- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Функции государства в рыночной экономике по взглядам А
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011046 |
Тема: | Функции государства в рыночной экономике по взглядам А |
Содержание
Российский университет дружбы народов Факультет: экономический Кафедра: политической экономии им. В.Ф. Станиса Дисциплина: Экономическая теория Курсовая работа на тему: «Функции государства в рыночной экономике по взглядам А. Смита и Дж. Кейнса» Студент: Бахметьева Ольга Группа: ЭТ-105 Научный руководитель: Тыркба Х.В. Зав. кафедрой: д.э.н. проф. Пономаренко Е.В. Москва, 2018 Содержание Содержание 2 Введение 3 Глава 1. Функции государства в рыночной экономике по взглядам А. Смита 6 1.2. «Теория стоимости и теория прибыли» 10 Глава 2. Функции государства в рыночной экономике по взглядам Дж. Кейнса 19 2.1 «Общая теория занятости, процента и денег» 19 2.2. «Совокупный спрос» и роль инвестиций 20 2.3. Принцип мультипликатора 22 Заключение 26 Список используемой литературы 30 Введение Научная школ экономическая века мысль века складывалась свои и формировалась свою на протяжении века многих спор столетий. Каждый хуже период свои исторического ярко развития школ той или иной страны долю ставил всем свои проблемы идея и вопросы, которые школ нуждались этой в систематизации есть и критическом анализе. А на этой базе синтеза спор новых века знаний этой или обобщений, которые есть позволяют ярко построить века причинно-следственные века связи, можно ярко прогнозировать долю дальнейшее этой социально-экономическое нему развитие долю общества. История спор экономических есть учений спор – фундаментальная спор экономическая ярко наука, изучающая нему эволюцию свои экономической спор теории. Первыми наши публикациями, посвященными школ истории идей экономических наши учений, в 1767 году стали году статьи нему французского идея физиократа есть Дюпона этой де Немура свои в журнале ходе «Эфемериды». [5] Изучение этой истории есть экономических идея учений свои помогает этой понять, под влиянием надо каких свои условий ярко меняются есть взгляды нему на экономическую долю действительность, как эволюционирует школ трактовка всем базовых спор категорий, совершенствуются идея методы есть экономических году исследований. Для того, чтобы цены понять века законы году современной были экономической школ науки, надо выявить ходе взаимосвязь этой и преемственность этой идей и взглядов, трансформацию школ подходов спор и выводов идеи выдающихся ярко экономистов. «Изучая этой эволюцию идеи экономических этой концепций, мы стремимся века уяснить, как разворачивается хуже процесс школ формирования наши и обогащения нему наших есть знаний всем об экономике, как и почему свою многие ярко идеи прошлого есть и сегодня века сохраняют спор свою актуальность, каким школ образом свои они влияют спор на наши современные века представления.» [2] Современному этой экономисту спор необходимо спор знакомиться этой с историей надо возникновения цены и развития свою экономической свою мысли, с теоретическими долю разработками спор и концепциями, создававшимися цены и имевшими наши хождение века еще сто, двести века лет назад. Знакомство нему с историей свою экономической века науки века помогает свои понять идея внутреннюю этой логику, взаимосвязь свою экономических этой категорий, законов, концепций. [2] В экономической века науке идей есть такая есть точка спор зрения: «Ошибки идеи государства этих всегда школ хуже ошибок этих рынка». Это означает, что лучше этой «переборщить» с дерегулированием, чем допустить свои чрезмерное века государственное свои вмешательство, за которым неизбежно есть будут ходе бюрократические свои последствия. Много цены примеров века в истории надо мировой идеи экономической школ мысли, когда свои взаимоотношения этой индивидуума свои и государства идея становятся долю объектом хуже острой века идеологической века борьбы. Работы есть и исследования идея таких века экономистов всем как А. Смит, К. Маркс, Дж.М. Кейнс спор вызывали всем острый долю спор среди были представителей века различных века школ экономистов. Этот спор резко этой обострялся есть в переломные были исторические века моменты, когда была зарождалось свою «новое» и нуждалось наши в массовой наши поддержке ярко для самоутверждения. В Европе века в эпоху есть господства долю феодальных ярко отношений спор – примерно века до середины века XVIII века,– преобладала этой идея «просвещенного» абсолютизма была или «отеческой» монархии. Все права этой хозяйственной долю деятельности свои страны века были сосредоточены надо у государства. Политическая века экономия году этого есть периода надо занималась ходе проблемами идей увеличения были могущества долю и обогащения году монарха идей и государя. Поэтому спор три века – с XVI по XVIII – в Европе этой господствовало есть учение была меркантилизма. Это и экономическая века концепция, и сфера ярко экономической хуже политики, возникшая свою в XVI в. – в эпоху есть великих этой географических нему открытий, развития свою торгового ходе капитала. Авторы века подобных свои экономических была воззрений есть публикуют века свои трактаты была в Англии, Франции, Голландии, то есть в странах, переживавших долю с конца цены XV в. промышленный цены расцвет. Воззрения идей меркантилистов идея – это еще не система этой взглядов, не законченная этих экономическая спор теория, а отдельные надо наблюдения, догадки, выводы, вкрапленные века в трактаты надо с практическими свою рекомендациями этих в адрес свою государей ходе и властителей. Заслуга спор представителей есть этой школы, прежде есть всего, в постановке была проблемы, которой наши должна наши заниматься есть экономическая этой наука: что такое нему богатство, каковы есть его источники? [2] Исходя надо из этих идей все страны этих ориентировались школ на установление долю высоких есть таможенных века пошлин свои в целях века защиты цены национального свою производства. Зарождению идеи рыночной школ экономики была предшествовало идей первоначальное хуже накопление идей капитала. Процесс спор первоначального свою накопления ходе капитала были наиболее спор ярко и драматично спор проходил свои в Англии, поэтому нему его можно спор считать наши классическим этих примером ярко в мировой были экономической ярко истории. В ходе промышленного есть переворота спор Англия нему стала века «мастерской хуже мира», поскольку нему ее промышленный есть потенциал века во второй века половине ходе XIX века оказался свои самым идея мощным ходе во всем мире. К середине свои XIX века Англия свои заняла цены особое школ место идей в мировом есть хозяйстве надо и мировой была политике, поскольку этой другие была страны были еще только века завершали всем промышленный этой переворот. Уровень спор промышленного спор развития хуже здесь идей был несравненно долю выше, чем в других есть государствах. В 1860-х годах есть на долю Англии этой приходилось долю около школ 1/3 мировой этой промышленной века продукции. [7] К середине спор XVIII века возросло века мануфактурное века производство ходе и активизировались нему экономические была методы цены накопления. Такие этих процессы нему не исключали идея административного идея воздействия века со стороны века государства, но характер году этого школ воздействия века начал свои меняться. В начале спор XVIII века наблюдалось века разрушение нему цеховой века организации спор хозяйственной долю жизни году в тогдашней идеи Европе свои и развитие ходе международной идей торговли. Внешняя спор торговля школ была монополизирована ярко и находилась есть в руках спор нескольких хуже компаний, которые наши пользовались наши громадными году государственными спор привилегиями. Европейские была правительства свои контролировали была промышленную идей и торговую этой деятельность цены своих нему подданных, жестко идея регулировали этих не только века доходы была работников, но и цены на предметы века первой году необходимости. Против спор такого долю положения этой вещей есть и выступил нему Адам Смит со своей свои «системой века естественной века свободы». Благодаря идея нему экономическая свою мысль века легитимировала свою индивидуальный этой интерес века как фундаментальную долю основу века указанной идеи системы. Тем самым долю было положено идей начало ярко теоретическому идеи противоборству были по поводу цены взаимодействия году индивидуума школ и государства. Цель исследования: провести ходе анализ была функций году государства века по взглядам была А. Смита цены и Дж. Кейнса, чтобы наши определить была значение хуже их работ есть для современной ходе экономической есть науки. Задачи: изучить этой работы наши А. Смита свою и Дж. Кейнса, сравнить хуже тезисы века их учений были о функциях спор государства году в рыночной цены экономике. Глава 1. Функции государства в рыночной экономике по взглядам А. Смита С творчеством прав английского была ученого один Адама была Смита есть большинство году исследователей сюда истории сюда экономических один учений воли связывают цель формирование году экономики всех как науки. Преодолев идею и пережитки была феодальных прав отношений, и собственные есть противоречия этой развития есть начальной была фазы, капитализм выше XVIII века становится всех основным рука укладом идею в экономике. В экономическом рука отношении есть Англия идею была самой стал передовой прав страной него и первой выше подошла него к этапам была классического сюда капитализма, поэтому тебе именно тебе здесь стал и сложились была самые году благоприятные была условия него для взлета волю экономической стал мысли. [6; 2] Адам Смит (1723-1790) – шотландский экономист и философ-этик; один из основоположников воли экономической теории как науки. На его работы выше опираются есть представители тебе различных есть экономических есть школ. В 1776 году была опубликована стал работа волю Адама выше Смита есть «Исследование этой о природе есть и причинах есть богатства есть народов», которая воли стала была первым сюда систематизированным была учебником цель экономики. Над книгой, после него публикации воли которой была Смита волю стали есть называть всех «отцом была экономической стал науки», он работал есть девять выше лет, находясь этой в полном тебе отшельничестве. В своем была экономическом идею учении идею А. Смит стремился один с одной прав стороны, проникнуть свой во внутреннюю волю физиологию свой общества, с другой году – дать характеристику году явлениям была капитализма, которые идею проявляются рука внешним если образом. Человеческое выше общество воли Смит рассматривал свой как меновой году союз, а основной году признак тебе человеческой была природы всех – склонность воли к обмену, торговле. По его мнению, стремление была отдельного воли человека волю к выгоде была совпадает прав с интересами была всего этой общества. Смит являлся волю сторонником этой свободной воли конкуренции, был противником всех вмешательства есть государства была в экономику. Богатство волю народов выше стремится была показать века всю пользу есть естественной есть свободы сюда и конкуренции, которые была действуют есть как невидимая идею рука и способствуют стал быстрому есть и гармоничному этой развитию воли общества. [2] 1.1. Основное есть место всех в исследовании рука Смита есть занимает стал концепция была экономического выше либерализма. В её основу идею он положил этой идею естественного есть порядка, то есть рыночных рука экономических воли отношений. Также рука он подчеркивает, что рыночные воли законы была лучшим всех образом выше воздействуют если на экономику, когда есть частный есть интерес году стоит есть выше общественного, то есть когда один интересы всех общества есть в целом выше рассматриваются выше как сумма если интересов дать составляющих если его лиц. В развитие дать этой идеи он вводит году такие тебе понятия, как «экономический воли человек» и «невидимая него рука». Идея «экономического прав человека» (в то время дать еще так не называемая) в конце дать XVIII века просто идею носилась есть в европейском всех воздухе. В знаменитом была труде была Смита всех «Исследование идею о природе него и причинах волю богатства дать народов» она была сформулирована была наиболее была отчётливо. Смит стал первым воли экономистом, положившим цель определенное один представление году о человеческой волю природе цель в основу всех целостной него теоретической стал системы. [1; 6] Понятие рука «экономического всех человека» показано есть уже во второй один главе есть его книги, где особо была впечатляет году положение дать о том, что разделение стал труда рука является если результатом тебе определенной дать склонности выше человеческой стал природы него к торговле всех и обмену. А. Смит характеризует была «экономического выше человека» словами: «Он скорее была достигнет есть своей волю цели, если обратится свой к их (своих стал ближних) эгоизму один и сумеет тебе показать рука им, что в их собственных один интересах стал сделать году для него то, что он требует него от них. Всякий идею предлагающий волю другому всех сделку была какого-либо рода, предлагает была сделать воли именно этой это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь тебе то, что тебе нужно, - таков волю смысл дать всякого этой подобного дать предложения… Не от благожелательности цель мясника, пивовара если или булочника него ожидаем есть мы получить всех свой обед, а от соблюдения свой ими своих тебе собственных воли интересов. Мы обращаемся тебе не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда века не говорим была им о наших всех нуждах, а об их выгодах»1. Таким него образом, «экономический один человек», стремясь есть к собственной была выгоде, действует выше на пользу прав обществу. Смысл один понятия воли «невидимая века рука» заключается волю в пропаганде выше таких воли общественных стал условий есть и правил, при которых есть благодаря тебе свободной выше конкуренции есть предпринимателей волю и через выше их частные была интересы если рыночная волю экономика воли будет него наилучшим выше образом если решать была общественные прав задачи была и приведет цель к гармонии есть личную него и коллективную цель волю с максимально если возможной году выгодой свой для всех и каждого. «Невидимая этой рука» независимо выше от воли и намерений воли индивида была – «экономического всех человека» – направляет выше его и всех людей есть к выгоде идею и к более тебе высоким есть целям была общества, тем самым есть оправдывая цель стремление всех человека-эгоиста воли ставить всех личный есть интерес идею выше общественного. Таким один образом, «невидимая была рука» предполагает века такое если соотношение если между была «экономическим свой человеком» и обществом, то есть «видимой есть рукой» государственного выше управления, когда всех последняя, не противодействуя стал объективным была законам если экономики, перестанет выше ограничивать есть экспорт цель и импорт воли и выступать тебе искусственной прав преградой дать «естественному» рыночному выше порядку. [1] «Очевидная воли и простая есть система воли естественной воли свободы» Смита, то есть рыночный стал механизм году хозяйствования, благодаря рука «невидимой прав руке» всегда стал будет выше автоматически году уравновешиваться. Государству воли же остаются всех «три весьма стал важные волю обязанности» для достижения идею правовых сюда и институциональных выше гарантий выше и обозначения если границ сюда своего если невмешательства. К ним Адам Смит относит: издержки всех на общественные выше работы была (чтобы есть «создавать всех и содержать цель определенные была общественные воли сооружения была и общественные есть учреждения», обеспечивать волю вознаграждение стал преподавателей, судей, чиновников, священников есть и других, кто служит была интересам всех «государя него или государства»); издержки один на обеспечение есть военной века безопасности; издержки сюда на отправление есть правосудия, включая этой сюда охрану века прав собственности. Адам Смит резко всех выступает всех против есть меркантилизма, который волю ограничивает выше «естественную году свободу» человека выше – свободу волю продавать всех и покупать, нанимать прав и наниматься идею на работу. «Невидимая всех рука» – это стихийное воли действие есть объективных волю экономических была законов. Эти законы рука действуют сюда помимо выше воли людей. Введя дать в такой есть форме один в науку выше понятие была об экономическом него законе, Смит сделал него важный есть шаг вперед: поставил всех политическую воли экономию году на научную цель основу. Смит называл всех естественным выше порядком века те условия, при которых века наиболее году эффективно есть осуществляется этой благотворное есть действие свой корыстного этой интереса рука и стихийных цель законов него экономического году развития. С одной стал стороны, «естественный всех порядок» - это принцип воли и цель экономической была политики, (политики прав естественной идею свободы), с другой цель – это теоретическая один конструкция, своего идею рода модель дать для изучения воли экономической была действительности. [1, с. 157-161; 2] Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, считает Смит не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать только количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей выгоды. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, «невидимая рука» рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида. Итак, «в каждом цивилизованном обществе» действуют всесильные и неотвратимые экономические законы, – в этом основная тема исследований Адама Смита. 1.2. «Теория стоимости и теория прибыли» К лучшим труд заслугам всех Смита относится было работа выше «Теория выше стоимости выше и теория теми прибыли», в которой труд он даёт подробные меру характеристики теми таких меру понятий, как, например, стоимость, цена, заработная труд плата, производительность было труда быть и дифференциальная труд рента. Адам Смит – первый, кто попытался всех найти труд законы быть производства хотя в сфере было товарного всех обмена, денежного труд обращения, движения быть цен. Теория стоимости – самый сложный раздел его знаменитой книги. Смит положил в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости: определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенным в них количествам труда. Ученый труд безоговорочно меру поддержал меру новый труд промышленный хотя строй, благотворность теми развития всех обмена было и крупного труд производства труд для всех слоев теми общества всех казалась меру ему очевидной. Новые хотя формы быть хозяйства теми выше в техническом всех отношении, они увеличивают выше народное быть богатство, и Смит без колебаний хотя встает быть на их сторону. Распад труд общества всех на три основных всех класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев хотя – ученый выше считал труд естественным, хотя и признавал, что на более было низких выше ступенях было развития труд общество было не делится выше на классы, а продукт всех труда меру принадлежит было производителю, владеющему было землей хотя и орудиями меру производства. Упомянутые выше классы труд различаются хотя как по своим всех доходам, так и по отношению труд их интересов теми к интересам теми всего всех общества. Смит определил хотя и разграничил труд потребительную хотя и меновую быть стоимости труд товара. Он признал труд равнозначность теми всех видов выше производительного выше труда труд как создателя всех и конечного теми мерила выше стоимости, показал быть закономерность труд того, что стоимость было непременно труд должна меру выражаться всех в меновой всех стоимости всех товара, в его количественном было соотношении было с другими всех товарами, а при достаточно выше развитом труд товарном труд производстве труд – в деньгах. Смит не исследовал теми труд как субстанцию было стоимости, не различал труд процессы было труда труд как процессы труд создания меру и перенесения теми стоимости, поскольку труд все его внимание меру было устремлено труд на меновую хотя стоимость, на количественную труд меру стоимости, на то, как она проявляется всех в обменных меру соотношениях хотя и, в конечном хотя счете было – в ценах. Смит понимал, что величина было стоимости хотя определяется меру не фактическими теми затратами труд труда труд отдельного было товаропроизводителя, а теми затратами, которые было в среднем быть необходимы теми при данном всех состоянии быть общества. Он отмечал быть также, что квалифицированный быть и сложный меру труд создает труд в единицу всех времени было больше было стоимости, чем неквалифицированный теми и простой, и может всех быть сведен всех к нему посредством всех каких-то коэффициентов. [5, с. 60-67; 8, Лекция выше 9] Плодотворной была концепция Смита о естественной и рыночной цене товаров. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. Она «как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему». При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными. Смит положил также начало анализу факторов, способных вызывать длительные отклонения цен от стоимости; важнейшим из них он считал монополию. Это, в частности, открывало возможности исследования спроса и предложения как факторов ценообразования, а также роль разного рода монополий в этой области. Помимо основного определения стоимости заключенным в товаре количеством труда Смит ввел второе понятие, где стоимость определяется количеством труда, которое можно купить за данный товар. В условиях простого товарного производства, когда не было наемного труда и производители товаров работали на принадлежащих им средствах производства, это одно и то же. Ткач, например, обменивал кусок сделанного им сукна на сапоги. Можно сказать, что кусок сукна стоит пары сапог или что он стоит труда сапожника за то время, пока он изготовлял сапоги. Но, по существу, это вовсе не одно и то же, что становится ясно для условий капиталистического производства. Если сапожник работает по найму у капиталиста, то стоимость произведенных им сапог и «стоимость его труда», то есть то, что он получает за свой труд – совершенно разные вещи. Кусок сукна по-прежнему стоит пары сапог, но он стоит больше, чем труд сапожника, так как в стоимости сапог теперь заключена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом. [8, с.34-37] Смит натолкнулся на противоречие, состоящее в том, что в отношениях между капиталистом и рабочим (при найме рабочей силы) закон стоимости, закон обмена эквивалентов вроде бы нарушается. Капиталист оплачивает рабочему в виде заработной платы лишь часть стоимости, которую создает труд рабочего и получает капиталист. Смит не мог объяснить это противоречие в рамках теории трудовой стоимости и делал вывод, что стоимость определялась трудом только в «первоначальном состоянии общества», когда не было капиталистов и наемных рабочих, то есть при простом товарном производстве. Анализируя капитал, Смит показал, что рост производства, создание мануфактурной промышленности — это результаты деятельности капитала. Под капиталом он понимал особый фонд производства, сумму средств производства, вещественный фактор производства. Смит разделял капитал на основной и оборотный. Под оборотным капиталом Смит понимал ту его часть, которая находится в обращении. Та часть капитала, которая не вступает в обращение, получила название основного капитала. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносит прибыль: основной — в производстве, оборотный — в сфере обращения. [6; 8, Лекция 9] Для условий капитализма он сконструировал другую теорию – «теорию издержек производства», согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Для товаров, в производстве которых не участвует арендованная земля, цена слагается из заработной платы и прибыли. Он писал: «Заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости». Он включал в слагаемую таким образом стоимость не просто прибыль, а естественную, среднюю норму прибыли на капитал. Для него было очевидно, что при отсутствии препятствий для перелива капитала норма прибыли в различных отраслях и при различных приложениях капитала должна уравниваться. Теория прибыли. Смит писал: «Лишь только в руках частных лиц начинают накопляться капиталы, некоторые из них, естественно, стремятся использовать их для того, чтобы занять работой трудолюбивых людей, которых они снабжают материалами и средствами существования в расчете получить выгоду на продаже продуктов их труда или на том, что эти работники прибавили к стоимости обрабатываемых материалов»2. В этом положении четко выражен исторический процесс возникновения капитализма. Смит говорил, что из созданной трудом и определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему достается в виде заработной платы лишь некоторая часть. Остальная часть добавленной трудом стоимости представляет собой прибыль капиталиста-предпринимателя. В некоторых случаях часть ее он должен отдать в виде земельной ренты, часть – в виде ссудного процента, если использовал заемный капитал. Смит называл прибылью всю разницу между добавленной трудом стоимостью и заработной платой и в этих случаях имел в виду прибавочную стоимость. В других случаях Смит понимал под прибылью остаток после уплаты ренты, а также процента, и тогда прибылью называл, предпринимательский доход капиталиста. Он решительно отвергал мнение, что прибыль – это просто другой вид заработной платы, которая возмещает труд по надзору и управлению предприятием, и приводил в обоснование своего взгляда убедительные аргументы. Размеры прибыли определялись, по его мнению, не количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению, а размерами употребленного в дело капитала. Кроме того, на многих крупных предприятиях функции надзора и управления передаются наемному управляющему. Смит считал прибыль закономерным результатом производительности капитала и вознаграждением капиталистов за их деятельность, труд и риск. [2; 5; 6] Смит отмечал тенденцию нормы прибыли к понижению, указывал, что прибыль более низка в развитых капиталистических странах. Прямое исчисление нормы прибыли он считал практически невозможным, но предлагал заменить сравнение нормы прибыли во времени и пространстве сравнением ставок ссудного процента. Смит дает следующее объяснение тенденции понижения процента и нормы прибыли: в богатых странах и с ходом экономического развития образуется избыток капитала, который вызывает рост конкуренции капиталов и снижение доходности. Низкий уровень процента и нормы прибыли Смит рассматривал как проявление экономической развитости и здоровья нации. [2; 9] По Смиту, экономика слабой страны приумножает богатства народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что ее надо видеть в материальных ресурсах, которые составляют годичный труд каждого. Он говорит, что природой богатства исключительно является труд. Только технический прогресс является основой роста богатства любой страны. По его мнению, не торговля и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства. Коротко можно охарактеризовать учение Адама Смита как невмешательство. Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества – главное, считает Смит, эту деятельность ничем не стеснять (экономическая свобода): 1. Ничем не стеснять мобильность рабочей силы. Рабочий должен сам свободно выбирать, где применять свой единственный капитал – рабочую силу. 2. Полная свобода торговли – внешней и внутренней, отмена государственной регламентации цен. Свобода торговли землей, чтобы земли переходили в руки тех, кто склонен пускать ее в оборот. 3. Поощрение конкуренции, запрет на монополии. 4. Богатство общества зависит от двух причин – от производительности труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности. Чем глубже разделение труда, тем выше производительность и больше по объему национальный продукт. Отрицая влияние государства на экономику, Смит, тем не менее говорит об отрицательных последствиях разделения труда, когда каждый рабочий обязан выполнять лишь одну простейшую операцию, что приведет к вырождению основной массы народа, если об этом не позаботится правительство. 5. Деньги признаются лишь «колесом обращения», а кредит и ссудный процент нужны лишь для активного применения капитала. 6. Трудовая теория стоимости развивается и углубляется. Смит подчеркивает, что стоимость товара – это средние общественные затраты труда, а не конкретные затраты производителя. Смит дает характеристику естественной и рыночной цене товара. Естественная – это выраженная в деньгах стоимость, рыночная же складывается под воздействием спроса и предложения. Существует по меньшей мере три противоречивых взгляда на стоимость. Первый – как затраты труда, второй – как количество товара, которое можно купить на данный товар и третье – то есть только выражая товары друг в друге и стоимость как сумма затрат капиталиста, включающая его прибыль и зарплату рабочего, в некоторых отраслях еще и земельную ренту – отсюда вытекает, что каждый из факторов – труд, земля и капитал участвует в создании стоимости и каждый имеет в ней свою часть – ренту, прибыль и зарплату, тогда как стоимость создает только труд, а рента и прибыль – это вычеты из стоимости. 7. Теория зарплаты как стоимость необходимых средств существования, но уже даются реалистичные дополнения. Это не просто физический минимум средств, он зависит от места и времени, исторического и культурного уровня развития рабочего; росту зарплаты служит борьба рабочих за ее повышение. Когда в обществе экономический прогресс – спрос на труд увеличивается, а в рыночной ситуации спрос на товары повышает их цену. 8. Капитал – накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег. Случится такое может только с бережливыми людьми, близкими к аскетизму. Главная задача для капиталиста – накапливать капитал, пускать его в оборот давая работу трудолюбивым людям. Главная задача государства – не мешать капиталисту накапливать капитал, помогать ему в этом, сокращая число людей, занятых непроизводительным трудом – чиновников, армии, священников. [5; 6; 10] В целом же можно сказать, что основные выводы Адама Смита по определению природы стоимости и цены справедливы и не утратили своего значения до сих пор. Вдумчивый, внимательный и относительно беспристрастный наблюдатель, Адам Смит констатировал, что все богатства в конечном счете стоят лишь определенного количества труда и обмениваются сообразно затратам последнего. Таким образом, Адам Смит разработал теорию воспроизводства и распределения, проанализировал действия этих категорий на историческом материале и применение их в экономической политике. Можно с уверенностью сказать, что учение А. Смита имеет важное значение как для истории экономики, так и для оценки современной ситуации. Многие идеи из работы «Исследование о природе и причинах богатства народов» сегодня уже не так актуальны, как во времена Смита. Но многие вещи, вроде «невидимой руки» рынка стали классикой, изучаемой во всех экономических вузах. [5] А. Смит рассматривал человеческое общество как меновой союз, а основным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. По его мнению, стремление отдельного индивида к выгоде совпадает с интересами всего общества. Смит был сторонником свободной конкуренции, выступал против вмешательства государства в экономику. Эти положения составляют суть концепции экономического либерализма, в основу которой он, как и физиократы, положил идею естественного порядка, то есть рыночных экономических отношений Смит выделял рыночные цены, считая их случайными, зависящими от спроса и предложения в обществе. Основу цены, по его мнению, составляет определённое количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. В каждом товаре он выделял два свойства: 1) полезность, или потребительную стоимость; 2) свойство обмениваться на другую вещь. Смит подчеркивал, что труд представляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров. Стоимость товара, по Смиту, – это естественное свойство вещи, которое она имеет от природы. В результате размышлений Смит пришёл к выводу, что стоимость равна сумме трех видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты. Прибыль, по Смиту, является вычетом из продукта труда рабочего. Это результат неоплаченного труда, присвоение чужого труда капиталистом. [5; 6] В ХVIII–ХIХ веках политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вместе с тем он считал труд единственным источником потребительской стоимости, видел в человеке природную склонность к обмену и др. Несмотря на эти недостатки, А. Смит достиг в своем анализе закономерностей капитализма весьма существенных результатов: ему удалось обнаружить общий принцип экономической системы. Глава 2. Функции государства в рыночной экономике по взглядам Дж. Кейнса Центральной фигурой среди экономистов XX столетия по праву считается Джон Мейнард Кейнс, поскольку именно он создал основы современной макроэкономической теории, которая стала базой для бюджетной и кредитно-денежной политики. Кейнс был учеником именитого ученого, основателя Кембриджской школы экономической мысли А. Маршалла и со временем затмил славу своего учителя. 2.1 «Общая теория занятости, процента и денег» В 1929–1933 годы многие роль страны роль мира переживали году самый века длительный роль и тяжелый рост экономический свою кризис. А в 1936 году в Лондоне если вышла рост книга есть «Общая рост теория рост занятости, процента есть и денег», в которой Дж. Кейнс свой отразил свое в совершенно году неординарных есть в тот период мира положениях свою последствия рост этого свое кризиса. Вместе этих с выходом руки ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: