- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эпоха перестройки.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015905 |
Тема: | Эпоха перестройки. |
Содержание
Влияние распада ссср на российский кинематограф на примере министерства культуры. Содержание Введение 1. Эпоха перестройки 1.1. Симптомы кризиса советского кинематографа 1.2. Влияние Горбачевской эпохи на кинематограф 1.3. Попытки выйти из кризиса 2. Госкино СССР ( 1990-1991г.) 2.1. Кинофонд 2.2. Кино и люди 2.3. Постсоветский синдром 3. Российская культура как основа стабильности и развития 3.1. Культурная политика в сфере кино 3.2. Кинематограф как инструмент политической коммуникации Заключение Список литературы Введение Развитие киноиндустрии имеет свои исторические переломные моменты. На протяжении семидесяти лет все средства массовой информации, в том числе и кино, находились под непосредственным контролем коммунистической партии ЦК КПСС. С 11985 года происходят коренные изменения в структуре СМИ. Кино как и другие виды СМИ, переходят на новый этап своего развития. Но непосредственное влияние на киноиндустрию оказала перестройка и распад советского союза. Дипломная работа в целом посвящена исследованию развития кинематографа в период перестройки, влиянию политики государства на него, созданию независимых киноорганизаций и смены механизмов управления министерства культуры. Актуальность настоящей работы обусловлена важной ролью кинопроизводства периода перестройки в формировании и развитии современного кино. Цель исследования: Проанализировать исторические события в годы перестройки и понять, какое влияние они оказали на современный кинематограф. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Выявить общие закономерности и особенности развития кино в годы перестройки. - Определить, какую роль Глава 1. Эпоха перестройки. В Российскую историю эпоха перестройки вошла как этап коренных преобразований и кардинальных реформ, которые затронули все структуры государства. За это время была разрушена коммунистическая идеология и сформировано новое мировоззрение у советских людей. Реформирование, которое производил М. С. Горбачев повлияло на все сферы общества, в том числе и на культурную. Перестройка поначалу вселяла надежду на светлое будущее, которое избавит страну от реальных минусов советского строя. Общество верило, что перемены продекламированные М. С. Горбачевым пойдут всем только на пользу и смогут разблокировать путь к ускоренному развитию страны. Прошел ряд событий, который только способствовал укреплению ожиданий о светлом будущем. Иллюзии особенно усилились у кинематографистов, поскольку в мае 1986г. власть внезапно позволила провести очередной съезд Союза кинематографистов СССР не по прежнему регламенту. Официально позволялась и поощрялась жесткая критика прошлого руководства Союза кинематографистов и Госкино с последующим изгнанием непопулярных киноначальников. Даже указания партии по разработке преобразований киноотрасли были даны взбудораженной кинообщественности, а не вышестоящему руководству. Благодаря таким решениям кинематографисты были одними из первых, кто верил в перестройку. На начальном этапе еще не произошел раскол общества и его разложение. В процессе киноперестройки участвовали минимум две основные силы – союз кинематографистов СССР и Госкино СССР. К ним можно добавить и третью основную силу – идеологические структуры и руководство ЦК КПСС, которая наблюдала то за враждой, то за примирением СК и Госкино. В случае необходимости корректировала ход скандального процесса. Две основные силы веси себя крайне непредсказуемо, то выливалось все в фазы взаимного согласия, то оборачивалось отчаянным противоборством. В этом перестроечном процессе СК и Госкино не раз менялись своими ролями. Союз кинематографистов выступал в качестве застрельщика коренного преобразования кинематографа, но в конце 80-ых он был разочарован результатами своей активности и ослаб. В это время эстафету перехватила обновленная команда Госкино. 1.1 Симптомы кризиса советского кинематографа На мой взгляд первые симптомы кризиса появились в начале 85 года. Министерство финансов СССР отметило, что за год показов в кинотеатрах собрали менее одного миллиона зрителей 16 фильмов 1981 года выпуска, 14 фильмов 1982 года выпуска, 24 фильма 1983 года выпуска.10 января 1986 года, когда вышло постановление Госкино СССР «О недостатках в работе киностудий и организации киносети и кинопроката». Документ вышел в следствии многочисленных контрольных проверок киноотрасли Министерством финансов СССР. В ходе которых были выявлены недостатки в формировании сценарных портфелей киностудий, нарушения плановых сроков производства и перерасходы сметных ассигнований создание фильмов, падение уровня кинопосещаемости и снижение в последние годы валового сбора средств от киносеансов в связи с недостаточно высоким качеством фильмов. Многие фильмы, особенно созданные киностудиями советских республик не пользовались никаким успехом у зрителя и не окупали затраты на производство, тиражирование и прокат. За эти годы 77 фильмов от всего количества выпущенных на экраны не окупили затраты на производство. Однако еще никто не хотел признавать наличие глубокого системного кризиса. На мой взгляд первой причиной кризиса советского кинематографа стал скандальный пятый съезд СК и уход председателя Филиппа Тимофеевича Ермаша и об этом поподробнее. В 1986 году был проведен скандальный пятый съезд союза кинематографистов, на котором Госкино было подвергнуто грубой критике со стороны кинообщественности в присутствии вышестоящего руководства страны, что породило сильную конфликтную ситуацию в отношении руководства Госкино и нового руководства союза. Ситуация постепенно усугублялась, так как даже после съезда продолжались атаки критикой на Госкино. В данной ситуации руководство Госкино не решалось отвечать в такой же резкой форме на продолжающиеся нападки. На исходе 1986 года лучшим способом снизить напряжение у кинообщественности – снять Филиппа Тимофеевича Ермаша и назначить на его место нового начальника. Впрочем уход Ф.Т. Ермаша мог произойти и раньше. В первых числах января 1986 года в киносреде стали разноситься слухи о скором уходе Ф.Т. Ермаша. Уход с должности бывает двух типов: либо тебя заставили уйти, либо ты решил уйти по собственному желанию. Второй тип встречается крайне редко, но в случае с Ф.Т. Ермашом скорее всего был именно он. Отставка была принята, но не сразу, а полгода спустя в конце декабря 1986 года. С Ермашом поступили так же безкомпромиссно, как и со всеми его предшественниками, которые были руководителями советской киномузы. Вспомним, что опозоренным покинул председательское место К.М. Шведчиков, который восстановил из постреволюционных руин советскую кинематографию. Так же выпроваживали С.С. Дукальского и И.Г. Большакова, сумешших сберечь кино в военные годы и еще более сложное послевоенное время. Спровадили в свое время лидера СК И.А. Пырьева, который создал площадку для послесталинского кино. Данная традиция не прошла мимо Ермаша. В правительстве никто и не сдвинулся с места, чтобы отправить Ермаша хоть с какими-нибудь льготами на пенсию. Ермаш за время своего начальствования разглядел, что кинообщество по большей части состоит не лучшей человеческой пробы. Он покинул Госкино в конце декабря 1986 года. На место Ф.Т. Ермаша встал Александр Иванович Камшалов. В его распоряжении уже не было того могущественного инструмента – идеологического заказа, которым можно было мерить людей. А. К. Камшалов проявил способность на известную толерантность и разумные компромиссы в надежде найти общий язык с революционерами из Киносоюза. Госкино является не только государственным цензором, но и мощной продюсерской структурой, но оно постепенно начало сдавать свои позиции, теряя одну за другой. По объективным причинам А.К. полностью не владел ситуацией, он больше был заложником ситуации. А.К. Камшалов был назначен на должность с согласия руководства Союза Кинематографистов. Таким образом был сделан акцент на том, что нужно прекращать вражду и начинать переходить к сотрудничеству, но сотрудничество не могло получиться. А не могло оно получиться потому, что цели Союза Кинематографистов и Госкино были диаметрально противоположными. Задача СК заключалась в том, чтобы покончить с всевластием Госкино, отобрать некоторые важные полномочия и встать на одно место и ним. Согласно планам инициаторов перестройки, Госкино обязано было разделить значительную часть своих полномочий с киностудиями. Следуя этим планам киностудии должны были обрести полную самостоятельность в определении своей репертуарной, организационной и экономической политики. Так появилась на свет концепция общественно-государственного кинематографа, согласно которой СК наравне с Госкино отводилась равноценная роль в решении всех вопросах развития отрасли кино, но Госкино не оценило эту идею. 15 октября 1988 года выходит постановление совета министров СССР №1206 «О генеральной схеме управления кинематографией». Согласно этому постановлению на Госкино было возложено проведение единой идеологической и экономической политики, прогнозирование и координация развития отрасли, производство кино и видеофильмов на условиях госзаказа, осуществление тиражной и репертуарной политики. Руководство производством кино передавалось в ведение республиканских министерств культуры и комитетов по кинематографии. Вводится новый хозяйственный механизм управления. Ведущие киностудии преобразовываются в киноконцерны. Были созданы творческо-производственные объединения Госкино СССР, которые начинали работу по производству кино. В соответствии с приказом Госкино СССР №183 от 22 декабря 1988 года было произведено сокращение штатов Госкино СССР и переход к построению центрального аппарата. Была ликвидирована сценарно-редакционная коллегия Госкино по художественному кино, которую всегда очень сильно недолюбливали советские сценаристы. Были ликвидированы так же Главное управление кинофикацией и кинопроката, Главное управление кинопроизводства, Главное управление по производству документальных, научно-популистических и учебных фильмов. Взамен было создано Главное управление по формированию и координации программ и на него были возложены функции по прогнозированию кинопроизводства. Главное управление кинопроката теперь занималось организацией кинообмена между регионами. Руководство Госкино пыталось перенастроить устаревшие управленческие механизмы для более эффективной работы и чтобы приблизиться к реалиям меняющийся жизни, но это было почти невозможно. Перемены в стране уже набрали такой ускоренный ход, что перестроениях в структурах ведомства не успевали соответствовать новым реалиям и приходилось опять успевать, и устраивать новые перестроения. 1988 год преподнес слишком много запланированных и непредвиденных перемен, от чего он и стал переломным моментов перестройке. В начале августа 1988 года вышло постановление Совета Министров РФ № 9801 об упразднении Госкино в РФ. Все структуры Госкино РФ были разобраны аналогичными подразделениями Министерства культуры РФСФР. Так же были разобраны и переданы местным Комитетам по культуре все структуры региональных управлений кинофикации. Только кинопрокат и кинопроизводство сохранили свое прежнее устройство при переходе в ведение Министерства культуры. Однако они уже не подчинялись Госкино СССР по многим своим функциям. Аналогичная ситуация была и с кинокомитетами других союзных республик. Представители республиканских кинематографий сопротивлялись новому слиянию с этими ведомствами, но все их действия были проигнорированы. Децентрализация управления была одним из главных рычагов горбачевской перестройки. Противостоять власти на этом этапе было невозможно, хотя именно кинематографисты пытались отстоять свои права и оказать сопротивление. В результате децентрализации владения Госкино СССР уменьшилось. В единой киноотрасли появились так называемые свободные зоны, на которых контроль Госкино СССР не распространялся. В мае того же года вышел закон о кооперации в СССР и его выходом одними из первых воспользовались кинематографисты. Стремительно стали появляться негосударственные киностудии и фирмы на провах кооперативной и частной собственности. Они резко стали производить и распространять кинофильмы. Негосударственные организации получили название «независимые». В 1991 году этих киноорганизаций было порядка 200. Но ни одна из них не имела своей технически-материально базы и поэтому они пользовались услугами аренды у государственных студий. С появлением «независимых студий» советское кинопроизводство стало стремительно расти. Такой стремительный рост кооператива стал неуправляемым не только в сфере кинопроизводства, но и в других сферах народного хозяйства. Это начало тревожить государство и уже совсем скоро вышло постановление Совета Министров СССР «О регулировании отдельных видов кооперативной деятельности» и постановление имело черный список. В сфере, которая находилась в черном списке, было запрещено создавать кооперативное общество. В черный список попало и кино. Союзу кинематографистов во главе с А. Смирновым это не понравилось и начались протесты. А. Смирнов видел в кооперативном кинопроизводстве первое становление рыночного кино. Протесты проходили с такой необузданной силой, что правительство решило убрать из черного списка кино. В последующем рост кооперативных кинопродукции стал резко понижать культурный уровень советского народа. Существенно повлиляли и реформы в сфере кинопроката. В 1988 году в 156 регионах – в это время в пятнадцати республиках страны возникли специализированные кинофирмы – «киновидеообъединения» (КВО), в состав которых были включены местные конторы кинопроката, а также сеть кинотеатров и киноустановок, находящихся на данной территории. Областные и республиканские КВО получили право хозяйственной самостоятельности и уже не зависели от распоряжений не только Москвы, но, частично, и от своих республиканских министерств культуры. Они сами приобретали фильмы на кинорынках или непосредственно на киностудиях, определяли их тираж, способ проката. В декабре 1988 года в Москве был проведен первый после двадцатых годов советский кинорынок, на котором специально созданная государственная фирма – «Союзкинорынок» предложила теперь уже самостоятельным покупателям – областным и республиканским кинообъединениям – покупать по собственному выбору принадлежащие государству фильмы отечественного производства, а также фильмы, закупленные за рубежом государственным внешнеторговым предприятием «Совэкспортфильм». Впоследствии «Союзкинорынок» не ограничивался продажей картин, созданных на средства из государственного бюджета, а стал выступать в качестве посредника между различными государственными и негосударственными студиями – производителями картин, различными оптовыми покупателями, с одной стороны, региональными КВО, независимыми прокатными фирмами, досуговыми центрами, профсоюзами, общественными, образовательными и другими организациями – с другой. В результате этих и многих других нововведений, которые произошли в 1988 году, можно констатировать самые существенные за шестьдесят лет качественные, структурные, процессуальные сдвиги. Они буквально преобразовали все компоненты экономического, социального, художественного существования кино. Весной1989 года в Госкино СССР был подготовлен программный документ «О ситуации в кинематографии и совершенствовании организации кинодела». Документ был представлен на шестом съезде союза кинематографистов и отражал реальное состояние кинематографии в период с 1986 по 1989 годы. Представленные тезисы представляли собой подведение итогов первых трех лет киноперестройки. Итоги были неутешительными. Изначально поставленные цели не совпадали с результатами. Был констатирован факт падения общего идейно-художественного уровня советского кино и нарастание негативных тенденций в организации работы. Основной упор в документе делался на прогноз новых угроз и опасностей. В результате появляется серьезная угроза исчезновения кино, как самобытного вида художественного творчества. В этом же документе Госкино выдвигало свои предложения по налаживанию ситуации. Была необходима комплексная программа политических, экономических, организованных решений на высшем государственном уровне. Начиналась вторая иная фаза перестройки. В предлагаемой программе Госкино параллельно рассматривались общие стратегии развития киноотросли в целом и новые организационные формы самого Госкино. Функции Госкино СССР сильно трансформировались и были перенаправлены на решение задач, которые не требовали непосредственного вмешательсва в текущую творческо-производственную и хозяйственную деятельность предприятий и организаций кино. В 1989 году благодаря этому на сессии Верховного Совета СССР руководство Комитета выдвинуло предложение о переходе к новой структуре управление кинематографией путем создания всесоюзного акционерного общества, ассоциации, концерна или аналогичного образования. В результате перехода на рыночную экономику это предложение стало еще более актуальным. Одним из вариантов реализации этого предложениябыло создание Ассоциации кинематографических предприятий и организаций СССР, объединяющих на начальном этапе всех участников кинопроцесса в целях наиболее рационального и сбалансированного использования творческого, производственного и научно-технического потенциала советской кинематографии. Ранее в постановлении правительства №1003 в рамках новой фазы реформирования отрасли выдвинута так же идея создания при Государственном комитете СССР по кинематографии Фонда развития кинематографии. Предполагалось, что данный фонд будет формироваться за счет доходов от реализации, как отечественного, так и зарубежного кино. Средства, накопленные Фондом развития кинематографии, должны были направиться на приобретение в идейном и художественном отношении кинопроизведений отечественного и зарубежного киноискусства, на развитие материально-технической базы кинематографа. В целом вполне разумная и оправданная идея создания Фонда развития кинематографа вызвала большие подозрения у нового руководства Союза кинематографистов. Председателю Совета Министров Н.И. Рыжкову пришла телеграмма: «Правительственная. Председателю Совета Министров СССР товарищу Рыжкову Николаю Ивановичу. Уважаемый Николай Иванович! Госкино СССР, в нарушение решений V и VI съездов СК СССР, без согласования с Союзом кинематографистов СССР приступил к серьезным структурным изменениям Комитета по кинематографии, предполагая разделить его на три организации – акционерное общество «Союзкино», Фонд развития советской кинематографии и «Госкиноцентр». Это повлечет за собой в условиях перехода к рынку полное разрушение установившихся творческих и экономических связей и договорных отношений. От имени кинематографической общественности просим вас не рассматривать никаких предложений Госкино СССР, касающихся его структурных изменений, без согласования с Союзом кинематографистов СССР. Председатель СК СССР, член Верховного Совета СССР Давлат Худоназаров 6 ноября 1990г. Москва, ул. Васильевская, 13. Правление СК СССР». Через некоторое время поступило уже более мотивационное заявление Союза кинематографистов СССР в связи с сзоданием акционерного общества развития кинематографии: «26 ноября 1990г. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №1003 на Госкино СССР возложена задача провести совместно с Союзом кинематографистов СССР глубокую реформу в сфере кинематографии. Однако в последние месяцы Госкино СССР был предпринят ряд шагов, который фактически блокирует реформы и сводит на нет все позитивные усилия общественности, предпринимавшиеся в последние годы. В одностороннем порядке Госкино СССР создало Фонд развития кинематографии и приступило к созданию Акционерного общества развития кинематографии. Речь идет о подмене действительной реформы созданием фиктивных коммерческих структур. Строится новый фасад старой системы управления кино. Эти шаги предпринимаются фактически без маскировки. Задачи нового «акционерного общества» аналогичны задачам Госкино СССР, как они сформулированы в представленном несколько ранее «новом» Положении о Госкино. Структуры и подразделения Госкино стали участниками «акционерного общества». Не вызывает сомнений, кто в таких условиях будет представлять Правление «акционерного общества». И, наконец, собственность Госкино СССР таким образом усиленно «преобразуется» в собственность «акционерного общества». Результатом создания Акционерного общества развития кинематографии является: – государственный монополизм и административные методы управления кинематографией примут скрытый характер и поэтому борьба с ними будет затруднена; – идея реформы кинематографии будет надолго дискредитирована, и переход к действенным рыночным отношениям отложен на неопределенный срок; – нынешние руководители Госкино СССР получат возможность действовать от имени «негосударственных» псевдокоммерческих структур и не считаться с мнением общественности; они расширяют свои права, одновременно снимая с себя ответственность за состояние дел в отрасли. В связи с этим Союз кинематографистов должен заявить: 1. Поскольку решение Госкино СССР является нарушением требований Постановления Совета Министров СССР №1003 и означает фактический возврат Госкино к политике конфронтации с кинематографической общественностью, Союз кинематографистов употребит все свое влияние для того, чтобы не допустить создания Акционерного общества развития кинематографии на тех принципах, которые предлагаются Госкино СССР, в т.ч. использует в этих целях своих представителей в Верховном Совете СССР, обратится за помощью к средствам массовой информации. 2. Поскольку руководство Госкино СССР постоянно демонстрирует нежелание выполнять свои заявления и обязательства, в т.ч. и заверения, данные VI съезду кинематографистов СССР, Союз кинематографистов СССР обращается в Совет Министров СССР и Комиссию по культуре Верховного Совета СССР с требованием досрочной отставки председателя Госкино СССР»10. Трудно вообразить до какой точки кипения дошел бы этот очередной нешуточный конфликт между вечными врагами-союзниками, если бы в начале 1991г. над проклинаемым Союзом Госкино вдруг уж в который раз не нависла вполне реальная угроза подчинения его Министерству культуры СССР. СК пришлось быстренько закопать в землю топор разгоревшейся войны и броситься на защиту Малого Гнездниковского. 20 марта 1991 г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал закон «О Кабинете Министров СССР» , вносивший в систему государственного управления серьезные изменения. Следом (1.04.1991г.) был утвержден еще один закон – «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР». В этом перечне утвержденных законом ведомств орган государственного управления киноотраслью отсутствовал. Эта новость вызвала в киносообществе страшную тревогу. Лишь 12 апреля пришла, наконец, успокоительная весть: Верховный Совет СССР утвердил постановление «О введении в действие закона «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР». В этом постановлении уже значилась спасительная для советской кинематографии оговорка: «Рекомендовать Кабинету Министров СССР» образовать <…> Комитет по кинематографии» Если вспомнить постановление Кабинета Министров СССР от 13.04.1991 года №76 «О порядке реализации Закона СССР «О кабинете Министров СССР» и перечня министерств и других центральных органов государственного управления СССР» Государственный комитет СССР по кинематографии был упразднен и на его базе создали Комитет кинематографии СССР при Кабинете Министров СССР. Таким образом удалось сохранить статус самостоятельной отрасли и ее руководящего органа. Но это уже особо не имело значения, так как в скором времени произошел развал СССР. На протяжении этого очень сложного года Госкино не теряло надежды, что страна еще сможет выйти из кризиса и всеми силами пыталось спасти отрасль. Постоянно отправлялись основательные просьбы, которые были направлены на исправление катастрофической ситуации, которая происходила в советском кинематографе. Просьбы были отправлены в правительство, верховных совет СССР и аппарат президента. Однако ход истории не дал шанса реализовать все замыслы и исправить ошибки. По Указу Президенту РСФСР от 20.08.1991 года № 66 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» и постановлению СМ РСФСР от 01.10.1991г. № 513 «О мерах по формированию системы кинематографии Российской Федерации» вся материально-техническая и финансово-экономическая база Комитета кинематографии СССР и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории РСФСР, с 01 октября 1991г. была передана Государственному фонду развития кинематографии при СМ РСФСР. Комитет кинематографии СССР был ликвидирован в соответствии с постановлением Государственного Совета СССР от 14.11.1991г. №ГС-13 и Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 23.11.1991г. № 53 «К вопросу об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР». Приказом №195-к от 27.11.1991г. была создана ликвидационная комиссия. К 31 января 1992г. (приказ №5-к от 20.01.1992г.) сотрудники центрального аппарата Комитета кинематографии СССР при Кабинете Министров СССР были освобождены от занимаемых должностей. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: