- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Деятельность оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011804 |
Тема: | Деятельность оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации |
Содержание
71 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра уголовно-правовых дисциплин ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Деятельность оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации Выполнил студентка 5 курса ПДЗ-12 группы, специальность Правоохранительная деятельность заочной формы обучения ЛеухинаАнжелика Олеговна _________________________________ (подпись) «______» ____________________ 2017 г. Научный руководитель __________________________________ (ученая степень, ученое звание) __________________________________ (должность, Ф.И.О.) __________________________________ (подпись) «______» ___________________ 2017 г. Заведующий кафедрой, обеспечивающей научное руководство ________________________________________________________________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) ____________________________________ (подпись) «______ » _____________________ 2017 г. Калуга 2017 Содержание Введение……………………………………………………………………………3 Глава I. Понятие и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений, осуществляющих 7 борьбу с преступностью 7 1.1. Понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности, направленной на борьбу с преступностью 7 1.2. Понятие и виды оперативных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью 22 Глава II. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации и нормативно-правовая основа деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступностью данного вида 28 2.1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации 28 2.2. Нормативно-правовая основа деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступностью в сфере 33 компьютерной информации 33 Глава III. Полномочия оперативных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений в сфере компьютерной информации, а также по обеспечению уголовно-процессуального доказывания по делам о преступлениях указанной категории 46 3.1. Полномочия оперативных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений в сфере компьютерной информации 46 3.2. Компетенции оперативных подразделений по обеспечению уголовно-процессуального доказывания по делам о преступлениях 60 в сфере компьютерной информации 60 Библиографический список 79 Введение В динамичных условиях XХI веканынешнееобщество постоянно сталкивается с проблемами разнообразного характера, появлениеи существование которых часто вызвано стремлением социума к созданию более эффективных, совершенных моделей существования. Указанное в полной мере относится и к такой специфичной сфере деятельности, как применение электронной техники и информационных технологий.В связи с этимприхoдится констатировать, что процесс информатизации общества и особенно через его компьютеризацию сопровождается увеличением количества компьютерных преступлений, а также ростом их удельного веса в общей структуре преступности. В настоящее время в России абсолютные цифры, характеризующие состояние преступности в сфере компьютерной информации, не велики, а удельный вес в общеймассе зарегистрированных общественно oпасных деяний составляет долю процента.Oднакообращает на себя внимание скорость роста компьютерных преступлений, особенно совершённых с использованием Интернета, который, по данным Интерпола, стал сферой, где «преступность растет самыми быстрыми темпами на планете». В этом смысле всё реальнее кажутся «предсказания» некоторых учёных, согласно которым компьютерные преступления в скором времени станут генератором преступности во всем мире. К сoвершениюправонарушений в сфере компьютерной информации всёчаще становятся причастны ОПГ ( организованные преступные группировки).Причиной особого беспокойства является то, что различные террористические и экстремистские организациив своей противозаконной деятельности всё активнее начинают применять новейшие компьютерные технологии и технику.Высокая общественная опасность преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации, большое количество потерпевших исущественный причинённый материальный ущерб придают повышенную актуальность и значимостьборьбе с этим негативным явлением, в том числе с помощью оперативно-розыскных средств. Oрганизациярезультативногопротиводействия компьютерной преступности во многом зависит от того, насколько сотрудники правоохранительных органов, в том числе оперативных подразделений, компетентны в области использования криминальными структурамивысоких технологий, а также насколько профессионально они владеют современными методами по раскрытию и пресечению преступлений в сфере компьютерной информации. Различным аспектам компьютерной преступности в последнеевремя было уделено определённое внимание в специальной, научной литературе.Однако, несмотря на практическую и теоретическую значимость исследований в данной области, многие вопросы указанной тематики остаются спорными и неразрешёнными, на что, в частности, косвенно указывают различные подходы учёных к пониманию и применению тех или иных терминов. Кроме того, как отмечают многие специалисты, вслед за мощным прогрессом технологии происходит изменение структуры и качества преступности, в том числе преступлений в сфере компьютерной информации. А это в свою очередь обусловливает потребность проведения дополнительных исследований, в том числе вопросов, касающихся деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Изложенные обстоятельстваобусловили актуальность и предопределили выбор темы настоящей дипломной работы. О Целямиданного исследования являлись проведение общего анализа выявленных проблем деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, и разработка вариантов по совершенствованию положений действующего законодательства, регламентирующих указанную деятельность, а также практики их применения. Исполнение указанных целей изучения обусловила постановку и решение следующих задач: - исследование содержания и понятия оперативно-розыскной деятельности, направленной на борьбу с преступностью; - изучение понятия, видов оперативных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью; - анализ криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации; - характеристика нормативно-правовой основы деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступностью сфере компьютерной информации; - определениеполномочий оперативных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений в сфере компьютерной информации; - исследование компетенций оперативных подразделений по обеспечению уголовно-процессуального доказывания по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации. Объектомданногоисследования являлись правовые отношения, возникающие в процессе деятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Предметомизученияявлялись закономерности, складывающиеся в процесседеятельности оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, а также нормы действующего законодательства, регламентирующих указанную деятельность. Гипотезадипломного исследования: результаты оперативно-розыскнойдеятельности имеют существенное значение для уголовного судопроизводства по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, в частности, для поиска и установления источников доказательственной информации. Нормативную базу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовное законодательство зарубежных стран, законы Российской Федерации «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» и др. Изучение темы работы основано на использовании таких научных методов исследования как: анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, исторический, статистический метод и др. Значимость исследования состоит в том, что в работе содержится обобщение научных материалов по теме исследования и анализ положений современного законодательства, регламентирующихуголовную ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. На этой основе сформулированы выводы и практические предложения, которые могут быть использованы в правоприменительной деятельности. Структура исследования обусловлена целью и задачами и состоит из введения, трёх глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка. Глава I. Понятие и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений, осуществляющих борьбу с преступностью Понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности, направленной на борьбу с преступностью Проводимые в России реформы, направленные на создание рыночной экономики, правового государства и формирование гражданского общества, сопровождаются усилениемкриминогенной ситуации. На этом фоне проявляется неизменная тенденция роста коррупции, распространения организованных форм преступности. В сложившихся условиях от органов, осуществляющих ОРД, требуется принятие обдуманных и действенных мер для эффективного исполнения правоохранительной функции государства. ОРД как особый вид юридической деятельности на всем протяжении развития советского, а затем Российского государства осуществлялась в целях борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка специально образованными государственными органами, их службами и исключительно уполномоченными на то должностными лицами. Эта деятельность была подчинена интересам удачного выполнения задач борьбы с уголовной преступностью. Главным ее назначением была и есть эффективная защита с помощью оперативно- розыскных мероприятий охраняемых законом интересов и прав государства, граждан и общественных организаций. Таковы первичные положения, определяющие государственный характер ОРД органов внутренних дел, ее место в системе государственных мер борьбы с преступностью. Современную организацию борьбы с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения ОВД, нельзя представлять себе как простую совокупность конкретных мероприятий по раскрытию и предотвращению преступных проявлений. Борьба с преступностью в современном обществе — это сложный комплекс социально-экономических, организационных, правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. К таким специальным мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными методами и средствами. Они тесно связаны с другими мерами, применяемыми государственными и общественными организациями, и определяют направленность ОРД в целом. Используемый сейчас термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших.Данное указание в законе не только позволило впервые обозначить государственную необходимость вОРД, легализовать эту деятельность и обязать органы дознания принимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужило отправным положением для определения ее сущности и понятия Впервые научное обоснование понятия OРД как вида общественной практики было дано A.Г. Лекарем: «OРД есть основанная на законах и подзаконных актах система поисковых (разведывательных) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными методами и средствами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников». По мере развития теории OРД это определение уточнялось. При рассмотрении всех направлений OРД можно отметить ее многообразие. Она выступает как: - непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных средств и сил для защиты охраняемых объектов; -организационно-управленческая деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативных сотрудников; - педагогическая деятельность, призванная научить применению теоретических знаний дисциплины в практике оперативных подразделений. В теории OРД существенное значение имеет раскрытие на основе изучения и обобщения эмпирического опыта сущности, содержания этой деятельности, ее структуры. При усвоении сущности OРД необходимо исходить из следующего. Во-первых, она социально обусловлена, поскольку ориентирована на выполнение социально полезных задач и является одной из разновидностей правоохранительной функции государства. Исключительно Россия в пределах компетенции исполнительной, судебной и законодательной власти может наделить правом осуществлять данный вид деятельности определенных субъектов.Соответственно OРД является одной из государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Во-вторых, OРД присущи специфические отношения — оперативно-розыскные. Они отличаются от других правоотношений, прежде всего субъектами. В качестве подобных выступают сознательно уполномоченные государством органы и их должностные лица. При этом характерной чертой рассматриваемых отношений является особый правовой статус субъектов, специфика реализации их обязанностей и прав, заключающаяся в использовании специальных средств, сил и методов в борьбе с преступностью. В-третьих, OРД имеет ярко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляется как гласно, так и негласно. В-четвертых, данная деятельность в настоящее время имеет открытое законодательное регулирование, содержащее правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов. Таким образом, можно заключить следующее: OРД — это один из видов юридической деятельности, направленной на решение государственных задач в борьбе с преступностью, поскольку осуществляется она исключительно по велению ив интересах государства специально уполномоченными им на то органами, имеет четко выраженную правовую направленность и основу, проводится в строгом соответствии с правовыми государственными предписаниями и требованиями законности. Значение OРД в системе мер борьбы с преступностью определяется прежде всего государственным характером данного вида деятельности. Современную борьбу с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения, нельзя представлять только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Данный процесс представляет собой сложный комплекс правовых, социально- экономических, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. Естественно, к таким мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными методами и средствами. Борьба с преступностью в современных условиях осуществляется в сложной криминальной ситуации, связанной с увеличением за последнее вермя количества преступлений. В условиях совершенствования криминального профессионализма раскрытие преступлений только гласными методами затруднено, в связи, с чем в ряду иных государственно-правовых форм борьбы с преступностью (уголовно-процессуальных, административно-правовых, уголовно-правовых) OРД имеет особое значение. Однако бесспорная значимость данного вида деятельности вовсе не означает придания ей исключительного характера. Речь идёт о дифференцированном, системном освещении роли и места лишь одного из звеньев всей системы, осуществляющей комплекс специальных мер борьбы с преступностью в целях укрепления законности и правопорядка в России. Поэтому борьба с преступностью, в том числе путем применения специальных мер, должна вестись объединенными усилиями всех компетентных государственных органов с учетом правильного соотношения содержания их конкретной деятельности и функций. Действенная организация борьбы с прибавляющимся валом преступности может быть обеспечена только при сочетании OРM со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, тайным и организованным действиям лиц, совершающих преступления, нужно противопоставить такие меры негласного характера, которые способствовали бы своевременному раскрытию , предупреждению подобных противоправных поступков. Именно таким широким арсеналом мер располагает OPД. Необходимость применения негласных мер в OPД во многом определяет ее направленность на получение информации о скрупулезно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которые не могут быть обнаружены гласными уголовно-процессуальными мерами. Меры негласного характера позволяют вовремяпредупреждать и быстро раскрывать заранее планируемые и скрытно подготавливаемые противоправные действия. Понятие OPД закреплено в законодательных актах.B ст.1 Закона об OPД определено, что оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то данным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Рассматриваемый вид деятельности носит объективный характер и представляет собой систему оперативно-розыскных и организационно-управленческих мероприятий, которые проводятся в строгом соответствии с законом, подзаконными нормативными актами и осуществляются специально уполномоченными субъектами. Преступность представляет собой сложное общественное явление, и борьба с ней, в том числе путем применения специальных мер, должна вестись объединенными усилиями всех компетентных органов с учетом правильного соотношения содержания их конкретной деятельности и функций. При этом в OPД выделяются соответствующие формы, характерные для данного вида государственно-правовой деятельности. Характерной чертой OPД является то, что она проводится в двух взаимодополняющих формах — негласной и гласной. В зависимости от конкретной цели и складывающейся ситуации должностные лица оперативных подразделений имеют право гласно (официально) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем оперативный сотрудник или гражданин, содействующий проведению OPД, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные Законом об OPД, негласным путем посредством скрытия своей причастности к правоохранительным органам либо проведения мероприятий в тайне от окружающих людей, и прежде всего причастных к преступлениям лиц. Все усилия ограничить возможности борьбы с преступностью только гласной формой и, более того, лишь методами общественного воздействия неизменно оказывались несостоятельными и приводили к серьезным криминогенным последствиям.Попытки отказаться от использования негласных форм содействия граждан также были неудачными и приводили исключительно к снижению раскрываемости наиболее сложных и замаскированных преступлений. Действия руководителей государства в 1960-х гг. по свертыванию разведывательно-поисковой деятельности и передаче функции борьбы с правонарушениями общественным организациям фактически разрушили агентурную сеть. В результате этого преступность резко возросла, а оперативно-розыскные службы оказались профессионально обезоруженными. Поэтому OPД в большей части осуществляется в негласной форме. Это обусловлено тем, что пресечь и раскрыть ряд замаскированных, неочевидных преступлений при помощи только следственных действий или гласных мер административного характера практически невозможно, а потому крайне тяжело обеспечить неминуемость уголовной ответственности для лиц, их совершивших. Отличительной чертой OPД является то, что она может осуществляться специально уполномоченными субъектами. Список этих субъектов закреплён в ст. 13 Закона обОРД и включает в себя ОВД, органы ФСБ России, ФСО России, таможенные органы РФ, Службу внешней разведки РФ и ФСИН России.Каждый субъект ОРД имеет свой круг полномочий, обусловленных спецификой ведомственной принадлежности и внутриведомственным разделением функций. Полномочия данных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовой компетенции, т.е. установленного законами и подзаконными нормативными актами перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также задач, закреплённых в нормативных правовых актах. Целью ОРД является её конечный результат, на достижение которого направлено активное поведение субъектов, ее осуществляющих. Согласно ст. 1 Закона обОРД целью ОРД является защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность; обеспечение безопасности общества и государства.Защита включает в себя систему оперативно-розыскных, организационных, правовых и иных мер, принимаемых участниками ОРД для обеспечения безопасности перечисленных выше объектов от преступных посягательств и устранения причин и условий совершения преступлений. На первое место среди объектов защиты оперативно-розыскными мерами законодателем поставлены интересы человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. Данное конституционное положение реализуется в деятельности государственных органов, в число которых входят и оперативные подразделения различных ведомств. Непосредственно под охрану государства поставлены права и свободы человека, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ. С помощью оперативно-розыскных мер государство осуществляет защиту собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ равной защите подлежат частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Защита собственности предполагает обеспечение оперативно-розыскными силами и средствами неприкосновенности любой формы собственности, а также принятие мер по возмещению материального ущерба, нанесенного преступным действием. Целью ОРД выступает защита Российской Федерации исключительно от преступных посягательств (внешних и внутренних). Посягательства, которые не являются преступлением, находятся вне юрисдикции оперативно-розыскных органов. К основным объектам государственной защиты относятся: личность, общество, государство. Защита личности позволяет обеспечивать конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан. В обществе защите подлежат его материальные и духовные ценности; в государстве — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, устойчивое развитие. Государство — основной институт политической системы общества, которое осуществляет управление обществом и обеспечивает его безопасность, что позволяет ему эффективно функционировать и развиваться.Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных и иных мер. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.Вместе с тем безопасность как состояние объекта не возникает сама по себе, она обеспечивается в результате целенаправленной деятельности, осуществляемой либо объектом самостоятельно, либо уполномоченными государственными органами. К силам, обеспечивающим безопасность, относятся органы, в составе которых федеральным законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба. Таким образом, термин «безопасность» приобретает смысл лишь при наличии мер государственной защиты, которые существуют также в арсенале органов, осуществляющих ОРД (ОВД, ФСБ, СВР, ФСО и др.). Закон обОРД прямо указывает на то, что не допускается осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных этим Законом (ч. 2 ст. 5). Данный запрет выступает существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ.Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных Законом об ОРД, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи ОРД можно разделить на общие и частные. 1. Общие задачи органов, осуществляющих ОРД, вытекают из содержания ст. 2 Закона об ОРД. К ним относятся: - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; - установление имущества, подлежащего конфискации. Одна из задач ОРД — предупреждение и пресечение преступлений, т.е. превентивное воздействие на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группы лиц) с целью не допустить совершения ими общественно опасного деяния, недопущение совершения максимально большого числа возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений.Главными направлениями деятельности по предупреждению преступлений являются: -активное участие оперативных подразделений в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные проверки, комплексные оперативно-профилактические операции и др.); -организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений; - организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление. Вместе с тем, несмотря на определенную схожесть таких встречающихся в специальной литературе терминов, как «профилактика», «предупреждение», «пресечение» преступлений, их следует различать.Профилактика осуществляется на ранних стадиях. Она представляет собой деятельность по выявлению и устранению причин, порождающих преступность, и условий, способствующих их совершению (общая профилактика), а также по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, и воздействию на них в целях недопущения совершения преступлений (индивидуальная профилактика). При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой организационно-тактической форме ОРД, как оперативно-розыскная профилактика, которая заключается в осуществлении оперативными подразделениями оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступления. В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются специальные средства сбора, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации. Эта информация сосредоточивается в соответствующих ДОУ, картотеках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения. Собранная таким образом информация может использоваться для целенаправленного оперативно-профилактического воздействия на лиц, которые отрицательно зарекомендовали себя совершением действий, носящих ярко выраженный антиобщественный характер. Организационные мероприятия по предупреждению различных видов преступлений находят отражение в ведомственных нормативных правовых актах. Особое значение для предупреждения преступлений имеет выявление лиц, склонных к их совершению, из числа: 1) ранее судимых и рецидивистов; 2) ведущих антиобщественный образ жизни: 3) употребляющих алкогольные и наркотические средства; 4) проявляющих явное неуважение к действующим в обществе законам и правоохранительным органам и т.п. Пресечение преступлений — это деятельность по выявлению лиц и формирующихся преступных групп, готовящихся к совершению преступлений, и принятие конкретных мер в целях прекращения их преступных действий. Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения.Методы пресечения могут быть самыми разнообразными: задержание лица на стадии подготовки преступления; изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений; проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др. Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является важнейшей задачей ОРД, что наглядно подтверждается статистическими данными. В 2015 г. зарегистрировано 2 628 799 преступлений, раскрыто — 1 430 977, выявлено 1111 145 лиц, совершивших преступления,в 2016 г. зарегистрировано 2160063 преступлений, раскрыто -1189770. При этом оперативными подразделениями раскрыто более 60% зарегистрированных преступлений. Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной частиУК РФ. При этом в задачи органов, осуществляющих ОРД, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства ОРМ могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление имело место в форме законченного деяния или покушения.Выявление осуществляется только в отношении противоправных деяний, которые тщательно скрываются, маскируются и информация, о которых сохраняется втайне (неочевидные преступления). Использование в законе терминов «выявить» и «раскрыть» вполне оправданно. Они указывают на то, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить не только само событие преступления и лиц, ею совершивших, но и многие другие связанные с этим обстоятельства. Это касается, прежде всего, латентных преступлений, под которыми понимаются преступные деяния, которые остаются за пределами уголовной статистики (в том числе по причине недостатков в учетно-регистрационной деятельности), а также преступления, оставшиеся неизвестными правоохранительным органам. В данном случае ОРМ направлены на установление мотивов, целей и результатов преступной деятельности, которые при очевидности самого события, как правило, наглядно не проявляются. Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативного сотрудника, направленную на получение с помощью специальных сил и средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Существенное значение ОРМ имеют для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются, и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем. Если преступление совершено организованной преступной группой, должны быть установлены все члены группы и определена роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях возможности оперативных подразделений должны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно: -выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными; -раскрывать неочевидные преступления; - устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, является самостоятельной специфической задачей ОРД. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых в целях установления места нахождения разыскиваемого и его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся преступников — это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого. Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений. В процессе розыска оперативными аппаратами ОВД принимаются меры по изучению и устранению условий, способствующих уклонению от следствия, суда, исполнения наказаний, а также выявлению и устранению условий, используемых разыскиваемыми преступниками в целях уклонения от уголовной ответственности. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей ОРД, которая в соответствии с Законом о ФСБ относится к компетенции ФСБ РФ. Установление имущества, подлежащего конфискации, является относительно новой задачей ОРД.Под имуществом понимается совокупность принадлежащих субъекту вещей, имущественных прав и обязанностей. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и др.Важным признаком имущества как объекта конфискации является его связь с преступлением. В ст. 2 Конвенции ООН против коррупции конфискация определяется как окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа.Необходимость применения такой меры, как конфискация, ограничена не только перечнем составов преступлений, содержащихся в п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ (террористический акт, похищение человека, торговля людьми, содействие террористической деятельности и др.), но и необходимостью установления следующих обстоятельств: -подлежащее конфискации имущество получено в результате совершения преступления или доходов от этого имущества: -имущество используется или предназначено для использования в качестве орудия преступления; - имущество используется или предназначено для использования финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного сообщества (преступной организации). ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: