VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологические проблемы района и пути их решения как платформа для совершенствования эколого-краеведческого образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005468
Тема: Экологические проблемы района и пути их решения как платформа для совершенствования эколого-краеведческого образования
Содержание
Содержание



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

	ГЛАВА 1.  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ…7

		Экологическое образование в интересах устойчивого развития общества...................................................................................................................7

		Государственное обеспечение экологического образования в России.....................................................................................................................14

		Практика развития экологического образования в Московской области....................................................................................................................27

		ГЛАВА 2. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСОЙ ОБЛАСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………..33

		2.1. Географическое положение и административно-территориальная организация Истринского района………………………………………………33

		2.2.   Социально-экономическая ситуация в районе…………………………..36

		2.3.   Природные ресурсы Истринского района………………………………..38

		2.4.  Экологические проблемы района и пути их решения как платформа для совершенствования эколого-краеведческого образования…………………...41

	ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОПЫТУ МОУ ЛУЧИНСКАЯ СОШ ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МО…………………………………………50

	3.1. Специфика экологического образования учащихся в условиях сельской школы…………………………………………………………………………….50

	3.2.  Эколого-краеведческое направление в образовательном процессе по опыту МОУ Лучинская СОШ…………………………………………………..53

	3.3. Предложения по совершенствованию экологического образования на примере МОУ Лучинская СОШ………………………………………………...56

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………65

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….68



ВВЕДЕНИЕ



Бурное промышленное развитие в XX веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. При этом решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов – экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей – или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели – повышения экологической безопасности – необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса. Необходимо: научится экономить природные ресурсы, заблаговременно рассчитывать все возможные последствия своей деятельности, принимая во внимание не только очевидные, но и самые невероятные; сменить гигантоманию на парадигму тотальной миниатюризации – поиска технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты; привыкнуть платить за то, что тебе лично уже совсем не нужно. Например, за утилизацию отходов; в полной мере ощущать личную ответственность за любые нарушения правил рационального природопользования. Экологическое образование позволяет людям понять, что мир, в котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия. Экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких. Можно с уверенностью сказать, что средняя продолжительность жизни россиян была бы в тех же условиях на 10-15 лет больше, а главное, здоровее, если бы население обладало более высокой социальной культурой, в которой экологические базовые знания занимают важное место.

Рассматривая экологическое образование как составляющий элемент современного образования и просвещения, необходимо охватить им все возрастные категории и слои учащихся, распространив «экологическую грамотность». Сегодня крайне актуально дать соответствующие знания о взаимодействии природы и общества, воспитывать в учащихся ответственность за свои акции в биосфере и, наконец, привить знания, умения и навыки для возможного практического решения экологических проблем в ситуациях различного рода сложности.

Актуальность рассматриваемой тематики заключается в следующем: на сегодняшний день экологическая образовательная деятельность зачастую выстроена таким образом, что не способна сформировать комплексную целостность представлений в области охраны окружающей среды, поскольку экологическое образование – не какой-то частный, узкоограниченный предмет, а развивающийся процесс, в котором учащиеся должны стимулироваться к изучению, оценке и участию в управлении окружающей средой, к ликвидации ее негативных явлений и нахождения способов ее улучшения. И в этом отношении мы в каком-то смысле стоим лишь на пороге подлинного развития экологического образования и воспитания в стране.

Цель данного исследования -  предложить пути совершенствования экологического образования по опыту МОУ Лучинская СОШ Истринского муниципального района. Для достижения поставленной цели нами обозначен ряд задач:

Рассмотреть экологическое образование в интересах устойчивого развития государства;

Оценить степень государственного обеспечения экологического образования в РФ;

Оценить природный потенциал и экологические проблемы Истринского муниципального района как платформу для совершенствования экологического-краеведческого образования;

Изучить эколого-краеведческое направление в образовательном процессе МОУ Лучинсксая СОШ Истринского муниципального района;

Разработать предложения по совершенствованию экологического образования  в условиях сельской школы по опыту МОУ Лучинская СОШ.

	Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является процесс непрерывного экологического образования по опыту МОУ Лучинская СОШ Истринского муниципального района МО.

	Предметом исследования – совершенствование непрерывного  экологического образования.

	Научная новизна заключается в разработке предложений по совершенствованию непрерывного экологического образования с целью устойчивого развития общества.

	Сегодняшние школьники слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в природо-охранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных. В связи с этим практическая значимость заключается в разработке форм и методов обучения, которые обеспечат целостный междисциплинарный подход к вопросу экологического образования, его непрерывность. 

Материалом для исследования послужили следующие данные: международные документы в сфере экологии и экологического образования; нормативно-правовые документы охране по окружающей среды, развитию экологического образования; концепции устойчивого развития; стратегия социально-экономического развития Московской области; государственные образовательные стандарты;  литературные материалы.

В основу методики исследования положены следующие методы: 

сравнительно-аналитический;

историко-географический;

синергический;

картографический.

Теоретическую основу исследования составили работы авторов: Кавтарадзе Д. Н., Брудный А. А., Захлебный А.Н.,  Дзятковская Е.Н., Мамедов Н.М., Андреевская Е.Г., Андреевский А.Н., Горшков В.Г., Бабанин И.В.

Структура магистерской диссертации представляет собой 75 страниц,  2 рисунка. 











































ГЛАВА 1.  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ: 

ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ



Экологическое образование в интересах устойчивого развития общества



Смысл перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и сохранении биосферы. Для этого необходимо кардинальным образом трансформировать все сферы деятельности человека в направлении уменьшения давления на биосферу. Устойчивое развитие должно характеризоваться экономической эффективностью, биосферосовместимостью и социальной справедливостью при общем снижении антропогенного пресса на биосферу. Другими словами, устойчивое развитие — не только экологобезопасное развитие. Это также стабильность в социальной и политической сферах жизни общества, которая должна основываться на соблюдении прав человека, принципов демократии, правового государства, норм международного права. В таком случае концепция устойчивого развития объединяет в единую систему экологические, экономические и социально-политические связи и отношения. Более того, она диктует необходимость взаимосвязи разума с нравственностью. Достижения разума, оторванные от нравственных начал, исторически зачастую приобретали разрушительный, антигуманный характер. Для ограничения спонтанного развития общества становятся востребованными духовные ценности и нормы высокой морали. По мере осмысления проблем и перспектив перехода современного общества к устойчивому развитию стало очевидным, что такой переход возможен при гармоничных общественных отношениях, нравственном совершенствовании людей, изменении человеческих качеств на основе гуманистических ценностей и идеалов. Таким образом, произошла трансформация концепции устойчивого развития, она, по существу, превратилась в теорию исторического процесса, отображающую социальную и природную (социоприродную) действительность в единстве и в развитии [65]. С экологической точки зрения, для обеспечения устойчивого развития необходимо сохранение в естественном виде значительных территорий на поверхности нашей планеты, среда или экосистемы которых выполняют стабилизирующую функцию в поддержании жизненно важных параметров биосферы. К таким территориям, например, относятся сибирская тайга, амазонская сельва, горные и субтропические леса. Разрушительное воздействие человека на биосферу может быть уменьшено до безопасного для нее уровня путем сохранения меры биосферных процессов. Этот вывод подтверждается теорией биотической регуляции окружающей среды, обоснованной В.Г. Горшковым [47]. Теория биотической регуляции показывает необходимость кардинального изменения направления и содержания социально- экономического развития и акцентирует внимание на глобальном характере экологических противоречий, несмотря на их локальное происхождение. В целом приоритетными задачами перехода к устойчивому развитию на ближайшие годы признаны:

реформирование системы образования на основе парадигм устойчивого развития;

развитие «зеленой» экономики, высоких технологий и альтернативных источников энергии;

поддержание на глобальном и региональном уровнях социальной гармонии, преодоление тенденций дифференциации общества;

содействие толерантности, взаимопониманию в различных регионах мира, предотвращение межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

Эти требования носят преимущественно характер целей, которые должны лежать в основе региональных и глобальных действий в области социально-политического, экономического и научно-технического развития. Реализация стратегии устойчивого развития предполагает изменение способа мышления людей, усиление его прогностических качеств. Высокая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека будущего, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но и по незнанию. «Конструирование» устойчивого будущего (экологической цивилизации) в не меньшей мере зависит от доминирующих в обществе мировоззренческих установок, человеческих качеств жителей нашей планеты, от системы ценностей культуры.

В соответствии с концепцией устойчивого развития ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую культуру — культуру устойчивого развития. Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и основную ось культуры устойчивого развития. Культура, в арсенале которой находятся огромные богатства, накопленные человечеством в виде знаний материальных и духовных ценностей, а также социальный опыт предшествующих и настоящих поколений, позволяет выявить наиболее приемлемые пути к решению проблем перехода общества к устойчивому развитию.

Еще на Саммите ООН по устойчивому развитию, проходившем в Йоханнесбурге в 2002 году, было уделено пристальное внимание проблемам реформирования образования в интересах устойчивого развития. Генеральной Ассамблеей ООН была объявлена «Декада образования для устойчивого развития» (2005–2014 гг.) [7]. В документах Саммита подчеркивалось, что образование является ключевым фактором глобальных перемен и речь в данном случае должна идти об интеграции вопросов устойчивого развития в структуру образования на всех уровнях. Сейчас подведены определенные итоги Декады «Образование для устойчивого развития». В них отражена интенсификация процессов глобализации, неоднозначность социально-политических и экономических трансформаций в мире, зачастившие масштабные естественно-природные и техногенные катастрофы, наметившиеся изменения климата и другие факторы. В содержании современного образования центральными становятся такие понятия как ценность жизни, состояние биосферы, качество жизни, социальная гармония, экологические потребности, оценка технологических нововведений и др. Однако, несмотря на осознание важности реформирования систем образования в интересах устойчивого развития, этот процесс оказался недостаточно эффективным. Отчасти это связано с тем, что педагогические традиции основаны на усвоении известных знаний, воспроизводстве реальных связей и отношений, нашедших отражение в общественном сознании. Будущее же всегда в той или иной степени неопределенно. И его размытые контуры, расплывчатое содержание педагогам трудно представить в качестве основы образования. Данное обстоятельство определяет, по существу, постановку принципиально новых педагогических проблем, от адекватного решения которых во многом зависит переход человечества к устойчивому развитию. Вместе с тем, следует учесть, что образование для устойчивого развития многогранно, оно нацелено на отражение социально-экономических, правовых, технологических и целого ряда других вопросов. При этом экологическое образование приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Главным основанием экологического образования выступает признанное мировым сообществом право человека на благоприятную среду жизни.

Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главную цель развития цивилизации. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Особое значение должно придаваться экологическому образованию в России. Сильная зависимость России, ее истории, культуры от естественных факторов, сурового климата, бескрайнего пространства, характера народонаселения в должной мере не осознается. Хотя еще Н.А. Бердяев писал, что «в судьбе России огромное значение имеют факторы географические, …ее необъятные пространства» [44]. Как ни странно, почти все социально-экономические реформы, предпринятые в истории России, не учитывали и не учитывают ее природные, экологические и культурные особенности. Не здесь ли следует искать причины их фатальных неудач? Нужно понять, что Россия не только самая большая и богатая горючими ресурсами страна, но и самая холодная страна в мире, где вечная мерзлота охватывает более половины территории, где доминирует преимущественно экстремальная экологическая среда, где рождаемость носит неустойчивый характер. Этого факта достаточно, чтобы, не оглядываясь на предметную структуру образования, принятую в других странах, незамедлительно вводить непрерывное экологическое образование в России.

Очень часто противопоставляют экологическое образование и экологизацию образования. Почему-то считают, что важнее и проще реализовать экологизацию образования, чем ввести отдельный интегрированный предмет экологии. Но экологизация может быть лишь производной от экологического образования. Точно так же как математизация отдельных сфер человеческой деятельности основывается на предварительном математическом образовании. На школьном уровне речь должна идти как об экологизации традиционных предметов, так и о новом интегративном предмете «Экология», объединяющем на основе ключевых понятий такие направления экологии как биологическая экология, геологическая экология, экология человека и социальная экология. Опыт создания такого учебника имеется [66].

В педагогическом отношении при раскрытии содержания экологического образования необходимо иметь в виду следующее:

стараться соблюдать достаточно высокую точность (достоверность) используемых данных о состоянии природной среды в целом и отдельных ее составляющих;

комплексно освещать экологические явления; важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в самом обществе; например, недостаточно привести данные об исчезновении с лица планеты каких-либо видов растений или животных; многих этот факт оставит более или менее равнодушными, но если дать этот пример во взаимосвязи с цепью природных явлений, показать его в тенденции и воздействии на остальные биосферные процессы, а через них на общество, то впечатление будет уже существенно иным. 

Экология вооружает людей знанием способов борьбы с опасными тенденциями разрушения природных ресурсов. В связи с этим особая сложность экологического образования заключается в необходимости убеждения людей в вероятности далеко не очевидных процессов, идущих подчас незаметно, переходящих затем в масштабные последствия; подчеркивание приоритетности природных факторов как наиболее важных и незаменимых пока современными техническими средствами. Приоритет ценностей природы важно обосновывать еще и потому, что всей прежней историей борьбы с природой люди воспитывались в духе противостояния природным условиям, которые рассматривались зачастую как препятствие к достижению практических целей. Естественно, что при этом на первый план всегда выдвигались ценности социального порядка. Тем самым за исторически длительный период сложилось преимущественно наступательное отношение к природе, и оно в основном продолжается по сей день. Содержание экологического образования включает не только научные знания и представления, оно также дополняется образами искусства и литературы. Выдвижение на первый план когнитивной функции закономерно отвечает характерной для экологического образования тенденции целостного познания человека, общества и природной среды во всей совокупности их взаимосвязей. В то же время искусство и литература несут огромный нравственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, отношение к человеку и природе, сформировавшееся в разные эпохи. Тем самым произведения искусства не просто способствуют ознакомлению с эволюцией отношения человека и общества в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого исторически меняющегося отношения.

Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.

В заключение следует подчеркнуть, что имеющихся научных знаний вполне достаточно, чтобы решить значительную часть проблем, волнующих ныне общество, однако использование этих знаний направляется отнюдь не гуманистическими соображениями. Как отмечал основатель «Римского клуба» Ауреллио Печчеи, развитие науки и техники все больше требует от нас мудрости, и хотя наш век по масштабам накопленных знаний превзошел все предыдущие, но мы отнюдь не стали в той же степени мудрее [72]. Образование для устойчивого развития должно исходить из того, что сами по себе научные знания недостаточны для придания нашей деятельности человеческого смысла. Необходима еще и мудрость, которая содействует осознанию подлинных целей человеческого существования. В этой связи особое значение приобретают гуманитарные образовательные линии. Судя по всему обязательными должны стать в содержании образования преподавание психологии, культурологии, этики.

В условиях современного духовно-нравственного кризиса общества гуманизация образования приобретает особое значение. Так, благодаря развернутому преподаванию этики понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, нравственности и безнравственности не только будут фиксировать действительные или воображаемые явления; но будут также содержать оценку определенных представлений, одобрять или осуждать их, требовать их осуществления или устранения.





Государственное обеспечение экологического образования в России



В последние годы в Российской Федерации принята целая система подзаконных актов — стратегий, концепций, программ, основных направлений, содержащих меры по экологическому развитию России:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (расп. ПРФ, 2008);

Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (расп. ПРФ, 2009);

Водная стратегия РФ на период до 2020 г. (расп. ПРФ, 2008);

Климатическая доктрина РФ на период до 2020 г. (расп. ПРФ, 2011);

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (рап. ПРФ, 2010); 

Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии на период до 2020 г. (расп. ПРФ, 2009);

Комплекс мер неотложного приведения наиболее загрязненных территорий населенных пунктов в соответствие с требованиями в области ООС, санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, обеспечивающими комфортные и безопасные условия проживания человека (расп. ПРФ, 2010);

Комплекс мер по ООС в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в РФ (расп. ПРФ, 2009).

Правительством России также приняты специальные программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:

Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г. (2010 г.);

Воспроизводство и использование природных ресурсов;

Охрана окружающей среды на 2012–2020 гг.;

Развитие лесного хозяйства на 2012–2020 гг.;

Развитие рыбохозяйственного комплекса;

Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012–2020 гг.;

Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг. и др.

Казалось бы, за множеством принятых на уровне федеральных и региональных законов, решений Правительства РФ по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования должен быть прогресс. Но этого не наблюдается. По международному рейтингу экологической эффективности Российская Федерация занимает 107 место в мире [77]. Все это говорит о том, что государство сегодня не выполняет требования ст. 42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[11].

Причин этого несколько:

1. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды, как и системы образования, в нашей стране осуществляется по остаточному принципу.

2. Низкая экологическая культура органов государственного управления и государственных служащих, а отсюда и неэкологичность принимаемых стратегических решений в экономике, образовании и даже спорте (Сочи).

3. В Российской Федерации до сих пор отсутствует государственная система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения. И это несмотря на провозглашение в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», действовавшем в нашей стране до 2002 г., в Федеральном Законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также в «Экологической доктрине Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ в августе 2002 г., четкого положения об установлении в нашей стране системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.

Провозглашение есть, а системы нет!

Но некоторые ростки надежды на создание такой системы в последнее время появились. Совместным решением Минобразования России и Минприроды России в 1999 г. принята Концепция геологического образования в России». Распоряжением Правительства России в 2013 г. утверждена концепция развития математического образования в Российской Федерации [32]. Под руководством профессоров Захлебного А.Н. и Дзятковской Е.Н. в Российской академии образования разработана Концепция экологического образования для устойчивого развития в основной школе [55].

29.12.2012 №273-ФЗ одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования устанавливается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (Ст. 2, п. 3) [13]. Наконец, Президентом Российской Федерации в 2012 г. утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» [33]. По своей направленности, конкретике и обоснованности механизмов реализации этой политики данный документ можно рассматривать как национальную стратегию устойчивого развития или, по выражению академика Никиты Моисеева, Стратегии переходного периода, в результате которого может возникнуть режим коэволюции человека и природы [69].

Стратегической целью госполитики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразие природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации прав каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Практически этот документ, выражая национальную концепцию устойчивого развития, выстраивает стратегию действий по ее реализации на основе четких принципов, основных задач и механизмов их реализации.

Реализация экологической госполитики осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

…

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

е) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

з) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

и) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

к) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

…

 н) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

о) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

п) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

р) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Принципы экологической госполитики для экологического образования:

в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

л) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

м) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.

Основные задачи экологического образования, определенные экологической госполитикой:

л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

Основные механизмы экологической госполитики в реализации образовательных задач:

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведение тематических мероприятий;

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 г. №2423-р утвержден «План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» [34]. Из 105 пунктов этого плана вопросов образования касаются только 8 пунктов, в т.ч.:

69. Подготовка и реализация модельных проектов, направленных на экологическое воспитание и просвещение школьников и молодежи (познавательный туризм), на базе заповедников. Отв.: Органы исполнительной власти субъектов РФ. Срок: 2015 г.

70. Разработка модели компетенций, знаний, умений и навыков специалистов в области окружающей среды для включения в образовательные стандарты профессионального образования. Отв.: Минобрнауки России. Срок: 2016 г.

71. Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом профессиональных стандартов в области охраны окружающей среды. Отв.: Минобрнауки России. Срок: 2016–2017 гг.

72. Методологическое, программное и учебно-методическое сопровождение реализации экологической составляющей федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. Отв.: Минобрнауки России. Срок: 2020 г.

73. Разработка предложений о формировании образовательных программ, учитывающих особенности осуществления природоохранной деятельности в различных отраслях экономики. Отв.: Минобрнауки РФ, Минприроды РФ, Минтранс РФ, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Срок: 2014–2016 гг.

74. Подготовка курса «Экология транспорта» для студентов транспортных вузов. Отв.: Минтранс России, Минобрнауки России. Срок: 2014–2016 гг.

75. Подготовка и реализация программ обучения и повышения квалификации государственных служащих системы Минтранса России в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности на транспорте. Отв.: Минтранс России. Срок: 2014 г.

76. Подготовка современной учебной и методической литературы в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности на транспорте. Отв.: Минтранс РФ, Минприроды РФ, Минобрнауки РФ. Срок: 2014 г.

77. Развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности. Отв.: Органы исполнительной власти субъектов РФ. Срок: 2013–2030 гг.

В целях контроля за исполнением настоящего плана предусмотрены ежегодные доклады в Правительство России с предложениями по актуализации нормативных правовых и иных актов, обеспечивающих решение задач в области экологического развития Российской Федерации, а также классификатора видов деятельности и затрат на охрану окружающей среды (на основе международных методологических принципов классификации природоохранной деятельности и учета природоохранных затрат). Предусматривается также уточнение реализации государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы» [80].

Важным инструментом педагогического обеспечения задачи экологической госполитики в части формирования экологической культуры может стать выполнение на местах п. 78 Плана: Подготовка предложений о создании при общественных советах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структур, групп, для выработки рекомендаций по приоритетным направлениям реализации задач, установленных Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации. В данном случае — для планирования и реализации мер по формированию экологической культуры населен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%