VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Инновационные сестринские технологии как эффективная форма оказание медицинской помощи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008993
Тема: Инновационные сестринские технологии как эффективная форма оказание медицинской помощи
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
И ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Выпускная квалификационная работа(бакалаврская работа)на тему:
«Инновационные сестринские технологии как эффективная форма оказание медицинской помощи»
Направление к подготовки 34.03.01 Сестринское дело
ЯРУЛЛИНА ГЕЛЮСЯ АГЗЯМОВНА
студентка заочного отделения
группа 841
«Допущена к защите»                                                   Зам. Декана ФСР и ВСО:
Протокол№_____от_______                                           Морозова О.Н.
	______________________
Заведующей кафедрой:	Научный руководитель:
	Фролов Д.Н,к.м.н.,ассистент

____________________________	______	_____________________
«Прошла защиту»
ОЦЕНКА____________________
                                                       КАЗАНЬ,2017 год
                                              СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность инновационных сестринских технологий……...……...6
1.2. Основные составляющие инновационной деятельности сестринского персонала……………………………………………………………………………13
1.3. Виды инновационных сестринских технологий……………………...……...21
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ (ГАУЗ ЦГКБ №18)……………………………………………………………...………………….26
2.1. Инновационные технологии, применяемые в деятельности медицинской сестры……………………………………………………………………………….26
2.2. Перспективы развития инновационных сестринских технологий в деятельности медицинской сестры………………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..57
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
                                                       ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы. Реформа системы здравоохранения в России предполагает новые подходы к решению вопросов оказания медицинской помощи населению. 
     Важную роль в реструктуризации системы охраны здоровья играет реформирование первичного звена, т.к. существующая система организации первичной медико-санитарной помощи имеет серьезные недостатки. Преобразования направлены на создание качественно новых форм организации здравоохранения, ориентированных на конечный социально значимый результат в охране здоровья людей, что предопределило переход к общей врачебной/семейной практике.
     Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг отводится специалистам, имеющим  среднее медицинское и высшее сестринское образование.
     Всесторонний анализ состояния сестринского дела в России показал его значительное отставание по сравнению с развитыми странами в темпах и уровне развития. Причины этого многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре как помощнике врача, выполняющем только вспомогательные медицинские функции; низкий профессиональный и социальный статус медицинской сестры; низкий уровень подготовки и отсутствие перспектив профессионального роста; недооценка значимости научных принципов и подходов к организации и управлению сестринской деятельностью; пренебрежение зарубежным опытом
     Непоправимый урон престижу сестринского дела, как в профессии, так и в обществе был нанесен самой системой здравоохранения после того, как на медицинских сестер возложили функции младшего медицинского персонала. Подобное расширение функциональных обязанностей работников отрасли не только отрицательно сказалось на качестве медицинской помощи населению, но и привело к оттоку кадров и нарастанию диспропорции врач : медицинская сестра. 
     В создавшихся условиях врач оказался вынужденным взять на себя выполнение не свойственных ему функциональных обязанностей, что также негативно отражается на уровне медицинской помощи.
     Отсутствие общих принципов и подходов к организации работы сестринского персонала, единой системы управления качеством сестринских технологий на всех уровнях в условиях первичной медико-санитарной помощи негативным образом сказывается на работе специалистов сестринского дела, что вызывает необходимость: разработки научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела в регионе; создания обоснованных форм, критериев и стандартов сестринской практики в условиях первичной медико-санитарной помощи; внедрения новых организационных форм и технологий сестринской помощи,, удовлетворяющих потребность населения в первичной медико-санитарной помощи; апробации эффективности экспериментальных моделей сестринской практики для обеспечения качества сестринской помощи населению; совершенствования системы подготовки использования сестринских кадров первичной медико-санитарной помощи; формирования прочных связей между наукой, практикой и образованием.
     Целью исследования явилась разработка инновационных форм сестринской помощи и оценка эффективности их внедрения в учреждения первичной медико-санитарной помощи.
     В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:
     1. Научное обоснование внедрения наиболее эффективных форм сестринской деятельности в условиях первичной медико-санитарной помощи.
     2. Анализ инновационных технологий, применяемых в сестринской практике.
     3. Изучение перспектив развития инновационных сестринских технологий в деятельности медицинской сестры.
     Объектом исследования являются инновационные сестринские технологии.
     Предметом исследования выступает практика применения инновационных технологий в сестринском деле.
     Научная новизна исследования состоит в обосновании и апробации инновационных форм сестринской помощи населению, разработке типовой модели внедрения новых сестринских технологий в учреждения первичной медико-санитарной помощи. 
     При проведении исследований разработана типовая модель внедрения новых сестринских технологий (сестринского процесса) в учреждения первичной медико-санитарной помощи, что способствует адаптации и оптимизации сестринского процесса и улучшает качественные показатели медицинской помощи.
     


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
     1.1. Понятие и сущность инновационных сестринских технологий
     
     История отечественного сестринского дела со всей убедительностью показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда медицинской сестры. В связи с этим очевидно, что для качественной работы сейчас уже недостаточно узкого, даже самого совершенного профессионализма. Сестринскому персоналу необходимо постоянно пополнять имеющиеся знания, участвовать в разработке и изучении инновационных технологий в области сестринского дела, обмениваться передовыми методами работы. 
     Коренные изменения в экономической и политической деятельности нашего государства существенно отразились на здравоохранении. Многие этапы в жизни каждого из зарождающихся, активно функционирующих и заканчивающих свое существование лечебно-профилактических учреждений связаны с различными моментами успешного и неуспешного, активного или пассивного, научно обоснованного или «слепого» внедрения инноваций, или нововведений, проведения реформ1. 
     Уровень, широта и глубина инноваций, учет внутренних и внешних переменных медицинских учреждений во многом определяют успех нововведений. При этом, если внешние переменные успеха часто отражают стабильность либо нестабильность экономической системы или конкретной ситуации, то внутренние переменные являются результатом решений, принимаемых администрацией учреждения и его сотрудниками. Именно внутренние переменные (цели, структура, задачи, технологии, человеческие ресурсы) являются предметом внимания руководителя любого уровня как врачебного, так и сестринского звена. 
     Практически во всех развивающихся лечебных учреждениях в настоящее время имеет место проведение различных реформ: определяются новые направления деятельности лечебно-профилактических учреждений (отделения сестринского ухода), в связи с этим внедряются современные технологии в лечебно-диагностический процесс (сестринский процесс), пациентам предоставляются новые медицинские услуги (паллиативная помощь), вносятся изменения по кадровому составу, появляются новые формы взаимодействия между пациентами и медицинским персоналом - врачами и медицинскими сестрами2.
     Американские специалисты по сестринскому делу (в рамках программы партнерств между учреждениями здравоохранения США и странами СНГ) выявили и сформулировали ключевые области реформы сестринского дела:
     1.   Недостаточное и неправильное использование медицинских сестер как специалистов.
     2.   Низкая заработная плата.
     3.   Отсутствие престижа в профессии медицинской сестры.
     4.   Небольшое количество курсов повышения квалификации.
     5.   Нехватка расходных материалов.
     Причины этого положения многообразны: традиционно сложившееся в наше стране представление о медицинской сестре как о помощнике врача, выполняющем только вспомогательные медицинские функции; пренебрежение зарубежным опытом; недооценка научных принципов и подходов в управлении и организации работы сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Существующие методики анализа деятельности работников здравоохранения обобщают «врача и другой медперсонал» для выведения показателя качества медицинской помощи, в котором невозможно выделить эффективность работы медицинской сестры любого уровня. 
     Несмотря на то, что в России и не существует института сестринского дела, следует учитывать тенденции прогрессивного развития его (сестринского дела) в связи с возрастающей потребностью в оказании сестринской помощи.
     Развитие медицинской техники, медицинских технологий и услуг, взаимоотношений между врачебным персоналом и сестринским звеном, между медицинскими работниками и пациентами - существенный стимул для проведения реформ в здравоохранении и в сфере сестринской деятельности особенно. Мир, в котором мы живем, приобрел свои очертания в результате применений человеческих знаний, накопленных за столетия. Переход России на новую ступень общественного развития требует усилия инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания, умения и технику с рынком3. 
     Девяностые годы текущего столетия внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности конкурирующих лечебно-профилактических учреждений, вынужденных во многом сменить стереотипы своего «поведения» в современном здравоохранении и, что очень важно, в области сестринского дела.
     Перемены, реформы, нововведения, инновации, которые обычно возникают в ответ на изменения во внешнем мире - экономические, социальные, технические, культурные. Любые перемены подразумевают структурные изменения в лечебном учреждении, изменения технологий и методов работы, реорганизацию финансово-экономических отделов, изменения в кадровом составе, что ведет к изменению не только вида деятельности лечебного учреждения, но и его типа и статуса (эти изменения происходят как на уровне врачебного, так и на уровне сестринского звена). 
     Например: в связи с переменами, происходящими в нашем здравоохранении, создаются на базе участковых поликлиник офисы «общей практики», которые в корне меняют организационную структуру поликлиник, кадровый состав как врачебного, так и среднего медицинского персонала, изменяют их вид деятельности, статус, при этом претерпевает изменение и организация сестринской помощи населению и сам сестринский процесс.
     Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине. Появились платное, комбинированное обслуживание, вместе с тем сохранилось и бесплатное предоставление медицинских услуг. Активно внедряется в жизнь страховая медицина, позволяющая пациенту при наличии страхового полиса получить бесплатную медицинскую помощь в рамках договора. Однако во многих случаях за оказанные услуги, медицинскую помощь необходимо платить. Оказанная помощь выступает как товар, а пользуется спросом только товар высокого качества.
     Кроме этого, повышение значимости и важности роли нововведений вызвано, в первую очередь, изменением рыночной ситуации - характером конкуренции (известно, что конкуренция коснулась учреждений здравоохранения и можно привести ряд примеров «плачевной» деятельности некоторых ЛПУ). Во-вторых, переходом от привычной «статичной» к динамичной конкуренции. 
     Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка здравоохранения на современном этапе. Инновационные процессы определяют направления и пропорции будущего развития лечебного учреждения. В конкурентной борьбе сохраняют и расширяют свои позиции только те лечебно-профилактические учреждения, которые более широко применяют достижения современного научно-технического прогресса.
     Реформы сестринского дела в России идут уже девять лет. Главная их цель - повысить эффективность охраны здоровья населения, обеспечить медицинскую помощь, соответствующую потребностям каждого члена семьи. Нововведения в сестринской области не должны слепо копировать западные образцы. Основными направлениями инновационного процесса в сфере сестринской деятельности на настоящий момент являются4:
     -        разработка и внедрение системы управления качеством сестринской помощи;
     -        внедрение новых сестринских технологий;
     -        разработка и внедрение стандартов качества оказания сестринской помощи;
     -        повышение культуры обслуживания пациентов;
     -        укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
     -        повышение оплаты труда медицинских сестер;
     -        совершенствование тарифно-квалификационной сетки специалиста с высшим сестринским образованием;
     -        обеспечение безопасности на рабочем месте;
     -       подготовка кадрового состава;
     -        проведение научно-исследовательской работы в сфере сестринской деятельности;
     -        повышение профессионального уровня медицинских сестер (теоретическая и практическая подготовка) и т. п.
     Термин »инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. Этот термин можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, которая в данное время и в данном месте воспринимается как новая.
     ИННОВАЦИЯ - это процесс внедрения нового в различные сферы деятельности, производства и промышленности (в том числе в здравоохранение и в частности в сестринское дело). Этот процесс непосредственно связан с научно-технической революцией, которая предполагает существенные изменения в эффективно развивающихся лечебно-профилактических учреждениях каждые 4-5 лет.
     Процесс внедрения нововведений в медицинских учреждениях осуществляется в следующих случаях:
     -       введение новой медицинской услуги;
     -        внедрение нового метода предоставления медицинской услуги;
     -        открытие нового рынка (ниши), на котором данная услуга ранее не была представлена;
     -        завоевание новых поставщиков медицинского оборудования, медикаментов и медицинского инструментария, перевязочного материала и т. д.;
     -        внедрение новой организационной структуры или реорганизация лечебного учреждения или, наоборот, ее ликвидация5.
     Синонимом термина «инновация» выступает термин «нововведение», трактуемый в отечественной и зарубежной литературе в большинстве случаев, как внедрение технических или иных новшеств в производственный процесс либо хозяйственную систему, а также как освоение новой техники, новых услуг, улучшение методов организации и управления. Термин «нововведение» говорит сам за себя - это введение чего-либо нового в ранее существующую систему, следовательно, ее изменение. Изменение, как мы уже успели определиться, подразумевает инновацию.
     Социальная значимость проблем со здоровьем определяется высоким ростом заболеваемости. По статистике только 8 из 100 пациентов узнают о своей болезни на ранней стадии проявления. Поэтому одним из составляющих успешной борьбы с заболеваниями является повышение информированности населения и готовности его к профилактике, формирование установки на здоровый образ жизни.
      В настоящее время во многих областях и сферах происходят различные инновационные изменения. Не обошли  стороной новшества  и деятельность специалистов со средним медицинским образованием. 
     Возросла роль сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения по таким важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений,  несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство. 
     На сестринский персонал возложена обязанность обеспечения обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными, что позволяет облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов6. 
     Кроме этого сестринский персонал может обучать пациентов подготовке к различным лабораторным и инструментальным исследованиям, что приведет к достоверной установке диагноза; правилам приема лекарственных препаратов, правилам диетического питания, назначенному режиму двигательной активности,  что поможет сократить время пребывания пациента в стационаре.
      Для медицинских работников наиболее важны знания о том, как обучать пациентов. Обучение пациентов предполагает владение особыми знаниями и умениями из области педагогики и психологии. Так появилось  понятие «Сестринская педагогика». Педагогические знания дают представления о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах передачи нужной информации пациентам. Все это показывает важность роли медицинской сестры в качестве педагога. 
     
     1.2. Основные составляющие инновационной деятельности сестринского персонала
     
     Одной из закономерностей инновационного процесса в лечебно-профилактическом учреждении является этапность, которая подразумевает наличие определенных этапов (стадий) в продвижении идеи до ее практической реализации в нововведении и его потреблении. Первый этап инновационного процесса - инициация нововведения. Она может быть вызвана внешним или внутренним давлением и внутренним побуждением, т. е. может отражать внутренние и внешние факторы. 
     На данном этапе должна быть выявлена потребность лечебного учреждения в нововведении или даже в каком-то определенном его типе. Такого рода аналитическая работа проводится, как правило, руководством организации, причем нередко ее инициатором является кто-то из руководителей высшего уровня, например, главный специалист по сестринскому делу или главный врач или президент Ассоциации медицинских сестер, главная медицинская сестра и т. д.
     По мнению специалистов, около 90% всех результатов данной стадии инновационного процесса потенциально пригодны для использования. Однако, только 31% новых сестринских услуг выходит на рынок и лишь 12% из них получают признание пациентов. Факторы, от которых зависит успех новой услуги на рынке, с одной стороны, реально существующая или потенциальная потребность в современной сестринской услуге, а с другой стороны, наличие у конкретного лечебного учреждения возможностей (идей, научного и производственного потенциала и т. п.) для ее удовлетворения. Большинство экспертов полагает, что успех новой услуги на 70-90% зависит от точности ее соответствия предпочтениям потребителей (пациентов). 
     По данным американских экспертов, 32% коммерческих неудач предполагаемых нововведений случаются из-за неверной оценки требований рынка здравоохранения, 13% -за счет неправильной политики реализации медицинских услуг, 14% - из-за слишком высокой цены услуги, 10 % - из-за несвоевременного предложения услуги, 2% - из-за противодействия конкурентных лечебных учреждений и только 23% инноваций терпят неудачу по техническим и организационным причинам7.
     В целях учета требований рынка здравоохранения при создании новых сестринских услуг необходимо первый этап инновационного процесса предварить маркетинговыми исследованиями, связанными с изучением рыночной конъюнктуры, конкурентной среды, сегментированности рынка, актуальных и перспективных его потребностей, а после ее завершения провести планирование. В настоящее время широко признанным фактором является то, что внедрение нововведений, которое не сопровождается разработкой продуманной стратегии в области экономики, является весьма дорогостоящей ошибкой даже в здравоохранении.
     Вторым этапом инновационного процесса выступает - принятие решения о необходимости внедрения новой сестринской услуги определенного типа. Это следующий шаг, который позволяет взвесить еще раз все «за» и «против», чтобы убедиться, что предлагаемая идея действительно правильная, здоровая и логичная. 
     Проводится эксперимент, новая услуга запускается на рынок, изучается и оценивается с точки зрения удовлетворения потребностей пациентов. Если услуга пользуется спросом и обладает рыночной новизной, она запускается в массовое внедрение.
     Третий этап инновационного цикла - разработка нововведения. Этот этап подготовки точного проекта, расчета возможных объективных и субъективных последствий, юридической и экономической проработки нововведения. В этот период разрабатывается медицинская документация (лицензии, стандарты и т. п.) для широкого внедрения данной услуги, создаются условия для реализации данной услуги (оборудуются специальные помещения, обучаются специалисты, работают консультанты и т. п.), решаются юридические и правовые вопросы. Большую роль в успешном внедрении новой медицинской услуги играют безусловно маркетинговые службы8.
     Четвертый этап инновационного цикла - подготовка объекта к нововведению. На этом этапе очень важно найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных в здравоохранении лиц, а также постараться предвосхитить отношение к ней многих других сотрудников, в частности из числа тех, кого могут затронуть предполагаемые новшества. В это время целесообразно провести анализ поведения людей, обладающих ключевым влиянием (в том числе и неформальных лидеров), выяснить их отношение к переменам. Руководитель-инноватор, менеджер выступает в этом процессе в роли психолога, способного пробудить в людях энтузиазм и зажечь веру в созидаемое. Благоприятный эмоциональный фон значительно усиливает мотивационный эффект. Таким образом, этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением персонала в необходимости обращения к определенному типу нововведений.
     Пятый этап инновационного процесса - внедрение нововведения. Вначале оно может быть пробным, а затем и полным. Для успеха внедрения нововведения необходимо учитывать следующий психологический момент - важность группового принятия решений. Посредством групповой дискуссии можно гораздо эффективнее, чем при обычном монологическом обращении к человеку, добиться изменения его установок в требуемом направлении. Кроме того, очень важную роль в инновационном процессе играют эффективные коммуникации. Люди должны знать, что происходит в организации, что их ожидает в будущем, каковы вероятные последствия того или иного новшества. Руководству также полезно знать, как воспринимаются персоналом предлагаемые новшества, что мешает их успешному внедрению, каковы предложения работников по поводу совершенствования инновационного процесса. Не способствует успешному внедрению нововведения неблагополучный психологический климат в организации (высокая конфликтность и низкая сплоченность сотрудников, большая текучесть кадров).
     Медицинская сестра традиционно играет значительную роль в системе общественного здравоохранения. В структуре медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений, средний медицинский персонал представляет собой одну из самых многочисленных групп медицинских работников. Л.А. Берлова отмечает, что в большинстве случаях именно сестринский персонал является первым, последним и наиболее постоянным медицинским работником, находящимся в контакте с пациентом (в случае ухудшения состояния здоровья пациента в условиях стационара, оказания первой доврачебной помощи, психологической поддержки пациентам и их родственникам)9.
     На современном этапе развития общества, профессия медицинской сестры, рассматривается не только как одна из самых массовых, но и как одна из наиболее социально значимых. 
     В своих работах Н.Н. Косарева анализирует сестринское дело как комплексную медико-санитарную дисциплину, имеющую медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения, а также как важнейшую составляющую системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами. Как показывает зарубежная практика, рациональное использование сестринских кадров ведет не только к значительному повышению доступности и качества медицинской помощи, но и к ее экономичности, более эффективному использованию финансовых и человеческих ресурсов в отрасли.
     Следует отметить, что на протяжении последних десятилетий в России сестринскому делу не уделялось должного внимания, отмечалось снижение престижа работы медицинской сестры, ее социального статуса. Данные обстоятельства привели к значительному отставанию данной сферы общественного здоровья от развития современной науки и медицинских технологий. Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, «многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука».
     В здравоохранении нашей страны наблюдается отток из профессии квалифицированных сестринских кадров, а также дефицит сестринского персонала в медицинских организациях. Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, медицинских учреждений обслуживающих городское и сельское население и, как следствие, возможно ухудшение качества оказываемой медицинской помощи. В России соотношение между врачебным и средним медицинским персоналом (1:2), однако ВОЗ в качестве международного стандарта рекомендуют государствам придерживаться соотношения 1:4–1:5 соответственно, при котором система общественного здравоохранения будет эффективно функционировать и развиваться. Так, в США соотношение между врачебным и средним медицинским персоналом 1:4.
     В настоящее время назрела необходимость переоценки всей системы сестринского обслуживания. За последние десятилетия в здравоохранении многих европейских стран роль медицинской сестры значительно возросла. По данным А. Егоровой в США медицинская сестра рассматривается как полноценный помощник врача, осуществляющий симптоматический контроль и ведение процесса лечения на должном уровне, т.е. медицинская сестра может самостоятельно выявить симптом и предложить врачу способ его лечения.
     В нашей стране коренные изменения в организации и оценке деятельности лечебно-профилактических учреждений начинаются в 90-е годы ХХ столетия и также сопровождаются повышением значимости специалиста со средним медицинским образованием. На сегодняшний день в России проводится активная целенаправленная работа по восстановлению значимости сестринской профессии. В рамках доклада Министра здравоохранения РФ на расширенном заседании коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства в 2016 году и задачах на 2017 год» было отмечено то, что «назрела необходимость внедрения новых технологий в деятельности среднего медицинского персонала с дифференцированным расширением его функций на разных уровнях оказания медицинской помощи»10.
     Обозначение роли медицинской сестры в сфере обслуживания населения предусмотрено Программой развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. (далее Программа), разработанная в соответствии с основными задачами Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Для достижения поставленной цели в Программе отмечается наличие таких направлений как реформирование существующей нормативно-правовой базы, определяющей компетенции и ответственность, создание достойных условий труда и социальной защищенности, повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Продолжается активная работа по информированию руководителей и персонала лечебных учреждений о новых подходах к совершенствованию сестринской практики (проходятся семинары, конференции, съезды медицинских работников). Активно идет процесс внедрения современных сестринских технологий в практическое здравоохранение.
     В ходе проводимых реформ в области сестринского дела повышается роль среднего медицинского персонала в организации профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий на всех уровнях медицинского обслуживания населения независимо от профиля оказания медицинской помощи.
     Первичная медико-санитарная помощь выступает наиболее важным звеном здравоохранения, так как данный вид помощи является основным, наиболее доступным, экономически и социально приемлемым видом массовой медицинской помощи. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, а также в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому. 
     Основными видами первичной медико-санитарной помощи выступают первичная доврачебная, врачебная и специализированная медико-санитарная помощь. В оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи главная роль принадлежит специалистам со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья. 
     Особое значение сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи заключается в использовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.
     В.Н. Ноздрина и И.Г. Греков отмечают, что в отличие от Западных стран в России медицинские сестры, работающие в городских амбулаторно-поликлинических учреждениях, не ведут самостоятельный прием пациентов. В большей степени сестринский персонал в поликлинических кабинетах различного профиля работают совместно с врачом. Это обстоятельство свидетельствует о традиционно сложившимся представление о медицинской сестре только как о помощнике врача, выполняющей лишь вспомогательные функции. При этом в условиях дефицита кадров, на медицинскую сестру зачастую возлагаются функции младшего медицинского персонала. Подобное «расширение» деятельности, за счет выполнения работы не входящей в прямые обязанности медицинской сестры, отрицательно сказываются на качестве оказания медицинской помощи сестринским персоналом11.
     Однако, в настоящее время, имеются примеры организации медицинского обслуживания населения, где ведущая роль принадлежит специалисту со средним медицинским образованием. Так, функционирование кабинетов доврачебного приема не требует квалифицированной врачебной помощи, занятия в школах для пациентов ведут медицинские сестры. 
     На сестринский персонал возлагаются обязанности в обеспечении обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами (инвалидами, «лежачими» больными). Это позволят облегчить решение приоритетных и потенциальных проблем населения и самих пациентов самостоятельно, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций.
     В своих работах С.Е. Нестерова, обозначает, что реорганизация оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики, проводимая в последние годы, отводит медицинской сестре роль гораздо более значительную, чем ранее. 
     В условиях увеличения объема работы врача общей практики, медицинская сестра не может оставаться просто помощницей врача, исполнительницей его назначений. Она должна взять на себя определенный объем самостоятельной работы и выполнять ее профессионально и с полной ответственностью.
     Учитывая современный уровень профессиональной подготовки сестринских кадров, а именно возможность получения высшего сестринского образования, необходимо активное привлечение медицинских сестер к организации различных форм внебольничной помощи: дневных стационарах, стационарах на дому, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому.
     
     1.3. Виды инновационных сестринских технологий
     
     Специалисты по сестринскому делу выявили и сформулировали ключевые области внедрения инноваций в сестринское дело: недостаточное и неправильное использование медицинских сестер как специалистов, низкая заработная плата, отсутствие престижа в профессии медицинской сестры, небольшое количество курсов повышении квалификации, нехватка расходных материалов12.
     Причины этого положения многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре - как о помощнике врача, выполняющем только вспомогательные медицинские функции, пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов в управлении и организации работы сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Развитие медицинской техники, медицинских технологий и услуг, взаимоотношений между врачебным персоналом и сестринским звеном, между медицинскими работниками и пациентами - существенный стимул для проведения реформ в здравоохранении и в сфере сестринской деятельности особенно. 
     Перемены, реформы, нововведения, инновации, которые обычно возникают в ответ на изменения во внешнем мире - экономические, социальные, технические, культурные. Любые инновации подразумевают структурные изменения в лечебном учреждении, изменения технологий и методов работы, реорганизацию финансово-экономических отделов, изменения в кадровом составе, что ведет к изменению не только вида деятельности лечебного учреждения, но и его типа и статуса (эти изменения происходят как на уровне врачебного, так и на уровне сестринского звена).
     Инновация это процесс внедрения нового в различные сферы деятельности, производства и промышленности (в том числе в здравоохранение и в частности в сестринское дело). Этот.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%