VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Информационная безопасность государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001781
Тема: Информационная безопасность государства
Содержание
Содержание
     
     
Введение	3
Глава 1 Информационная безопасность государства	5
1.1 Понятие «безопасность»	5
1.2 Виды безопасности	8
1.3 Понятие «информационная безопасность»	10
Глава 2 Содержание информационной безопасности	18
2.1 Проблема защиты информации	18
2.2 Роль информационных технологий в обеспечении безопасности государства	26
Заключение	34
     

Введение

     Информационное общество – это закономерный этап в развитии современного социума. Этап, в котором воплотился ряд тенденций, наметившихся в прежних общественных формах. Это, в первую очередь, изменение ресурсной базы производства, которая теперь связывается с тотальной информатизацией, развитием и конвергенцией телекоммуникаций и планетарной системы связи. Это – колоссальный рост влияния СМИ, которые получили возможность мгновенного инклюзивного охвата и беспрецедентного влияния на огромные массы населения планеты. Это и формирование единого глобального общества, которое доминирует над традиционными национальными государственными образованиями.
     События начала XXI века подтвердили целесообразность и правильность взглядов ученых и руководства передовых стран мира по освоению с помощью сети нового пространства – информационного. В настоящее время использование сети одним государством не всегда приносит желаемый результат. Участие многонациональных сил США и НАТО в вооруженных конфликтах и ??войнах в начале XXI века подтвердило целесообразность существования информационных сетей. При этом руководство ведущих стран мира признало целесообразным преобразование ВС США в единые сетецентрические силы по обеспечению качественного совершенствования системы сбора, обработки и распределения информации. И этот фактор необходимо учитывать при разработке собственных информационных национальных сетей и при разработке военной доктрины.
     Реальные события, происходящие в том или ином государстве, иногда требуют немедленной реакции (Ирак, Афганистан, Ливия, Египет, Сирия и т. д.). В таком случае для отображения и анализа обстановки целесообразно пользоваться геоцентрической системой координат. Именно благодаря этой системе на геоцентрическом театре военных действий существует запрет на некоторые области ведения боевых действий – на Земле и в воздушно-космическом пространстве.
     Степень разработки. Обеспечение информационной безопасности рассматривают в своих работах И.Л. Бачило, В.А. Дозорцев, Г.У. Кузнецов Т.А. Полякова и др. Многие исследователи ограничиваются лишь указанием на существование проблемы, а не на способы их решения.
     Объект исследования: информационная безопасность.
     Предмет исследования: сущность и содержание информационной безопасности.
     Цель исследования: изучение сущности и содержания информационной безопасности.
     Задачи исследования:
     1. Раскрыть понятие «безопасность».
     2. Определить виды безопасности.
     3. Охарактеризовать проблему защиты информации.
     4. Проанализировать роль информационных технологий в обеспечении безопасности государства. 
     Методы исследования: диалектический, логический, системный (системно-структурный), функциональный методы.
     Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
     Теоретическая основа: для написания работы были использованы труды таких авторов, как: Ковалев А.А., Лисичкин В.А., Почепцов Г.Г., Радиков И.В., Расторгуев С.П. и других.

Глава 1 Информационная безопасность государства
     
1.1 Понятие «безопасность»
     
     Для того чтобы разобраться с понятием «безопасность», стоит изначально обратиться к одному из самых достоверных источников – законодательству. В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ [1] в качестве безопасности можно определить состояние защищенности важных интересов общества, государства и личности от внешних и внутренних угроз. Под важными интересами стоит понимать совокупность тех потребностей, удовлетворение которых необходимо для надежного обеспечения возможности прогрессивного бытия и существования, как государства, так и общества. 
     Стоит уделить внимание факторам, которые ставят под угрозу безопасность. Понятие самой угрозы нужно рассматривать следующим образом: это совокупность различных факторов и условий, которые могут создать опасность жизненно важным интересам общества, государства и личности. Для того чтобы защитить как государственные, так и личностные интересы, были созданы определенные инструменты. К ним можно отнести поддержание баланса интересов государства и личности, законность и взаимную ответственность субъектов и общества. 
     Объекты безопасности. Для того чтобы полноценно изучить понятие безопасности, нужно обратить внимание на ее объекты. Это определение справедливо по отношению к гражданам (их свободы и права), государству (суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй) и обществу (духовные и материальные ценности). 
     В свою очередь, содержание деятельности по обеспечению безопасности определяется потенциальной и реальной угрозой вышеописанным объектам, которую могут представлять как внутренние источники опасности, так и внешние.
     Чтобы понятие безопасности было полноценно реализовано, законодательством РФ определен ее интегрированный вид. Речь идет о национальной безопасности. Ее ключевыми составляющими являются защита информационных и экономических интересов. Это важно по той причине, что процессы в рамках этих двух сегментов опосредуют и сопровождают все отрасли и сферы государственного управления как в узком, так и в широком смысле [15, с. 54]. 
     Основные понятия безопасности, согласно законодательству РФ, ориентированы на защиту многонационального народа государства, поскольку он является единственным источником власти и хранителем суверенитета в Российской Федерации. 
     В чем суть безопасности жизнедеятельности. Если рассматривать понятие безопасности граждан несколько шире, то стоит обратить внимание на жизнедеятельность и факторы, которые являются потенциальной угрозой для нее. 
     Для более объективной оценки вопроса защиты было разработана отдельная образовательная область, имеющая название «Безопасность жизнедеятельности». 
     Под самой жизнедеятельностью стоит понимать процесс преобразования человеком информации, энергии или вещества как в окружающей среде, так и в самом себе. 
     С учетом данной терминологии определение понятия «безопасность» сводится к конкретному уровню качества жизнедеятельности, при котором не создаются угрозы и опасности, способные причинить ощутимый ущерб. 
     Согласно Федеральному закону «О безопасности», в настоящее время безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1). При этом жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
     Основной структурной оставляющей выделенных объектов безопасности является деятельность, основной предмет которой – информация. Наличие угроз личности, обществу, государству или интересам данных объектов позволяет ввести понятие информационная безопасность [11, c. 135].
     Безопасность сообщества. Сам факт наличия социальных связей и объединения людей повышает уровень эффективности защиты каждого конкретного человека. При этом стоит отметить наличие возможного противоречия между двумя целями: безопасность общества и конкретного индивидуума. Дело в том, что при определенных обстоятельствах становится невозможным выполнение этих двух условий одновременно. Например, когда определенный человек начинает представлять опасность для интересов социума, его собственная безопасность оказывается под угрозой. 
     В целом можно считать духовно зрелым то сообщество, участники которого в критических ситуациях способны поставить выше личного благополучия безопасность большинства. При этом важным является наличие морали и законов, обеспечивающих привилегии и почет тем, кто жертвует собственными интересами ради большинства, равно как и их потомкам. Если этого не сделать, то сущность понятия «безопасность сообщества» потеряет свою ценность [17, с. 53]. 
     Как обеспечить безопасность. Для предотвращения обстоятельств и действий, которые могут быть опасными как для граждан, так и для государства в целом, используются определенные меры: 
     – правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 
     – определение стратегического планирования и государственной политики в данной области; 
     – организация научной деятельности, ориентированной на разработку методик предотвращения угрозы; 
     – прогнозирование, выявление, оценка и анализ факторов, угрожающих безопасности; 
     – международное сотрудничество; 
     – разработка, производство и последующее внедрение современных видов специальной и военной техники, а также вооружения;
     – формирование и реализация комплекса долговременных и оперативных мер, направленных на выявление, предупреждение и устранение угроз безопасности; 
     – локализация и последующая нейтрализация воздействия факторов, определяемых, как опасные; 
     – грамотная координация деятельности государственных, федеральных органов власти, а также муниципальных структур в области обеспечения безопасности; 
     – финансирование расходов, направленных на формирование эффективной защиты от потенциальных угроз [8, с. 58]. 
     Методы обеспечения защиты от потенциальных угроз. Понятие термина безопасность включает также использование определенных методик, которые и гарантируют отсутствие угрозы: 
     – создание системы защиты; 
     – предотвращение нападения; 
     – формирование системы, которая позволит ликвидировать последствия деструктивных действий; 
     – уничтожение источников угроз; 
     – повышение устойчивости к деструктивным факторам [5, с. 9].
     Таким образом, защита информационных и экономических интересов общества является важной составляющей национальной безопасности.
     
1.2 Виды безопасности
     
     Комплекс мер по защите национальных интересов можно разделить на несколько ключевых направлений: 
     1. Энергетическая безопасность. Это состояние топливно-энергетических областей.
     2. Оборонная. Речь идет о структуре армии и ее готовности отразить внешние угрозы. 
     3. Продовольственная. В этом случае стоит понимать такое состояние экономики РФ и агропромышленного комплекса в том числе, при котором население будет обеспечено всеми необходимыми ресурсами, гарантиями и потенциалом. При этом государственный продовольственный резерв не должен уменьшаться под влияние внутренних и внешних условий. 
     4. Оборонно-промышленная. Подразумевается состояние военно-промышленного комплекса, позволяющее поддерживать оборонную безопасность даже при самых неблагоприятных сценариях развития международной ситуации. Сюда же относится защита в случае значительного понижения геополитического статуса.
     5. Финансовая. Под этим термином стоит понимать состояние финансово-банковской системы, при которой становится возможной гарантия общеэкономических условий функционирования рыночных институтов и государственных органов власти [12, с. 62]. 
     Согласно Указа Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» «информационная безопасность Российской Федерации (далее – информационная безопасность) – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» [2].
     Информационную безопасность, в общем виде, можно определить как невозможность нанесения вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым информацией и информационной инфраструктурой.
     Из такого определения информационной безопасности можно выделить два важных следствия [10, с. 33]:
     1. Трактовать проблемы, в основе которых лежит информационная безопасность, можно по-разному. Формулировка будет зависеть от категории субъекта. Ярким примером будет служить сопоставление государственных и учебных организаций. В первом случае, будет легче допустить перерыв в работе, чем раскрыть конфиденциальную информацию, а во втором – поддерживать стабильность в работе самой системы.
     2. Субъект информационных отношений может понести убытки или пострадать не только от несанкционированного доступа к информации, но и от сбоев, вызвавших перерыв в работе. Понятие информационной безопасности нельзя свести только к защите от несанкционированного доступа [11, c. 135].
     В целом можно выделить три ключевых вида такой защиты: 
     1) инженерно-техническая;
     2) организационная;
     3) правовая. 
     
1.3 Понятие «информационная безопасность» и ее место в национальной безопасности

     Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле ИБ представляет собой такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания. В узком смысле ИБ - это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация защиты от применения противником информационного оружия в ходе боевых действий [3].
     Можно выделить специфические принципы обеспечения ИБ:
     - превентивный характер  мероприятий в отношении к мероприятиям остальных видов безопасности;
     -информированность объектов безопасности.
     Учитывая два этих принципа, можно сказать, что моделирование станет самым приемлемым способом изучения всех подсистем обеспечения ИБ.
     На практике показано, что для анализа имеющегося значительного набора источников угроз, объектов и действий, нарушающих ИБ, необходимо использовать методы моделирования, которые формируют «заместитель» реальных ситуаций. Однако следует учитывать, что такая модель не будет копировать оригинал; она является достаточно общей для того, чтобы можно было описывать реальные действия, учитывая их сложность.
     Компонентами концептуальной модели информационной безопасности являются:
     ? объекты угроз;
     ? источники информации;
     ? источники угроз;
     ? цели угроз со стороны злоумышленников;
     ? угрозы;
     ? направления защиты информации;
     ? способы неправомерного овладения конфиденциальной информацией (способы доступа);
     ? средства защиты информации;
     ? способы защиты информации [3].
     В ходе обучения углубленному курсу информатики, целью обучения ИБ представляется формирование у школьников знаний принципов обеспечения информационной безопасности, а также способов и средств обеспечения полного функционирования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
     Количество угроз постоянно расширяется, по мере развития ИКТ, а также усложняется диапазон средств обеспечения ИБ, тем самым увеличивается потребность в высококвалифицированных кадрах в данной области. Именно поэтому целью обучения информационной безопасности является не только социализация, но и профориентация специалистов в области информационной безопасности.
     Информационную безопасность, в общем виде, можно определить как невозможность нанесения вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым информацией и информационной инфраструктурой.
     Из такого определения информационной безопасности можно выделить два важных следствия [10, с. 33]:
     Технические методы защиты информации занимают одно из важнейших мест в реализации политики безопасности в любой организации или значимом объекте. Данные средства применяются для поиска техники кражи информации, которая иногда оказывается установленной на объекте, для изоляции помещений во время ведения переговоров или каких-то важных совещаний, чтобы защитить коммуникации и технику, используемую для обработки информации. 
     К вопросам, связанным с выбором аппаратуры, предназначенной обеспечивать защиту организации, необходимо подойти с особой внимательностью. Необходимо учитывать при выборе генераторов радиопомех, аппаратов зашумления, устройств защиты телефонной линии, а также прочего оборудования достаточный объем факторов, которые являются определяющими: их слабые и сильные стороны, взаимное влияние друг на друга, а также массу иных факторов. 
     Инженерно-техническое обеспечение имеет два направления реализации: 
     1) программная и аппаратно-программная защита данных;
     2) физическая защита элементов информационных систем [6, с. 81]. 
     В рамках первого направления используются такие меры защиты, как антивирусные сканеры, системы аудита, системные и сетевые мониторы и др. 
     Что касается второго направления, то в этом случае применяются физические способы защиты кабельных систем, энергоснабжения и данных, для чего используется их дублирование. 
     Для защиты помещений весьма активно применяются разные виды акустического и вибро-акустического зашумления. Их основным предназначением является защита речевой информации, которая может циркулировать в помещении, от прослушивания с применением разных видов стетоскопов, акустических микрофонов, инфракрасных и лазерных систем кражи информации. Эти системы работают путем создания маскировки речевого спектра, посредством широкополосного нефильтруемого акустического шума в системах вентиляции, отопления, водоснабжения, а также в ограждающих конструкциях. 
     Телефонные линии связи принято считать самыми вероятными способами утечки информации. Большая часть устройств для активного предохранения телефонных линий предназначена нейтрализовать прослушивающую и звукозаписывающую технику, которая подключена между станцией и абонентским аппаратом. Защита реализована посредством генерации в телефонную линию высокочастотных и низкочастотных помех, регулирования электрического тока потребления в линии во время разговора, что становится причиной снижения качества сигнала на входе подслушивающей техники, а также блокирует акустический пуск звукозаписывающей аппаратуры. Если используются радиопередающие устройства, то также происходит сдвиг частоты канала или размытие спектра передачи [20, с. 48]. 
     Современный бизнес не способен существовать без использования больших объемов информации, предполагающей применение электронных обрабатывающих систем, которые создают побочное электромагнитное излучение. При помощи специализированных технических средств их вполне возможно перехватить за пределами контролируемой зоны, а потом полностью восстановить информацию. Помимо таких излучений рядом с действующими электронными устройствами всегда имеется квазистатическое информационное электрическое и магнитное поля, которые стремительно уменьшаются с расстоянием, однако, требуют наводки на цепи, которые расположены достаточно близко. Такие поля существенны на частотах от десятков кило– до десятков мегагерц. В этом случае перехват информации становится возможным при непосредственном подключении к этим коммуникациям приемной аппаратуры за пределами охраняемой зоны. Чтобы исключить утечку информации по таким каналам, применяются генераторы шума, которые заняты производством активной маскировки побочного электромагнитного излучения [18, с. 84]. 
     Правовая защита информации. В любом юридическом справочнике право традиционно определяется как система формально принятых и общеобязательных норм, регулирующих поведение людей в данном обществе с определенными моральными устоями, выполнение которых обеспечивает необходимый авторитет государства. Правовые основы защиты информации регулируются такими государственными и нормативными актами, как Конституция и законы Российской Федерации, а также административным, гражданским и уголовным правом. 
     На нормах информационного права основывается организационная защита информации какого-либо предприятия. Соблюдение таковых прослеживается с помощью создания специализированного документа о правомерности применения защиты данных, об обязанностях персонала неукоснительно следовать мерам протекционного характера, а также о персональной ответственности за неисполнение установленных мер [19, с. 71]. 
     Правовой документ содержит следующие нормы: 
     1. Наличие обязательств и положений по защите информации во всех организационных документах – в должностных инструкциях, в трудовых договорах и в правилах внутреннего распорядка. 
     2. Информирование всех сотрудников и обязательное доведение до их сведения положений об ответственности за распространение и разглашение закрытых данных, за фальсификацию документов и их несанкционированное уничтожение. 
     Правовая защита информации обязует любое предприятие лицам, которые приступают к работе, разъяснять все положения об ограничениях, связанных с их обязанностями в рассматриваемой сфере. Правовая защита информации подразумевает следующие нормативные правила: 
     1. На любом функционирующем объекте режим конфиденциальности должен быть установлен в обязательном порядке. 
     2. Доступ к данным необходимо разграничить. 
     3. Правовая защита информации должна иметь материальное обеспечение. 
     4. Конфиденциальные данные должны быть четко выделены как основной объект защиты [20, с. 57]. 
     Каждое конкретное предприятие или организация самостоятельно разрабатывает правовые и нормативные документы, которые обеспечивают его информационную безопасность. К ним относятся следующие: 
     1. Положение о коммерческой тайне. 
     2. Положение о защите персональных данных. 
     3. Политика информационной безопасности. 
     4. Инструкция о порядке допуска к сведениям, составляющим конфиденциальную информацию.
     5. Обязательства сотрудников о сохранении конфиденциальных данных.
     6. Памятки трудящимся о сохранении коммерческой тайны. 
     7. Положение об информационном документообороте и делопроизводстве [18, с. 106]. 
     Вышеперечисленные акты предупреждают случаи неправомерного разглашения секретной информации. 
     Правовая защита информации совершается при помощи различных приемов и средств, которые обеспечивают конфиденциальность, доступность и полноту сведений, а также противодействуют внешним и внутренним угрозам. Каждый вид угроз имеет в своем распоряжении определенные хитрости, которые система должна уметь распознавать. 
     Организационные меры защиты информации включают действия, позволяющие регламентировать функциональные системы обработки данных, эксплуатации их ресурсов, деятельности персонала конкретного учреждения и порядок взаимодействия с системой пользователей. Итогом такого комплекса мер является исключение любых возможностей реализации потенциальных угроз ИБ. 
     Информационная безопасность обеспечена системой мер, которые обращены: 
     1. На предупреждение угроз, то есть применение превентивных мер для обеспечения информационной безопасности. 
     2. На обезвреживание угроз, которые обнаруживают при систематическом контроле и анализе, на возможность появления потенциальной или реальной опасности, на принятие своевременных мер по ее предотвращению. 
     3. Разграничение угроз на: реальные и потенциальные, имеющие преступную направленность.
     4. Принятие соответствующих мер по устранению опасности или преступных действий. 
     5. Ликвидацию неправомерных действий и последствий угроз, а также возвращение статус-кво [19, с. 98]. 
     Изучать понятие безопасности, важной для государства и общества информации, лучше с правового обеспечения ее целостности. Именно этот комплекс мер можно рассматривать как основу для остальных двух видов защиты. 
     В условиях технологического развития возникла необходимость обеспечения информационной безопасности (ИБ) в рамках правового поля, по причине возможности компьютерных преступлений. Правовое обеспечение ИБ основывается на нормативных актах и указах, действующих в стране, посредством которых регламентируется обращения с информацией и ответственность в случае их нарушения. Реализацией правового обеспечения ИБ занимается государство. 
     Рассмотрим место, которое информационная безопасность занимает в системе национальной безопасности.
     Понятия безопасности законодатель привел в ст. 1 Закона о безопасности, где безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
     В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности.
     В Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.
     Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Интересы общества установлены в упрочении демократии, создании правового государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества.
     Таким образом, укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.
     В Доктрине информационной безопасности РФ информационная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
     В научной литературе в составе «информационной сферы общества» выделяют:
* субъекты информационной сферы;
* общественные отношения в информационной сфере;
* информационную инфраструктуру общества;
* информацию.
     В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информационной безопасностью будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
     Вывод по первой главе: если сделать общий вывод относительно того, как влияют на жизнь общества понятие и виды безопасности, которые интегрируются в современные системы жизнедеятельности, то можно прийти к заключению, что защита является одним из ключевых условий гармоничного существования социума. 

Глава 2 Содержание информационной безопасности
     
2.1 Проблема защиты информации
     
     Информационное общество отличается от всех предшествующих форм социальной организации в первую очередь тем, что встраивает между человеком и общественными институтами такого универсального «посредника», как информационное пространство, которое для других сфер общества выступает как метапространство. Это значит, что все структуры общества, так или иначе, представлены в этом пространстве как его «части» в виде информационных потоков, знаковых систем и символов, набора алгоритмов, и уже в таком виде воспринимаются и осваиваются членами общества. 
     Взаимоотношения людей все больше и больше опосредуются информационной средой. Во главу угла общественной жизни все чаще ставится отношение человека к самой информации, которая стала сегодня основой ориентации людей в повседневной жизни. Поэтому контроль над информацией, циркулирующей в средствах информатизации и телекоммуникационных каналах, позволяет активно влиять на формирование модели мира, и, следовательно, обеспечивать желаемые типы поведения.
     «Современное информационное общество – отмечается в работе В.А. Лисичкина и Л.А. Шелепина, – представляет собой особый тип и социального структурирования, и власти. После индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, после финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления информационными потоками» [9, с. 46]. 
     Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, по мнению этих авторов, становятся главными инструментами влияния на современное общество. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования. При этом сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики.
     Быстрый процесс информатизации общества создает новый этап развития в современной науке. Исследования философов все больше направлены на изучение многогранных и сложных междисциплинарных объектов.
     Обеспечение информационной безопасности является первоочередной задачей для современного общества. Это достаточно сложный и многофункциональный процесс, который зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества информационные технологии приобретают все большую значимость в жизни не только отдельного человека, но и целого государства.
     На сегодняшний день большая доля программного обеспечения, электроники и средств передачи информации на российском рынке – это иностранные технологии и продукты, которые массово используются в бизнесе, в органах государственной власти, а так же на предприятиях стратегического назначения [11, c. 137].
     В нашей стране основное внимание общественности сконцентрировано исключительно на проблеме защиты информации. Такое положение сложилось в силу многих обстоятельств. В первую очередь, это обусловлено очевидностью. Информация стала товаром, а товар нужно защищать. Вполне естественно, что первыми на себе это ощутили представители кредитно-финансовой сферы, где информация – это деньги, а деньги – это информация. Утекла информация – утекли деньги. Все предельно просто и очевидно и, что немаловажно, ущерб имеет материальное выражение, подлежащее счету. Наличие финансовых возможностей позволило кредитно-финансовому сектору привлечь к решению вопросов обеспечения защиты своей информации лучших специалистов, сконцентрировав их внимание на узкоспециализированных направлениях [16, с. 10]. 
     Во вторую очередь – профессиональной подготовкой специалистов, первыми осознавших остроту проблемы. Подавляющее большинство из них – представители технических специальностей. Но и этими специалистами безопасность самой информации понимается неоднозначно. Как правило, она трактуется как защищенность установленного статус-кво информации от внутренних и внешних угроз; от утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), несанкционированного копирования, блокирования информации и т.п.; от случайных или преднамеренных несанкционированных воздействий на информацию или несанкционированного ее получения; от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих права на получение информации, ее раскрытие, и др. Значительно реже безопасность информации рассматривается с точки зрения изначальной полноты и надежности информации.
     Сущность информационной безопасности большинством специалистов видится в невозможности нанесения вреда объекту защиты, его свойствам или деятельности по выполнению своих функций [17, с. 52]. В основополагающем документе в этой сфере – Доктрине информационной безопасности РФ – под информационной безопасностью «понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Такая формулировка нашла свое место в Доктрине несмотря на то, что термины «защищенность», «интересы» и другие являются неопределенными и расплывчатыми [5, с. 9]. 
     К этому можно добавить, что некорректно рассматривать в качестве объектов защиты в законе не только «интересы», но и «личность», и «общество», да и «государство» тоже. Прежде всего, потому, что они не являются субъектами права. Как известно, субъектами права являются физические и юридические лица (в крайнем случае – граждане, лица без гражданства, организации) и исполнительные органы власти. «Личность», «общество», «государство» являются категориями социологии, социальной философии и использование этих понятий в законодательном акте неуместно. Корме того, понятия эти несопоставимы (разносущностны) и крайне расплывчаты.
     Наибольший интерес вызывает определение информационной безопасности, данное А.И. Алексенцевым: «Информационная безопасность – состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений, безопасность информации и защиту субъектов от негативного информационного воздействия» [3, с. 45]. Информационная среда, понимаемая как сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации, выступает в данном контексте как мета-объект защиты.
     Таким образом, в содержательном плане, по мнению А.И. Алексенцева, информационная безопасность включает три составляющие:
     1) удовлетворение информационных потребностей субъектов;
     2) обеспечение безопасности информации;
     3) обеспечение защиты субъектов информационных отношений от негативного информационного воздействия.
     С точки зрения А.И. Алексенцева, информация, необходимая для удовлетворения информационных потребностей, должна быть:
     1) относительно полной (достаточной для принятия правильных решений);
     2) достоверной;
     3) своевременной.
     Не вызывает сомнения тот факт, что удовлетворение любых потребностей (в пище, воде,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44