- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
М
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008934 |
Тема: | М |
Содержание
ФГАОУ ВО «Южный Федеральный Университет» Академия психологии и педагогики Кафедра начального образования КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «М.В. Ломоносов: его вклад в развитие Российской науки и образования» Выполнила студентка 1 курса профиля «Начальное образование и иностранный язык» Михеева Анастасия Николаевна Научный руководитель: к.пед.н., доцент Гусева Татьяна Константиновна Ростов-на-Дону 2017 Оглавление Введение……………………………………………………………………….. 3 Глава I. Теоретические основы анализа деятельности М.В. Ломоносова и его вклада в педагогическую науку …………………………………………. 5 I.1. Важнейшие теоретические идеи М.В. Ломоносова………………. 5 I.2. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова, ее этапы и принципы………………………………………………………………… 10 I.3.Академия наук и создание Московского университета…………… 15 Глава II. Вклад М.В. Ломоносова в современное образование……………………………………………………………………………… 19 II.1. Основная характеристика «теории о трёх штилях» М.В. Ломоносова……………………………………………………………………….. 19 II.2. Значение «теории» в современной системе образования………………………………………………………………………… 22 Заключение…………………………………………………………………….. 29 Список использованной литературы………………………………………… 31 Введение Многовековая история человечества насчитывает много разносторонне одаренных людей. И среди славных имен есть особенно нам близкое и дорогое – имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, философия и литература, метеорология и химия, история и искусство, география и металлургия, геология и астрономия–вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. В России в период бурных преобразований Петра I многое изменилось. Активизация человеческой деятельности породила новые тенденции в восприятии мира. Созревала новая культура, идущая на смену церковно-феодальной, которая господствовала в течение столетий. Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть происходящих перемен. М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, богатством и широтой. Идеи и открытия великого русского ученого до сих пор востребованы и не утратили своей привлекательности и убедительности. Скорее всего потому, что гений его стремился не к собственному торжеству над людьми и идеями, а к выяснению и утверждению истины. Система образования с момента ее появления всегда модернизировалась. Основой всех современных образовательных программ, безусловно, являются труды и разработки наших предшественников, великих деятелей прошлых веков. Все то, что сейчас широко применяется в быту, чему обучают в образовательных учреждениях, что известно во всем мире и воспринимается, как факт было исследовано и открыто выдающимися учеными, среди которых особое место занимает гениальный М.В. Ломоносов. Ведь благодаря его проектам, нововведениям, научным работам, переводам, поэтическим произведениям сущность образования кардинально изменилась. Ломоносов был непосредственным продолжателем идей Петра I, он смог привить народу (не зависимо от чина) ценность образования и убедить всех в его значимости. По его мнению, образование должно быть доступным для всех, потому что главной целью он видел - правильное воспитание молодежи. Ломоносов сделал много для дальнейшего развития педагогики, ведь в течение десяти лет разрабатывал специальные пособия. Очень много внимания уделял науке и образованию, педагогические труды не дают в этом усомниться, действительно, его вклад необычайно велик. Достижения этого известного ученого всегда актуальны, потому что труды М.В. Ломоносова позже были взяты за основу, и потом по ним развивалась образовательная система России. Объект исследования: труды М.В. Ломоносова и его педагогическая деятельность Предмет исследования: идеи М.В. Ломоносова, повлиявшие на развитие Российской науки и образования. Цель исследования: изучить педагогическую деятельность М.В. Ломоносова и рассмотреть ее значение в современном образовании. Гипотеза исследования: педагогические труды М. В. Ломоносова оказали огромное влияние на развитие современной системы образования. Задачи исследования: 1. Изучить основные труды М.В. Ломоносова в педагогике; 2. Рассмотреть важнейшие научные идеи М.В. Ломоносова и определить их сферу применения; 3. Выявить особенности теоретических разработок ученого в педагогической деятельности; 4. Установить значение учения в современном образовании; 5. Обобщить результаты исследования в виде данной курсовой работе. Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ литературных источников, синтез. Глава I. Теоретические основы анализа деятельности М.В. Ломоносова и его вклада в педагогическую науку I.1. Важнейшие теоретические идеи М.В. Ломоносова Наследие рукописей М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики удивляет и восхищает. М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, риторикой и геологией, физикой и химией, демографией, историей и географией, декоративно-прикладным искусством и астрономией. В XVIII веке из литературных произведений он пишет оду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г., трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимн бороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «Петр Великий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этого периода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развития русского языка XVIII века. В это же время М. В. Ломоносов пишет свои первые работы по горной металлургии – «Первые основания металлургии или рудных дел», по истории и географии – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», по риторике и геологии – «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии – «О размножении и сохранении российского народа», по физике и химии – «Элементы математической химии», «Размышления о философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплении и расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще», по декоративно-прикладному искусству и астрономии – мозаика «Полтавская баталия», мозаический портрет «Петр Великий» «Явление Венеры на солнце» и многие другие. Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, проводил бесчисленные эксперименты и читал лекции. Творческий итог его деятельности - свыше 46-ти работ. Можно сделать вывод, что Российская наука получила благодаря этому великому ученому «термоядерный импульс» [9]. Рассмотрим более подробно научные направления, над которыми трудился Ломоносов. У него получилось объединить в своём творчестве главные области знаний, фундаментальные, основополагающие их проблемы, и настолько глубоко проникнуть в самую суть непонятых в его время явлений и идти на много шагов впереди своего времени. Основной областью своей деятельности М.В. Ломоносов считал химию. Логическое единство, которого добился Ломоносов, представляет собой его понимание единства природы и существования немногих фундаментальных законов, которые лежат в основе всего целостного многообразия различных явлений. Это единство представляют не только его труды, которые относятся к естественным и гуманитарным отраслям – оно прослеживается между ними, а также между его поэтическим творчеством, учёный хотел построить свою «Натуральную философию» взяв за основу объединяющие идеи. Главное выдающееся естественнонаучное достижение М. В. Ломоносова – его молекулярно-кинетическая теория тепла. Опровергая одну теорию, им предложена другая, в которой с помощью бритвы Оккама он отсекает лишнее понятие теплорода. Его рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Его теория, конечно, больше критиковалась, чем принималась учеными. М.В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из молекул, которые являются «собраниями» элементов – атомов. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, которые сопутствовали дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи. В 1740-х годах М.В. Ломоносов в работах «Начало физической химии потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться» и «Введение в истинную физическую химию» можно увидеть наброски будущего курса новой науки, которая более строго оформилась к январю 1752 года. Именно тогда М.В. Ломоносовым была намечена огромная программа изучения растворов, которая до сих пор не полностью реализована. Главной особенностью этой науки являлся его метод, который подразумевал исследование связи химических и физических явлений. Настоящая методика касается не только химии и физики, но и вопросов химизма, сопровождающего электрические опыты и оптические явления – свойств объектов исследования, химического их состав и молекулярного строения. Этот методологический круг можно определить, перефразируя самого учёного, как «оживляющий» теорию и делающий практику «зрячей» [2]. В химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752–1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. Здесь им было проведено более 4000 опытов, разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» – смальт). В фундаментальных научных исследованиях М.В. Ломоносова по химии стекла, в которых упомянуто четыре тысячи опытов, можно увидеть три крупных этапа: расширение ассортимента исходных материалов; получение сравнительно чистых разных минеральных красителей; изучение действия красителей на стекло. Ему всегда была интересна природа света и цветов, тогда же он задумал ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями М.В. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей химической лаборатории эксперименты, когда он получил такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ. Результат этого набора научных исследований - создание им собственной теории света и цвета. Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М.В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов. Эта страница деятельности М.В. Ломоносова – яркий пример органичного сочетания всего разнообразия его способностей. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и ожидаемо астрономами мира. Данный феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М.В. Ломоносова – «пупырь»), получил его имя – «явление Ломоносова» [2]. Учёный сконструировал и построил несколько новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М.В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света». М. В. Ломоносов всю жизнь занимался созданием приборов для ночных наблюдений, но ему не суждено было увидеть реализацию этой идеи. В работах М.В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей – формированию основ теории электричества. Учёный в 1743 году написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике – «Риторика» 1748 года, которая стала первой в России хрестоматией мировой литературы, которая включала в себя также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде им выделена собственно риторика – учение о красноречии вообще; оратория – наставление к сочинению речей в прозе; поэзия – наставление к сочинению поэтических произведений. «Российская грамматика» – основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение слов. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов, разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трёх штилей». М. В. Ломоносов - историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории и считал, что русы, роксоланы происходят с побережья Чёрного моря. Его основной труд по истории – «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи [8]. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. ...он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, …учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.» - писал А.С. Пушкин о гении XVIII века [14, С. 12]. I.2. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова, ее этапы и принципы В XVIII век — век Просвещения — было оказано благотворное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Для этого периода характерно появление целого ряда школьных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, которые поддерживали официальные круги. Преобразования Петра I положили начало светскому образованию. Ломоносовым была разработана оригинальная педагогическая теория, отличающаяся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога заключается в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи. Двадцать лет Ломоносов занимался организацией учебного дела в стране, внедрял классно-урочную систему обучения, фундаментальные методические учебные пособия разрабатывал учебные планы, программы по предметам, преобразовывал работу академической гимназии и университета. Период Ломоносова в педагогике и просвещении называют «новым периодом русской образованности». Он утверждал, что при обучении детей необходимо обращать внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого. Ломоносовым была определена взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из его важнейших заслуг – основание Московского университета, где высшее образование могли получать не только дворяне, но и представители низших сословий. В век французской моды, Ломоносов ввел преподавание на родном русском языке. И в педагогической деятельности Ломоносова условно выделяют ряд этапов. Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. По его мнению, большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью. Разработка учебных пособий на русском языке. Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. 28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собрание «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». Уже в этот период Ломоносов считал необходимым составить новый регламент (устав) Академического университета. Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский университет был открыт в 1755 году. В нем было три факультета: философский, юридический, медицинский. При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой было записано несколько сотен человек. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение важных педагогических задач. Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности [12]. Демократизм Ломоносова выразился в его стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он стоял на мысли, о том, чтобы расширить сеть школ, число обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он думал о привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для всех сословий. Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, для того чтобы они больше времени уделяли учению. В отличие от западноевропейских университетов Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России и отказался от богословского факультета, так как «во всех университетах деление на факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые науки преподаются только в подведомственных ему школах...» [11, C.14]. Особенностью программы Ломоносова была ориентация на общественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал в первую очередь исходить не из количества кандидатов, которые пригодны для замещения профессорских вакансий, а из потребностей страны. По его мнению, это необходимо для того, чтобы «план университета служил во все будущие годы». Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В начале XIX в. осуществили последовательную систему образования — от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны. Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносовым высоко оценивалась общечеловеческая нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность» [11, C.12]. Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый призывал совершать добрые поступки. Ломоносов учел в каких условиях будет происходить трудовая деятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть счастливым. В понятие «счастье» им вкладывался особый смысл, подразумевая под ним возможность служить на благо отечества. Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей и по его мнению, интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется непременно в семье и школе. В публицистических работах Ломоносов отмечал, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он предлагал оградить детей от вредного влияния семьи и заниматься воспитанием в условиях учебных заведений. А основой нравственного воспитания Михаил Васильевич считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность. Именно Ломоносовым-педагогом была выдвинута идея о воспитательном значении русского языка. Его изучение способствует формированию уважения к национальной культуре, патриотизма, распространению науки и грамотности. Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка. Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в связи с дидактическими вопросами. Его волновали содержание образования молодежи, постановка обучения, приобщение к науке. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Именно поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества. Много внимания он уделял постановке опытов, практике, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я. А. Коменского [10]. Ломоносов полагал, что умственное развитие будет иметь результат, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные правила или принципы дидактики, учитывая особенности детского познания, советовал идти в обучении от простого к сложному и с этой целью разработал специальные упражнения. Учебные планы, которые он составлял, показывают стремление осуществить разностороннее образование, избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Его задачей являлось приобщение детей к духовным ценностям прошлых веков, развитие их любознательности, творчества. Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учеников. Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний, высший. Дополнительные — по двум. Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский языки и Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них. Он поставил проблему методов воспитания и обучения, был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельное изучение источников учениками и студентами, самостоятельный поиск. Ломоносовым было предложено использование поощрений и наказаний. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами в присутствии всей Гимназии. В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. В воспитании и образовании Ломоносов считал важными методы убеждения и примера. Он считает, что «добрые» и «приличные» поступки взрослых являются необходимыми в становлении ребенка. Педагогические термины, разработанные ученым, отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Ломоносов ввел в научное употребление такие понятия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок [12]. I.3.Академия наук и создание Московского университета Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Он довольно часто засиживался в лабораториях, академических мастерских, библиотеке. Его работоспособность была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии выбрал кандидатуру Ломоносова. Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича [1]. Это время было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, изучали теоретическую химию, учились ставить опыты, делать научно обоснованные выводы и заключения, обобщать анализы. Химия казалась наукой настоящего волшебства, ее торопили и щедро финансировали. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Основным направлением в научной работе Ломоносов избрал, безусловно, химию. Но для внедрения химических опытов была необходима экспериментальная база, лаборатория. Ломоносовым был разработан проект лаборатории и в январе 1742 года он передал его на рассмотрение в Академию. И только через шесть лет руководство Петербургской Академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году. Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-х годах с увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Эта задача подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой [13]. Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало огромное количество образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы уже не могли удовлетворить потребности. В среде наиболее просвещенных людей России все задумывались о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться и дворяне, и разночинцы. В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры и приблизила к себе образованных людей. Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит. Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от их сословия. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться. Такого университета еще не было в России. В 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому студентов и преподавателей предпочитали иностранных, вместо того чтобы «открывать» в России отечественные таланты. Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны, и начинает усиленно работать над созданием университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов был вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием. В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. 12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета. Хотя Ломоносов не присутствовал на открытии университета и не преподавал там, он принимал деятельное участие в развитии Московского университета: добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Его старания увенчались успехом только через 3 года после его смерти [11]. Изучив теоретическую литературу, мы пришли к следующим выводам. Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность людей постичь и освоить мир во всем его многообразии: от физики и химии к русскому языку и астрономии. Знакомясь с неизведанными сторонами какого-то явления, делая невероятные открытия, которые удивляли и восхищали людей, М.В. Ломоносов создавал крепкий и прочный фундамент для развития различных наук, которые до сих пор востребованы и основаны на идеях этого великого гения. Перед нами открылась новая грань личности русского ученого: Ломоносов открыл новую страницу в истории педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании. Его педагогические воззрения основаны на опыте разнообразной научной деятельности и вытекают из его философских взглядов. Важной чертой педагогической теории являлась демократизация просвещения. Он считал, что всестороннее изучение человека позволяет в комплексе рассматривать вопросы теории воспитания и обучения, что на сегодняшний день является основой образования. Основание Московского университета было органической частью всей деятельности Ломоносова, его борьбы за развитие русской культуры и науки, за победу в нем демократического направления. Создание университета было важным и крупным событием в жизни страны, так как составленный Ломоносовым проект обеспечивал наличие необходимых условий для развития передовых научных направлений, для развития в нем материалистических, демократических и патриотических тенденций, которые оказали большое влияние на мировоззрение и деятельность передовых ученых университета. Глава II. Вклад М.В. Ломоносова в современное образование II.1. Основная характеристика «теории о трёх штилях» М.В. Ломоносова Литературный язык XVIII века богат и выразителен, но неустойчив и пестр. На первый план выдвигается задача о его упорядочении и стабилизации. Первые шаги в этом направлении сделали А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский, но особенно большие заслуги в преобразовании русского литературного языка в начальный период его национального развития принадлежат В.М. Ломоносову. Ломоносов не только создал совершенные образцы стихотворного и прозаического языка для того времени, но и явился автором замечательных филологических трудов. В них автор впервые представил русский язык как систему, подчиненную своду грамматических правил. Это было очень важным шагом в упорядочении языка художественной литературы, научных произведений, официально-деловых документов. Также в трудах Ломоносова были заложены основы научного изучения русского литературного языка, показаны пути его исторического развития и на этом основании предложено учение о трех штилях (стилях) литературного языка. Известная с античных времен теория трех стилей была умело, органично связана Ломоносовым с национальным своеобразием исторического развития литературного языка, который заключался в длительном взаимодействии, борьбе и взаимовлиянии двух стихий – книжно-славянской и собственно русской [4]. Это учение, которое различает в риторике и поэтике три стиля: высокий, средний и низкий. Ломоносов разработал его именно для русского языка и русской литературы. До него в русском литературном языке царила смесь различных языковых элементов как в лексике, так и в грамматике. В письменном и устном виде употреблялись исконно русские слова, церковнославянизмы, значительная часть которых устарела, и иностранные слова, потоком хлынувшие в русский язык во времена правления Петра I в результате его реформ и «ввоза» в Россию иностранных специалистов со всей Европы. У русского языка не было своего «лица», и он представлял собой смесь всевозможных варваризмов. Это был пестрый, с тяжеловесной синтаксической конструкцией язык. И поэтому, он уже не мог быть полноценным способом выражения растущих потребностей науки и культуры, и в скором времени назрела необходимость его преобразования. По Ломоносову, в языке следует установить три стиля, которые будут различаться «по пристойности материй». Он устанавливает зависимость между «материей», то есть темой, жанром и стилем, предметом изложения. «Высокая материя» требует высокого стиля, «низкая материя» требует низкого стиля. Каждый жанр предусматривает один из трех стилей, никакие отклонения не допускаются [15]. Героические поэмы, оды, «прозаичные речи о важных материях», трагедии должны быть написаны высоким стилем. Они должны были повествовать о возвышенных чувствах или исторических событиях. В таких произведениях использовались старославянизмы, помпезные малоупотребляемые слова, устаревшие выражения: «длань», «десница», «отверзать» и т.д. Также допускалось употребление обычных литературных слов. Принципиальной особенностью высокого штиля является ориентир на церковнославянский язык — язык, на котором говорят с Богом. «Театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия», стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, эклоги, историографические произведения, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” пишутся средним стилем. Эти произведения рассказывали о современных читателю событиях, жизни интересных людей, просвещали и информировали его. Этот штиль является наиболее переходным и неопределённым, поскольку сфера его использования — просвещенная русская речь, преследующая цель не восхвалять, а скорее, воспитывать. В среднем стиле употреблялись обычные русские слова, однако запрещалось использование разговорного языка, бранной или уничижительной лексики, за исключением того, когда этого требовало действие. Произведения среднего стиля были рассчитаны на самую широкую аудиторию. Комедии, увеселительные эпиграммы, песни, «в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел», басни пишутся низким стилем. Такие произведения несли в себе только развлекательную составляющую. В низком стиле широко употреблялись разго....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: