- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Антонимы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011119 |
Тема: | Антонимы |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогического образования Кафедра педагогики и психологии начального образования Направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» Профиль Начальное образование РЕФЕРАТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ТЕМА: Антонимы Автор: студентка группы 21-Б Гусева Алёна Юрьевна Научный руководитель: Кандидат филологических наук, доцент. Цветкова Светлана Петровна Тверь 2018 Оглавление. Введение……………………………………………………………………….2 Глава 1. Анализ учебника «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина…………………………………………………………………3 1.1. Понятие о лексических антонимах……………………………………...4 1.2.Типы антонимов по характеру противопоставления своих значений…6 1.3.Использование антонимов в речи………………………………………..7 Глава 2. Анализ требований ФГОС к изучению русского языка в начальной школе. 2.1.Требования ФГОС…………………………………………………………9 2.2. Анализ образовательной программы «Перспектива»………………….11 2.3. Анализ программы по русскому языку (1 – 4 класс) с точки зрения изучения лексикологии…………………………………………………………13 2.4.Анализ учебника русского языка…………………………………………..14 Глава 3. Анализ опыта педагогов практиков по использованию лингвистического материала на уроках русского языка……………………...17 Заключение……………………………………………………………………….24 Список литературы………………………………………………………………26 Введение Антонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует появление целого ряда специальных лингвистических исследований по антонимии и словарей антонимов. Антонимия представляет собой одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков. Разнообразные смысловые отношения антонимов с иными категориями слов, и в первую очередь с синонимами, свидетельствуют об их тесной связи. Актуальность исследования определяется недостаточным уровнем разработанности методики изучения слов с противоположными значениями в начальной школе, малой степенью использования приемов работы с антонимами на уроках. Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие речи учащихся. Критерием сформированной речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями - антонимы. Контрастные образы, противопоставление противоположных героев типичны для текстов, включенных в содержание программы обучения русскому языку и чтению в начальных классах. К сожалению, работа, направленная на выделение контрастных образов, проводится на уроках чтения и русского языка очень редко. Предметом исследования являются антонимы, взятые из текстов учебников начальной школы. Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения, методические рекомендации, упражнения, выводы могут служить опорой учителям начальных классов на уроках русского языка. Глава 1. Анализ учебника «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина. Учебник «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина рекомендован Министерством образования Российской Федерации для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». Учебник представляет собой полную картину анализа русского языка. Он включает все понятия и сведения о языке, необходимые для изучения будущим учителям начальных классов. Раздел «Лексическая семантика и лексикология русского языка» занимает достойное место в курсе русского языка. В данном разделе представлена информация об антонимах. 1.1. Понятие о лексических антонимах. Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные значения. Например: горячий – холодный, горе – радость, мало – много и т.д. Антонимами могут быть лишь те слова, которые обозначают степень признака (например: тихий – громкий, тяжёлый – лёгкий), противоположно направленные действия (подниматься – опускаться, выходить – входить), точки пространства и времени, расположенные как бы на разных полюсах пространственной и временной шкалы (верх – низ, поздно – рано). Слова, которые обозначают конкретные предметы, не имеют антонимов (шкаф, варенье, бумага). 1.2.Типы антонимов по характеру противопоставления своих значений 1. Антонимы, один из которых обозначает наличие признака, а второй – его отсутствие (движение – покой, живой – мёртвый, влажный – сухой). 2. Антонимы, один из которых обозначает начало действия ли состояния, а другой – прекращение действия или состояния (войти – выйти, включить – выключить, заснуть – проснуться). 3. Антонимы, один из которых обозначает большую величину признака, а другой – малую величину (большой – маленький, толстый – тонкий, часто – редко). Антонимы указанных типов объединяют большую часть антонимически противопоставляемых слов. Однако, есть и другие, менее распространённые в языке, типы антонимов. Различие между такими антонимами может основываться, например, на противопоставлении по пространственной ориентации предмета (верх – низ, левый – правый), по вкусовым качествам пищи (сладкий – горький), по цвету предмета (белый – чёрный). Существуют также пары антонимов, которые различаются по нескольким смысловым компонентам, их называют квазиантонимами. Например, прилагательные бездонный и мелкий различаются не только тем, что первое обозначает большую глубину, а второе – малую, но и степенью обозначаемого признака. К квазиантонимам относятся пары слов лютый – лёгкий (мороз), беспробудный – чуткий (сон) и т.п. Многозначные слова могут сохранять антонимические отношения и в разных своих значениях противопоставляться одному и тому же слову (например, высокий забор – низкий забор, высокая температура – низкая температура), но во многих случаях в переносных значениях слово имеет иные антонимические связи, нежели в прямом значении. Например, прилагательное легкий при обозначении веса предмета противопоставляется прилагательному тяжёлый (лёгкий чемодан – тяжёлый чемодан), а в других своих значениях оно имеет иные и при этом разные антонимы (лёгкий мороз – сильный мороз, лёгкий завтрак – плотный завтрак, лёгкая задача – трудная задача). Может быть так, что в прямом значении слово не имеет антонимов, а переносных вступает в антонимические отношения с другими словами. Так, прилагательное зелёный, обозначая определённый участок цветного спектра, не имеет антонимов; в переносных же значениях у этого слова есть антонимические связи: зелёный в значении «недозрелый» противопоставлено слову спелый (зелёные яблоки – спелые яблоки), в значении «не имеющий опыта» (зелёная молодёжь) – слову опытный. Иногда слово, имеющее антонимы в прямом значении, теряет способность к антонимии, если употребляется в переносном смысле. 1.3.Использование антонимов в речи. Антонимы – средства языка, с помощью которых осуществляется перефразирование, то есть выражение одной и той же мысли разными способами. Например: Она никогда не опаздывает. – Она всегда приходит вовремя. Так же антонимы часто используются для подчёркивания контраста между понятиями. Широко представлены они, например, в русских пословицах и поговорках: Сытый голодного не разумеет; Мягко стелет, да жёстко спать и т.п. В художественной литературе на противопоставлении антонимов бывает основана выразительная сила произведения. Таково, например, одно из стихотворений Марины Цветаевой. Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. Поэт может использовать в качестве антонимов и такие слова, которые в общеупотребительном языке не образуют антонимических пар. Такие пары антонимов называются контекстуальными, то есть противопоставляемые по смыслу лишь в пределах определённого контекста. Глава 2. Анализ требований ФГОС к изучению русского языка в начальной школе. 2.1.Требования ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области филология (Русский язык. Родной язык.): 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2.2. Анализ образовательной программы «Перспектива». Проведем анализ образовательной программы «Перспектива» с учетом требований, прописанных в ФГОС. Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин. Одной из основных задач УМК «Перспектива» является — личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других; Особое место уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. Программа «Перспектива» совпадает с ФГОС по пунктам личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые отражаются в умении: * формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; * формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа * формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; * формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; * осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром; * создать условия для самоопределения, смыслообразования; * научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку; * побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом: * развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; * формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; * формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность). На этом основании можно сделать вывод, что образовательная программа «Перспектива» основана на требованиях ФГОС. 2.3. Анализ программы по русскому языку (1 – 4 класс) с точки зрения изучения лексикологии. Период обучения грамоте является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология» - это исключительно важный этап в формировании личности каждого школьника. Уже на данном этапе начинается лексическая работа со словом, его значением. У детей формируется представление о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Во 2 классе в разделе «Слово и его значение» происходит практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова. Работа над этими понятиями прослеживается и при изучении частей речи. В 3 классе учащиеся продолжают учиться различать лексическое значение слова и звукобуквенную форму слова, сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы, омонимы), распознавать в тексте синонимы и антонимы, находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях и т.д. Данная работа проводится в основном в разделе «Язык – главный помощник», но распространяется и на другие разделы. В курсе русского языка 4-го класса продолжаются все линии работы, начатые в предыдущие годы, по каждой из них полностью соблюдается принцип преемственности. 2.4.Анализ учебника русского языка. Для анализа мною был выбран учебник «Русский язык» 4 класс под редакцией Л.Ф. Климановой. Данный учебник входит в систему «Перспектива» и полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. В четвёртом классе раздел «Лексика» называется «Слово и его значения», на его изучение отводится 5 часов. Знания о синонимах, омонимах и антонимах закрепляются на одном уроке. Дети выполняют следующие упражнения: 1) Упражнение 138, стр.86 Какие слова перечислены в каждой из групп? 1.Полезный – вредный, подъём – спуск, правда – ложь, хвалить – ругать, вход – выход, длинный – короткий, добро – зло. 2.Темнота, мрак, потёмки, мгла; пища, еда, питание, продовольствие; волноваться, тревожиться, беспокоиться. 3.Горный ключ, ключ от двери; клуб пара, шахматный клуб; разъярённые быки – быки нового моста. 2) Упражнение 143, стр.88 Найдите антонимы в шуточном стихотворении Дж. Родари «Тараторка» и выпишите их парами. Объясните значение слова в заглавии. Вот тараторка для ребят: Когда молчат, не говорят. Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий. Что далеко, не очень близко, Что высоко, не слишком низко. Нельзя приехать, не уехав, И грызть орех, коль нет орехов. Никто сидеть не может стоя, Лить из порожнего в пустое, Нельзя писать на белом мелом И называть безделье делом. 3) Упражнение 144, стр.89 Игра «Кто быстрее?». Запишите слова – антонимы парами. Горячий, тонкий, грубый, холодный, мягкий, добро, толстый, ласковый, ледяной, раскалённый, жёсткий, хвалить, огромный, опускать, поднимать, бранить, крохотный, верхний, ненавидеть, нижний, любить, зло, юноша, прекрасный, безобразный, старик. 4) Проверь себя, стр.93 Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним. Тихий - ….. Тонкий - ….. Радость - ….. Правда - ….. Смеяться - ….. Прибежать - …… Работа над антонимами продолжается и при изучении других разделов русского языка. Например, при изучении имени прилагательного. 5) Упражнение 100, стр.58 (часть 2) Подберите к каждому из имён существительных по два имени прилагательных с противоположным значением. Запишите по образцу. Образец. Сложный вопрос – простой вопрос. Вопрос, ответ, дом, тополь, ботинок, портфель, пёс. Одно из словосочетаний измените по падежам и запишите, выделяя окончания имён прилагательных. Таким образом, в учебно-методическом комплексе «Перспектива» знакомство со словами с противоположным значением происходит уже в 1 классе и продолжается на протяжении всего курса русского языка в начальной школе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами не много и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер. Хорошим дополнением и подмогой в изучении антонимов можно считать словарик антонимов, который находится в конце каждого учебника. Глава 3. Анализ опыта педагогов практиков по использованию лингвистического материала на уроках русского языка. Проанализировав учебник русского языка по программе «Перспектива» еще раз удостоверились в том, что изучению слов с противоположными значениями уделяется мало внимания. Этот пробел учитель может восполнить, если будет регулярно включать упражнения, направленные на работу с антонимами, а также обращать внимание детей на противоположности явлений, предметов, людей, окружающих их в повседневной жизни. В своей работе мне бы хотелось обобщить опыт педагогов - практиков МОУ «Гимназия №10» города Ржева Тверской области по изучению слов – антонимов. Виноградова Светлана Григорьевна поделилась следующими приёмами, которые позволяют повысить интерес детей к изучению антонимов и способствуют наилучшему запоминанию материала: 1.Замените в тексте выделенные слова антонимами. Изменился ли смысл всего текста? Придумайте свой «рассказ-наоборот» и расскажите егоодноклассникам. Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный, холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали. 2. Игра «Объединение» Ребенку предлагаю назвать не только противоположные свойства, но и придумывать такие предметы, объекты или явления, которые бы одновременно совмещали в себе выявленные свойства. Для начала объединяют как минимум два прямо противоположных качества, а затем их исходное количество увеличивается. Например: Что может быть одновременно холодным и горячим (ребенок, солнце, термос, печь, холодильник, бокал с чаем); черным и белым (тельняшка, телевизор, зебра); большим и маленьким, высоким и низким; горячие батареи, но холоднее солнца. Пары противопоставленных свойств (большой - маленький, быстрый – медленный) ребенок может использовать и применительно к себе. Таким образом происходит воображаемая реализация собственных желаний, которые ребенок не всегда имеет возможность осуществить в действительности. Игры подобного типа развивают воображение, активизируют мыслительную деятельность, экспериментирование. Дело в том, что объединение противоположно заданных функций и свойств в одном предмете является ни чем иным, как проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие (антонимическая пара). Пушкарёва Елена Михайловна наиболее эффективными считает игровые приёмы, например: 1. "Задом наперед". Для игры подбирают несколько изображений: гриб маленький - гриб большой, бабушка вяжет носки - носки связаны, девочка спит - девочка играет в куклы. Игровая задача состоит в придумывании двух рассказов, историй по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке (при этом второй рассказ должен быть действительно обратным первому, а не его продолжением). Например: У ребенка две картинки, на одной из них изображено гнездо с яйцом, на другом - летящая птица. В этой последовательности мини-рассказ будет звучать приблизительно так: "В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать". Если картинки поменять местами, то и рассказ, соответственно, несколько изменится: "Летела птичка, увидела на дереве удобное место для домика. Свила она гнездо, снесла яичко и стала своих деток высиживать". 2. «Уберите лишнее». Составьте с «лишним» словом словосочетания, указывая главное и зависимое слово а)короткий, маленький, длинный; б) день, ночь, сутки; в) враг, враждовать, друг; г) весна, лето, осень; д) покупать, продавать, отдавать; е) белый, красный, черный. Дудина Юлия Владимировна привлекает к работе над словами – антонимами произведения устного народного творчества: 1. Антонимы в пословицах и поговорках. От маленькой искры ….. пожар бывает, Быстрый сам добежит, а ….. вода донесет, Весной дождь парит, а ….. мочит, Петь хорошо вместе, а говорить ……, Мир строит, ….. разрушает, Лихое долго помнится, а хорошее …., В здоровом …. здоровый дух, ….. припасает – зима подбирает, Одежду найти легко, друга …., Ближний счет - ….. дружба, Из огня да …. полымя, Найдешь …. – найдешь и выход. 2. Антонимы в загадках. (Учитель загадывает детям загадку, в которой все наоборот. Дети должны догадаться о ком или о чем идет речь). … - домашнее животное. Этот зверь обитает в воде, тело покрыто короткой шерстью, хвост длинный. Зимой ведет активный образ жизни и любит солёное. Кто это? Я антоним к слову "зной", Я в реке, в тени густой, И в бутылках лимонада, А зовут меня …? (прохлада) Я антоним к слову "лето", В шубку снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я …? (зима.) Я антоним к слову "смех". Не от радости, утех, Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? – Это … (плач). Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, Для сна Да и в школе я нужна, Называюсь … (тишина). Ученье свет, а неученье - … (тьма) Знай больше, а говори - … (меньше) Не бойся врага умного, а бойся друга … (глупого). Задания и правила постепенно усложняются. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: Карандаш (оставляет след) – резинка; Ножницы (разъединяют) – клей; Стена (не пропускает свет) - окно; Гулливер (большой) - Мальчик-с-пальчик; Вода (мочит) – ветер (сушит); Буратино (веселый) – Пьеро (грустный); Баба-Яга (злая) – Василиса (добрая); Шумная толпа – тихая музыка; Мягкая вата – твердый кирпич. Теровец Раиса Анатольевна считает эффективными следующие приёмы: 1.Соедини антонимы Вставать Давно Громко Глубокий Встреча Жидко Недавно Садиться Сладкий Мелкий Соль Густо Тихо Жидкий Ночь Громкий Жидкий Громкий Земля Громкий Соленый Вред Тихий Густой Польза Разлука Небо Сахар После выполнения упражнения рекомендуется задать вопрос: «Какие ошибки могут быть допущены при выполнении этого упражнения?» Задавая подобный вопрос, мы акцентируем внимание учащихся на том, что к словам-антонимам могут быть причислены слова одной частеречной принадлежности. 2. Подберите к словам антонимы. Что можно сказать о данных словах? Свежий (хлеб) – …, свежий (ветер) – …, свежие (яблоки) – … Старый (дом) – …, старый (человек) – …, старая (газета) – … Легкая (ноша) – …, легкая (задача) – …, легкая (походка) – …, легкий (мороз) – …, легкая (музыка) – …, легкий (сон) – … Куракина Светлана Германовна поделилась такими приёмами: 1. Исправьте ошибки. а) Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек; б) Отсутствует наличие стульев; в) Скрытые в земле ископаемые еще не открыты; г) Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. 2. Прочитайте. К каким словам антонимы указаны неверно? Правильно подберите антонимы к этим словам. I. Высокий-широкий; звонкий-глухой; облачный-безоблачный; добрый-умный; положительный-хороший; большой-маленький. II. Глубоко-мелко; выразительно-невыразительно; близко-далеко; назад-влево; тихо-шумно; твердо-мягко; широко-глубоко. Таким образом, можно сделать вывод, что приёмы работы над понятием «антоним» разнообразны, но все они направлены на формирование языковых понятий, ознакомление с лексическими нормами русского языка, повышение уровня речемыслительной деятельности и развитие вербальной креативности младших школьников. По мнению учителей – практиков, для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу с подобными словами. Каждый урок русского языка, по возможности, должен включать в себя упражнения, направленные на работу с антонимами. Только проведение систематической работы позволит обеспечить правильность и глубину усвоения знаний. Заключение. Известно, что в лексической системе современного русского языка многие слова связаны между собой не только синонимическими отношениями, но и антонимическими. В этом случае слова объединяются друг с другом по противоположным значениям, которые для них характерны, в замкнутые пары (хороший – плохой, правда – ложь). Именно этим объясняется тот факт, что кроме омонимов и синонимов в русском языке существуют и антонимы. Антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия. Очень часто слова с противоположными значениями встречаются в поговорках: Труд кормит, а лень портит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Дружбу помни, а зло забывай. Ученье – свет, а неученье – тьма. Любишь брать, люби и отдавать. Участие антонимов в создании контраста не значит, однако, что контрастное противопоставление всегда создается именно антонимами, а соответственно, что участвующие в этом противопоставлении слова являются (или становятся) антонимами. Необходимо самому уметь определять противоположное значение слова, важно обучить ребенка этому. Поэтому проблема изучения антонимов в начальной школе очень актуальна, так как школьной программой не предусмотрены специальные часы для изучения темы "Антонимы". Именно вопросу о работе со словами с противоположными значениями посвящен наш реферат, который состоит из трёх глав. В первой главе подробно рассмотрена теория вопроса, проанализирован учебник «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». Вторая глава раскрывает требования ФГОС к изучению русского языка в начальной школе. Так же в этой главе поведён анализ образовательной программы «Перспектива» и учебника русского языка под редакцией Л.Ф. Климановой с точки зрения соответствия требованиям ФГОС и изучения слов – антонимов. В третьей главе мы рассмотрели опыт педагогов – практиков по использованию лингвистического материала на уроках русского языка. Несмотря на то, что у детей не возникает затруднений с подбором слова с противоположным значением к данному, нужно всегда помнить, что целенаправленная и систематическая работа по изучению слов, противоположных по значению, или антонимов, способствует более глубокому и эффективному усвоению учащимися начальных классов речевых богатств русского языка. Таким образом, антонимы, в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А закладывать умение видеть эту противоположность, находить обратное значение необходимо уже в младшем школьном возрасте. Список литературы 1. Л.Л. Касаткина «Русский язык». – С.: Издательский центр «Академия», 2001. – 752 с. 2.ФГОС НОО 3. Л.Ф. Климанова «Русский язык» в 2-х частях. – М.: Издательство «Просвещение», 2014. 4.Программа «Перспектива» 5. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. – М.: Гуманит. Изд. центр "Владос", 1997. – 400 с.: ил. 6. Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. 7.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с. 8. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения: Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального обучения / Авт. – составитель С.М.Гатенкова (Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского). – Пенза, 1997. – 52 с. 9. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Худ. М.Душин, В.Н.Куров, - Ярославль: "Академия развития", 1997 (Серия: "Вместе учимся, играем"). 1 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: