- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Классификация норм права
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001082 |
Тема: | Классификация норм права |
Содержание
Содержание Введение ……………………………………………………….………………… 4 1. Понятие правовой нормы, ее признаки ………………………………..……. 6 1.1. Понятие правовой нормы ………………………………………………….. 6 1.2. Признаки правовых норм ……………………………………………..…… 9 2. Виды правовых норм …………………………………………………….….. 12 2.1. Основания и содержание классификации правовых норм …………..…. 12 2.2. Структура правовой нормы ………………………………………….…… 20 2.3. Способы изложения правовых норм в статьях правовых актах ……….. 26 Заключение ………………………………………………………………..……. 30 Список использованных источников …………………………………………. 34 Введение Актуальность. С точки зрения нормативного понимания права суть, основу его составляют нормы, изложенные в законах и других нормативных актах. Сторонники этой концепции выделяют два основных содержательных момента: а) право – это система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством; б) нормы эти охраняются государством от нарушения. Отмечая недостаточность и узость такого подхода, многие ученые признают его практическую и теоретическую ценность. Так С.С. Алексеев, представитель «широкого» понимания права, считает нормативность основной чертой права, выявляющей его смысл и предназначение. «Право – это не только нормы, но без норм, без свойства нормативности права нет». Эти слова можно сделать эпиграфом к нашей работе. «Материю» права наряду с правовыми нормами составляют и другие явления правовой жизни общества. Многие из них схожи с нормами права. Примером могут служить акты официального толкования. Многими своими признаками эти акты напоминают юридические нормы. Прежде всего, таким признаком является государственная обязательность актов официального толкования. Сходство проявляется и в форме, аналогичной другим правовым актам. Но толкование – это выражающаяся в особом акте интеллектуально-волевая деятельность людей по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации. Значит, самостоятельной силы акты толкования не имеют, они вторичны по отношению к нормам права. Отличаются от юридических норм и индивидуально-правовые предписания, т.е. конкретные требования, рассчитанные на разовое исполнение. Этим разовым исполнением действие такого акта исчерпывается, в то время как одним из признаков правовых норм является, то, что они рассчитаны на многоразовое применение и действуют всякий раз при наступлении определенных обстоятельств. Итак, при всем богатстве и разнообразии явлений правовой действительности, составляющих содержание права, ни одно из них не играет в процессе регулирования общественных отношений такой важной роли, как нормы права. В этой связи особенно важным представляется подробное рассмотрение правовых норм с точки зрения их внутренних и внешних особенностей как регуляторов отношений между людьми. Объектом исследования является норма права в теории государства и права. Предметом исследования является отечественная литература, нормативно-правовые акты и печатные издания, рассматривающие классификацию норм права. Цель исследования: изучить классификацию норм права. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: – рассмотреть понятие правовой нормы; – охарактеризовать признаки правовых норм; – исследовать основания и содержание классификации правовых норм; – рассмотреть структуру правовой нормы; – охарактеризовать способы изложения правовых норм в статьях правовых актах. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. 1. Понятие правовой нормы, ее признаки 1.1. Понятие правовой нормы В основе права лежит нормативная природа общественных отношений (их постоянство, массовость, ритмичность, повторяемость). Это проявляется в том, что: – многие люди поступают единообразно, их поведение типично (учатся, женятся, воспитывают детей, работают и т.д.); – поведение людей повторяемо, ибо оно подчиняется ритмам (сельхоз работы, обучение в школе, создание изобретения и внедрение его в производство, приобретение товаров и т.п.); – у многих людей интересы оказываются общими, их и улавливает государство, закрепляя в нормативных актах; и если законодатель будет строить нормы по своему усмотрению, у него мало что получится - законы окажутся «бумажными» и будут либо не исполняться, либо держаться на принуждении. Таким образом, общественная жизнь – это матрица, с которой законодатель считывает информацию и фиксирует её в своих нормах. Нормы права являются основными, ведущими элементами в юридическом содержании права. Они обладают общими признаками, характерными для нормативно-правовых предписаний и права в целом. Однако в отличие от иных нормативно-правовых предписаний они носят представительно обязывающий характер, выступают в виде правил, эталонов, образцов поведения, имеют специфическую структуру, что позволяет им занимать своеобразное место в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой основе конкретно регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом. В свою очередь норма имеет сложную структуру, прежде всего ядро – правило поведения, вокруг которого «вращаются» ее элементы, появляются ее признаки. Норма права может видоизменяться, делиться, укрупняться и ее не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую она окутана в процессе своего появления на свет, где бушуют социальные страсти, политические баталии, словом, на свет общественной жизнедеятельности. Но это все эмоциональный, образный подход к норме права. А что из себя представляет норма права на самом деле? Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения. Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающий соответственные общественные отношения и состояния. Вместе с тем норма права – это и особая социальная норма, имеющая свои социо-культурные характеристики, свои специфические признаки. Норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности, новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т.п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и, - что, может быть, самое главное, - возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения. Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения. Норма права - это правило не только для единичного случая, но и для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность. Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и социально важных процессов общественного бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому-то нормативное содержание права – это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации. Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов труда и их распределения, норма права распространила свое действие и на политические, социальные структуры общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал формирования и осуществления государственной власти и т. п. Норма права еще и потому создает социально-равновесное состояние, что у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, то есть предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свое отношение к другому члену общества. И социальная ценность нормы права заключается как раз в том, что, создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами, норма права еще и потому завоевала культурное развитие человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения. Отсюда и возмущение и даже изумление у нормального члена общества, когда ему приходится сталкиваться с нарушением нормативно определенного и ожидаемого поведения, когда появляются такие социальные состояния, которые определяются как правонарушения. Особенно преступления, «беспредел» и т.п. Любопытны взгляды на норму права древнеримских юристов, стоявших две тысячи лет у истоков зарождения этого нового явления в жизни общества – нормативного регулирования. Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать права, как сказал Феофат, для тех случаев, которые встречаются часто. А не для тех, которые возникают неожиданно. Ему вторил Павел: законодатели обходят, как сказал Феофат, то, что происходит лишь в одном или двух случаях. А вот высказывание Цельса: права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образцом. Словом, норма права – это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний. Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обоснованно, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом. Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом. «Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения». В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом. Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм – обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы. Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются: 1. Точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; 2. Соответствие норм права требованиям морали и правосознания; 3. Соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм; 4. Учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами. 1.2. Признаки правовых норм Всем правовым нормам как виду норм социальных присущи три основные (родовые) признака. а) Они создаются людьми. Все социальные нормы – это продукт сознательной, волевой деятельности людей, а значит – надстроечное явление. б) Они регулируют взаимоотношения людей в обществе. Это основная функция всех норм. в) Они представляют собой правила поведения общего характера, то есть регулируют широкий круг общественных отношений и рассчитаны на многоразовое применение. Кроме этих признаков, правовые нормы имеют ряд особых черт – видовых признаков. а) Нормы права – это выражение воли и правосознания определенных классов и социальных сил. Этот признак вытекает из первого признака социальных норм, с той только разницей, что нормы права создаются людьми, стоящими у власти и выражают их волю и правосознание, в создании же социальных норм участвуют все социальные группы. С другой стороны, этот признак тесно связан с самим понятием права как системы общеобязательных правил поведения, выражающих определяемую материальными условиями жизни общества государственную волю народа, установленных или санкционированных государством и обеспеченных от нарушения мерами государственного принуждения. Из этого определения следует: - нормы права представляют собой систему общеобязательных правил поведения; - они выражают волю народа (или господствующего класса), которая в свою очередь определяется материальными условиями жизни общества; - нормы права устанавливаются и поддерживаются государством. Последний вывод формулирует второй основной признак правовых норм. б) Они являются государственно-обязательными, то есть гарантируются в своем исполнении принудительной силой государства. По словам Ленина: «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Государственная обязательность правовых норм выражается, прежде всего, в наличии в их структуре санкции, то есть элемента, предполагающего применение определенных мер государственного принуждения в случае невыполнения требований нормы права. в) Важным признаком юридических норм является повышенная степень их формальной определенности. Суть этого признака состоит в том, правовые нормы издаются в строго определенной форме и строго определенными органами. Порядок и сфера их действия четко оговорены. Гипотеза нормы содержит точные указания на условия действия предписания, а санкция – на количество и качество неблагоприятных последствий. г) Двусторонний повелительно-исполнительный характер также является специфической особенностью норм права. Рассмотрим следующий пример: «По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей такого же рода и качества» (ч.1 ст.807 ГК РФ). В данной норме праву займодавца передать вещи соответствует обязанность заемщика их возвратить. Таким образом, внутреннюю модель данной нормы, как и любой другой, составляет корреспонденция права и обязанности. В.К. Бабаев выделяет еще ряд признаков, свойственных нормам права: д) Правовая норма – это модель регулируемых общественных отношений. Благодаря ей в человеческом сознании воссоздается определенный аналог реальной ситуации. е) Правовая норма отражает и закрепляет типичность социальных процессов. Эту же особенность норм права подчеркивает и В.Н. Хропанюк. Такое свойство юридических норм позволяет выделить существенные признаки различных явлений. Формулирование таких понятий, как «кража», «хулиганство», «взяточничество», в уголовном законодательстве, «договор», «обязательство», «юридическое лицо» в гражданском, значительно облегчает процесс правового регулирования соответствующих общественных отношений. ж) Норма права отражает наиболее важные, ценные для общества и личности группы общественных отношений, тем самым отвечает потребностям общественного развития. Данное положение является скорее не признаком, а условием действия правовой нормы. Только в том случае если ее предписание соответствует потребностям общества, она будет успешно реализовываться на практике. Эти, а также, возможно, другие признаки правовых норм обуславливают их особенности как регулятора общественных отношений, выделяют нормы права среди других видов социальных норм. 2. Виды правовых норм 2.1. Основания и содержание классификации правовых норм Классификация правовых норм является одним из тех вопросов, по которым ученые не могут прийти к единому мнению. Каждый выдвигает свои основания классификации и по-своему делит нормы на виды в рамках этих критериев. Б.А. Деготь, например, в монографии «Классификация норм советского социалистического права по их структуре» предлагает 13 различных критериев классификации, по каждому из которых нормы делятся на 2-3, а то и 6-7 видов. Такой интерес к этой проблеме можно объяснить, во-первых, богатством и разнообразием нормативного материала, предоставляющим широкие возможности для изучения. А во-вторых, - практической важностью этого вопроса. Как отмечает В.К. Бабаев, научно обоснованная классификация позволяет: 1. Четко определить место каждого вида юридических норм в системе права и тем самым более рельефно высветить его системообразующие связи. 2. Лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования. 3. Точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения. 4. Значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность. Научная обоснованность и полнота классификации определяется, прежде всего, выбором основания. Основанием классификации должен стать наиболее существенный признак правовой нормы. В.К. Бабаев считает таким признаком функциональную роль. Как отмечает С.С. Алексеев, в праве имеет тенденцию к усилению процесс специализации, то есть обособления групп юридических норм, выполняющих те или иные функции при осуществлении правового регулирования. Функциональная роль юридических норм проявляет себя: а) в определенных областях общественных отношений (основание классификации – предмет правового регулирования); б) в специфических способах воздействия на общественные отношения (основание классификации – метод правового регулирования); в) в присущих ей формах (основание классификации – форма выражения предписания); г) в юридической силе нормативного предписания (основание классификации – субъект правотворчества); д) в определенном объеме (основание классификации – сфера действия юридических норм). 1. По функциям норм в регулировании общественных отношений В.К.Бабаев делит все правовые нормы на отправные и нормы – правила поведения. Исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые нормы определяют основы правового регулирования, его цели, задачи, методы, закрепляют основные категории и понятия. В связи с широким спектром выполняемых функций эти нормы в свою очередь делятся на подвиды (по характеру, содержанию и целевому назначению). а) Нормы – начала – это конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного строя. б) Определительно-установочные нормы определяют цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования. Думается, можно объединить эти две разновидности отправных норм под понятием правовая декларация на том основании, что они выполняют общую функцию: как бы «вводят в курс дела», то есть объясняют общие идеалы, цели, задачи. Примеров им можно найти множество. Это, прежде всего, преамбула и первые статьи Конституции, первые статьи кодексов (уголовного, гражданского и др.) в) Нормы – принципы – это предписания, выражающие и закрепляющие в действующем законодательстве руководящие идеи и принципы (ст.ст.3-8 УК РФ, которые закрепляют такие принципы, как законность, равенство граждан перед законом, вины, справедливости и т.д.; ст.1 Семейного кодекса РФ, закрепляющие принцип равенства в семейных отношениях, ст.49 Конституции РФ, закрепляющая принцип презумпции невиновности). г) Нормы – дефиниции или правовые определения – это «сгустки» правовой теории, закрепленные в действующем законодательстве и призванные обеспечить единство его понимания, а значит, и применения (ст.14 УК РФ «Понятие преступления», ст.3.9 КоАП РФ «Административный арест», ст.48 ГК РФ «Понятие юридического лица»). В науке нет единого мнения по поводу сущности отправных норм. Так, например, Ф.Н. Фаткуллин считает их лишь «строительным» материалом для создания юридических норм. И действительно, основные признаки норм права им не свойственны: повышенная степень формальной определенности, поддержка силой государственного принуждения не являются их отличительными чертами. А главное, они не содержат в себе правила поведения. Здесь уместно вспомнить слова русского правоведа Е. Васковского: «Под юридической нормой в собственном смысле слова следует разуметь не всякую мысль, не всякую фразу законодателя, а только такое его веление, которое заключает в себе правило поведения, обращенное к гражданам или органам власти». В этой связи необоснованным является выделение норм – правил поведения в качестве особого вида правовых норм. В самом названии содержится явная тавтология, так как термин «норма» означает «общепризнанное, узаконенное правило». Перечисленные правовые положения в научной литературе иногда относят к особым видам нормативно-правовых предписаний. В рамках классификации по этому же основанию (функциональная роль в процессе правового регулирования) В.К. Бабаев и М.И. Байтин выделяют общие и специальные нормы. Общие правовые нормы – это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, гражданского и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. То есть регламентируют правовые отношения определенного рода. Например, ст.432 ГК РФ «Основные положения о заключении договора» содержит общие правила, применяемые ко всем видам гражданско-правовых договоров. Специальная норма – это общеобязательное государственное предписание, являющееся результатом правовой специализации, которое устанавливается с целью конкретизации и детализации, учета своеобразия и особенностей какого-либо вида (подвида) общественных отношений, род которых регулируется общей правовой нормой (например, ст.527 ГК РФ «Основания заключения государственного контракта», предусматривает специальные правила, заключения договора поставки товаров к государственных нужд.) Эта разновидность юридических норм имеет свои специфические признаки: 1. Ее появление – результат социально-экономически обусловленной специализации правового регулирования. С.С. Алексеев выделяет три разновидности такой специализации: а) дифференциация (разветвление нормативного содержания правового регулирования, приобретение той или иной его ветвью все более специфических черт); б) конкретизация (детализация содержания нормативного регулирования, все более подробное регулирование отдельных сторон и элементов данных общественных отношений); в) интеграция (обобщенная регламентация того единого, совпадающего, что свойственно группам общественных отношений, их принципам, началам). Если последняя разновидность специализации является способом образования общих норм, то дифференциация и конкретизация играют важную роль в появлении специальных. 2. Признаком специальных норм является их производность от общих и тесная связь с ними. 3. Специальные предписания являются основой выделения в отраслевых кодексах общей и особенной частей. 4. Критерием выделения этой разновидности норм является объем их функционирования, который включает объем действия специальных норм, специфику их целевого назначения, порядок реализации. Каждый из этих элементов характеризует специфику данного вида норм с разных сторон. 5. Появление и функционирование специальных норм приводит, в конечном итоге, к явлению, обратному процессу дифференциации (или интеграции, о которой уже говорилось выше). 6. Применение специальных норм тесно связано с рассмотрением конкретных дел, то есть они максимально приближены к жизни и имеют особенно важное значение в правоприменительной практике. В правовой литературе широко распространено деление правовых норм на регулятивные и охранительные (основание классификации то же – функциональная роль в процессе правового регулирования). Выделяются эти виды норм в соответствии с основными функциями права: регулятивной и охранительной. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем установления прав и возложения обязанностей (ч.1 ст.161 Налогового кодекса РФ «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами»). Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности и мер защиты, субъективных прав (ст.128 Налогового кодекса РФ «Ответственность свидетеля»). Считая данное деление одним из самых важных в общетеоретическом плане, практически все авторы признают его условность. Ведь любая правовая норма – это регулятор общественных отношений, но одним из обязательных способов регулирования является охрана, то есть поддержка силой государственного принуждения. Вследствие этого одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной и охранительной. Таким образом, речь здесь может идти лишь о преобладании регулятивного элемента над охранительным и наоборот. 2. Важным критерием классификации является отраслевая принадлежность правовых норм. В рамках этой классификации наиболее значимым представляется деление всех норм на материально-правовые и процессуально-правовые. Процессуальные нормы – это установленные или санкционированные государственной властью общеобязательные правила поведения процедурного характера, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере учредительной, правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных на то органов государства, общественных организаций и должностных лиц. Процессуальные нормы вызваны к жизни необходимостью реализации норм материальных. Содержательную, сущностную сторону правового регулирования составляют именно материальные нормы, а процессуальные только устанавливают порядок, процедуру их реализации. Другими словами, материально-правовые нормы определяют права и обязанности субъектов правоотношений и то, что нужно сделать для их реализации, а процессуальные нормы отвечают на вопрос, как именно осуществить эту реализацию. Наряду с родовыми признаками всех правовых норм, процессуальные имеют свои видовые особенности: а) сугубо организационный характер самих норм; б) категорический характер их предписаний; в) адресат этих предписаний – субъект, наделенный властными полномочиями; г) основная форма реализации процессуальных норм - исполнение. Материальные нормы тоже зависят от процессуальных. Сами по себе они бессильны так же, как процессуальные беспредметны без материальной основы. Итак, находясь в тесной взаимосвязи, процессуальные и материальные нормы представляют собой, различные виды правовых норм. На особенности структуры процессуальной нормы обращает внимание Б.А. Деготь, который выделяет особенности строения всех трех элементов процессуальной нормы. По его мнению, содержание этой нормы характеризуется указаниями: – о субъектах и условиях своей реализации; – о правах и обязанностях субъектов процесса; – о мерах государственного воздействия, поддерживающих реализацию нормы. Диспозиция процессуальной нормы обычно адресована субъектам, уполномоченным выполнять определенные должностные обязанности. Особенность гипотезы в том, что в ней условия реализации нормы определены содержанием соответствующей нормы материального права. Производная природа процессуальных норм определяет специфику и их санкций, которые выражаются в таких последствиях, как отмена правоприменительного акта, не соответствующего данной норме или признание недействительным действия, противоречащего требованиям диспозиции. 3. По методу правового регулирования В.К. Бабаев и М.И. Байтин делят правовые нормы на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Производя такое деление, авторы основываются на том, что содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа: властно-побудительный, автономный, поощрительный и рекомендательны. Б.А. Деготь, выделяя те же группы норм, объединяет последние три под общим понятием правопредставляющие. Таким образом, с его точки зрения, основным является деление на императивные и правопредставляющие. В свою очередь, первые включают в себя запрещающие и обязывающие, а вторые – управомочивающие, поощрительные и рекомендательные. Механизм действия императивных и правопредставляющих норм различен. В одном случае он предполагает неукоснительное соблюдение требований (ч.1 ст.317 ГК РФ «Валюта денежных обязательств»: «Денежные обязательства должны быть выражены в рублях»), в другом – дает личности относительную свободу в выборе варианта поведения (ч.2 ст.317 ГК РФ: «В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах»). Как и любая классификация, данное деление достаточно условно. Как отмечает сам автор, качества императивности в разном объеме свойственные всем нормам права. Императивный характер правопредставляющих норм выражается: – в том, что они устанавливаются или санкционируются государством; – в том, что государство устанавливает пределы, содержание и направленность предоставляемой ими свободы усмотрения субъектов. Диспозитивные нормы предоставляют участникам общественных отношений широкую автономию в определении взаимных прав и обязанностей. Но в случае, если субъекты не пришли к соглашению, в силу вступает обязательное предписание (ст.220 ГК РФ: «Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов»). Сущность поощрительных и рекомендательных норм вызывает в науке споры. В.Л. Кулапов определяет рекомендательную норму, как правило, поведения, указывающее на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть местные условия, возможности и резервы и охраняемое в своей реализации мерами позитивного и негативного характера со стороны государства. Здесь необходимо отметить два момента: во-первых, терминология рекомендательного значения чаще всего используется в актах, относящихся к виду императивных. Если в этих нормах заменить термин «рекомендовать» на «обязать», смысл их не только не изменится, но будет выражен более четко. Во-вторых, в плане обыденного правосознания восприятие рекомендательных норм затруднено для субъектов, так как рекомендации свойственные скорее нормам морали. Правовая же норма бессильна без поддержки со стороны государства, так как теряет одно из главных своих свойств – императивность. В науке высказывается мнение, что поощрительные нормы являются разновидностью управомочивающих, так как и те и другие нормы представляют собой дозволения участнику общественных отношений использовать свое субъективное право. Но особенностью поощрительных норм является то, что государство не просто дозволяет, но и поощряет указанный вариант поведения. Как показывают исследования, в большинстве статей, содержащих поощрение, оно является правом, а не обязанностью правоприменяющего органа. В то время как нормы, возлагающие обязанность поощрения, обладают большей стимулирующей силой, чем нормы, уполномочивающие на поощрение. Это необходимо учитывать при совершенствовании законодательства. Кроме того, по мнению В.М. Баранова, необходимо установить меры юридической ответственности за: – умышленное неназначение поощрения при выполнении всех необходимых условий; – назначение поощрения в меньшем размере, чем это определено; – умышленное назначение поощрения лицу, не заслужившему его – обман компетентного органа относительно поощряемых государством показателей; – компроментацию поощренным лицом выданного поощрения. Думается, учет этих и других условий при создании новых правовых норм значительно облегчит процесс их реализации. В науке высказано мнение о наличии в уголовном законодательстве норм, хотя и схожих с поощрительными, но представляющих отдельную, обособленную группу. Это так называемые нормы, допускающие компромисс в борьбе с преступностью. Основная задача таких норм – эффективная защита граждан и общества в целом от преступлений. Исходя из этого, государство разрешает компромисс с лицом, совершившим преступление, в обмен на его позитивные поступки, перечень которых содержат эти правовые нормы (ст. 75 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием»). 4. Еще в Древнем Риме было сформулировано: Legis vertus haes est: imporare, vetare, permifere, punize, то есть сила закона в том, чтобы приказывать запрещать, разрешать, наказывать. И в наше время какую бы классификацию правовых норм не предлагал тот или иной ученый, на одном из главных мест обязательно будет деление их на запрещающие, обязывающие и управомочивающие. С пси....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: