VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование определения чёрного юмора и методов его лингвистического воплощения в литературе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012334
Тема: Исследование определения чёрного юмора и методов его лингвистического воплощения в литературе
Содержание
Оглавление
Введение	3
Глава 1. Феномен чёрного юмора	7
1.1 Природа смеха	7
1.2 Природа чёрного юмора	12
1.3 История термина чёрного юмора	14
1. 4  «Черный юмор» в литературе США. Творчество К. Воннегута	18
Глава 2. Лингвистическая манифестация черного юмора и его тематический парк	25
2.1  Тематический парк англоязычного чёрного юмора	25
2.2 Семиотические средства создания эффекта черного комизма	42
2.2.1 Черный юмор на семантическом уровне	43
2.2.2 Чёрный юмор как нарушение знаковой синтактики	44
2.2.3 Прагматический аспект чёрного юмора	46
2.3 Общая классификация лингвостилистических средств воплощения англоязычного чёрного юмора	51
2. 4 Прецедентность как особенность чёрного юмора	55
2.4 Имплицитность чёрного юмора	57
Заключение	61
Список использованной литературы	63

     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Данная дипломная работа приурочена к исследованию определения чёрного юмора и методов его лингвистического воплощения в литературе.
     За последние десятилетия в лексиконе современного человека основательно закрепилось понятие чёрного юмора. Данное понятие всё чаще встречается в повседневной жизни, мелькает на экранах телевизоров, слышится со сцены, его используют в журналистских заголовках, разбирают в специализированных исследованиях, оно даже дискуссируется писательскими критиками.
     Чёрный юмор – явление, ставшее предметом интереса профессионалов различных сфер познания: специалистов по психологии, философов, социологов, литературоведов, культурологов и др. Определение черного юмора варьируется в зависимости от целей исследования и явлений культуры. Каждый отдельный автор интерпретирует данное понятие по-разному: изучающие французскую литературу говорят о чёрном юморе французских сюрреалистов; в англоязычной культуре черный юмор – это, прежде всего, направление в американской литературе 60-х – 70-х гг. 20 века; даже люди, не специализирующиеся на лингвистических исследованиях, способны привести массу загадок, анекдотов, стишков характерного содержания. Так, использование понятия «чёрный юмор» можно отнести не только к короткой шутке, но и к длинным произведениям, и к целому литературному направлению. Кроме того, что виды бытования чёрного юмора разнообразны, сам этот феномен остается малоизученным, что и обусловливает выбор темы дипломной работы.
     Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современной теории перевода тема черного юмора недостаточно исследована. Он отражает наиболее яркие и важные социальные, культурно-исторические и политические события жизни той или иной страны. Именно из этого обстоятельства вытекает главная проблема перевода юмора – непонимание между культурами языков перевода в связи с недостатком фоновых знаний. Многие реципиенты не понимают черного юмора, считая его беззаконным, агрессивным и опасным, что и подтверждается международными скандалами.
     Объектом исследования является лингвокультурный феномен чёрного юмора.
     Предметом исследования выступают лингвостилистические средства воплощения чёрного юмора в художественном тексте. 
     Цель работы заключается в исследовании лингвостилистических механизмов порождения чёрного юмора в англоязычной литературе, анализ черного юмора и его лингвокультурная характеристика.
     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
     Изучить теоретический материал, посвященный природе юмора и особенностям черного юмора в частности;
     Дать общую характеристику понятию чёрного юмора и рассмотреть его историю;
     Рассмотреть классификации транскультурных тем для чёрного юмора и сформировать тематический парк англоязычного черного юмора на базе изученного фактического материала;
     Обозначить лингвостилистические средства выражения чёрного юмора в художественном тексте;
     Теоретическую базу данного исследования составили труды таких отечественных и зарубежных лингвистов, как Карасев А.В., Пропп В.Я., Флеонова О.Л. (природа смеха); Бретон А., Дубин С.Б., Ковалева С.И., Стеценко Е.А. (история термина «чёрного юмора»); Кулинич М.А., Плеханов А. (тематические классификации чёрного юмора); Арнольд И.В., Венгерова С.А., Гачечиладзе А.Д., Грайс Г.П., Карасик А.В., Кулинич М.А., Моррис Ч.У., Ничипорович Т.Г., Судзиловский Г.А., Шенье-Жандрон Ж. (средства создания юмористического эффекта), А.И. Лаврентьев (чёрный юмор в американской литературе), Проскурина А.А. (прецедентные тексты в англоязычном юмористическом дискурсе), Горностаева А.А. (формы комического), Чаплыгина Ю.С. (креолизованные тексты), Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. (кинотекст), Кашичкин А.В. (имплицитность).
     Практическим материалом для исследования феномена чёрного юмора послужили художественные произведения американского писателя XX века Курта Вонненгута, а именно – «Колыбель для кошки», «Мать Тьма», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Балаган, или конец одиночеству»  
     Методы исследования включают вычленение и описание языковых явлений с культурологической точки зрения, методы понятийного, интерпретативного и контекстуального анализа, текстовый и лингвостилистический анализ.
     Задачи исследования определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
     В Главе 1 раскрывается тема природы смеха и разных форм комического, делается попытка рассмотреть историю термина чёрного юмора,  даётся общая характеристика этого понятия. В дополнение ко всему, в первой главе уделяется внимание американскому писателю Курту Вонненгуту, на материалах произведений которого составлены примеры для практической части работы.
     В Главе 2 описаны способы выражения англоязычного черного юмора на разных уровнях и в разных аспектах: черный юмор на семантическом уровне, чёрный юмор как нарушение знаковой синтактики, прагматический аспект чёрного юмора, лексические изобразительно-выразительные средства. Дан тематический парк англоязычного черного юмора с практическими примерами. В дополнение к вышеперечисленному, рассмотрены также прецендентность и имплицитность чёрного юмора. Весь теоретический материал подкреплён примерами.
















Глава 1. Феномен чёрного юмора
     
1.1 Природа смеха

     Прежде чем приступить к изучению и  детальному рассмотрению характерных особенностей чёрного юмора, следует разобраться, что такое чёрный юмор в природе смеха.
     Определить, когда же именно человечество начало реагировать смехом на происходящие в его жизни драматические, а зачастую и трагические события, к сожалению, не представляется возможным. В древности смех считали чудодейственным средством, посредством которого зарождалась новая жизнь. Поэтому с незапамятных времён у многих народностей, различных этнических групп существовали и активно культивировались своеобразные обряды, ритуалы осмеяния смерти. Над убитым зверем, к примеру, смеялись, так как верили, что это способствует возрождению животного и подарит охотнику возможность его повторной поимки. Таким образом, люди выражали надежду на неиссякаемый источник пищевых ресурсов. Однако наиболее важной  задачей осмеяния, безусловно, являлось продление жизненного цикла той или иной родовой общины: кочевники Египта  непрерывно смеялись при захоронении умерших, сарды смеялись, принося в жертву своих стариков, финикийцы - убивая своих детей, фракийцы - когда кто-нибудь  из них был при смерти [25].
     Осмеяние пороков общества, уродства, страданий души и тела, смерти было неотъемлемой составляющей ёрничаний шутов и скоморохов, русского лубка, выступлений цирков. Понимание окружающей действительности осуществляется, в том числе, посредством естественного интереса к смерти и другим «чёрным» сторонам жизни. Смех предоставляет людям широчайшие возможности для психологической защиты от воздействия негативных внешних факторов, укрытия от пугающих событий, преодоления страха перед ними. Благодаря смеху человек ощущает внутреннюю силу, стержень, который не позволяет ему сломаться в те моменты, когда кажется, что из жизни ушло всё доброе и прекрасное.
     По примеру шутки Фрейда, когда висельника должны быть казнить, и он на пути к эшафоту говорит: «Вот так неделя начинается»,  можно понять, что данная острота является отражением зла, попыткой человека возвыситься над безвыходной ситуацией и самой смертью. Смех для висельника – это инструмент противостояния злу, в широком смысле этого слова [13].
     В отличие от любых других проявлений людских чувств, характера, возникающих  как реакция на зло и направленных либо на разрушение мира, как, например, гнев и ярость, либо на разрушение человека, как горе и страдания, «смех ничего не разрушает, а, напротив, он неуклонно сопротивляется любому разрушению, он отрицает, не уничтожая» [19, с.32]. В быстро меняющемся современном мире каждому второму человеку необходим свой «щит» от трагических происшествий, связанных не только с ним самим, но и с существующим порядком вещей на планете; это смерть, жестокость, гонения и унижение со стороны окружающих, увечья, репрессии, вандализм. И в этом им на помощь приходит способность осмеяния вышеописанных ситуаций с использованием чёрного юмора, будь то стишки, анекдоты, шутки или же частушки с ярким оттенком «чернушности». 
     Вне всякого сомнения, необходимость использования черного юмора во всех его проявлениях огромна, даже при учёте той части людей, которая отрицательно относится к подобной разновидности юмора, потому что, если бы человек не нуждался в этом так яро, черный юмор изжил бы себя как таковой на ранних этапах своего становления. Одной из особенностей, отличающих человека от животного, является способность смеяться. Человек – это смеющееся животное: animal ridens.
     Когда человек сталкивается с чем-то загадочным и необъяснимым, сразу же возникают различные теории и гипотезы, которые пробуют истолковать данное явление, так случилось и с феноменом смеха. Смех, согласно одной из теорий, относится непосредственно к рефлексам человека. Уникальность этого рефлекса заключается в том, что он не имеет очевидной биологической целесообразности, поскольку не связан с борьбой за выживание [34, с.12]. Помимо этого, стоит отметить, что, возможно, единственной функцией юмора является снятие напряжения, и именно в этом проявляется та сама целесообразность. Смех – один из жизненно необходимых способов расслабления, разрядки и релаксации. Удачно брошенная кем-то в коллективе шутка, к примеру, может послужить средством предотвращения назревающего конфликта. Всем доподлинно известно, что длительная нервная озабоченность вызывает переутомление, вытягивает из организма все соки, жизненные силы и даже иногда приводит к летальному исходу. Следовательно, смех также является полноценной защитной функцией homo sapiens.
     О формах комического
     Наряду с юмором существуют различные смежные, тесно связанные с ним понятия: сатира, ирония, сарказм, шутка, анекдот. Однако эти явления, связанные общими функциями и средствами выражения, имеют отчётливо наблюдаемый индивидуальный характер.
     Соотношение данных смежных явлений можно показать в виде диаграммы, представляющей собой пересекающиеся окружности с общей площадью.
     
     Рис. 1
     Отличие шутки от остальных типов комического заключается в том, что она имеет гораздо больше функций, так как не нуждается в предварительном специфическом контексте. Анекдот является одним из разновидностей шутки. Для анекдота характерны анонимность, малый формат и определенная структурно-сложенное строение, которое зачастую выглядит следующим образом: 1) стадия завязки, 2) стадия развития ситуации, 3) стадия развязки [ 24].
     Что касается иронии и юмора, многие исследователи признали иронию как одну из разновидностей юмора, который занимает положение между сатирой и пародией (Т.Ю. Чубарян, В.И. Карасик, В.Я. Пропп, В.В. Дементьев, Е.Я. Шмелева, А.Д. Шмелев); как стилистический прием, как форму «оценочного, критического, эмоционального освоения действительности» (С.И. Походня); как феномен культуры, категорию эстетическую, нравственную (Ю.Б. Борев, В.М. Пивоев); как вид тропа (О.С. Ахманова) и как вид языковой манипуляции (О.П. Ермакова) [11, с. 6].
     Оценивание иронии и юмора по отношению друг к другу весьма неоднозначно: ирония способна интерпретироваться как полная противоположность юмору, в то же время оставаясь его неотъемлемой составной частью. По мнению А.Л. Горностаевой, ирония является характерной разновидностью юмора, но в определенной степени выходит за рамки, поскольку юмор всегда пытается выявить смешное, а ирония не всегда содержит в себе комическое. В то же время одной из оригинальных функций иронии в дискурсе английского языка, как и юмора, является функция защиты. Иронизирование в требуемом положении помогает спрятать искренние чувства, такие как стыд, негодование, страх и отчаяние, избежать критики и обострения отношений между собеседниками, сохранить лицо. Благодаря этому человеку удаётся создать гармоничную, комфортную для процесса общения среду.
     Ирония, как было сказано раньше, занимает промежуточное положение между юмором и сатирой. Если ирония выражает скрытую насмешку и чувство превосходства, то сатира – это  злорадный, язвительный, раскрывающий смех. Сатира более очевидна, чем ирония, ее цель – клеймить и обличать [11, c. 13]. Чаще всего сатира высмеивает людей несостоявшихся, не соответствующих собственной натуре. Это привело к широкой популяризации данного типа сатиры в литературе Европы прошлых столетий. Базовые его принципы и характеристики маркируются, невзирая на не очень долгую историю и недостаточное развитие теории. Смысл, природа, сама суть смеха устанавливает чёткие разграничения между сатирой и юмором. Для юмора  самой целью является смех, задача писателя-юмориста или отправителя сообщения – развеселить, рассмешить читателя или реципиента. Для сатиры же смех – это  инструмент делегитимизации недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявления социального зла. В отличие от юмора, сатире характерна суровость и тенденциозная страсть. Юмор, как правило, подразумевает амбивалентность к своему объекту, он может быть довольно снисходителен по отношению к осмеиваемому. Сатира же проявляет безусловную враждебность и неприязнь к своему объекту. При этом, ее эстетическая сверхзадача – обличая, возбуждать воспоминания о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом пошлостью, пороком, глупостью [4].
     Несмотря на это, юмор и сатира, будто звенья одной цепи, спокойно сосуществуют и дополняют друг друга. Целью сарказма часто является унижение, язвительная насмешка над собеседником. Он тесно связан с иронией и порой, выходя за её рамки, приближается по своей природе к «чёрному юмору» [11, c. 13].
     Свойства и функции сарказма весьма разнообразны, именно поэтому уловить определённые границы между ними при довольно частом пересечении непросто. 
     
1.2 Природа чёрного юмора
     
     То, что чёрный юмор призван вызывать и вызывает у людей далеко не только удовольствие, является его отличительной чертой. Даже восприятие этого типа юмора неоднозначно: сначала это искренний смех, затем – грусть или же чувство смущения, стыда за первоначальную реакцию после осознания всех болевых граней, всей трагедии истории.
     В течение своего жизненного пути человек не один раз встречается лицом к лицу с явлениями, которые здравый смысл воспринимать отказывается. В подавляющем большинстве случаев люди пытаются отвергнуть изуверскую сторону реальности, однако  в то же время стараются примириться с ней. Механизмом защиты от «развития негативного аффекта», по выражению Фрейда, и у взрослых, и у детей, в данном случае становится насмешливое отношение к «жестокостям» и «непонятностям» жизни. Превращение негативного аффекта в источник юмористического удовольствия является победой разума над «неразумностью» бытия. По мнению Фрейда, «мрачный юмор» перед лицом смерти, является высшим проявлением мужества и душевного величия человека [35].
     Черный юмор являет собой палитру, на которой находится вся гамма негативных оттенков человеческого существования. Самым мрачным из этих оттенков является смерть, мысль о её неизбежности. Следом идут другие составляющие семантического поля черного юмора: болезни, увечья, несчастья, унижения, сексуальная несостоятельность, неудачи. А также не стоит забывать об отсутствии благоприятных условий для осуществления комфортной жизнедеятельности: пищи, удобств, самоутверждения,  свободы, гендерного и расового равенства. Смеясь над своей несостоявшейся жизнью, над своими недостатками, человек предпринимает попытки заглушить ту боль, которую они с собой несут.
     Само определение «Черный юмор» содержит в себе как серьезные политические анекдоты о войнах, гонениях, фашизме, репрессиях, так и непристойные шутки на сексуальные темы, детские стишки, или шутки, затрагивающие бытийную жизнь человека. Даже при классификации черного юмора на различные типы или виды он так и останется сложным феноменом,  ему нельзя дать однозначную оценку, он всегда будет нести на себе печать субъективности. Некоторые относятся к черному юмору как к циничному глумлению над общечеловеческими ценностями, другие – как к единственному способу забыться, обрести эмоциональную защиту и спокойствие. Он одновременно позволяет посмотреть на предмет отстранённым взглядом, увидеть в нём не замечаемые ранее и диалектические противоречия и, представив в смешном виде то, что до этого вызывало страх и боль, вырваться, преодолеть угнетённое состояние духа и выжить [34, с. 14].
     По мнению российского исследователя В. И. Карасика, по способу взаимодействия с окружающей действительностью «чёрные» шутки можно разделить на два вида. В обществах с устоявшимися традициями и стабильной социальной структурой (например, викторианская Англия или Россия XIX века) функция юмора состоит в том, чтобы вносить в упорядоченный образ жизни безвредную долю хаоса и абсурда. И, наоборот, в тех случаях, когда само общество пребывает в состоянии хаоса и безумия, он становится одним из средств привнесения в него гармонии и порядка [20, с. 143].
     Чёрный юмор вошёл в жизнь человека горькой усмешкой над его ничтожным положением в мире. Человеку тяжело подавить в себе страх, боль, негативные эмоции, все то, что трудно принять разумом, и благодаря феномену черного юмора, он в состоянии одержать личную победу, возвысится над ситуацией и взглянуть реальности в глаза.
     
1.3 История термина чёрного юмора
     
     Хорошо известен факт присутствия феномена черного юмора с давних времён и на протяжении многих веков в истории и культуре стран Запада. Датой зарождения чёрного юмора в литературе принято считать 5 век до н.э., когда на свет появились новаторские в своём идейно-тематическом содержании интеллектуальные комедии Аристофана. Само выражение «black humour»  в английском языке было зафиксировано уже в Средневековье и изначально обозначало одну из четырёх «жидкостей» организма – чёрную желчь. Её преобладание над остальными тремя жидкостями определяло темперамент человека и его желчный характер. Однако прочно это выражение закрепилось в английском языке после своеобразного расцвета в культуре американцев «литературы черного юмора» в 60-70-х годах 20 века. Словарь английского языка издательства «Рэндом Хаус» отмечает возникновение этого понятия в период между 1965-1970 гг. и трактует его как «форму юмора, которая рассматривает человеческое страдание как бессмысленное и потому не вызывающее сочувствия, а человеческое существование как бесцельное и потому комичное».  Быстро развивающейся экспериментальной прозе того периода все чаще стали присваивать термин «чёрный юмор». Каждая литературоведческая работа использовала данный термин для обозначения нового течения [34, с. 28].
     Нельзя обойти стороной и тот факт, что французские сюрреалисты также претендуют на авторство данного термина. Андре Бретон, сюрреалист и лидер данного движения, в 1939 году пишет первую антологию чёрного юмора. Сюрреалисты провозглашают чёрный юмор их идейно-эстетическим принципом, как единственную достойную реакцию на курьёзы окружающего мира.
     Заслуга Бретона состоит в вычленении черного юмора из литературы и привлечении к нему повышенного внимания со стороны аудитории. Бретон видел в черном юморе орудие для встряски закостенелого образа жизни и мышления читателя. В антологии Бретона «чернота» не является основополагающим фактором. Самим Бретоном чёрный юмор определяется как «смертельный враг сентиментальности» в её различных проявлениях. Он отмечал, что когда сочетание «чёрный юмор» появилось впервые, оно не имело смысла, а использовалось, возможно, лишь для обозначения юмора негров [5].
     Мировоззрение сюрреалистов формировалось под влиянием Первой мировой войны и, как следствие, поколебавшейся веры в идеи цивилизации и прогресса. По их мнению, сопереживание миру, где происходят подобного роды события, как минимум странно и уж точно бессмысленно. Отношение к реальности обязано стать иным: ведь если полагать, что  мир является абсурдным, его невозможно воспринимать всерьёз. Эскапизм сюрреалистов наполнен новым содержанием – насмешливо-враждебным, агрессивным отношением ко всему окружающему. «Словно человек, который уже не в силах плакать, и отвечает на агрессию смехом, сюрреалисты обратили свой уничижительный юмор-макабр в механизм защиты против чудовищно мрачной, неконтролируемой реальности – защиты ответно-агрессивной, но при этом издевательской и несерьёзной» [12, с. 103]. Чёрный юмор, согласно суждению сюрреалистов, является реакцией человека на лишенную смысла безжалостность мира.
     На литературе чёрного юмора отразилась и идеология экзистенциализма и её ключевые утверждения о смысле человеческого существования: человек – это страдающее существо, заброшенное в непостижимый, равнодушный, безразличный и даже агрессивный мир. Тем не менее, чёрный юмор эксплуатирует не столько его содержание, сколько стиль: он больше озабочен тем, как воспринимать жизнь, а не тем, что с ней делать. Черный юмор рассматривает жизнь человека, обреченного на страдания в этом безумном, жестоком мире, как главную «черную», роковую над ним шутку Вселенной. Единственное, что в состоянии сделать человек, это включить свой рефлекс, защитную реакцию, орудием которой является смех, смех над миром и своим положением в нем. И в данном контексте смех приобретает трагическое, мрачное звучание, поскольку главный его источник – крушение старого мировоззрения и этики, разочарованность в идеалах и иллюзиях минувшего, страх перед неопределенностью будущего [32].
     Чёрный юмор принадлежит раннему постмодернизму, находившемуся на стадии «весёлого нигилизма», то есть иронической деконструкции эстетических и нравственных традиций и концентрации ощущения абсурдности бытия [16]. Кроме выворачивания эстетических и нравственных норм чёрный юмор деконструирует и язык. Тексты чёрных юмористов насыщены экспериментами с логикой и разнообразными семиотическими экспериментами – средства языка «обыгрываются» и выворачиваются наизнанку.
     К определению понятия «чёрный юмор»
     Четко выраженной формулировки понятие все же не приобрело, и это целиком обоснованно, потому как определение черного юмора весьма широко и многоаспектно и вряд ли когда-нибудь получит однозначную оценку.
     Само выражение «черный юмор» заключает в себе парадоксальную двойственность. В соответствии с Тезаурусом Роже, слово «черный» идет в  одном ряду с такими словами  как «печальный», «похоронный», «зловещий», «пагубный», «смертельный» и т.п.  А вот слово «юмор» ассоциируется с весельем, шуткой, смехотворной ошибкой и т.п. Таким образом, то, что мыслится как «черный юмор», подразумевает столкновении печального, зловещего, с одной стороны и смешного, шутовского, нелепого с другой.
     В дополнение ко всему, сложность трактовки этого явления можно пояснить неизбежно накладывающимися факторами  исторического, социального, национального и личного характера: одну и ту же шутку каждый рассмотрит под своим углом, кто-то увидит в ней черный юмор и воспримет смехом, кто-то посчитает ее нецелесообразной, неуместной, неэтичной, и реакция его будет соответствующая, третьи вообще не разглядят в ней никакого юмора. Причина такого деления заключается в том, что чёрный юмор находится на очень тонкой границе и колеблется между смешным и ужасным, а порой даже отвратительным. Небольшое отклонение в одну сторону – и шутка уже будет считаться ужасающей и слишком зловещей, чтобы над ней можно было смеяться. Шаг  в другую сторону – и она уже не «чёрная». Что в одной культуре считается смешным, в другой может вызвать отвращение или же боль. В самом обобщенном смысле чёрный юмор – это «юмор, который находит смешное в жестоком и ужасном» [34, с. 10]. Можно полагать, что в голове среднестатистического человека и существует некое инвариантное значение данного понятия, сначала воспринимается как «что-то смешное», а за тем наступает неприятное послевкусие, вызванное ужасными пугающими фактами. В каждом конкретном случае этот инвариант обрастает новыми характеристиками и свойствами, приписываемыми ему нередко интуитивно и весьма субъективно, и предполагает явления разного порядка: от отдельных «черных шуток», анекдотов, стишков и т.п. в устном фольклоре вплоть до целого направления в современной литературе.
     
1. 4  «Черный юмор» в литературе США. Творчество К. Воннегута  
     
     «Черный юмор» как направление в американской литературе является аналогом американского абсурдизма. Четко выраженной ясности это самое направление не имело, а представителями ее стали Уильям Берроуз,  Томас Пинчон,  Джон Барт и Курт Вонненгут. Особенностью этих и следовавших за ними писателей стало то, что они высмеивали искусство как способ отражения их объекта – окружающей действительности. «Черные юмористы» воспринимают мир как хаос. В их произведениях констатируется и устанавливается абсолютная бесцельность, бесполезность человеческого существования. Излюбленными приемами писателей, представляющих эту школу, становятся бурлеск, пародия, гротеск, ирония, фарс, «гигги», сатира. 
     Черный юмор и твердые моральные устои Курта Вонненгута, писателя и героя контркультуры, нашли своё отражение в романах «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей», «Колыбель для Кошки», «Дай Вам Бог здоровья, Мистер Роузуотер», «Матерь Тьма», «Балаган или конец одиночеству» и т.д.
     В широкое поле писательской деятельности Вонненгута входили автобиографические романы, пьесы, эссе и короткие рассказы. Однако классикой американской контркультуры суждено было стать именно его романам, а аудиторией – студенческой молодежи в шестидесятые и семидесятые годы.
     Так же как и Марк Твен, Воннегут использовал юмор, касаясь элементарных вопросов существования человека. По складу своего характера и нравственным убеждениям он, как и Марк Твен, был пессимистом.
     «Марк Твен,  – писал Воннегут в своей книге Рок хуже, чем смерть 1992,  – в конце концов, перестал смеяться над своей агонией и всех окружающих его. Он приговорил жизнь на этой планете. Он умер».
     Все 14 романов Вонненгута так или иначе предлагают читателю альтернативную действительность, наполненную персонажами- перевёртышами, как например Тральфомадорианы и Гармонии Меркурия.
     В 1945 год стал для Курта Вонненгута переломным моментом, он пережил бомбёжку в городе Дрезден, что не могло не найти своё отражение в его дальнейшем творчестве. Он видел смерть тысяч невинных людей, горящих заживо и задыхавшихся под руинами города.
     Это событие легло в основу «Бойни №5». Роман был опубликован в 1969 году и стал призывом к окончанию войны во Вьетнаме, расовым волнениям, проведению культурных и социальных перемен в жизни общества. Критик Джером Клинковиц писал, что роман абсолютно совпал с настроениями в Америке, и стал метафорическим произведением нового поколения. Роман пестрит разнообразнейшими примерами черного юмора. Вероятно, так писатель хотел заглушить свою душевную боль от пережитых дней и достучаться до людей.
    Для Воннегута единственным избавлением от сумасшествия и бессмысленности существования являлась человеческая доброта. Персонаж в романе «Дай Вам Бог здоровья, Мистер Роузуотер» высказал это в своей философии: 
    “Hello babies. Welcome to Earth. It’s hot in the summer and cold in the winter. It’s round and wet and crowded. On the outside, babies, you’ve got a hundred years here. There’s only one rule that I know of, babies – “GOD DAMN IT, YOU’VE GOT TO BE KIND!”
    Что переводится как:
    «Привет, малыши. Добро пожаловать на землю. Тут жарко летом, холодно зимой. Она круглая, влажная и многолюдная. Проживёте вы на ней самое большее лет до ста. И я знаю только один закон, дети мои: НАДО БЫТЬ ДОБРЫМ, ЧЁРТ ПОДЕРИ!»
     Непосредственно гнев, угнетение, насилие, жестокость, безжалостность, оскорбления активизируют способность человека к защите посредством черного юмора. Психика человека запрограммирована устанавливать барьеры и отражать внешние факторы устанавливающие дисбаланс внутри человека. 
    Курт Вонненгут в своих произведениях затрагивает широкий круг тем черного юмора: смерть, физические недостатки, межличностные отношения, национальная принадлежность, медицина, религия, политика, пьянство, военный, гендерная принадлежность, социальная жизнь.
    Воннегут сторонился традиционных форм пунктуации и структуры. Его книги были смешением фантазии с автобиографией. Бывало и такое, что он выделял целый параграф всего лишь для одного предложения. Наличие большого количества восклицательных знаков и слов, выделенных шрифтом италик, так же можно приписать к его авторскому стилю. Грэм Грин называл его самым состоявшимся из современных американских писателей. Некоторые критики говорят, что он изобрел новые литературные формы, поскольку наполнил фантастические сюжеты юмором и моралью, при этом вытекающие в серьёзную литературу.
    Его осуждали за повторение одних и тех же  героев. Некоторые называли его работы абсурдными, не имеющими смысла. Самые злые критики называли его не более чем философом комиксов и создателем пустых афоризмов.
    Воннегут родился в 1922 году в штате Индиана. Он был  младшим ребенком в семье американских немцев в четвёртом поколении. Отец, Курт старший, по профессии был архитектором. Мать, Эдит, была родом из богатой семьи пивоваров. Брат Воннегута, умер в 1997 году, был врачом и экспертом по грому и молниям.
    Во времена Великой Депрессии, Эдит страдала умственным расстройством. В конечном итоге она покончила жизнь самоубийством. Этот случай преследовал Курта до конца его дней.
    Воннегуту удалось поступить в университет Корнелл, но, к сожалению, отучиться там ему не пришлось возможным, всему виной была пришедшая война. Он записался добровольцем. В 1944 году он попал в Европу и участвовал в битве при Балже. Его отряд был почти полностью уничтожен. Вонненгут  оказался на территории противника. Там он бродил на протяжении нескольких дней, пока его не поймали и направили в концлагерь рядом с Дрезденом.
    После войны Воннегут вернулся в США и женился на своей школьной подружке, Джейн Мэри Кокс. Они поселились в Чикаго в 1945 году. У них родилось трое детей, которых назвали Марк, Эдит и Наннета. В 1958 году, сестра Воннегута Аллис и её муж умирают почти в один и тот же день. Она от рака, а он в железнодорожной катастрофе.
    В Чикаго он работал репортёром полиции. Он так же пытается получить образование мастера в антропологии в Чикагском университете. Пишет диссертацию на тему «Различие между добром и злом в простых историях». Безусловно, эта диссертация была категорически отклонена университетом (спустя четверть века, университет всё-таки даст ему степень мастера, позволив ему использовать роман Колыбель для Кошки в качестве диссертации).
    В 1961 году он публикует Матерь Тьяма, роман, в котором американский писатель ожидает суда в Израиле по обвинению в военных преступлениях в нацистской Германии.
    В 1963 году публикуется Колыбельная для Кошки. И хотя в начале выхода было продано всего 500 копий этого произведения, на сегодняшний день оно преподаётся старшеклассникам на уроках Английского языка. Повествование ведёт последователь похожей на Дзен религии под названием Боконизм. Он является свидетелем разрушения мира по причине под названием Лёд9. При контакте с Льдом9 вода замерзает при комнатной температуре.
    За Воннегутом приклеивается лейбл писателя-фантаста после выхода Бойни №5. Там рассказывается история Билли Пилигрима, бойца пехотинца, каким был сам Воннегут. Билли открывает для себя ужасы войны. В романе присутствует его коронная фраза.
    «Роберт Кенеди, чья дача находится в восьми милях от моего дома, в котором я живу круглый год, застрелен два дня назад. Прошлой ночью он умер. Такие дела. Мартин Лютер Кинга застрелили месяц назад. Он тоже умер. Такие дела. Каждый день моё правительство говорит мне про цифры мёртвых тел во Вьетнаме. Такие дела».
    Это одно из похожих на Дзен слов, «такие дела», прослеживается во всех книгах Воннегута и станет крылатым словом всей оппозиции войны во Вьетнаме.
    Бойня №5 становиться бестселлером и делает Воннегута культовым героем. Некоторые школы и библиотеки запрещали его книги за сексуальные намёки, грубый язык и сцены насилия.
    После публикации у Воннегута началась страшная депрессия, Курт поклялся вообще больше не писать романов. Согласно его запискам, он подумывал о самоубийстве. В 1984 году  попытался это сделать при помощи снотворного и алкоголя.
    Курту Вонненгуту пришлось пережить ряд трагических событий, которые настигали его один за другим. Все они неумолимо наложили отпечаток на его психику. Как было сказано ранее, человек, переживший или столкнувшийся со страшным, ужасающим, трагичным, пытается активизировать свою защитную реакцию и накрыться куполом, который будет отражать все плохое в виде «черного юмора». Только каждый выражает это по-своему. Курт Вонненгут в свою очередь выразил собственную защищенность от внешнего мира в своих книгах, пронизанных черным юмором. 
    Очень много его шутливых высказываний с тенью черного юмора можно наблюдать в книгах, на просторах интернета или услышать из чьих-либо уст. Приведу примеры некоторых из них:
   *  I am going to sue the Brown & Williamson Tobacco Company, manufacturers of Pall Mall cigarettes, for a billion bucks! Starting when I was only 12-years old, I have never chain-smoked anything but unfiltered Pall Malls. And for many years now, right on the package, Brown & Williamson have promised to kill me. But I am eighty-two. Thanks a lot, you dirty rats. The last thing I ever wanted was to be alive when the three most powerful people on the whole planet would be named Bush, Dick, and Colon.”
    * The Vietnam War made millionaires billionaires, and the war in Iraq will make billionaires even richer That’s what I call progress.
    * I tell you, we are here on Earth to fart around. Don’t let anybody tell you any different.
    * Those who believe in telekinetics, raise my hand.
    * If you want to re.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44