VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007030
Тема: Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра теоретических основ физического воспитания









Курсовая работа по дисциплине: Теория и методика физической культуры

«Физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня»









Научный руководитель: доцент Макаридин Д.Н. 

Выполнил: студент 3 курса 143 гр. Зубов А.Д.













Тюмень – 2016

Содержание

Введение 

1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

1.1 Активизация двигательного режима в течение учебного дня

1.2 Внедрение физической культуры в повседневный день школьников

1.3 Поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности

1.4 Укрепление здоровья

1.5 Совершенствование двигательной культуры движений

2 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Утренняя гимнастика до учебных занятий

2.2 Физкультминутки и физкультпаузы на уроках

2.3 Подвижные игры и физические упражнения на удлинённых переменах

2.4 Ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня (спортивный час)

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 

Заключение 

Список использованной литературы




Введение

Физкультурно-оздоровительные мероприятия - это физкультурно-спортивные досуги, развлечения, праздники, спартакиады и тематические занятия.

Во время физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются задачи, представленные на рисунке 1.



Рисунок 1- Задачи, решаемые в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий

К данным  мероприятиям относят несколько разновидностей занятий.

В России функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа (рисунок 2), для развития физической культуры и спорта  для подростков в свободное от учебы время.




Рисунок 2- Внешкольные учреждения

1 Систематические занятия избранным видом спорта например в ДЮСШ «Прибой» или МАУ ДО СДЮСШОР№3.

2  Занятия в физкультурно-оздоровительный центр «Юность».

3 Физкультурные мероприятия в АНО ООЦ СТ «Энергетик». Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению подвижным играм, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта литературной спартакиаде, веселым стартам и аква стартам. 

Основные формы и содержание работы представлены на рисунке 3.



Рисунок 3- Основные формы и содержание работы

4 Многочисленные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

5 Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах.

6 Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях.

Цель курсовой работы: изучить структуру и сущность физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня учащихся.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть основные задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня детей.

2. Рассмотреть особенности методики физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня учащихся.

3. Рассмотреть организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

4. Предложить методические указания, направленные на развитие двигательных качеств.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные методические указания данной курсовой работы может быть использован учителями, тренера и прочие педагоги в физкультурно – оздоровительной деятельности.











































1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

Активизация двигательного режима в течение учебного дня



В течение учебного дня учеников немало важную роль играет активизация их двигательного режима. Для правильного физического развития и улучшения двигательных качеств детям нужно удовлетворять суточную потребность в движениях за счёт внеурочных форм физической культуры. Данная потребность обычно выражается в виде количества движений в сутки. Так, для учеников начальной школы (7-9 лет) норматив - 12-16 тыс. движений/сутки. У мальчиков в подростковом возрасте (14-15 лет) - 16-20 тыс. движений/сутки. Минимум составляет 16 тыс. движений, ниже которого наблюдается явление гиподинамии. Девочки в подростковом возрасте не такие активные, нежели мальчики.

По мере перехода в старшие классы, двигательная активность снижается. Например, ученикам средних и старших классов (11-15 лет) необходимо выполнять работу около 110-150 тыс. движений в сутки. При снижении объема движений в 2-3 раза, также наблюдается гиподинамия, формируется двигательный голод. У детей с гиподинамией снижается интенсивность обмена, ухудшается двигательная подготовка, ослабевает иммунитет, падает работоспособность, возможны деформация межпозвоночных дисков, нарушение осанки и пр.

Попадая в школу, у ребенка снижается двигательная активность примерно в 2 раза. Уроки физической культуры компенсируют до 20% двигательного голода, но помимо этого требуются организованные формы двигательной активности, такие как гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, прогулки и т.д. При проведении подобных мероприятий, школьники будут компенсировать до 45% двигательного голода [14].

Включая в процесс обучения средства активизации двигательного режима, учебный день становится более разнообразным и интересные, что приводит к повышению интереса к занятиям и укреплению их здоровья.



Внедрение физической культуры в повседневный день школьников



Внедрение физической культуры для школьников является одной из наиболее важных задач в плане подготовки к дальнейшей жизнедеятельности. Занимаясь физической культурой, подростки набираются опытом и необходимыми знаниями для совершения элементарных действий связанных с применением каких-либо физических качеств.

Так, используя несложные физические упражнения, во время уроков  способствуют улучшению функционального состояния детей. После школы занятия физической культуры имеют, в первую очередь, оздоровительную направленность, что способствует постоянному улучшению иммунной системы школьников, улучшает сон, самочувствие и др. [14].

Таким образом, можно сказать, что внедрение физической культуры в день учащихся влияет на функциональное состояние органов и систем подростков, улучшает их нравственные качества. Но, всегда нужно помнить о допустимых нормах нагрузок в процессе занятий физической культуры, чтобы эти занятия не нанесли вред организму.



Поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности



Работоспособность – способность организма развить максимальную энергию и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при её качественном выполнении. Это обеспечивается нормальным состоянием физиологических систем и интегративной деятельности. Снижение работоспособности - признак развития утомления. Скорость развития утомления зависит от нескольких факторов: состояния центральной нервной системы, ритма и частоты работы, величины нагрузки. Неинтересная работа на уроке, длительное сидение за партой, монотонный голос учителя – всё это вызывает быстрое развитие утомления. Биологическое значение утомления для организма ребенка велико. Это защитная реакция на чрезмерное истощение функционального потенциала учащегося. Поэтому утомление является одной из главных причин, из-за которой следует проводить перерывы на  уроках для физкультминутки и физкультпаузы.



Укрепление здоровья



Учебная работа по физической культуре – это важнейшая часть для  укрепления здоровья, и поскольку здоровье это комплексное понятие, необходимо переходить от акцента на физическую подготовку к воспитанию привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры. Задачи по гарантированию здоровья решаются в зависимости с физическими качествами человека и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к повышению общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма [3].

На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми даёт возможность уменьшить их негативное влияние (рисунок 1.1). 



Рисунок 1.1- Факторы оказывающие влияние на формирование здоровья человека

При том, что эти цифры не точные можно сделать вывод о том, что социальные факторы имеют важное значение в детерминации здоровья. Это положение, очень важно для понимания того, что в первую очередь является решающим в укреплении здоровья ребенка и что требует первоочередного решения.

В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья (рисунок 1.2).



Рисунок 1.2- Компоненты здоровья 

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медицинская помощь [14].



Совершенствование двигательной культуры движений



Совершенствование двигательной культуры движений в течение учебного дня детей и подростков играет важную роль активизация их двигательного режима. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Ученикам необходимо прививать любовь к физической культуре начиная с первых лет обучения. Лучше всего этому способствуют различные динамические перемены, включающие в себя различные комплексы упражнений. Для повышения интереса со стороны школьников упражнения должны быть с положительной эмоциональной окраской, а так же сопровождаться музыкальным сопровождением. Еще одним не менее важным средством является игра. Игра развивает двигательные способности учащихся и является отличным отдыхом. Для достижения наибольшего эффекта игру необходимо проводить в соревновательной атмосфере.

Таким образом, включая в образовательный процесс средства активизации двигательного режима, учебный день становится разнообразным, что приводит к более эффективному занятию учащихся и укреплению их здоровья.



2 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Утренняя гимнастика до учебных занятий

Гимнастика по утрам является важным дополнением к зарядке, поэтому каждое утро школьника нужно начинать с выполнения комплексов упражнений, которые являются одним из обязательных элементов физкультурно-оздоровительных мероприятий [1].

Целью утренней гимнастики заключается в способствование организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа утренней гимнастики - это комплексы из 6-8 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые до 10 мин. Комплексы упражнений обновляются через 2-3 недели, т. е. 2-3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде - в проветренной комнате. Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры [6].

Гимнастика до занятий помогает организованно начать учебный день, так как, после проделанных упражнений, дети не расходятся, а всем классом отправляются на уроки [1].

В практике школы встречаются самые многочисленные способы организации этого режимного компонента. Такое разнообразие можно рассматривать как положительный фактор, то есть здесь учитываются конкретные возможности каждой школы. С другой стороны, отсутствие точных принципов проведения гимнастики обусловливает не всегда верный подбор упражнений, их количество и порядок выполнения [3].

Организует и проводит занятия утренней гимнастики учитель физкультуры, а в начальных классах это возлагается на учителей этих классов. В среднем и старшем школьном возрасте гимнастику проводят специально назначенные организаторы. Должностной обязанностью учителя физической культуры является инструктаж по технике безопасности учителей и отдельно учащихся, назначенных для проведения гимнастики до занятий. Занятия гимнастикой до уроков должны быть обязательными для всех учащихся класса (кроме школьников, перенесших простудное заболевание или отнесённых врачом к специальной медицинской группе), поэтому классные руководители должны вести учёт посещаемости [6].

Гимнастика до учебных занятий проводится обязательно во всех учебных заведениях независимо от имеющихся условий. Поэтому занятия необходимо стараться проводить на открытом воздухе, при неблагоприятной погоде - в хорошо проветриваемых помещениях при температуре воздуха 16-17 °C, и в исключительных случаях - в классах [3].

Каждый класс занимается отдельно, на специально отведенном для этого месте по составленному расписанию, утвержденному директором школы. Если гимнастика проводится на открытом воздухе в холодное время года, необходимо предусмотреть место, где учащиеся смогут снять и повесить верхнюю одежду [13].

В зависимости от размеров помещения, предназначенного для занятий, упражнения можно выполнять при построении детей по кругу, в 2-3 шеренги, в колонну по 2 и по 3 человека. Так как гимнастика до занятий выполняется в повседневной одежде, необходимо, чтобы девочки в строю располагались за мальчиками.

При проведении гимнастики до занятий на открытом воздухе, комплекс упражнений следует начинать с небольшой пробежки в спокойном, умеренном темпе. При проведении гимнастики в помещении школы её следует начинать с ходьбы на месте [10].

Содержание гимнастики должно отвечать требованиям, представленным на рисунке 2.1.



Рисунок 2.1- Требования содержания гимнастики

В гимнастику до занятий входят в основном комплексы физических упражнений, состоящих из упражнений динамического характера, направленные на разные группы мышц. В комплексы включаются несложные упражнения, которые не требуют сложной координации движений и не вызывают большой нагрузки на организм. Если гимнастическое занятие проводится на открытом воздухе, то так же можно включить подвижные игры. Игры, включаемые в гимнастику должны быть простыми по правилам и требовать как можно меньше инвентаря. По возможности использовать командные игры[5].

Комплексы упражнений изучаются на первых 2-3 уроках физической культуры каждой четверти. Исходя из этого, гимнастика до занятий в 1 классе вводится со второй четверти. Целесообразно иметь на весь учебный год не более девяти комплексов упражнений и менять их ежемесячно. Однако в течение месяца в том или ином комплексе можно  менять отдельные упражнения, интенсивность, музыку и пр. [10]. Первыми следует заменять упражнения, которые быстрее усваиваются занимающимися и теряют свой физиологический эффект [2].

Особое внимание надо уделить музыкальному сопровождению упражнений, которое способствует повышению тонуса эмоционального состояния учащихся, повышает общий эстетический уровень деятельности. Для музыкального сопровождения гимнастики следует подбирать спокойную ритмичную музыку. Большую помощь при проведении гимнастики может оказать радиофикация мест занятий. В этом случае гимнастику рекомендуется записывать на магнитофон и озвучивать через радиосеть школы [3].

Проведение упражнений с предметами более свойственно и интересно детям. Поэтому в гимнастике для проведения занятий следует использовать средние, малые резиновые мячи, малые пластиковые обручи, палки яркой и разноцветной окраски и др. Перечисленные предметы и манипуляции с ними доставляют детям большое удовольствие и такие движения выполняются ими охотно [3].

Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила.

- Перед выполнением первого упражнения учащиеся должны принять и в течение 5-6 секунд сохранять положение правильной осанки. Первым в комплексе должно быть упражнение организационного характера, при выполнении которого также следует уделять внимание сохранению правильной осанки. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки при выполнении следующих упражнений.

- Далее следуют 1-2 упражнения, вовлекающие в работу большие группы мышц. Они содействуют улучшению ритмичности и глубины дыхания, умеренно активизируют деятельность всех органов и систем, что очень важно для подготовки организма к выполнению наиболее интенсивных упражнений комплекса.

- Следующими в комплексе должны быть 2-3 упражнения, последовательно вовлекающие в работу основные группы мышц рук, туловища и ног.

- Затем выполняются 1-2 наиболее интенсивных упражнения для всех частей тела, заметно активизирующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

- После этого следует упражнение в ходьбе на месте, направленное на восстановление нормального ритмичного дыхания. Внимание учащихся вновь акцентируется на сохранении правильной осанки.

- В конце комплекса следует упражнение на координацию движений, требующее сосредоточения внимания и самоконтроля за правильностью выполнения движений [9].

Независимо от того, где проходит гимнастика: в помещениях школы или на открытом воздухе, учитель, проводящий первый урок, должен находиться в это время около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и при необходимости оказывать помощь, акцентировать внимание детей на соблюдении правильной осанки и делать методические. Небрежное, вялое выполнение упражнений исключает необходимое мышечное напряжение и, следовательно, снижает эффективность гимнастики. Следует помнить, что гимнастика до занятий будет эффективна лишь в том случае, если учащиеся будут понимать её смысл и относиться к ней серьёзно [3].

Комплексы упражнений и игр составляются отдельно для I, II-III, V-VI, VII-VIII, IX-X, XI-XII классов. Каждый комплекс состоит из 7-9 упражнений для рук, ног, туловища, головы, каждое из которых повторяется до 8 раз в зависимости от характера упражнений и подготовленности детей. При составлении комплексов следует в первую очередь использовать основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, предусмотренные в учебной программе по физической культуре.

Общая продолжительность гимнастики до занятий [5]:

1 - 4 классы - 5-6 минут;

5 - 6 классы - 5-7 минут;

7 - 12 классы - 6-8 минут. 

При дозировании нагрузки при занятиях на открытом воздухе следует учитывать особенности погоды. В тёплые дни нагрузка увеличивается постепенно от упражнения к упражнению, а к концу постепенно уменьшается. В холодную погоду нагрузка постепенно увеличивается от первого и до последнего упражнения в комплексе. [16]

Для повышения интереса учащихся к гимнастике можно проводить до занятий соревнования между классами. В течение недели проверяющие ставят оценки каждому классу за дисциплину, правильность выполнения упражнений и т.д., что будет в дальнейшем стимулировать активность детей. В итоге оценки суммируются, и определяется победитель [12].

2.2 Физкультминутки и физкультпаузы на уроках

Физкультурный оздоровительный школьник урок

Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мышцы пишущей руки. Появляется тенденция к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночного столба. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ограничивается подвижность грудной клетки, что в свою очередь изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода к органам, прежде всего в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению [14].

Неинтересная работа, монотонный голос учителя, длительная статическая поза вызывают быстрое развитие утомления. Переутомление у школьников возникает как результат неправильно организованной учебной и внеклассной работы. В начальной фазе утомления происходит увеличение количества отвлечений: дети отвлекаются, невнимательно слушают учителя. Подобные переключения внимания детей на другие виды деятельности во время урока являются охранительной реакцией организма. Если учащимся не предложить динамическую нагрузку - наступит процесс торможения, и в результате их активность сменится вялостью. Признаки утомления могут отступить, если дать учащимся возможность отдохнуть.

Для всего этого и рекомендуется проводить физкультминутки. Они являются активным отдыхом, который проводится на общеобразовательных уроках и на самоподготовках, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать их внимание и повысить работоспособность к восприятию учебного материала [10].

Физкультминутки проводятся систематически с учащимися 1 - 8-х классов, по мере необходимости с учащимися старшего школьного возраста. Различают укороченные и полные физкультминуты. Укороченная - состоит из 1 упражнения, применяемого во время письменных работ в 1 классах. Полная физкульминута состоит из 1 упражнения для потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища в 1 - 4 классов, или 3-4 для 5 - 8 классов [5].

Физкультминуты в I-III классах следует проводить 2 - 3 раза в день, начиная со 2 урока. В IV классе достаточно проводить физкультминутку 1 раз в день, на 3-м или 4-м уроке. В более старшем возрасте это физкультурное мероприятие проводится эпизодически по мере необходимости. Чтобы вовремя предупредить резкое снижение работоспособности детей, упражнения необходимо проводить на 15-17-й минуте занятий. Не все уроки требуют проведения физкультминуты. Так, например, уроки пения, рисования не нуждаются в проведении этого мероприятия, так как они не вызывают напряжённой умственной работы и дети могут на них двигаться [6].

Время начала проведения динамического отдыха определяет учитель. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение комплексов упражнений между 15-й и 20-й, а с учащимися V-IX классов - между 20-й и 25-й минутами. При организации этого вида активного отдыха в указанные промежутки времени отмечается благоприятная динамика умственной работоспособности в течение урока, учебного и продлённого дня. Во время контрольных работ, сочинений и т.п. физкультурную минуту можно не проводить [3]. Учитель может проводить физкультминутку как самостоятельно, так и поручить проведение заранее подготовленным ученикам класса [12].

Перед началом физкультминутки учитель предлагает детям закончить работу и приготовиться к выполнению упражнений: расстегнуть пуговицы на воротнике рубашки, платья, выпрямиться, встать за партой или около неё в зависимости от того в каком положении будут выполняться упражнения, и ждать команды начать занятие. До начала проведения физкультурных минут следует открыть форточку или окна. Убедившись, что все дети готовы, учитель включает магнитофон и подаёт команду начать выполнение 1-го упражнения, затем 2-го, 3-го и т.д. при этом преподаватель вместе с детьми делает по одному-два раза каждое упражнение, а затем следит, как они выполняются учениками. [10]

При составлении комплексов физкультминуток, необходимо прибегать к требованиям к их проведению:

- комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не даёт желаемого результата;

- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц [15].

Комплекс состоит из 3-4 упражнений для различных групп мышц, повторяемых по 4-6 раз. Упражнения подбираются с учётом характера предшествующих учебных занятий и не должны утомлять или чрезмерно возбуждать детей. Так, после письменной работы в физкультминутку включают упражнения с движениями руками и энергичным сжиманием пальцев, потряхиванием кистями, поднятыми вверх, и др.; после длительного сидения - упражнения с приседаниями, на потягивание с глубоким дыханием, с поворотами туловища. Большой эффект дают комбинированные упражнения, например из исходного положения сидя, кисти к плечам, пальцы сжаты в кулаки, встать, потянуться, поднять руки вверх, разжать пальцы, сесть, положить руки на парту. При выполнении таких упражнений в активную работу вовлекаются мышцы-разгибатели позвоночника, устраняется часто наблюдающееся у первоклассников ощущение «онемения» пальцев после письма. [2]

При составлении комплексов физкультурных минут важное значение придаётся последовательности выполнения упражнений. Рекомендуется порядок выполнения, представленный на рисунке 2.2.



Рисунок 2.2- Рекомендуемый порядок выполнения упражнений

Упражнения следует проводить одно за другим без остановок. По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удерживать его в течение 5-6 секунд. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки: подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке; увеличение или уменьшение продолжительности упражнений; выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений.

Если упражнения выполняются в проходах между партами, то движений должны быть с небольшой амплитудой, чтобы ученики не мешали друг другу. Комплексы проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха. Продолжительность выполнения комплекса - 1-2 минуты. Комплекс упражнений должен выполняться на протяжении 2-3 недель, после чего он сменяется новым. Разучивание комплексов упражнений проводится на уроках физической культуры, после уроков, или в другое свободное время под руководством учителя физкультуры или классного руководителя. Желательно, чтобы в течение каждой недели применялись два комплекса, поскольку в зависимости от характера работы будет выполняться тот или иной набор упражнений. На следующей неделе используются новые комплексы или старые, но под новую музыку, можно применить прежний комплекс, но с частичной заменой одного-двух упражнений новыми или предложить те же упражнения, но с другими исходными положениями. Это способствует повышению интереса учащихся к данному виду физкультурно-оздоровительной работы [10].

В старших классах физкультпаузы во время занятий проводятся, как правило, в учебно-производственных мастерских. Продолжительность таких занятий составляет 4-5 минут. Проводятся физкультпаузы под руководством учителя [5].

Для того чтобы дети не только понимали значение физкультминуты и физкультпаузы, но и хорошо, старательно делали упражнения, необходима разъяснительная работа. В беседе, организуемой в начале учебного года, учитель должен рассказать школьникам, почему необходимы упражнения, выполняемые на уроках. Кроме того, стоит проводить физкультминуты дома во время приготовления уроков [6].

2.3 Подвижные игры и физические упражнения на удлинённых переменах

Организация двигательной деятельности учащихся на переменах является хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности в течение учебного дня, а переключение с учебной деятельности на двигательную, ещё и способствует повышению продуктивности работы на последующем занятии. Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Однако практика показывает, что эффективность его оказывается выше, а учащиеся проводят перемены с большим интересом, если включаются подвижные игры, эстафеты, а так же физические упражнения в беге, прыжках, метаниях и т. п., проводимые по возможности в виде соревнований на быстроту, дальность, точность и т. п. Наибольшую оздоровительную ценность имеют перемены, во время которых дети пребывают на свежем воздухе, так как это способствует закаливанию организма ребёнка и укреплению его здоровья [12].

Наиболее желательными играми на перемене являются игры малой и средней интенсивности, где будут допускаться перемена состава и быстро выявляться результаты. Однако опыт и специальные исследования показывают нецелесообразность проведения подвижных игр большой интенсивности, так как восстановление функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, эмоционального тонуса детей происходит не на перемене, а на последующем уроке. При этом первые 5-7 минут бывают малоэффективными для учебной работы. Дети отвлекаются на уроке так же, как и после пассивного отдыха на перемене.

Интересы и физические возможности мальчиков и девочек 5-9 классов уже значительно различаются. Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками [3].

В тёплую и сухую погоду желательно проводить активный отдых на открытом воздухе, так как такие занятия будут удовлетворять до 10% суточных потребностей детей в движениях [7]. Можно использовать игры с мячами, кеглями, обручами. При неблагоприятных условиях погоды игры и упражнения на удлиненных переменах должны проводиться в игровых комнатах, либо коридорах. Условия помещения определяют выбор игр и их организацию, поэтому нежелательно использовать игры с предметами (мячи, обручи и др.); причина - близость окон, недостаточная площадь [10].

Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Так, для учащихся 1-2 классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры. В 3-4 классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников. При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у детей быстро снижается. Поэтому для проведения игр на перемене следует выделить место для занятий каждому классу [3].

В организации подвижной перемены принимают участие все учителя, директор школы и его заместитель, а так же медицинские работники. Материал, который предлагается учащимся должен быть связан с программой по физической культуре. Поэтому при подготовке руководствуются соответствующим материалом комплексной программы физического воспитания учащихся и документами планирования, разработанных учителем физической культуры для соответствующего класса или параллели классов [6].

Физические упражнения в план физкультурных мероприятий на большой перемене учитель включает по мере освоения их учащимися на уроках физкультуры. Игры, эстафеты и конкурсы могут по своему содержанию выходить за рамки школьной программы. Планирование содержания материала осуществляется понедельно. Содержание материала может быть дополнено включением в него широкого круга сходных с программой по направленности физических упражнений и игр. При этом следует принимать во внимание состав группы учащихся, возраст, подготовленность, заинтересованность в выполнении тех или иных заданий, время года. Следует соблюдать правильные нормы нарастания и снижения нагрузки во время подвижной перемены. Помимо основного плана обязательно составляют ещё 1-2 запасных варианта на случай ненастной погоды. Они должны включать материал, соответствующий по своему характеру условиям проведения подвижной перемены в помещении (спортивный зал, коридор, классная комната) [5].

Для игр и физических упражнений должны отводиться 30-минутные перемены. Первые 5-10 минут - это личное время ребёнка (уборка и подготовка рабочего места к следующему занятию, туалет) следующие 10-15 минут дети играют. За 5 минут до окончания перемены подаётся команда к окончанию занятий, и школьники спокойно покидают игровые площадки.

Первая игра должна быть средней интенсивности, а вторая - малой интенсивности, с тем, чтобы дети смогли получить физическую и эмоциональную нагрузку и успели успокоиться к началу следующего урока.

Так как учащихся не принуждают к обязательному выполнению игр и упражнений, то они сами выбирают последние. Только в этом случае подвижная перемена оправдает свое значение [16]. Общение учителей с детьми на перемене должно быть спокойным, весёлым, без нотаций, приказов, команд.

Учитель должен быть знаком с играми, уметь их организовать, руководить ими, объективно подводить итоги. Детей всегда интересует, кто выиграл, кто играл лучше, чья команда дружнее, кто помогал товарищам в игре, кто меньше допускал нарушений в правилах. Дети играют охотно, эмоционально реагируют на всё, что связано с игрой, особенно если за ними заинтересованно наблюдает старший, вносит поправки, устраняет конфликты, подбадривает играющих. Успешно и интересно проходят игры, если их организовывают старшие школьники. Классный руководитель и воспитатель при этом должны осуществлять общий контроль за проведением важного для здоровья детей физкультурно-оздоровительного мероприятия [10].

При проведении динамических перемен возможны следующие ошибки (рисунок 2.3) [7].



Рисунок 2.3- Ошибки при проведении динамических перемен

Важное условие организации и проведения подвижных игр и физических упражнений - наличие хорошо подготовленных заранее мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Каждый класс должен иметь свой инвентарь (набивные мячи, мячи для спортивных игр, цветные флажки, цветные ленты, длинные и короткие скакалки, гимнастические палки, эстафетные палочки). В зимнее время используется следующий инвентарь: лыжи, лыжные палки, коньки, санки, клюшки и т. п. на пришкольных площадках целесообразно сделать разметки для проведения игр и эстафет. Это способствует более организов.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%