VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Место и роль Японии в мировой экономике, эволюция в XXI в

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007784
Тема: Место и роль Японии в мировой экономике, эволюция в XXI в
Содержание
Автономная не коммерческая организация высшего профессионального образования Московский Гуманитарно-Экономический Университет

                                  Факультет Юридический 

                                 Кафедра Таможенное дело 





                       





                             Насретдинов Родион Мансурович

 Место и роль Японии в мировой экономике: эволюция в XXI в.

Курсовая работа студента 2 курса группы ТО-22 очной формы обучения, по дисциплине «Мировая Экономика»

























                                                                                                                Научный руководитель:

                                                                                                Шишкин А.И.





























                                                          2017


СОДЕРЖАНИЯ



Введение 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯПОНИИ.

1.1 Общая характеристика Японии 

1.2 Причины Японского экономического подъёма 

2. РОЛЬ ЯПОНИИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

2.1 Показатели экономического развития Японии

2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии 

3. ВНЕШНИЕ СТРАТЕГИИ ЯПОНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В XXI ВЕКЕ.

3.1 Главные тенденции и проблемы экономики Японии

3.2 Российско-японские отношения

БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ




ВВЕДЕНИЕ



Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения, сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий.

Нынешние позиции Японии в мировом хозяйстве – результат его экономического развития во второй половине текущего столетия. Также стоит отметить, что в экономики Японии огромную роль сыграли послевоенные экономические реформы, без которых «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться. 

По объёму экспорта товаров и золотовалютных резервов Япония занимает третье место в мире. Эта страна опережает все капиталистические страны, кроме США, по объёму расходов на НИОКР.

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортёров продукции машиностроения и наукоёмкой продукции стало итогом её промышленно и научно-технического развития. 

Хотя разговоры о «японском чуде» уже прекратились, «феномен» Японии продолжает волновать умы специалистов и неспециалистов. Япония по-прежнему развивается более динамично, чем другие капиталистические страны. Из всех неурядиц она выходит более сильной и уверенной в себе, неуклонно укрепляя свои экономические (вместе с ними и политические) позиции на мировой арене.


1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯПОНИИ.



1.1 Общая характеристика Японии 



Япония – самая восточная страна мира, состоящая из островов Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и Хонсю и многочисленных примыкающих к ним мелких островов. Территория – 377 972 км2. Столица – Токио. Административно – территориальное деление – 47 префектур. Официальный язык – японский. Основные религии – синтоизм и буддизм. Денежная единица – йена. 

В экономически активном населении Японии преобладают наёмные работники – 44,5 млн. человек. Самостоятельные хозяева – 9,1 млн. чел., помогающие члены семьи - 5,5 млн. 

В Японии почти нет полезных ископаемых. Практическое значение имеют лишь запасы каменного угля, медной и свинцово – цинковой руд. В последнее время благодаря новым технологиям становятся рентабельным использование ресурсов Мирового океана (добыча марганцевых конкреций с океанского дна, извлечение урана из морской воды и т.д.). 

С конца 80-х гг. в связи с обострением экономических противоречий с основными торговыми партнёрами, нарастанием конкуренции со стороны новых индустриальных стран в Японии была начата структурная перестройка экономики в направлении расширения внутреннего спроса, дальнейшего повышения роли сферы услуг и информатики в экономики, развития собственного научного – технического потенциала. Важным элементом приспособления японской экономики к новым условиям стал перевод производственных мощностей обрабатывающей промышленности за границу – в страны с ёмкими рынками или с более дешёвой рабочей силой и более благоприятными валютными курсами.

На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: производство связи и информатики, новых материалов, биотехнологий. Страна занимает первое место в мире по производству судов (52% мирового объёма), автомобилей (23,9%), тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов. На долю Японии приходится 18,4% мирового производства телевизоров, 14,3% - выплавляемой стали, 12,3% - искусственных волокон. Японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран и т.д.). Более 1/2 энергобаланса приходится на нефть, но возрастает значение гидро- и атомной энергетики. Основным видом транспорта является автомобильный (52,1% грузовых и 59,4% пассажирских перевозок). Протяжённость автодорог – 1,2 млн. км, из них около 5 тыс. км скоростных. Протяжённость железных дорог – около 30 тыс. км. Тоннаж морского торгового флота Японии занимает второе место в мире. 

В Японии самый низкий среди промышленно развитых стран уровень инфляции и безработицы. В то же время в Японии больше продолжительность рабочего времени – 2088 ч. в год (в США – 1924, в ФРГ – 1655). Среднемесячная заработная плата рабочего – 345,3 тыс. йен. Ежегодный рост реальной заработной платы в среднем составляет 2%. 

Сельское хозяйство играет значительную роль в экономики Японии, хотя удельный вес сельскохозяйственной продукции в ВНП снизился до 2,2%.Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Методика возделывания риса и других зерновых, а также ряда овощных культур была ввезена в страну из Китая через Корею. С тех древних времен в Японии выращивают рис, пшеницу, ячмень, просо, соевые бобы, редьку, огурцы. Древнейшие крестьянские орудия труда изготовлялись из дерева или камня. Когда в страну из-за рубежа проникла технология обработки железа, производительность труда в сельском хозяйстве резко возросла. В аграрный оборот были вовлечены заболоченные участки и освобожденные от камней горные террасы. С появлением городов начался отток населения из сельских районов. Более половины урожая изымалось в качестве налогов, поэтому крестьяне постоянно жили на грани голода. Крестьянский труд пришлось интенсифицировать, прежде всего, за счет освоения новых земель, применения удобрений. Из-за крайней ограниченности сельскохозяйственных угодий животноводство было развито сравнительно слабо. Рис оставался основной сельскохозяйственной культурой, к тому же весьма трудоемкой, что сказалось на формировании национального характера. После открытия страны для международных контактов японцы проявили огромный интерес к европейской и американской аграрной практике. Однако ситуация с землей в Японии значительно отличалась от ситуации в странах Запада, и поэтому перенос зарубежных технологий на японскую почву не давал результатов. В итоге основой сельскохозяйственного производства в Японии так и осталось рисоводство. Довольно долго в аграрном секторе Японии из-за миниатюрности крестьянских наделов не могла привиться механизация. Лишь после земельной реформы 1946 г., когда значительные участки плодородной земли были изъяты у помещиков и по низкой цене распределены между фермерами, сельское хозяйство стало приобретать современные черты. Государство поддержало процесс формирования сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивших кредитование крестьянских хозяйств и применение на полях сельхозтехники, удобрений, новых интенсивных технологий. С конца 50-х гг. начался процесс ускоренной урбанизации страны, сопровождавшийся массовым оттоком рабочих рук из деревни. На фермах оставались в основном лишь пожилые люди и дети. Обработка земли вблизи городов приобрела повременный характер, когда работники приезжали в деревню лишь в период очередной страды - посева, уборки урожая. 



1.2 Причины японского экономического подъема




Обычно принято считать, что своим успехом Япония обязана высокой норме капиталовложений, низкой заработной плате, форсированному экспорту своей продукции и отсутствию больших военных расходов. Это, несомненно, так. Достаточно сказать, что норма капвложений в начале 70-х годов достигла в Японии небывалого для стран Запада уровня: 38—39%. Но в то же время успех экономического развития Японии зависел и от ряда других причин.

Экономическое и научно-техническое развитие Японии в послевоенный период опиралось и ориентировалось на растущий массовый спрос как внутри страны, так и за рубежом, имевший, прежде всего потребительский характер. Постоянно возрастало обратное воздействие личного потребления на производство и его эффективность. В результате японский бизнес быстро окупал свои затраты, реализовывал высокую норму прибыли, а растущее накопление немедленно направлял в производственное инвестирование. Правящие круги и бизнесмены страны хорошо понимали, что при высоких темпах экономического роста, поддерживаемых растущей нормой капвложений, существует реальная опасность вхождения хозяйства страны в порочный круг «производства ради производства», и делали все, чтобы избежать его на основе быстрой оборачиваемости оборотного и окупаемости основного капитала, высоких темпов капитального строительства и нововведенческого процесса, четкой организации производства.

В Японии очень серьезно была воспринята мысль о том, что недоплата трудовых усилий или, что еще хуже, уравнительная оценка разных результатов труда, а также экономически необоснованная переплата не способствуют росту производительности труда всего коллектива, созданию положительного климата на производстве. Японскому капиталу удалось заинтересовать широкие массы трудящихся в производительном труде путем продуманной системы его оплаты в соответствии с его количественными и качественными параметрами, с учетом конечных результатов не только отдельного работника, но и всего кадрового состава предприятия.

Таким образом, были приведены в действие общественные силы, обеспечившие быстрый экономический и технический прогресс страны. Этой же цели служила система пожизненного найма, формирование профсоюзов не по отраслевому, а по фирменному признаку, четкая премиальная система, привязанная к результатам труда и к продолжительности трудового стажа. Размер премий, стимулирующих те или иные показатели эффективности производства, может достигать на японских предприятиях полугодовой суммы заработной платы.

Средний японец оказался в итоге органически втянутым в процесс расширения и совершенствования производства, ускорения НТП. Этому способствовала созданная ранее в стране система образования, которая была расширена и усовершенствована. Ныне практически каждый японский промышленный рабочий имеет законченное среднее образование. Большой толчок в своем развитии получила система высшего образования с ориентацией, прежде всего на инженеров и других технических специалистов. Кроме того, Япония поставила перед собой националистические цели стать лучше других, превзойти развитые в промышленном отношении страны. Широкие массы рабочих в Японии всячески привлекаются к участию в рационализации труда и производства, контролю качества производимой продукции. Высокое качество товаров позволило завоевать Японии ведущее место в мире по конкурентоспособности, производимой продукции.

Японский стиль управления американцы часто называют скрытым экономическим оружием Японии. В США его внимательно изучают, приглашают японских менеджеров и других специалистов не только для обмена опытом, но и для проведения конкретных работ по перестройке систем управления американскими корпорациями.

В Японии обращает на себя внимание так называемый социальный контракт, в соответствии с которым многие конфликтные ситуации сознательно избегаются путем переговоров, вовлечения профсоюзов в систему принятия решений. Так, широко практикуются консультации между менеджерами и представителями профсоюзов по конкретным вопросам управления производством, составления планов, условий труда, коллективных договоров, выдачи премий и т. д. Помимо этого промышленный бизнес поддерживает тесный контакт с правительственными ведомствами и банковским капиталом.

Наряду с образованием и стимулированием трудовой активности важным фактором в повышении степени использования «человеческого капитала» являются затраты на НИОКР. Сегодня Япония по этому показателю занимает второе место в капиталистическом мире, превосходя по числу научных работников Великобританию, Францию и ФРГ, вместе взятых. Хотя Япония более чем в 2 раза отстает от США по общей сумме затрат на НИОКР, темпы роста этих затрат здесь были выше.

Государство, занимающее меньшую долю в создании ВНП, чем в США и странах Западной Европы, оказалось в Японии настоящим катализатором экономического роста и научно-технического прогресса. В результате возникает так называемая японская корпорация — объединение промышленных фирм, банков, профсоюзов и государства, столь грозное для американских и западноевропейских конкурентов.

Первыми отраслями, к которым была применена новая промышленная политика, были сталелитейная, угольная и электроэнергетика. По мере своего развития эта политика становилась сложнее и утонченнее, она распространилась на судостроение, автомобильную и химическую промышленность, еще позже — на станкостроение и другие машиностроительные отрасли.

В начале заимствование чужой техники и технологии Японией имело характер простой имитации. Однако постепенно имитация переросла в серьезную переработку исходной идеи и ее технологического воплощения. Сегодня Япония закупает лучший американский образец изделий или лицензию и ставит задачу создать практически новый продукт более высокого качества, нежели иностранный прототип. На повестке дня третий этап — технологическая независимость страны.

Всячески поощрялся экспорт наукоемкой продукции, и, прежде всего электронной техники. В результате страна превратилась из чистого импортера в чистого экспортера новой техники. Япония стала предлагать мировому рынку продукты, практически часто не имеющие конкуренции в других странах, созданные в значительной степени на базе собственных исследований и разработок. Японцы не делают секрета из того, что они хотят превратить свое высокоиндустриальное общество в общество, основанное на глубоких знаниях и высокой технологии.

Нельзя сбрасывать со счетов и особенности японского национального характера, национальных черт в социально-экономическом развитии страны. Как уже отмечалось, Япония показала пример эффективного заимствования иностранной техники и технологии, его быстрого освоения и распространения. Эта особенность связана не только с гибкостью государственного вмешательства в экономику страны, но и со спецификой японской культуры, философии и национального характера.

Как широко признано в Японии, быстрый экономический и особенно научно-технический прогресс Японии был бы невозможен в условиях крупномасштабных военных расходов и военного производства. Известно, что доля военных расходов в ВНП здесь намного ниже, чем в США: до последнего времени она не превышала 1%.

Сегодня можно с большой уверенностью утверждать, что прошли времена, когда военное производство было пионером в создании образцов новой техники. Теперь скорее наоборот: военный сектор использует и монополизирует технические новинки, созданные в гражданском секторе, мешая их коммерциализации.

 Японский бизнес демонстрирует в целом большую гибкость, способность к восприятию новшеств, переменам, перестройкам. Огромную роль в этой подвижности играет внешняя торговля Японии, постоянно ориентирующаяся не только на самые передовые технические потребности в современном мире, но и на их изменчивость, диверсифицированность. Недостаточная емкость внутреннего рынка заставляет страну все время ориентироваться на рынки других стран.

Япония представляет собой яркий пример сочетания жесткого протекционизма с агрессивной экспортной политикой. Высокий протекционистский барьер не привел к изоляции японской промышленности от внешнего мира. Более того, со временем протекционизм стал служить Японии не только средством защиты отечественных производителей, но и инструментом агрессивного экспорта, призванного завоевать внешние рынки.

В целом можно сказать, что японский капитализм характеризуется рядом национальных особенностей, отличающих его от классического капитализма Западной Европы и США. Не случайно японцы обычно не относят свою страну к Западу. Японский капитализм менее статичен, более социализирован, несет в себе отпечаток феодальных пережитков, получивших в новых условиях новое качество. Это, так сказать, в известном смысле капитализм с большим развитием коллективных, кооперативных начал.




2. Роль Японии в современной мировой экономике



2.1 Показатели экономического развития Японии



ВВП Японии сократился на 12,1% в декабре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (Приложение, Рис.1.). 

По данным Министерства финансов Японии, за 2008-2009 годы профицит торгового баланса вырос в 6 раз: в сентябре 2008 года он составлял 90 млрд. иен ($1 млрд.) в сентябре 2009 года - 529,6 млрд. иен ($5,7 млрд.) По сравнению с сентябрём 2008 года, в 2009 году профицит в торговле с Россией сменился дефицитом и составил 52,65 млрд. иен ($580 млн.). Годом ранее в Японии был зафиксирован профицит торгового баланса в размере 90 млрд. иен ($1 млрд.).

Дефицит торгового баланса Японии с Россией в сентябре 2009 г. составил 52,65 млрд. иен ($580 млн.). Объем экспорта из Японии в Россию снизился на 87% - до 25,42 млрд. иен ($280 млн.), объем импорта в Японию из России сократился на 33,1% - до 78,01 млрд. иен ($860 млн.) .

Безработица в Японии с учетом сезонных изменений в октябре 2008 года неожиданно снизилась до 3,7 процента с 4,0 процента месяцем ранее.

Аналитики ожидали, что этот показатель окажется на уровне 4,2 процента.

Отношение количества вакансий к числу претендентов в октябре составило 0,80, что означает, что на 100 претендентов было предложено 80 рабочих мест. Это самый низкий уровень с мая 2004 года. Экономисты ожидали, что это показатель достигнет 0,82.

Доля страны в мировом экспорте составляет более 1/10. На промышленные товары приходится 98% экспорта (Приложение, Рис.4.).

Доля Японии в мировом импорте - около 1/10. Импортируется в основном сырье и топливо (Приложение, Рис.5.)

Сальдо торгового баланса Японии в июле снизилось до ?380.2 млрд. Экспорт за год сократился на 36.5% (в июне падение составляло 35.7%), в то же время импорт сократился за год на 40.8%(месяцем ранее падение составляло 41.9%). Ухудшение баланса произошло по причине роста импорта в июле относительно июня на 9.1%, виновником стал Китай, импорт из которого вырос за месяц на 10.9%, в то время как экспорт в Китай вырос всего на 4.5% .

Индекс промышленного производства: по отношению к 2005 году, показатели которого приняты за исходные 100 баллов, индекс промышленного производства в апреле 2009 составил 74,3 балла. (Рис. 3) .

Индекс потребительских цен

Базовый индекс потребительских цен (CPI) в Японии вырос на 1,9 процента в октябре 2008 года по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года. Темпы роста базового индекса потребительских цен в сентябре составили 2,3 процента. В августе они были на невиданном за последние десять лет уровне 2,4 процента.

Розничные продажи в Японии снизились в октябре 2008 года на 0,6 процента в годовом исчислении. Аналитики, опрошенные Рейтер, ожидали, что объем продаж сократится на 0,9 процента. В месячном исчислении с учетом сезонных факторов объем розничных продаж в Японии также уменьшился на 0,6 процента. В сентябре объем розничных продаж сократился на 0,3 процента в годовом исчислении и на 0,5 процента - в месячном.

Итак, основным фактором роста экономики остается экспорт, который дал прибавку за год 3.7%, чистый экспорт обусловил прирост на 2.2% из общего прироста на 2.4%. Прирост частного потребление обусловил 1% годового прироста ВВП




2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии



Экономические успехи Японии в послевоенные годы были бы немыслимы без четко продуманной и весьма эффективной на практике внешнеэкономической стратегии. Еще во второй половине XIX в. стало очевидным, что без налаживания широких экономических связей с зарубежными странами рост экономической мощи Японии невозможен. Обладая намного более слабой сырьевой и энергетической базой по сравнению с большинством развитых стран мира, Япония в гигантских масштабах вынуждена импортировать нефть, газ, железную руду, коксующийся уголь, хлопок, шерсть, продовольствие и т.п. для обеспечения потребностей развивающейся промышленности и нужд потребительского рынка.

Японское хозяйство не отличалось открытостью своего внешнеэкономического порядка. По величине экспортной квоты, масштабам иностранного капитала она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 12% ВВП. Последний показатель близок внешнеторговой квоте США, но в 1,5 раза уступает величине экспортной квоты ЕС. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт. Около 1/4 продукции машиностроения направляется на внешний рынок.

Существенные изменения претерпела структура экспорта. При высокой доле автомобилей (16,3%) и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения, научного оборудования. Доля наукоемкой продукции снизилась до 24% экспорта обрабатывающей промышленности (38% в 1995 г.).

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: суда - 25,6%, легковые автомобили - 17,9, сталь - 17,4, двигатели внутреннего сгорания - 14,7, электромашиностроение - 14,5, полупроводники - 12, транзисторы - 12, конторское оборудование - 9,4, телекоммуникационное оборудование - 5,8% .

Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом. На нее приходится свыше 10% мирового импорта нефти, камень угля, хлопка и шерсти, крупные позиции занимает рыба. В структуре импорта, как и в других развитых странах, основное место, но более низкое, занимает продукция машиностроения - 32%, его доля значительно возросла. Снизилась доля импорта руд металлов. Япония выступает одним из крупнейших в мире импортером продовольственных товаров: около 10% мирового импорта зерновых, масличных семян, мяса и около 5% бананов, молочных продуктов, волокон, сахара и тропических напитков. Эти данные показывают влияние Японии на сельскохозяйственную политику других стран.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США и КНР, На американском рынке реализуется 25% японского экспорта и обеспечивается 15,4% импорта. В свою очередь Япония - один из крупнейших торговых партнеров США после Канады, КНР, Мексики - до 10% американского экспорта. В импорте из США возросла доля минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, Малайзии -- 26% ее импорта и 16% экспорта, Сингапуру -- 21% его импорта и 17% экспорта, Южной Корее -- 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР.

Начиная с 1980-х годов Япония прилагает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Осуществляются крупномасштабные национальные программы цель которых - поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП.

С 1980-х годов произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала, что было предопределено превышением национальных сбережений над капиталовложениями, которое в 1980-1990-е годы составляло от 5 до 10% ВВП. Ведущей формой вывоза стал ссудный капитал. Основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (21,2%), в электромашиностроении, химии, торговле и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%), где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах идет Западная Европа.

Произошло массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии (20% общего объема прямых капиталовложений). Здесь основные центры притяжения японского капитала - КНР и Индонезия, Таиланд. Следствием политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров. Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта - свыше 40%. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт, туда из Северной Америки и Западной Европы.

Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Объем ИПК в Японии составляет только 1,2% общемировых иностранных инвестиций (1990 г. - 0,5%). В середине 2000-х годов на компании с иностранным капиталом приходилось 1,5% общих продаж в Японии. С конца 1990-х годов приток ИПК резко возрос в значительной мере за счет поглощения японских компаний. Финансовый кризис 1997 г. способствовал значительному открытию японского хозяйства для капитала западных стран. Почти наполовину он сосредоточен в финансовой сфере. Основными донорами капитала были компании США (16%), Нидерландов, Германии, Сингапура.

Япония стала одним из крупнейших кредиторов ссудного капитала и экономической помощи. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став одним из крупнейших доноров (2000-е годы -- 20%). Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 70%), где Япония является его крупнейшим донором (около 50%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов [8].

Итак, несмотря на некоторые новые моменты во внешнеэкономической стратегии Японии, ее главной задачей остается обеспечение высоких темпов роста внешней торговли в рамках уже сложившейся структуры.

В качестве одной из главных задач при определении нового курса во внешнеэкономической сфере Японии выдвигается необходимость сокращения импорта сырья и энергоносителей. Критиками нынешнего курса предлагается и другой путь - ориентация преимущественно на внутренний рынок и различные меры по снижению себестоимости готовой продукции. По мнению некоторых японских экспертов, этого можно было бы достигнуть за счет переноса некоторых производств за границу, в основном в те регионы мира, где уровень зарплаты значительно ниже, чем в Японии. Дополнительные выгоды можно было бы иметь, если та, куда инвестируется японский капитал, располагает промышленным сырьем, в котором нуждается Япония. Эта идея уже получила практическое воплощение в некоторых отраслях.









3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ И РОССИИ



3.1 Внешняя торговля



В обороте мировой торговли на долю Японии приходится 7,3%. Ей принадлежит 12,8% мировых золотовалютных резервов. О степени вовлечённости страны в мировую торговлю принято судить по экспортным и импортным квотам её экономики. Экспортная квота Японии составляет 10,5% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении – 10,4%. Эти значения более чем в двое ниже соответствующих показателей для всех крупных стран Западной Европы и близки к внешнеторговой квоте США. Более подробное представление о характере участия Японии в мировой торговле даёт товарный состав её экспорта и импорта.

Главным торговым партнёром Японии в настоящее время является США. В прошлом крупнейшими партнёрами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива. Вырос совокупный вес растущих рынков Азии – Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Таиланда. В этом регионе сосредотачиваются кооперационные связи японских ТНК. Поднялась также значение рынков стран с переходной экономикой.

Что касается экспорта и импорта продукции то необходимо учесть то, что Япония экспортирует: машины и оборудование, электронику, металлы и металлоизделия, химические продукты, железо и сталь, текстиль. В такие страны, как: США, Южная Корея, Тайвань (электрооборудование), Сингапур (железо и сталь), Китай, Германия, Таиланд, Малайзия, Великобритания. Импортирует: промышленность и сырье, полуфабрикаты, топливо и продовольствие, машины и оборудование, химическую продукцию. Из стран: США, Канада (машины и оборудования), Китай (продукты химии), Южная Корея (продукты питания), Австралия (продукты нефтехимии), Тайвань, Индонезия, Германия.


3.2 Современные внешнеэкономические связи Японии

япония экономика внешний торговля

В условиях дефицита сырьевых ресурсов внешнеэкономические связи Японии традиционно были ориентированы на обеспечение промышленности необходимыми топливными и сырьевыми материалами. Экспорт служил средством получения валюты, необходимой для оплаты жизненно важного импорта. Таким образом, внешняя торговля всегда являлась основной формой участия Японии в системе мировых хозяйственных связей.

В последние годы, в виду структурной трансформации капиталистической экономики, произошло смещение акцентов и во внешнеэкономической стратегии Японии: японский экспорт сегодня уже не является единственным источником «добывания средств» для импорта. В то же время во внешнеэкономических связях Японии сохраняются существенные диспропорции. Вывозится в основном продукция обрабатывающей промышленности, причем более 40 % всего экспорта приходится лишь на две группы товаров - изделия электроники и легковые автомобили. В импорте Японии по-прежнему ощутимо значение группы промышленного сырья и минерального топлива. Но вместе с тем, благодаря успешной экономии всех видов ресурсов, в структуре японского импорта неуклонно растет удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности.

Рассмотрим те обстоятельства, которые в наибольшей степени влияют на формирование внешнеэкономической стратегии Японии. В первую очередь специализацию Японии в системе международных хозяйственных связей определяют факторы «внутреннего» порядка, а именно - структурная перестройка японского хозяйства, переход к преимущественному развитию наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Во-вторых, в последние десятилетия усиливается тенденция к переходу японских компаний от экспорта к развертыванию производства за рубежом. Экспорт капитала в данном случае - есть расширение зарубежного производства готовой промышленной продукции взамен простого товарного экспорта. Япония активно наращивает «официальную помощь» развивающимся странам, которая позволяет ей «проторить дорогу» для последующего экспорта японских товаров.

В-третьих, Япония вошла в число крупнейших экспортеров как предпринимательского, так и ссудного капитала. Объем прямых зарубежных инвестиций японских компаний на 2004 г. составил 463 млрд. долл., а общая сумма зарубежных кредитных активов Японии над ее обязательствами в настоящее время превышает 1 трлн. долл. 

В-четвертых, одной из важнейших черт внешнеэкономической деятельности Японии является расширение ее участия в международной торговле технологиями. Доля Японии в мировом импорте технологий составляет около 20 %.

Несмотря на перечисленные выше изменения во внешнеэкономической стратегии Японии, японские корпорации продолжают рассматривать товарный экспорт как одно из необходимых направлений хозяйственной активности. С одной стороны, экспорт необходим Японии для реализации произведенной продукции. С другой стороны, по-прежнему сохраняется довольно высокая зависимость Японии от ввоза сырья, топлива, продовольствия, что обуславливает важность международного товарообмена для японской экономики и т.д. Основной характеристикой международной специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукции.

Несмотря на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая электроника, медицинское оборудование). В настоящее время японские компании предпринимают серьезные шаги, направленные на преодоление имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов.

В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в процентном отношении в товарообороте Японии 29,1 %; Южная Корея - 6,1 %; ФРГ - 5,1 %; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4 %; Канада - 3,2 %; Великобритания - 3,1 %; Индонезия - 2,9 % и Гонконг - 2,8 %. Эти страны являются основными контрагентами Японии, как по экспорту, так и по импорту товаров. Торговля Японии с большинством стран носит ярковыраженный «прояпонский» характер. Концентрация экспортной экспансии на ограниченный круг географических и товарных рынков (США, страны ЮВА и ЕС) служит основой торгово-экономических противоречий. В настоящее время до 40 % японского экспорта в развитые капиталистические страны подвергается тем или иным ограничениям.











































Библиографический список



1.Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Государственная н.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44