- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Моделирование процессов принятия решений по выбору стратегического пути развития предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014299 |
Тема: | Моделирование процессов принятия решений по выбору стратегического пути развития предприятия |
Содержание
Министерство высшего образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГБОУ ВО «ВятГУ») Факультет компьютерных и физико-математических наук Кафедра «Математическое моделирование в экономике» Допускаю к защите Заведующий кафедрой ________________ /Подлевских М.Н./ (подпись) Моделирование процессов принятия решений по выбору стратегического пути развития предприятия Разработал студент группы БИ-4302-02-00 / Зянкина А.В. / Руководитель д.т.н., профессор кафедры ММ / Бочков А.П. / Киров 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Анализ процессов функционирования и развития предприятия 6 1.1. Анализ типовых структур предприятия 6 1.2. Анализ типовой продукции, производимой на предприятии 8 1.3. Анализ процессов принятия решений по выбору путей развития предприятия 14 2.Модели обеспечения процесса принятия решения по выбору путей развития предприятия 16 2.1. Определение жизненного цикла товаров, производимых на предприятии 16 2.2. Методы сравнительной оценки товаров 19 2.3. Моделирование процессов принятия решений при сбыте продукции предприятия 24 2.4. Методика принятия решений по выбору стратегического пути развития предприятия на основе метода анализа иерархий 26 3. Обоснование путей развития предприятия 39 3.1. Формирование возможных вариантов пути развития предприятия 39 3.2. Расчетная оценка пути развития предприятияи 46 3.3. Рекомендации по практическому применению разработанной методики 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 ЛИТЕРАТУРА 65 ПРИЛОЖЕНИЕ А 68 ВВЕДЕНИЕ Главной целью предприятия в большинстве случаев является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение. Как заметил П. Дракер, известный американский экономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты». Для того, чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, среднее и крупное предприятия организует собственную сеть фирменных магазинов, или заключает договора с оптовыми покупателями, стараясь, чтобы они были длительными и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают своим серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным предприятием или обладание определенным количеством постоянных клиентов. И то, и другое, для сохранения завоеванных позиций требует соблюдения жестких условий: выполнения поставок в оговоренные контрактом сроки, поддержания необходимого уровня качества продукции (работ, услуг). В то же время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если таковы будут требования рынка. В настоящее время существует множество информационных технологий, позволяющих предельно облегчить жизнь и помочь в решении проблем, связанных с процессами принятия решений в различных предметных областях. В частности, очень распространены сейчас системы поддержки принятия решений на основе метода анализа иерархий (МАИ). Оценка вариантов решений с использованием МАИ осуществляется как на основе объективной, так и субъективной исходной информации. Цель дипломной работы: на основе анализа процессов, сопровождающих функционирование предприятия, его путей развития, основных положений теории принятия решений, метода анализа иерархий, товаров, производимых на предприятии, их сравнительной оценки и направлений сбыта продукции, разработать методику принятия решений по выбору стратегического пути развития предприятия на основе метода анализа иерархий, а также практические рекомендации по её применению. Задачи: Провести анализ структуры предприятия; Изучить продукцию, производимую на предприятии; Определить стадии жизненного цикла товара, выбранного для изучения; Рассмотреть модели для сравнительной оценки технического уровня товаров, выпускаемых предприятием Построить математическую модель принятия решений при сбыте продукции предприятия. Разработать методику принятия решений по выбору стратегического пути развития предприятия. Объектом исследования являются процессы принятия решений по развитию предприятия. Предметом исследования является процесс построения моделей по принятию решений при выборе стратегического пути развития предприятия ОАО «Веста». Данная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников. В первой главе проведен анализ процессов производства предприятия. Во второй главе представлена информация о моделях обеспечения процесса принятия решения по выбору путей развития предприятия. В третьей главе представлено обоснование путей развития предприятия. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Анализ типовых структур предприятия. Завод «Веста» имеет богатую историю. Он был открыт ещё в годы Великой отечественной Войны, а именно в 1941 году. В послевоенный период завод переходит на выпуск продукции хозяйственного назначения. В 1959 году завод приступил к освоению выпуска стиральных машин, получивших название «Вятка», которые стали широко известны и распространены по всей стране. С 1960 года стиральные машины стали основной продукцией завода и уже в 1967 году, завод выпускал 84639 шт. стиральных машин в год. В 2000 году предприятие получает наименование Открытое акционерное общество «Веста». В августе 2005 года, концерн «Candy Hoover Group» приобретает пакет акций ОАО «Веста» и уже в 2006 году по конвейеру рядом с обновленными кировскими «Вятками» пошли итальянские «Candy». Организационную структуру завода возглавляет генеральный директор в лице Руокко Винченцо. Он осуществляет свои функции через главного инженера, руководителя цеха по производству стиральных машин, руководителя цеха по производству холодильников, а так же через непосредственно подчиненные ему службы: отдел управления качеством, бухгалтерию, отдел кадров, экономический отдел, цех транспортно-складских работ. Данную структуры мы можем увидеть в приложении А. Руководитель цеха по производству стиральных машин и руководитель цеха по производству холодильников возглавляет и организовывает работу двух цехов основного производства, механического и сборочного цехов, в их прямом подчинении находятся склад комплектации, диспетчерская служба, начальники смен, дежурные центрального пульта завода и инженеры по учету и раскрою. Основной их обязанностью является организация и планирование производственного процесса выпуска продукции в своём цехе, оперативное управление производством. В подчинении у руководителей находятся мастера, которые контролируют рабочих во время смены. Главному инженеру подчинены: - Технический отдел, который имеет в своем составе технологов сопровождения основного производства. Технологи осуществляют технологическое сопровождение всех основных техпроцессов, следят за их обязательным выполнением и оказывают помощь всем работникам, работающим с личным клеймом в выпуске качественной продукции. Производят доработку и изменение действующих техпроцессов. В состав технического отдела также входит: лаборатории окраски и очистных сооружений. - Энергомеханический отдел, осуществляющая ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования, организация работ по плану ППР (проект производства работ), а так же аварийный и текущий ремонт оснастки и инструмента и обслуживание всех общезаводских объектов, коммуникаций, систем жизнеобеспечения производства, надзор за объектами повышенной опасности, организация работ по плану ППР вспомогательного оборудования и обеспечение связи. - Отдел охраны труда и противопожарной безопасности осуществляет надзор за соблюдением правил и требований в области безопасных условий труда персонала и безопасной эксплуатации оборудования и объектов на заводе, руководствуясь в своей работе стандартами предприятия и законами РФ. - Конструкторское бюро серийного сопровождения. Конструктора сопровождения ежедневно производят анализ дефектности продукции, вносят изменения в действующие КД и решают все вопросы, касающиеся конструкции СМА. Постоянно предоставляют в оптовую генерирующую компанию необходимые сведения, касающиеся улучшения качества и конструкции СМА. В бюро входит лаборатория ресурсных испытаний стиральных машин. 1.2 Анализ типовой продукции, производимой на предприятии. Как уже упоминалось ранее, продукцию «CANDY» завод «Веста» производит следующие категории товаров: стиральные машины и холодильники. В данной работе мы уделим б?льшее внимание первой категории. Так как она занимает лидирующие позиции в производстве. Описание стиральных машин и их классификацию стоит начать с разделения машин, производимых на предприятии на три типа: Стиральные машины с фронтальной загрузкой. У моделей данного типа люк для загрузки белья находится на передней панели и представляет из себя круглое прозрачный иллюминатор. Через него можно наблюдать весь процесс стирки белья «от» и «до». Стиральные машины с вертикальной загрузкой. Стиральные машины с так называемой верхней загрузкой не оснащены прозрачным «окошком», через которое можно наблюдать за вращением барабана. Загрузка белья происходит через люк, расположенный в верхней части машины. Стиральные машины с сушкой. Бытовая техника данного типа представляет собой стиральные машины с фронтальной загрузкой. Но при этом такой агрегат обладает и функциями сушки. То есть после стирки вы получаете полностью сухое бельё. В данном случае разделение на типы необходимо. Так как критерии классификации и функции для разных видов стиральных машин разные. Стиральных машин с фронтальной загрузкой. Критерий загрузки является одним из главных критериев при выборе покупателей. Например, обладателю большой семьи потребуется машина с большим объёмом загрузки, а тем, кто живёт один, наоборот. Поэтому производитель предоставляет широкий диапазон выбора количества загрузки белья. Таблица 1. Загрузка стиральной машины. Загрузка (в килограммах) 3.5 4 5 6 7 8 9 10 Глубина – это ещё один немало важный критерий, так как покупатель будет делать свой выбор исходя из габаритов помещения, в котором будет находиться стиральная машина. Таблица 2. Глубина (ширина) стиральной машины Глубина (в миллиметрах) 340 378 400 432 440 450 463 469 540 Класс отжима(класс энергопотребления) – это один из главных критериев, по которому оцениваются модели современных стиральных машин: чем выше класс, тем с большей скоростью вращается барабан в процессе отжима, и тем менее влажное в итоге получается белье. Если говорить специальными терминами, от класса отжима зависит остаточная влажность белья. Класс отжима присваивается стиральной машине после того, как при тестировании агрегата проводятся определенные расчеты. Белье взвешивается до и после стирки, и, поделив второй результат на первый, получают коэффициент, по которому определяют, к какому классу отжима относится данная модель. Таблица 3. Класс отжима стиральной машины Класс Влажность (%) Энергопотребление (кВт/ч) А >45 0,9 A+ >45 0,9 A+++ >40 1,52 A – 10% ?10 0,705 A – 20% ?20 0,865 A – 30% ?30 1,04 Максимальная скорость отжима: чем выше скорость отжима стиральной машины, тем суше белье после стирки. Таблица 4. Максимальная скорость отжима стиральной машины. Максимальная скорость отжима (оборотов в минуту) 800 1000 1100 1200 1300 1400 Отсрочка старта. Данная функция позволяет вам установить время начала программы стирки. Это очень удобно, если вам необходимо воспользоваться более дешёвыми тарифами на электроэнергию или вы предпочитаете, чтобы цикл закончился к вашему возвращению с работы. Здесь производитель предлагает несколько вариантов: 3 часа 6 часа 9 часов 24 часа Связь. Данная функция появилась относительно недавно и встречается в основном в более дорогих и последних моделях стиральных машинах. Благодаря современным технологиям, вы можете удалённо управлять стиральной машиной. Производитель предлагает следующие способы связи. NFC WI-FI WI-FI + Bluetooth WI-FI + NFC Стиральные машины с вертикальной загрузкой. Загрузка (в килограммах). 7 кг 8 кг Класс энергоэффективности. Таблица 5. Класс энергоэффективности стиральной машины с вертикальной загрузкой. Класс Влажность (%) Энергопотребление (кВт/ч) А >45 0,170 A+ >45 0,224 A – 10% ?10 0,224 A – 20% ?20 0,985 Максимальная скорость отжима. Таблица 6. Максимальная скорость отжима стиральной машины с вертикальной загрузкой. Максимальная скорость отжима (оборотов в минуту) 1000 1100 1200 1300 1400 Отсрочка старта. 3 часа 6 часа 9 часов 24 часа Электродвигатель – это одна из главных составляющих механизма стиральной машины. Он вращает ее центральную часть – барабан. Это происходит за счёт следующих средств: Переменный ток Стандартный мотор Стиральные машины с сушкой. Установка. Встраиваемые Отдельностоящие Загрузка для стирки. 6 кг 8 кг Загрузка для сушки. Количество кг белья вмещаемого для стирки отличается от сушки. Как правило объём вещей для сушки меньше чем для стирки. 4 кг 5 кг 6 кг Глубина. 440 мм 469 мм 540 мм Класс энергоэффективности. Класс А - Потребление энергии (стирка+сушка, полная загрузка) 5,44 кВт/ч Класс В - Потребление энергии (стирка+сушка, полная загрузка) 4,65 кВт/ч Максимальная скорость отжима. Таблица 7. Максимальная скорость отжима стиральной машины с вертикальной загрузкой. Максимальная скорость отжима (оборотов в минуту) 1200 1300 1400 1500 Отсрочка старта. 9 часов 24 часа Каждая производимая на предприятии стиральная машина Канди изготовлена из инновационных высокопрочных материалов. Для производства барабана в стиральных машинах используется нержавеющую сталь, а бак поверх него из высококачественного пластика. Многие детали стиральных машин закупаются в том же регионе, где расположена фабрика. Это означает, что используется много русских компонентов. На Кировском заводе все стиральные машины проверяются перед упаковкой, для них имитируют мини-цикл стирки, 2 % приборов от партии тестируется с более длинными циклами, и 20 машин в неделю имитируют полный жизненный цикл, который составляет 10 лет использования. 1.3. Анализ процессов принятия решений по выбору путей развития предприятия. Процесс принятия стратегических решений на ОАО «Веста» состоит из нескольких этапов: 1) получение информации о ситуации. Данный процесс происходит в большинстве случаев снизу вверх. Необходимая информация запрашивается генеральным директором компании у своих заместителей. Заместители в свою очередь озадачивают сбором информации подчиненных им руководителей подразделений. Информация снизу вверх поступает генеральному директору, обобщается и в форме отчета представляется; 2) определение целей. Цель формируется при разработке повестки собрания управляющих и в письменном виде доводится до каждого члена собрания. Также она фигурирует и в протоколе собрания, который ведет секретарь фирмы; 3) анализ ситуации. На данном этапе выделяются основные критерии для принятия решения. Основные методы, применяемые на данном этапе: дополнительный обмен информацией между участниками принятия решений; согласование противоположных точек зрения; поиск компромисса; обсуждение сценариев развития ситуации; выбор оптимального варианта; принятие управленческого решения в процессе коллективного открытого голосования. С 1959 года предприятие выпускает стиральные машины «Вятка», которые были популярны на всей территории Советского Союза. Выпуск продукции достигал 84 тысяч стиральных машин в год. Но с течением времени, развитием прогресса, появлением импорта в нашей стране, «Вятка» устарела и стала не популярна. В августе 2005 года, концерн «Candy Hoover Group» приобретает пакет акций ОАО «Веста» и к 2009 году Веста вышла на 200 тысяч машин в год. В модернизацию и развитие производства на ОАО «Веста» компания Candy вложила около 750 миллионов рублей. За первое полугодие 2017 года завод «Веста» выпустил порядка 250 тысяч единиц техники, 120 000 из которых была экспортирована в Китай, Японию, Австралию, Новую Зеландию и страны ЕС. Так в планах на 2018 год – это производство стиральных машин в количестве 490 000 в год. Также, с 2010 года завод получает поддержку в виде инвестиций со стороны государства. Данный инвестиционный проект называется «Комплексное развитие производственных мощностей, инфраструктуры, научно - технологического потенциала и логистического центра открытого акционерного общества «Веста». Данный проект был рассчитан на 7 лет. Размер инвестиций составил 1 181 180 рублей. С 2013 года на предприятии начался выпуск холодильников. Тем самым завод начал осваивать новый рынок сбыта. Но по-прежнему основным производством остаются стиральные машины. Производство холодильников составляет не больше 20 % от общей массы производимого товара. Таким образом, освоение рынка холодильников пока даётся предприятию с трудом. Что касается производственных планов компании, то здесь руководство не спешит забегать вперед. Итальянское руководство подчеркнуло, что для расширения ассортимента производства, для крупных инвестиций, необходимо увеличивать, прежде всего, объемы. Конечно, поддержка Кировской области пришлась бы кстати, но заглядывать в будущее итальянцы не спешат – в их стратегии все должно быть постепенным и размеренным. МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Определение жизненного цикла товаров, производимых на предприятии. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) показывает реакцию рынка на товар во времени. Для того, чтобы понять сущность ЖЦТ возьмём зависимые переменные - сбыт (выручка), покрытие затрат, прибыль или доля рынка. В нашем случае время будет являться независимой переменной. Структура ЖЦТ представляет собой несколько фаз. Их количество варьируется у разных авторов от четырех до шести. Например, модель с шестью фазами (рис. 1) можно интерпретировать следующим образом. После окончания фазы разработки товара, в которой осуществляются лишь затраты, следует выход товара на рынок. Сбыт его растет сначала медленно. Инвестиции в организацию производства и сбыта достаточно велики. В фазе выведения на рынок все больше потребителей обращают внимание на новый товар и приобретают его. В фазе роста обычно покрываются произведенные затраты и появляется прибыль. Дальнейший подъем кривой выручки означает переход к фазе зрелости, когда новый товар превращается в разряд традиционных. Объем продаж растет, но при этом снижаются темпы роста прибыли. В фазе насыщения рост сбыта останавливается. Некоторое увеличение продаж возможно только за счет интенсификации маркетинговых усилий. В фазе спада (дегенерации) происходит устойчивое снижение спроса, падает выручка. Уменьшение прибыли уже невозможно остановить даже с помощью интенсивного маркетинга. Рис. 1 Типичная схема жизненного цикла товара. (здесь А — время возникновения идеи товара, В — выход на рынок, С — время снятия товара с производства и продаж) Математическая модель ЖЦТ необходима для грамотного планирования производственной программы выпуска товаров для исключения из нее устаревшей продукции и улучшения ее структуры. Модель неплохо себя зарекомендовала на практике. В основе ее лежит метод, предложенный американскими учеными, Pоlli-Сооk. Сущность данного метода состоит в анализе изменения величины сбыта товаров во времени. Чтобы исключить влияние конъюнктуры для сравнения используется изменение сбыта всех товаров, входящих в группу. Предполагается, что в группу входит товаров,. Обозначим величину сбыта этих товаров в году через, а в году - через . Тогда изменение сбыта этих товаров по сравнению с предыдущим годом будет равно,. В основе данной модели лежит допущение, что эти изменения распределены по нормальному закону со средним и дисперсией : ; (1) . (2) Исходя из практики, установлены следующие правила. 1. Товар относится к фазе спада, если рост его сбыта меньше, чем величина. 2. Если рост сбыта больше, чем, то товар относится к фазе роста. 3. Если изменения сбыта таковы, , то товар причисляется к фазе зрелости или насыщения. 4. Если выручка до 5% от прогнозируемого максимума выручки, то фаза внедрения. 5. Если уменьшается доля продукта в сбыте предприятия, снижается маржинальный доход от продукта, то его нужно снимать с производства. На основе данных по сбыту и реализации группы товаров (см. табл.1), устанавливаем на какой стадии жизненного цикла (ЖЦ) находится каждая группа товаров. Так как мы знаем общую выручку, но не знаем выручку по отдельным группам товаров, то проводим расчет исходя из количества выпущенных холодильников и стиральных машин. Нам известно, что это отношение равно один к 5. Составим уравнение, где x- выручка от продажи холодильников: 1/5=x/(4 972 703 000) x=994 540 600 Тогда выручка от продажи стиральных машин будет соответственно равна: 994540600*4= 3 978 162 400 Произведём проверку: 3 978 162 400+994 540 600=4 972 703 000 То же самое выполним для предыдущего года: 1/5=x/(3 414 782 000) x=682 956 400 Выручка от продажи стиральных машин в 2015 году будет равна: 682 956 400*4= 2 731 825 600 Произведём проверку: 2 731 825 600+682 956 400=3 414 782 000 Таблица 8. Данные по сбыту и реализации двух групп товаров. Группа товаров Выручка в момент времени ,млрд. ден. ед. Выручка в момент времени ,млрд. ден. ед. Изменение выручки, млрд. ден. ед. (Стиральные машины) 2,731 3,978 +1,247 (Холодильники) 0,682 0,994 +0,312 1. Расчет средней и дисперсии изменений сбыта: ; . 2. Расчет величини : 3. Определение стадии жизненного цикла для каждой группы товаров по установленным правилам: - товар относится к фазе спада, если рост его сбыта меньше, чем величина. - если рост сбыта больше, чем, то товар относится к фазе роста. - если изменения сбыта таковы, , то товар причисляется к фазе зрелости или насыщения. - если выручка до 5% от прогнозируемого максимума выручки, то фаза внедрения. - если уменьшается доля продукта в сбыте предприятия, снижается маржинальный доход от продукта, то его нужно снимать с производства. Далее решаем задачу, и делаем выводы по результатам решения. 1. Расчет средней и дисперсии изменений сбыта. Средняя величина изменения сбыта равна: =; . Среднее квадратичное отклонение равно: === =. 2. Расчет величини : ; . 3. Определение стадии жизненного цикла для каждой группы товаров. Для группы товаров (стиральные машины) выполняется неравенство, следовательно, товары группы находятся на стадии роста. Для группы товаров (холодильники) выполняется неравенство, следовательно, товары группы находятся на стадии зрелости или насыщения. Таким образом, установлены фазы ЖЦТ для рассматриваемых групп товаров. 2.2 Методы сравнительной оценки товаров. При покупке того или иного товара покупателю приходится принимать решение по выбору наиболее качественного товара, который по своим характеристикам отвечал бы его требованиям. В этом случае можно использовать методы сравнения товаров по совокупности характеристик. Известны методы сравнения по совокупности характеристик (единичных показателей), которые обладают соответственно достоинствами и недостатками. Например, метод спектрального анализа, корреляционного анализа, регрессионного анализа, метод главных компонент и другие. Каждый из перечисленных методов хорош в определенной ситуации сравнения, соответствующей этапам жизненного цикла товара. Метод спектрального анализа. Метод корреляционного анализа. Метод регрессионного анализа. Метод главных компонент. Метод главных факторов Метод минимальных остатков. На ранних этапах разработки товаров, когда неопределенность в условиях сравнения наибольшая, исследователь, как правило, испытывает трудности в выборе конкретного метода для использования его при сравнительной оценке. Это обусловливает необходимость формирования к методам сравнения следующих требований. 1. Достаточная точность сравнительной оценки, соответствующая выбранным единичным показателям варианта. 2. Наличие данных по единичным показателям, характеризующих варианты технической системы. 3. Сравнительная оценка вариантов должна, прежде всего, отражать взаимосвязь единичных показателей, синтезируя в себе их противоречия. 4. Исключение по возможности экспертных процедур для создания благоприятных условий при автоматизации процесса сравнительной оценки. 5. Простота формирования обобщенного показателя сравнительной оценки. В табл. 9 представлено соответствие некоторых методов сформированным требованиям. Следует заметить, что определение соответствия методов сравнения требованиям 2-5 не вызывает затруднений. Соответствие методов сравнения первому требованию, как правило, определяется на основе их сравнительного логического анализа. Таблица 9. Соответствие методов сравнения, предъявленным требованиям. Методы сравнения Требования 1 2 3 4 5 , ( определяется с участием экспертов) + - + + - + - определяется оценкой Фишборна - + - - + =1, - + - + + - определяется по принципу Хоменюка + + - + + Спектрального анализа - определяется оценкой Фишборна - + - - + =1, - + - + - - определяется по принципу Хоменюка + + + + - Корреляционного анализа + - - - + + Регрессионного анализа - - - + + Главных компонент + - + + + + Главных факторов + - + + + + Минимальных остатков + - + + + - Обозначения: + (-) - метод удовлетворяет (не удовлетворяет) требованию, +- - метод может удовлетворять требованию при качественно проведенном экспертном опросе или при наличии информации по показателям варианта. Постановка задачи выбора товара по совокупности характеристик. На основе аддитивного обобщенного показателя выбрать тип стиральной машины по совокупности характеристик. Известно, что стиральные машины приобретаются для создания прачечного бизнеса. Исходя из этого важность каждого показателя, характеризующего стиральную машину, оценена в баллах (см. таблицу 10). Проведём расчеты, анализ и интерпретацию результатов расчета. Порядок решения задачи. 1. Формирование совокупности свойств, отвечающих требованиям покупателя, и соответственно показателей их характеризующих. 2. Определение весовых коэффициентов показателей (свойств) на основе экспертной оценки важности показателей , , (4) где - количество баллов для -го показателя, отражающее его важность; - количество показателей. 3. Расчет нормированных показателей , если увеличение (уменьшение) -го показателя влечет улучшение потребительских свойств стиральной машины. 4. Расчет обобщенного показателя, отражающего качество стиральной машины , , (5) где - количество сравниваемых стиральных машин. 5. Выводы по наиболее приемлемому типу стиральной машины. Для оценки мною были выбраны марки стиральных машин пяти известных брендов с фронтальной загрузкой. Показатели выбирались исходя из потребностей потребителей на территории РФ. Таблица 10. Стиральные машины № Показатели Важность показателя Candy (cs4 1061D1/2) Indesit (BWSD51051) Samsung (WF8590NLW9) LG (FH8B8LD6) Hotpoint-Ariston (RSM 601 W) Bosch (WLG 20061) 1 Стоимость, руб 90 13145 12999 18590 19930 16360 19230 2 Загрузка, кг 80 6 5 6 5 6 5 3 Количество программ 60 15 16 8 13 16 12 4 Число оборотов при отжиме 75 1000 1000 1000 800 1000 1000 5 Габариты, м3 70 0,204 0,215 0,229 0,224 0,215 0,229 6 Среднее время стирки, час 75 1,5 1,6 1,3 1,5 1,3 1,2 7 Энергопотребление, кВтч 85 0,9 0,85 0,95 0,85 1,02 0,95 Решение задачи. 1. При формировании свойств, отвечающих требованиям покупателя, выделяются следующие свойства. Эксплуатационная эффективность – выделяются показатели, напрямую влияющие на эффективность эксплуатации товара, в данном случае стиральной машины. Надежность – свойство сохранять работоспособность объекта при его эксплуатации. В соответствии с общей практикой оценки выделяются для его характеристики безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность. Экономичность отражает стоимостные показатели объекта. Транспортируемость – свойство, характеризующее удобство подставки товара потребителю. Эргономичность отражает удобство эксплуатации объекта человеком. К первому свойству относятся показатели - 2,3,4,6 (см. табл. 10), ко второму – 7, к третьему -1, к четвертому – 5. 2. В табл. 3.3 представлены результаты экспертного опроса по оценке показателей в баллах. Используя выражение (4) рассчитываются веса показателей , (см. табл.11). 3. Расчет нормированных показателей (см. табл. 11). 4. Расчет обобщенного показателя по выражению (5) также представлен в табл. 11, а также на рис. 3. Таблица 11. Промежуточные результаты расчета , Candy (cs4 1061D1/2) Indesit (BWSD51051) Samsung (WF8590NLW9) LG (FH8B8LD6) Hotpoint-Ariston (RSM 601 W) Bosch (WLG 20061) , , , , , , 0,168224 0,98889 1 0,69925 0,65223 0,79456 0,67597 0,149533 1 0,83333 1 0,83333 1 0,83333 0,11215 0,9375 1 0,5 0,8125 1 0,75 0,140187 1 1 1 0,8 1 1 0,130841 1 0,94884 0,89083 0,91071 0,94884 0,94883 0,140187 0,86667 0,8125 1 0,86667 1 1,3 0,158879 0,94444 1 0,89474 1 0,8333 0,89474 , 0,9636 0,9421 0,86232 0,83714 0,93226 0,91117 5. При выбранном предпочтении показателей стиральных машин лучшей оказалась машина Candy (=0, 9636). На втором месте Indesit (=0,9421), на третьем Hotpoin-Ariston (=0, 93227), на четвертом Bosch (=0,91117), на пятом Samsung (=0,86232), на шестом LG (=0,83714). Причем, учитывая небольшую разницу и , машины Bosch и Hotpoin-Ariston можно поставить на один уровень. Рис. 3. Расчетное поле в среде Excel 2.3 Моделирование процессов принятия решений при сбыте продукции предприятия. Современная рыночная экономика способствует динамичному изменению конкурентоспособности выпускаемого товара. В связи с этим руководству фирмы часто приходится решать вопросы по выбору основных стратегий развития фирмы относительно рассматриваемого товара. Как правило, такими стратегиями являются: снижение цены на товар путем совершенствования организации производства, технологии, системы менеджмента (А); повышение качества выпускаемого товара, т.е. переход на более прогрессивную модель (Б); освоение нового рынка сбыта товаров (В). Для корректного выбора стратегического пути развития в условиях рыночного динамизма необходимо использовать методы системного анализа, которые хорошо себя зарекомендовали на практике. Выбор варианта управленческого решения по сбыту продукции фирмы. 1. Изучение рынка сбыта продукции фирмы, уточнение к ней требований потребителей, выяснение конкурентоспособности и свободных ниш рынка. 2. Определение показателей, по которым будут оцениваться стратегии фирмы по сбыту продукции (качество ресурсов организации ; способы применения ресурсов ; условия применения ресурсов ). 3. Построение иерархической схемы, на основе которой можно использовать один из основных методов системного анализа – метод анализа иерархий. 4. Составление матрицы попарных сравнений показателей второго уровня и получение на основе её вектора приоритетов показателей . 5. Составление матриц попарных сравнений стратегических направлений развития фирмы в соответствии с выбранными показателями и получение на основе их векторов приоритетов стратегий по реализации товаров фирмой , , . 6. Определение согласованности локальных приоритетов (индекса согласованности, отношения согласованности) в п.4 и 5. В случае их несогласованности осуществляется переход к п.4. 7. На основе полученных вектора приоритетов показателей и векторов приоритетов стратегических направлений развития фирмы рассчитываются обобщенные приоритеты стратегий по реализации товаров . 8. Анализ и интерпретация результатов расчета, выводы по лучшей стратегии реализации товаров фирмой. 2.4. Методика принятия решений по выбору стратегического пути развития предприятия на основе метода анализа иерархий. При выполнении первого и второго этапов, внимательно изучаются возможные стратегии реализации товаров А, Б и В, проводится их уточнение, выделяются возможные показатели для оценки стратегии. Практика показала, что при реализации товаров зачастую используются показатели, характеризующие качество ресурсов фирмы, способы применения ресурсов, условия применения ресурсов. 3. Выполнение третьего этапа основывается на общей схеме реализации метода анализа иерархий. Суть данного метода заключается в построении иерархической схемы показателей и альтернатив с последующим расчетом обобщенных приоритетов альтернатив. На первом (высшем) уровне данной схемы находится общая цель — «Конкретная стратегия фирмы по реализации товаров». На втором уровне находятся показатели, уточняющие цель, и на третьем (нижнем) уровне находятся предлагаемые стратегии реализации товаров А, Б и В, которые должны быть оценены по отношению к показателям второго уровня (см. рис 4). 4. Составление матрицы попарных сравнений показателей второго уровня и получение на основе её вектора приоритетов показателей проводится на основе использования шкалы относительной важности (см. табл. 4.1). Качество ресурсов — важнейшая характеристика внутренней среды фирмы. Чтобы деятельность фирмы была эффективной, ее ресурсы должны быть пригодны для достижения поставленных целей, т.е. обладать определенным набором внутренних полезных свойств, характеризующих уровень качества этих ресурсов. Например, качество человеческих ресурсов — это физические, деловые и психические свойства людей, работающих в организации. Качество материальных ресурсов — это прочность, надежность, производительность, безопасность и множество других свойств материального имущества организации. Качество финансовых ресурсов — это покупательная способность денег и стабильность валютного курса. Качество информации — это ее достоверность, ценность, насыщенность, открытость и т.д. Способы применения ресурсов. Наиболее широкий круг образуют управленческие решения, связанные с выбором способов применения ресурсов организации. Например, к ним относятся решения о планах деятельности фирмы, назначении сотрудников на те или иные должности, распределении задач и полномочии, организации взаимодействия между подразделениями, технологиях выполнения производственных и коммерческих операций, методах мотивации персонала, распределении зеркальных и финансов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: