VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Автобиографизм и его художественное выражение в творчестве Г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000355
Тема: Автобиографизм и его художественное выражение в творчестве Г
Содержание
Министерство образования и науки  Российской Федерации
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»

Историко-филологический факультет
Кафедра русской и зарубежной литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История зарубежной литературы» 
Автобиографизм и его художественное выражение в творчестве Г.Гейне


Выполнила:
студентка 3 курса 
группы ИФ3
историко-филологического
факультета                                           
Якубова  Р.Т.

Научный руководитель: 
доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Малыгина И.Ю.

          
Работа допущена к защите
«___»_______________2014 г.
Зав. кафедрой _____________
Дата защиты
«__» ____________2014 г.
Оценка:_______________
  

г. Ставрополь, 2014


Содержание
Введение……………………………………………………………………….
1 Глава. Автобиографизм как теоретическая проблема…………………..
1.1  Автобиографизм и способы его  отображения в художественном произведении…………………………………………………………..…
1.2 Автобиографизм  в лирических произведениях………………………
    2 Глава. Автобиографизм  в произведенияи Г.Гейне
   2.1 Автобиографизм в произведении Гейне «Книга песен»……………
   2.2 Автобиографизм в произведении Гейне «Германия. Зимняя сказка»
Заключение………......................................................................................
Список литературы…………………………………………………………...




















Введение
В теории литературы и шире историко?культурной памяти желание запечатлеть и выразить жизненный путь человека определяет древность биографической прозы. Возникновение жанра, его развитие и формирование указывает на то, что «становление жанра и есть история жанра». Определенное историческое время выражает свои стилевые доминанты, под влиянием которых оформляются жанровые черты и собственно автобиографической прозы.
Ее истоком принято считать древнегреческую и римскую традиции, наиболее полно получившие отражение в трудах М.М. Бахтина. Ключевой доминантой энкомиона стало раскрытие идеального образа человека определенного положения ? полководца, царя, политического деятеля. Именно таким идеальным началом определялась дидактическая составляющая древнегреческих биографий и автобиографий, которая приобретала специфику нормативно?педагогического характера. Традиция римской империи, наоборот, акцентировала семейно-родовое начало в описании жизни деятеля. Ключевая особенность перехода от одной эпохи к другой в самосознании личности заключалась в трансформации пространства и времени: от публичности «агоры» к камерности «семьи», от времени «здесь и сейчас» к континуальности памяти, хранимой «из рода в род».
Жанровой принадлежностью европейской культуры средних веков становится исповедальность стиля. «Исповедь» Блаженного Августина написана ок. 397 – 398 гг. «Литературный этикет» древнерусской культуры фокусировал в каноне исповедальности ключевое внимание автора на покаянных мотивах, а не на собственной биографии. Главной отличительной чертой автобиографии в древнерусской литературе 

становится повествование от первого лица ? «рассказ о себе», где авторское личностное начало, авторское «я» определено исповедальным каноном. Этим и объясняется, по мнению Д.С. Лихачева, скупость личностного начала. «Человек остается «закрытым», а личность остается в тени, проявляясь в тексте через «отдельные индивидуальные детали, которые редки, как жест Февронии». То есть именно «творю» — рассказ о себе как событие, как процесс создания средневековым писателем автобиографических смыслов.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявить общие закономерности жанра и особенности жанрового синтеза, комплекс жанровых доминант автобиографической прозы Г.Гейне. Поскольку жанр автобиографической прозы достаточно широко представлен в историко-литературных монографиях, то вполне закономерно появления работы, посвященной теоретическому исследованию жанра и стиля данного явления в литературе.
Цель исследования ? выявление специфических черт автобиографической прозы Г.Гейне
Соответственно задачи исследования обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:
– рассмотреть автобиографизм как теоретическую проблему
? выявить признаки жанра автобиографической прозы Г.Гейне
– определить особенности взаимообусловленности художественного и документального повествования в произведениях Г.Гейне
– охарактеризовать способы воплощения биографических фактов в произведениях Г.Гейне
Объектом исследования являются такие произведения Г.Гейне как «Книга песен» и «Германия. Зимняя сказка».
Предметом  исследования являются жанровые универсалии, воплощенные в произведениях автобиографической прозы Г. Гейне



Материалом исследования послужили прежде всего произведения Гейне, такие как «Книга песен» и «Германия. Зимняя сказка»
Методология: в ходе исследования нами был использован метод описательной поэтики, структурно-семиотический метод и биографический метод.

Теоретическая база: В своем исследовании  мы обращались к ранним исследованиям выдающегося отечественного германиста В. М. Жирмунского.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы систематизировали знания по данной теме  и провели  комплексный анализ темы.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из тридцати источников.















1 Глава. Автобиографизм как теоретическая проблема
1.1 Автобиографизм и способы его  отображения в художественном произведении
Автобиографизм еще в древнерусской литературе рассматривается как один из элементов реалистичности, черты которого «появлялись в литературе и вновь исчезали, не оставляя своей стилистической системы, не формируясь в какой-нибудь особый художественный метод». Жанровые черты проявлялись в практико-прикладном характере записок, духовных памятников, завещаний-уставов игуменов, воспоминаний учеников о своем учителе, а также эпистолярном жанре.
Данный период обозначил широкую и узкую трактовки в теории жанра. Некоторые исследователи древнерусской литературы считают Поучение Владимира Мономаха истоком русской традиции автобиографического жанра. Другая точка зрения исследователей определяет более целостный подход к автобиографическому жанру. Предтечей шедевра «Пустозерской прозы» Аввакума и Епифания (XVII в.) принято считать повесть Мартирия Зеленецкого, на основании которой в дальнейшем пишется Его Житие (XV – XVI в.) и «Житие ЕлеазараАнзерского, написанное им самим» (приблизительно 30-е годы XVII в.). «Пустозерская проза» считается вершиной древнерусского автобиографизма, не только с точки зрения жанровой зрелости, сколько «предвещает появление более развитых форм новой русской литературы». В рамках исторического обзора важен также двусторонний подход к жанровой проблеме древнерусского автобиографизма, который разделяет функцию текста на документальное свидетельство и литературные особенности (авторский стиль и пафос).
Автобиографическое повествование в XVIII веке наиболее ярко представлено в форме записок: «Записки Андрея Тимофеевича Болотова» 

(1789 – 1816), «Записки» княгини Е.Р. Дашковой (1805), «Своеручные записки» княгини Н.Б. Долгорукой (1767), автобиографические записки Гавриила Романовича Державина (1743 – 1812) и др.
Европейская и русская культура Эпохи Просвещения актуализирует жанровую черту исповедальности, однако из религиозного плана она переходит в лирико-философское осмысление. «Исповедь» (1782 – 1789) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1802) Ж.Ж. Руссо принято считать началом формирования романа самосознания как разновидности автобиографической прозы нового времени, в которой автор создает образы объективированного «я» в автобиографическом герое и рассказчике. В 1798 г. переводчик Ж.Ж. Руссо на русский язык Д.И. Фонвизин пишет «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Именно фонвизинский автобиографический стиль уже ярко демонстрирует неконфликтное переплетение исповедального и беллетристического начал.
Первая половина XIX века задает новую тенденцию «формирования таланта на личном впечатлении, расширяя рамки литературы с ее документальностью и псевдодокументальностью». 
А.И. Герцен в обозрении «Западные книги»  утверждает, что современная литература — «это исповедь современного человека под прозрачной маской романа или просто в форме воспоминаний, «переписки»[3:с.113].
Причины неудачи издания журнала А.В. Дружинина «Библиотека для чтения» выражают общую тенденцию в литературном процессе второй половины 50-х годов XIX века. Современный критик Н. Скатов отмечает:  «неторопливая точка зрения» успеха в «торопливое» время второй половины 50-х годов не имела и иметь не могла». Тем не менее «торопливое» время определяет интерес к собственной жизни, пристальное слежение к становлению собственной личности и желание выразить и запечатлеть ее, которые ко второй половине XIX века достигают максимального воплощения в беллетризации автобиографической прозы. Такое явление отражается и на формате автобиографических произведений: от записок, очерков к малым прозаическим формам, повестям, романам (дилогиям, трилогиям, тетралогиям).
Универсальную точку зрения на автобиографическую прозу в ХХ веке выразил В. Дильтей: «Автобиография — это высшая и наиболее инструктивная форма, в которой нам представлено понимание жизни, это осмысление человеком своего жизненного пути, получившее литературную форму выражения. Такого рода самоосмысление в той или иной мере присуще каждому индивиду.  Только оно делает возможным историческое видение» [4с.135]. Отношение Автора и Истории получает раскрытие в русской религиозной философии Серебряного века в трудах Н. Бердяева, Г. Шпета, П. Флоренского и др. Чуть позже вышеупомянутых философов гегельянское понимание истории выскажет и Ж.П. Сартр: «Литература той или иной эпохи — это эпоха, переваренная своей литературой», чем фактически определит автобиографизм как стилеобразующий принцип своего творчества. Такие тенденции подготовили современные трактовки автобиографической прозы как «феноменологической прозы» [5:с.175]. (Ю. Мальцев), «роман?сознания» (Е. Созина).В обращении к жизненному материалу писателей важным стал подход, обозначенный П.Н. Сакулиным, В.И. Гусевым, Л.Н. Целковой: рассмотрение автора как художественного явления, как способа понимания его мировоззренческой позиции, заявленной в стиле произведения.
Продолжая традиции В. Гумбольдта, А.А. Потебни, академик П.Н. Сакулин выделял в понятии стиля понятие «образ идеи» или внутренняя форма. «Именно то, что у всякого художника для общей всем идеи рождается особый образ,  обусловливает возможность функционирования в словесном 

искусстве «вечных тем», «вечных героев» и т.п., а как итог — возможность сосуществования множества различных художников, каждому из которых присуща своя особая позиция в образном мировидении»  [6:с.205].
По мнению современного теоретика литературы В.И. Гусева, феномен стиля связан с понятием художественного характера, «как минимум — характера «автора», в котором автор рассматривается как художественное явление, являя в произведении свою духовную позицию(7:с.298).
В исследовании автобиографической прозы важным стилевым акцентом стало внимание к авторской интонации. По мнению В.И. Гусева, авторская интонация есть «нечто еще более неуловимое, чем сам живой ритм. Именно в нем вся суть, а он наименее уловим рассудочно; а интонация — это, так сказать, неуловимое в неуловимом, это тот первичный «стык» внешнего и внутреннего, от которого все происходит и в самом ритме, который все время явственно ощутим, но как целостность невычленим. Итак, интонация объемна, генерально целостна не сама по себе; просто за ней с очевидностью стоит весь объем искусства, а за ним весь объем духа».[8:с.148]. Целостность теоретического осмысления феномена автобиографической прозы актуализировало также рассмотрение пафоса (от греч. pathos — глубокое страстное чувство) как важной субъективной составляющей прозаического произведения. Воодушевление писателя сущностью изображаемого создает «подлинный лик художественного произведения». О его важности с точки зрения эмоционального восприятия художественного произведения писали Г.Н. Поспелов, П.В. Палиевский, Б.В. Томашевский и др. Вот, что писал Б.В. Томашевский о роли и функции пафоса: « недостаточно настроить читателя на тот или иной лад. Необходимо направить его чувства. Это достигается путем возбуждения или сочувствия, или, обратно, ненависти и презрения к совершающемуся. Убедительная сила художественного произведения заключается не в 

логических доказательствах, а в возбуждении сочувствия к излагаемым идеям».[9:с.193]
Ключевой момент самопознания носит универсальной характер жанровой черты автобиографической прозы. Декартовское «Egocogito — cogitataquacogitata» («Мыслю — есть мыслю себя мыслящим») трансформируется, по мысли М. Хайдеггера, в «Человеческое сознание есть в своем существе самосознание». Процесс самопознания к XIX – XX вв. не только усилил художественное начало в автобиографической прозе, но и определил одну из ключевых проблем прозаической формы — отношения Автора и героя. Если в беллетризованных биографиях «автор и герой — родственные натуры» стремятся «приблизить читателя к пониманию закономерностей рождения и формирования таланта», то жанр автобиографической прозы преодолевает подобное разделение. Специфика преодоления заключается не только в максимальном сближении Автора и героя, но в том числе и в парадоксе отстраненности от исповедального «я» к третьему лицу героя (Сережа Багров, Николенька Иртеньев, Тема, 
Меркул Праотцев, Никита, Алеша Арсеньев, Глеб). Герой по отношению к автору является тем «третьим», без чего или без кого, как писал А.М. Пятигорский, невозможна никакая феноменология «другого», никакое знание о себе и о «другом».










1.2Автобиографизм в лирических произведениях
Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение ? это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний.                                      
        Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. В лирике автор выражает свою субъективность через образ лирического героя, с помощью которого поэт передает свои ощущения, настроения, переживания, чувства и который, как  правило, выражает лучшее в индивидуальности автора, но все же ему не тождественен.
О лирическом герое как «я?сотворенном» говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом. Это?весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей?рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя.
Лирический герой не просто связан тесными узами   с автором, с его мироотношением, духовно?биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается от него не отличимым.«Автобиографизм» лирического произведения  совершенно особый, даже если в нем используются какие-то факты личной биографии поэта. Они всегда являются лишь поводом для размышлений, рефлексии, лирической медитации. Реальные события в лирическом произведении преображаются, становясь из фактов биографии поэта фактами его духовной жизни, растворяются в потоке ощущений, эмоций, переживаний.В лирике автобиографизм связан со стремлением к подлинности выражения переживаний, конкретности в передаче психологических движений и событий. Поскольку автобиографизм предполагает конкретность в создании образа лирического  героя или центрального  персонажа близкого, но не тождественного автору, в нем воплощены две противоречащие друг другу тенденции — к субъективности и к общезначимости. Вместе с тем лирическое переживание не тождественно тому, что было испытано поэтом как биографической личностью. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична.
Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, она их трансформирует, обогащает, создает заново, возвышает и облагораживает. Лирический герой  говорит тем же самым языком, что и личность автора . Между ним и автором нет языковой дистанции, ведь « лирический герой не просто связан тесными узами с автором, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым» . А «чем ближе герой автору, тем меньше речевых различий между героем и повествователем» [10с.309].
Соотношение между лирическим героем и автором осознается литературоведами по?разному. От традиционного представление о слитности, нерасторжимости, тождественности носителя лирической речи и автора, восходящего к Аристотелю и имеющего серьезные резоны, заметно отличаются суждения ряда ученых, в частности  М.М Бахтина, который усматривал в лирике сложную систему отношением между автором и героем, «я» и «другим», а также говорил о неизменном присутствии в ней хорового начала.Именно полнотой выражения авторской субъективности определяется своеобразие  восприятия лирики читателем, который оказывается всецело погруженным в эмоциональную атмосферу произведения . Лирическое творчество  обладает максимальной внушающей, заражающей  силой. Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции, в известной мере отстраненно. По воле авторов мы принимаем либо, напротив, не разделяем умонастроений персонажей, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем над ними или им сочувствуем. Другое дело лирика. Полно воспринять лирическое произведение –это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еше раз пережить их как нечто свое собственное.


Вывод
Таким образом, теоретические основы автобиографической прозы обусловлены жанровыми универсалиями и устойчивостью сюжетно-композиционных компонентов. Универсальные тенденции, с одной стороны, задают жанровые рамки, с другой, позволяют резче обозначить стиль, пафос и авторскую интонацию, а также проследить взаимообусловленность индивидуального стиля художника со стилевыми доминантами эпохи. Многие произведения художественной литературы пронизаны автобиографизмом, а личность автора является часто прототипом главного героя. Автобиографизм как прием свойственен  каждому произведению литературы, но в разной степени. Одни авторы очень многое берут в свое произведение из реальной жизни, другие? только мелкие детали собственного опыта. Одни говоря о себе, загораются, другие цепенеют и гаснут. Впрямую же о себе все равно никто не рассказывает.





Глава 2.Автобиографизм в произведениях Г.Гейне
2.1Автобиографизм в произведении «Книга песен»
«Книга песен» является центральным произведением в творчестве Генриха Гейне. Сборник включает в себя лирическую автобиографию.
Лирический герой «Книги песен» автобиографичен так как он на подобие самому Гейне, влюблённому в свою кузину Амалию,которая была настоящей личной драмой для него, страдает от этой несчастной любви. Весь сборник пронизан темой любви, она показана Гейне  не только в общефилософском, но и в субъективно-романтическом, частном аспекте, это иное, новое понимание любви.
В данном  произведении Генрих Гейне создает обобщенный портрет молодого европейца кризисной эпохи Реставрации, человека, который очень разочарован, он меланхоличен; с самого начала его лирику пронизывает ощущение неразрешимых противоречий окружающей действительности. Лирический герой Гейне живет в надломленном разорванном, мире, и эта трещина пронизывает сердце поэта.
      Неразделённая любовь выливается в протест против окружающей действительности. Герой романтический, он очень болезненно переживает противоречия действительности, действует романтический принцип?антитеза «я» и «не ? я», сохраняется романтическое мироощущение. Вся гамма передаваемых чувств лирического героя настолько велика, что стихи, написанные в течение 10 лет, Гейне объединил в один цикл.
            Как розы, дышат ее уста 
	И свежестью и любовью,
	Но речь их лукава, и пуста,
	И отдана суесловью.
	И можно сравнить этот милый рот
	С прекрасным розовым садом,
	Где змей ядовитых семья живет,
	Цветы отравляя ядом.
	На свежих щеках, что ярче дня,
	Мне ямочек видно дрожанье,
	Но это — бездна, куда меня
	Безумно влекло желанье.
	Волна ее локонов так пышна
	И нежно на плечи ложится,
	Но это — сеть, что сплел сатана,
	Чтоб мне с душою проститься.
	В глазах ее нежная радость живет,
	Волны голубая прохлада,
	Я думал — буду у райских ворот,
	А встретил преддверие ада. 
 				(«Песенка о раскаянье»)
 Но не все циклы «Книги песен» пронизаны любовной темой, например в цикле «Северное море» мы видим описанный автором мир природы. Центральное место здесь занимают образы природы и размышления поэта. В этом цикле, как и в предшествующих циклах есть свой сюжет, в основе которого лежат реальные биографические  факты : в августе 1826 Гейне проводил время на острове Нордерней. Возвратившись после второй поездки, он писал Фарнгагену фон  Энзе:» Я совершил  прекрасное морское путешествие с бурей, лишениями, восходами солнца, морской болезнью и 

всем прочим, что сюда относится. И наслаждался прекрасными ночами на берегу.»
     Второй цикл «Книги песен», «Лирическое интермеццо», построен по законам этой музыкальной формы как поэтический рассказ о любовном романе с самостоятельным сюжетом. Чувство здесь проходит все этапы развития — от романтического томления и первой встречи с возлюбленной в начале цикла через короткий период взаимности и счастья к расставанию и сожалениям о прошлом. В этом цикле Гейне находит свою излюбленную стихотворную форму: короткое стихотворение в три?четыре четверостишия, с мягким ритмом и перекрестной рифмовкой, обманчиво простое по форме, но требующее от поэта зрелого мастерства. Здесь же впервые появляются знаменитые, ставшие характерными для Гейне иронические концовки стихотворений, когда последняя строка или двустишие иронически опровергает, снижает все предыдущее стихотворение. Гейне начинает иронизировать и над страданиями отвергнутого вздыхателя, и над штампами романтической поэзии. Если в «Песенке о раскаянье» портрет возлюбленной давался всерьез, в привычных романтических категориях ада и рая, то в «Лирическом интермеццо» нагромождение безликих штампов становится пародийным, и только авторская ирония придает облику возлюбленной индивидуальность:
	И розы на щечках у милой моей,
	И глазки ее — незабудки,
	И белые лилии — ручки-малютки
	Цветут все свежей и пышней...
	Одно лишь сердечко засохло у ней!
     По мере того, как влюбленные отдаляются друг от друга, в стихотворения «Лирического интермеццо» проникают темы природы, созвучной горестям героя, света, в котором любовь — всего лишь неисчерпаемая тема для сплетен, но ничто не в силах отвлечь лирического героя от его горя. 
     Наибольшее количество признанных шедевров Гейне сосредоточено в третьем цикле «Книги песен» — «Опять на родине». Здесь талант поэта достигает полной зрелости. В этом цикле лирический герой возвращается на родину (не в Дюссельдорф, а на север Германии, в Гамбург, в город своей первой страсти) повзрослевшим, успокоившимся человеком. Воспоминания о любви уже больше не терзают его с неотступной силой; он способен вести светские беседы и вслух упоминать имя своей возлюбленной. Освобождаясь от любви, лирический герой начинает обращать внимание на те стороны жизни, которые раньше от него были закрыты исключительной сосредоточенностью на страсти, на страдании. Теперь ему интересен городской пейзаж и уличные сценки, до которых еще недавно не снисходил герой:
	Внизу канал обводный
	На солнце ярко блестит.
	Мальчишка едет в лодке,
	Закинул лесу — и свистит.
	На том берегу пестреют,
	Как разноцветный узор,
	Дома, сады и люди,
	Луга, и коровы, и бор.
	А там — караульная будка
	Под башней стоит у ворот,
	И парень в красном мундире
	Шагает взад и вперед.
     Кажется, сам бодрый ритм стихотворения свидетельствует об исцелении лирического героя, но нет — в «Опять на родине» тема несчастной любви воскресает с новой силой. Последнее, заключительное четверостишие этого умиротворенного стихотворения поражает неожиданной концовкой:
	Своим ружьем он играет,
	Горит на солнце ружье.
	Вот вскинул,
	Вот взял на мушку, —
	Стреляй же в сердце мое!
     Лишь усиливается в третьем разделе ирония Гейне, возрастает мощь его иронических концовок:
	Сменяются поколенья,
	Приходят, уходят года,
	И только одна в моем сердце
	Любовь не умрет никогда.
	Хоть раз бы тебя увидеть,
	И пасть к твоим ногам,
	И тихо шепнуть, умирая:
	“Я вас люблю, мадам!”
     Образ возлюбленной в «Опять на родине» конкретизируется, она приобретает родных, мужа, четкое социальное положение; старый роман, который в «Юношеских страданиях» был описан на невнятном языке романтической лирики, раскрывается по?новому, обретая большую временную и пространственную определенность; лирический герой показан изменяющимся во времени, он начинает замечать других женщин, по-новому подходит к теме творчества:

	Дитя, я поэт немецкий,
	Известный в немецкой стране.
	Назвав наших лучших поэтов,
	Нельзя не сказать обо мне.
	И той же болезнью я болен,
	Что многие в нашем краю.
	Припомнив тягчайшие муки,
	Нельзя не назвать и мою.
     В цикле «Опять на родине» к самым известным шедеврам Гейне принадлежат баллада «Лорелея» («Не знаю, что стало со мною...»), стихотворения «В этой жизни слишком темной...», «Они любили друг друга», «Сердце, сердце, сбрось оковы» и многие другие. Четвертый цикл «Книги песен» — «Северное море» — самый философский и самый новаторский в книге с точки зрения стихотворной формы. «Северное море» написано свободным стихом, верлибром, очень редким для немецкой поэзии. Считается, что Гейне достиг такого совершенства в использовании верлибра в этом цикле, что в течение целого века после «Северного моря» немецкие поэты избегали обращения к этому размеру. В «Северном море» исчезает тема несчастной любви — здесь сферой лирического героя становится море, его надводная и подводная жизнь, связанные с морем мифы и культурные представления, символика моря как безбрежного океана жизни. Северное море Гейне — это Балтика, где он проводил летние каникулы, и одновременно таласса древних греков. Образ моря у Гейне полемичен по отношению к традиционному его изображению в немецкой литературе: он подчеркивает в море естественно-природное, а не философско-мистическое начало, для поэта важнее не эллинские, а германские ассоциации, связанные с морем. Характерно стихотворение «Вопросы», в котором «странный юноша», стоя на берегу ночного пустынного моря, шепчет волнам “вечные вопросы”:
	«Скажите, что есть человек?
	Откуда пришел он? Куда он идет?
	И кто живет в вышине, на далеких 
	Сверкающих звездах?»
	Бормочут волны одно и то же,
	Бушует ветер, бегут облака,
	Глядят безучастно и холодно звезды,
	А он, дурак, ожидает ответа.
     Новые ритмы «Северного моря» свидетельствуют о новом этапе в творчестве поэта, о полном переосмыслении им прежних тем и проблем; свою прежнюю лирическую ситуацию он обрисовывает то элегически, то юмористически, его в этот период уже живо интересуют социально-политические вопросы, что, впрочем, не нашло пока прямого отражения в стихах.
     В «Книге песен» Гейне как бы дает сжатый конспект развития романтического сознания первой трети XIX столетия: романтическое бегство от действительности в любовь, разочарование в идеале возлюбленной и любви как таковой, возникающая в результате этого разочарования ирония, охватывающая весь внешний мир и самого себя
«Книга песен»?это более или менее  ярко нарисованная декорация к переживаниям поэта. Можно сделать вывод, что в данном произведении Гейне полностью отождествляет себя с лирическим героем.
Д.И. Писарев сказал о лирике Гейне: «Гейне не захотел или не мог наблюдать и изображать своих современников  со стороны; с естественною самонадеянностью истинного гения он понял, что носит в самом себе  все заветные чувства  и мысли своей эпохи; он принял самого себя за чистейший тип современного человека и посвятил всю свою жизнь на то, чтобы высказаться  со всех сторон, со всею искренностью и непосредственностью, какая только доступна человеку XIX столетия».[11:с.181]
В своей «Книге песен» Гейне воссоздал историю духовных исканий лирического героя. Без любви нет счастья, а без счастья жизнь вообще теряет смысл – такой ведущий мотив этого сборника. 




















2.2 Автобиографизм в поэме Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка»
«Германия. Зимняя сказка» является  не только вершиной политической лирики Гейне, но и одним  из самых значительных произведений всей немецкой литературы середины XIX века, в котором Гейне соединяет ведущие идеи романтического и реалистического искусства.
Никогда раньше  автобиографические строки Гейне не дышали таким энтузиазмом, как при известии об этом важном политическом событии, которое перевернуло его жизнь. «То были солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу, и в моей душе они зажгли неукротимый пожар, — записывает Гейне 6 августа ? Мне казалось, что тем огнем воодушевления и дикой радости, который пылает во мне, я могу зажечь весь океан до Северного полюса» Проходит еще несколько дней, возникает мысль стать свидетелем, а может быть, даже участником революционных событий и непременно поэтом, прославляющим народ, борющийся за свою свободу: «Я сын революции, и я снова берусь за неуязвимое оружие… Я весь радость и песнь, я весь меч и пламя!» [12с. 48–49].
Еще никогда Гейне не выражал своих чувств столь обнаженно, так искренне. Исчезает даже его неизменная ирония. Гейне вдруг заговорил языком яростной романтической патетики. Поэт не был одинок в восторженном отношении к Июльской революции. Повсюду в Европе свободомыслящие молодые умы радостно встречали весть о революции, которая, как они надеялись, положит конец мрачной эпохе реставрации феодальных правительств. А. И. Герцен в «Былом и думах» неоднократно обращался к этим восторженным словам немецкого поэта, потому что они объясняли и душевный настрой людей его поколения: «Тут нет поддельного жара: Гейне тридцати лет был так же увлечен, так же одушевлен до ребячества, как мы ?восемнадцати».


Политические вопросы –это вопросы жизни поэта. Гейне убежден, что политика?важнейший элемент бытия современного человека. Она имеет касательство ко всем сторонам жизни и деятельности людей, поэтому ее выражения очень конкретны и многообразны по своим формам. 
Интимные подробности  и политические  убеждения поэта, сатира на современную ему Германию и, казалось бы, личные выпады против гамбургского общества, которому он обязан горьким опытом своей юности, в поэме органически дополняют друг друга.


Вывод 
Итак,  проанализировав  некоторые произведения  Гейне мы можем сделать вывод, что рассказывая о себе,  он позирует, старается замаскировать свой облик; порой он делает это весьма  прозрачно, порой до неузнаваемости  маскируя   своих персонажей. И все время Гейне  сливает вымысел с правдой, так что всегда нужно быть наготове, чтобы отделить мякину от зерна, чтобы под беззаботной шуткой разглядеть горькую правду, а в беспросветной истине почувствовать таящиеся зародыши новых иронических эскапад.
Генрих  Гейне как-то сказал своему брату: «Ты прав. Но автобиографии похожи на старых женщин, которые хвастают вставными зубами, искусственными волосами и накрашенными щеками...» 
И несмотря на все это, автобиографический материал, оставленный Гейне, имеет для нас  очень огромную ценность, потому что он показывает, как Гейне видел окружающий мир с его борьбой классов и миросозерцании.
     
     

Заключение
В проведенном нами исследовании  были выполнены все поставленные задачи. Мы осветили историю вопроса об автобиографизме, увидели что изучением автобиографической прозы   люди занимались еще с древних времен. Что касается того времени, то нельзя говорить об особенностях автобиографии в ее современной форме, ведь тогда это были литературные формы, похожие на записки, исповедь или завещания. У людей всегда возникало желание выразить жизненный путь человека.  Автобиографические материалы обладают рядом особенностей, читателю всегда интересно, ведь перед ним разворачивается не просто описание чего-либо, а  эмоциональное воссоздание тех явлений, которые когда то произвели очень глубокое впечатление  на автора и потому очень отчетливо запечатлелись в его памяти. Очень многие теоретики, историки литературы и литературные критики неоднократно занимались обсуждением особенностей жанра автобиографии, ведь несмотря на то, что этот жанр занимает важное место в истории мировой литературы, он до сих пор не проанализирован в его исторической эволюции. На протяжении всей своей истории жанр автобиографии претерпевал множество изменений. Написанные  в этом жанре произведения изменялись по характеру, по глубине осмысления материала, в особенностях композиции, языка, изобразительных средств. Причина этого заключалась в том, что  жанр автобиографии в своем продолжительном историческом развитии приобретал абсолютно различные формы. Несомненно, любое произведение-это плод фантазии писателя, виртуальный мир. Но невозможно не увидеть в произведении сходства между психологическим портретом автора и литературным героем. Автобиографизм как прием свойственен абсолютно каждому произведению, но в разной степени. Многие произведения Генриха Гейне автобиографичны. Оглядывая поэтическое творчество Гейне, следует отметить с какой точностью и полнотой  он раскрывает душевный мир  человека XIX в. Эта полнота и точность, несомненно, связана с глубиной, полнотой и смелостью самовыражения Гейне на страницах своих произведений. 























Список литературы
1.Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб., 1996. ? С. 1?168.
2.Гиждеу С. П. Лирика Генриха Гейне. ?М., 1983?С.5?156
3.Герцен А.И. «Колокол»?М.,1857?С.113
4.Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии – 1988?С.135
5.Жан-Поль Сартр.Воображаемое. Феноменологическая психология воображения?Наука. 1936С.164
6.Сакулин П. Н. Теория литературных стилей. – М.: Государственная академия художественных наук, 1928. – С.205 
7. Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 –С.298
8. Гусеев В.И.  Искусство прозы, Изд. Литературного института им. А.М. Горького 1999.С.115 
9. Томашевский Н. // Краткая литературная энциклопедия. ? 1972?С.193
10.Вейнберг П., Генрих Гейне, его жизнь и литературная деятельность, изд. 2-е, СПБ., 1903?С.114?243
11.Писарев Д.И. Генрих Гейне?Л., Художественная литература, 1981?С.181
12.Библиотека всемирной литературы. Том 72. Генрих Гейне. Стихотворения, поэмы, проза. - М.: Художественная литература, 1971?С.97-114.
13.Вступительная статья: И.Ф.Анненский. Гейне прикованный. Генрих Гейне и мы. Запад на Востоке. Русские писатели XX века о западноевропейской литературе, (рестоматия. М.:Книжный мир.,1992?С.36-40.



14.Шилле.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44