VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Договор франчайзинга в гражданском законодательстве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006111
Тема: Договор франчайзинга в гражданском законодательстве
Содержание
9



Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт социальных и гуманитарных знаний»

ЧОУ ВПО «ИСГЗ»

ФАКУЛЬТЕТ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ



Кафедра гражданского права и процесса





Выпускная квалификационная работа

на тему:



«Договор франчайзинга в гражданском законодательстве»



студента 5 курса, группы З-211,Шигапов Ильяс Рамилевич.







Научный руководитель

Старший преподаватель __________ Долотова Е.А.

Рекомендована к защите «___»__________ 2016 г.







Заведующий кафедрой

К.э.н., доцент ____________ Абрамов Н.А.

Допущена к защите «___»__________ 2016 г.





Казань – 2016 г.

Содержание



Введение	3

Глава I.  Теоретические основы франчайзинга в гражданском законодательстве	7

§ 1. Понятие и правовая природа франчайзинга	7

§ 2. Источники правового регулирования договора франчайзинга	15

§ 3. Соотношение понятий франчайзинг и коммерческая концессия	22

Глава II. Содержание договора франчайзинга	25

§ 1. Существенные и иные условия договора франчайзинга	25

§ 2. Субъекты договора коммерческой концессии, их правовой статус	36

Глава III. Прекращение договора франчайзинга	46

§ 1. Основания расторжения и прекращения договора франчайзинга	46

§ 2. Правовые последствия (ответственность) прекращения договора франчайзинга	49

Заключение	54

Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы	59















Введение





Актуальность темы исследования. Сегодня Россия является экономически позитивно развивающейся страной со сформировавшимися рыночными отношениями. Предпринимателями постоянно ведется поиск новых возможностей для того, чтобы снизить затраты на открытие бизнеса или привлечь дополнительные инвестиции. При этом каждый раз, субъектам предпринимательской деятельности приходится осознавать, что создание делового имиджа и репутации требует достаточного количества времени, финансовых затрат, а развитие рыночной конъюнктуры может кардинально поменяться, либо конкурентами настолько укрепятся свои позиции, что целесообразность реализации тех или иных бизнес-проектов вообще пропадет.

 Необходимостью решить поставленные вопросы, предопределена необходимость законодателя обратить внимание на опыт других государств, которые активно применяют различные виды договорных конструкций, а именно, договор франчайзинга и (или) коммерческой концессии. 

Представляется, что в настоящее время в Российской Федерации в условиях кризисных процессов в экономической сфере, установлении, а порой и ужесточении санкций со стороны европейских государств по отношению к нашим производителям, достаточно остро стоят проблемы дополнительной поддержки среднего и малого бизнеса, продвижения российского производителя на рынке товаров, работ и услуг, повышения конкурентоспособности выпускаемых российскими предпринимателями товаров, развития международного сотрудничество в товарном (торговом) обороте и другие. 

В России в условиях рыночного производства товаров недостаточно просто произвести товар, необходимо организовать его сбыт с целью получения максимальной прибыли от его реализации. Безусловно, именно механизм франчайзинга и коммерческая концессия является одним из максимально эффективных способов осуществления различного рода предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает дополнительную прибыль и содействует продвижению на рынок работ, товаров и услуг, производимых или продаваемых правообладателем с одной стороны, а с другой – предоставляет возможность предпринимателям заимствовать необходимый опыт, в том числе, по управлению и организации бизнес процессов в целом у ведущих компаний. 

Цель исследования – комплексный анализ и систематизация информации о договоре франчайзинга в гражданском законодательстве.

Достижение указанной цели осуществлялось в рамках следующих задач:

определить понятие, сущность договора франчайзинга;

проанализировать источники правового регулирования договора франчайзинга;

рассмотреть существенные и иные условия договора коммерческой концессии;

изучить субъекты договора франчайзинга, их правовой статус;

исследовать форму, порядок заключения договора франчайзинга;

рассмотреть основания расторжения и прекращения договора франчайзинга;

определить правовые последствия (ответственность) прекращения договора франчайзинга.

Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в связи с применением и исполнением договора франчайзинга. 

Предмет исследования составили нормы международного, российского и зарубежного гражданского законодательства; законодательство стран СНГ, двусторонние договоры с участием Российской Федерации; научная доктрина по вопросам заключения и исполнением договоров франчайзинга и коммерческой концессии; международная и российская практика применения и исполнения рассматриваемых договоров. 

В качестве методологической основы представленного исследования выступают диалектические принципы познания современной экономической ситуации, которые нашли отражение в выборе и обосновании специальных приемов и средств исследования обозначенной проблематики. Исследование сопровождалось использованием общенаучных и частнонаучных методов исследования: системного, исторического, логического, сравнительно-правового, формально-юридического и других подходов. 

Степень научной разработанности темы исследования. В науке имеются монографические работы, посвященные осуществлению франчайзинговых отношений и применению, и исполнению договоров франчайзинга и коммерческой концессии. Однако научных исследований на основе реформированного гражданского и международного законодательства за последний период не проводилось. В некоторых исследованиях рассматривались отдельные теоретические и практические аспекты франчайзинговых правоотношений и действия договоров франчайзинга и коммерческой концессии в России и на международном уровне.

Теоретическую базу исследования составляют научные труды в области экономики, теории государства и права, гражданского, предпринимательского и международного частного права. Безусловно, основой послужили труды известных отечественных ученых, внесших свой вклад в развитие теории права и цивилистики: Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, В.К. Андреева, Н.А. Баринова, И.А. Близнец, М.М. Богуславского, В.А. Дозорцева, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, и других.



Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно–правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договоров коммерческой концессии в РФ. 

Эмпирическую базу исследования составляют судебная практика - опубликованные и не опубликованные в официальных источниках (в том числе электронных ресурсах) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов; результаты обобщения судебной практики по указанной категории дел, рассмотренных различными судами.

Научная новизна исследования состоит в формировании комплексного научного представления о договоре франчайзинга, теории и практики применения данных договорных конструкций.



























Глава I.  Теоретические основы франчайзинга в гражданском законодательстве



§ 1. Понятие и правовая природа франчайзинга





Первым в истории франчайзером можно назвать американскую фирму по изготовлению швейных машинок «Зингер». В 1863 году она предоставила своим дилерам исключительное право на реализацию своей продукции на определенной территории, за что стала взимать плату. 

Компания заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, который был аналогом современного франчайзингового контракта. Это были первые дистрибьюторские соглашения с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера), которые обслуживали машины по первому требованию покупателя. 

В настоящее время трудно представить себе существование и развитие современного бизнеса в условиях рыночной экономики без активного использования отношений франчайзинга. Однако среди исследователей нет единства в вопросе о моменте зарождения этого института. В Оксфордском словаре английского языка 1933 г. указано, что «franchising» – это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., а «franchises» – это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. Активное развитие франчайзинга было обусловлено становлением законодательного регулирования в области товарных знаков. 

 В 1875 году в Британии был принят Закон о товарных знаках, предоставляющий владельцу зарегистрированного знака монопольное право на его использование и привлечение к суду лиц, неправомерно использующих знак. После принятия закона знаки подлежали публикации, что давало возможность проверки на схожесть используемых знаков. В 1870 году в США вышел закон, регулирующий регистрацию товарных знаков, однако закон был признан противоречащим Конституции, и регистрация не осуществлялась до выхода нового закона 1881 года. В 1888 году, появилось законодательство, регулирующее товарные знаки в Японии, в 1894 году – в Германии. В 1891 году было подписано Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков. 

Если говорить об истоках возникновения отношений франчайзинга в нашей стране, то первые предпосылки мы можем заметить еще в XVII веке, начало становления законодательства о товарных знаках – Новоторговый Устав 1667 года о клеймении изделий. 

В эпоху Петра I был издан Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками. Однако дальше становления законодательства о товарных знаках развития франчайзинга в этот период не наблюдается. 

 Следующий этап в отечественной истории развития франчайзинга отмечен в конце XIX столетия с введением самого тер мина «товарный знак». В начале XX века в новом советском государстве существовали правовые основы для становления франчайзинга в ГК РСФСР 1922 г. Однако его развитие было затруднено рядом факторов, одним из которых было стремление государства установить контроль над всеми сторонами жизни общества и, как следствие, подавление предпринимательской деятельности. 

Другой причиной явилось недопущение капитала в крупную промышленность. Собственно, первые шаги в России франчайзинг начинает делать в связи с переходом нашей страны к рыночным отношениям, а также проникновением иностранного капитала в нашу экономику. Но для развития франшизных отношений нужна была законодательная база, закрепляющая право собственности и свободу предпринимательской деятельности. В 90-е годы принимаются Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.), Закон СССР «О собственности в СССР» (1990 г.). В частности, Закон о собственности в СССР отнес к объектам права собственности и интеллектуальную собственность. Первые франшизные схемы строились на основе арендных отношений с передачей арендатору права на товарный знак. 

Наконец, с принятием в 1996 году части второй Гражданского кодекса Российской Федерации законодательное закрепление получает и сам франчайзинг, регулированию которого посвящена глава 54. Несмотря на то, что многие исследователи считают главу, посвященную коммерческой концессии, не совсем удачной, тем не менее, именно она послужила началу правового регулирования отношений франчайзинга. «Пионером» в российском франчайзинге является Владимир Довгань, который создал две франчайзинговые компании: «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб». Именно он первым взялся за развитие франчайзинга в России и популяризацию этого направления в бизнесе. Владимир Довгань стал первым россиянином, принятым в Международную Ассоциацию Франчайзинга. 

С середины 90-х годов прошлого столетия начинается активное сосуществование российских и иностранных франчайзеров. Появляются такие известные отечественные франшизы, как «Крошка-Картошка», «Седьмой Континент», «Перекресток». 

Еще одним шагом в развитии отечественного франчайзинга явилось создание Российской Ассоциации Франчайзинга в 1997 году. В целях преодоления пробелов в правовом регулировании франчайзинга данная ассоциация разрабатывает Этический кодекс. Ассоциация франчайзинга (РАФ) является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC).

 К сожалению, в результате произошедшего в 1998 году дефолта многие франчайзи разорились, и развитие этого вида бизнеса несколько приостановилось, что показало неприспособленность франчайзинга к российской правовой действительности. 

Таким образом, в истории развития франчайзинга в нашей стране выделяется два этапа: период с конца 80-х годов до конца 90-х и период с начала нового тысячелетия по настоящее время. Первый период связан со становлением правовых основ, не обходимых для развития франчайзинга, закрепляющих свободу предпринимательства, частную собственность и сами отношения франчайзинга, а также отношениями, которые строятся по схеме: иностранный франчайзер – отечественный франчайзи. 

Второй период характеризуется постепенным вытеснением иностранного элемента отечественным, за счет того, что национальный франчайзинг начинает активно набирать обороты. На данном этапе франчайзинг успел заявить о себе как об эффективном методе ведения бизнеса и выгодном способе предпринимательства. Основным сектором экономики, активно использующим франчайзинг, является сфера розничной торговли, сфера услуг и предприятия розничного питания, из чего следует вывод, что этот вид бизнеса больше развит в сфере малого и среднего предпринимательства. 

Франчайзинг уже давно перестал существовать в рамках одного государства и вышел на международный уровень, причем у этой тенденции имеется ряд оснований. 

Во-первых, франчайзинг зарекомендовал себя как простой способ ведения бизнеса для обеих сторон, не требующий значительных финансовых вложений, в том числе и в зарубежных странах. 

Во-вторых, реклама делает возможной реализацию товаров и услуг за пределами страны их происхождения, т.к., являясь широко известными, они уже имеют потенциального покупателя, а это, в свою очередь, стимулирует производителя для развития своего бизнеса за границей. 

В-третьих, существующая конкуренция в рамках одного государства вынуждает производителя выходить на международный уровень, где существует большее пространство для деятельности. В-четвёртых, франчайзинг способствует развитию экономик стран третьего мира. 

 Все эти причины обусловили тот факт, что, имея сравнительно непродолжительную историю своего существования, франчайзинг быстро набрал популярность и доказал целесообразность и перспективность подобной организации бизнеса, о чем свидетельствуют статистические данные его развития в разных странах. 

Понятие франчайзинга рассматривалось многими исследователями.

Р. Б. Кац считает, что франчайзинг является продолжительным взаимовыгодным деловым сотрудничеством, в ходе которого крупной компанией представляется небольшой фирме франшиза на производство, продажу товаров, оказание услуг на определенной территории под торговой маркой крупной фирмы. Как видно из смысла определения, под франшизой исследователь понимает комплекс исключительных прав. 

По мнению М. И. Брагинского и В. В. Витрянского франчайзинг является группой договорных отношений, одно из основных условий которых заключается в передаче предпринимателем совокупности исключительных и иных прав для коммерческого использования.  При этом, по их мнению, они являются тождественными понятию франшизы. 

С точки зрения М. Н. Катковой, франчайзингом является способом организации и осуществления предпринимательской деятельности, основанным на договоре франчайзинга и иных сопутствующих договорах между предпринимателями по использованию исключительных и иных прав в различных сферах предпринимательской деятельности . Необходимо отметить логическую ошибку в данном определении: исследователем предпринята попытка истолковать определение посредством самого себя, а договор подменяется несколько сделок. Также стоит указать, что судебной практикой не признаются подобные конструкции единым договором. 

С. В. Климовой, при характеристике франчайзинговых отношений, делается акцент на передаче лицензии (франшизы, очевидно, отождествляя их) на производство продукции, продажу товаров, оказание услуг под товарной маркой правообладателя на ограниченной территории в пределах установленного срока. Представляется, что автор сужает понятие франчайзинговых отношений, делает упор на лицензионную основу данных отношений. 

Для целей отграничения франчайзинга от иных понятий представляется необходимым проанализировать его признаки. 

По мнению А. С. Райникова, для франчайзинга характерны следующие базовые признаки: 

во-первых, он является договором, т. е. формой, закрепляющей сложившиеся отношения; 

во-вторых, франчайзинг представляет собой срочную передачу комплекса исключительных прав для осуществления предпринимательской деятельности; 

в-третьих, направленность воли правообладателя на расширение рынков сбыта товаров, работ и услуг посредством замещения правообладателя своим контрагентом в отношениях с третьими лицами. 

О. Е. Кутиным в качестве признака указывается модель, способ организации бизнеса. 

М. И. Брагинский и В. В. Витрянский применительно к отечественному законодательству отмечают, во-первых, предпринимательский статус субъектов отношений; во-вторых, объект отношений – комплекс исключительных прав, а также тесные отношения субъектов в процессе осуществления бизнеса; в-третьих, передачу лишь права пользования объектом отношений; в-четвертых, полную юридическую самостоятельность пользователя. 

Таким образом, можно выделить две сферы, в которых может быть рассмотрен франчайзинг:

 1) экономическую. Франчайзинг является способом организации и распространения бизнеса, который основан на взаимоотношениях между зарекомендовавшей себя фирмой и начинающим коммерсантом в связи с передачей последнему комплекса исключительных прав и исполнением им методологических указаний фирмы; 

2) юридическую. Франчайзинг воспринимается в качестве системы договорных отношений, возникновение которых обусловлено возмездным использованием комплекса исключительных прав, и иных указаний правообладателя. 

Исторически первым видом франчайзинга является товарный. Он возникает в случае, когда правообладатель предоставляет исключительные права по распространению его продукции на определенной территории. Подобную модель договорных отношений закрепляет Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 1033 которого предполагается возможность ограничения прав пользователя по осуществлению деятельности исключительно на указанной территории. 

Франчайзингом бизнес-формат предполагается не только осуществление дилерских услуг, но и полное копирование системы ведения бизнеса, включая рекламную политику, руководство персоналом. Представляется, что именно к данному виду франчайзинга тяготеет ГК РФ. Например, ст. в 1032 закрепляются следующие обязанности пользователя: использовать указанным в договоре способом средства индивидуализации; обеспечить соответствующее качество товаров и услуг; соблюдать указания правообладателя (в т. ч. оформление помещений), а ст. 1031 устанавливается обязанность правообладателя по оказанию пользователю консультативного и технического содействия. 

Несмотря на наличие подобных корреспондирующих обязательств между сторонами договора, ГК РФ не закрепляются положения, регламентирующие тесные взаимоотношения между контрагентами в самой дефиниции договора, что указывает на низкую степень понимания отечественным законодателем сущности и многообразия франчайзинговых отношений. Тем самым дефиниция исследуемого договора не отражает всю полноту моделей построения отношений. 

Конверсионным франчайзингом предполагается создание из нескольких самостоятельных предприятий единой сети, которую объединяет общее имя, политика, производство и руководство. Он является своего рода холдингом. 

Подобная ассоциация обычно происходит путем присоединения самостоятельного предприятия (аналогичного или смежного профиля) к более известному предприятию, имеющему франшизную систему. 

При этом предполагается, что франчайзи уже имеет опыт управления собственным бизнесом и приобретение франшизы обусловлено получением преимуществ от заимствования опыта, средств индивидуализации товаров и услуг, принадлежащих франчайзеру, занимающему более «колоритное» положение на рынке.

 Конверсионный франчайзинг обычно является еще и производственным, т. е. основанным на принципах распределения труда и территории реализации товаров, обеспечения экономичности производства, повышения объемов и гибкости производства. Он включает в себя различные схемы взаимоотношений компаньонов (владельцев средств индивидуализации, производителей сырья, продукции, продавцов) 

Таким образом, франчайзинг представляет собой отношения, суть которых будет зависеть от избираемой методологии исследования – правовой или экономической. 





§ 2. Источники правового регулирования договора франчайзинга





Коммерческая концессия (франчайзинг) развивается достаточно активно не только за рубежом, но и в России. Использование коммерческой концессии (франчайзинга) в странах повлекло за собой необходимость ее законодательного урегулирования. В мире существует несколько способов регулирования франчайзинговых отношений: 

1) с помощью принятия специального законодательства о франчайзинге; 

2) путем закрепления института франчайзинга в гражданском законодательстве, регламентирующего исключительно договорные отношения;

 3) урегулирование франчайзинговых отношений общими положениями о договорах в рамках гражданского законодательства и исходя из принципов «добросовестности», «справедливости», «разумности», «свободы договора» и т. п. 

К первому типу правового регулирования франчайзинговых отношений, например, относится США, где действует 2 уровня специального законодательства о франчайзинге: 

– федеральное: Постановление торговой комиссии США  № 436 «Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях франчайзинга» от 21 октября 1979 г.; Положение о единообразных правилах предложения о продаже франшизы; 

– собственное законодательство 21 штата, таких как Вашингтон, Виржиния, Гавайи, Индиана, Иллинойс, Нью-Йорк, Северная и Южная Дакота, Миннесота и др.

В Республике Молдова издан Закон «О франчайзинге» от 1 января 1997 г. № 1335-XIII; гл. 21 Гражданского кодекса Республики Молдова. В Республике Казахстан Законом № 330–II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» от 24 июня 2002 г. определены субъекты франчайзинговых отношений, принципы и меры государственной поддержки франчайзинговых отношений, общие договорные положения договора франчайзинга, его виды и т. д. 

В Великобритании действуют: Ограничивающий Акт о торговле (1976 г.); Закон о конкуренции (1980 г.); Закон о розничных ценах (1976 г.); Закон «О справедливых условиях договора» (1977 г.); Закон «О честной торговле» (1973 г.); Закон «О защите потребителя» (1987 г.). Страны бывшей Югославии (Словения, Хорватия, Босния) применяют к франчайзингу 3 группы законодательных актов: антимонопольные инструкции; акты, регулирующие внешнюю торговлю, общее гражданское законодательство о договорах (акты, устанавливающие правила внутренней торговли). 

Необходимость установления правовых основ данного вида предпринимательства не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем некоторые авторы утверждают, что франчайзинг не нуждается в особом законодательном регулировании в силу самодостаточности условий франшизного соглашения, которое, в свою очередь, питается богатейшей договорной и судебной практикой общего права, т. е. устанавливается концепция саморегулирования франчайзинга, в частности, в США. 

Так, по мнению экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности, с правовой точки зрения франчайзинг в достаточной степени регулируется договорным правом, поэтому для его развития не требуются особые законы и специальные структуры. 

Основой в правовом регулировании коммерческой концессии является гл. 54 ч. II ГК РФ «Коммерческая концессия», которая закрепляет исключительно договорные отношения: понятие, предмет, заключение и исполнение договора. Однако гл. 54 ч. II ГК РФ с момента введения в действие неоднократно претерпевала изменения. Первые существенные изменения были внесены Федеральным законом «О введение в действие ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. в связи с принятием ч. IV ГК РФ. 

Во-первых, законодатель изложил в новой редакции понятие договора коммерческой концессии. Так, согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

 Во-вторых, в п. 1 ст. 1027, абз. 2 ст. 1032, п. 3 ст. 1037, ст. 1039, ч. 2 ст. 1040 ГК РФ уточнен и расширен объект договора коммерческой концессии. В частности, ст. 1538–1541 ГК РФ ч. IV ГК РФ предоставили правовую охрану новому виду средств индивидуализации юридических лиц – коммерческому обозначению. 

В-третьих, законодатель отказался от двойной регистрации договора коммерческой концессии. 

В-четвертых, в абз. 2 п. 1 ст. 1031 ГК РФ исключена императивная обязанность правообладателя: выдавать пользователю предусмотренные договором лицензии, установив их порядок оформления. 

В-пятых, введенный п. 4 ст. 1027 ГК РФ устанавливает, что к договору коммерческой концессии субсидиарно применяются правила разд. VII ч. IV ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям гл. 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии. 

Таким образом, можно сказать, что правовое регулирование коммерческой концессии в свете принятой ч. IV ГК РФ усложнено и вызывает немало противоречий и неясностей, требующих дальнейшего их устранения с помощью правоприменительной практики. 

Однако существует мнение о возможности применения к урегулированию договорных отношений коммерческой концессии положений ГК РФ об агентских и дистрибьюторских соглашениях; в некоторых случаях дистрибьюторский договор отождествляется с договором коммерческой концессии. 

Четкой позиции по данному вопросу придерживаются Е. А. Суханов и В. В. Витрянский, которые считают, что договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ этот договор представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора, что исключает применение каких-либо иных норм, предназначенных для регламентации других договорных обязательств. В этом случае субсидиарному применению подлежат лишь общие положения об обязательствах и договорах. 

Таким образом, возможно заключение агентских и дистрибьюторских договоров как самостоятельных договоров, но только при необходимости организации франчайзинговой системы, при этом включение норм гл. 49, 51 и 52 ГК РФ в договор коммерческой концессии не допускается. 

Следующие изменения в ст. 1030, 1033, 1035, 1037 ГК РФ были внесены Федеральным законом № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 июля 2011 г. 

Основой принятия указанных изменений стали Указ Президента РФ № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 июля 2008 г.и подготовленная на его основании Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. 

Так, в первоначальной редакции вознаграждение по договору коммерческой концессии могло выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей. Теперь законодатель предусмотрел возможность включения в договор коммерческой концессии комбинированной системы разовых и (или) периодических платежей. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии, предусмотренные ст. 1033 ГК РФ, полностью изложены в новой редакции. 

Значительным нововведением ст. 1035 ГК РФ стало закрепление за пользователем не просто права на перезаключение договора на новый срок, но преимущественного права, которое хотя и предполагалось в соответствии с п. 2 прежней редакции статьи, но непосредственно в норме не выделялось. Право пользователя на заключение нового договора с правообладателем по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях, закрепленное ст. 1035 ГК РФ, было отменено. В абз. 2 п. 1 ст. 1035 устанавливается, что при заключении договора коммерческой концессии на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон. 

Изменены последствия незаключения договора коммерческой концессии на новый срок с прежним пользователем. В частности, срок запрета на заключение договора коммерческой концессии на тех же условиях сокращен до одного года. Также пользователь вправе в судебном порядке потребовать по своему выбору перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков. 

В абз. 2 п. 1 ст. 1037 ГК РФ теперь закреплено право каждой из сторон договора, заключенного на определенный срок или без указания срока, отказаться от договора в любое время с уведомлением в месячный срок другой стороны, но при условии, что договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

 Введен п. 1.1 ст. 1037 ГК РФ, устанавливающий для правообладателя право на односторонний отказ от договора по целому ряду оснований – нарушений со стороны пользователя. При этом односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования. Анализируя подобные изменения, можно прийти к выводу об укреплении правового положения правообладателя, как менее защищенной стороны в договоре коммерческой концессии. 

Последние на сегодняшний день изменения были внесены Федеральным законом № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 12 марта 2014 г., вступающим в силу с 1 октября 2014 г. В новой редакции изложен п. 2 ст. 1028 ГК РФ: «Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся». 

В свою очередь абз. 2 п. 2 ст. 1031 ГК РФ предусматривает, что если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии. Изменены правовые последствия несоблюдения требования о государственной регистрации. Так, при несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.



§ 3. Соотношение понятий франчайзинг и коммерческая концессия





Следует отметить, что относительно соотношения категорий «франчайзинг» и «коммерческая концессия» у ученых не существует единого мнения. 

Так, среди ученых, отождествляющих эти понятия, можно назвать Л.Ю. Василевскую, которая, приравнивая коммерческую концессию к франчайзингу, замечает, что термин «коммерческая концессия» является по существу, синонимом вошедших в международную практику терминов «франшиза» (традиционно используются при передаче прав на объекты интеллектуальной собственности) и «франчайзинг». 

В.В. Витрянский объясняет появление договора коммерческой концессии в гражданском законодательстве Российской Федерации следующим образом: «Понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising», что позволяет сделать вывод о том, что он отождествляет данные виды договоров.

А.В. Богданов придерживается такой же позиции, замечая, что «наряду с термином «коммерческая концессия» в лексикон предпринимателей вошел его иностранный синоним - «франчайзинг». 

Проведение научных исследований привело некоторых ученых к выводу о наличии различий между правовыми категориями «франчайзинг» и «коммерческая концессия». Они считают, что даже «бизнес-формат франчайзинг» нельзя отождествлять с коммерческой концессией. Они считают, что франчайзинг бизнес-формата предусматривает такой вид отношений сторон по договору, который не известен ни традиционной коммерческой концессии, ни другим подобным ей эксклюзивным традиционным договорам.

Некоторые констатируют, что понятие «договора коммерческой концессии» уже понятия «договор франчайзинга»

Третья группа ученых считает, что договор коммерческой концессии и договор франчайзинга соотносятся как видовое и родовое понятия. Они отмечают, что понятие «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга бизнес-формата, но с определенными оговорками: в настоящее время договором коммерческой концессии признается лишь договор, в соответствии с которым передаются права на использование следующих объектов:

право на фирменное наименование 

коммерческое обозначение 

охраняемая коммерческая информация. 

Аналогичной позиции придерживается А.Обыденов, называя франчайзинг формой гибридного институционального соглашения, основу которого составляет договор коммерческой концессии. 

Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что при сравнении понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» в рамках российского права, их все-таки следует признать синонимами. Данный тезис находит подтверждение в работе М.И. Брагинского и В.В. Витрянского: «понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising». 

Вопрос же о различии содержаний рассмотренных понятий коренится в специфике франчайзинга как совокупности общественных отношений, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности и, в зависимости от уровня развития и особенностей экономики каждого конкретного.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44