- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение проблемы профилактики насилия и жестокого обращения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007974 |
Тема: | Изучение проблемы профилактики насилия и жестокого обращения |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ Кафедра безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры КУРСОВАЯ РАБОТА ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы: Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности Курсовую работу выполнил: студент 5 курса очной формы обучения факультета физической культуры Капустин Валерий Алексеевич Руководитель курсовой работы: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры, кандидат педагогических наук Гинко Владимир Иванович Дата сдачи курсовой работы: «____» ______________20____г. «Допустить к защите» Руководитель курсовой работы __________________ В.И. Гинко «_____» _______________ 20___ г. Работа защищена с оценкой _____________________________ Члены комиссии __________________/В.И. Гинко/ __________________/И.С. Вакурин/ «_____»____________________20____г. Шуя, 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………………………..………......7 Понятие и классификация насилия…………………………………...7 Мероприятия по предупреждению и снижению ситуаций насилия и жестокого обращения в образовательном учреждении………………………...19 ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ………………………...…...............................................................27 2.1 Изучение проблемы профилактики насилия и жестокого обращения среди учащихся в образовательном учреждении.………………………………..27 2.2 Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий………………………………………………………………….292.3 Анализ профилактической работы по предупреждению опасных ситуаций насилия и жестокого обращения МОУ СОШ №9 г. Шуя…………………………………………………………………………..342.4 Анализ экспериментальной работы в МОУ СОШ №9 г. Шуя …….37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...……..47 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….....................50 ВВЕДЕНИЕ Как пишет в своей работе Л.А. Глазырина и её соавторы: «Насилие в образовательной организации – это спланированные или спонтанные агрессивные действия, происходящие на её территории или в её помещениях во время занятий, перемен, по пути в неё и обратно, а также на мероприятиях, проводимых образовательным учреждением в другом месте (например, во время экскурсий)» [4, 14]. Предупреждение случаев насилия в образовательной среде очень актуально, как во всем мире, так и в России. По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России каждый год, в среднем, до 30% молодых людей в возрасте от 14-24 лет подвергаются насилию в различных формах. Около пятой части всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования [1]. Насилие над детьми в России в наши дни — распространенное социальное явление, которое требует скорейшего устранения; насилию подвергается каждый год до 2 миллионов детей и подростков. Насильственные действия по отношению к ребёнку не допустимы и неприемлемы в нашем обществе. Это вредоносно влияет на их психоэмоциональное состояние, подвергает к сильному стрессу, различным расстройствам. Ребёнок, подверженный насильственным действиям частично либо полностью лишён мотивации к посещению образовательных учреждений. Вследствие чего сильно падает его успеваемость в обучении. К таким детям нужен специальный подход, индивидуальная психологическая работа, усиленное внимание со стороны классного руководителя. Цель исследования: разработка методики комплексной системы профилактических мероприятий по предупреждению насилия и жестокого обращения у учащихся в образовательной среде. Задачи: 1. Проанализировать литературные и нормативные источники по проблеме исследования. 2. Определить виды насилия и жестокого обращения у учащихся 3. Проанализировать статистические данные по частоте возникновения насильственных действий по отношению к учащимся. 4. Разработать методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий с целью предупреждения насилия и жестокого обращения в образовательной среде. 5. Проанализировать и обобщить полученные результаты. Объект исследования: процесс формирования системы знаний у учащихся по вопросам безопасного поведения в ОУ. Предмет исследования: совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности учащихся. В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что создавая методику комплексной системы профилактических мероприятий в образовательном учреждении, разрабатывая методы предупреждения, проводя просветительскую работу среди школьников, можно снизить тенденцию опасных ситуаций, связанных с насилием и жестоким обращением по отношению к учащимся. Методы исследования: анализ нормативной, научной, методической, психолого-педагогической литературы; работа с электронными ресурсами в сети интернет; беседа и анкетирование учащихся; педагогический эксперимент; обработка статистических данных. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Шуя, Ивановской области. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Понятие, классификация насилия. Анализ статистических данных Для начала необходимо разобраться, в чём же заключается понятие насилия в образовательной среде, какие существуют его виды, какое вредоносное воздействие оказывает на ребёнка тот или иной вид насилия. Как определяет Всемирная Организация Здравоохранения: «Насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб». В философском, энциклопедическом словаре под редакцией А.А. Ивина понятие «насилие» трактуется как «общественное отношение, при котором отдельные люди (или группы людей) с помощью принуждения, представляющего угрозу здоровью или жизни, подчиняют других людей себе, при этом используя их способности, производительные силы, собственность и т.д.» []. Говоря о насилии и жестоком обращении по отношению к детям и подросткам в образовательной среде, можно привести ряд нормативных актов и международных документов, ярким примером которых является массово подписанный международный документ, в рамках Организации Объединенных Наций, коим является Конвенция о правах ребенка. В которой предписывается обязательство государствам-участникам защитить детей от жестокого обращения. Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка). Так же, в статье 21, Конституции Российской Федерации обозначено, что: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Как определяет автор книги по данной проблематике Е.Н. Волкова и другие её соавторы: «Насилие над ребенком — это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности. Основные виды насилия — это физическое, психоэмоциональное (психологическое), сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. Жестокое обращение с детьми — это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых и/или других детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка» [2, 12]. Определив сущность насилия и жестокого обращения по отношению к личности, становится возможным переход к следующему этапу изучения этого феномена – а именно формы и виды насилия в образовательной среде. Формы и виды насилия в образовательной среде Формы и виды насилия рассматривает большое количество авторов. В данной работе отобрано всего несколько основных авторов, на чьи работы опираются многие исследователи и которые предложили собственные классификации форм и видов насилия по отношению к детям и несовершеннолетним подросткам. Например, известный учёный в сфере педагогики Л. А. Глазырина в своём методическом пособии предлагает такую классификацию: «Как правило, в международных исследованиях применяется классификация насилия, основанная на видах агрессивных действий в отношении пострадавшего: физическое, психологическое (эмоциональное), сексуальное насилие и экономическое насилие (вымогательство, порча или отбирание вещей, денег)». Так же Глазырина к насилию относит дискриминацию по любому признаку, «…которая проявляется в предвзятом отношении и различных действиях. По характеру проявления выделяют отдельные, однократные насильственные действия и систематическое, регулярно повторяющееся насилие – буллинг». В завершении главы о формах и видах насилия, Глазырина выделяет новое направление давления и унижения среди детей. «Для различения относительно новой, но получившей широкое распространение формы насилия, осуществляемой в виртуальном пространстве, используется термин «кибербуллинг»». В соответствии с доминирующей во многих случаях насилия (в любых его видах) гендерной составляющей выделяют гендерное насилие. Среди насилия, происходящего в образовательных учреждениях, отдельное место занимают телесные наказания, применяемые учителями в отношении учеников [4, 14]. Теперь необходимо понять, что означает тот или иной вид, как он влияет на ребенка, на его психику и поведение. С этим помогут методические рекомендации разработчиков-специалистов ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», в которых подробно описаны виды и формы насилия над детьми: Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение физических наказаний; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Также к физическому насилию можно отнести вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, предоставление ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения и утопления ребенка. Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные словесные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Эмоциональное насилие включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения. Эмоциональное насилие может выражаться в обвинениях в адрес ребенка (брань, крики), в виде угроз со стороны родителей, опекунов, педагогов, воспитателей, принижении его успехов, унижении его человеческого достоинства, запугивании ребенка, совершении в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям, похищении ребенка. Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность. Исследователи выделяют следующие формы сексуального насилия: 1) Сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях. 2) Подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение или подавление его нормальных сексуальных интересов. 3) Эротизация детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития. Существует понятие насилия и жестокого обращения над учащимися относящееся конкретно к образовательной среде, которое трактуется как «Буллинг». Буллинг (от англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля. Для различения относительно новой, но получившей широкое распространение формы насилия, осуществляемой в виртуальном пространстве, используется термин «кибербуллинг» [1, 9]. Буллинг – травля детей сверстниками в детских коллективах, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление. Буллинг может проявляться в физическом насилии, угрозах, а также вербальной агрессии и унижении, злоупотреблении силой (властью) для подавления и оскорбления. Термин получил распространение первоначально в англоязычной литературе, им обозначают физический или психологический террор по отношению к ребенку со стороны одноклассников. Буллинг может быть физическим (толчки, дерганье за волосы), вербальным (обидные насмешки) или социальным (бойкот). Сплетни, вербальные оскорбления и бойкоты являются наиболее часто встречающимися формами буллинга. Зарубежными исследователями (скандинавскими учеными Д. Олвеусом, Е. Роландом) описана "буллинг-структура" социальная система, включающая преследователей (агрессоров), их жертв и наблюдателей (свидетели происходящего и поддерживающие агрессора) [3, 6]. Так же, в научном сообществе существует классификация насилия, предложенная автором методического пособия «Школа без насилия» Н.Ю. Синягиной, которая пишет, что: «В настоящее время разработано несколько типологий насилия, но не одна из них не является полной, отражающей все виды, формы, проявления и характер насилия. Обобщая существующие классификации насилия, разработанные как в рамках международных исследований, так и российскими учеными, можно выделить следующие виды насилия…» Рассмотрим предложенную ею классификацию: Виды насилия: 1) по характеру воздействия: - физическое насилие — это действия с применением физической силы с целью причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства. Такие действия могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья, отставание в возрастном развитии и даже стать причиной самоубийства; - психологическое (эмоциональное) насилие — совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека; - сексуальное насилие — это принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой их применения) — крайняя степень сексуального насилия, которая может стать причиной беременности, заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе, ВИЧ инфекцией. Такое насилие наносит сильную психологическую травму, приводит к снижению самооценки и может стать причиной попытки покончить с жизнью нанесение ущерба — это вымогательство, порча или насильственное отбирание вещей, денег; - пренебрежение нуждами ребенка — отсутствие со стороны педагогов (либо других работников образовательной организации), родителей, опекунов и/или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию; - торговля детьми — передача детей с целью получения финансовой выгоды (в последние годы участились случаи продажи детей собственными родителями). 2) в зависимости от причин воздействия: - дискриминация по любому признаку (может проявляться в предвзятом отношении и различных действиях); - стигматизация — навешивание ярлыков, часто в ситуации наличия каких-либо стереотипов («жирный», «дистрофик», «маменькин сынок» и т.д.); - гендерное насилие — доминирование в случаях насилия гендерной с ставляющей. 3) в зависимости от направленности насилия: насилие, направленное на себя; межличностное насилие; коллективное насилие. 4) в зависимости от длительности насилия: однократные случаи насилия; буллинг — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля (для различения относительно новой, но получившей широкое распространение формы насилия, осуществляемой в виртуальном пространстве, используется термин «кибербуллинг») [1, 14]. Нетрудно сделать вывод, что все рассматриваемые в данной работе авторы едины в своих классификациях видов и форм насилия по отношению к детям и подросткам. Но все приведённое выше, лишь общими чертами даёт понимание насилия конкретно в образовательном учреждении. В этом явлении помогает разобраться автор методического пособия «Школа без насилия» Н.Ю. Синягина, которая описывает насилие в образовательном учреждении как: «Спланированные или спонтанные проявления агрессивных действий, имеющих своей целью проявление доминирования и/или унижения, происходящие на территории, в помещениях образовательной организации, во время занятий, перемен, а также по пути в школу (училище) и обратно домой, на мероприятия и с мероприятий, проводимых школой (училищем) или во время этих мероприятий» [1, 16]. Далее она пишет в своей работе, что: «среди основных видов насилия (по характеру воздействия) преобладают: физическое, психологическое, сексуальное насилие и нанесение ущерба» [1, 16]. В образовательной организации может существовать широкий спектр моделей поведения, которые рассматриваются как физическое насилие: удары наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, «надирание» ушей. Принуждение оставаться в какой-либо неудобной и/или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др. Несмотря на законодательные запреты, сами педагоги и другие работники образовательных организаций иногда прибегают к мерам физического воздействия для поддержания дисциплины или наказания учеников. Чаще всего они используют шлепки, подзатыльники, удары рукой или каким-либо предметом, но могут также толкать, ставить детей в угол, принуждать их оставаться в неудобной позе и т.д. [1, 17]. Буллинг, как основная проблема проявления насилия в современной школе заслуживает внимательного рассмотрения. В своем становлении в качестве систематического и долговременного издевательства, часто осуществляемого группой лиц, буллинг проходит несколько стадий. Первая стадия буллинга — это образование буллинг группировки. В детско-подростковом коллективе вокруг «лидера», стремящегося к самоутверждению через демонстрацию физической силы или других форм насильственных действий, может образоваться группа «сторонников», также стремящихся к доминированию или к его защите и покровительству. Если первые же проявления насилия не пресекаются строго и решительно, то их главный инициатор — «лидер» убеждается в своей безнаказанности, это повышает его авторитет среди сторонников и укрепляет группировку. На второй стадии буллинга конфликт упрочивается. Невмешательство учителей, равнодушие одноклассников позволяют насильственным действиям повторяться, а подвергающийся им ученик постепенно теряет способность и волю к сопротивлению. Становясь более уязвимым, он тем самым дает повод для последующих нападений. На третьей стадии буллинга за учеником, который регулярно подвергается нападкам, окончательно закрепляется статус жертвы. Окружающие, привыкнув к постоянным издевательствам над этим человеком, его же обвиняют в сложившейся ситуации. Человек сам начинает верить в то, что виноват в издевательствах над собой. Своими силами он уже не может справиться с ситуацией, он подавлен, запуган и деморализован. На четвертой стадии буллинга происходит изгнание. Пострадавшие ученики, доведенные до крайней степени отчаяния, во избежание встречи с обидчиками и дополнительной травматизации начинают эпизодически пропускать учебные занятия или вовсе перестают посещать образовательную организацию. Данное явление получило название «академического вреда буллинга». Благодаря вмешательству в буллинговую ситуацию взрослых (родителей и/или педагогов, администрации образовательной организации), пострадавших обучающихся переводят в другой класс или школу, часто не оказывая им необходимой социально-психологической помощи. Полученная в результате длительного насилия глубокая психологическая травма может в дальнейшем помешать успешной интеграции и социализации пострадавшего в новом учебном коллективе и послужить одной из причин повторения буллинга уже «на новом месте». Не получая поддержки и не находя выхода из ситуации насилия, дети, пострадавшие от буллинга могут начать причинять вред самим себе, задумываться о суициде и осуществлять его. Многие исследователи выделяют такое относительно новое явление, как «кибербуллинг». В России проблема кибербуллинга встала остро, на уровне с такими странами, как США и Великобритания. Что же такое кибербуллинг, и какое влияние оказывает данное явление и инновация в травле современных детей? Обо всём по порядку. «Кибербуллинг – это использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений. Кибербуллинг может осуществляться через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, вебстраницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы. Кибербуллинг отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность, поскольку агрессор не сталкивается лицом к лицу со своей жертвой, также значительно снижена вероятность быть пойманным.» [1, 23] 14....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: