- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Дидактический потенциал текстов slam-poetry
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012550 |
Тема: | Дидактический потенциал текстов slam-poetry |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Факультет иностранных языков и международной коммуникации Направление «Лингвистика» Магистерская программа «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация» МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Дидактический потенциал текстов slam-poetry Автор: Путенкова Мария Александровна Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Гречушникова Т.В. Допущен (а) к защите: Руководитель ООП: _________________________ (подпись, дата) Тверь 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. История жанра slam-poetry и его особенности………………………..7 1.1. Определение жанра slam-poetry……………………………………………7 1.2. Становление слэма…………………………………………………………12 1.2.1 Европейский опыт…………………………………………………..13 1.2.2 Российский опыт…………………………………………………....14 1.3. Проблематика текстов slam-poetry………………………………………..17 1.4 . Языковые характеристики текстов slam-poetry………………………….25 1.4.1 Лексические явления………………………………………………25 1.4.2 Грамматические явления…………………………………………..29 Выводы по главе I ……………………………………………………………….30 Глава II. Дидактический потенциал текстов slam-poetry в современном образовательном пространстве…………………………………………………33 2.1. Новая парадигма образования. Системно-деятельностный подход…..33 2.2. Изменения в особенностях восприятия информации. «Клиповое мышление»………………………………………………………………..37 2.3. Дидактический потенциал текстов slam-poetry…………………….…..44 2.3.1 Европейский опыт ……………………………………………….....44 2.3.2 Российский опыт и слэм-уроки учителей………………………....52 Выводы по главе II……………………………………………………………...58 Заключение……………………………………………………………………...60 Список использованной литературы и источников……………………….…62 Приложение………………………………………………………………….....67 ВВЕДЕНИЕ Современное общество стремительно развивается, также как и искусство, которое не ограничено выбором материалов или методов. Оно может использовать как традиционные формы живописи, архитектуры и скульптуры, так и нетрадиционные – перформанс, инсталляции и другие различные материалы. Наш современник, Борис Гройс, искусствовед, писатель, художественный критик считает, что термин «современное искусство» не просто обозначает искусство, создаваемое в наше время, скорее, такое искусство «демонстрирует способ, которым современность представляет свою сущность, – акт презентации настоящего». Произошёл своеобразный сдвиг от производства художественного объекта к процессу, что породило так называемое перформативное искусство, в том числе и slam-poetry [Гройс: URL]. Актуальность данной темы обусловлена растущей популярностью жанра slam-poetry в художественной и академической среде. Но несмотря на то, что слэм неоднократно являлся темой отдельных публикаций, в целом, эта тема представляется ещё открытой для культурологических поисков, как постоянно развивающаяся. Общество развивается и меняется, а вместе с ним меняется и информационная среда. Образование переходит на новый уровень развития, где при организации образовательного процесса от преподавателя требуется уже изменение процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия. А это означает, что приоритет в работе педагога отдаётся диалогическим методам общения или интерактивной коммуникации, в ходе которых педагог и ученики вместе ищут ответы на поставленные вопросы. Под интерактивностью коммуникации образовательного процесса понимается организация, развитие, обмен информацией и взаимодействие субъектов образовательного процесса, при котором школьник перестаёт быть объектом учительского воздействия – он становится субъектом интерактивного, коммуникативного взаимодействия. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от тории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение на практике [Гущин 2012: 2]. Методы интерактивной коммуникации основаны на паритетных отношениях педагога и учащегося, многосторонней коммуникации, конструировании знаний, использовании самооценки и обратной связи, интерактивности учащегося. Действенность методов интерактивной коммуникации обучения связана с эмоциональностью учащихся, их активизацией, вниманием к переживаниям и мыслям каждого. Портрет современного школьника во многом изменился. Перегруженные постоянно растущим информационным потоком мышление, воображение, внимание, логика, память, речь ученика меняются не в лучшую сторону; дидакты и психологи обозначают это как клиповое мышление. Перформативное искусство, в том числе именно slam-poetry, ориентировано на комплексное восприятие. Эта тенденция может привлечь современного школьника с клиповым мышлением, и, на наш взгляд, может быть использована в школе. Цель работы: проанализировать основные характеристики и механизмы создания текстов slam-poetry, а также выяснить их дидактический потенциал. Для осуществления поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать жанровую и языковую специфику современного немецкоязычного slam-poetry. 2. Выявить языковые механизмы (лексические, грамматические и орфографические) создания текстов slam-poetry, обеспечивающих их яркость и конкурентоспособность. 3. Изучить дидактический потенциал текстов жанра slam-poetry в эпоху новой парадигмы образования. Объектом нашего исследования являются тексты жанра slam-poetry, а предметом дидактический потенциал этих текстов. В ходе данного исследования были использованы следующие методы: литературоведческий, лингвистический, сравнительный и сопоставительный анализ, а также методическая дидактизация и социологический опрос. Теоретической основой исследования послужили работы Гиренка Ф.И. и Тамарченко Н. Д. по философии языка, а также статьи Гречушниковой Т.В., Дворжецкой А., Захарова П., Кудрявцевой Т. В., Новосёловой Е., Медведева К., Петренко Т., Ульянова А. по слэм-тексту и поэтическому творчеству. Изучая новую парадигму системно-деятельностного подхода в современном образовательном пространстве, а также феномен «клипового мышления» мы опирались на научные статьи Лебедевой М.Н., Семёновских Т.В., Смирнова В.А, Фрумкина К. Г., Шутовой В.Н. Нами была использована не только отечественная, но также и зарубежная методическая литература Андерс П., Вестмайера С., Вильриха А. Практическим материалом для исследования послужили тексты известных немецких и российских слэммеров База Бёттхера, Себастиана Рабсаля, Юлии Энгельманн, Мице Медузы, Александра Литого, а также тексты начинающих немецких слэммеров подростков. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе: 1) международной научно-практической конференции «Наука сегодня: проблемы и перспективы развития» (30 ноября 2016 г., Вологда); 2) IX Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Диалог языков и культур: лингвистические и лингводидактические аспекты» (27 апреля 2017 г., Тверь); 3) I Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы романо-германской филологии» (15 декабря 2017 г., Коломна); 4) X Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Диалог языков и культур: лингвистические и лингводидактические аспекты» (26 апреля 2018 г., Тверь). Практическая ценность исследования заключается в возможности использовать полученные результаты в процессе преподавания иностранного языка в рамках академических курсов по анализу текста, истории литературы, креативному письму, а также театральной педагогике. Данная работа состоит из 2 глав, введения и заключения, выводов, приложения и списка использованных источников и литературы. Глава I. История жанра slam-poetry и его особенности 1.1. Определение жанра slam-poetry Современное общество стремительно развивается вместе с искусством, которое не ограничено выбором материалов или методов. Оно может использовать как традиционные формы живописи, архитектуры и скульптуры, так и нетрадиционные – перформанс, инсталляции и другие различные материалы. Всё больше проявляется интерес к устному слову («spoken word»), которое может быть представлено в разных формах, например, чтения стихов или доклады в художественной или театральной форме. Борис Гройс, теоретик искусства, писатель, художественный критик считает, что термин «современное искусство» не просто обозначает искусство, создаваемое в наше время. Скорее, сегодняшнее современное искусство «демонстрирует способ, которым современность представляет свою сущность, – акт презентации настоящего». Произошёл своеобразный сдвиг от производства художественного объекта к процессу, что породило так называемое перформативное искусство, в том числе и slam-poetry [Гройс: URL]. Популярность жанра slam-poetry в художественной и академической среде обусловлена тенденцией к устности и переносу устной речи (вторичная устность [Самуйлова 2000: 152]), в том числе, и в сферу художественного текста. Художественные искания выражаются в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до деконструкции объекта (перформансы и хеппенинги). «Сочетая в себе поэтическое и актёрское искусство, обладая элементами шоу, выводя автора непосредственно к своему зрителю-слушателю, существуя в режиме интерактивности, наконец, обладая огромной инвариантностью не только в плане текста, но и в способах его прочтения, жанр slam-poetry отражает многие тенденции современной культуры» [Тамарченко 2011: 155]. Текст в слэме перестаёт быть письменным, вновь начинает звучать, исполняться, приобретая формы игры, действа, театрализации, а также имея как внешнюю, так и внутреннюю динамику. В настоящее время существуют различные мнения в отношении определения slam-poetry. По природе своей, поэтический слэм является разновидностью полифонического нового искусства. Одни называют этот формат поэтическим конкурсом на артистизм, другие – интерактивным литературным шоу, третьи – просто перформансом, но все сходятся во мнении, что это разновидность искусства, в центре которой артистично исполняющий собственный поэтический текст живой автор [Slam Poetry: URL]. Каждое из этих определений содержит ключевые слова: «литература», «интерактивность» и «конкурс». Можно рассмотреть, как определяют данный феномен сами представители поэтического движения. Интересен взгляд Александра Дельфинова, ведущего русскоязычных конкурсов slam-poetry в Берлине. Для него момент конкурса менее важен, чем перформанс «Slam-poetry – это, прежде всего, шоу. Участникам важнее не продемонстрировать своё превосходство над соперниками, а понравиться публике» [Петренко: URL]. Кирилл Медведев в своей статье «Клипы и невозвращенцы из резерваций» пишет, что для слэммеров написание произведения и его исполнение – «единый, целостный, органичный и бескомпромиссный процесс, его высшая точка осуществления» [Медведев: URL]. Анатолий Ульянов, один из теоретиков slam-poetry, так написал об этом новом искусстве: «Slam-poetry не занимается литературой в традиционном смысле, и, что более важно понять, не занимается поиском и улучшением литературного качества. Одна из основных задач не качество текста, но качество его представления. Более того, Slam-poetry – это аудиовизуальное явление. Большинство подлинно слэммерских текстов не рассчитаны на то, чтобы быть напечатанными и существовать в традиционной литературной форме. Не исключено, что внутри slam-poetry родится воистину высокая литература. Один из основополагающих его принципов – общедоступность. Каждый может принять участие в конкурсе. Поэтому Slam-poetry всегда будет явлением народного, массового качества» [Ульянов 2007:68]. Петр Захаров, главный редактор журнала «Инвожо», отмечает социальный аспект slam-poetry: «Slam-poetry – это для тех, кому интересно жить, но кто не всегда доволен жизнью. Как это ни парадоксально, в нём присутствует социально-критический пафос. Поэты высмеивают мир рекламы и тотального потребления, высмеивают современные средства массовой пропаганды. Poetry Slam - острое оружие против всемирного поглупения» [Захаров 2007: 114]. Slam-poetry доставляет удовольствие не только автору (от реализации своего творческого потенциала), но и аудитории (от непосредственного взаимодействия с живым словом). Слэммер выходит на сцену и демонстрирует своё творчество, то есть читает свои стихи непосредственному слушателю, стремясь при этом ещё и к личностному общению, в то время как слушатель, испытывая психологическую потребность в общении, проявляет своё отношение как к поэзии в целом, так и к личности конкретного автора. Таким образом, slam-poetry является видом современного искусства, а именно искусства перформативного, так как ему присущи такие характерные черты, как новизна, актуальность тем, доступность, современность формата, вовлечённость зрителя в процесс, а также ряд функций, которые выполняет современное искусство, являясь средством коммуникации с современным миром, методом познания действительности, средством духовного формирования нового человека, критикой психической жизни современного человека, отражением социальных и психологических феноменов нашего времени. В целом, slam-poetry в современном социокультурном пространстве выглядит следующим образом: поэты (как правило, от пяти человек) по очереди читают свои стихи. Несмотря на приставку «poetry» («поэтический»), произведения не обязательно должны быть стихотворными. Допускается всё: проза, речь, миниатюра. Главное, чтобы авторство принадлежало самому участнику конкурса. Слэммеры исполняют на сцене только собственные произведения. Иными словами, речь идёт не о подражании, а о собственном творчестве. Любой slam-poetry проходит, придерживаясь 10 правил: 1. Слэммеры, желающие выступить, должны зарегистрироваться у модератора данного мероприятия. 2. Модератор приветствует публику. 3. Модератор озвучивает правила конкурса, а затем с помощью лотереи организует порядок выступающих слэммеров. 4. Происходит выбор жюри (от трёх до десяти человек). Оно решает, как будет проходить оценивание кандидатов (будет ли оцениваться отдельно каждый слэммер или сразу три выступивших участника, а также будет ли аннулироваться самый высокий и самый низкий баллы). 5. В дальнейшем модератор просит наиболее известного слэмера выйти на сцену выступить, после чьего перформанса жюри производит своё первое голосование. 6. Начинается конкурс, в течение которого модератор под аплодисменты публики друг за другом приглашает поэтов на сцену. Затем после выступления записывает их очки на доску для голосования. 7. В основном за конкурс выступают около 12 слэммеров; после первых шести делается пауза, в течение которой звучит музыка, и публика может расслабиться. 8. При равном соотношении сил слэммерам предоставляется возможность выступить заново, но уже с либо обновлённым текстом, либо совершенно другим. 9. Следующим шагом является вручение призов. 10. Наконец, в завершении всего конкурса, модератор озвучивает новую дату конкурса [Anders 2016: 7-8] (здесь и далее перевод мой М.П.) Существует также ряд неформальных правил. Например, не допускаются опоздания – если пятый поэт читает в первом раунде – это уже слишком поздно для регистрации опоздавшего претендента на участие. Не приветствуется также чтение по бумаге: поэт должен общаться с публикой, а значит, его взгляд должен быть направлен в зал, а не в манускрипт. Как правило, люди, которые приходят в качестве зрителей на конкурс, уже имеют о нём представление. Для большинства из них slam-poetry является синтезом художественных текстов и зрелища соревнования между яркими харизматичными личностями. Одни – люди, для которых подобное состязание – школа по преодолению психологических барьеров; способ социальной адаптации. Другие – известные журналисты, литературная богема, поэты со стажем, не разрывающие связь с молодёжью. Общение между авторами и зрителями создаёт определённое культурное пространство, обусловленное множеством факторов – и традицией, и исторической эпохой, и вкусами участников процесса общения, и их личностными характеристиками. Уникальность такого жанра современного искусства, как slam-poetry, заключается, прежде всего, в возможности культурного и творческого взаимодействия автора и зрителя. Во время конкурса они открыты для той формы диалога, которой не существует на официальных концертах-чтениях или выступлениях. Зритель получает текст не в форме публикации, а ощущает «вживую». Он воспринимает не только текст, но и внутренний мир автора, проявляющийся в голосе, мимике, открытости или замкнутости, покое или напряжении. Он открывает новую грань чьего-то творчества. 1.2. Становление слэма Отцом-основателем слэма считается поэт Марк Смит, который реализовал первый слэм в чикагском заведении «Get Me High Lounge» в ноябре 1984 года [Петренко 2007: 12]. Как пишет «Новое Литературное Обозрение», «господин Смит не только ввёл сам термин «slam», но и придумал основные правила – участники соревнуются между собой в артистизме и поэтическом даровании, действует жёсткий регламент, жюри выбирается из публики» [Медведев: URL]. С июля 1986 года слэм развивался в чикагском джазовом клубе «Green Mill» [там же]. Первый американский «National Slam» прошёл в 1990 году в Сан-Франциско. Сегодня в нём принимают участие уже около 75 команд. Из Америки слэм распространился и в другие страны. Сильные слэм-сцены находятся сегодня в Германии, Австрии, Непале и Голландии. Среди прочих стран отмечены также Новая Зеландия, Сингапур и Босния. С середины 90-х слэм-поэзия начала исполнятся речитативом, стиль которого стали использовать афроамериканцы в пространствах хип-хопа. Эта тенденция продержалась вплоть до первых годов Миллениума. «С 2005 слэммеры решили изгнать рэперский речитатив из слэма» [Дворжецкая: URL]. Среди финалистов «Individual World Slam Champion 2005» ни один поэт с рэперским речитативом ни прошёл в финал. Аналогичная ситуация повторилась и в 2006. За двадцать лет слэм научился говорить разными голосами и обзавёлся завидным разнообразием стилей и техник. Сегодня это уже отдельное направление искусства, вобравшее в себя множество литературных, театральных, вокальных и прочих художественных практик. 1.2.1 Европейский опыт В Европу поэтри-слэм пришёл в середине 1990-х годов. Наряду с Великобританией и скандинавскими странами одним из пионеров слэм-движения была Германия. В 1994 году в берлинском клубе «Ex'n Pop» прошло первое шоу. Организаторами выступили проживающие в Берлине американские поэты Присцилла Бе и Рик Маверик [Петренко: URL]. Однако датой рождения немецкого поэтри-слэма считается апрель 1997 года, когда в одном из столичных клубов встретились представители слэм-сцены из Берлина, Гамбурга и Мюнхена. Участники встречи решили объединить усилия для популяризации этого явления не только в Германии, но и во всём немецкоязычном пространстве. Полгода спустя всё в том же клубе «Ex'n Pop» состоялся первый национальный поэтри-слэм с участием поэтов из Дюссельдорфа, Мюнхена, Гамбурга и Берлина. Эти города и по сей день считаются центрами движения. В 1997 году случилось другое знаменательное событие – основание организации Poetry Slam Incorporated (IPS). Задача IPS – не допустить коммерциализации слэма. Зарабатывать деньги на таких выступлениях – значит наносить удар демократическим основам этого феномена. Участником конкурса, а значит, поэтом может стать любой: как признанный автор, так и человек с улицы. Самая высокая награда для победителя слэма – признание публики. В Германии поэтри-слэмы стали неотъемлемой частью литературной сцены. Публика слэм-шоу множится. Сегодня, 10 лет спустя, Германия превратилась в центр немецкоязычного поэтри-слэма. В ежегодных чемпионатах принимают участие литераторы из Германии, Австрии и Швейцарии. Регулярные поэтри-слэмы проходят более чем в 30 городах страны. Слэм-шоу стали неотъемлемой частью литературных фестивалей. С февраля 2007 года на одном из немецких каналов – WDR – еженедельно транслируется поэтри-слэм. Однако энтузиасты местной слэм-сцены не стали ограничиваться немецкоязычным пространством. С 2001 года легенда немецкого поэтри-слэма Вевальт Козловский (Wehwalt Kozlovsky) гастролирует в сопровождении «коллег по мастерской» в странах Восточной Европы. [Петренко: URL]. А три года назад в Берлине прошёл первый русскоязычный поэтри-слэм. С тех пор шоу с участием местных и приглашённых русскоязычных авторов стало традицией. Среди австрийских представителей слэм-поэзии известными являются Маркус Кёле и Мице Медуза. Их произведения придают языку собственный ритм, они играют словами, создавая новые текстовые структуры. Они ежемесячно организуют конкурсы для австрийских слэммеров, которые в течение ограниченного времени должны выступить перед публикой и проявить себя. Однако слэм формировался не только в европейских странах, он нашёл своё развитие также и в России, что свидетельствует о бурном интересе к этому формату устных вступлений. 1.2.2 Российский опыт В России при наличии богатых поэтических традиций очень мало сформировавшихся литературных сообществ. Специфика русского слэма в том, что он возник на рубеже 1990-х и 2000-х годов усилиями одного человека, которого можно назвать «Белинским нашего времени». В 1990-ые Вячеслав Курицын был российским постмодернистским критиком, а также литературным организатором поэтических слэмов. Слэм заинтересовал его именно своей возможностью объединить в одном конкурсе и серьёзного поэта, и скандального панка (проект «100 писателей», где были представлены и Солженицын, и Маринина). Проект оказался коммерчески успешен: люди с большим удовольствием наблюдали происходящее. Самое удивительное, что в первом конкурсе, который проводил сам Курицын, победил действительно очень достойный поэт Андрей Родионов, проводивший последующие слэмы в Москве уже долгие годы. В России есть традиция, заложенная футуристом Маяковским, устраивавшим публичные чтения. В конце 90-х свои двери для поэтических баттлов открыл клуб в центре Москвы, «О.Г.И.». Здесь победителя определяли зрители, опуская в шляпу имя понравившегося участника. Автором идеи и организатором выступил Вячеслав Курицын, который в последствии перебрался в Северную столицу и продолжил традиции поэтических слэмов уже там. Поэтические битвы являлись развлечением для известных поэтов, которым ничего и никому уже не нужно было доказывать, но для юных поэтов это была возможность заявить о себе. Так, со времён поэтических слэмов в «О.Г.И.» стали известны имена многих замечательных поэтов: Андрей Родионов, Аня Логвинова, Дина Гатина, Анна Русс, Евгений Лесин, Дмитрий Воденников и другие. Именно Андрей Родионов, победитель турнира «Русский слэм 2002», стал ведущим подобных поэтических сражений в клубе «Билингва» с 2006 года. До недавних пор продолжателями традиции поэтических слэмов в Москве, наряду с «О.Г.И.» и «Билингвой», являлись поэтические дуэли «Слово за слово». «Слово за слово» является одним из ярчайших примеров грамотно прописанного регламента, тщательного подбора поэтов и здоровой, творческой, дружелюбной атмосферы. Поэтическая дуэль перемежается выступлениями музыкальных групп, ведущие не дают публике заскучать и привлекают зрителей к придумыванию строчек для экспромта поэтов, а победитель определяется посредством аплодисментов. Помимо данного проекта в столице существовали и другие поэтические битвы, например «Слово поэту!» под началом экстравагантной Анны Коростель или фестиваль «Право голоса», который не исключает всё же факт соревнования, но как таковой дуэли на сцене не происходит. На сегодняшний день, поэтические слэмы находят своего автора и зрителя по всей России: в Воронеже, Пензе, Смоленске, Иркутске, Новгороде, Санкт-Петербурге и, конечно, в Москве. Современная поэзия интересна, необычна, во многом зиждется на урбанизме и эпатаже. Одной из последних тенденций литературного пространства считается актуализация диалога о слэм-поэзии, где важными определяющими факторами являются непосредственность, устность. Поэтические слэмы – это попытка представления поэзии на сцене. При этом важно не только качество текста, но и манера декламации, которая зачастую может самое заурядное стихотворение превратить в невероятное шоу. Зритель получает поэта без опосредования книжной публикацией. Он видит внутренний мир автора, который проявляется в голосе, мимике, открытости или замкнутости, покое или напряжении. Он открывает новую грань чьего-то творчества, видит поэзию изнутри [Тамарченко 2011: 159]. Слэм традиционен в своей смысловой составляющей, вобрав в себя традицию литературных состязаний, и авангарден в форме проявления – перформанс. Его осознание возможно только при комплексном изучении с позиции многих областей научных знаний – культурологии, истории, искусствоведения, философии, социологии, психологии. Рефлексируя многие культурные процессы, Slam Poetry способен вобрать в себя лучшее из уже существующего и со временем открыть новые горизонты творческой самореализации. 1.3. Проблематика текстов slam-poetry Говоря о тематике текстов slam-poetry, отметим, что «в своих произведениях слэммеры иронически обыгрывают тривиальные темы массовой литературы (несчастная любовь, одиночество, серость, добро и зло), серьёзно задумываются о месте человека в жизни. Также критикуют такие «ценности» современного общества, как стремление к материальному обогащению и потреблению всего, чем «инфицировано современное сознание» (мода, телевизионные сериалы, компьютерные игры и пр.) [Кудрявцева 2008:134]. Молодое поколение ищет новые пути творческой самореализации, разрушая или пытаясь разрушить каноны стилей и жанров, ценностную иерархию, низвергая признанные авторитеты, предоставляя шанс новой поэзии занять своё место. Для понимания тематики жанра Slam Poetry приведём примеры текстов Себастиана Рабсаля, одного из успешных современных слэммеров. Себастиан Рабсаль родился в Дуисбурге, изучал философию во Фрайбурге. С 2002 выступает в Германии, Австрии и Швейцарии. В 2008 году ему присвоен титул чемпиона немецкоязычных чемпионатах Poetry Slam в Цюрихе [Sebastian 23 Wikipedia: URL]. Помимо выступлений Себастиан Рабсаль занимается ещё написанием книг, непосредственно являющихся объектом его выступлений. Например, «Denke sch?n» Lektora 2010, что в переводе означает «Думай красиво». Можно провести параллель с немецким выражением Danke sch?n, что переводится как «спасибо». Ещё один пример книги с таким же названием можно привести «Theorie und Taxis» Carlsen 2014 (Теория и такси). Читая это название, невольно возникает ассоциация с выражением Theorie und Praxis (теория и практика). Например, приведём отрывок из произведения С. Рабсаля «?rger mit Monotonie» (Стресс с монотонностью) и проанализируем его. «…Иди! Иди! Нет не на работу, а прямиком домой к шефу, посмотри, как он живёт. И если ты страдаешь манией преследования, просто развернись и иди в другую сторону: тогда уже ты будешь сам преследовать всех. Иди! И, если встретишь скинхедов, не забудь спросить, как пройти к парикмахеру. И внимательно выслушай ответ…» [Rabsahl a: URL] Исходя из данного текста, можно проследить актуальные проблемы немецкого общества, а именно: недовольство стратификацией общества, разрывом между различными социальными классами («посмотри, как он живёт»); негативный психологический контекст («мания преследования»); протест против волны ксенофобии, потребления, социальной пассивности. Главный герой не может не двигаться, он обязан идти, но, в таком случае, он двигается в другом направлении – выражает протест обществу конформизма, допуская даже социальную провокацию («спроси у скинхеда, как пройти к парикмахеру»). Тематика произведений slam-poetry в России и Германии по большей части схожа, отличия, в целом, незначительны и зависят непосредственно от личности автора. Как для немецкого, так и для русского слэма характерна тема политики. «Все дороги ведут в Рим, говорили те, кто шёл в Рим умирать Все дороги ведут в центр Москвы, говорил Лужков, отдыхая на Гавайях Все дороги ведут к самопознанию, говорил Далай-Лама и отправляет свой дух заказывать пиццу с тунцом на другой конец света…» [Грибоедов-Канделаки: URL] В этом же тексте осмысливаются и личные проблемы: «Все дороги ведут в нос, говорят наркоманы, которые не видят другой дороги Все дороги приведут меня к любимой, думал Иванушка Дурачок. И ведь тоже, подлец, был прав. Вот только там, в конце дорог, любимая уже не ждала его. Потому что у неё была Своя дорога. Счастливого пути!» [там же] «Тогда Ей было 16, 19, а может 20 да и неважно даже, вкратце её глаза тогда ещё не устали над миром смеяться пока не приключилась эта мелочь в миру волшебства детской грации, для неё тогда маленькая сенсация путь от Арбата до Александрплатца дом, мама, папа, чемоданы, эмиграция… ей здесь не нравится вроде студентка, комсомолка, спортсменка, красавица казалось бы, чего тут париться? Но ей здесь так мрачно и холодно, да сразу два в одном и она пишет на окне, смачно надышав влажность своим красивым ртом: «мы дети капитана мигранта, проигранные фанты как пятна спрайта на карте разбитой Антанты, мы дети миграции помехи в рации мысли, застывшие в бешеных немых танцах с ними. Мы тёплые души с холодными пальцами, и даже когда на социале мы прописаны в карцере, всё равно навечно остаются наши сердца скитальцами» [Грибоедов-Канделаки: URL] Представленный текст интересен двумя аспектами. Первый из них – это отсутствие любви в современном мире. Автор показывает одиночество человека, отсутствие взаимопонимания и дома. Эта тема влечёт за собой вторую: тему миграции, которая сегодня является очень актуальной. В конце текста говорится о том, что этот способ не избавит человека от ощущения себя «странником» в этом чужом мире. «Меня выращивали в теплице Чтобы потом повыгодней продать на рынке Меня обучали, меня кормили Чтобы буржуи довольны были Работа и семья, работа и семья Я не хочу становиться взрослым Дети и семья, дети и семья Я не хочу становиться взрослым Старость и семья, старость и семья Я не хочу становиться взрослым Смерть и семья, смерть и семья Я не хочу становиться взрослым Мне твердят сегодня, мне твердили вчера, О том что все дороги открыты для меня…» [Литой: URL] Приведём ещё один пример стихотворения русского слэммера Александра Литого «Работа и семья». В своём произведении автор говорит о проблеме стереотипной жизни в обществе. На протяжении всей жизни, начиная с детского возраста, человек растёт, учится, чтобы в будущем он смог работать на государство. Общество даёт ложные надежды, на которые люди полагаются, а вырастая, понимают, что не всегда смогут выбрать путь, который им интересен. Будучи взрослыми, они идут на работу, на которой не хотят работать, заводят семью, и всё повторяется снова. Это клише «устоявшейся» жизни настолько поглотило общество, что человеку становится всё труднее и труднее это выносить. Автор говорит «Я не хочу становиться взрослым..», потому что не желает выбирать путь, который ему приписан. Несмотря на популярность жанра slam-poetry среди аудитории, ориентированной на взрослых слушателей, также начало развиваться следующее направление в жанре slam-poetry, а именно slam-poetry «U20», в переводе с немецкого означает выступления для лиц до 20 лет. Уже на протяжении нескольких лет в европейских странах, а также в США «слэм-поэтри» внедряют в школы. Так, в молодёжных организациях как «Youth Speaks» в Сан-Франциско или «Brave New Voices» в Чикаго, хотят всё в большей степени приблизить формат поэтри-слэм к молодому поколению. Например, в Чикаго в 2003 году был проведён чемпионат по поэтри-слэму среди молодёжи, принять участие в котором отправили своих участников 15 высших учебных заведений со всей Америки [Stefanie Westermayr: 100]. После проведения мастер-классов возникали тексты, которые и были представлены на соревновании. На сайте Poetenplanet.de представлено более 200 текстов, написанных именно подростками (до 20 лет). Но тексты не зафиксированы письменно, есть возможность только их прослушивания. Обращает на себя внимание их содержание, «взрослый» глубочайший заложенный смысл. Например, рассмотрим один из них «Fremdenhass» («Ксенофобия»). Ксенофобия означает страх или ненависть к чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Автор этого отрывка кратко, лаконично и в стихотворной форме описывает одну из серьёзных проблем современности. Основная идея текста заключается в том, что понятие терпимости для многих сейчас слово иностранное, так как люди начинают ненавидеть друг друга только из-за того, что человек не вписывается в их представления: Medien predigen der Fremdenhass wird gr??er, Man solle es lassen und in Rassismus verblasen lassen. Doch jeden Tag gibt es mehr Verbrechen, Niemand kann sie heute mehr fassen. Die Menschen fangen zu hassen, wenn sie nicht in ihren Rahmen passen. Toleranz ist f?r viele ein Fremdwort, Die Herkunft wird zum einen Stempel und Schlagwort. Menschenverachtung, Der Kopf ist der Tatort, Ausschreitungen werden zum Alltag, Das Aussehen zum Makel, Und die Nationalit?t zum Spektakel… [o.A. // URL: http://poetenplanet.de/] Авторами слэм-текстов являются также и юные девушки. В следующем тексте прослеживается «женский взгляд» на жизненные ценности. Как пишет автор, «сориентировались и поехали, не зная куда, да это и понятно, карьера и дети, дом и собака, по возможности быстро, хорошо…». Помимо того что женщина устаёт на работе и с детьми, необходимо прийти на какое-либо мероприятие и при этом выглядеть замечательно «радостной, свежей, свободной и весёлой». Реально героине нужны свобода, покой, тишина и понимание всего происходящего, она тоже хочет жить, а не проживать эту жизнь. Поэтому в конце своих размышлений автор не удовлетворён своими жизненными ориентирами и социальными ценностями, констатирует их отсутствие. Orientierung und los Du wei?t nicht wohin Ist doch klar Karriere und Kinder Haushof und Hund M?glichst schnell M?glichst gut M?glichst hoch M?glichst weit aufgehst Orientierung und los Hier wird nicht geschw?chelt Bis zum Morgen viel l?chelt Nach harter Arbeit und Kindergeschrei Komm zum Bankett Sei mit dabei Immer froh, frisch, frei und entspannt Perfe....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: