VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деятельность оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011804
Тема: Деятельность оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации
Содержание
71



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

	 «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

	

	 КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Кафедра уголовно-правовых дисциплин



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 Деятельность оперативных подразделений по борьбе с преступлениями     

в сфере компьютерной информации

			



Выполнил студентка

5 курса ПДЗ-12 группы, 

специальность Правоохранительная деятельность

заочной формы обучения

ЛеухинаАнжелика Олеговна

_________________________________

(подпись)

«______» ____________________ 2017 г.

					

Научный руководитель

__________________________________

(ученая степень, ученое звание)

__________________________________

(должность, Ф.И.О.)

__________________________________

(подпись)

 «______» ___________________ 2017 г.

Заведующий кафедрой,

обеспечивающей научное руководство

________________________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

____________________________________

(подпись)

 «______ » _____________________ 2017 г.









Калуга 2017



Содержание



Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Понятие и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений, осуществляющих	7

борьбу с преступностью	7

1.1.	Понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности, направленной на борьбу с преступностью	7

1.2.	Понятие и виды оперативных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью	22

Глава II. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации и нормативно-правовая основа деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступностью данного вида	28

2.1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере    компьютерной информации	28

2.2. Нормативно-правовая основа деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступностью в сфере	33

компьютерной информации	33

Глава III. Полномочия оперативных подразделений по выявлению и         раскрытию преступлений в сфере компьютерной информации, а также по обеспечению уголовно-процессуального доказывания по делам о преступлениях указанной категории	46

3.1. Полномочия оперативных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений в сфере компьютерной информации	46

3.2. Компетенции оперативных подразделений по обеспечению уголовно-процессуального доказывания по делам о преступлениях	60

в сфере компьютерной информации	60

Библиографический список	79






Введение



В динамичных условиях XХI веканынешнееобщество постоянно сталкивается с проблемами разнообразного характера, появлениеи существование которых часто вызвано стремлением социума к созданию более эффективных, совершенных моделей существования. Указанное в полной мере относится и к такой специфичной сфере деятельности, как применение электронной техники и информационных технологий.В связи с этимприхoдится констатировать, что процесс информатизации общества и особенно через его компьютеризацию сопровождается увеличением количества компьютерных преступлений, а также ростом их удельного веса в общей структуре преступности.

В настоящее время в России абсолютные цифры, характеризующие состояние преступности в сфере компьютерной информации, не велики, а удельный вес в общеймассе зарегистрированных общественно oпасных деяний составляет долю процента.Oднакообращает на себя внимание скорость роста компьютерных преступлений, особенно совершённых с использованием Интернета, который, по данным Интерпола, стал сферой, где «преступность растет самыми быстрыми темпами на планете». В этом смысле всё реальнее кажутся «предсказания» некоторых учёных, согласно которым компьютерные преступления в скором времени станут генератором преступности во всем мире.

К сoвершениюправонарушений в сфере компьютерной информации всёчаще становятся причастны ОПГ ( организованные преступные группировки).Причиной особого беспокойства является то, что различные террористические и экстремистские организациив своей противозаконной деятельности всё активнее начинают применять новейшие компьютерные технологии и технику.Высокая общественная опасность преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации, большое количество потерпевших исущественный причинённый материальный ущерб придают повышенную актуальность и значимостьборьбе с этим негативным явлением, в том числе с помощью оперативно-розыскных средств. 

Oрганизациярезультативногопротиводействия компьютерной преступности во многом зависит от того, насколько сотрудники правоохранительных органов, в том числе оперативных подразделений, компетентны  в области использования криминальными структурамивысоких технологий, а также насколько профессионально они владеют современными методами по раскрытию и пресечению преступлений в сфере компьютерной информации.

Различным аспектам компьютерной преступности в последнеевремя было уделено определённое внимание в специальной, научной литературе.Однако, несмотря на практическую и теоретическую значимость исследований в данной области, многие вопросы указанной тематики остаются спорными и неразрешёнными, на что, в частности, косвенно указывают различные подходы учёных к пониманию и применению тех или иных терминов. Кроме того, как отмечают многие специалисты, вслед за мощным прогрессом технологии происходит изменение структуры и качества преступности, в том числе преступлений в сфере компьютерной информации. А это в свою очередь обусловливает потребность проведения дополнительных исследований, в том числе вопросов, касающихся деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации.

Изложенные обстоятельстваобусловили актуальность и предопределили выбор темы настоящей дипломной работы.

О Целямиданного исследования являлись проведение общего анализа выявленных проблем деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, и разработка вариантов по совершенствованию положений действующего законодательства, регламентирующих указанную деятельность, а также практики их применения.

Исполнение указанных целей изучения обусловила постановку и решение следующих задач:

- исследование содержания и понятия оперативно-розыскной деятельности, направленной на борьбу с преступностью;

- изучение понятия, видов оперативных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью;

- анализ криминалистической характеристики преступлений в сфере    компьютерной информации;

- характеристика нормативно-правовой основы деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступностью сфере компьютерной информации;

- определениеполномочий оперативных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений в сфере компьютерной информации;

- исследование компетенций оперативных подразделений по обеспечению уголовно-процессуального доказывания по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации.

Объектомданногоисследования являлись правовые отношения, возникающие в процессе деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. 

Предметомизученияявлялись закономерности, складывающиеся в процесседеятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, а также нормы действующего законодательства, регламентирующих указанную деятельность.

Гипотезадипломного исследования: результаты оперативно-розыскнойдеятельности имеют существенное значение для уголовного судопроизводства по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, в частности, для поиска и установления источников доказательственной информации.

Нормативную базу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовное законодательство зарубежных стран, законы Российской Федерации «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» и др.

Изучение темы работы основано на использовании таких научных методов исследования как: анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, исторический, статистический метод и др.

Значимость исследования состоит в том, что в работе содержится обобщение научных материалов по теме исследования и анализ положений современного законодательства, регламентирующихуголовную ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. На этой основе сформулированы выводы и практические предложения, которые могут быть использованы в правоприменительной деятельности.

Структура исследования обусловлена целью и задачами и состоит из введения, трёх глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.




Глава I. Понятие и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений, осуществляющих

борьбу с преступностью



Понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности, направленной на борьбу с преступностью



Проводимые в России реформы, направленные на создание рыночной экономики, правового государства и формирование гражданского общества, сопровождаются усилениемкриминогенной ситуации. На этом фоне проявляется неизменная тенденция роста коррупции, распространения организованных форм преступности. В сложившихся условиях от органов, осуществляющих ОРД, требуется принятие обдуманных и действенных мер для эффективного исполнения правоохранительной функции государства.

ОРД как особый вид юридической деятельности на всем протяжении развития советского, а затем Российского государства осуществлялась в целях борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка специально образованными государственными органами, их службами и исключительно уполномоченными на то должностными лицами. Эта деятельность была подчинена интересам удачного выполнения задач борьбы с уголовной преступностью. Главным ее назначением была и есть эффективная защита с помощью оперативно- розыскных мероприятий охраняемых законом интересов и прав государства, граждан и общественных организаций. Таковы первичные положения, определяющие государственный характер ОРД органов внутренних дел, ее место в системе государственных мер борьбы с преступностью.

Современную организацию борьбы с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения ОВД, нельзя представлять себе как простую совокупность конкретных мероприятий по раскрытию и предотвращению преступных проявлений. Борьба с преступностью в современном обществе — это сложный комплекс социально-экономических, организационных, правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. К таким специальным мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными методами и средствами. Они тесно связаны с другими мерами, применяемыми государственными и общественными организациями, и определяют направленность ОРД в целом.

Используемый сейчас термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших.Данное указание в законе не только позволило впервые обозначить государственную необходимость вОРД, легализовать эту деятельность и обязать органы дознания принимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужило отправным положением для определения ее сущности и понятия

Впервые научное обоснование понятия OРД как вида общественной практики было дано A.Г. Лекарем: «OРД есть основанная на законах и подзаконных актах система поисковых (разведывательных) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными методами и средствами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников». По мере развития теории OРД это определение уточнялось. 

При рассмотрении всех направлений OРД можно отметить ее многообразие. Она выступает как:

- непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных средств и сил для защиты охраняемых объектов;

-организационно-управленческая деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативных сотрудников;

- педагогическая деятельность, призванная научить применению теоретических знаний дисциплины в практике оперативных подразделений.

В теории OРД существенное значение имеет раскрытие на основе изучения и обобщения эмпирического опыта сущности, содержания этой деятельности, ее структуры.

При усвоении сущности OРД необходимо исходить из следующего.

Во-первых, она социально обусловлена, поскольку ориентирована на выполнение социально полезных задач и является одной из разновидностей правоохранительной функции государства. Исключительно Россия в пределах компетенции исполнительной, судебной и законодательной  власти может наделить правом осуществлять данный вид деятельности определенных субъектов.Соответственно OРД является одной из государственно-правовых форм борьбы с преступностью.

Во-вторых, OРД присущи специфические отношения — оперативно-розыскные. Они отличаются от других правоотношений, прежде всего субъектами. В качестве подобных выступают сознательно уполномоченные государством органы и их должностные лица. При этом характерной чертой рассматриваемых отношений является особый правовой статус субъектов, специфика реализации их обязанностей и прав, заключающаяся в использовании специальных средств, сил и методов в борьбе с преступностью.

В-третьих, OРД имеет ярко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляется как гласно, так и негласно.

В-четвертых, данная деятельность в настоящее время имеет открытое законодательное регулирование, содержащее правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов.

Таким образом, можно заключить следующее: OРД — это один из видов юридической деятельности, направленной на решение государственных задач в борьбе с преступностью, поскольку осуществляется она исключительно по велению ив интересах государства специально уполномоченными им на то органами, имеет четко выраженную правовую направленность и основу, проводится в строгом соответствии с правовыми государственными предписаниями и требованиями законности.

Значение OРД в системе мер борьбы с преступностью определяется прежде всего государственным характером данного вида деятельности. Современную борьбу с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения, нельзя представлять только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Данный процесс представляет собой сложный комплекс правовых, социально- экономических, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. Естественно, к таким мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными методами и средствами.

Борьба с преступностью в современных условиях осуществляется в сложной криминальной ситуации, связанной с увеличением за последнее вермя количества преступлений. В условиях совершенствования криминального профессионализма раскрытие преступлений только гласными методами затруднено, в связи, с чем в ряду иных государственно-правовых форм борьбы с преступностью (уголовно-процессуальных, административно-правовых, уголовно-правовых) OРД имеет особое значение.

Однако бесспорная значимость данного вида деятельности вовсе не означает придания ей исключительного характера. Речь идёт о дифференцированном, системном освещении роли и места лишь одного из звеньев всей системы, осуществляющей комплекс специальных мер борьбы с преступностью в целях укрепления законности и правопорядка в России. Поэтому борьба с преступностью, в том числе путем применения специальных мер, должна вестись объединенными усилиями всех компетентных государственных органов с учетом правильного соотношения содержания их конкретной деятельности и функций.

Действенная организация борьбы с прибавляющимся валом преступности может быть обеспечена только при сочетании OРM со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, тайным и организованным действиям лиц, совершающих преступления, нужно противопоставить такие меры негласного характера, которые способствовали бы своевременному раскрытию , предупреждению подобных противоправных поступков. Именно таким широким арсеналом мер располагает OPД.

Необходимость применения негласных мер в OPД во многом определяет ее направленность на получение информации о скрупулезно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которые не могут быть обнаружены гласными уголовно-процессуальными мерами. Меры негласного характера позволяют вовремяпредупреждать и быстро раскрывать заранее планируемые и скрытно подготавливаемые противоправные действия.

Понятие OPД закреплено в законодательных актах.B ст.1 Закона об OPД определено, что оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то данным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Рассматриваемый вид деятельности носит объективный характер и представляет собой систему оперативно-розыскных и организационно-управленческих мероприятий, которые проводятся в строгом соответствии с законом, подзаконными нормативными актами и осуществляются специально уполномоченными субъектами.

Преступность представляет собой сложное общественное явление, и борьба с ней, в том числе путем применения специальных мер, должна вестись объединенными усилиями всех компетентных органов с учетом правильного соотношения содержания их конкретной деятельности и функций. При этом в OPД выделяются соответствующие формы, характерные для данного вида государственно-правовой деятельности.

Характерной чертой OPД является то, что она проводится в двух взаимодополняющих формах — негласной и гласной. В зависимости от конкретной цели и складывающейся ситуации  должностные лица оперативных подразделений имеют право гласно (официально) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем оперативный сотрудник или гражданин, содействующий проведению OPД, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные Законом об OPД, негласным путем посредством скрытия своей причастности к правоохранительным органам либо проведения мероприятий в тайне от окружающих людей, и прежде всего причастных  к преступлениям лиц.

Все усилия ограничить возможности борьбы с преступностью только гласной формой и, более того, лишь методами общественного воздействия неизменно оказывались несостоятельными и приводили к серьезным криминогенным последствиям.Попытки отказаться от использования негласных форм содействия граждан также были неудачными и приводили исключительно к снижению раскрываемости наиболее сложных и замаскированных преступлений. 

Действия руководителей государства в 1960-х гг. по свертыванию разведывательно-поисковой деятельности и передаче функции борьбы с правонарушениями общественным организациям фактически разрушили агентурную сеть. В результате этого преступность резко возросла, а оперативно-розыскные службы оказались профессионально обезоруженными. Поэтому OPД в большей части осуществляется в негласной форме. Это обусловлено тем, что пресечь и раскрыть ряд замаскированных, неочевидных преступлений при помощи только следственных действий или гласных мер административного характера практически невозможно, а потому крайне тяжело обеспечить неминуемость уголовной ответственности для лиц, их совершивших.

Отличительной чертой OPД является то, что она может осуществляться специально уполномоченными субъектами. Список этих субъектов закреплён в ст. 13 Закона обОРД и включает в себя ОВД, органы ФСБ России, ФСО России, таможенные органы РФ, Службу внешней разведки РФ и ФСИН России.Каждый субъект ОРД имеет свой круг полномочий, обусловленных спецификой ведомственной принадлежности и внутриведомственным разделением функций. Полномочия данных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовой компетенции, т.е. установленного законами и подзаконными нормативными актами перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также задач, закреплённых в нормативных правовых актах.

Целью ОРД является её конечный результат, на достижение которого направлено активное поведение субъектов, ее осуществляющих. Согласно ст. 1 Закона обОРД целью ОРД является защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность; обеспечение безопасности общества и государства.Защита включает в себя систему оперативно-розыскных, организационных, правовых и иных мер, принимаемых участниками ОРД для обеспечения безопасности перечисленных выше объектов от преступных посягательств и устранения причин и условий совершения преступлений.

На первое место среди объектов защиты оперативно-розыскными мерами законодателем поставлены интересы человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. Данное конституционное положение реализуется в деятельности государственных органов, в число которых входят и оперативные подразделения различных ведомств. Непосредственно под охрану государства поставлены права и свободы человека, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ.

С помощью оперативно-розыскных мер государство осуществляет защиту собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ равной защите подлежат частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Защита собственности предполагает обеспечение оперативно-розыскными силами и средствами неприкосновенности любой формы собственности, а также принятие мер по возмещению материального ущерба, нанесенного преступным действием.

Целью ОРД выступает защита Российской Федерации исключительно от преступных посягательств (внешних и внутренних). Посягательства, которые не являются преступлением, находятся вне юрисдикции оперативно-розыскных органов. К основным объектам государственной защиты относятся: личность, общество, государство. Защита личности позволяет обеспечивать конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан. В обществе защите подлежат его материальные и духовные ценности; в государстве — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, устойчивое развитие. 

Государство — основной институт политической системы общества, которое осуществляет управление обществом и обеспечивает его безопасность, что позволяет ему эффективно функционировать и развиваться.Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных и иных мер.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.Вместе с тем безопасность как состояние объекта не возникает сама по себе, она обеспечивается в результате целенаправленной деятельности, осуществляемой либо объектом самостоятельно, либо уполномоченными государственными органами. К силам, обеспечивающим безопасность, относятся органы, в составе которых федеральным законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба. Таким образом, термин «безопасность» приобретает смысл лишь при наличии мер государственной защиты, которые существуют также в арсенале органов, осуществляющих ОРД (ОВД, ФСБ, СВР, ФСО и др.).

Закон обОРД прямо указывает на то, что не допускается осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных этим Законом (ч. 2 ст. 5). Данный запрет выступает существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ.Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных Законом об ОРД, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи ОРД можно разделить на общие и частные.

1. Общие задачи органов, осуществляющих ОРД, вытекают из содержания ст. 2 Закона об ОРД. К ним относятся:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

Одна из задач ОРД — предупреждение и пресечение преступлений, т.е. превентивное воздействие на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группы лиц) с целью не допустить совершения ими общественно опасного деяния, недопущение совершения максимально большого числа возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений.Главными направлениями деятельности по предупреждению преступлений являются:

-активное участие оперативных подразделений в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные проверки, комплексные оперативно-профилактические операции и др.);

-организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;

- организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.

Вместе с тем, несмотря на определенную схожесть таких встречающихся в специальной литературе терминов, как «профилактика», «предупреждение», «пресечение» преступлений, их следует различать.Профилактика осуществляется на ранних стадиях. Она представляет собой деятельность по выявлению и устранению причин, порождающих преступность, и условий, способствующих их совершению (общая профилактика), а также по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, и воздействию на них в целях недопущения совершения преступлений (индивидуальная профилактика).

При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой организационно-тактической форме ОРД, как оперативно-розыскная профилактика, которая заключается в осуществлении оперативными подразделениями оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступления.

В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются специальные средства сбора, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации. Эта информация сосредоточивается в соответствующих ДОУ, картотеках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения. Собранная таким образом информация может использоваться для целенаправленного оперативно-профилактического воздействия на лиц, которые отрицательно зарекомендовали себя совершением действий, носящих ярко выраженный антиобщественный характер. Организационные мероприятия по предупреждению различных видов преступлений находят отражение в ведомственных нормативных правовых актах.

Особое значение для предупреждения преступлений имеет выявление лиц, склонных к их совершению, из числа: 1) ранее судимых и рецидивистов; 2) ведущих антиобщественный образ жизни: 3) употребляющих алкогольные и наркотические средства; 4) проявляющих явное неуважение к действующим в обществе законам и правоохранительным органам и т.п.

Пресечение преступлений — это деятельность по выявлению лиц и формирующихся преступных групп, готовящихся к совершению преступлений, и принятие конкретных мер в целях прекращения их преступных действий. Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения.Методы пресечения могут быть самыми разнообразными: задержание лица на стадии подготовки преступления; изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений; проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.

Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является важнейшей задачей ОРД, что наглядно подтверждается статистическими данными. В 2015 г. зарегистрировано 2 628 799 преступлений, раскрыто — 1 430 977, выявлено 1111 145 лиц, совершивших преступления,в 2016 г. зарегистрировано 2160063 преступлений, раскрыто -1189770. При этом оперативными подразделениями раскрыто более 60% зарегистрированных преступлений.

Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной частиУК РФ. При этом в задачи органов, осуществляющих ОРД, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства ОРМ могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление имело место в форме законченного деяния или покушения.Выявление осуществляется только в отношении противоправных деяний, которые тщательно скрываются, маскируются и информация, о которых сохраняется втайне (неочевидные преступления).

Использование в законе терминов «выявить» и «раскрыть» вполне оправданно. Они указывают на то, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить не только само событие преступления и лиц, ею совершивших, но и многие другие связанные с этим обстоятельства. Это касается, прежде всего, латентных преступлений, под которыми понимаются преступные деяния, которые остаются за пределами уголовной статистики (в том числе по причине недостатков в учетно-регистрационной деятельности), а также преступления, оставшиеся неизвестными правоохранительным органам. В данном случае ОРМ направлены на установление мотивов, целей и результатов преступной деятельности, которые при очевидности самого события, как правило, наглядно не проявляются.

Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативного сотрудника, направленную на получение с помощью специальных сил и средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Существенное значение ОРМ имеют для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются, и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем.

Если преступление совершено организованной преступной группой, должны быть установлены все члены группы и определена роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях возможности оперативных подразделений должны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно:

-выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными;

-раскрывать неочевидные преступления;

- устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.

Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, является самостоятельной специфической задачей ОРД. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых в целях установления места нахождения разыскиваемого и его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. 

В общем плане розыск скрывшихся преступников — это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого. Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений. В процессе розыска оперативными аппаратами ОВД принимаются меры по изучению и устранению условий, способствующих уклонению от следствия, суда, исполнения наказаний, а также выявлению и устранению условий, используемых разыскиваемыми преступниками в целях уклонения от уголовной ответственности.

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей ОРД, которая в соответствии с Законом о ФСБ относится к компетенции ФСБ РФ.

Установление имущества, подлежащего конфискации, является относительно новой задачей ОРД.Под имуществом понимается совокупность принадлежащих субъекту вещей, имущественных прав и обязанностей. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и др.Важным признаком имущества как объекта конфискации является его связь с преступлением.

В ст. 2 Конвенции ООН против коррупции конфискация определяется как окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа.Необходимость применения такой меры, как конфискация, ограничена не только перечнем составов преступлений, содержащихся в п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ (террористический акт, похищение человека, торговля людьми, содействие террористической деятельности и др.), но и необходимостью установления следующих обстоятельств:

-подлежащее конфискации имущество получено в результате совершения преступления или доходов от этого имущества:

-имущество используется или предназначено для использования в качестве орудия преступления;

- имущество используется или предназначено для использования финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного сообщества (преступной организации).

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44