- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015673 |
Тема: | Интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами |
Содержание
Содержание Введение 8 ГЛАВА 1. Интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами как актуальная проблема психологии 13 1.1 Основные проблемы и тенденции исследования интеллектуального потенциала в отечественной и зарубежной психологии 13 1.2 Лидерские качества и их особенности у людей с интеллектуальным потенциалом 24 Выводы по главе 1 31 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование интеллектуального потенциала людей с выраженными лидерскими качествами 38 2.1 Общая характеристика объекта и процедур исследования 38 2.2 Анализ проведенной диагностики 43 Выводы по главе 2 43 ГЛАВА 3. Предложения по развитию интеллектуального потенциала людей с выраженными лидерскими качествами 61 3.1 Экспериментальная программа по развитию интеллектуального потенциала 61 3.2 Результаты апробации экспериментальной программы 66 Выводы по главе 3 73 Заключение 75 Список использованной литературы 79 Приложение 84 Введение Актуальность темы исследования. На данный момент возрастает интерес к исследованию лидерства организационного и формированию интеллектуального потенциала на ранних этапах, то есть ещё у студентов. Из опыта понимаем, что руководители, которые являются лидерами для своих подчиненных, более успешно выполняют функции управления, так как помимо официальных полномочий, пользуются неформальным авторитетом в коллективе. У студентов лидеров есть возможность повлиять на самоорганизацию коллектива. Поэтому так высок интерес к исследованию интеллектуального потенциала организационного лидера, определяющего возможности студентов занять лидерский пост в служебном коллективе и качественно выполнить лидерские задачи. Современные теории лидерства, придерживаются того, что универсальный эффективный стиль лидерства недостижим. Лидерство в наши дни практически всегда зависит от ситуации и обстоятельств. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. Сегодня современному руководителю как профессионалу необходимо соответствовать самым разнообразным требованиям которые предъявляются обществом, культурой, модернизацией организаций. И часто требования касаются не только профессиональных навыков, но и личных качеств. Основу его личностных качеств составляют интеллектуальный потенциал. Слову «лидер», часто дают определение как, человек способен вести за собой команду. Один мудрец сказал, что лидер может вести за собой людей, туда куда они хотят идти, но хороший лидер может вести людей не обязательно туда куда они хотят идти. Таким образом интеллектуальный потенциал рассматриваются как неотъемлемая часть хорошего лидера, в свою очередь наличие у человека лидерских задатков существенно увеличивает возможности развития у него потенциала, способностей работать в группе, достигать поставленных задач. При наличии интеллектуального потенциала лидерские качества можно развить и вполне успешно выполнять в дальнейшем функции руководителя. Подтверждения можем найти в работах М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, С.Д. Мартынова, И.П. Марченко, А.М. Омарова, Е.Н. Кишкель, А.Л. Журавлева, Э. Дюбрина и др., посвященные изучению проблемы личностных качеств, необходимых эффективному руководителю. По нашему мнению, выбранная тема является очень актуальной и современной, такие понятия как лидерство и интеллект тесно связаны между собой и изучаются в психологии, политологии, социологии, и ряде других наук о человеке и обществе. Этим понятиям посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет широкое практическое применение. Во-первых, оно послужило разработке методов эффективного и конструктивного руководства, а также отбора лидеров. В психике человека интеллект занимает одно из самых важных мест. Интеллект является самым необходимым и эффективным средством в процессе взаимодействия субъекта с окружающим миром, которое проходит сложнейший путь, чтобы установить прочные взаимоотношения, найти точки соприкосновения и влияния. Успеваемость студентов – также одна из важных проблем, изучаемых в психологии и ряде других социальных наук и, на наш взгляд, успеваемость напрямую зависит от развитости интеллекта и степени лидерства того или иного человека. Цель исследования – определить интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами. Задачи исследования: - раскрыть теоретические аспекты интеллектуального потенциала людей с выраженными лидерскими качествами как актуальной проблемы психологии; - провести эмпирическое исследование интеллектуального потенциала людей с выраженными лидерскими качествами; - представить предложения по развитию интеллектуального потенциала людей с выраженными лидерскими качествами. Гипотеза исследования. Развитие лидерских качеств у студентов будет более эффективным, если: а) будет тщательное изучение содержания лидерских качеств, анализ и разработка эффективных программ развития этих качеств; б) в ходе применения разработанной программы проявится интеллектуальный потенциал личности студентов, на него оказывается специальное, целенаправленное психологическое воздействие, с помощью которого и развиваются его лидерские качества. Объект – интеллектуальный потенциал студентов 2-3 курсов БГУ Молдовы, факультета психологии. Предмет – выраженность лидерских качеств, уровня интеллекта, успеваемости и их взаимосвязь. Методики исследования: тест «Определение общих способностей» Г. Айзенк, диагностика лидерских способностей Е. Жариков и Е. Крушельницкий. Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов: - теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования; - эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование; - статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных. Эмпирическая база исследования. Экспериментальной базой исследования являются 100 студентов Бельцкого Государственного психолого-педагогического университета Молдовы (БГУ), факультет психологии, 2 и 3 курсов. Информационная база исследования. Информационной базой для изложения основных проблем и актуальных вопросов в работе являются научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия. Разработанностью темы. Учёные и психологи занимавшиеся темой интеллекта - Ж.Пиаже, И.Кант, К.Дункер, Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Ч. Спирмена, Л. Терсоуна, Р. Кеттела, Г.Айзенк, З.И.Колмыкова, Д.Векснер. Разработанностью по выявлению лидерских качеств занимались такие ученые и психологи как Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн, М. Вебер, Е. Богардус, X. Персон, Р. Стогдилл, С. Шартл, X. Герт, С. Миллз, Д. Мак-Грегор. Разработанностью темы успеваемость занимались такие ученые и психологи как А. И. Липкина, И. Сергеев, Р.С. Немов. Практическая значимость определяется как тенденциями модернизации в сфере управления, так и научным интересом. Изучение ителлектуального потенциала и его связи с лидерскими качествами – важная теоретическая и практическая задача, требующая актуального исследования и дальнейшей разработки. Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированны цели и задачи работы описаны объект и предмет исследования, научная новизна и практическая значимость, а так же информационная база. В первой главе раскрыты основные проблемы и тенденции исследования интеллектуального потенциала в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрены разные мнения и подходы различных авторов. Описаны лидерские каества и их особенности у людей с интеллектуальным потенциалом. Вторая глава носит экспериментальный характер. В нейописаны эмперическое исследования интеллекта у людей с выраженными лидерскими качествами, дана характеристика процедуры исследования, цель, описание методик, проанализированы результаты. В третьей главе на основании выводов сделанных в результате эмперического исследования сформулированны рекомендации направленные на развитие интеллектуального потенциала. Представлен анализ апробации экспериментальной программы. В заключении даны основые положения дипломной работы и сформулированы общие выводы исследования. ГЛАВА 1. Интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами как актуальная проблема психологии 1.1 Основные проблемы и тенденции исследования интеллектуального потенциала в отечественной и зарубежной психологии Универсального определения понятия «интеллектуальный потенциал», пожалуй, не существует. Точнее, существует множество его истолкований, используемых разными психологами. Понятие было введено американским психологом Торндайк в 1920 году, то есть относительно недавно. Под термином «социальный интеллект» Торндайк понимал способность личности к пониманию и дальновидности в отношениях. Группа ведущих американских психологов в 1994 году так же предприняла попытку дать определение и критерии такого обширного понятия, как интеллект. Под интеллектом понимается общая умственная способность личности, выраженная в умении решать поставленные задачи, адаптироваться к окружающей обстановке, логически мыслить и быстро обучаться на основании опыта [2, c. 85]. Наслественность оказывает более значимое влияние на формирование его, чем окружающая среда. Интеллект не остаётся константным на протяжении жизни. Как правило он развивается, парциально стабилизируется в подростковом и юношеском возрасте. У взрослого человека развитие интеллекта достигает определённого уровня и потом почти не изменяется. Измерить интеллект можно при помощи специальных тестов. Разработанные тесты на IQ учитывают влияние возраста, образования, языкового фактора и могут довольно точно дать оценку интеллектуальному развитию. При этом они не подвластны культурному влиянию, т. е. способны давать объективную оценку умственных способностей реципиентов из различных слоев общества и социальных групп. Виды интеллекта, согласно концепции «многостороннего интеллекта» Г. Гарднера, могут быть различными (всего их семь). Это интеллект логико-математического типа, вербально-лингвистического, визуально-пространственного. А также музыкально-ритмический, телесно-двигательный, внутриличностный и межличностный. Интеллектуальный потенциал как понятие базируется на внутри- и межличностных разновидностях и подразумевает развитые навыки коммуникации, способность устанавливать контакты и налаживать отношения, т. е. характеризует социальную сферу развития личности. Третьим базовым понятием является эмоциональный интеллект, т. е. способность воспринимать и правильно интерпретировать свои и чужие чувства и прогнозировать развитие отношений и поступки других. По другой теории (согласно концепции английского психолога Г. Ю. Айзенка) интеллект можно классифицировать как биологический, социальный и психометрический. Причем, в отличие от биологического (генетически обусловленного), интеллектуальный потенциал, по мнению ученого, является результатом взаимодействия человека и окружающей среды и формируется в процессе приобретения жизненного опыта [35, c. 97]. В настоящее время самой полной признана классификация Дж. Гилфорда, выделяющая шесть составляющих. Это способность различать и правильно интерпретировать вербальные и невербальные сообщения, устанавливать общие закономерности для различных типов поведения, связи между отдельными аспектами информации, улавливать логику развития ситуации в целом и правильно интерпретировать поведение людей в разных контекстах, а также предвидеть последствия чужих и собственных поступков. По Р. Селману интеллектуальный потенциал в своем развитии проходит пять стадий, каждая из которых характеризуется новым уровнем познания себя, своего окружения, друзей и родителей. На нулевой (досоциальной) стадии в поведении ребенка главенствует эгоцентризм. Ребенок пока не в состоянии выделить себя из окружающего мира, разделить чувства и мысли свои и других. На первой стадии (социальной) приходит осознание себя как отдельной личности и отделение от окружающих. На второй стадии появляется способность к рефлексии. Ребенок уже способен понять другого человека и его точку зрения. Третья стадия (обычно в 10-12 лет) характеризуется формированием самоидентичности, установлением своего места в структуре отношений. На четвертой стадии приходит понимание глубины и неоднозначности человеческих отношений, осознание многоплановости личности и существования нескольких уровней взаимодействия. Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать. Согласно научному определению, интеллектуальный потенциал – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных интеллектуального потенциала – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности - понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития интеллектуального потенциала зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования [12, c. 55]. Их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем интеллектуального потенциала, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий. Уровень развития интеллектуального потенциала личности делится на два вида: - репродуктивный, когда личность демонстрирует интеллектуальный потенциал успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее; - творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное. В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой. Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере. Выделяются следующие уровни развития данного качества: - интеллектуальный потенциал; - одаренность; - талант; - гениальность [22, c. 47]. Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных интеллектуального потенциала, а также необходимо их динамичное развитие. Одаренность подразумевает совокупность разнообразных интеллектуального потенциала, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи. Одаренность бывает следующих видов: - художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности; - общая - интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях; - творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству; - социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями; - практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием. Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д. [45, c. 67]. Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих интеллектуального потенциала, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания интеллектуального потенциала. Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоинтеллектуальный потенциал и богатая фантазия. Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность - высший уровень развития интеллектуального потенциала, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития интеллектуального потенциала, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных интеллектуального потенциала. Выявление интеллектуального потенциала до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить интеллектуальный потенциал человека, а также определить ее уровень. Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих интеллектуального потенциала. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно [32, c. 85]. Другой метод измерения интеллектуального потенциала при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии - английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных интеллектуального потенциала при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных интеллектуального потенциала, а также их уровень. Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных интеллектуального потенциала при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления интеллектуального потенциала. Существует множество методов выявления конкретных интеллектуального потенциала, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных интеллектуального потенциала уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего. навыки зрелого поведения [40, c. 25]. Любой человек, обладающий достаточно развитыми лидерскими качествами, желает занять достойное место в обществе, а для этого необходимо развивать свою личность и добиваться достаточных познаний. В этом, безусловно, помогает человеку интеллект, и его постоянное развитие – с помощью наблюдения, размышления над ситуациями, а также с помощью обучения новым наукам и навыкам, которое может помочь человеку-лидеру выдвинуться из среды и попасть в новые условия жизни, необходимые для дальнейшего развития лидерских качеств. Однако для того, чтобы интеллект развивался в должной мере, необходимо получить образование и обучиться профессии, которая поможет лидеру выдвинуться. И в этом ему поможет высокая успеваемость в ВУЗе. Благодаря ей лидер сможет не только быть членом группы, выделяющимся из нее своими харизматическими и управленческими данными, но и интеллектуальной подняться над группой, стать ее интеллектуальным лидером, иметь возможность управлять и выстраивать мировоззрение группы. Быстрое усвоение новых знаний, непосредственно зависящее от успеваемости помогает лидеру развивать интеллект и упрочивать свои лидерские позиции [32, c. 85]. Существует различие в толковании таких понятий, как лидерские «качества», «компетенции» и «черты», но в данной работе эти понятия не дифференцируются и употребляются под общим термином «интеллектуальный потенциал» студентов. Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может развить в себе интеллектуальный потенциал, что приведет его к успеху в карьере и личной жизни [22, с. 27]. 1. Такого человека из толпы выделяет особая харизма. 2. Энергичность и решительность всегда характерны для лидера. 3. Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу. 4. Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств. 5. Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками. А.К. Маркова при рассмотрении сторон и критериев профессионализма отмечает, что «профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств» [33]. Основываясь на том, что при оценке профессионализма большое значение и грает учет того, ради чего человек занимается данным делом, она предлагает для анализа профессионализма личности исследовать две стороны: состояние мотивационной сферы и операциональной сферы профессиональной деятельности человека. В этом случае в первую очередь внимание исследователей направлено на определение мотивов, смыслов, целей, их реализации в профессиональном труде субъекта деятельности, а также изучение приемов, способов, технологий, средств, с помощью которых он достигает поставленных целей. Э.Ф. Зеер, понимая личность, как субъект социальных отношений и активной деятельности и основываясь на представлении о структуре личности К.К. Платонова [43], спроектировал четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности [19]. Другое важное методологическое положение состоит в том, что всякое качество или свойство личности студентов оказывается специфически связанным с целым рядом других свойств, образующих комплексы свойств (симптомокомплексы) или подструктуры индивидуальности. Эффективность руководства во многом зависит от того, как организованы качества в подструктуры. Поэтому в рамках этого направления, на мой взгляд, наиболее плодотворно изучение интегральных образований индивидуальности студентов. Наиболее обоснованным сегодня считаю подход с позиции интегральной индивидуальности, в соответствии с которым личность студентов рассматривается как совокупность взаимосвязанных подструктур в целостной структуре индивидуальности. Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом не всегда директор или начальник является лидером. Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у студентов пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников. Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, повысить мотивацию к деятельности [20, с. 42]. Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются. Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями. Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации. Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру: * ответственность; * адекватная самооценка; * эмоциональный интеллект; * высокая концентрация внимания; * эмпатия; * упорство и терпеливость; * обаяние и харизма; * планирование саморазвития. Интеллектуальный потенциал проявляется при решении проблем. Существует множество проблем, с которыми сталкивается руководитель организации [51, с. 42]. К ним относятся: - ограниченные сроки разработки и реализации проекта; - общение и построение доверительных отношений с трудовым коллективом; - работа с клиентами; - конфликты как внутри коллектива, так и с клиентами; - поиск новых, нестандартных методов работы; - разработка и реализация качественной продукции; - эффективное использование ресурсов, организация рабочего процесса; - быстрое устаревание знаний и информации в сфере деятельности; - предчувствие тенденций рынка, скрытых и явных потребностей и мотивов потребителей выпускаемой продукции/услуг; - генерация новых идей и их реализация; - работа в команде, мотивация работников на выполнение задач; - правильное делегирование полномочий; - завоевание доверия, авторитета внутри коллектива. Некоторые руководители считают, что если не являются лидерами, то развить у себя подобные качества уже не получится. Это основная ошибка, препятствующая достижению успеха. Помимо этого существуют и другие барьеры, которые не дают продвигаться в личностном саморазвитии. Итак, сегодня в условиях постоянно происходящих экономических и социальных перемен назрела потребность общества в компетентных специалистах, с активной жизненной позицией, которые самостоятельно способны принимать адекватные управленческие решения и брать на себя ответственность за их реализацию, умеющих выстраивать отношения с другими людьми и, конечно же, работать в команде, в общем смысле проявлять лидерские качества. 1.2 Лидерские качества и их особенности у людей с интеллектуальным потенциалом Интеллектуальный потенциал образует проблематику, востребованную на протяжении длительной истории человечества. Среди его приверженцев: Платон, Аристотель, Макиавелли, Лебон, Токвиль и многие другие. Интерес к нему обусловлен тем, что именно с лидерами связаны великие открытия и завоевания, оказавшие решающее влияние на его развитие. Интерес к феномену лидерства в отечественной и зарубежной психологии объясняется тем, что интеллектуальный потенциал относятся к числу ведущих характеристик личности современного человека. Поэтому их формирование на разных этапах онтогенеза становится значимой задачей почти всех отраслей психологии. Накопленные теоретический и практический материал, сначала в зарубежной, а немного позднее и в отечественной психологии, способствовал оформлению особого научного направления – психологии лидерства. Эмпирическое изучение лидерства, несмотря на его очевидную значимость, было предпринято только на заре прошлого столетия Л. Терменом [16, с. 20]. Одной из самых ранних с хронологической точки зрения трактовок лидерства может быть названа трактовка, основанная на рассмотрении лидера центром (средоточием) групповых процессов. Исследования, проведенные на базе такого понимания, позволили вскрыть ведущую роль лидера в организации и функционировании групповых объединений. Именно он задает основные параметры существования группы, ее активности в некотором направлении. Наибольший интерес к выявлению личностных особенностей лидера был проявлен в 20-30 XX века, когда особое внимание уделяли исследованию лидерских черт, особенностей и характера. В этом направлении была разработана группа теорий, основанных на анализе лидерских качеств. В эту группу входят теория «великого человека» или героя, теория лидерских черт и харизматическая теория лидерства. Авторы данных теорий полагали, что лидерство выступает результатом проявления индивидуальности или характера человека. Теории, выстроенные в отношении данного аспекта лидерства, продолжают оставаться весьма значимыми для психологической науки, которая исследует возможности развития лидерских качеств личности средствами психологической практики. Осуществление влияния как основной функции лидерства свойственно ракурсу рассмотрения проблематики, оформившегося в начале XX века. Такая трактовка лидерства, как отмечено в справочнике Р. Стогдилла, является наиболее популярной в англоязычной литературе. Используется она и в отечественной исследовательской практике. Широко распространенным и по настоящий день является определение лидерства в качестве искусства добиваться подчинения от определенных лиц и социальных групп. В трактовках подобного рода лидерство увязывается с процессом однонаправленного влияния его субъекта на своих последователей. Лидерство представлено как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей [19, с. 34]. Ярким образцом изучения лидерства с позиции присущих ему властных возможностей характерно для учения немецкого социолога и историка М. Вебера. Рассматривая способы легитимизации лидером власти, он выделил три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое. Одним из первых описание стилей лидерства дал К. Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. Сравнение эффекта от их использования опровергло ожидания наивысшей популярности и производительности от демократического стиля руководства. По результатам опроса была установлена большая продуктивность авторитарного руководства Современная вариация стилей лидерства, разработанная К. Левиным, содержится в работе К. Лайкерта. Широкую популярность среди практиков получила система описания стилей лидерства Р. Блейка и Дж. Моута, получившая название «управленческой решетки». Представляя собой двумерную схему, горизонтальная ось «управленческой решетки» отражает ориентацию лидера на выполнение задания, вертикальная – его ориентацию на отношение между людьми. Подход Р. Блейка и Дж. Моутона, хотя и неявно, но указывает на существование наилучшего стиля лидерства [55, с. 120]. Наиболее часто лидерство увязывается с властью, которой обладают его субъекты над определенной группой людей. Иллюстративным с этих позиций выступает определение, данное Ж. Блонделем. В представленной им трактовке, лидерство раскрывается через власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами для побуждения членов наций к действиям. Сосредоточие власти в руках некоторого лица или группы лиц в качестве ключевой характеристики субъектов лидерства, сведение лидерства к отношениям власти свойственно и другим исследователям. Лидерство представляет собой особую форму власти, тесно связанную с формой влияния, это основанная на личных качествах лидера способность вызывать добровольное согласие последователей по широкому кругу вопросов. Кроме того, признается, что простое владение властными способами воздействия еще не делает любого человека лидером. Важной особенностью лидерства, отмечаемой многими исследователями, является невозможность рассмотрения его вне контекста группы, в рамках которой оно реализуется. Такой подход в особенности был характерен для отечественных исследователей лидерства. Первые подобные работы были проведены в 20-30 годы ХХ века и связаны с именами Е.А. Аркина, А.С. Залужного, А.С. Макаренко и др. Интеллектуальный потенциал в работах того периода времени рассматривался преимущественно в детских группах. Это оказало значительное влияние на разработку методического инструментария и представления о природе и механизмах лидерства. Характерной особенностью отечественных исследований лидерства явилась четко прослеживаемая связь с развитием концепций коллектива (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.Н. Лутошкин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, Н.П. Фетискин и др.) и с актуальными проблемами практики. Связь лидерства с группой прослеживается во многих определениях отечественных авторов. Так, А........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: