть провален, а формально показатели оказываются в порядке. По-видимому, такая система не слишком мотивирует на полноценную реализацию стратегии17.
      Более логичным видится осуществлять контроль как за выполнением ключевых количественных и временных показателей стратегии, так и за выполнением финансовых показателей. И прежде всего контролировать ключевые нефинансовые показатели реализации стратегии. Если они выполнены, а финансовые показатели – нет, тогда необходимо проанализировать, с чем именно это связано.
     
     
     1.2 Классификация стратегий

    В стратегическом менеджменте решается два основных момента: формирование стратегии и ее реализация, при этом эти два процесса взаимозависимы: от того, как формируется стратегия предприятия зависит ее реализация и наоборот. Только после того, как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент призван не только управлять процессом разработки стратегии, но и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации.
    Стержнем управления развитием предприятия выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Существует несколько определений понятия «стратегия». Наиболее характерные:
    Стратегия – это:
* процесс принятия решений  на высшем уровне организационной иерархии.
* процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.
* заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
    В общем виде под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы. Основными элементами стратегии являются: система целей, включающая видение, миссию, имидж и цели организации; приоритеты (ведущие принципы распределения ресурсов), правила осуществления управленческих действий. 
    Различают следующие уровни стратегий18:
    а) Корпоративная стратегия (для предприятия в целом) – это наиболее общий уровень управления, охватывающий всю сферу деятельности предприятия, влияет на общую конкурентную позицию предприятия на рынке, в отрасли и т.п. Такую стратегию еще называют генеральной.
    б) Деловая стратегия  (для отдельного вида деятельности), или единичная стратегия, - план управления отдельной сферой бизнеса, т.е. генеральная стратегия развития конкретного направления. Для небольших предприятий, занимающихся одним видом бизнеса, эти понятия идентичны. Такая стратегия состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых для достижения наилучших показателей эффективности одной конкретной сферы деятельности
    в) Функциональная стратегия (для каждого направления отдельной сферы деятельности). Принято различать следующие функциональные стратегии:
    товарная стратегия
    стратегия ценообразования
    стратегия взаимодействия предприятия с рынками производственных ресурсов
    стратегия поведения предприятия на рынках денег и ценных бумаг
    стратегия снижения трансакционных издержек
    стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия
    стратегия снижения производственных издержек
    стратегия инвестиционной деятельности преддприятия
    стратегия стимулирования персонала
    стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства)
    г) Операционная стратегия (для основных структурных единиц) – - стратегия проведения отдельной операции в рамках деятельности предприятия – рекламная акция, закупка материалов и т.п. Таких стратегий на предприятии много, они характеризуются участием нескольких функциональных стратегий и дополняют их.
    Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие: 
* уровень принятия решений; 
* базовая концепция достижения конкурентных преимуществ; 
* стадия жизненного цикла отрасли; 
* относительная сила отраслевой позиции организации; 
* степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе. 
    Усложняющим фактором является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков.
    Существуют 3 основные области выработки стратегии поведения организации на рынке19:
1. Лидерство в минимизации издержек. Цель стратегии – добиться минимальных издержек производства и реализации продукции. Для этого необходимо хорошо организованное производство и снабжение, технология производства и распределения продукции. Маркетинг может быть не очень развит.
2. Специализация в производстве продукции. Цель – лучше удовлетворять потребности данного сегмента рынка, чем конкуренты. Для этого организация должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг (марка, дизайн, качество продукции).
3. Фиксирование определенного рынка и концентрация усилий предприятия на этом рыночном сегменте (дифференциация). Цель – придание товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и отличают товар от предложения конкурентов. Для этого предприятие должно строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка. Стратегии дифференциации требует значительных инвестиций в рекламу и развитие маркетинга.
    Стратегия развития организации должна содержать20:  
    1) анализ текущего состояния; 
    2) миссию и видение; 
    3) стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты по ним. 
    Анализ текущего состояния состоит из анализа внешней и внутренней среды. Анализ внешней среды должен содержать анализ текущей ситуации и влияния глобальных факторов внешней среды – совокупности правовых, политических, хозяйственных, демографических, технологических и других факторов, в которых работает предприятие, и которые могут влиять на достижение ее целей. 
    Анализ внутренней среды включает в себя анализ сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, а также анализ существующих и потенциальных угроз и рисков, определение возможностей для достижения их целей. 
    Миссия должна соответствовать задачам, которые ставит перед собой предприятие, и содержать основное предназначение предприятия в контексте поставленных задач, выполняемых ими функций, направлений деятельности и развития отрасли (сектора экономики), региона. Видение определяет позиционирование предприятия, то есть то, как она себя видит к концу прогнозного периода в контексте выполняемых ею функций.   
    Также стратегия развития должна содержать приложения, которые включают необходимые обоснования к стратегии развития и расчеты по целевым значениям к ключевым показателям деятельности предприятия. 
    Ключевые этапы разработки стратегии развития показаны на  рис. 321 . Все подходы к разработке стратегии предприятия сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий - процедура необходимая. Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44