- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы исследования «северных территорий» в Российско-японских отношениях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008538 |
Тема: | Методы исследования «северных территорий» в Российско-японских отношениях |
Содержание
Принадлежность «Северных территорий» в современных российско-японских отношениях. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………………………………...3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ исследования Российско-Японского вопроса принадлежности «Северных территорий». 1.1. Российско-Японский вопрос «Северных территорий»: основные понятия...……………………………………………………………………………………………………….…11 1.2.Методы исследования «северных территорий» в Российско-японских отношениях. ………..…………………………………….…………………...…27 ГЛАВА II. Политическое развитие Курильского вопроса, анализ проблематики. 2.1. Причины возникновения разногласий по проблеме Курильских островов, попытки решения проблемы «Северных территорий …………….55 2.2. Процесс поиска решения Курильского вопроса в советское время……………………………………………………………………………..62 ГЛАВА III. Современные состояние Российско-японские отношений по вопросу принадлежности «Северных территорий». 3.1. Поиск компромисса по спорным территориям в современной действительности………………………………………………………………………………..………..63 3.2. Роль Российской дипломатии в решении проблемы «северных территорий» и перспективы двустороннего партнерства…………..………………………………………………………………………………………..76 Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………………78 Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………..79 Приложения…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 8 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ исследования Российско-Японского вопроса принадлежности «Северных территорий». ГЛАВА II. Политическое развитие Курильского вопроса, анализ проблематики. 2.1. Причины возникновения разногласий по проблеме Курильских островов, попытки решения проблемы «Северных территорий» В полной мере осмыслить проблематику территориального вопроса между Россией и Японией поможет подробный анализ этого конфликта, его возникновение, причины. Территориальные споры во многом числе несут в себе неразрешенный характер, по причине запутанности и весомого влияния исторического фактора. Следует основательно провести анализ исторического аспекта, который может поспособствовать более детальному подходу в решении вопроса на взаимовыгодных условиях. К таким территориальным спорам относится и Российско-японский спор «Северных территорий», являющийся, до сих пор, камнем преткновения в отношениях между сторонами, их добрососедскому сосуществованию. Рассматриваемый конфликт имеет долгую историю. Предпосылки возникновения спора заложены во времена Российской Империи. (1 А)Европейская экспедиция под руководством М.Г. Фриза обнаружила и провозгласила голландской территорией Курилы и Сахалин в 1634 году. Русской экспедиции в 1646 году во главе В.Д Пояркова удалось обнаружить о. Сахалин со стороны Северо-запада. В это же время южные берега островов, открывали для себя японские мореплаватели. В тот же период времени зафиксированы Французские и Английские экспедиции. Мнение о первооткрытии разнится и по сей день. Японцы настаивают, что еще 1644 году они вступили на эту территорию, и как доказательство этому демонстрируют карту, с нанесенными обозначениями. Японцы утверждают, что русские люди появились там лишь в 1711 году, делая акцент на существующую карту 1721 года выпуска и нанесенные на ней обозначения как «Острова японские». Первое упоминание о Курильских островах отображаются в отчетном документе от 1646 года Н.И. Колобова, царю Алексею. В них описана экспедицияИ.Ю.Москвитина,прилагались карты и описания путешественников Германии, Голландии, которые свидетельствовали о наличии на островах коренных русских селений. Так же описывалось бытность местного населения – айнов. От них же японцы впервые получили информацию об островах, в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году. Айны враждебно относились к японцам, их противостояние длилось два столетия. С русскими же коренные жители находили сходство во внешнем обличии, считали своими братьями, позже и у русских испортились отношения с ними. В связи с этим экспедиции стали избегать посещения островов южной части, делая упор на освоение северных территорий. В 1719 году тайная экспедиция во главе И.М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина, отправлена Петром I с задачей определения наличия пролива между Азией и Америкой. Попав на остров Симушир с юга, посланники Петра приняли присягу от местных жителей на верность Российскому государству. В 1738-1739 годах М.П. Шпанберг исследовал всю Курильскую гряду, нанес все острова на карту, включая острова Малой Курильской гряды, вплоть до Хоккайдо, так же привел айнов и их правителей к присяге Российскому Государству. 2 а. В 1771 году Малая Курильская гряда выведена из состава России и переходит к Японии. 3А Чтобы исправить ситуацию Россия снаряжает посла с целью восстановление российского подданства местного населения. Более полутора тысяч человек в 1779 году приняли присягу. Наградой тому было освобождение Екатериной II от всех податей. Уже в 1787 году в " Пространном землеописании Российского государства" занесены в список все Курильские острова в плоть до Хоккайдо, учитывая, что Россия не контролировала земли с южной стороны Урупа. В 1799 году на Кунашире и Итурупе размещены японские военные гарнизоны, построенны форпосты. Эти действия Японии показывают, что статус этих территорий закреплен их военной силой. Уже к концу ХVIII века Курильские острова официально присоединились к русским землям, население получило статус Российского подданства. (1!) Тогда впервые прослеживаются дипломатические отношения двух государств. Япония опирается на заключенные в то время договоры, определяющие основания на право обладать данными островами. Территория Дальнего Востока подвергалась политике активной экспансии, и во избежание конфликтов перед государствами стояла задача четкого разграничения территорий; обозначения ее принадлежности. Первым подписанным документом в 1855 году 7 февраля стал Симодский трактат. Событие произошло в храме Гьокусендзи в Симода при участие вице-адмирала Е.В. Путятина, М. Цуцуи и Т. Кавадзи. Трактат включал в себя девять статей. Помимо прочих договоренностей в нем оговаривались установленные границы между двумя странами по проливу де Фриза между островами Итуруп и Уруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи, Итуруп переходил во владение Японии, а Уруп и Курильские острова – Российской Империи. Трактат закрепил уже сложившиеся положение границ в регионе Дальнего Востока на период середины ХIХ столетия. Так же Россия, в знак добрососедских отношений признала остров Сахалин, «неразделенной между Россией и Японией, как было до сих пор». Сахалин продолжал оставаться в совместном владении двух стран. 3. Такой вариант полностью устраивал Россию, продолжавшую активную колонизацию острова. Отсутствие флота тормозило Японию в освоении этих земель. Лишь позже Япония предприняла попытки пусть не заселение, но освоение Сахалина. Территориальный вопрос начинает иметь более спорный характер. Симодский тракт не сработал формальное разграничение границ не остановило усиление напряжения относительного территорий Дальнего Востока. Стороны все активней выдвигают требования, относительно определения владением Сахалином. Утверждение России о полном и единоличном владении Сахалином, противопоставлялись требованием Японией владением южной части острова. Не совместимость выдвигаемых требований сторон, нежелание найти такой важный компромиссный подход, удовлетворяющий обе стороны, станут характерной особенностью на пути разрешения вопроса Курильских островов. И всё же попытки урегулирования предпринимались, инициировались сложные переговоры. Еще в 1874 году посол Японии Эномого Такэаки предоставил два проекта по владению Сахалином. В первом- в обмен на Южный Сахалин Россия отдает остров Уруп с прилегающими островами. По второму- Япония получает все Курильские острова. В ст. 1 говорилось: "Его Величество Император Японский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Российскому часть территории острова Сахалин, которой он ныне владеет. Отныне означенный остров Сахалин весь вполне будет принадлежать Российской империи, и пограничная черта между империями Российской и Японской будет проходить в этих водах через пролив Лаперуза". В статье 2 было зафиксировано: "Взамен уступки России прав на остров Сахалин. Его Величество Император Всероссийский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими. Эта группа включает в себя нижеозначенные 18 островов, а именно: 1. Шумшу, 2. Алаид, 3. Парамушир, 4. Маканруши, 5. Онекотан, 6. Харимкотан, 7. Экарма, 8. Шиашкотан, 9. Муссир, 10. Райкоке, 11. Матуа, 12. Растуа, 13. Островки Среднева и Ушисир, 14. Кетой, 15. Симусир, 16. Бротон, 17. Островки Черпой и Брат Черпоев, 18. Уруп, так что пограничная линия между империями Российской и Японской в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу". Итогом этих встреч стал Санкт-Петербургский трактат от 25 апреля 1875 года. Подписание происходило под главенствованием министра иностранных дел А.М. Горчакова со стороны России и послом Японии Эномого Такэаки. Подписание передачи Россей Японии всех Курильских островов к северу от Урупа. (4) Япония же официально дала отказ на притязания Сахалина. Также подписанная дополнительная статья 22 июля 1875 года регулировала права граждан двух стран, проживающих на Курильских островах. По факту В 1877 году произошла передача островов под юрисдикцию Японии. Санкт-Петербургский договор был очень выгоден для Японской стороны. Для Российской империи он оказался большой исторической ошибкой. Юридическое признание Японии и Сахалина, как полноправного Российского субъекта по факту им являющегося- ценой этому стала передача всех Курильских островов. К этому стоит добавить, что в 1875 году к японскому владению присоединилась гряда длиной более 1200 км. Теперь Россия лишилась выхода к Тихому океану из Охотского моря. Всё это сейчас расценивают, как большой промах тогдашней Российской дипломатии. 5. Юридически Симодский трактат отменён в 1895 году в одной из 20-ти статей Русско-японского договора о мореплавании. Событие состоялось в Петербурге, подписание производили А. Б. Лобанов-Ростовский и С. Ю. Витте со стороны России и Ниси Токудзиро со стороны Японии. Статья 18 гласила, что договор 1895 года заменит все предыдущие русско-японские договоры, соглашения и конвенции, дополнения к ним. Также данный договор подтверждал положение Санкт-Петербургского трактата в части раздела территорий островов Курильской гряды и Сахалина. Ещё 30 лет обозначенные этим договором границы действовали в плоть до начала Русско-японской войны. Больше попыток разрешить вопрос "Северных территорий" мирным политическим путем в первой половине ХХ века не предпринималось несколько десятилетий. Российско-японская война внесла свои коррективы в проблему решения спорных территориальных вопросов. Несколько морских поражений в этой войне и Россию вынудили подписать мирный договор, так называемый Портсмутский, от названия города Портсмут, США. Он вступил в силу 5 сентября 1905 года. Россию представляли С. Ю.Витте и Р.Р. Розен, Японию Камура Дзютаро и Тракахира Когоро. Инициировал встречу Т. Рузвельт после того, как потребовал от Японии соблюдать принципы «открытых дверей» в Китае, эвакуации из Маньчжурии после войны. 6. Заинтересованность Рузвельта в переговорах имело под собой определенную основу так как считал необходимым препятствовать усилению влияния Японии на Дальнем Востоке. Мирная конференция открылась в Портсмуте с требований Японии об выводе русских войск из Маньчжурии; передачи о. Ляодуна; признание свободы действий в Корее; единоличное владение Сахалином; разрешение рыбной ловли вдоль всего русского побережья; и что немаловажно и ограничение морских сил России на Дальнем Востоке. Российская сторона придерживалась лозунга "нет не победителей, не побежденных" и заявила о необходимости обоюдных действий по эвакуации из Маньчжурии, одновременно. И это требование было удовлетворено. Острый вопрос об отчуждение Сахалина по мнению Витте, обязательно приведёт стороны к продолжительным конфликтам и враждебной настроенности обоих государств. На выдвигаемые Японией требования Россия согласилась лишь восполнить ущерб на содержание военнопленных. Конференция стояла на грани срыва, и Япония, боясь продолжение военных действий, отказалась от своих требований в части ограничения морских сил, выдачи судов и уплаты контрибуции. 7. Взамен хотела 1200 млн. иен. за возврат северного Сахалина России. С.Ю. Витте отверг вопрос денежной компенсации. Японии пришлось пойти на мировое соглашение без контрибуции, оставляла за собой владение Южным Сахалином, но гарантировала прохождение русских судов в Лаперузом проливе, дала согласие на запрет военных укреплений своей части острова. Всё это вызвало бурю недовольства со стороны буржуазного слоя Японии. Российско-японская война 1904-1905 годов показала, что Япония не гнушается использовать военную силу для решения территориальных проблем. Российские политики сделавшие выводы, стали опираться на этот факт, посчитав, что все захваченное с применением военных действий, можно вернуть применив свою военную силу. Возврат потерянных в этой войне территорий, станет главной целью внешней политики России. В дальнейшем, это послужит основным поводом для объявления войны в 1945 году Японскому государству, а в последующем и захвата Курильских островов Советской армией. 8. 2.2. Процесс поиска решения Курильского вопроса в советское время. Вопрос «Северных территорий» вставал на советско-японских переговорах в Москве в 1940-1941 гг. Речь шла о нормализации отношений и подписании на этой основе пакта о ненападении. Аналогом послужил заключенный Советским Союзом пакт о ненападении с гитлеровской Германией в 1939 г. Советская сторона обусловила возможность такой нормализации возмещением Японией тех территориальных потерь, которые Россия понесла в пользу Японии в период до 1917 года. Для Японии это оказалось неприемлемым, но был достигнут компромисс: 13 апреля 1941 г. СССР заключил с Японией пакт о нейтралитете, а Япония обязалась уничтожить свои концессии на северном Сахалине. Это обязательство было выполнено в 1944 г. СССР и Япония оказались по разные стороны баррикад, во время второй мировой войны. Однако обеим странам удалось сохранить пакт о нейтралитете практически до окончания мировой войны. 26 июля 1945 г. союзники опубликовали Потсдамскую декларацию, потребовавшую безоговорочную капитуляцию японских войск. В ходе военных действий, после отказа Японией подписать декларацию, советские войска заняли южную часть Сахалина и все Курильские острова, включая Южно-Курильскую гряду. Теперь предстоял этап международно-правового закрепления произошедших перемен в мирном договоре. В результате военных действий Советской армии на японские войска в Маньчжурии и на Курильских островах, были отвоеваны и контролировались острова Итуруп, Шикотан и Хабомаи. 2 февраля 1946 г. эти территории были официально включены в состав СССР. Территориальный вопрос был фактически разрешен в связи с поражением Японии пользу Советского Союза. Теперь предстоял этап международно-правового закрепления произошедших перемен в мирном договоре. Возникшая вскоре холодная война между СССР и его бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, создала труднопреодолимые препятствия на этом этапе международно-правового оформления территориального передела между СССР и Японией по итогам второй мировой войны. Такое положение с тех пор существует и по настоящее время. Больше территории не подвергались ни захвату, ни в смене владельца. После окончания Второй Мировой Войны, границы стран нуждались в основательном пересмотре и изменении. Координатор Сахалино-Курильского общественного движения в защиту итогов Второй мировой войны Юрий Недорез указывает: « …война между СССР и Японией официально была завершена 2 сентября 1945 года подачей японцами акта о безоговорочной капитуляции, а новой войны между нашими странами в 11-летнем интервале 1945?1956 годов не было. Подав акт о безоговорочной капитуляции в 1945 году, Япония автоматически стала безоговорочным исполнителем Ялтинского «Соглашения трех великих держав по Дальнему Востоку» от 11 февраля 1945 года, которое сохраняло и сохраняет до сих пор свою юридическую силу согласно статье 107 Устава ООН. Взгляд японских политиков на происходящие послевоенные договоренности озвучены в газете «Санкей Сибун» там появилась публикация, оспаривающая договоренности, достигнутые в Крыму «большой тройкой. «Соглашение не определяет окончательные меры в отношении территориальной проблемы. Япония, не участвовавшая в обсуждении, не подпадает ни под какие ограничения», — цитирует издание позицию японского парламента от 2006 года. СССР выдвигает свои претензии на Курильские острова, возвращенные в ходе войны с Японией. Основанием стал тезис об ответственности Японии, как агрессора в войне. Тезис гласил о несении наказания за военные действия. Тезисы разработаны по итогам Потсдамской и Тегеранской конференций. Переход островов СССР был утвержден на Ялтинской конференции 1945 года с 4 по 11 февраля, на встрече лидеров трех стран антигитлеровской коалиции СССР, США, Великобритании в обмен на вступление в войну с Японией, через 2 месяца после Великой Отечественной Войны. Итог- получение Курильских островов и Южного Сахалина, потерянных в результате Русско-японской войны. Нужно отметить, как важное, подписание меморандума от 29 января 1946 года под номером 677 главнокомандующего союзных держав японскому правительству. В нём подчеркивается, что Япония теряет контроль над всеми островами севернее Хоккайдо и Курилами: - Для целей настоящей директивы территория Японии определяется в составе: четырех главных островов Японии (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и приблизительно 1000 мелких прилегающих островов, включая о-ва Цусима и о-ва Рюкю (Нансей) севернее 30° северной широты (за исключением о-ва Кутиносима), и исключая: а) о-в Унуре (Уллунг), Лианкорт Рокс (о-в Такэ) и о-в Квельнарт (Сайсю или Тедзю), б) о-в Рюкю (Нансей) южнее 30° северной широты (включая остров Кутиносима), группы островов Идзу, Нампо, Бонин (Огасавара) и Волкано (Кадзан или Иво), а также все другие отдаленные тихоокеанские острова, включая группу о-вов Дайто (Охигаси или Оагари) и о-в Парес Вела (Окинотори), Маркус (Минами-тори) и Ганджес (Нака нотори), в) Курильские (Тисима) о-ва, Группу о-вов Хабомаи (Хабомадзе), включая о-ва Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку), а также о-в Сикотан. -Следующие районы особо исключаются из государственной и административной юрисдикции японского императорского правительства: а) Все тихоокеанские острова, захваченные или оккупированные по мандату, или же приобретенные Японией иным способом с начала мировой войны 1914 г., б) Маньчжурия, Формоза и Пескадорские острова, в) Корея, д) Карафуто (Сахалин - ред). 9.(10)2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР, Курильские острова включены в состав страны, являются собственностью СССР. В итоге 1946 году СССР имела все правомочные, юридические и фактические основания для полноправного владения исторически спорными островами. Важным событием в решении Курильского территориального вопроса стало подписание Сан-Францисского мирного договора в 1951 году. Договор окончательно оформил структуру конфликта внеся тезисы и понятия, которые актуальны и по сей день. По условиям мирного договора- Япония признавала утрату своего суверенитета над Тайванем и Пескадорскими островами; Парасельскими островами и островами Спратли; над Кореей; отказалась от «всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года» Также она передавала острова Рюкю (Нансей, Окинава) под опеку США. Сан-Францисский мирный договор состоял 27 статей: мир, территория, безопасность, политические и экономические постановления, претензии и собственность, разрешение споров, заключительные постановления. СССР выступил против того, что правительство США вопреки подписанным им международным документам, в первую очередь Ялтинскому соглашению, отказывалось признать в договоре суверенитет СССР над территориями Южного Сахалина. Глава советской делегации, объясняя отрицательное отношение к проекту, изложил пункты, по которым СССР не мог с ним согласиться. Позицию СССР поддержали союзные Польша и Чехословакия, а также Египет, Саудовская Аравия, Сирия и Ирак, представители которых, также потребовали исключить из текста договора указания на то, что иностранное государство может содержать на японской земле свою армию и военные базы. Хотя шансы на то, что американцы прислушаются к мнению Советского Союза были незначительны, на конференции на весь мир прозвучали соответствовавшие договорённостям и документам военного времени предложения советского правительства. В них предусматривались: · признание суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами; · признание Японией суверенитета КНР над Маньчжурией, а также Тайванем и рядом других островных территорий; · признание суверенитета Японии над островами Рюкю, Бонин и другими островами; · вывод вооруженных сил союзных держав из Японии в течение 90 дней после подписания договора; · справедливое решение проблемы репараций; · демократизация политической и общественной жизни Японии и гарантии против возрождения японского милитаризма. Также высказано предложение о созыве специальной конференции по вопросу о выплате Японией репараций «с обязательным участием стран, подвергшихся японской оккупации. · Из выступления первого заместителя министра иностранных дел СССР А. А. Громыко на конференции в Сан-Франциско Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сан-Францисский_мирный_договор_(1951) Советская делегация обратилась к участникам конференции с просьбой обсудить эти предложения СССР. Однако США и их союзники отказались вносить в проект какие-либо изменения и 8 сентября поставили его на голосование. В этих условиях советское правительство было вынуждено отказаться подписывать мирный договор с Японией на американских условиях. Так как эти предложения были проигнорированы и не поставлены на обсуждение, представители СССР во главе с министром иностранных дел СССР А.А Громыко, следовавший указаниям Сталина, отказались подписывать договор. На мирной конференции министр решительно осудил сепаратный характер подготовки США проекта мирного договора с Японией. Он дал исчерпывающий критический анализ содержания проекта, выразил несогласие о невнесении в него ряд поправок с учетом интересов всех стран, принимавших участие в войне против Японии. Замечание Громыко по поводу договора: «Советская делегация уже обращала внимание конференции на недопустимость такого положения, когда в проекте мирного договора с Японией ничего не говорится о том, что Япония должна признать суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами. Проект находится в грубом противоречии с обязательствами в отношении этих территорий, взятыми на себя США и Англией по Ялтинскому соглашению».1 http://www.hrono.ru/dokum/195_dok/19510908gromy.php Еще он потребовал, чтобы на мирную конференцию были приглашены представители КНР. Председатель Государственного совета КНР Чжоу Энь -лай заявил в мае 1951 г., что подготовленный американцами проект договора «полностью противоречит международным соглашениям, наносит ущерб интересам союзных держав. Он свидетельствует о враждебности США к Китаю и Советскому Союзу и опасен для народов Азии, подрывая и мир, и безопасность в мире, находясь в противоречии с интересами японского народа». Не смотря на все, предложения были отклонены проамериканским большинством. Американская сторона не позволила Японии подписать выдвинутые условия. Угрожая никогда не вернуть остров Окинаву, который имел огромное экономическое и стратегическое значение. Бытует мнение о ошибочном шаге Сталина и советской дипломатии в позиции по этому договору, следуя просьбе Мао Цзэдуна не подписывать договор без участия Китая. «Нам следовало подписать договор. Я не знаю, почему мы этого не сделали — возможно, из-за тщеславия или гордости, но прежде всего, из-за того, что Сталин переоценивал свои возможности и степень своего влияния на Соединенные Штаты», —писал в воспоминаниях Н. С. Хрущев. Анализируя Сан-Францисский мирный договор, с уверенностью можно отметить факт создания такой правовой системы, которая не только не смогла помочь решить территориальную проблему, но и ухудшить и до того неустойчивые отношения Советского союза с Японией. Не подписание договора в очередной раз отдалило решение территориальной проблемы и стало пиковой точкой накала споров вокруг островов, проложив в отношения огромный пласт обид, недопонимания, разногласия между странами. Используя факт не подписания договора, Япония стала настаивать на неправомочности обладания СССР над островами. Политические партии Японии пришли к общему консенсусу, в вопросе ограничения территориальных притязаний СССР островной грядой Хабомаи и осторвом Шикотан. Это отражено в подписанной резолюции от 31 июля 1952 года, где японский парламент ратифицировал Сан-Францисский договор: Отныне задачей японского правительства и парламента является возвращение островов Окинава (Рюкю), Огасавара, Щмамищсима, Шикотан и Хабомаи. А о Кунашире и Итурупе - ничего не сказано. Договор обозначил границы государств по итогам Второй мировой войны, но не определил государственной принадлежности Курильских островов. Был зафиксирован лишь общий отказ Японии от прав и претензий на территорию без указания того, под чью юрисдикцию эта территория попадает в будущем, не были определены географические пределы тех островов, от которых отказалась Япония. Этот факт до сих пор дает японским дипломатам повод утверждать, что российские Курилы начинаются севернее Урупа. Премьер-министр Сигэру Ёсида настаивал на том, чтобы только острова Хабомаи и Шикотан не причислялись к Курильским островам, от прав на которые Япония отказывалась. Япония начинает претендовать на "северные территории" вскоре после подписания "договора безопасности" 1951 году с США, Японский ученый Вада Биммей указывает, что "проблема территорий" возникла на почве тайного соглашения между премьер-министром Японии Иосида Сигэру и госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом. А процесс поиска решения Курильского вопроса в советское время назвал "внебрачным ребенком холодной войны". Дальнейшие попытки найти политическое решение Курильского вопроса продолжились после прихода к власти Н.С. Хрущева. С его избранием СССР претерпевает обширные перемены, касающиеся внутренней и внешней политики советского государства. Затронули перемены и отношения с Японией. СССР желает упрочить свое влияние в Тихоокеанском регионе, путем налаживания экономических связей с японской стороной. Также, важней задачей ставилось ослабление американского влияния на Японию. Имелся интерес к развитию хороших отношений и у японского правительства. Готовность японского премьер-министра И. Хатояма прийти к компромиссу между странами, является серьезным отличием от последующих попыток найти политический выход из территориальной проблемы, где инициатором, всегда первой выступала российская сторона, при нежелании японского правительства идти на встречу с предложениями по решению Курильского вопроса. Осенью 1954 года в Японии произошла смена политической власти, и в январе 1955 года премьер-министр Японии Хатояма указал, что «Японии следует предложить СССР нормализовать отношения с ним». 3 июня 1955 года в посольстве СССР в Лондоне начались официальные переговоры между Японией и СССР, призванные остановить состояние войны, заключить мирный договор и восстановить утраченные дипломатические и торговые отношения. Несмотря на то, что попытки вынудить СССР пойти на территориальные уступки не имели международно-правовых оснований, японская сторона продолжала добиваться признания своих притязаний. Более того, в японском проекте договора, представленном 16 августа 1955 года, вновь было выдвинуто положение о передаче Японии Южного Сахалина и всех Курильских островов. Н.С. Хрущев 21 сентября 1955 года заявил, что «Хабомаи и Шикотан настолько близко подходят к Японским островам, что надо учесть интересы Японии». Как показали последующие события, японская сторона не захотела или не смогла под давлением США должным образом оценить «щедрый жест» Н.С. Хрущева. По его мнению, предусмотренная уступка уже принадлежавших СССР территорий побудит японцев заключить на этих условиях мирный договор. Но позиция японской стороны была неотступной. В итоге, не придя к обоюдному согласию, 20 марта 1956 года переговоры были прерваны на неопределенный срок.1 Кутаков Л.Н. История советско-японских дипломатических отношений. М., 1962, с.447. Свое видение перспектив развития двухсторонних отношений Хатояма выразил в своем письме от 11 сентября 1956 года, направленного советскому правительству. (2 Кутаков Л.Н. История советско-японских отношений – М. 1962 В апреле 1960 года СССР было заявлено, что территориальный вопрос между СССР и Японией решен в результате II Мировой войны «соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться». 3Кошкин А. Проблемы мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. //Вопросы истории, 1997, №4, с.138-145. Таким образом, позиция советской стороны полностью свелась к отрицанию существования территориальной проблемы между государствами. Заключение в 1960 военного союза Японии и США вынудило СССР отказаться от подписания мирного договора; передачи Японии 2-х островов Курильской гряды: острова Хабомаи и острова Шикотан, так как советское правительство осознавало, что эти острова могут стать непосредственными военными базами не только Японии, но и США. Таким образом, был упущен еще один шанс восстановления мирных взаимоотношений и разрешение вопроса «Северных территорий» со стороны Японии. Политика послевоенных лет на Дальнем Востоке не привела ни к каким результатам и не оставила предпосылок для дальнейшего сотрудничества СССР и Японии. Назрела необходимость заключения мирного договора с четким разграничением границ. Следующей вехой в отношениях между Россией и Японией связано с именем М.С. Горбачева. СССР начал активно сдавать позиции в Европе: аннулирован Варшавский договор; вывод советских войск из ГДР; согласие на воссоединение 2-х немецких государств. Перестройка в СССР ознаменовалось и крупными кадровыми переменами в союзном МИД. В 1985 году на место представителя жесткой внешнеполитической линии А.А. Громыко был назначен Э. Шеварднадзе. В январе 1986 года он посетил Японию, где провел ряд встреч с японским министром иностранных дел С. Абэ 1Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.283.. Э.А. Шеварднадзе не признал наличие территориальной проблемы. Однако был заключен коммюнике, где содержались принципы условий мирного договора. Таким образом, эти встречи и не включали в себя обсуждение территориальной проблемы, но имели большое значение для обеих стран, так как означали возобновление прямого политического диалога между странами. «Для окончательного разрешения территориальной проблемы и налаживания взаимоотношений СССР и Японии, состоялся официальный визит президента СССР М.С. Горбачева в Японию с 16 по 19 апреля 1991 года. Во время визита обе стороны официально признали наличие территориального спора в двусторонних отношениях и охарактеризовали его, как "проблему территориального размежевания". Состоялись ряд встреч и телефонных разговоров с премьер-министром Т. Кайфу, чтобы выработать единую позицию по спорным вопросам. Было заключено совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 года, где говорилось, что были проведены обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, включая проблему территориального размежевания островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Кроме того, оговаривалось, что будет использован весь позитив, начиная с 1956 года, когда Япония и СССР совместно декларировали прекращения состояния войны и восстановление дипломатических отношений». По советской инициативе был установлен безвизовый въезд на Южные Курилы японских граждан. 1Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.287. Интересен телефонный разговор состоявшийся между президентом СССР М.С Горбачевым и премьер-министром Японии Тосики Кайфу в апреле 1991 года и включал в себя обсуждения по Южно-Курильскому вопросу: Тосики Кайфу. Мы считаем, что улучшение японо-советских отношений и расширение диалога и сотрудничества между нашими странами внесут большой вклад не только в двусторонние отношения, но и в дело мира в Азии и во всем мире. Расширяется политический диалог. До настоящего времени состоялось семь раундов переговоров на уровне министров, а также семь заседаний рабочей группы по мирному договору. То есть усилия для улучшения двусторонних отношений прилагаются. Именно такое улучшение отношений сделало возможным Ваш визит в Японию. Думаю, настал момент, когда высшим руководителям наших стран необходимо принимать смелые решения. Я читал Ваши ответы на вопросы японских корреспондентов от 5 апреля. Вы, в частности, высказали мысль о том, что Советский Союз искренне хотел бы подвести черту под прошлым и начать новый этап - этап построения мирных и дружественных отношений, воплощения в советско-японских отношениях нового политического мышления, добиться исторической справедливости, отказавшись от конъюнктурных расчетов. Михаил Горбачев. Во-первых, хочу констатировать, что речь идет о переговорах делегаций двух великих народов, двух великих держав. Даже если бы мы не хотели этого, этим определяется наша роль в мире и наша ответственность. Если добавить к этому, что мы - соседи, то это - объективный фактор, который нельзя не учитывать. Мы обречены быть соседями. Надо думать, как мы будем жить дальше. Мы очень ценим те отношения, которые у нас сложились с Японией. Мы хорошо знаем друг друга, поддерживаем политический диалог, в меру сотрудничаем. В общем, отношения довольно неплохие, можно и дальше так жить. Но если посмотреть, что произошло за последнее время в мире, то в контексте этих перемен возникает другая оценка наших отношений. Посмотрим теперь на АТР. Прежде казалось, что он находился в состоянии политического анабиоза. Но если говорить даже о позиции Советского Союза, то можно отметить, например, высокий уровень развития отношений с Индией. Огромный прогресс характеризует наши отношения с Китаем. Мы видим большой потенциал для дальнейшего наращивания динамизма этих отношений. У нас нормализовались и выходят на новый уровень отношения с Индонезией, Таиландом, Малайзией, другим....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: