VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Габышев Тихон Алексеевич

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009681
Тема: Габышев Тихон Алексеевич
Содержание
                Министерство образования и науки Российской Федерации
Северо-Восточный Федеральный Университет

Юридический факультет



КУРСОВАЯ РАБОТА
Тоталитаризм 
Габышев Тихон Алексеевич





                                                                                                      









Якутск 2016

Оглавление 
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Тоталитаризм как политический режим 
    1.1 Понятие политического режима...............................................................4
    1.2 Понятие тоталитаризма ............................................................................5
    1.3 Предпосылки возникновения тоталитаризма........................................10
    1.4 Особенности тоталитаризма....................................................................13
 Глава 2. Структура тоталитарной власти........................................................14
 2.1 Отличие тоталитаризма от других политических режимов...................16
2.2 Тоталитарное общество...............................................................................18
Глава 3 Виды тоталитаризма.............................................................................22
Заключение.........................................................................................................24
Список использованной литературы ..............................................................25















Введение
Актуальность  выбранной темы заключается в  следующем: для тоталитарного государства свойственна идеология, ведущая к великой цели, ради которой общество мобилизуется, в демократическом обществе, идеологическая основа направлена на развитие отдельной личности, что заставляет государство стараться создать благоприятные условия для каждого человека. В этом заключается его созидательная сущность. Тоталитарное государство в своей основе закладывает разрушающий элемент, следует нетерпимости тоталитарной идеологии к обществам другого типа, все они должны с точки зрения тоталитарной идеологии быть уничтожены, так как это самое простое и кажущееся физически исполнимая цель, это идеи мировой революции, арийского мира и т.д. Таким образом, тоталитарное государство противопоставляет себя всем остальным и ведёт с ними борьбы, как непосредственную, так и холодную (на другом уровне, например на экономическом).
     Практическая  значимость работы заключается в  том, что она может быть использована как  в качестве основного, так и в качестве дополнительного материала при подготовке к практическим и лекционным занятиям по теории государства и права.
     Цель  работы: изучение тоталитарного государства, как особого типа государства  с присущими только ему особыми  чертами и признаками.
     Основные задачи работы: рассмотреть что такое  «форма государства», рассмотреть что  такое тоталитарный режим, рассмотреть  сущность и основные черты тоталитарного  государства.
     В качестве основных методов исследования предполагается использование описательного метода, императивного метода,  а также в этой связи является очевидной необходимость обращения к принципам историзма.
Данная тема уже достаточно широко исследована в литературе и в средствах массовой информации, по этой теме поделились своим мнением 











            Глава 1. Тоталитаризм как политический режим
1.1 Понятие политического режима
Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.
Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.
Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.
Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности.
Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. В тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» 
На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. 
1.2 Понятие Тоталитаризма
Тоталитаризм – от позднелатинского слова totalitas – цельность, полнота. В научной литературе этому понятию даются различные толкования. Как справедливо заметил Р. Арон, тоталитаризм имеет множество различных определений, зависящих как от объективных свойств самого предмета исследования, так и от «точки зрения наблюдателя». Но всё же в большинстве своём все они сводятся к одному. Тоталитаризм - это политический способ осуществления власти, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей системы общественной власти господствующей элите и официальной идеологии.
Первоначально понятие  «тоталитарное государство» имело  вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное  с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическими и  общественно-политическими факторами. Нынешняя интерпретация данного понятия напротив, отражает негативное явление в истории и политике.
Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
 По мнениям одних учёных-политологов,  это слово вошло в широкий  политический лексикон после  речи Муссолини 22 июля 1925 г., в  которой он представлял «тоталитарное  государство». Существенно усилили распространение и использование данного понятия осуждающие речи либералов Дж. Амендолы и Пьеро Габетти, а также установление нацистского режима в Германии. Другие же напротив, отстаивают точку зрения, что первыми данный термин ввели именно Дж. Амендола и Пьеро Гобетти в 1923, а уж после он начал широко использоваться в политике, а именно фашистскими и нацистским идеологами. Гитлер не принимал этого термина и считал его чуждым своим идеям. Официально советское обществоведение также упорно доказывало, что неправомерно данный термин распространять на социалистический строй. Тем не менее, в американской, а потом и в западной политологии в целом термин закрепился. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что тоталитаризм - это "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".
Первое понимание тоталитаризма  сформулировано в законах США  «Об эмиграции и гражданстве» (1952г.) и «О борьбе с коммунизмом» (1954г.). Согласно этим законам были обозначены главные характерные черты тоталитарной диктатуры.
    Определяемый  в самой общей форме тоталитаризм означает подчинение части — индивида целому — государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.
     Спецификой  тоталитаризма не является диктаторский характер власти, ее «суверенитет»  по отношению к народу (в этом отношении он не отличается от авторитаризма), и даже не полнота регламентации  поведения и контроля за деятельностью  индивидов-членов организации, как это имеет место в некоторых армиях, а претензия на управление сознанием людей, контролирование или программирование их ценностных ориентации и образа мыслей.
     Представляя собой один из способов организации  власти, тоталитаризм, равно как и однопорядковые с ним понятия демократии и авторитаризма, характеризует различные, в том числе и более низкие по сравнению с государством, уровни общественной организации. Возможны, например, тоталитарная политическая партия или же религиозная секта. Конечно, свое наиболее полное выражение тоталитаризм находит на уровне всего государства, обладающего суверенной властью.
     Тоталитаризм, как и демократия, — это преимущественно нормативное понятие, обосновывающее и (или) отражающее социальный идеал, который нигде и никогда в полной мере не был реализован. В более или менее полном, завершенном виде тоталитаризм как определенная социальная система представлен в основном лишь в литературных тоталитарных антиутопиях. В реальности же даже в считавшихся классическими примерами тоталитаризма сталинистском и национал-социалистическом государствах власти не удавалось обеспечить полный контроль за гражданами и целиком устранить индивидуальную свободу.
     Поэтому тоталитаризм как понятие отражает прежде всего хотя и различную, но весьма высокую степень контроля государства (и стоящих за ним групп и организаций) над гражданами, их политическим сознанием и поведением. Причем в том случае, когда власти удается осуществлять такой институционально закрепленный контроль над большинством населения, есть основания говорить о тоталитарном государстве (причем степень тоталитарности даже таких государств может быть различна). Если же основная часть граждан все же сохраняет определенную автономию и свободомыслие, то речь может идти о «предтоталитаризме» — тоталитарных тенденциях или устремлениях властей, но не о тоталитаризме как государственном строе. Очевидно, что грани между тоталитаризмом и предтоталитаризмом подвижны и часто трудно уловимы, однако они существуют и могут быть определены эмпирически.
     В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
     Установление  тоталитарного политического режима приводит к существенному ограничению  демократических прав и свобод, к  запрещению прогрессивных партий и  организаций, что свидетельствует, по существу, о ликвидации режима законности и демократии.
     Основными характеристиками тоталитарного политического  режима являются следующие:
     государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
     монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
     государственная власть формируется бюрократическим  способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и  недоступна для контроля со стороны народа;
     доминирующим  методом управления становится насилие, принуждение, террор;
     господство  одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с  государством, запрет оппозиционно настроенных  сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
     фактически  устраняется плюрализм; централизация  государственной власти во главе  с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных  органов со стороны общества и т.д.
     Особой  разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который  можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Фашизм отличает агрессивная, крайне националистическая идеология, сочетание социальной демагогии и карательных методов осуществления власти, тотальный контроль государства над личностью, милитаризация общественной и государственной жизни, наконец, вождизм как основной принцип властвования. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
     Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости  сильной, беспощадной власти, которая  держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
     Советская форма тоталитарного режима отличается административно-командными методами руководства обществом: закрепление  руководящей роли (а по существу признание диктата) партии в политической системе общества; примат интересов государства над интересами личности и отсутствие какой бы то ни было ответственности государства перед личностью; отсутствие системы гарантий обеспечения прав и свобод граждан; засилье командно-бюрократических рычагов управления во всех сферах общественной жизни (в том числе экономике); огромные привилегии многочисленной армии чиновников; наличие политической цензуры, ограничение независимости средств массовой информации, преследование лиц, нелояльно относящихся к режиму; и при этом политическая демагогия, культивирование (навязывание) единой государственной идеологии, идеи о единстве интересов государства и личности.
     В современных условиях правящие круги  государств с антидемократическими режимами для поддержания своего господства идут на изменение установленных правовых норм, прибегают к неправовым, насильственным методам, нарушая даже элементарные права человека; в опасных ситуациях прибегают к политическому шантажу, репрессиям и террору, к прямому подавлению демократического движения. В этих условиях авторитарные режимы используются для прямой военной расправы с прогрессивными силами, проявляет себя неофашизм, несущий опасность развязывания новой мировой войны.
     В современных демократических государствах не существует "монополии" на политическую власть. Наблюдается своего рода "распыление" власти, другими словами, относительно равномерное распределение ее между различными политическими силами: партиями, объединениями, группами. Эти силы, участвуя в политической жизни, оказывают в той или иной степени давление на властные структуры (парламент, правительство), которые в силу этого не могут не проводить политику с учетом интересов различных социальных слоев общества. Социально ориентированные государства, используя демократические методы государственного властвования, стремятся утвердить в обществе отношения социальной справедливости, создать эффективный механизм обеспечения прав и свобод личности, ее защищенности от беззакония и произвола. По пути строительства и укрепления правового государства идет и Россия: современное российское государство стало членом Совета Европы, российское законодательство постепенно приводится в соответствие с международными правовыми стандартами, признающими приоритет прав и свобод личности по отношению к другим ценностям цивилизованного общества.













1.3 Предпосылки возникновения тоталитаризма
В этом вопросе учёные-политологи также не выработали однозначного мнения. Некоторые из них видят истоки тоталитаризма ещё в древности, в существовании восточных деспотий, исламских теократий. 
Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма были представлены в работах легистов Китая, теоретиков рационализации китайской политико-правовой мысли Цзы Чаня, Шан Яна, Хань Фэя. Они, отвергая конфуцианство, выступили с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.
Близкий к легистам Китая  тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. В его  поздних диалогах «Полития», «Законы» нарисована социально-экономическая характеристика совершенного общества. Своё второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения; насаждение коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая религия. Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны. Либеральные демократы, философы Б. Рассел, К. Поппер, в целом пришли к заключению, что именно к Платону восходит тоталитаризм
Одни исследователи (Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитаризма, прежде всего, в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.
«Тоталитарные движения, - пишет Ханна Арендт, -  возможны везде, где имеются массы, по той  или иной причине приобретшие  вкус к политической организации… Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых по причине их количества либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию…» 
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворённость человека автономизацией общества, нарастанием социального отчуждения, разрушением традиционных коллективистских связей и ценностей. Другие предпосылки: этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войны; массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью рациональных общественных преобразований; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий бедствия и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоёв, восприимчивых к тоталитарной идеологии. 
При выяснении истоков  тоталитаризма вполне естественно  обращение к работе Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма», которая  по самому своему названию должна, казалось бы, решить эту проблему. Истоки тоталитаризма  по её мнению, коренятся в антисемитизме и национализме. В этой связи Х. Арендт выделяет два типа национализма. Один – это конкретный национализм, то есть привязанность к положительным, реально существующим ценностям – обжитой территории, институтам, историческим достижениям, укорененность в своей культуре и истории и т. д. Другой – абстрактно-метафизический национализм. Он весьма аморфен и конституируется по принципу враждебности, основываясь на идее борьбы и захвата. На этот счёт существует ещё одна точка зрения. По мнению этих учёных, решение этого принципиального вопроса дано в отечественной политологии, которая исходит из проблемы «вызова», проблемы «выхода» из экстремальной ситуации с помощью тоталитаризма. Ещё в 1989 г. А. Л. Миллер, выступая на дискуссии «Тоталитаризм – явление XX века?», говорил: «тоталитаризм всегда возникает в «ситуации вызова».  И если мы посмотрим на тот механизм, который исторически всегда приводил к крушению тоталитарных режимов, то это именно неудача ответа на «вызов», в том числе в виде военного поражения.  Под ситуацией «вызова» подразумевается необходимость ускоренной модернизации, форсированного догоняющего развития, когда общество испытывает очень сильные перегрузки».
Ряд учёных, среди которых  А. П. Бутенко, подчеркивают, что тоталитаризм в первую очередь становится возможным и действительным в тех условиях и странах, которые в ходе своего развития по тем или иным причинам объективно оказываются перед исключительными, экстремальными задачами (типа: или – или?), для решения которых необходима чрезвычайная мобилизация энергии и усилий всего населения. И граждане, понимая  эту ситуацию, идут на это за «спасителями » нации, вождями народа.14 На мой взгляд, эта позиция схожа с позицией Ф. Хайека, и вместе они и составляют систему предпосылок тоталитаризма.
Итак подведём итог: тоталитаризм не возникает случайно, он имеет  свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:
Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости;
Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием (радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д. );
Появление монополий и их срастание с государством ( тоталитаризм – их высшая ступень, некая всеобъемлющая монополия);
Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства;
Распространение коллективистских взглядов;
Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищённостью и одиночеством.
Острые социально-экономические кризисы, как следствие – маргинализация общества и появление многочисленных люмпенов и полулюмпенов, отличающихся особой восприимчивостью к тоталитарной идеологии 














1.4 Особенности тоталитаризма
Важнейшей особенностью тоталитаризма является идеологизация общественного сознания и всей общественной жизни. Тоталитаризм представляет свою систему ценностей и общественное устройство как единственно верные наилучшие из возможных, как закономерный результат и высшую стадию предшествующего развития, образец для подражания и «вековую мечту всего прогрессивного (цивилизованного) человечества».
В качестве таковой может выступать коммунизм или тысячелетний рейх.
Кроме того:
-тотальная политизация общества, гипертрофия аппарата управления;
-формирование элиты, оторванной от народа и монополизирующей управление;
-одномерная социальная дифференциация, выстраиваемая по принципу близости к власти.
Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить:
организованный террор и репрессии. Одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс
монополия власти на информацию. При тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие
централизованный контроль над экономикой. Экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно- административной
милитаризация страны. При тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»



Глава 2 Структура тоталитарной власти 
Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные. Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной, хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей существование этой системы.
С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный поступок тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается не столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами, сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли основной контингент ГУЛАГа.
Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны и взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он был символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало для каждого собственное приобщение к субстанции власти. В этой структуре харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался на периферию общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек — знак абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальным воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея, совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижний уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных индивидов к Сталину было интимно-психологическим и личностным: он был не просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его индивидуальные качества срослись с символическими, и в этой системе он занимал место Бога. Славословия в его адрес заменили молитву и были ритуальным элементом существования и осуществления тоталитарной власти каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталина означала конец тоталитаризма. Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени. Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного индивида.
Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его личные и символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник Хрущев получил значение комического
героя — шута, напялившего на голову корону.
Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере, равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.
После смерти Сталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет переживал обратное перерождение в авторитаризм, и именно механика этого обратного перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его наследию, но не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в пользу реально достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и творцу авторитарного режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека в положение если и не диссидента, то оппозиционера по отношению к существовавшему режиму. С этого обращения началась перестройка.


2.1  Отличие тоталитаризма от других  политических режимов
тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.
тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Другим ключом к пониманию его природы может служить изучение происхождения тоталитаризма. В отличие от авторитаризма и демократии, тоталитаризм появляется на свет не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса. Важнейшее измерение этого кризиса - международное.
Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.
Тоталитаризм отличается от других форм государственного насилия (деспотии, тирании, военной диктатуры) своей всеохватностью 
Тоталитаризм отличается предельной концентрацией власти и полным огосударствлением(Этатизация) всех сфер жизни /экономики, культуры, науки, государственной идеологии, общественных движений, является логически абсолютной завершением идеи власти и воплощением всех принципов диктатуры
Тоталитаризм отличается тем, что стремится к полному устранению гражданского общества, частной жизни.
  Основным звеном политической структуры в тоталитаризме выступает не государство, а партия — носитель той идеологии, которая и создала данный общественно-политический строй. Конституционное закрепление руководящей роли правящей партии ведет к сращиванию партии с государством, разбуханию партийно-государственного аппарата, узурпации власти и привилегий, выходу аппарата из-под контроля выборных органов. Партия монополизирует право выступать от имени всего народа и подавляет всякую критику действий руководящей элиты под предлогом защиты общенародных интересов. Происходит жесткая политизация всех органов государственной власти, которые выходят из-под контроля народа. Все они используются для насаждения насилия, запрещения демократических организаций, ликвидации конституционных прав и свобод, репрессий, монополии на все средства вооруженной борьбы и систем террористического контроля над личностью.8
     Тоталитаризм  предполагает насильственную организацию  общественной жизни на принципах  «чрезвычайного положения», сопровождающегося  милитаризацией. Тоталитаризм и милитаризм — это две стороны одной медали. При тоталитаризме в процессе милитаризации создается новая модель «социального порядка», основанная на насилии, произволе, беззаконии и насаждении культа диктатора и его окружения. Этим определяется агрессивный характер тоталитарного режима в проведении внутренней и внешней политики (гонка вооружений, подготовка и проведение войн). В тоталитарном обществе правят бал не столько экономика, сколько политика и идеология.
     Таким образом, есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
     партия  организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс; Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, частной жизни. Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация общества служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.
     Ядром тоталитарной политической системы  выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций.
     В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно акламационные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие в выборах.



2.2  Тоталитарное общество
Наиболее простой (и страшный по своим последствиям) путь осуществления этого желания ведет к обществу, в котором главным регулятором становится насилие, то есть к тоталитарному обществу. Желание ограничить власть рынка в этом случае приводит к его разрушению. Заодно разрушается и такой все еще мощный регулятор общественной жизни, как традиции. На место этих естественных и необходимых на данном этапе развития общества регуляторов восходит независимо от первоначальных устремлений разрушителей рынка, провозглашавших в качестве новых регуляторов нравственность и разум, иной - грубый и примитивный - регулятор: насилие, в глубине которого скрывается не разум, не нравственность, а воля. Разум «видит» хрупкость социального бытия, он видит, что разрушать регуляторы, органично присущие обществу (традиции и рынок), означает столкнуть общество с естественного пути развития. Нравственность "видит", что деяния разрушит.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44