- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение причин формирования и рассмотрение текущей ситуации на рынке внешнего долга
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005802 |
Тема: | Изучение причин формирования и рассмотрение текущей ситуации на рынке внешнего долга |
Содержание
Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Экономическая сущность понятия внешнего долга 4 1.1. Понятие внешнего долга в современной экономике 4 1.2. Историческое формирование проблемы внешнего долга. 8 1.3. Основные проблемы управления внешним долгом. 13 Глава 2. Долговая проблема в современной экономике 15 2.1 Проблема внешнего долга в международных экономических отношениях XXI века 15 2.2. Роль международных финансовых организаций в решении проблемы внешнего долга 25 2.3. Внешний долг России и его структура 35 Глава 3.Перспективы решения глобальной проблемы внешнего долга. 41 3.1. Основные направления решения проблемы внешнего долга на современном этапе. 41 3.2. Перспективы противодействия проблеме внешнего долга в России. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 Список использованной литературы 57 Приложение 60 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной темы обусловлена тем, что внешние заимствования стран приобрели системный характер, а увеличение объема внешнего долга, в ряде случаев приводит к дефолту. Так же актуальность обусловлена несколькими аргументами. Во-первых, это систематизация теоретических знаний о проблеме внешнего долга. Во-вторых, анализ современного состояния проблемы и методов, используемых для управления внешним долгом. Степень научной разработанности исследования выпускной квалификационной работы подтверждается исследованиями Л.Н Красавиной, М.В Ершова, А.С. Булатова, А.Н. Черковца, Л.М Давиденко, К.А Хубиева, В.Г Холодкова, И.Н Платоновой и др. Западный взгляд на процессы слияния и поглощения банков как стратегии роста организации наиболее полно освящен в работах Д. Брайсона, Э. Нельсона и Д. Перкинса. В виду актуальности вопроса проблемы внешнего долга, статьи по этой теме можно найти в периодических изданиях «Эксперт», «Коммерсант», «Деньги и кредит», а также в годовых отчетах МВФ, Группы всемирного банка, ЮНКТАД и др. Предметом исследования является влияние внешнего долга на страны участницы мировых экономических отношений. Соответственно, объектом исследования в данной работе является объем внешнего долга рассматриваемых стран. Целью данной работы является изучение причин формирования и рассмотрение текущей ситуации на рынке внешнего долга. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: Представить определение понятия внешнего долга. Выявить исторические аспекты формирования проблемы внешнего долга. Выявить основные проблемы управления внешним долгом. Проанализировать проблему внешнего долга на современном этапе. Охарактеризовать роль международных финансовых организаций в поисках решений проблем внешнего долга. Проанализировать структуру внешнего долга РФ. Представить актуальные направления противодействия проблеме внешнего долга. Дать оценку перспективам борьбы с глобальной проблемой внешнего долга. Глава 1. Экономическая сущность понятия внешнего долга 1.1. – Понятие внешнего долга в современной экономике В попытках решить проблему наличия дефицита государственного бюджета, а также другие социально-экономические проблемы, различные государства прибегают к иностранным займам, что, в свою очередь, приводит к образованию внешнего долга, который, на сегодняшний день, является одним из наиболее важных экономических показателей, отражающий финансовое состояние и возможные перспективы государства. Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране согласно статье 6. Бюджетного кодекса Российской Федерации, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)». Другими словами, это задолженность в иностранной валюте перед нерезидентами. В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства: международным банкам, правительствам других стран мира, частным банкам, которые принадлежат иностранцам. Валовой внешний долг на отчетную дату представляет собой непогашенную сумму текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая требует выплаты (выплат) процентов и/или основного долга в будущем. Внешний долг различают двух типов: Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2016). Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы). Таблица 1 Показатели платежеспособности страны. Отношение процентных платежей к поступлениям от экспорта Отношение средних процентных платежей к поступлениям от экспорта характеризующее условия внешнего долга, долговое бремя Отношение внешнего долга к экспорту Динамический показатель, который характеризует потенциал страны по погашению внешнего долга Отношение внешнего долга к ВВП Характеризует соотношение внешнего долга к ресурсной базы Отношение приведенной стоимости долга к экспорту Показатель устойчивости, который сопоставляет бремя задолженности с потенциалом погашения Из показателей, приведенных в Таблице 1, для анализа проблемы внешнего долга я выбрал отношение внешнего долга к ВВП и отношение внешнего долга к экспорту т.к. при поиске материала, я обратил внимание на то, что данные показатели чаще всего используются специалистами МВФ, Европейского Банка и ряда других авторитетных организаций. Внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности: Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят: -зависимость от экспортных товаров; -отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов); -погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета. -Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом: -срока долга (краткосрочный или на длительный период времени); -достаточности международных резервов; -мониторинга рисков непогашения долговых обязательств; -влияния налоговых поступлений на государственный долг; -изменения курса иностранной валюты к домашней. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Для экономического анализа оценивают относительную величину внешнего долга. По оценкам МВФ и Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжелое бремя внешних долгов, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни в среднем в течение трех лет. Этими показателями являются: 1) Отношение общей суммы внешнего долга к валовому внутреннему продукту, если оно превышает 50%. 2) Отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, если оно превышает 27, 5%. 3) Отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30%. Также следует отметить, что для ряда стран (США, Германия, Великобритания, Япония) понятие внешнего долга применяется исключительно ввиду наличия обязательств перед нерезидентами т.к. их валюта выступает в качестве резервной валюты большинства стран мира. Из всего вышеописанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, существует множество показателей, позволяющих проанализировать проблему внешнего долга, из которых наиболее часто используются отношение внешнего долга к экспорту и отношение внешнего долга к ВВП. Во-вторых, наличие дефицита бюджета приводит к увеличению долгового бремени, а следовательно возникновению проблемы внешнего долга. 1.2. Историческое формирование проблемы внешнего долга. Долговой кризис выразился в неспособности целого ряда государств своевременно и в полном объеме погасить свои внешние финансовые обязательства. Как правило, он содержит серьезную угрозу международного и финансового краха. Кроме того, он подчеркивает слабость и несоответствие существующих форм и методов регулирования данной области международных отношений. Опыт стран - должников убедительно доказал, что проблемы внешнего долга оказывают непосредственное воздействие на инвестиции и экономический рост. В 1960-е годы крупные страны Латинской Америки регулярно получали ссуды от международных учреждений и иностранных инвесторов, в первую очередь на инфраструктурные проекты. Взлет цен на нефть и начало мировой рецессии в середине 1970-х привели к росту расходов и сокращению доходов развивающихся стран — импортеров нефти. Долг этих стран был номинирован в долларах, поэтому цикл повышений процентной ставки в США означал и увеличение суммы выплат. Начал стремительно расти «пузырь» — старый долг рефинансировался за счет нового. К августу 1982 года, задолженность Мексики перед иностранными кредиторами составила 80,39 млрд. долл. Мораторий мексиканского правительства на выплату долга, объявленный в том же году, вызвал цепную реакцию банковских кризисов в соседних латиноамериканских странах, что привело к обнищанию населения и длительной рецессии. Причиной кризиса стало неблагоприятное сочетание внешнеэкономических факторов. К началу 1982 года Мексике уже не хватало собственных валютных резервов для покрытия долга, и в феврале правительство девальвировало песо. Поскольку выплачивать кредиты приходилось долларами, этот шаг усугубил ситуацию: 12 августа Минфин объявил о 90-дневном моратории на выплату внешнего долга (к тому времени он составлял $80 млрд, или же $200 млрд в ценах 2015 года). Параллельно инвесторы, предчувствуя кризис, резко сократили вливания в регион, так что Бразилия, Аргентина и другие крупные страны вынуждены были пойти на реструктуризацию долгов. В итоге в декабре 1982 года МВФ одобрил трехлетнюю программу помощи Мексике на $3,8 млрд. До 1993 года было предоставлено еще два трехлетних пакета, которые вместе составили 5,2% ВВП Мексики. Как и в случае с Мексикой, причиной долговых проблем Югославии стали нефтяной кризис и мировая рецессия. К началу 1983 года внешняя задолженность составляла 20,42 млрд. долл. Валютных поступлений от экспорта стало не хватать даже для покрытия текущего долга, не говоря уже об импорте. Некоторые исследователи полагают, что внеблоковый статус Югославии позволял стране занимать средства и на Западе, и у СССР, что только углубляло долговую пропасть. Проблему усложнял и федеративный характер государства: правительство в Белграде по закону не несло ответственности за набранные союзными республиками и их предприятиями долги. В обмен на пакет помощи осенью 1982 года МВФ потребовал провести реформу по централизации управления, по которой и поступление валюты в Югославию, и выплата долгов должны были проходить через Белград. Пока готовилась реформа, правительство договорилось с кредиторами в лице западных банков о том, что федеральный центр все же возьмет на себя выплату задолженности в обмен на 90-дневный мораторий по основным суммам займов. Мораторий вступил в силу 19 января 1983-го. В июле 1983 года правительство провело через парламент закон о реформе управления: Национальный банк становился главным дебитором, а правительство — гарантом по всем внешним долгам различных югославских компаний и структур. Вскоре Белград успешно оплатил долги с процентами на $1,9 млрд частным иностранным кредиторам (около 600 западных банков), что позволило уже в начале сентября подписать с ними договор о реструктуризации задолженности. В это соглашение вошел новый кредит на $600 млн, который позволял югославским заводам закупать сырье и производить товары на экспорт, пополняя валютные запасы правительства. В феврале 1987 года Бразилия объявила мораторий на выплаты по долгам перед иностранными банками. Сумма коммерческой задолженности составляла $67 млрд. «Мы приостанавливаем долговые выплаты. Мы не можем платить по долгам, если это означает, что наш народ будет голодать», — заявлял президент Бразилии Жозе Сарней. Западные банкиры всерьез опасались, что если к Бразилии присоединятся другие ведущие страны Латинской Америки — Мексика или Аргентина, то получится «картель должников», который сможет навязать банкам-кредиторам любые условия реструктуризации. Но худшие опасения банкиров не оправдались: уже в апреле 1987 года был уволен министр финансов Бразилии Дилсон Фунаро, занявший бескомпромиссную позицию по отношению к иностранным кредиторам, а его более сговорчивый преемник Брессер Перейра к концу 1987-го договорился с банками о возобновлении процентных выплат. А в следующем году Бразилия подписала с банками-кредиторами комплексное соглашение о переносе сроков выплат по долгам. Мораторий 1987 года в последующих заявлениях бразильских властей признавался ошибкой. 17 августа 1998 года правительство России объявило памятный дефолт по внутренним долговым обязательствам в эквиваленте около $40 млрд, одновременно девальвировав рубль. Хотя речь шла о замораживании выплат по рублевым бумагам (государственные краткосрочные обязательства, ГКО), значительная их доля принадлежала иностранным инвесторам. По данным Банка России, на момент кризиса обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (облигации федерального займа) превышали $36 млрд, а общая сумма платежей в пользу нерезидентов приближалась к $10 млрд в год. С 17 августа 1998 года был также объявлен мораторий сроком на 90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных коммерческими банками от нерезидентов. Фактически это означало дефолт по внешним долгам банковского сектора. Несколько месяцев власти вели переговоры с держателями ГКО о реструктуризации, которая в итоге была проведена путем обмена старых бумаг на деньги и новые государственные облигации со сроком погашения до пяти лет. Иностранные юр. лица могли рассчитывать только на 10% долга, погашаемого наличными. 24 декабря 2001 года Аргентина ввела мораторий на выплаты по внешним государственным долгам. Перед этим начался «набег» на аргентинские банки (массовое изъятие вкладов), президент страны Фернандо де лаРуа ограничил снятие наличных суммой в $1 тыс. в месяц, что вызвало ожесточенные протесты населения, которые быстро переросли в уличные бунты и разграбление супермаркетов. Де ла Руа ушел в отставку 20 декабря, через несколько дней его временный преемник Адольфо Родригес Саа провозгласил мораторий на обслуживание внешнего долга Аргентины общим объемом $132 млрд — это стало крупнейшим в истории суверенным дефолтом. Через 13 лет этот крах аукнется Аргентине новым дефолтом. В 2005 и в 2010 годах страна провела две реструктуризации долга, по которому был объявлен мораторий в 2001 году. Обмен замороженных облигаций на новые прошел со списаниями, достигавшими 75%. Малая часть инвесторов (около 7%), включая американские хедж-фонды, не согласилась на условия реструктуризации и решила добиваться в судах полной выплаты первоначальных сумм. В 2012 году суд в США (международные облигации Аргентины были выпущены по праву штата Нью-Йорк) фактически обязал Буэнос-Айрес рассчитаться по старым долгам. Аргентина яростно оспаривала это решение и, не найдя общего языка отказалась платить. В июле 2014 года рейтинговые агентстваS&P, FitchRaitings присвоили Аргентине рейтинг D, означающий официальный дефолт. В конце 2008 года правительство Эквадора, возглавляемое президентом Рафаэлем Корреа, объявило мораторий на обслуживание глобальных облигаций с погашением в 2012 и 2030 годах номинальной суммой $3,2 млрд. Как объяснял Корреа, правительственная комиссия по аудиту государственного долга выявила «много коррупции и конфликтов интересов» в условиях этих международных выпусков. В 2009 году Эквадор, отказавшись от каких-либо переговоров с инвесторами, выкупил эти облигации с огромным дисконтом — за 35% от номинальной стоимости. Некоторые инвесторы не согласились с навязанными условиями и пошли в суд. Например, в конце 2014 года бостонскаяинвесткомпания GMO Trust подала иск в суд Нью-Йорка, пытаясь взыскать с Эквадора первоначальную сумму задолженности. 1.3. Основные проблемы управления внешним долгом. Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением и регулированию суммы государственного кредита, а так же организация мероприятий по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации уже существующих заимствований. При разработке политики управления внешним долгом в развитых странах ее теоретическим основанием является стремление заместить внешними заимствования поступления в бюджет от налогов, поскольку это будет оказывать положительное воздействие на экономику. Снижение налогов сразу же приведет к росту потребительских расходов, увеличится спрос на товары широкого потребления, что в целом стимулирует рост производства и занятости, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Однако в этом случае ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. А повышение ставки процента будет сдерживать внутреннюю деловую активность и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам вырастет, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных экспортеров на мировом рынке. В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт. Тяжёлое бремя последствий такого бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом. Возможен другой подход к разработке политики управления внешним долгом. В его основе лежит анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Дело в том что, в долгосрочном периоде текущее снижение налогов, при увеличении государственного долга, приводит к их перераспределению во времени, т.е. их выплата перекладывается на будущие поколения. Использование для финансирования дефицита бюджета в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов. Эта точка зрения, в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, который сформулировал этот теоретический аргумент, названа рикардианское равенство. Однако из логики анализа равенства Д. Рикардо не следует, что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов. Возможно, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Но потребитель увеличит расходы на потребление только в том случае, если считает, что это снижение налогов сегодня не вызовет роста налогов в будущем, в противном случае он будет увеличивать сбережение. Глава 2. Долговая проблема в современной экономике 2.1 Проблема внешнего долга в международных экономических отношениях XXI века Международный кризис задолженности является серьезной проблемой функционирования глобальной экономической системы. Сегодня международное кредитование выступает той всеобъемлющей сферой мировой экономики, которая обеспечивает аккумулирование и перераспределение всех видов финансовых ресурсов между странами и их резидентами. Причем привлечение кредитных средств стало распространенным явлением на всех уровнях мирового хозяйства. Так, одним из признаков наступления кризиса внешней задолженности государства является нарушение графика погашения кредитов, взятых в других странах или международных организациях. Это, в свою очередь, приводит к нарушению равновесия международного рынка кредитов, усложняет процессы кредитования и заимствования. Когда подобные нарушения несут массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности. Анализ состояния государственных займов разных стран мира позволит выяснить, каким образом можно минимизировать вероятность возникновения международного кризиса задолженности, а также разработать эффективные инструменты долговой политики в случае его наступления. Для понимания условий платежеспособности страны важную роль играет распределение внешнего долга между государственным и частным сектором. Конечно, в большинстве стран государственный долг отделен от частного. Более того, банкротство крупного международного банка LehmanBrothers в начале развертывания глобального кризиса 2008–2009 гг. ознаменовал новое направление в финансовой сфере – «отказ» от государственной поддержки слабых (хотя и больших) экономических агентов. Впрочем, эти сдвиги в основном касаются США и Великобритании; континентальная же Европа пока отдает предпочтение политике поддержки банковских и долговых позиций отдельных стран. Мировой опыт свидетельствует, что значимость внешних заимствований растет в условиях ограниченности внутренних ресурсов (прежде всего, недостатка внутренних сбережений) или более благоприятных условий получения ресурсов на международных рынках (ниже по сравнению с внутренними, внешние процентные ставки), хотя при этом заемщики подвергаются рискам, связанным с глобальными циклическими колебаниями, внезапными изменениями стоимостных показателей стратегически важных фондовых товаров, валютных курсов и тому подобное. Следует указать, что сами по себе стоимостные объемы долговых нагрузок не являются доминирующими в определении оценок рисков для стран – более весомой является структура займа. Так, например, внешний правительственный долг США составляет менее трети всего внешнего долга, Польши – около 40%, Аргентины – более 50% (таблица 2.1, рисунок 2.1). Таблица 2.1 Структура внешних долгов отдельных стран в 2014 г., млрд. долл. США. Страна Сфера долга Вместе Правите-льство Центральный банк Депозитные институты (банки) Другие сектора Прямые инвестиции (внутренний долг фирм) США 6 223,5 563,5 3 019,6 6 062,1 1 389,4 17258,1 Еврозона 3 305,5 424,0 4 871,6 3 420,8 2 388,9 14410,7 Велико-британия 694,2 32,7 4 938,0 2 857,0 697,5 9 219,4 Япония 872,1 42,5 1 128,6 658,7 24,6 2 726,4 Аргентина 73,7 7,1 2,6 35,2 28,3 147,0 Бразилия 223,0 4,2 156,7 120,9 207,8 712,5 Польша 145,8 5,8 61,0 57,2 84,4 354,2 Венгрия 59,6 2,7 22,2 22,3 75,4 182,2 Турция 88,2 2,5 172,4 133,9 5,4 402,4 Источник: составлено автором по материалам. Существенную роль играют и вопросы общего места страны в структуре мировой экономики. Поэтому, хотя сегодня активно дискутируется вопрос большого долга США, однако эту проблему следует рассматривать с учетом наличия значительного потенциала страны по обслуживанию долга (США – мировой лидер в области высоких технологий, способен к наращиванию производства с высоким уровнем добавленной стоимости), роли страны в обеспечении мировой финансовой ликвидности (долг США – база для роста ликвидных активов за границу) и роли ценных бумаг США для сохранения средств (резервных активов). При таких обстоятельствах задача возвращения долговых ресурсов для страны не выглядит неразрешимой. Рисунок 2.1.Сравнительная характеристика структуры внешних долгов стран еврозоны, США и Японии Источник: построено автором по данным табл. 2.1. Таблица 2.2 Объемы государственного внешнего долга отдельных стран в 2015 г. Страна Долг на душу населения, долл. США ВВП, млрд. долл. США Валовой государственный долг, % от ВВП Япония 99725 5229 242,3 США 58604 17438 107,3 Италия 46757 2148 133,1 Франция 42397 2863 94,8 Великобритания 38938 2627 95,3 Греция 38444 248 174,0 Германия 35881 3747 78,1 Испания 30031 1394 99,1 Венгрия 11099 137 80,0 Словакия 10894 103 57,5 Бразилия 7431 2170 69,0 Аргентина 5444 497 45,9 Турция 3840 851 34,9 Китай 1489 9761 20,9 Индия 946 1750 68,1 Источник: составлено автором по материалам. В период, предшествовавший глобальному кризису 2008–2009 гг., государственные долги стран, в том числе высокоразвитых, хотя и были значительными, однако выглядели как такие, которые не имеют сложностей с их финансированием. Однако сегодня в результате кризиса государственный долг многих развитых стран превышает размеры их ВВП (таблица 2.2). Более того, долги многих развитых стран (как в общих объемах, так и на душу населения) в настоящее время существенно превышают соответствующие долговые показатели восходящих стран (рис. 2.2). Поэтому неудивительно, что в правительственных программах большинства индустриально развитых стран предусматривается постепенное снижение уровня внешних долгов в структуре ВВП. Рисунок 2.2. Рейтинг стран мира по уровню внешнего долга в расчёте на душу населения Источник: построено автором по данным табл. 2.2. Основным показателем, который определяет, насколько уровень государственного долга является критическим, является % от ВВП. По разным источникам этот показатель не должен превышать отметки в 60%. По данным ежегодной отчётности МВФ в 2015 году совокупный внешний долг 15 стран мира превысил их годовой ВВП. Опередила всех в рейтинге должников Япония, у которой уровень государственной задолженности в 2,5 раза выше ВВП страны. В общем рейтинге мировых должников на втором месте оказалась Греция с 177%, а далее последовали Ямайка, Ливан, Италия, Португалия с практически одинаковым соотношением рассматриваемых величин (130-136%). Европейских государств в рейтинге двадцати мировых должников подавляющее большинство. При этом РФ занимает аж 163 позицию среди 183 стран рейтинга (см. Приложение). Особого внимания заслуживает долговая позиция Японии. Хотя эта страна, казалось бы, имеет критически большой государственный долг (почти 250% ВВП 2015 г.), однако риски суверенного долга все же не определяются как критические. Дело в том, что государственный долг страны преимущественно сосредоточен у национальных инвесторов, и даже больше – в том же государственном секторе страны. Для Японии характерно существование разнообразных государственных агентств, направленных на выполнение тех или иных функциональных правительственных задач. Поэтому и кредитные отношения или вопросы рефинансирования отдельных государственных экономических агентов не создают реальных проблем для государственных финансов страны. К тому же, в Японии уже в течение двух десятилетий содержатся практически нулевые (а в отдельные периоды даже отрицательные) процентные ставки на долговые ресурсы, то есть вопроса обслуживания долгов вообще не стоит. Особенностью развития мирового хозяйства является то, что процессы предоставления международных кредитов (займов) становятся все более взаимными, когда одна и та же страна (и ее экономические агенты) в разное время и при разных обстоятельствах могут выступать и как кредитор, и как должник. Таким образом, страны могут иметь «встречные» долги друг перед другом, и для современного финансового мира такая «взаимность» является естественной (таблица 2.3). Таблица 2.3 Взаимные долги отдельных развитых стран, млрд. евро. США Велико-британия Германия Япония Италия Испания Франция США 830 413 831 170 438 Великобритания 576 377 122 315 209 Германия 174 140 106 202 205 Япония 244 101 42 107 Италия 54 120 33 29 307 Испания 49 75 131 20 22 111 Франция 201 225 165 79 38 Стрелками обозначена направленность обязательств (от должника к кредитору). Источник: составлено автором по данным. Конечно, в такой ситуации возникает «искушение» провести (виртуальные) «взаимозачеты» долгов. При этом следует помнить, что в реальности не может идти речь о существенных «взаимозачетах» – долги сформированы различными экономическими агентами и при разных условиях, сроках погашения, процентных ставках и тому подобное. Но такие условные «взаимозачеты» долгов важны в аспекте оценки уровня чистой долговой нагрузки, и они в целом демонстрируют гораздо более удовлетворительную долговую ситуацию (таблица 2.4). Таблица 2.4 «Чистые» долги отдельных развитых стран, млрд. евро США Велико-британия Германия Япония Италия Испания Франция США 254 239 587 121 237 Великобритания 237 21 240 Германия 64 82 40 Япония 28 Италия 54 33 7 269 Испания 131 20 111 Франция 16 Стрелками обозначена направленность обязательств (от должника к кредитору). Источник: составлено автором по данным. Так, например, Франция и Япония имеют практически сбалансированные долговые обязательства («чистые» долги Франции перед Великобританией составляют лишь 16 млрд. долл. США). Германия и даже Испания имеют относительно небольшие «чистые» долги («чистый» долг Германии в четыре раза меньше валового долга). Только долги США и Великобритании отличаются своими размерами. Однако нужно помнить, что значительные долги США, как уже отмечалось, обусловленные, в частности, привлекательностью их ценных бумаг (в частности, долгосрочных облигаций), которые во многих странах используются в качестве резервных активов, а долги Великобритании имеют преимущественно банковскую природу и обусловлены высоким уровнем включения банковской системы страны в международные платежные и валютные системы, в том числе за счет заимствованных ресурсов (Лондон – ведущий валютный центр мира). Поэтому для многих развитых стран высокие валовые долги не является свидетельством обязательных проблем, а ограничения чистых долгов при росте валовых, скорее, свидетельствует об усилении роли таких стран в качестве центров финансирования международных операций (как, например, Германия). Определенное беспокойство вызывают страны ЕС (прежде всего, еврозоны), где повышенные уровни долгов обусловлены очень высокими уровнями социальных расходов, финансируемых из бюджетов этих стран. Несмотря на экономические осложнения, страны Евросоюза стараются максимально поддерживать сложившийся уровень социальных гарантий и только в критических случаях идут на ослабление социальных стандартов (дефолт 2015 г. в Греции). Политика завышенных социальных расходов, которые не поддерживаются соответствующей динамикой наращивания производительности экономики, обладает реальным следствием тенденции к наращиванию долгов, особенно нежелательных в условиях экономической депрессии, которая в последние годы поразила отдельные страны ЕС. Между тем, если странам ЕС вследствие реализации их стратегии структурных реформ и повышении глобальной конкурентоспособности все же удастся восстановить устойчивую экономическую динамику и обеспечить экономический рост, а то и автоматически может быть решена долговая проблема. Ведь удастся законсервировать объем долга относительно ВВП на определенном постоянном уровне и предотвратить развертывание пессимистического сценария, о котором часто говорится при обострении долговой проблематики. 2.2. Роль международных финансовых организаций в решении проблемы внешнего долга Существует ряд международных организаций, созданных с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами. Эти международные финансовые институты способствуют социально-экономическому развитию стран и предоставляют правительствам кредитную помощь. Важнейшую роль среди таких организаций играют так называемые Бреттон-Вудские институты – Группа Всемирного банка и Международный валютный фонд (МВФ), которые являются важным звеном современной институциональной структуры международных валютно-финансовых отношений. Международные финансовые институты (МФИ) – стабильный институт многосторонних международных отношений, который в своей деятельности выходит за пределы одной страны и имеет постоянную структуру органов наднационального регулирования. Международные финансовые институты могут иметь взаимоотношения как с правительствами, так и с субъектами хозяйствования отдельных стран. Таким образом, основная цель деятельности МФИ заключается в содействии развитию внешней торговли, международного и регионального валютно-финансового сотрудничества, поддержании равновесия платежных балансов стран, входящих в них, регулировании курсов их валют, предоставлении кредитов этим странам и гарантировании частных займов за границей. Рассмотрим детальнее деятельность важнейших международных финансовых организаций. Группа Всемирного банка (189 стран-членов, включая Россию) состоит из пяти юридически обособленных подразделений: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Несмотря на некоторую разницу в функциях, все организации Всемирного банка тесно связаны, прежде всего, единством целей: содействие стабил....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: