VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Международная охрана интеллектуальной собственности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001431
Тема: Международная охрана интеллектуальной собственности
Содержание
     
     «Международная охрана интеллектуальной собственности»
     


     Содержание
     
     Введение											3
     Глава 1. Теоретические и правовые основы международной охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности			7
     1.1 Понятие и условия международной охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности								7
     1.2 Интеллектуальная собственность и права человека в информационном обществе								        19
     1.3 Лицензия на изобретения и "ноу-хау"	 как способ международной охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности		        29
     Глава 2. Современные проблемы международно-правовой охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности		        44
     2.1 Международно-правовые меры охраны прав человека на результаты интеллектуальной собственности в практике Суда Европейского Союза и Европейской Комиссии									        44
     2.2 Проблемы применения новых правил продажи интеллектуальных прав и передачи их по лицензии 							        52
     2.3 Совершенствование системы международно-правовой охраны интеллектуальной собственности							        61
     Заключение									        70
     Список использованных источников					        77
     


     Введение
     
     Актуальность настоящего исследования заключается в том, что развитие современной цивилизации немыслимо без опоры на интеллектуальный потенциал. Реализация творческих усилий и использование результатов интеллектуальной деятельности протекают, как известно, в рамках социальных отношений.
     В настоящее время главным источником регулирования интеллектуальной деятельности в России является ч. 4 ГК РФ1, введенная с 1 января 2008 г. В ст. 1225 данного Кодекса приведен перечень объектов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, к числу которых отнесены изобретения.
     Закон исходит из того, что результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации принадлежат к категории интеллектуальной собственности. Это подтверждает и новая редакция ст. 128 ГК РФ, также называющая в числе объектов гражданских правоотношений "охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)".
     Учитывая значение интеллектуальной деятельности, государство устанавливает определенные нормы для регулирования связанных с ней отношений и вырабатывает общие принципы, по которым они строятся на договорной основе.
     Обычно в границы интеллектуальной собственности включаются объекты не только авторских прав, но и промышленной собственности. Согласно ст. 1(2) Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.18832 (далее - Парижская конвенция, Конвенция) объектами промышленной собственности, кроме прочих, являются изобретения.
     В России изобретения пользуются правовой охраной на основе патента (ст. ст. 1345 - 1349 ГК РФ). Права на изобретение, основанные на охранном документе, имеют свои особенности.
     Во-первых, лицо, получившее охранный документ (патент либо любой другой), обладает исключительным правом на соответствующий объект - изобретение. Такое право предоставляет юридическую монополию на это техническое решение: только патентовладелец может использовать охраняемый объект либо выдать кому-либо лицензию (разрешение) на его использование. Кроме того, только патентовладелец вправе на законных основаниях применять созданное им изобретение и одновременно запрещать третьим лицам делать это без специального разрешения. В противном случае подобное действие третьих лиц будет квалифицировано как правонарушение. Поэтому основанные на охранном документе права относятся к категории абсолютных: праву патентовладельца изобретения использовать техническое решение корреспондирует обязанность всех остальных лиц ("всех и каждого") воздерживаться от такого использования.
     Во-вторых, патент на изобретение как охранный документ действует лишь на территории того государства, где он приобретен и используется изобретателем (так называемый территориальный принцип действия промышленных прав). Чтобы приобрести права на изобретение в другой стране, нужно в соответствующие органы именно этого государства подать заявку на получение патента или иного охранного документа. Так, если охранный документ на отечественное изобретение выдан в России, это изобретение пользуется охраной только в пределах России. Любая зарубежная фирма вне пределов России вправе его использовать, и претензии к ней предъявлены быть не могут. 
     В-третьих, права изобретателя, основанные на охранном документе, относятся к категории срочных. Как правило, патент действует от 15 до 20 лет. В России этот срок составляет 20 лет (ст. 1363 ГК РФ), в Японии и Италии - 15 лет, в Великобритании - 16 лет, Франции и Бельгии - 20 лет, в США и Скандинавских странах - 17 лет, в Германии и Швейцарии - 18 лет и т.д. По истечении срока действия охранного документа изобретения могут использоваться любым лицом как общественное достояние.
     Цель исследования состоит в формировании научных основ охраны интеллетуально собственности за рубежом, обеспечивающих реализацию публичных интересов в сфере интеллектуальной деятельности посредством обеспечения условий свободного творчества, предотвращения и пресечения нарушения интеллектуальных прав в современных экономико-правовых условиях и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.
     Задачи исследования, вытекающие из указанной цели, состоят в следующем:
- рассмотреть понятие и условия международной охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности;
- определить интеллектуальную собственность и права человека в информационном обществе;
- рассмотреть лицензию на изобретения и "ноу-хау" как способ международной охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности;
- изучить международно-правовые меры охраны прав человека на результаты интеллектуальную собственность в практике Суда Европейского Союза и Европейской Комиссии;
- выявить проблемы применения новых правил продажи интеллектуальных прав и передачи их по лицензии;
- предложить меры совершенствования системы международно-правовой охраны интеллектуальной собственности
     Объектом исследования является совокупность регулятивных и охранительных правоотношений, опосредующих функционирование охраны интеллектуальной собственности за рубежом. 
     Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, образующих институт охраны интеллектуальной собственности за рубежом, а также тенденции и перспективы его развития в современных политико-правовых условиях.
     Методологической основой исследования является диалектический метод познания, использование которого обеспечивает восприятие правовых явлений в их развитии и взаимодействии; при выполнении исследования использовались общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия) и частнонаучные методы исследования в области правовых исследований (конкретно-социологический, системное, историческое, грамматическое, логическое толкование).
     Теоретическую базу исследования составили труды таких представителей науки гражданского права как С.А. Авакьяна, А.Б. Агапова, Н.А. Агеевой, А.П. Алехина, В.Г. Антипова, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельского, Н. Гуева, А. Гуничева, А.А. Демина и др. 
     Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной и иной правоприменительной практики, включая постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам применения ГК РФ, обзоры судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и др. 
     В качестве информационной базы исследования были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, ряда зарубежных стран.
     Структура работы стандартная, в соответствии с установленными требованиями дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.
     


     Глава 1. Теоретические и правовые основы международной охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности
     
     1.1 Понятие и условия международной охраны прав человека в сфере интеллектуальной собственности
     
     Возрастание роли и значения результатов интеллектуальной деятельности человека в современном мире явилось причиной процессов формирования и развития правовых конструкций охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности. В условиях активной межгосударственной интеграции особую актуальность приобретают вопросы так называемой трансграничной защиты прав на эти объекты. Правовой механизм трансграничной защиты формируется на национальном уровне под влиянием международных стандартов, установленных в данной сфере общественных отношений. Правовой основой для регулирования этой группы отношений выступают и нормы в области интеллектуальной собственности, и положения таможенного законодательства. Рассмотрим вопросы соотношения различных уровней правового регулирования трансграничной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в современный период.
     Следует согласиться с мнением ученых о том, что правовая палитра современного мира представляет собой совокупность трех правовых систем: внутригосударственного права (для каждой страны), международного права и права наднационального3. В условиях формирования единого мирового хозяйства наднациональная функция права является объективным этапом в развитии систем правового регулирования4.
     В настоящее время трансграничные аспекты защиты прав интеллектуальной собственности в России регламентируются на международном уровне (посредством универсальных соглашений и договоров в области охраны и защиты интеллектуальных прав), на уровне Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (далее - ТС), а также посредством национального законодательства. Таким образом, в структуре регулирования можно выделить международный (Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС) и др.), наднациональный (Таможенный кодекс ТС, международные договоры государств - членов ТС, решения Комиссии ТС) и национальный уровни (национальное законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные акты ФТС России). Несмотря на то что и Соглашение ТРИПС, и международные договоры государств - членов ТС представляют собой международные договоры в свете Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., мы относим их к различным уровням правового регулирования рассматриваемой совокупности общественных отношений. Это обусловлено прежде всего тем, что международные договоры государств - членов ТС регламентируют определенные группы общественных отношений исключительно на их территории, т.е. на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Договоры же между государствами, представляющие международный уровень правового регулирования, имеют более универсальный характер и могут быть применены в качестве стандартов для неопределенной группы государств. Их формирование и развитие происходили неравномерно и взаимозависимо, эволюция одного уровня влияла на становление другого. Особо следует отметить процесс влияния международного законодательства на развитие национальной нормативной базы, в том числе в области охраны, защиты прав интеллектуальной собственности и таможенного регулирования.
     Если выстроить хронологию процессов взаимовлияния в рассматриваемых областях правового регулирования, то последовательность будет выглядеть следующим образом. Основные международные договоры и соглашения в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков) были приняты задолго до окончательного формирования и систематизации российского законодательства в данной области, состоявшего прежде всего из пакета нормативных правовых актов в области результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (Законы РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 и др.). Международные правовые акты оказали большое влияние на национальное законодательство в области интеллектуальных прав, что отмечалось многими отечественными и зарубежными исследователями5.
     В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Аналогичные положения содержатся в других нормативных правовых актах РФ. По мнению А. Химмельрайха, данный принцип непосредственной и преимущественной перед национальным правом применяемости международных договоров касается и правовой охраны интеллектуальной собственности. Российский законодатель отдает таким образом должное значению международных договоров и избегает отставания национального уровня правовой охраны от уровня, обеспечивать который Российская Федерация должна согласно своим международно-правовым обязательствам6. В связи с этим следует обратить внимание на следующее: согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в нашей стране непосредственно; для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.
     Таким образом, влияние международных норм в рассматриваемой сфере было присуще самому процессу формирования национального законодательства в области интеллектуальной собственности в России. Следуя положениям Парижской конвенции, российское законодательство конкретизирует отдельные из них с учетом национальных интересов. Так, Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" ставит длительность обеспечения правовой охраны товарного знака в зависимость от его использования7.
     Можно выделить две "волны" в процессе влияния международных норм на российское законодательство. Первая приходится на начало 1990-х гг. и связана с этапом становления данной отрасли российского законодательства. Вторая "волна", на наш взгляд, выразилась в реформировании национального законодательства в начале 2000-х гг. Так, с целью улучшения ситуации с правовой охраной интеллектуальных прав в нашей стране российский законодатель в 2002 - 2004 гг. внес существенные поправки в нормативные правовые акты в области интеллектуальной собственности: в вышеназванные Законы РФ N 3520-1, N 5351-1, N 3517-1, а также Законы РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем". Эти изменения следует рассматривать не изолированно, а как единый пакет. Кроме того, для более эффективной защиты интеллектуальных прав были внесены изменения в Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также принят Таможенный кодекс РФ.
     А. Химмельрайх подразделяет данные изменения на четыре группы. Первую составляют изменения, связанные с приспособлением указанных законов к соответствующей правоприменительной практике в России. Вторая группа включает в себя изменения, направленные на приведение российского законодательства в соответствие с положениями международных соглашений, участницей которых Россия (как правопреемница СССР) является уже давно (Парижской конвенции, Договора о патентной кооперации, Мадридского соглашения о международной регистрации знаков, Всемирной конвенции об авторском праве и др.). Третья группа охватывает поправки, принятые под влиянием международных договоров, к которым Россия присоединилась уже после вступления в силу национальных законов об интеллектуальной собственности (протокол к Мадридскому соглашению, Договор о законах по товарным знакам, Бернская конвенция, Римская конвенция и др.). И наконец, четвертая группа изменений и дополнений направлена на выполнение требований по охране интеллектуальных прав, предъявляемых, в частности, со стороны Соглашения ТРИПС, Договора о патентном праве и др8.
     В дальнейшем законодательство в области интеллектуальной собственности в России активно развивается. Важным шагом в этом направлении явились его систематизация и кодификация, выразившиеся в принятии части четвертой Гражданского кодекса РФ, посвященной интеллектуальным правам. Кроме того, Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предлагаемые проектом поправки в разд. VII ГК РФ "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" обусловлены прежде всего потребностями развития науки, призваны стимулировать разработку и широкое использование новых технологий при одновременном обеспечении защиты интересов правообладателей. Другой важной целью законопроекта является дальнейшее сближение правового регулирования в сфере интеллектуальных прав с международными стандартами9.
     Таким образом, реформирование отрасли национального законодательства об интеллектуальной собственности продолжается и направлено на постепенное сближение с международными положениями в рассматриваемой области. Анализ процессов становления и развития российского законодательства в области прав интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод о существенном влиянии на него положений международных правил.
     Аналогичный анализ можно сделать и в отношении развития таможенного законодательства России, которое активно развивается с начала 1990-х гг. Важнейшим этапом реформирования системы таможенного регулирования в стране стало принятие в 2003 г. Таможенного кодекса РФ (далее - ТмК 2003 г.), основанного на положениях Киотской конвенции (1973 г.). Особенности развития российского таможенного законодательства и влияния на него международных документов можно наглядно рассмотреть в рамках формирования функции таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности, впервые обозначенной в Таможенном кодексе РФ 1993 г., но не получившей реальной организационно-правовой поддержки. Данный процесс развивался на ведомственном уровне и был обусловлен прежде всего активной позицией правообладателей, взаимодействующих с Государственным таможенным комитетом России. Законодательное оформление данная функция получила только после вступления в силу с 1 января 2004 г. ТмК 2003 г. Согласно его гл. 38 таможенные органы были наделены определенными полномочиями в рамках контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Основой этой главы стали положения Соглашения ТРИПС (ст. 51 - 60 разд. 4 ч. III), регламентирующие так называемые пограничные меры. Так, впервые на законодательном уровне в России введен институт приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, в свободное обращение, институт таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и другие механизмы.
     По мнению отдельных исследователей, введение в действие в 1995 г. Соглашения ТРИПС оказало непосредственное влияние на формирование системы законодательства по интеллектуальной собственности многих стран и соответственно на совершенствование правового механизма по пресечению актов недобросовестной конкуренции и распространению контрафактной продукции. Анализ зарубежной практики выявил, что роль Соглашения ТРИПС в борьбе с распространением контрафактной продукции является определяющей, поскольку именно заложенные в нем минимальные стандарты правовой охраны интеллектуальной собственности и меры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности явились необходимой основой для создания национальных механизмов по борьбе с нарушением этих прав и успешного их функционирования10.
     На наш взгляд, международные нормы в данной и иных сферах человеческой деятельности формируются под влиянием уровня развития национальных законодательств в комплексе, в целом. А уже последующее влияние международных правил на национальное право происходит индивидуализированно, специфически по отношению к национальной системе каждой страны в отдельности. Такому процессу, по нашему мнению, присуща некоторая выборочность: международные правила инкорпорируются в национальное законодательство в большинстве случаев не целиком, а посредством внедрения отдельных положений.
     Приведем пример. В главу 38 ТмК 2003 г. были интегрированы положения ст. 51 "Приостановление выпуска товаров в обращение таможенными органами" Соглашения ТРИПС, и российские таможенные органы получили право приостанавливать выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных. Срок приостановления был установлен в соответствии со ст. 55 Соглашения ТРИПС: на 10 рабочих дней с возможностью продления еще на 10 рабочих дней. Россия не стала учитывать в таможенном законодательстве положение данной статьи о возможности приостановления выпуска товаров, содержащих в себе нарушения иных прав интеллектуальной собственности, в частности исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, однако дополнила минимальный перечень объектов интеллектуальной собственности, по которым предусмотрено приостановление выпуска в соответствии со ст. 51 Соглашения ТРИПС, таким объектом, как наименование места происхождения товара. Вместе с тем российский законодатель решил внести в ТмК 2003 г. факультативное положение ст. 51 Соглашения ТРИПС о применении данных мер не только при ввозе, но и при экспорте товаров.
     Интересно, что положения ст. 58 "Действия ex officio" Соглашения ТРИПС, которые предоставляют право компетентным (таможенным) органам по собственной инициативе приостанавливать выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных, не были внесены в ТмК 2003 г. Это произошло позднее, сначала на уровне Таможенного кодекса ТС в качестве меры, рекомендованной для внесения в законодательства стран-членов, а затем на уровне национального законодательства - в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
     В российском законодательстве аналогом правил, содержащихся в ст. 60 "Ввоз незначительного количества товаров" Соглашения ТРИПС, стала ст. 400 ТмК 2003 г., согласно которой меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
     Таким образом, влияние международных норм в области трансграничной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на российское таможенное законодательство является существенным. Данный процесс протекает постепенно, отличается выборочностью (определенной фрагментарностью) и направлен на максимальное сближение национальной нормативно-правовой базы с установленными международными правилами в рассматриваемой сфере. Процесс становления и развития правового механизма защиты таможенными органами Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности следует рассматривать только в контексте поэтапного сближения российского законодательства с международными нормами в исследуемой области.
     Однако рассматриваемые процессы не ограничиваются влиянием международных норм и национального права друг на друга. В современный период возрастает роль наднационального уровня правового регулирования общественных отношений как в области интеллектуальной собственности, так и в сфере таможенного дела. Данный уровень относится отдельными исследователями к международным соглашениям и выделяется в их особую группу - региональные международные соглашения. Так, среди региональных соглашений в области промышленной собственности, исходя из хронологии их заключения, существуют европейские, африканские и евразийские конвенции11.
     Наднациональный уровень регулирования, безусловно, обладает определенной спецификой. Как отмечают исследователи европейского права, главной тенденцией эволюции права Европейского союза (ЕС) является его сближение по ряду формальных и сущностных характеристик с национальным (внутригосударственным) правом при сохранении и творческом развитии его международно-правовых черт. Возникающая в результате такого развития уникальная правовая система отличается от двух "сплавленных" вместе базовых компонентов и обладает принципиально новыми качествами, многие из которых нам еще не известны12.
     Конечно же, право Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана еще не успело приобрести степень обособленности и целостности, присущую европейскому праву. Тем не менее данный уровень правового регулирования следует рассматривать как самостоятельный, наднациональный.
     На наш взгляд, влияние различных уровней правового регулирования в той или иной мере присуще любой системе источников права. В рассматриваемой же системе правового регулирования трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности, представляющей собой комплексное сочетание норм таможенного законодательства и законодательства в области интеллектуальной собственности, можно отметить несколько направлений взаимовлияния:
     влияние уровня развития национальных законодательств на формирование международных правовых конструкций;
     ответное воздействие международных правовых норм на совершенствование и гармонизацию национальных законодательств (в отличие от предыдущего процесса данное воздействие носит индивидуальный характер, т.е. международные правила инкорпорируются в национальное право каждого государства определенным образом, отличным по скорости воздействия, его объему и степени);
     формирование нового наднационального уровня под воздействием процессов межгосударственной интеграции между национальным и международным уровнями регулирования;
     непосредственное воздействие наднациональных нормативных правовых норм на законы государств - членов межгосударственного образования (в нашем случае нормы ТС влияют на развитие правовой базы государств-членов), при создании наднациональных актов также учитываются существующие международные стандарты;
     ослабление процессов воздействия международных норм на национальное законодательство в связи с тем, что данное воздействие переключается на наднациональный уровень, т.е. нормы международных соглашений вплетаются в законодательство интеграционного образования, а оно в свою очередь корректирует нормативную базу входящих в него стран. В результате международные правила гармонизируют и унифицируют национальные законодательства, но происходит это посредством эволюции наднационального уровня правового регулирования, более оперативно, целенаправленно и упорядоченно.
     В качестве примера реализации последней категории выделенных нами процессов можно привести следующий факт: по официальным сведениям ФТС России, таможенным ведомством подготовлены изменения в Таможенный кодекс ТС, направленные на отмену изъятий, касающихся освобождения от контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и пересылаемых в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях13. Данные изменения связаны с включением положений п. 2.1.3 ст. 15 Всемирной почтовой конвенции 2008 г. в законодательство ТС. Таким образом, процесс воздействия международных норм на национальное законодательство продолжается, но происходит опосредованно, проникая в национальное право путем изменений права наднационального, в данном случае - права ТС.
     Следует особо сказать о взаимодействии между нормативно-правовой базой различных межгосударственных образований. Примером его может быть влияние законодательства ЕС на правовые нормы ТС. В последние годы возросло количество исследований сравнительных аспектов правового регулирования охраны и защиты интеллектуальной собственности в ЕС и ТС, в ЕС и России14. Эти работы представляют большую практическую ценность в связи со становлением данных правовых конструкций в ТС и возможностью использования положительного опыта ЕС.
     Процессы взаимовлияния и взаимопроникновения норм права из законодательства об интеллектуальной собственности и таможенного законодательства имеют свои четкие границы, определенные следующим принципом: эти нормы должны одновременно регулировать отношения, связанные с трансграничным перемещением товаров, а также с использованием объектов интеллектуальной собственности. Так, ст. 1487 ГК РФ посвящена исчерпанию исключительного права на товарный знак, ее положения связаны с введением товаров в гражданский оборот на территории Российской Федерации. В свою очередь в ч. 2 ст. 305 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" названы объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы правомочны принимать меры по защите. При этом позволим себе не согласиться с отдельными исследователями, предлагающими внести понятие контрафакта в таможенное законодательство15. Данное понятие содержится в ГК РФ и не требует дублирования в законодательстве о таможенном деле.
     
     1.2 Интеллектуальная собственность и права человека в информационном обществе
     
     В современной экономике информация является важнейшим ресурсом. От доступа к информации и ее эффективного использования зависит сегодня эффективность любой отрасли экономики. Жестко разграничить объекты, охраняемые правом интеллектуальной собственности, от информации в чистом виде как совокупности данных в условиях информационного общества не представляется возможным. Объекты интеллектуальной собственности, по сути, являются информационными объектами и наряду с прочей информацией включены в общий процесс информационного обмена, без которого немыслимо современное общество.
     С информатизацией общества тесно связано появление новых правовых коллизий в праве интеллектуальной собственности. Одной из таких коллизий является конфликт между осуществлением исключительных и личных неимущественных прав и прав человека, таких как право на свободу мысли и слова и право на информацию16.
     До сих пор не утихают споры относительно самого понятия интеллектуальной собственности. В российской правовой доктрине принято считать, что данное понятие является условным, т.е. не имеет прямой связи с правом собственности. Данная позиция нашла свое отражение в действующем законодательстве. В части четвертой Гражданского кодекса РФ термин интеллектуальная собственность не используется. Вместо него разработчики вводят понятие "интеллектуальных прав"17. В то же время нельзя отрицать, что и право собственности, и интеллектуальные права относятся к категории абсолютных. Абсолютный характер права подразумевает, прежде всего, возможность противопоставить интересы правообладателя любым притязаниям со стороны третьих лиц.
     Стоит обратить внимание, что оба права - право частной собственности и право интеллектуальной собственности - отнесены Конституцией РФ к основным правам и свободам человека и гражданина. Право частной собственности, включая частную собственность на землю, охраняется законом (ст. ст. 35, 36). Точно так же охраняется законом и интеллектуальная собственность: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (п. 1 ст. 44). Но имеются и существенные отличия.
     Незыблемость права собственности освящена многовековой традицией, а его ограничения четко прописаны в законе вместе с нормами, предусматривающими соответствующую компенсацию. Нельзя сказать также, что частная собственность находится в постоянном противоречии с какими-либо общественными интересами. Скорее, существуют фиксированные правила для разрешения конфликта интересов в определенных ситуациях, притом связанных не с любой частной собственностью, а в подавляющем большинстве случаев с частной собственностью на недвижимое имущество (к примеру, строительство общественно полезных объектов: дорог, парков, современных жилищных комплексов). Монопольное положение правообладателя в праве интеллектуальной собственности имеет иные следствия.
     Первое из них касается свободы слова. Свобода мысли и слова конкретизируется Конституцией РФ в праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. п. 1, 3 ст. 29). Указанные права соответствуют ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, которая связывает свободное выражение убеждений со свободой искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19). Необходимо отметить, что понятие информации в обоих случаях понимается широко и не должно ограничиваться информацией политического характера.
     Правовая точка зрения на конфликт между свободой слова и интеллектуальной собственностью в России только формируется. В США, где соблюдение Первой поправки к Конституции, гарантирующей свободу слова, является приоритетом, юридические средства защиты в данной области, в том числе в вопросах столкновения с копирайтом, разработаны наиболее детально. В европейских странах, в которых, напротив, традиционно незыблемыми считаются моральные права автора, подход к данному вопросу имеет свои особенности. Основным документом для Европы, провозглашающим свободу выражения, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10). Особенность же заключается в том, что прямой конфронтации между свободой слова и правом на защиту результатов творческой деятельности не наблюдается. Межотраслевой правовой конфликт, который мы наблюдаем в правовой системе США, здесь переведен во внутренний. Законодательно закрепленные ограничения права интеллектуальной собственности рассматриваются с точки зрения их целевой функции - обеспечить необходимую поддержку как творчеству, так и потребителям его результатов, т.е. фактически реализовать оба основных права, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свободах и в национальных конституциях европейских государств.
     В авторском праве особое место нередко отводится ограничениям, которые упрощают условия использования произведений в целях создания новых произведений. И это не случайно, поскольк.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44