VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, проблема ратификации и перспективы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011632
Тема: Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, проблема ратификации и перспективы
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дипломатическая академия

		Министерства иностранных дел Российской Федерации»

		

		Профиль подготовки

		«Международные отношения и международное право»

		





		

		

		

		

		ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

		

		на тему: «Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний : проблема ратификации и перспективы».

		

		студента бакалавриата  4 курса факультета

		

		«Международные отношения и международное право»

		

		Иллерицкого Аркадия Евгеньевича

		

		

		

		

		

		Научный руководитель:

		профессор Миронов С.И.

		

		

		

















		Москва, 2017г.




	Говоря об истории договора, следует упомянуть, что еще 2 апреля 1954г. премьер-министр Индии Джавахарлар Неру призвал все страны к прекращению ядерных испытаний. На Лондонской встрече Комиссии по разоружению СБ ООН 25 февраля — 18 мая 1955 г. СССР предложил заключить специальное соглашение о прекращении ядерных испытаний, за соблюдением которого следила бы специальная международная комиссия. 17 ноября 1956 г. СССР выдвинул новую программу разоружения. Основные ее положения касались сокращения вооруженных сил держав-победительниц Второй Мировой войны, а также запрета ядерных испытаний.

	В январе 1957 г. СССР внес проект резолюции, призывавшей ядерные державы к прекращению испытаний. Для демонстрации серьезности намерений, в марте 1958 г. Советским Союзом был введен односторонний мораторий на проведение ядерных испытаний до тех пор, пока другие ядерные державы не откажутся от их проведения. 31 октября 1958 г. в Женеве начались переговоры СССР, США и Великобритании о прекращении ядерных испытаний на основе рекомендаций технических экспертов ООН. Однако из-за позиции Вашингтона и Лондона подписать соглашение не удалось.

	Лидеры Соединенных Штатов и Великобритании опасались, что Советский Союз пытается подорвать их ядерные комплексы, сохраняя при этом ощутимое превосходство в обычных вооруженных силах. Соединенными Штатами Америки в течение 1958 года была проведена самая масштабная серия испытаний: 62 воздушных и подводных взрыва и 15 подземных. Результатом испытаний стало получение огромного количества ценной информации. Далее в 1958 году США и Великобритания присоединились к советскому мораторию, действовавшему до сентября 1961 года.

	В то время идея запрета ядерных испытаний была плохо реализуемой.Вплоть до конца 1960-х годов развитие ядерного оружейного комплекса проходило благодаря проведению натуральных ядерных испытании.

	Натуральные ядерные испытания способствовали:

	1) Подтверждению возможности создания ядерного взрывного устройства;

	2) Изучению физических свойств ядерных взрывов;

	3) Усовершенствованию конструкций ядерных боезарядов;

	4) Получению представления о мощности новых ядерных боезарядов;

	5) Развитию системы установки ядерных боезарядов на носители;

	Но после Карибского кризиса ситуация резко изменилась. После нависшей угрозы ядерной войны, СССР и США стали разрабатывать правила поведения в конфликтах с третьими странами. Начался процесс сокращения вооружений. Лидеры осознали, что ядерные испытания по сути являются неконтролируемыми и усиливают угрозу возникновения ядерного конфликта.

	5 августа 1963 г. представители СССР, США и Британии подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах. Позже Договор подписало 131 государство. Только Франция до 1974 года и Китай до 1980 года продолжали проводить ядерные испытания в атмосфере. Данный Договор запретил проведение ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космическом пространстве, разрешив только подземные ядерные взрывы. В Московском договоре был введен запрет на проведение взрывов, ведущих к выбросу радиоактивных осадков за пределы национальной территории. Однако в документе не упоминалось о гидроядерных и подкритических испытаниях, которые по-прежнему проводились.

	Условия Договора 1963 г. были дополнены в 1970-х годах двумя соглашениями. 3 июля 1974 г. в Москве состоялось подписание Договора об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Стороны обязывались ограничить подземные испытания мощностью 150 кт. В документе фиксировалось, что каждая из сторон ограничит свои подземные испытания ядерного оружия малым количеством. Это положение не означало конкретных обязательств, но демонстрировало намерение СССР и США начать переговоры о запрете ядерных испытаний.

	28 мая 1976 г. СССР и США подписали Договор об ограничении мирных ядерных испытаний. Он предусматривал ограничение мирных ядерных взрывов мощностью 150 кт. Вводилось положение о процедурах, исключающих возможность использования мирных ядерных взрывов в военных целях. Подтверждалось положение ДНЯО о том, что неядерные державы могут проводить мирные ядерные взрывы только под контролем легальных ядерных держав. Оба договора до 1990 г. не были ратифицированы.

	Ситуация изменилась только в 1970-х годах. Прежде всего это было связано с быстрым развитием систем электронного моделирования ядерных взрывов. Также страны достигли прогресса в развитии гидроядерных и подкритических испытаний, а ученые-ядерщики усовершенствовали технологии проведения ядерных взрывов с нулевой мощности.

	Режим нераспространения ядерного оружия играл особую роль в продвижении переговоров о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. VI статья ДНЯО обязывала легальные ядерные державы двигаться в направлении ограничения гонки вооружении и полного ядерного разоружения. Однако проблема была в том, что изначально Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан на 30 лет. Поэтому страны подписавшие Договор, должны были продлить его на бессрочный срок, но существовали опасения, что неядерные государства заблокирует процесс продления. Такие государства, как Индия, Пакистан и ряд стран Ближнего Востока говорили о невыполнении ядерной пятеркой своих обязательств.

	В 1976 г. Конференцией ООН по разоружению была учреждена Научная экспертная группу, которая должна была разработать модели использования сейсмических станций, которые должны наблюдать за проведением ядерных испытаний. В 1984 и 1991 Научная экспертная группа провела два эксперимента, целью которых было выявить способность сейсмических станций улавливать колебания, которые были произведены подземными ядерными взрывами. 

	Так под воздействием международного сообщества этих тенденций с 1977 по 1980 года СССР, США и Великобритания провели трехсторонние переговоры, целью которых был полный запрет ядерных испытаний. США и Великобритания настаивали на полном запрещении проведения всех ядерных испытаний. СССР, напротив, стремился сохранить за собой право проводить ядерные взрывы в мирных целях так как в Советском Союзе с 1965 г. реализовалась программа использования ядерных взрывов в интересах народного хозяйства. В крайнем случае Москва соглашалась только ввести бессрочный мораторий на подобные испытания. Стороны согласовали идею совместного использования национальных сейсмостанций, действующих в автоматическом режиме за пределами национальной территории.

	Однако стороны не приняли решения о порядке проведения инспекций и сроке действия договора. Но после того, как СССР ввел войска в Афганистан в 1979 году, трехсторонние переговоры прекратились. Неудача переговоров была вызвана серьезными причинами. Во-первых, США в значительной степени превосходили СССР в средствах электронного моделирования ядерных испытаний. Во-вторых, боезаряды СССР, сконструированные на основе плутония, требовали регенерации расщепляющихся материалов чаще, чем американские, сконструированные на основе природного урана. Эти факты беспокоили советских аналитиков. В свою очередь, американские и британские аналитики были обеспокоены превосходством СССР в обычных вооруженных силах и боялись того, что ослабится свой ядерный комплекс.

	Изменения в данной сфере появились только в 1980-х годах. Во-первых, это было связано с тем, что после появления в 1983 году концепции ядерной зимы и после аварии на Атомной Электростанции в 1986 году в Чернобыле, начался значительный рост международного экологического движения. Цель данного движения - ограничить военную ядерную деятельность государств. Во-вторых, после прихода к власти в СССР, М.С. Горбачев попытался выстроить новую систему двусторонних отношений с США. В-третьих, в 1980-х годах эксперты предположили, что с помощью электронно-вычислительной техники можно модернизировать ядерное оружие без проведения ядерных испытаний.

	С начала 1980-х годов ученые-ядершики разных стран предлагали отказаться от ядерных испытаний. В 1985 г. эту точку зрения поддержали такие высокопоставленные личности, как: заместитель министра иностранных дел СССР Григорий Корниенко и помощник генерального секретаря ЦК КПСС по международным делам Анатолий Черняев. В США противником запрета ядерных испытаний выступал министр обороны Каспар Уайнбергер и его советник — известный эксперт в области контроля над вооружениями Ричард Пёрлз. Однако президент Соединенных Штатов Рональд Рейган и государственный секретарь Дж. Шульц были сторонниками глубокого сокращения ядерного сектора.

	Из-за большого количества сторонников сокращения ядерного оружия, переговоры о запрещении ядерных испытаний возобновились. Целью переговоров было достичь соглашения по усилению системы контроля над вооружениями, достигнуть договоренностей по сокращению стратегических ядерных сил, и обеспечить международную безопасность и стабильность.

	Переговоры возобновились в Женеве 25 июля 1986 года. В 1985 г. СССР показал готовность к диалогу и ввел моратория на проведение ядерных испытаний на один год. Однако  Соединенные Штаты Америки СССР не поддержали. Так в 1987 г. СССР возобновил ядерные испытания. При этом, в 1990 году заявили, что ратифицируют Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия 1973 года и Договор об ограничении мирных ядерных испытаний 1976 года. Данное заявление дало толчок к успеху во время переговорного процесса.5 октября 1991 г. Российская Федерация ввела мораторий на проведение ядерных испытаний на один год. В 1993 г. правительство РФ продлило его момента, когда данный мораторий, который был объявлен другими государствами, которые обладают ядерным оружием, будет соблюдаться ими. В 1992 году США ввели идентичный мораторий.

	Ядерные державы осознали, что необходимо создать систему контроля над ядерными испытаниями. Швеция в 1983 году взяла на себя обязательства обеспечить будущий Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний соответствующими системами наблюдения. В 1988-1989 гг., в рамках эксперимента, СССР и США провели наблюдения за ядерным полигоном США в Неваде и полигоном СССР в Семипалатинске. Стороны пришли к заключению, что при определенных условиях страны могут согласиться с частичным международным наблюдением за их ядерными полигонами.

	В начале 1990-х годов страны достигли прорыва на переговорном процессе по ДВЗЯИ. Причиной прогресса  послужило обострение ситуации вокруг нераспространения ядерного оружия. В период с 1991-1994 проходили дискуссии вокруг ядерного наследства Советского союза. А весной 1995 года международному сообществу предстояло решить судьбу Договора о нераспространению ядерного оружия на конференции в Нью-Йорке по его бессрочному продлению.

	Стратегические расчеты государств способствовали ускорению переговорного процесса. США имели хорошо разработанную и выстроенную систему электронного моделирования ядерных взрывов, поэтому Договор вписывался в общую логику действия правительства Соединенных Штатов Америки. Была заинтересована в создании Договора, который запретил бы испытывать ядерное оружие. Начиная с 1993 года, администрация США обвиняла Россию в сотрудничестве в ядерной сфере с Ираном и Индией, которые считалось государства-изгоями. СМИ же говорили, что Россия помогает этим странам создать ядерное оружие. Проявляя инициативы к создания такого договора, Россия доказывала, что является сторонником международного режима нераспространения ядерного оружия.

	Так, 3-4 апреля 1993, на встрече глав государств в Ванкувере, президент России предложил начать переговоры о подписании Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. США и другие страны, обладающие ядерным орудием согласились с предложением Б.Н. Ельцина. Генеральной Ассамблеей были приняты две резолюции о создании такого договора - № 48/70 и 48/75 L. Основываясь на этих резолюциях, в Женеве начали разрабатывать текст документа.

	Стоит отметить, что на переговорах в Женеве обсуждали два проекта по ДВЗЯИ. Россия и Индия выдвинули колониально различающиеся проекты. Велись споры из-за процесса наблюдения за ядерными полигонами государств. Индия настаивала на жестком наблюдении за полигонами легальных ядерных держав, а Россия со своей стороны выдвинула предложение о введении равного наблюдения за полигонами всех ядерных и неядерных государств. Во время саммита большой семерки в Галифаксе,который проходил 17-18 июня 1995 года, Соединенные Штаты поддержали проект, предложенный Россией. Ответом Индии стал выход из переговорного процесса. 

	По итогам саммита, было принято решение запретить проводить подкритические и гидроядерные испытания. Однако легальные ядерные государства имели право проводить испытания с нулевой мощностью. Это было сделано для того, чтобы, ядерные державы могли поддержать безопасность своего ядерного арсенала. Однако, несмотря на согласие США подписать договор, оппозиция в лице республиканской партии в конгрессе заявила, что достигнутые договоренности невыгодные для Вашингтона.

	Были и другие расхождения во мнениях. Так, не могли государства прийти к консенсусу в вопросе проведения инспекций на ядерных объектах. Державы не могли решить, может ли ОДВЗЯИ проводить инспекции по своему усмотрению в любое время или же ей нужно запрашивать доступ у соответствующего государства. Для решения этого спора, Российская Федерация предложила проводить инспекции по решению Исполнительного секретариата по ДВЗЯИ. А решения должны приниматься консенсусом. КНР, Пакистан и Индия поддержали предложение России. Однако США, Франция и Великобритания выдвинули предложение о проведении односторонних инспекций не только по решению будущей организации по ДВЗЯИ, но также с санкции ее технического секретариата. В конечном счете, Россия согласилась с этим предложением.

	В 1996 года текст ДВЗЯИ был окончательно разработан в Женеве и Договор был открыт для подписания.

	Говоря об особенностях структуры ДВЗЯИ, нужно сказать о том, что данный договор состоит из преамбулы, семнадцати статей, двух приложений к договору и протокола.

	Статья I «Основные обязательства», состоит из двух пунктов.

	В ней описаны обязательства государств, которые ратифицировали договор:

	1) Обязанностью каждого государства-участника является запрет на проведение любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва;

	2) Обязанностью каждого государства-участника является воздержание от какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва.

	Статья II «Организация».

	В данной статье говорится об учреждении Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытании. Задачей данной организации - достижение поставленных целей договора, осуществление международного контроля за проведением ядерных взрывов. Организация является платформой, где государства-участники проводят консультации и переговоры. В качестве органов Организации были учреждены: Конференция государств-участников, Исполнительный совет и Технический секретариат, который включает в себя Международный центр данных. 

	Конференция государств-участников.

	В данную конференцию входят все государства-участники, которые представляются одним человеком, его могут также сопровождать заместители и советники. Конференция собирается на очередные сессии, которые проводятся ежегодно,  при условии, если не будет принято другое решение.

	Конференция - главный орган Организации. В сферу ее деятельности входят любые вопросы, касающиеся Договора.

	Исполнительный совет.

	В совет входят 51 член. Учитывая необходимость в справедливом географическом распределении, в состав Исполнительного совета входят:

	1) 10  Африканских государств-участников;

	2) 7 государств-участников из Восточной Европы;

	3) 9 государств-участников из Латинской Америки и Карибского бассейна;

	4) 7  государств-участников от Ближнего Востока и Южной Азии;

	5) 10  государств-участников от Северной Америки и Западной Европы и 8  государств-участников от Юго-Восточной Азии, Тихоокеанского региона и Дальнего Востока.

	Исполнительный совет является исполнительным органом Организации, главной целью которого является содействие эффективному осуществлению и соблюдению настоящего Договора.

	Технический секретариат.

	Технический секретариат состоит из пяти департаментов:

	1) Международная система мониторинга;

	2)  Международный центр данных;

	3)  Инспекции на месте;

	4)  Административный;

	5) Правовой.

	Численность Секретариата составляет 264 человека из 71 государства, из них 13 – российские сотрудники. С октября 2010 г. директором Департамента по инспекциям на месте - бывший заместитель директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ О.В.  Рожков.

	В соответствии со статьей IV и Протоколом функции Технического секретариата в отношении контроля за соблюдением настоящего Договора включают, среди прочего:

	Ответственность за надзор над эксплуатацией Международной системы мониторинга и за ее координацию;

	Эксплуатацию Международного центра данных;

	Осуществление на текущей основе получения, обработки, анализа данных Международной системы мониторинга и отчетность по ним; 

	Оказание технического содействия и поддержки в установке и эксплуатации  станции по мониторингу;

	Оказание помощи Исполнительному совету в содействии консультациям и разъяснениям между государствами-участниками;

	Получение запросов относительно  инспекции на месте и их обработку, содействие рассмотрению таких запросов Исполнительным советом, осуществление  приготовлении к проведению инспекции  на месте и оказание технической поддержки в ходе их проведения и представление докладов Исполнительному совету; 

	Статья III «Национальные меры по осуществлению»

	Каждое государство-участник в соответствии со своими конституционными процедурами принимает любые необходимые меры по выполнению своих обязательств по настоящему Договору 

	Статья IV «Контроль»

	Каждое государство-участник обязуется в соответствии с настоящим Договором сотрудничать через  свои Национальный орган, учреждаемый согласно пункту 4 статьи III, с Организацией и с другими государствами-участниками для содействия контролю за соблюдением настоящего Договора путем, среди прочего:

	Создания необходимых объектов для участия в этих мерах контроля и установления необходимой связи;

	Предоставления данных, получаемых от национальных  станции, которые входят в состав Международной системы мониторинга;

	Участия в соответствующих случаях в процессе  консультации и разъяснении;

	Дачи разрешения на проведение  инспекции  на месте;

	Участия в соответствующих случаях в мерах укрепления доверия. 

	Статья V «Меры по исправлению ситуации и обеспечению соблюдения, включая санкции» 

	Статья VI «Урегулирование споров»

	Статья VII «Поправки»

	Статья VIII «Рассмотрение действия договора»

	Статья IX «Срок действия и выход из договора» 

	Статья X «Статус Протокола и Приложений»

	Статья XI «Подписание»

	Статья XII «Ратификация»

	Статья XIII «Присоединение»

	Статья XIV «Вступление в силу»

	Статья XV «Оговорки»

	Статья XVI «Депозитарий»

	Статья XVII «Аутентичные тексты»

	Основные цели ДВЗЯИ отражены в Преамбуле договора. Среди основных поставленных целей необходимо выделить следующие:

	1) Обеспечение ядерного разоружения;

	2) Принятие мер к противодействию и прекращению распространения ядерного вооружения в любых проявлениях: защита окружающей среды, обеспечение всеобщего мира и безопасности.

	При этом, поскольку установленные цели не могут быть достигнуты в короткие сроки, также были определены и установлены следующие подцели, отраженные в тексте Преамбулы ДВЗЯИ, ими являются:

	Проведение целого ряда последовательных мероприятий, направленных на сокращение ядерного вооружения. Конечная же цель в данном случае выглядит как ликвидация такого оружия;

	Осуществление всеобщего и полного разоружения под строгим и действенным международным контролем;

	Прекращение разработки усовершенствованных новых типов ядерного оружия. 

	Одной из ключевых проблем  ратификации ДВЗЯИ была его изначальная  ориентация на систему ядерного сдерживания. Официально  договор укрепляет VI статью ДНЯО, но он также ограничивает модернизацию ядерного оружия легальных ядерных держав. Поэтому, во время подписания Договора почти все ядерные державы сделали оговорки.

	Что же касается стран, то легче всего договор был ратифицирован Великобританией, что связано с особенностью ее ядерной стратегии. С 1962 г. ядерные силы  Великобритании были включены в систему ядерного планирования США. Политическое решение об использовании  ядерного оружия Лондон принимает совместно с Соединенными Штатами Америки. А модернизация ядерного оружия Великобритании осуществляется под руководством Пентагона. В связи с этим, Лондон ратифицировал Договор в 1998 году без каких-либо оговорок.

	Во Франции же дискуссии о ратификации Договора были более сложными. В 1992 был объявлен мораторий на проведение ядерных испытаний до конца года. Президент Франции Ф. Миттеран 26  октября 1993 года. заявил, что отказывается возобновлять ядерные испытания до окончания своего президентского мандата. Однако уже в 1995 году. Франция вышла из моратория, и осенью испытала пять ядерных взрывных устройств. А  большинство французских политиков настаивали на модернизации ядерного комплекса страны. Но в 1988 Франция все же ратифицировала Договор, сделав оговорку, что в случаи угрозы национальной безопасности, Франция оставляет за собой право его покинуть. При этом ни Великобритания, ни Франция не объявили после ратификации ДВЗЯИ моратория на проведение ядерных испытаний. 

	При ратификации ДВЗЯИ Российская Федерация сделала серьезные оговорки. На встрече по проблемам ядерной безопасности, которая проходила в Москве с 19-20 апреля 1996 года, Россия назвала условия при которых она согласна подписать ДВЗЯИ.

	Во-первых, Россией было объявлено о запуске Федеральной программы,  которая поддерживает безопасность ядерного арсенала в отсутствии натуральных ядерных испытаний. Программа предполагала создание центров обеспечения ядерной безопасности, которые в свою очередь должны были проводить эксперименты с нулевой мощностью.

	Во-вторых, Россия попыталась увязать подписание Договора с запретом на размещение ядерного оружия на территории новых членов НАТО. Москва заявила о необходимости создания безъядерной зоны в Центрально-Восточной Европе. 27 мая 1997 года был подписан Основополагающий акт Россия—НАТО. В данном акте было зафиксировано отсутствие желания располагать ядерное оружие на территориях новых членов НАТО. Однако при невыполнении акта, Москва имеет право выйти из  Договора в соответствии с заявлением от 14 мая 1996г. 

	Еще более сложное дискуссии о ратификации ДВЗЯИ проходили в США. Ситуацию осложняла Федеральная программа по поддержанию безопасности в местах хранения ядерных боезарядов, которую запустил Дж. Буш-старший в 1992 г. В ходе данной программы предполагалось проводить эксперименты с нулевой мощностью, но некоторые положения все же противоречили Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. 

	8 ноября 1994 года в США проходили выборы в конгресс, на которых победили республиканцы. Дебаты о ратификации ДВЗЯИ усилились. В элитах США у ДВЗЯИ были, как сторонники, так и противники. Одни говорили, что Договор может усилить режим нераспространения ядерного оружия и укрепит международную безопасность в целом. А их оппоненты настаивали на том, что Международная система мониторинга угрожает ядерным объектам США, так как за ними можно следить. 

	Проанализировав доводы обеих сторон, 13 октября 1999 года конгресс заблокировал процесс ратификации ДВЗЯИ.

	При ратификации ДВЗЯИ, Китай занял наиболее скептичную позицию. С 1996 по 1998 год в Пекине были проведены подготовительные работы к ратификации ДВЗЯИ. Однако после военной операции НАТО в Югославии, Китай заблокировал процесс ратификации. При обсуждении ратификации ДВЗЯИ в Китае, особое место отводят проблеме Тайваня. Китай обеспокоен отношениями между США и Тайванем в военной сфере. Отказавшись от модернизации своего ядерного оружия, Китай рискует потерять рычаги давления в регионе.

	Индия и Пакистан ДВЗЯИ не подписали. Обе страны провели по шесть ядерных испытаний (Индия в 1974 и в 1998 годах, Пакистан – в 1998 году). Вместе с тем подходы к Договору у Нью-Дели и Исламабада расходятся. Индия относится к ДВЗЯИ подчеркнуто негативно. Исламабад, напротив, участвует в работе (в качестве наблюдателя) по созданию верификационного механизма ДВЗЯИ, с прицелом на быстрое присоединение к Договору в случае принятия такого решения. Однако очевидно, что без соответствующего решения Индии, Пакистан присоединяться к Договору не будет.

	Израиль обладает ядерным арсеналом, хотя открыто и не признает этого. На своей территории Израиль ядерных испытаний не проводил. Вместе с тем, в 1978 году американский спутник зафиксировал вспышку ядерного взрыва в южной части Атлантического океана. Большинство экспертов полагают, что это было совместное ядерное испытание Израиля и ЮАР. Что касается отношения Израиля к ДВЗЯИ, то в Тель-Авиве публично заявляют, что не имеют принципиальных возражений против него.

	КНДР договор также не подписал. И несмотря на санкции Совета Безопасности ООН продолжает проводить ядерные испытания.

	Новое содержание наполнило дискуссии о ратификации во 2-ой половине 90-х годов 20 века. Россия получила преимущества в моральной и политической сфере в связи с отказом США ратифицировать договор. Б.Н. Ельцин на саммите ОБСЕ 18-19 ноября 1999 года высказал мнение о том, что Россия планирует ратифицировать ДВЗЯИ. Это привело тому, что вопрос ратификации стал одним из ключевых на VI Обзорной конференции по ДНЯО в мае 2000 года. Так, Россией была сделана попытка превратить ДВЗЯИ в компонент российско-американских отношений.

	В дальнейшем первые действия России можно назвать успешными: 1 мая 2000 года все легальные ядерные державы поддержали ратификацию. Была обнаружена тенденция к использованию договора в качестве предлога для обсуждения других проблем, которые были связаны со стратегической стабильностью.

	Россией была предпринята попытка увеличить роль договора в рамках стратегического диалога с США. Так, на встрече в Москве 3-5 июня 2000 года проблема ратификации ДВЗЯИ была включена в Декларацию о принципах стратегической стабильности президентами Б. Клинтоном и В. В. Путином.

	Далее на саммите G8 в Японии, 20-22 июля 2000 г. президенты единодушно решили продолжать совместную работу над вопросом ратификации ДВЗЯИ. 

	Сотрудничество в сфере атомной энергетики было предложено Россией Индии в обмен на подписание договора и ряда других соглашений в сфере ядерного нераспространения. В октябре 2000 года во время визита Путина в Индию сторонами была подписана Декларация о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии.

	На первый взгляд, может казаться, что в индийском вопросе Россия принимала решения параллельно США. В марте 2000 Клинтоном было заявлено, что при присоединении Индии к ДВЗЯИ, часть американских санкций может быть снята. Однако когда Россия начала поставлять атомное топливо для индийской АЭС в Тарапуре, большинство участников Группы ядерных поставщиков осудили данное действие. 

	Ситуация была усугублена после победы Дж. Буша младшего на выборах в 2001 году Дж. Администрация Буша отказалась ратифицировать протокол к Договору СНВ-2, который был подписан в Нью-Йорке. Затем, США вышли из Договора по ПРО. В 2004 г. Дальнейшие попытки укрепить ДВЗЯИ потеряли смысл.

	В 2000-х годах появились сообщения о новом поколении ядерного оружия в США. СМИ опубликовали материалы, в которых ученые-ядерщики разработали ядерное оружие мощностью менее 5 кт. Данные факты означали, что США могли вернуться к проведению программ подкритических гидрояденрных испытаний. США начали обвинять Россию в несоблюдении ДВЗЯИ. Появилась информация, что Россия реализует программы подкритических и гидроядерных испытаний, скрывая их под экспериментами с отрицательной мощностью. 24-29 марта 2003, секретарь Подготовительной комиссии по ДВЗЯИ В. Хоффманн прибывал в России с официальным визитом. Российская делегация показала секретарю ядерные полигоны на Новой Земле. Российская сторона негативно отреагировала на обвинения США, заявив, что неприемлемо обвинять Москву в невыполнении ДВЗЯИ, если сам обвинитель данный договор не подписал.

	Скептицизм в отношении ДВЗЯИ усилился. За два года, с 2005 по 2006 год было проведено большое количество конференций в пользу ДВЗЯИ. Международное сообщество пыталось как можно скорее ратифицировать Договор. Однако многие говорили о скором коллапсе ДВЗЯИ. Существует опасения по поводы реализации ДВЗЯИ. США могут начать модернизировать ядерное оружие, а вскоре за ними и остальными государствами. Китай обеспокоен выходом из строя своего ядерного оружия. Россия может выйти из договора, чтобы реализовывать свои программы. А также проведение испытаний одним из пороговых государств.

	После испытания ядерного оружия Северной Кореей в 2006 году, вероятность развития проблемных ситуаций усилились. Советом Безопасности ООН была принято резолюция №1718, которая осудила этот шаг.

	Совет Безопасности ООН 14 октября 2006 г. единогласно принял резолюцию № 1718, осудившую этот шаг. В ответ на испытания. В октябре-ноябре в Токио прошли слушания о возможном отказе Японии от безъядерного статуса. Были и подозрения, что Южная Корея имеет незадекларированный МАГАТЭ программы по обогащению урана. Ни одно из событий не имели последствий, однако они показали хрупкость ДНЯО и всей системы ядерного сдерживания. Дипломатический конфликт между Россией и США вокруг третьего позиционного района ПРО в Европе усилий тревоги вокруг ДВЗЯИ.В Мюнхенской речи 10 февраля 2007 г. резидентом В. В. Путиным было заявлено, что Россией возможен пересмотр ряда обязательств в сфере ограничения и сокращения вооружений в связи с размещением американских противоракетных установок в Восточной Европе. Это было сделано потому что российскими экспертами не была исключена возможность того, что данные противоракетные установки были оснащены ядерными боеголовками. Данный факт противоречил условиям Основополагающего акта Россия—НАТО и Римской декларации 2002 г. Основываясь на заявлении 1996 года, Москва имела право ввести мораторий на соблюдение ДВЗЯИ.

	Новое начало дискуссии о целесообразности продолжения участия Америки в ДВЗЯИ было остро воспринято американскими экспертами. 

	Придя к власти в США, администрация Барака Обамы заявила о намерении добиваться ратификации ДВЗЯИ Конгрессом США. Выступая в Праге в апреле 2009 года, Барак Обама заявил, что его администрация предпримет немедленные и энергичные шаги по обеспечению ратификации ДВЗЯИ в США. Обама предложил конгрессу ратифицировать договор. Подготовительная работа с целью ратификации ДВЗЯИ в Сенате США была начата в том же 2009 г. Но победа республиканцев на выборах в конгресс в ноябре 2010 года вновь отодвинула перспективы ратификации ДВЗЯИ на неопределенный срок. Также решения VIII Обзорной конференции по ДНЯО (май 2010 г.), выразившей поддержку проекту ратификации договора, не нашли поддержки. Единственным крупным событием была ратификация ДВЗЯИ Индонезией 7 декабря 2011 г. На встрече с исполнительным секретарем Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ Тибором Тотом 29 сентября 2011 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров заявил, что «Россия рассматривает ДВЗЯИ в качестве одного из важнейших международно-правовых инструментов, призванных поставить надежный заслон качественному совершенствованию ядерного оружия и его развитию в мире».

	Так, Москва расценивает договор как страховочный механизм на пути реализации политики США по модернизации стратегических ядерных сил и развертыванию противоракетной обороны. Ответных заявлений Белого дома не последовало.

	Большой интерес представляет попытка экспертов Московского центра Карнеги выработать «дорожную карту» переговорного процесса по ДВЗЯИ. В декабре 2011 г. они предложили следующие меры, которые Россия и США могли бы осуществить для спасения договора:

	Изучить возможность поддержания ядерных боезапасов в безопасном и надежном состоянии без проведения периодических экспериментов; 

	Установить российско-американское сотрудничество в сфере поддержания соответствующих боезапасов;

	Проводить регулярный обмен  информацией по экспериментам; 

	Присутствовать российским экспертам на ядерном полигоне США в Неваде в ходе эксперимента без энерговыделения и соответственно американскими экспертами на  полигоне на Новой Земле в период проведения такого эксперимента.

	Однако вопреки ожиданиям эти меры не поддержали США.

	После четвертого испытания ядерного оружия КНДР в 2016 году, международное сообщество вновь заговорило о целесообразности укрепления режима нераспространения ядерного оружия и запрета ядерных испытаний. В августе 2016 года официальный генеральный секретарь ООН – Пан Ги Мун в честь двадцатилетнего юбилея принятия ДВЗЯИ, а также в честь 25-летнего юбилея закрытия Семипалатинского полигона, в своем заявлении призывал страны, до сих пор не ратифицировавшие ДВЗЯИ, сделать это. В своем заявлении он также отметил, что в настоящее время уровень рисков, которые могут иметь место в виду наличия ядерного вооружения, очень высок, по этой причине даже факт того, что еще одна из стран присоединилась к указанному договору может поспособствовать решению данной угрозы и проблемы. Кроме этого, он также говорил о том, что в результате достигнутого запрещения ядерных испытаний появится реальная возможность для организации дальнейшего взаимодействия между странами в сфере разоружения, что позволит укрепить доверие в сфере обеспечения региональной безопасности и поможет в дальнейшем создать целую свободную зону на территории Ближнего Востока, которая будет независима от ядерного оружия. В своем послании он пожелал также, чтобы ДВЗЯИ вступил в силу как можно в более короткие сроки.

	Накануне приезда на 71-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН глав государств и внешнеполитических ведомств и к 20-летию принятия ДВЗЯИ делегация США подготовила проект резолюции Совета Безопасности, который призывает к подписанию и ратификации договора.

	Цель проекта - усилить через Совет Безопасности нормы соглашения, а также и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%