VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ликвидация юридических лиц

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006425
Тема: Ликвидация юридических лиц
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА





Факультет

ИДО

Кафедра

Гражданско-правовых дисциплин

Специальность

«Юриспруденция»

Специализация

Гражданско-правовая





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА





Студента 

Сысина Ивана Анатольевича



       (фамилия, имя, отчество)

         ИНС 29108320

НА ТЕМУ: «Ликвидация юридических лиц»

	

		

	

	

	

	Автор работы:

	Сысин И.А.                                                                            _____________________ 

	   (ФИО)	(подпись)

	

	Научный руководитель:

		к.ю.н., Санкина Светлана Сергеевна.	_____________________

		 (ученая степень, звание, ФИО)	(подпись)

	

	Рецензент:

	____________________	_____________________

		(ученая степень, звание или должность, ФИО)	(подпись)

	

	

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

_____________________                                                           _____________________

			(подпись)



«___» __________ 20___г.



















Москва 2016

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА



Факультет

ИДО

Кафедра

Гражданско-правовых дисциплин

Специальность

«Юриспруденция»

		

		

	УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

______________________

«___» ______________ 20___г.





ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ 

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ



Студенту

Сысину Ивану Анатольевичу

              (фамилия, имя, отчество)



	Тема:

	«Ликвидация юридических лиц»

	

	

			Исходные данные к работе: 

Нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (действующая редакция, 2016), Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (действующая редакция, 2016), Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (действующая редакция, 2016), Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139).

	Учебная, периодическая литература: И.А. Симагина, Предпринимательское право, 2006 год, Зыков И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация, 2005 год, Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект"; "Институт частного права", 2011 г, Грибанов В.П. Юридические лица - М.: МГУ, 1961.

	Содержание пояснительной записки:

	

		1. Общая характеристика ликвидации юридического лица 

			1.1. Понятие ликвидации юридического лица 

			1.2. Источники правового регулирования ликвидации юридического лица 

		2. Основания ликвидации юридического лица 

		    2.1. Основания добровольной ликвидации 

		    2.2. Основания принудительной ликвидации 

		 3.  Механизм ликвидации юридического лица 

		3.1. Стадия прекращения обязательств  ликвидируемого юридического лица

		3.2. Стадия прекращения прав участников ликвидируемого юридического лица

		     3.2. Стадия государственной регистрации ликвидируемого юридического лица

	

	

	Срок сдачи законченной работы на кафедру: ________________________________

	

	

	Научный руководитель___________________	     к.ю.н., Санкина С.С.

			           (подпись)	          (ученая степень, звание, ФИО)

		

		Задание принял к исполнению ________________	Сысин И.А.

			                (подпись)                      (ФИО)

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		













		МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА



РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу



Студент Сысин Иван Анатольевич

                     (фамилия, имя и отчество)

Тема: «Ликвидация юридических лиц»



Рецензент 

                    (фамилия, имя и отчество)

 

 (ученая степень и звание, должность, место работы)





СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ



	Рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы и изложить в рецензии:

		актуальность и практическую значимость (ВКР);

		соответствие содержания работы целевой установке, научный уровень, полноту и качество разработки темы;

		следует отметить те разделы работы, которые характеризуют исследовательские способности выпускника, умение прогнозировать динамику, тенденции развития объекта (процесса, задач, проблем, их систем), пользоваться для этого формализованными моделями (задачами);

		на наличии системности, логической взаимосвязи всех частей выпускной квалификационной работы друг с другом и с более общей задачей (проблемой), ясности изложения материала;

		на умении конкретно формулировать задачи своей деятельности (работы, проекта);

		общую характеристику на работу с точки зрения ее завершенности и возможности внедрения в практику;

	на уровне экономической обоснованности, эффективности решений;

	конкретную оценку выполненной работы и ее соответствие требованиям ГОС по специальности;

	следует указать те вопросы, которые не получили достаточного освещения в ВКР, либо совсем отсутствуют;

	Рецензент должен дать общую оценку выполненной выпускной квалификационной работы, выразить свое мнение о возможности присвоения выпускнику искомой квалификации.



Рецензент________________________________________________________________

(подпись)





Для лиц, не являющихся сотрудниками МФЮА, подпись должна быть заверена печатью кадрового органа организации, в которой работает рецензент. 

		

		

		

		

		

		Перечень принятых сокращений: 

		

		РФ – Российская Федерация

		ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

		АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

		КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях

		ВАС РФ – Высший арбитражный суд Российской Федерации

		НИИ – научно-иследовательский институт

		РАН – Российская академия наук

		СМ – Совет Министров

		СНГ – Содружество Независимых Государств

		НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

		НПО – научно-производственное объединение

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		

		







Оглавление



Введение3

Глава 1. Общая характеристика ликвидации юридического лица 8

1.1. Понятие ликвидации юридического лица8

1.2. Источники правового регулирования ликвидации юридического лица11

Глава 2. Основания ликвидации юридического лица18

2.1. Основания добровольной ликвидации18

2.2. Основания принудительной ликвидации 28

 Глава 3.  Механизм ликвидации юридического лица39

3.1. Стадия прекращения обязательств  ликвидируемого юридического лица39

3.2. Стадия прекращения прав участников ликвидируемого юридического лица44

3.3. Стадия государственной регистрации ликвидируемого юридического лица 51

Заключение 55

Список использованных источников 60





			

		

		

		

		

		

		

		

		



		Введение

Переход российского общества к жизни в условиях нынешнего рынка, глобальные экономические реформы, постоянные коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – это всё наряду с другими внешними и внутренними факторами неизбежно влечёт существенное оживление гражданского оборота. Как правило, юридические лица находятся на ведущих ролях гражданского оборота, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Процесс создания юридических лиц и их ликвидация происходит постоянно и непрерывно. В связи с этим, в научном обиходе появилось название этого процесса - «жизненный цикл» юридического лица.

В отличие от физического лица, для которого появление на рождение и уход из жизни является естественный природным процессом, создание и прекращение деятельности юридического лица сопровождается определенной, установленной законом процедурой.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в нынешних условиях экономического кризиса в Российской Федерации, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм и вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц приобретает особую значимость.

		Согласно п. 1 ст. 68 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть, вместе с юридическим лицом прекращаются его требования и обязательства  по отношению к гражданам и другим юридическим лицам.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с прекращением деятельности (ликвидацией) юридического лица, исследование Российского законодательства о ликвидации юридических лиц и практики их применения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать общую характеристику понятию ликвидации юридического лица;

изучить источники правового регулирования ликвидации юридического лица;

проанализировать основания для добровольной и принудительной ликвидации юридического лица;

			изучить механизм ликвидации юридического лица;

рассмотреть стадии прекращения обязательств ликвидируемого юридического лица;

исследовать стадии прекращения прав участников ликвидируемого юридического лица;

охарактеризовать стадии государственной регистрации ликвидируемого юридического лица

разработать рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующее процедуру ликвидации юридического лица;

сформулировать выводы о проделанной работе.

Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных сторон и применительно к большому множеству объектов, но в этом исследовании акцент сделан на ликвидации коммерческих юридических лиц, поскольку указанные субъекты хозяйствования составляют наиболее значительную часть среди всех участников гражданского оборота.

В работе исследуются: как отечественные, так и зарубежные нормативно-правовые акты, регулирующие общие и специальные вопросы ликвидации юридических лиц, процедуру ее проведения; существующая практика применения указанных нормативных актов, как опубликованная, так и собранная автором самостоятельно, основные научные позиции юристов по проблеме дипломной работы.

Объектом иследования в данной работе являются правоотношения, которые складываются в связи с ликвидацией юридического лица и в процессе ликвидации юридического лица, а так же комплек теоретических проблем возникающих в связи с ликвидацией юридического лица.

Предметом иследования в данной работе является содержание правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица.

Методологическую основу иследования составляют диалектический и общенаучный метод познания, а так же ряд частно-научных методов, прежде всего, метод системного анализа, сравнительный, в частности, логический, историко-правовой, формально-юридический, метод толкования и другие традиционные методы научного иследования.

Ликвидация это особый процесс, происходящий с юридическим лицом.

Ликвидация - одна из наиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Объясняется это и экономическими, и социальными, и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Процессы приватизации и обновления российского законодательства также в немалой степени способствовали распространению на практике форм ликвидации. Для успешного проведения ликвидации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Все это потребовало более детальной регламентации в ГК РФ и других нормативных актах процесса ликвидации. 

Так, в ныне действующем ГК РФ общим вопросам ликвидации юридических лиц посвящено шесть статей. Вместе с тем, даже такое более детальное по сравнению с ранее действовавшим законодательством правовое регулирование не позволяет решить всех возникающих при ликвидации вопросов, делая актуальной проблему изменения и дополнения существующих нормативных актов. 

Совершенствование же законодательства невозможно без научной разработки проблем ликвидации, в частности, определения понятия ликвидации и выделения ее признаков.

Теоретической базой исследования являются труды таких ученых как: М.В. Телюкина, С.В. Белых, Г.Э Берсункаев, С.И. Винниченко, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, О.А. Беляева, П.Д. Баренбойм.

Норматической основой данной работы являются нормы дейчтвующего гражданского законодательства РФ.

Настоящая работа выполнена на 65 страницах  и состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников, состоящего из 86 наименований.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цели, задачи, объект и предмет.

Первая глава в данной работе состоит из двух параграфов и посвещена иследованию понятия юридического лица и источников  правового регулирования ликвидации юридического лица.

Во второй главе рассматриваются основания ликвидации юридичсекого лица. Вторая глава состоит из двух параграфов, в первом параграфе рассматриваются основания для добровольной ликвидации юридического лица, а второй  основания для принудительной ликвидации юридического лица.

В третьей главе изучаются механизм ликвидации юридических лиц. Третья глава состоит из трех параграфов, в частности первый посвящен стадии прекращения обязательств ликидируемого юридического лица, второй стадии прекращения прав участников ликвидируемого юридического лица и третий стадии государственной регистрации ликвидируемого юридического лица.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются его результаты, теоретические выводы и практические предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.





















































		Глава 1. Общая характеристика ликвидации юридического лица

			Понятие ликвидации юридического лица

			

Практически каждый предприниматель в нашей стране рано или поздно встречается с проблемой ликвидации своего бизнеса, как с ликвидацией предприятия (юридического лица) так и с завершением предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Это может быть связано как с потерей интереса собственников предприятия к данному бизнесу или убыточностью предприятия, так и с допущенными юридическими и бухгалтерскими ошибками, обнаружение которых бы было бы крайне не желательно.

Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть после ликвидации организация полностью прекращает свое существование, и все права на нее, как и ее долги, теряют силу. А так как государство в лице налоговой инспекции является потенциальным кредитором (в смысле не начисленных налогов, платежей и штрафов), то при ликвидации в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка. Этот факт больше всего смущает учредителей и директоров юридических лиц, претендующих на ликвидацию.

Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.» Поскольку права и обязанности не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов приобретает здесь огромную важность.

Ликвидация юридического лица возможна как в добровольном порядке, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, так и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). 

Основанием для добровольной ликвидации юридического лица является не достижение целей, для которых оно создавалось.

Основаниями для принудительной ликвидации юридического лица являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократными или грубыми нарушениями законов или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. 

Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. Для этого
юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения егоиз государственного реестра юридических лиц). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть уведомлены и предупреждены о том, что данное юридическое лицо вступает в стадию ликвидации, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в стадии ликвидации.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, имеющих полномочия, которые дают учредительные документы;

истечение сроков, на которые было создано юридическое лицо;

достижение цели, для которой создавалось юридическое лицо;

признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за нарушений закона или иных правовых актов, допущенных при его формировании, если эти нарушения имеют непреодолимый характер;

проведение деятельности без необходимого разрешения (лицензии) либо деятельности, которая, запрещена законом, или если деятельность проводится с неоднократным или грубым нарушением закона либо других правовых актов, а также в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными правовыми актами;

признание судом юридического лица, которое является коммерческой организацией, банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов. Учредители (участники) предприятия или орган, которые приняли решение о ликвидации предприятия, письменно сообщают об этом органу, проводящему государственную регистрацию юридических лиц, назначают по согласованию с данным органом ликвидационную комиссию и в соответствии с требованиями ГК РФ определяют порядок и сроки ликвидации предприятия.

В соответствии с действующим законодательством РФ, к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить эти имущественные отношения с его участием.

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации, безусловно рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он согласно действующему законодательству РФ обычно поступает в их собственность. В связи с этим ликвидация юридического лица обязана проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Существенное отличие ликвидации от реорганизации заключается в том, что реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. Реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам – его правопреемникам.

Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.

Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.



			Источники правового регулирования ликвидации юридического лица

			

Исследование источников правового регулирования ликвидации юридических лиц показывает, что в РФ процессы реорганизации и ликвидации коммерческих организаций, федеральных казенных и муниципальных предприятий в целом следуют общемировым тенденциям. Однако из-за исторически сложившегося своеобразного развития нашей экономики сохранились многие черты, присущие только для российской действительности.

Законодательство, регулирующее ликвидацию юридических лиц, характеризуется как многоуровневая структура с многообразием источников (форм) права (кодекс, федеральные законы, указы президента, постановления правительства), наличием актов как общего, так и узкоотраслевого действия. 

Стремление государства сгладить негативные последствия экономических реформ в ряде случаев выражается не только в Прямой финансовой поддержке терпящих бедствие акционерных обществ (как произошло с "Норильским никелем"), но порой - в фактической национализации убыточных производств ( "АЗЛК" ).

Юридическая наука, правоприменительная практика за последние 5-7 лет прошли путь, на который в других странах уходили десятилетия. Приватизирован огромный массив государственных предприятий, введены институты внешних и конкурсных управляющих, набирают силу процедуры банкротства несостоятельных предприятий и принудительного разделения предприятий-монополистов.

Уверенный шаг в урегулировании процессов ликвидации юридических лиц сделан принятием нового Гражданского кодекса, который сразу отразил уже существующие реалии и вызвал необходимость научной разработки целого ряда интересных и сложных проблем.

До сих пор не получил четкого и ясного разрешения в российском законодательстве вопрос о моменте возникновения правосубъектности юридического лица. Эта проблема связана с защитой прав и имущественной ответственностью участников хозяйственного оборота. Поэтому принятие закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволяет ввести в правовое русло многие коллизии, возникающие в ходе реорганизации и ликвидации коммерческих организаций.

Требуют более углубленной разработки и принципы самого разграничения между реорганизацией и ликвидацией. Заложенный в Гражданском кодексе признак наличия (отсутствия) правопреемства в результате этих процессов и с теоретической, и с практической точки зрения не выглядит достаточно корректным.

Плохо выделены имеющимися правовыми актами и некоторые основания прекращения действия юридических лиц, в частности, это касается неоднократных или грубых нарушений закона. Сами эти понятия пока юридически не оформлены.

Проведенное исследование законодательства и практики ликвидации юридических лиц свидетельствует, что по многим направлениям сделаны пусть серьезные, но только изначальные шаги, определены главные направления научной разработки этой темы.

Кроме того, вопросы, касающиеся правового статуса юридических лиц, регулируются и такими законодательными и правовыми актами как:

	Гражданский кодекс РФ – регулирует правовой статус юридических лиц, определяет правоспособность, структуру и меры ответственности юриического лица, содержит информацию по регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица.

	ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данный закон регулирует отношения возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

		Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" определяет правовое положение такого вида юридического лица как - общество с ограниченной ответственностью, определяет права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

		Федеральный закон "Об акционерных обществах" определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. 

		Федеральный закон "О производственных кооперативах" регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие, не запрещенные законом виды услуг. 

		Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия . 

		Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации и гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций).

		ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" - определяет ограничение использования понятий, связанных с выпуском ипотечных ценных бумаг.

		ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" - определяет положения, в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

		ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - понятия о межмуниципальных хозяйственных обществах и о некоммерческих организациях муниципальных образований.

		ФЗ "О кредитных историях" - о ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй.

	Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

		Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К особым правовому источнику регулирования ликвидации юридического лица можно отнести судебную практику и разъяснения высших судебных инстанций.

Судебная практика как источник правового регулирования ликвидации юридического лица в основном состоит из рассмотрения дел по спорам, связанным с применением нормы закона об отказе при непредставлении необходимых для государственной регистрации документов. При этом судом эта норма истолковывается и применяется как требующая соответствия предоставляемых на регистрацию документов критериям законности и достоверности для обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц. 

Так же многие споры связанны с правовым регулированием ликвидацией юридического лица содержаться в разъяснениях высших судебных инстанциях, например, с признанием недействительным решения регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, являвшегося должником в обязательстве по иску его кредитора. В связи с этим ВАС РФ в Постановлении Президиума № 7075/11 от 13.10.2011 года  сформулировал выводы в силу отсутствия других судебных актов по аналогичным спорам. Данные выводы представляют собой эталон для разрешения других дел данной категории на предмет единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права: разрешая другие аналогичные споры арбитражные суды должны руководствоваться изложенной в данном постановлении правовой позицией.



Таким образом, мы видим, что главным нормативно-правовым актом, регулирующим правовой статус юридических лиц является Гражданский кодекс. Также важнейшими нормативными правовыми актами являются федеральные законы, принятые в соответствии с ГК РФ. К ним относятся ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также федеральные законы, регулирующие правовой статус некоторых конкретных видов юридических лиц, такие как ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О производственных кооперативах", ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ФЗ "О сельскохозяйственных кооперативах". Названные законы конкретизируют нормы Гражданского кодекса.

Кроме того, существует ряд законодательных актов, которые не направлены на регулирование деятельности юридических лиц, в том числе и их конкретных видов, но содержат нормы, в той или иной степени их регулирующие, например, Налоговый кодекс, КоАП РФ и др., а так же судебная практика и разъяснения высших судебных инстанций по вопросам правового регулирования ликвидации юридического лица.

















		Глава 2. Основания ликвидации юридического лица

		2.1.Основания добровольной ликвидации

		

Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. Его можно вывести исключительно путем толкования нормы, указанной в п. 2 ст. 61 ГК: "Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица (совет диеркторов), уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано...". 

Исходя из указанной нормы: в самом общем виде добровольную ликвидацию можно определить как такую ликвидацию, при которой решение о проведении принимается самим юридическим лицом (в лице его учредителей (участников) либо органа юридического лица) без какого-либо юридически оформленного вмешательства со стороны третьих лиц (по мотиву нецелесообразности дальнейшего существования и т.п.), а также в случае, если юридическим лицом достигнута цель, ради которой оно было создано, или истек срок, на который оно создавалось.

Главным основанием для добровольной ликвидации можно признать решение об этом учредителей (участников) либо органа юридического лица (поскольку формально истечение срока существования и достижение цели в соответствии с действующим законодательством "поглощаются" наличием такого решения).

Такая логика ГК РФ в части оснований для так называемой добровольной ликвидации вызывает много вопросов. Что означает понятие "добровольная ликвидация"? 

Начнем с того, что такое понятие в общих положениях ГК РФ, регулирующих ликвидацию (ст. ст. 61 - 65), не используется. Его мы встречаем, однако, неоднократно:

 а) по тексту ГК (к примеру, ст. ст. 92 , 104 , 112 ); 

б) во многих федеральных законах (к примеру ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; 

в) в многочисленных разъяснениях судебной практики , а также в специальной литературе ( к примеру Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)).

Ни в одном нормативном акте (речь идет как о действующих, так и об уже утративших силу нормативных актах) или разъяснении судебной практики суть добровольной ликвидации в полной мере не раскрывается. Можно встретить лишь указание на отдельные аспекты. 

В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2009 г. N А42-3783/2008 отмечается, что "добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке".

Категорию "добровольность" и гражданское и иное законодательство использует весьма активно. В частности, во многих актах говорится о добровольности как о принципе деятельности в какой-либо сфере; очень много норм, использующих это понятие, мы находим в уголовном законе. Однако по большей части (есть редкие обратные примеры) законодательство не поясняет, что имеется в виду. Не исследуется этот вопрос и в специальной литературе. Во многом в силу, казалось бы, очевидности его. 

Как во многом справедливо было замечено В. Витрянским, "перечень оснований в обычном порядке остается открытым. В конце концов учредители (участники) юридического лица вольны его ликвидировать в любой момент, когда им заблагорассудится. Законодателя же должно волновать лишь соблюдение установленного им порядка ликвидации". 

О?днако такой взгляд на современную трактовку закона в части оснований добровольной ликвидации представляется излишне упрощенным. Д?ля анализа попробуем ответить на вопрос о том, как право понимает добровольность. В? самом общем виде (с учетом понимания? этого термина всеми отрасля?ми законодательства) добровольность можно охарактеризовать следующими основными признаками:

К? примеру, ст. 3 Ф?едерального закона "О? финансовом оздоровлении сельскохозя?йственных товаропроизводителей" вводит "принцип добровольности и равнодоступности", который в соответствии со ст. 4 этого же З?акона означ?ает, ч?то: 

а) в программе финансового оздоровления? имеет право уч?аствовать любой сельскохозя?йственный товаропроизводитель, отвеч?ающий требования?м закона; 

б) никто не может п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%