VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деятельность государственных структур по социальной защите безнадзорных детей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004524
Тема: Деятельность государственных структур по социальной защите безнадзорных детей
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ВСГУТУ)

Технологический колледж





         «СОГЛАСОВАНО»

Допущен к защите

            ________________

    ___________________

Председатель ЦМК по специальности 

Директор ТК ВСГУТУ

      д.э.н., профессор Каурова О.А.

к.э.н., доцент Сахаровский С.Н.









 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

(З.30.0. 40.02.01.10.414.)









на тему: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, С БЕЗНАДЗОРНЫМИ И БЕСПРИЗОРНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ



Исполнитель: обучающийся по специальности 

«Право и организация социального обеспечения»  

заочной формы обучения группы 44-з

КОЗУЛИН НИКИТА ПАВЛОВИЧ /__________________________/









Руководитель работы

/____________________/

	к.с.н., доцент                                        Т.П. Баторова 

Рецензент

/____________________/

зам. нач. УОДУУПиПДН МВД по РБ     С.Р. Бариев

Нормоконтролер

/____________________/

к.п.н., доцент                                      О.В. Занданова

Референт

/____________________/

к.и.н., преподаватель                          Б.В. Михеев



Улан-Удэ, 2017

























































Оглавление                                                                                                     стр.

	Введение                                                                                                         4	        

Глава 1. Проблемы безнадзорности несовершеннолетних в 

современной России                                                                                                    6

1.1 Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних                        6

1.2 Нормативно-правовая база в организации социальной и профилактической работы с безнадзорными детьми                                             12

1.3 Деятельность государственных структур по социальной защите безнадзорных детей                                                                                                   17



Глава 2. Актуальные проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Республике Бурятия, пути их решения                           25

2.1 Нормативное обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в Республике

 Бурятия                                                                                                                      25

2.2  Основные направления деятельности учреждений социальной 

защиты населения, входящих  в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия                            28                                                                  

2.3 Организация работы с семьями, находящимися в социально 

опасном положении   в Республике Бурятия                                                          34                                                                                                                

2.4 Безнадзорность как фактор преступности несовершеннолетних в Республике Бурятия, пути решения проблем безнадзорности                              46



Заключение                                                                                                       55



Список использованных источников информации и литературы              58



















Введение

Качество жизни детей  в любом обществе –  это показатель социального  здоровья государства. Беспризорность и безнадзорность детей в современной России получают все большую распространенность. Беспризорные и  безнадзорные дети   страдают наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, инфекционными заболеваниями и психическими расстройствами. Социальная напряженность, криминогенная обстановка в обществе, школьное и семейное неблагополучие оказывают сильнейшее влияния на моральный облик современного подростка. Растет число неблагополучных семей. Реформы в сфере образования привели к тому, что школа занимается только учебным процессом, а функции воспитания с себя сложила.  Внешкольный досуг ребенка в последнее время стал на коммерческие рельсы, дополнительные образовательные и досуговые услуги оказываются только на платной основе.

Беспризорные дети -  это дети, которые не лишены родительской или государственной заботы,  постоянного места жительства. У таких детей, как правило, не бывает необходимого ухода,  систематического обучения, развивающего воспитания,  соответствующих возрасту позитивных занятий. Детская беспризорность и противоправное поведение в обществе зачастую  сильно связаны. 

Доказательством актуальности проблемы беспризорности служит статистика последних лет, которая свидетельствует о тенденции роста числа беспризорных несовершеннолетних. 

Детская беспризорность является социально опасным фактором  национальной безопасности государства в целом.  Все социальные структуры и органы исполнительной власти, ответственные за решение проблем беспризорных детей,   обязаны повысить свою эффективность работы.  Необходим нестандартный подход в поиске  решений проблем подростков  и путей снижения эпизодов аморального и криминального  их поведения.  

Целью данной работы является разработка рекомендаций по профилактики безнадзорности несовершеннолетних. 

Объектом исследования является деятельность социальных институтов по работе с детьми.

Задачи исследования:

- анализ причин возникновения детской  беспризорности;

- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей организацию в социальной и профилактической работы с безнадзорными детьми;

- изучение деятельности государственных структур социальной защиты безнадзорных детей;

- изучение  организации работы с асоциальными семьями; 

- анализ  профилактических мероприятий, направленных на снижение  социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних на региональном уровне.

В ходе работы были изучены и проанализированы материалы правительства РФ, а именно: Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей»; Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие нормативно – правовые положения, Законы Республики, приказы и положения Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МВД Республики. 

Использовались учебная и специальная литература по теме, материалы периодической печати, статистические данные по РФ и  РБ. 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



Глава 1. Проблемы безнадзорности несовершеннолетних в современной России    

                                                                                                                       

 Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Причины их возникновения



Изменения, происходящие  в социально-экономической сфере России (переход к рыночной экономике в 1990-х гг., экономические кризисы 1998 г., 2008 г.), привели к трансформации нормативно-ценностных ориентиров и  образа жизни людей в целом. 

Основной социальный институт – семья -  перестала выполнять в полном объеме свои основные функции: репродуктивную и воспитательную. Это является основной причиной роста количества  безнадзорных несовершеннолетних и увеличения фактов их девиантного поведения.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются широким увеличением числа беспризорных детей и бездомных детей. Нынешняя социально-политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, снижением производства, ухудшением качества продуктов питания. Поскольку экономическая ситуация в стране ухудшилась, национальные конфликты обострились, а продовольственный кризис усилился, число детей, оставшихся без попечения родителей, начало расти. Среди них все больше и больше хронических больных, из-за врожденной патологии, из-за которых родителям предлагается оставить ребенка в детском учреждении или плохой уход за детьми в неблагополучных семьях, где родители ведут аморальный образ жизни. Безнадзорность несовершеннолетних – это «социальное явление, содержанием которого выступает процесс отчуждения (обособленности) детей, вплоть до полной утраты связей с субъектами воспитательного процесса…» 

Бывает формальная и реальная детская безнадзорность.  Реальная детская безнадзорность обусловлена отсутствием возможности обеспечения необходимых материальных потребностей ребенка в неблагополучных или асоциальных семьях.  Формально безнадзорные дети – несовершеннолетние из  финансово благополучных семей, оставшиеся без родительского надзора и воспитания.  Безнадзорность в свою очередь обуславливает  такие социальные явления как беспризорность и социальное сиротство. Беспризорным является безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий места жительства.  Причиной беспризорности, вероятнее всего, является социальное сиротство (смерть родителей или лишение их родительских прав).  

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного обычно  живет в одной семье с родителями, поддерживает отношения с семьей,  но связи эти  очень хрупки и находятся под опасностью разрушения.  Дети предоставлены сами себе, поэтому  забрасывают учебу, проводят бесцельно время улице. Безнадзорность детей выступает первым шагом к беспризорности, разрушает нормальный процесс социализации личности.

Безнадзорность часто сопровождается социально-психологической дезадаптацией личности и склонностью несовершеннолетних к девиантному поведению.  Вследствие этого профилактика и снижение показателей безнадзорности несовершеннолетних остается актуальной задачей на современном этапе развития российского общества.

Учетом безнадзорных детей и профилактикой детской  безнадзорности занимаются специализированные учреждения для несовершеннолетних (органы, комиссии). К учреждениям данного рода относятся социально-реабилитационные центры, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних. В них проходят реабилитацию несовершеннолетние, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  

Количество несовершеннолетних детей, самовольно покинувших семьи и социальные учреждения, увеличилось в прошлом году на 22% (в 2013 г. 41 тыс. детей, в 2014 г. - уже 53,1 тыс. человек). 

Общие цифры статистики по беспризорным и бездомным детям весьма относительны, в силу того что единого банка не существует. Есть только  официальные статистические данные. А все статистические данные, имеющиеся в отдельных министерствах (например, в министерствах образования, культуры или внутренних дел), содержат сведения только о тех категориях, учет которых в части возложен на них соответствующими методическими рекомендациями или инструкциями в этих министерствах.  Как правило, на этом вся работа с такими детьми заканчивается. Уже нескольких раз Генеральная прокуратура РФ в лице замгенпрокурора С. Фридинского ставила перед министерствами первостепенный вопросов о необходимости создания единого банка данных по безнадзорным детям.

В 2015 году численность несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в данных учреждениях, составила более 255 тыс. человек; вернулось в родные семьи после пребывания в  центрах 112 тыс. чел., или 44% от общего числа прошедших реабилитацию. 

Официальные данные о численности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних предоставляются различными министерствами и ведомствами. 

- 99,5 тыс. беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних выявлено органами внутренних дел, по данным Министерства внутренних дел 

- более 50 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении, помещены в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по данным Министерства труда и соцразвития РФ;

- 67,7 тыс. беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних помещено в лечебно-профилактические учреждения, по данным Министерства здравоохранения РФ.

В дополнение к вышеуказанным категориям несовершеннолетних к   «группе риска» относятся несовершеннолетние,  потерявшие семейные и родственные связи; дети, самовольно ушедшие из семей; несовершеннолетние с противоправным поведением. 

Кроме того,  часть несовершеннолетних уходит из дома по собственному желанию. Основными причинами самовольных уходов являются сложное материальное положение семьи, жестокое обращение со стороны родителей, асоциальный образ жизни родителей. 

Социально-экономическое неравенство обусловливает формирование противоправного поведения несовершеннолетних. Одной из наиболее опасных форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних является преступное поведение. 

В 2012 году доставлены в органы внутренних дел за совершение правонарушений 434 тыс. несовершеннолетних; из них за совершение преступления – 29 тыс. чел.; за совершение административных правонарушений –  230 тыс. человек. Состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в 2012 году более 190 тыс. человек 

Кроме того, для безнадзорных детей характерны и другие проявления девиантного поведения (употребление алкоголя, наркотиков, бродяжничество и попрошайничество).

Происходящее на фоне социально-экономической нестабильности в Российской Федерации снижение уровня жизни и вызванное им ухудшение условий содержания детей, изменения духовно-нравственной сферы привели к социальной депривации, усилению жестокого обращения с детьми в семьях, росту беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

В 2012 году из 26,9 млн. несовершеннолетних в возрасте от 0 до 17 лет  более 255 тыс. прошли через социально-реабилитационные центры органов управления социальной защитой населения, более 750 тыс.  – через учет правоохранительных органов (Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний), более 150 тыс. – через учет специализированных лечебно-профилактических учреждений.

Причиной увеличения числа беспризорных детей является увеличение числа родителей, потерявших работу, из-за сокращения производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, надлежащего финансирования социальных программ и контроля за ними правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области защиты детей.

Усугубляющее влияние на распространение безнадзорности оказывает также упадок инфраструктуры, которая предназначена для отдыха детей, их досуга, коммерциализации сферы образования и культуры. 

Социально-психологические причины безнадзорности обусловлены семейным кризисом, увеличением числа разводов, потерей одного родителя, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическим наказанием, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.

Причины растущего пренебрежения к детям и подросткам коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма,  наркомании и маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет количество неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бездомными, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел, занимается попрошайничеством.

Каждый день в России регистрируется более 1500 разводов, в результате чего около 1300 детей без одного родителя, 30 детей переходят в детские дома, 32 отбираются у родителей, 237 покидают дом (становятся бродягами). В неблагополучной семье ребенок не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании.

Семейные проблемы являются главной, но не единственной причиной детской безнадзорности. Негативную роль сыграло также ослабление работы с детьми. Это клубы, кружки, комнаты школьников. Изменился репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской среде и многодетных семьях худшие примеры заморской морали и культуры часто культивируются. Чтобы заменить эту систему, новый идеал не был создан, что фактически обезоруживает взрослых в борьбе  с  детской безнадзорностью.

Психологические причины безнадзорности связаны с увеличением числа детей с выраженными аномалиями, особенностями социального поведения. Некоторые ученые сопоставляют их с генетической предрасположенностью. Среди молодого поколения эти дети составляют 3-5%.

В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и бездомности тесно связаны и дополняют друг друга.

Нормативно-правовая база в организации социальной и профилактической работы с безнадзорными детьми



В последние годы внимание было сосредоточено на положении детей в нашей стране. На политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях существуют определенные изменения для реализации требований конвенций о правах ребенка в Российской Федерации. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, является продолжением общей гуманистической линии, проводимой международными сообществами в защиту прав и свобод человека.

Конвенция ООН является юридическим документом высокого международного стандарта. Она объявляет ребенка полноценным и полноценным человеком, независимым субъектом права. Определяет весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей. Конвенция устанавливает правовые нормы ответственности государств за их соблюдение, создает специальный механизм мониторинга - Комитет ООН по правам ребенка и уполномочивает его с высокими полномочиями. 

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс Российской Федерации. В нем предусматривается значительное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, специальная глава, озаглавленная «Права несовершеннолетних. Семейный кодекс Российской Федерации предоставляет ребенку право самостоятельно подавать заявление в органы опеки и попечительства, а по  достижении возраста 14 лет - в суд. Органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры.

Семейный кодекс определяет права и обязанности родителей, и они рассматриваются в контексте интересов ребенка: они не могут противоречить его интересам, осуществляются в ущерб его правам. Пути воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Правовая основа всей системы профилактических и реабилитационных работ основывалась на концептуальном отношении к недопустимости и признании непродуктивного административного и карательного подхода к детям, социализация которых была деформирована по вине взрослых, необходимость гарантировать ребенку реальную Право на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, немедленное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи. 

Эта позиция зафиксирована в Указе Президента № 1338 от 6 сентября 1993 года «О предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» как концепция совершенствования государственной системы предотвращения детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время ведущую роль в этой проблеме играет Федеральный закон «Об основах предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года и одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года. Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепринятыми нормами международного права устанавливает основу для правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по предотвращению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Этот закон определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и устанавливает ответственность федеральных министерств и ведомств и субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.

Принятие этого закона создало дополнительные возможности для усиления социально-защитного принципа предотвращения детской беспризорности, дальнейшего развития сети учреждений социальной защиты, активизации комплексного решения проблем детей в трудных жизненных ситуациях на основе более тесного взаимодействия всех органов, включенных  в систему профилактики беспризорности.  

На данный момент  в России не действует ни одна федеральная программа, касающаяся профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. В 2007-2010 гг. работала ФЦП «Дети Росси», результатами которой стали снижение уровня безнадзорности среди несовершеннолетних в среднем по России в 2 раза (в 2008 г.- 121 чел на 100 тыс. населения, в 2013 г – 64 чел на 100 тыс. населения).

В рамках направления данной программы «Предотвращение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были предусмотрены следующие задачи:

- разработка форм предотвращения социального неблагополучия семей с детьми;

- защита прав и интересов детей;

- укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- разработка инновационных технологий и форм предотвращения безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних, в том числе в сельских районах;

- обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей в сложных жизненных ситуациях;

- создание условий для творческого развития, реабилитации и временного трудоустройства детей в сложных жизненных ситуациях, а также детей, проживающих на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях.

Федеральная целевая программа «Дети России»  была призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизни и здоровья детей, а также для решения проблем неблагополучия семей с детьми.

Почти все субъекты Российской Федерации осуществляют региональные и муниципальные программы по предотвращению детской безнадзорности.

На федеральном уровне в течение нескольких лет были созданы механизмы межучрежденческой координации деятельности государственных органов, общественных объединений по защите прав детей, предотвращения детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Это две межведомственные комиссии: Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по делам несовершеннолетних и Межведомственная комиссия по координации работы. 

Предметом изучения комиссии и последующих действий государственных органов являются проблемы трудоустройства детей и подростков и методы их решения; Реализация Федерального закона «Об основах системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Правительства Российской Федерации «О мерах по пресечению детской безнадзорности», а также перспективы расширения сети специализированных закрытых Учреждений, увеличивая их роль в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними. 

Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», вышедший в 1993 году явился первым документом в РФ,  касающимся создания системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно этот указ заложил основу планомерной последовательной работы в этой сфере. 

В настоящее время в рассматриваемой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  Указанный Закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних называет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, их права. Введение в действие  данного закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

ФЦП «Дети России»  не предусматривала подпрограмму  по  профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но, тем не менее а рамках это	 программы были создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетним при Правительстве РФ, которая работает по настоящее время.







Деятельность государственных структур по социальной защите безнадзорных детей

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Ведущая роль в межведомственном взаимодействии отводится органам социальной защиты населения и учреждениям социального обслуживания.

К компетенции органов управления социальной защитой населения в соответствии Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в первую очередь, относится деятельность по предотвращению безнадзорности несовершеннолетних,  организация проведения индивидуальной профилактической работы с беспризорными детьми и их семьями.

Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет, что органы социальной защиты работают над созданием и развитием сети специализированных учреждений, которые предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, включая несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и их семьям; они контролируют деятельность этих учреждений.

Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязывает распространение положительного опыта работы путем внедрения современных методов и технологий социальной реабилитации в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.

В статье 12 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выделяются следующие типы учреждений социального обслуживания: территориальные центры социальной помощи семьям и детям, центры психологической и педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др.

В компетенцию учреждений социального обслуживания входят следующие виды деятельности:

- Во-первых, предоставляя бесплатную помощь несовершеннолетним и их семьям, не имеет значения, обращался ли ребенок (или его родители) к учреждению или был отправлен какой-либо организацией системы предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- во-вторых, выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасной ситуации, и семей, чьи дети нуждаются в социальных услугах, предоставление им необходимой социальной помощи и проведение реабилитационных мероприятий по индивидуальным программам;

- в-третьих, помощь в организации реабилитации и воспитания несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи путем организации досуга для несовершеннолетних путем создания клубов и клубов на базе учреждений социального обслуживания;

- В-четвертых, участие в индивидуальной профилактической работе с беспризорными детьми.

Статья 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  определяет функции специальных учреждений несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Закон устанавливает, что они являются частью системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Следует отметить, что существенным недостатком является отсутствие четкого, бесспорного разграничения компетенции вышеупомянутых учреждений. В этой статье Закона перечислены типы специальных учреждений, задачи, общие для всех типов и круга лиц, которым должна быть оказана помощь, но нет четкого критерия, отделяющего их компетенцию.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

- центры социальной реабилитации несовершеннолетних;

- социальные приюты для детей в трудных жизненных ситуациях;

- центры помощи детям, оказавшимся без попечения родителей.

27 ноября 2000 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 896 «Об утверждении положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Утверждены положения о социально-реабилитационном учреждении для несовершеннолетних, Примерное положение о социальном приюте для детей, Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Все специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации, в соответствии с законом и положениями о них:

- оказание социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации сложной жизненной ситуации, восстановление социального статуса несовершеннолетних в группах сверстников по месту учебы, работы, проживания, содействие возвращению несовершеннолетних семьям;

- полностью воспитывать несовершеннолетних в установленном порядке при полной государственной поддержке, осуществлять их социальную реабилитацию, защищать их  права и законные интересы, организовывать медицинское обслуживание и образование в соответствующих образовательных программах, содействовать в   получении специальности; уведомлять  родителей несовершеннолетних или их законных представителей о размещении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

- помогать органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

Однако каждое учреждение выполняет определенные функции. Таким образом, основной задачей центра социальной реабилитации является профилактика безнадзорности и бездомности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних в сложной жизненной ситуации. Главная задача социального приюта для детей - оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, призван оказывать временную поддержку несовершеннолетним и содействовать их дальнейшему развитию в жизни.

В зависимости от задач разные типы учреждений имеют разную внутреннюю структуру. В каждом из них может быть создан приемный отдел, отдел диагностики и социальной реабилитации, социальная и юридическая помощь; в центре социальной реабилитации и центре по уходу за детьми, оставшимися без попечения родителей, также организуются группы длительного пребывания; в центре социальной реабилитации и детском доме – семейная образовательная группа.

Все специализированные учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Допускается совместный фонд специализированных учреждений. Они создаются по ставке одного учреждения на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Если в городе (районе) менее 5000 детей, может быть создано одно учреждение.

Финансирование центров обоих типов и жилья осуществляется в установленном порядке из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе стандартов, определенных для одного ученика, в зависимости от типа учреждения.

Создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовало тому, что вместо крайней формы решения судьбы ребенка из неблагополучных семей - лишенных родителей родительских прав - было чаще всего использовано временное ограничение родителей в родительских правах.

В центрах социальной помощи семьям и детям в системе социальной защиты населения, в дополнение к предоставлению консультативных, социальных, медицинских и психологических услуг, при необходимости предоставляется натуральная и материальная помощь. В центрах открыты отделения детей из малообеспеченных семей, где им предоставляются бесплатные горячие блюда. Центры вместе с службами занятости облегчают трудоустройство людей в особо сложных жизненных ситуациях, участвуют в организации летних каникул и т. д. Также в системе социальной защиты существуют центры психологической и педагогической помощи населению и учреждения для временного размещение. 

Социальные приюты для детей и подростков работают в режиме круглосуточного приема детей. Очень важно, чтобы дети могли обращаться в эти учреждения без посредничества взрослых. Дальнейшая судьба ребенка, который прибыл в учреждение, принимается на межведомственной основе в тесном сотрудничестве с территориальными органами внутренних дел, опеки и попечительства, здравоохранения и образования. По возвращении ребенка семья находится под патронатом учреждения необходимое время.

В системе социальной защиты населения существуют центры экстренной психологической помощи по телефону, которые оказывают соответствующую помощь детям и подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации, в состоянии, близком к самоубийству. Кроме того, с органами социальной защиты населения и социальными службами для семей и детей сотрудничают «горячие линии». В их работе участвуют психологи, наркологи, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов, врачи различных специальностей, священники и т. д.  Информация о «горячей линии»  получается детьми через органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения. Номера «горячих линий» размещаются в СМИ.

Органы социальной защиты и учреждения социального обслуживания довольно активно сотрудничают практически со всеми учреждениями системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сложность предоставления услуг специализированных учреждений для несовершеннолетних, приводит к необходимости развития контактов с учреждения.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44