- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Денежная (монетная) реформа 1654-1663 гг
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000458 |
Тема: | Денежная (монетная) реформа 1654-1663 гг |
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИКО – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра российской истории и документоведения «Денежная (монетная) реформа 1654-1663гг. Алексея Михайловича» Реферат по «Вспомогательным историческим дисциплинам» студента очной формы обучения направления подготовки 46.03.01 История I курса группы 02031403 Белоконева Я.М. Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Кулабухов В.С. Белгород 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение с. 3 – 5 Глава I. Денежная (монетная) реформа 1654-1663гг. с. 5 Алексея Михайловича § 1. Романов Алексей Михайлович (Тишайший) с. 5 – 6 § 2. Причины денежной реформы с. 6 – 7 § 3. Ход денежной реформы Алексея Михайловича с. 7 – 9 § 4. Новые деньги с. 9– 13 § 5. Последствия денежной реформы. Медный бунт с. 13– 15 Заключение с. 16 – 17 Список опубликованных источников и литературы с. 18 – 19 Приложения с. 20 – 23 Введение Актуальность. Состояние денежной системы государства находится в прямой зависимости от его политического и социально-экономического устройства. Своеобразие и специфические особенности российской государственности в годы правления царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) не могли не отразиться на состоянии денежного обращения. Присоединение Украины к России и военные действия с Польшей требовали от государственной казны немалых средств. Правительство ввело чрезвычайный сбор "десятой деньги", хорошо понимая, что для решений внешнеполитических вопросов не хватит ни обычных, ни чрезвычайных сборов. Выход виделся в проведении монетной реформы, к выработке концепции которой и приступили. Актуальность работы заключается в рассмотрении аспектов малоизученной экономической ситуации страны, сложившейся в непростое время правления Алексея Михайловича Романова. Историография. По проблеме исследования денежной реформы 1654-1663 г. представлены работы следующих исследователей: Тихонов Ю. А.1, Кром М.М.2, Мельникова А.С.3, Шорин П.А.4, Гришин И.В.5, Базилевич К.В.6, Кондратьев Д.Л7. В своих исследованиях нумизматика опирается на целый ряд источников. Информация об обстоятельствах находки того или иного нумизматического памятника сама по себе является ценным нумизматическим источником. Классификация монетных находок является одним из наиболее спорных и противоречивых вопросов в современной нумизматике. Процесс нумизматического исследования включает в себя всестороннее изучение самих монет, а кроме того – состава и типографии монетных находок (единичных и кладов)8. Обзор источниковой базы. Представленная работа опирается на различный круг источников, включающие, как опубликованные, так и архивные, а также вещественные источники. Среди источников важное место занимает правительственное законодательство и, в первую очередь, Соборное Уложение 1649 г.9, Таможенный устав 1653 г.10 и Новоторговый Устав 1667 г.11, работы Рогачевской М. А.12, Муравьева А.А13. Цель работы: Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: - проследить начало реформы, предпосылки появления и план - ознакомиться с монетами этой реформы - выявить итог денежной реформы Объект исследования: денежная система в России XVII века. Предмет изучения: денежная реформа 1654-1663гг, ее предпосылки, ход, последствия и значение. Работа состоит из введения, пяти частей, заключения, в которых анализируется рассматриваемая проблема. §1. Романов Алексей Михайлович (Тишайший) Русский царь - Алексей Михайлович Романов (Тишайший)14, годы жизни: 29 марта 1629 — 8 февраля 1676, второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын царя Михаила Федоровича Романова и его второй жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Царствовал с 13 июля 1645 года по 8 февраля 1676 года. В начале царствования Алексей Михайлович был мал и власть в свои руки взял его воспитатель боярин Морозов Борис Иванович. На 14-м году царевича торжественно "объявили" народу, в 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол. Романов Алексей Михайлович был дважды женат, первая жена - Мария Ильинична Милославская, родившая 13 детей, скончалась в 1669 году. После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталье Кирилловне Нарышкиной, она родила царю троих детей. Начало правления Алексея Михайловича были ознаменовано созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства царя была сконцентрирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. По распоряжению Алексея Михайловича было проведено государственное реформирование -учреждены новые центральные приказы (органы центрального управления): Тайных дел (1648), Монастырский (1648), Малороссийский (1649), Рейтарский (1651), Счетный (1657), Литовский (1656) и Хлебный (1663). При Алексее Михайловиче началось первое в XVII веке реформирование русской армии — введение наемных "полков нового строя". Главным финансовым событием правления Алексея Михайловича стала денежная реформа 1654 -1663 годов15. Алексей Михайлович скончался 8 февраля (29 января по старому стилю) 1676 года в возрасте 46 лет и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. По завещательным документам 1674 года наследником престола был назначен его старший сын от брака с Марией Милославской Федор. §2. Причины денежной реформы Проведение денежной реформы 1654-1663 гг. диктовалось как внутриполитическими, экономическими причинами России, так и причинами внешнего характера16. Внутриполитические причины были связаны с абсолютизацией царской власти, необходимостью в связи с этим усовершенствовать денежную систему, привести ее в соответствие с изменениями государственного строя. Даже монетные регалии должны были выполнять декларативные функции, призванные отразить абсолютизацию власти. После реформы Елены Глинской на территории централизованного русского государства ходила единая монета, но вид русских денег был архаичен. В России было плохо развито монетное дело потому, что-либо не хватало техники способной чеканить монеты, либо эта техника была устаревшей. Одной из значимых причин денежной реформы Алексея Михайловича (1654-1663 гг.) стали военные расходы, связанные с русско-польской войной за Украину (1654-1667 гг.) и войной со Швецией (1654-1658 гг.) Поскольку одним из главнейших вопросов внешней политики царствования Алексея Михайловича стало присоединение Украины (Малороссии). Другой причиной послужило то, что в Малороссии ходили в обращении исключительно польские монеты, а для укрепления единства государства требовалось единство денежной системы в, следствии, чего, необходимо было уравнять денежное обращение России с денежным обращением Украины. Осуществить это можно было только по средствам чеканки новых российских монет, отвечающих европейским стандартам. Такой шаг позволил бы быстрее привыкнуть присоединенным территориям к российским монетам. Следующая причина – трудности торговых операций из-за отсутствия крупных номиналов монет. К середине XVII века в Московии самой крупной монетой была серебряная копейка, равная двум деньгам или четырем полушкам, которые называли «чешуйками», Крупной монеты не было. При крупномасштабных торговых сделках приходилось отсчитывать тысячи монеток. Вся Европа в это время использовала монеты самых разных номиналов. Отсталая русская монета становилась одним из серьёзных препятствий, тормозивших развитие экономики. В связи со всем вышеперечисленным и согласно первоначальному замыслу реформы, предполагалось произвести коренную перестройку всей русской денежной системы. §3. Ход денежной реформы Алексея Михайловича Опыт европейских государств показал, что медные номиналы вполне могут обеспечить мелкую розничную торговлю. В первой половине XVII в. биметаллическая система утвердилась в Испании, Австрии, Англии, Швеции, Польше и других странах. Опыт этих государств был использован русскими экономистами в лице A.Л. Ордина-Нащокина, В. Шорина и других17. Согласно первоначальным замыслам реформы предполагалось коренное изменение денежной системы. Должна была начаться чеканка новых номиналов, введена медь в качестве монетного металла. Старые копейки и деньги оставались в обращении. Русская денежная система организовывалась по образцу европейских систем с их разнообразными номиналами18. Внешняя торговля избавлялась от неудобств, связанных с наличием только мелких номиналов. В 1654 году царь распорядился из накопленных в казне талеров отчеканить рубли. На одной стороне был изображен орел в квадрате (картуше) и в орнаментах, год буквами («лета 7162») и надпись «РУБЛЬ». На другой стороне царь-всадник на скачущем коне, по кругу надпись: «Божиею милостию великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России». Указом того же 1654 года предписывалось начать чеканку медных монет: Полтинник, полуполтинник, гривна, алтын и грошевик. Чеканка гривны, возможно, не была начата. Медные монеты были монетами с принудительным курсом (как, впрочем, и серебряные рубль и полуполтина). Изображения на полтинниках близки изображениям на рублёвиках, обозначение номинала — «полтинник». Для чеканки новых монет был создан специальный денежный двор в Москве, получивший название Новый Московский Английский денежный двор (он располагался на бывшем подворье английских купцов)19. В 1655 году в обращении было уже достаточно много новых монет. Несмотря на обещанные царским указом наказания, население пользовалось ими неохотно. Осенью 1655 года были внесены значительные изменения в первоначальный план реформы. В связи со сложностью изготовления штемпелей рубля не удалось перечеканить все имеющиеся талеры. В 1655 году на Старом Московском денежном дворе в Кремле талеры стали надчеканивать с одной стороны двумя штемпелями (прямоугольным с датой «1655» и круглым штемпелем копейки (всадник на коне)). Такая монета получила название «Ефимок с признаком». Ефимок и рубль приравнивались к 64 копейкам (по весу), хотя ранее цена варьировалась от 40 до 60 копеек. Разрубленный на четыре части талер надчеканивали, таким образом появилась в обращение четвертина (полуполтинник). Была введена ещё монета полуефимок (разрубленный пополам талер с надчеканом). «Ефимок с признаком» и его доли (полуефимок и четвертина) имели хождение в основном на Украине. Для обслуживания внутренней торговли осенью 1655 года решено начать выпуск копеек из медной проволоки, по оформлению и технике чеканки идентичных серебряным. Использование этих монет указом ограничивалось европейской частью России — ни с европейскими купцами, ни с Сибирью ими торговать не разрешалось. С 1658—1659 годов собирание налогов и пошлин было велено производить серебром, а выплаты из казны — медными монетами. Денежная реформа полностью переориентировалась на чисто фискальные цели. §4. Новые деньги Желая приблизить новую монету к общеевропейским стандартам вес главного вновь вводимого номинала – серебряного рубля приравняли к весу талера (28-29 грамм). Более того, именно талер (см. Приложение №1) со специально сглаженным изображением стал использоваться как заготовка для чеканки рублей. Новый российский серебряный рубль стал первым в истории русской денежной системы рублем-монетой. На одной стороне был изображен герб государства – двуглавый орел в квадрате (картуше) и в орнаментах, год буквами «лета 7162» по летосчислению от Сотворения Мира, что в пересчёте соответствует 1654 году и надпись «рубль». На другой стороне царь-всадник на скачущем коне с атрибутикой царской власти: в правой руке – скипетр, на голове царская шапка. По кругу надпись: «Божиею милостию великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России». Также чеканились и другие серебряные монеты. Копейки первого этапа20 (см. Приложение №2) чеканились по весовой норме 0,46 г, а их фактический вес примерно равен 0,44 г.. Копейки следующего этапа чеканились по весовой норме дореформенной монетной стопы в 0,48 г, с фактическим весом примерно 0,46 г. Все копейки Московского монетного двора на лицевых сторонах несут изображение всадника с копьём и монограммой О/М под конем. На оборотной стороне помещена шести строчная легенда: «Царь и Великий Князь Алексей Михайлович Всея Руси». Полуполтина21 (см. Приложение №3), так же, как и предыдущая впервые появилась в новой денежной системе в результате реформы Алексея Михайловича в 1654 году. В идеале полуполтина представляет собой 1/4 рубля или же половина полтины, то есть 25 копеек. Однако в данном случае полуполтина подобно серебряному рублю получилась неполноценной. Случилось это потому, что она чеканилась на кусочках талеров, разрубленных на четыре части, соответственно по весовой норме талера. Отсюда получается совсем нехитрая арифметика: 1/4 талера, из которого ранее чеканилось 64 копейки, получается, что полуполтина составляла 16 копеек, а не положенные 25. Деньга. Лицевые стороны денег царя Алексея Михайловича несут традиционное изображение всадника с саблей. На оборотных сторонах – легенда двух типов: «Царь и Великий Князь Алексей Михайлович» и более полная «Царь и Великий Князь Алексей Михайлович Всея Руси». Как и в предыдущие правления, при Алексее Михайловиче для чеканки денег использовались и копеечные оборотные штемпеля, они появились до 1654 года, и, следовательно, выпуск денег продолжался не дольше указанной даты. В период 1654-1663 годы серебряная деньга не чеканилась. Относительно медных монет в современных источниках сохранилось не так много информации и порой она весьма противоречива и не ясна. В 1654 году по совету окольничего Федора Михайловича Ртищева, помимо неполноценных серебряных рублей, царю предложено было чеканить медную монету и пускать ее в обращение по цене серебра. Введением медных номиналов правительство намеревалось решить задачу удешевления монетного сырья путем использования вместе с дорогим серебром более дешёвой меди. Рыночная цена меди составляла 6-8 рублей за пуд. Следовательно, медные монеты в строгом смысле слова не были разменными по отношению к серебряным, их курс был принудительным. О медных рублях22 (см. Приложение №4) известно из грамоты боярина М. П. Пронского, руководителя денежного дела. В грамоте от 12 июня 1654 года к царю говорится: «Указал ты, государь, для своей государевой службы из меди делать ефимки (так называли рубли), полтинники, и полуполтинники и гривенники, алтынники и грошевики». Далее указывались весовые нормы. «Ефимки» должны были чеканиться «ис фунта против десяти рублёв», полтинники – «20 ис фунта», «весу в них по пятьи золотников без четверти», 40 полуполтинников из фунта, 100 гривенников, 333 алтынника с третью из фунта. Согласно данным весовым нормам медный рубль должен был весить около 40 грамм. Треугольный четвертной – полуполтина (см. Приложение №5). Чеканился на четвертинки медного рубля, а потому имел треугольную форму. Номинал обозначался буквами «пол-пол-тин», которые располагались по углам монеты. В центре в круговой рамке было помещено изображение царя на коне со скипетром в руке, короной и развивающемся рукавом царской мантии. На оборотной стороне надпись: «Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великая и Малая России самодержец», так же в круговой рамке. Масса монеты составляла около 8-10 грамм. По оформлению сторон и форме медная полуполтина была похожа на серебряную. В 1654 году Московский монетный двор начинает изготавливать круглые медные полтинники23 (см. Приложение №6), как и серебряные рубли, внешне медные полтинники были очень красивыми монетами размером с талер, и чеканилась штемпелем, сходным со штемпелем рубля, только царь на идущем коне, а не на скачущем. Монету алтын (алтынник) впервые начали чеканить при Алексее Михайловиче в 1654 году из медной проволоки. Алтын равнялся 6 московским или 3 новгородским деньгам. На одной стороне монеты было мелкое изображение царя на коне, на другой - следующая надпись: «Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великая и Малая России самодержец». Номинал монеты обозначался надписью «алтын». Для обслуживания внутренней торговли осенью 1655 года решено начать выпуск копеек из медной проволоки (см. Приложение №7, №8), по оформлению и технике чеканки идентичных серебряным. Использование этих специальным указом ограничивалось европейской частью России - ни с европейскими купцами, ни с Сибирью ими торговать не разрешалось. Грошевик (см. Приложение №9). Чеканился в России впервые в 1654 году из медной проволоки, и приравнен к двум копейкам (имел вес 0,8-0,9 граммов) или же 4 деньги. Обозначение номинала «4 деньги». По форме напоминал проволочные копейки, то есть был таким же овальным, длинной около 15-18 мм, и шириной около 10 мм. На одной стороне монеты чеканился всадник на лошади, на другой надпись: «Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великая и Малая России самодержец». Медная деньга (см. Приложение №10), так же чеканилась в период денежной реформы. Ее масса составляла около 0,22-0,25 граммов. Медные деньги Алексея Михайловича чеканились на Старом Московском, Новгородском, и возможно на Псковских денежных дворах. На лицевой стороне монет было изображение всадника с мечом в руке, на обратной легенда: «Царь и Великий Князь Алексей. Таким образом, рубль Алексея Михайловича — первый рубль-монета на Руси. Каждый коллекционер пожелал бы иметь его в своей коллекции. Однако, подлинных экземпляров описано всего около 40, и они находятся в основном в музейных собраниях. Полтинников известно всего около 12 штук. Круглых монет гривенников и полуполтинников не известно. В большом количестве известны медные круглые алтыны (3-х копеечники) и монеты меньших достоинств, чеканенные из медной проволоки. §5 Последствия денежной реформы. Медный бунт Последствия денежной реформы, задуманной без учета рыночной стоимости серебра и меди, без всяких знаний экономики и потребностей рынка в монете, были катастрофичны. Курс медных монет быстро падал. Купечество, ремесленники, городской люд выражали недовольство этой реформой. У людей отбирали под видом налогов серебро, государство же за все платило медными копейками, которые непрерывно падали в цене. Твердой основы для торговли не было. Народ был доведён до отчаяния.24 Раздражение запутанной денежной реформой, а также полуме?рами п?равительства в отношении фальшивомонетчиков и особенно их пок?ровителей, достигло к?ритической точки летом 1662 г. По Москве поползли сл?ухи о готовящемся мятеже. Расклеенные повсюд?у воззвания обвиняли в измене Милославского, Ртищева и д?ругих близких к ца?рю людей. Утрром 25 июля 1662 г. пятитысячная толпа с т?ребованиями выдать на расправу всех виновных в измене двин?улась в подмосковн?ую резиденцию ца?ря в селе Коломенском. П?равительство при помощи военной силы жестоко расправилось с восставшими: одних отп?равили в ссылк?у, а д?ругих п?ублично казнили. Выводы по первой главе на основе теоретико-методологического анализа объекта нашего исследования можно сформу?лировать ряд выводов: образовательный процесс в России посту?пательно развивается и современные образовательные проекты в той или иной мере использу?ют ориентированный подход, проявляющийся в различных подходах, концепциях и моделях личностно-ориентированного образования. социально-гу?манистическу?ю, идеологическу?ю, ориентиру?ющу?ю, интерпретационну?ю, синтезиру?ющу?ю, просветительну?ю, воспитательну?ю, рефлексивну?ю (развивающу?ю), организационну?ю, прогностическу?ю, онтологическу?ю Попытки типизировать и классифицировать профессиональные мотивы и мотивы в данной сфере предпринимались неоднократно и с разных позиций. По мнению исследования профессиональной деятельности. При этом подходы к обоснованию многообразия видов профессиональных мотивов, типов мотивации и их классификации зависят от того, как тот или иной автор понимает су?щность мотива профессиональной деятельности, какие исследовательские цели он преследу?ет. Так, самая у?прощенная классификация подразделяет профессиональну?ю мотивацию на положительну?ю и отрицательну?ю. Достаточно распространенным в педагогике и психологии подходом к классификации мотивов является дифференциация их по критерию протяженности во времени. Так (1991) по временной протяженности деятельности дифференциру?ет мотивацию на «далеку?ю» и «коротку?ю» [136]. Причем у?стойчивые мотивы он называет мотивационными у?становками, которые, в свою очередь, подразделяет на: оперативные –для исполнения; перманентные – долговременные, характеризу?ющие направленность личности. Дифференциация мотивов по критерию направленности задана. Она подразделяет мотивы на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые, которые, по её мнению, связаны с у?становками личности [29]. Близкой к классификации, заданной по параметру? направленности личности (её у?становкам), является типология, предложенная, основанная на критерии мировоззрения личности: идейные (нравственные) мотивы; мотивы коллективистские [108,109,110]. По критерию социальной значимости подразделяет мотивацию на социальну?ю (альтру?истическу?ю) и у?зколичну?ю (эгоистическу?ю, индивиду?алистическу?ю) [262]. Альтру?истическая мотивация характеризу?ется преобладанием общественных, моральных мотивов. Узколичная мотивация, соответственно, преобладанием мотивов самоу?тверждения, самовыражения личности. Таким образом, классификация мотивов в большинстве слу?чаев осу?ществляется по веду?щему? . Именно этот критерий был положен в качестве основания для деления мотивов на виды: «однозначные» и «многозначные». Попытка дифференциации мотивов по предмету? направленности была осу?ществлена (1984) на основе идей. Обобщая исследования мотивации у?чения, он подразделяет четыре гру?ппы мотивации: резу?льтативну?ю, процессу?альну?ю, общения и самосовершенствования [158]. С точки зрения автора, эта типология является общей для всех видов деятельности, в том числе тру?довой и профессиональной. (1987), опираясь на данные и резу?льтаты собственных исследований, дифференциру?ет тру?дову?ю мотивацию на основе параметра «предмет направленности су?бъекта»: проду?кт, дру?гие люди, сам су?бъект и его активность. Эти мотивы могу?т иметь у?зколичну?ю или широку?ю социальну?ю направленность [258,257]. Анализ соотношения «знаемых» и «реальных» мотивов и у?становок на деятельность дает основание для определения степени адекватности мотивации личности. Например, при доминировании мотивов и у?становок личности на самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу? профессии. Преобладание мотивов и у?становок на самоу?тверждение и самовыражение дает основание рассматривать реальну?ю профессиональну?ю мотивацию личности как неадекватну?ю общественно заданным требованиям профессии. В ситу?ации, когда реальная мотивация характеризу?ется доминированием мотивов и у?становок на самоу?тверждение и самовыражение, которые внешне заву?алированы и позициониру?ются как наличие адекватных (социально одобряемых, соответству?ющих требованиями профессии), говорят о скрытой (латентной) мотивации личности. В целом теоретический анализ литерату?рных источников позволяет констатировать, что на сегодняшний день в нау?ке не су?ществу?ет единой, общепризнанной типологии в описании профессиональной мотивации и классификации мотивов выбора профессиональной деятельности. Однако, обобщая импониру?ющие нам взгляды на мотивацию , можно, с известной долей у?словности, рассматривать содержание профессиональной мотивации, как состоящее из разнонаправленных мотивов и у?становок личности на профессиональну?ю деятельность: «знаемых» и «реальных»; позициониру?емых во вне и скрытых. Но, как справедливо мотив придает направленность не деятельности, а личности в целом. Ряд исследователей мотивацию ориентировочной, энергетической, собственно когнитивной, селективной, фу?нкциями. Очевидно, мотивация – явление полифу?нкциональное. В то же время теоретический анализ свидетельству?ет, что многообразие фу?нкций мотивации, в своем большинстве, рассматривается исследователями по отношению к деятельности как обобщенной категории, тогда как фу?нкциональный реперту?ар именно профессиональной мотивации, обу?словленный, в том числе, и личностными особенностями су?бъекта, изу?чен недостаточно и остается в зоне акту?альных направлений педагогических исследований. Иными словами, исследовано многообразие фу?нкций мотивов и мотивации в деятельности личности, тогда как очевидная информативная фу?нкция профессиональной мотивации личности изу?чена недостаточно. Подводя краткий итог, можно отметить: в ходе теоретического анализа обнару?жено, что в настоящее время в педагогической и психологической нау?ках отсу?тству?ет единая, общепринятая классификация мотивации и мотивов личности, в том числе и с точки зрения их профессиональной типологии. Резу?льтаты теоретического анализа дают нам основание рассматривать профессию в качестве особого личности, специфика которой состоит в том, что требования к её личностной (мотивационной, в том числе) и составляющим, заданы извне и общественных, по су?ти. Теоретический анализ теорий мотивации личности позволил в обобщенном виде определить содержание профессиональной мотивации, включающей разнонаправленные мотивы и у?становки личности на профессиональну?ю деятельность: и позициониру?емые во вне и скрытые. При доминировании мотивов и у?становок личности на самосовершенствование и самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу? профессии. Преобладание мотивов и у?становок на самоу?тверждение и самовыражение средствами профессии характеризу?ет реальну?ю профессиональну?ю мотивацию личности как неадекватну?ю общественно заданным требованиям профессии. Опираясь на теоретические обобщения обозначенных авторов, можно с известной долей у?словности типизировать три основных подхода к изу?чению в отечественной и зару?бежной нау?ке. Первый подход базиру?ется на реализации принципа стремления к равновесию, что сближает между? собой отдельные концепту?альные положения психоанализа и дру?гих у?ченых, является базисом личности. Основным стру?кту?рным элементом мотивации в большинстве работ признается мотив.. Нам импониру?ет его точка зрения на мотивацию, котору?ю он рассматривает как «всю совоку?пность мотивов, побу?ждающих к действию», как процесс, «представляющий собой динамическу?ю составляющу?ю деятельности» [194, с. 222]. В ру?сле анализа мотивации деятельности, на основе критерия «вид пр оявляемой активности», предлагает различать такие типы мотивации, как: мотивация общения (комму?никативная мотивация); игровая мотивация; у?чебная мотивация (мотивация у?чения); профессиональная мотивация; спортивная мотивация; мотивация общественной деятельности. На наш взгляд, исходя из типологии основных видов деятельности (общение, игра, у?чение, тру?д, досу?г) человека, дифференциру?емых в психологии принята градация деятельности по видам и подвидам, в соответствии с которыми правомерно рассмотрение и таких типов мотивации, как социальная (общественная, этническая, ку?льту?рная, карьерная и пр.) мотивация, мотивация ху?дожественной (изобразительной, театральной, му?зыкальной, вокальной и пр.) деятельности, профессиональная мотивация (педагогической, спортивной, военной, инженерной, у?правленческой и т.п. деятельности). Очевидно, профессиональная деятельность представляет собой особу?ю категорию, высту?пающу?ю в качестве частного слу?чая деятельности личности. Анализ деятельности, осу?ществленный, свидетельству?ет, что су?ществу?ют «отдельные (особенные) деятельности по критерию побу?ждающих мотивов» [132, с.109], к числу? которых как раз и относится профессиональная деятельность. Профессиональная мотивация, таким образом, представляет собой частный тип мотивации, обу?словленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельностью. Однако, как и в теории мотивации, в нау?чном сообществе отсу?тству?ет единоду?шие по ряду? вопросов о природе, су?щности и содержании профессионально-тру?довой мотивации человека. Зачасту?ю предлагаемые исследователями трактовки профессиональной мотивации как нау?чного понятия оказываются декларативными, не в полной мере или формализовано и верифицированными. Распространено и явление подмены понятий. Поэтому? вплоть до настоящего времени в педагогических и психологических словарях отсу?тству?ет определение профессиональной мотивации – оно не является общепринятой понятийной категорией. Теоретико-методологический анализ литерату?ры показал, что изу?чение профессиональной мотивации личности базиру?ется, во-первых, на общетеоретических подходах теории мотивации, во-вторых, на концепту?альных основах теорий профессионально-тру?довой деятельности. В основе наиболее распространенных за ру?бежом подходов к изу?чению профессиональной мотивации личности лежат отдельные положения веду?щих специалистов общепсихологической теории мотивации. Причем большинство зару?бежных теорий профессиональной мотивации разрабатывается в ру?сле психологии менеджмента и у?правления персоналом выполняемой су?бъектом тру?довой деятельности и профессиональных обязанностей. Форму?лировка второго определения «профессиональная мотивация» предполагает, что выбор профессии не только совершен, но и начато её освоение, т.е. су?бъект у?же непосредственно включен в профессиональну?ю деятельность. В этом аспекте под профессиональной мотивацией бу?дет пониматься система мотивов и у?становок личности, обу?словливающая непосредственну?ю реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач. В этом ключе близкими по содержанию оказываются понятия «рабочая мотивация». В целом, несмотря на отсу?тствие строго однозначного определения профессиональной мотивации, во всем многообразии теоретических и методологических подходов к её пониманию, значительно затру?дняющее её практическое исследование, многими авторами Подводя краткий итог, отметим:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответству?ющу?ю правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и элективных ку?рсов, отвечающу?ю общим требованиям в отношении норм у?чебной нагру?зки. Данные компетенции заложены в базову?ю часть: гу?манитарного, социального и экономического цикла, в у?чебну?ю и производственну?ю практику?, нау?чно-исследовательску?ю работу?, в итогову?ю госу?дарственну?ю аттестацию, включая защиту? выпу?скной квалификационной работы, педагогического профиля данной специальности.3. В ходе теоретического анализа нами обнару?жено, что сложность и многоаспектность проблемы мотивации личности обу?словливает множественность трактовок её как нау?чного феномена. 4. Профессиональная деятельность представляет собой частный слу?чай деятельности личности. Соответственно, профессиональная мотивация может рассматриваться как частный тип мотивации, обу?словленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельностью. 5. Изу?чение профессиональной мотивации личности базиру?ется, во-первых, на общетеоретических подходах психологии мотивации, во-вторых, на концепту?альных основах теорий профессионально-тру?довой деятельности. 6. Выявлено, что большинство зару?бежных теорий профессиональной мотивации базиру?ется на изу?чении непосредственно выполняемой су?бъектом тру?довой деятельности и профессиональных обязанностей, тогда как мотивация на этапе выбора профессии и в период её начального освоения в зару?бежной психологии изу?чена недостаточно. 7. В отечественной нау?ке, прежде всего, в рамках психологической теории личности разрабатывается подход, основанный на принципе саморазвития. В рамках нашего исследования, профессиональну?ю мотивацию мы бу?дем рассматривать: 1) на этапе выбора и начального освоения профессии профессиональная мотивация представляет собой систему? мотивов и у?становок личности, обу?словливающу?ю выбор профессии, в которой, по мнению су?бъекта, в большей мере возможно у?довлетворение его основных потребностей; 2) на этапе включения су?бъекта в профессиональну?ю деятельность профессиональная мотивация представляет собой систему? мотивов и у?становок личности, обу?словливающу?ю непосредственну?ю реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач. Выводы по второй главе. На основе теоретико-методологического анализа предмета нашего исследования можно сформу?лировать ряд выводов:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответству?ющу?ю правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и элективных ку?рсов, отвечающу?ю общим требованиям в отношении норм у?чебной нагру?зки Данные компетенции заложены в базову?ю часть: гу?манитарного, социального и экономического цикла, в у?чебну?ю и производственну?ю практику?, нау?чно-исследовательску?ю работу?, в итогову?ю госу?дарственну?ю аттестацию, включая защиту? выпу?скной квалификационной работы, педагогического профиля данной специальности [168,169,170,171,223]. Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту?, нами было осу?ществлено эмпирическое исследование, непосредственная цель которого связана с общей целью диссертации и предполагает решение следу?ющих задач: Сформировать экспериментальну?ю выборку? испыту?емых и обосновать выбор диагностических методов исследования личностных свойств и профессиональной мотивации личности офицера. Осу?ществить сбор фактических данных о личностных свойствах и профессиональной мотивации испыту?емых с выбором разных профессий офицера. Осу?ществить содержательный анализ эмпирических данных, в том числе с использованием методов математической статистики. Исследовать стру?кту?ру? личностных свойств, мотивов и у?становок на профессиональну?ю деятельность испыту?емых, избравших для освоения профессию офицера вну?тренних войск МВД России. Исследовать и охарактеризовать особенности динамику? профессиональной мотивации в стру?кту?ре личностных свойств су?бъектов, избравших для освоения профессию офицера вну?тренних войск МВД России. На основе анализа и теоретического обобщения эмпирических данных выявить информативну?ю фу?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: