- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ разработки и реализации управленческих решений в ОАО «Авиакомпания «Белавиа»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008610 |
Тема: | Анализ разработки и реализации управленческих решений в ОАО «Авиакомпания «Белавиа» |
Содержание
Таблица Таблица Таблица МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Факультет дистанционного обучения Кафедра теории менеджмента и бизнес - технологий «Допустить к защите» Заведующий кафедрой Теории менеджмента и бизнес – технологий ____________Денисов И. В. «___» ____________ 2018 г. Выпускная квалификационная работа Направление 38.03.02 «Менеджмент» Профиль «Менеджмент организации» ТЕМА «Анализ разработки и реализации управленческих решений в ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Выполнил студент Аксененко Ирина Алексеевна Группа ЗНМ 141-б Научный руководитель выпускной квалификационной работы к.э.н., доцент Гарнова Виктория Юрьевна, ________________ Автор________________ Москва - 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………………………………….......6 1.1 Сущностные особенности процесса принятия управленческого решения 6 1.2 Этапы и процесс принятия управленческого решения 12 1.3 Информационное обеспечение процесса разработки решений 23 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВИАКОМПАНИ «БЕЛАВИА» 30 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Авиакомпания «Белавиа» 30 2.2 Оценка эффективности принятия управленческих решений на 46 предприятии ОАО «Авиакомпания «Белавиа» 46 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОАО «АВИАКОМПАНИЯ «БЕЛАВИА» 55 3.1 Направления повышения эффективности управленческих решений ОАО «Авиакомпания «Белавиа» 55 3.2 Экономическое обоснование проекта внедрения элементов системы стратегического управления и системы управления бизнес-процессами 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79 ПРИЛОЖЕНИЯ ...........................................................................................................83 ВВЕДЕНИЕ Самым важным вопросом в условиях непростой ситуации в экономике является стабилизация финансовой ситуации, выход на уверенный рост ВВП и повышение становой инвестиционной привлекательности. Вопрос стабилизации деятельности ведущих предприятий страны с частью государственной собственности может решатся при поддержке Правительства и Национального банка, однако, их жизнеспособность на текущий момент практически полностью лежит на плечах их руководства и коллектива. Конкурентоспособность предприятий является важнейшим элементом экономики страны, фундамент ее безопасности, основой гармоничного развития государства и общества. Исследуя опыт развитых экономик, можно сделать вывод, что предпринимательство, уровень его развития и инновационность - это базис рыночной экономики, определяющий ее конкурентоспособность, гибкость, динамичность, и эффективность. Эффективность бизнеса во многом зависит от эффективности его системы управления и квалификации менеджмента. Особую важность данные факторы пробрели в последние десятилетия, когда бизнес-среда стала сверхдинамичной с высоким уровнем конкуренции. На текущий момент особую роль в процессах принятия решений систем управления играет системный подход, основанный на сборе, обработке, анализе информации, прогнозировании ситуаций, выборе альтернативных сценариев для принятия решений. Именно данный подход является основой для принятия эффективных управленческих решений, являющиеся основой управления конкурентоспособностью предприятия. Темой исследования в данной работе являются процесс принятия управленческих решений, как основа эффективной деятельности предприятий. Объект исследования – система управления ОАО «Авиакомпания Белавиа». Предмет исследования – общие подходы к разработке и принятию управленческих решений в ОАО «Авиакомпания «Белавиа». Цель работы: на основании исследования литературных источников исследовать процесс разработки и принятия управленческих решений, систему управления ОАО «Авиакомпания «Белавиа» и обосновать направления ее совершенствования с целью повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности. Задачами данной работы являются: изучение теоретических аспектов разработки и принятия правленческих решений; системный анализ ОАО «Авиакомпании «Белавиа», включая организационно-экономический анализ предприятия, анализ системы управления, корпоративной стратегии по управлению конкурентоспособностью; разработка рекомендаций для совершенствования системы управления с целью повышения эффективности разработки, принятия и реализации управленческих решений для повышения конкурентоспособности предприятия. Данная работа состоит из трех основных разделов. Первого раздела – теоретического, в котором исследуются теоретические аспекты разработки и принятия правленческих решений. Второго раздела – аналитического, в котором рассматривается объект исследования, производится системный анализ ОАО «Авиакомпании «Белавиа», включая организационно-экономический анализ предприятия, анализ системы управления, корпоративной стратегии по управлению конкурентоспособностью. Третьего раздела – практического, в котором производится разработка рекомендаций для совершенствования системы управления с целью повышения эффективности разработки, принятия и реализации управленческих решений для повышения конкурентоспособности предприятия. Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономического анализа, экспертных оценок, обобщения, функциональный анализ и прочие методы исследований. Данная тема широко освещается в трудах отечественных и зарубежных экономистов, находиться на стыке современных подходов в менеджменте, теории организации, системном анализе, психологии, управлении человеческими ресурсами, социологии, маркетинге, информатики. При написании дипломной работы были использованы труды отечественных и зарубежных аналитиков, материалы периодических изданий, электронные ресурсы и прочие источники. Данная тема на текущий момент является актуальной, как для рассматриваемого предприятия, так и для других предприятий, так как предложенные подходы позволяют организовать предприятие кардинально по-новому и наиболее оптимальным образом, ориентировать на динамичный результат. 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1.1 Сущностные особенности процесса принятия управленческого решения Ежедневно каждый из нас принимает больше количество решений по тем или иным вопросам. Для принятия решений в различных областях мы ищем и подбираем идеи, анализируем самые различные наборы альтернатив, рассматриваем сценарии развития ситуации при выборе того или иного подхода. Исходя из практики, в общем случае можно говорить, что как при принятии решений индивидом, так и при принятии бизнес-решений, в большинстве случаев наблюдается системный подход к разрешению ситуаций. Высокий уровень конкуренции и динамическая среда, в которой ведет деятельность современное предприятие, предъявляет серьезные требования к системам управления бизнесом, при этом одни компании являются более успешными, чем другие, даже при условии сравнения компаний, имеющих примерно равные условия при входе на рынок. Данный факт можно объяснить уровнем развития систем управления и компетенциями компании в сборе и анализе информации, выработки на ее основе управленческих решений различного рода. Анализ информации позволяет предпринимать стратегические, тактические и оперативные действия, используя возможности внешней и внутренней среды и разрабатывать мероприятия по предотвращению или минимизации угроз. Информация становится основной при разработке базовых стратегических ориентаций предприятий, созданию стратегических планов, разработки на их основании тактических и оперативных мероприятий. Любые усилия по планированию являются бесполезными без комплексной оценки и анализа управленческих данных, поэтому процесс получения, обработки, использования информации и его качество становиться важным конкурентным преимуществом в динамических средах. Для того чтобы предприятие было успешным, необходимо чтобы менеджмент организации осуществлялся на постоянной регламентированной основе, таким образом, эффективность становиться результатом внедрения и поддержания в работоспособном состоянии системы управления, при постоянном приростном улучшении бизнес-процессов, и их настройки на более полном удовлетворении всех целевых групп, достичь этого можно только обладая полнотой информации, своевременно анализируя ее и используя в управленческих решениях. По уровню использования структурированной информации для принятия управленческих решений все предприятия на современном этапе можно разделить на следующие группы: интуитивный уровень (уровень обработки информации принятия управленческих решений в «голове» у предпринимателя); предпринимательский уровень (отсутствие форматизированных методик и концепции обработки коммерческой информации, первые шаги к обработке на основании первичной документации и отчетности предприятия, несистематизированного потока информации с рынка; основная проблема: отсутствие культуры структурирования и систематической обработки информации); уровень развитие информационных функций (основная задача: обеспечения предприятия достоверной, полной и исчерпывающей информации в установленные сроки; основанная проблема: цена информации); аналитический уровень (информация доступна, методы получения и обработки отработаны; основная задача: выработка эффективных управленческих решений; основная проблема: адекватные методы и модели обработки информации) [7, c.276-277]. Таким образом, присутствие у компании стратегического управления, как вершины системы принятия управленческих решений позволяет существенно улучшить позиции предприятия, стать отличной от конкурентов, существенно увеличить эффективность бизнеса, продлить жизненный цикл, эффективно использовать важнейшие ресурсы – капитал, персонал, информацию (знания). Особое развитие исследования получили со второй половины XX века, благодаря работам таких зарубежных ученых, как П. Друкера, И. Ансоффа, Р. Акоффа, М. Мескона и др. Среди отечественных ученых стоит отметить работы И. Герчиковой, Б. Литвака, Д. Бондаренко, Е. Иванова и др. [6, c. 9]. На текущий момент теория принятия решений сформировалась в самостоятельную междисциплинарную область, в основе которой лежат такие академические науки как менеджмент, системный анализ, психология, управление человеческими ресурсами, экономическая теория, информатика, социология, маркетинг и другие [5, c. 9]. Данная теория является быстроразвивающейся наукой, задачи которой на современном этапе, сформулированы практикой управленческих решений разного уровня (от функциональных подразделений и секторов на предприятии, до государств и международных организаций). Любые научные теории основываются на первичных понятиях и определениях, содержание которых является самоочевидным, разберём данные понятия. В общей теории менеджмента под управленческим решением понимают: реакцию организации на какую-либо проблему или задачу, выбор определенного направления действий из возможных наборов альтернатив, постановку целей, определение методов и механизмов их достижения, выбор способа действий, для обеспечения оптимального для предприятия исхода определенной ситуации. Понятие «решения» и его виды представлены на рисунке 1 приложения А. Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуума или группы), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии [28, c.15]. Исходя из последнего определения, вытекает такое понятие, как субъект управления, под которым в теории принятия решений является «лицо, принимающее решение» [11]. Таким образом, под «лицом, принимающим решение» понимается субъект любого решения, который несёт всю полноту ответственности за его последствия. Как правило, управленческие решения носят документарный характер, а лицо, принимающее решение, визирует документ, что является фактом, принятия ответственности. Так же, чаще всего данные документы содержат информацию не только о самом решении, но и механизм его реализации. Следовательно, управленческое решение принимается как на основании объективной, так и субъективной (человеческий фактор) оценке. Управленческое решение - это решение, принятое в социальной системе и направленное на: стратегическое планирование, менеджмент организации, HR; управление основными и обслуживающими бизнес-процессами, формирование системы управления, управленческое консультирование, систему коммуникаций с внутренней и внешней средой [5, c. 10]. С одной стороны, управленческое решение – это процесс поиска, обработки, группировки и анализа требуемой информации, разработка, утверждение и реализация самого управленческого решения [6, c. 23]. Сущность и содержание управленческого решения представлены на рисунке 2 приложения А. Как любое важное и емкостное понятие управленческое решение имеет множество различных признаков для классификации, приведем некоторые из них [13, с.15-16]: ? по содержанию (экономические, политические, технические, социальные, организационные и прочие решения); ? по характеру целей (стратегические, тактические и оперативные решения); ? по продолжительности действия (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения); ? по уровню управления (высший уровень руководства, средний менеджмент, низший уровень); ? по количеству целей (одноцелевые, многоцелевые решения); ? по полю принятия (инновации, производство, сбыт, маркетинг, персонал, финансы, инвестиции и прочие); ? по степени определённости условий (детерминированные решения, вероятностные решения, неопределённые решения) и прочие. Исходя из того, что все управленческие решения принимаются на основе информации, мы не можем не рассмотреть данное понятие. Термин «информация» (лат. informatio) означает изложение, разъяснение, осведомление. Первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и прочими способами [11, c.11]. Информация может иметь количественные и качественные характеристики, может воспроизводиться, покупаться и продаваться. Разновидность информации - управленческая информация - это информация, которая обслуживает бизнес-процессы предприятия, на основании которой принимаются управленческие решения [8, с. 23]. Управленческая информация должна обладать следующими свойствами: актуальностью, достоверностью и полнотой. Всю управленческую информацию, накапливаемую и циркулирующую на предприятии, можно разделить на: технологическую информацию (технологии, процессы производства, НИОКР, «ноу-хау» и т.д.) и деловую информацию (бизнес, финансы, маркетинг и т.д.). Деловую информацию в свою очередь можно разделить на следующие группы: ? информация о внешней среде предприятия (политические, экономические, социальные, демографические, законодательные и другие факторы влияния); ? информация о внутреннем состоянии предприятия (оценка сильных и слабых сторонах, потенциалов и прочее); ? информация о рынке (структура рынка, емкость рынка, динамика рынка, оценка спроса и предложения, распределение долей и прочее) ? информация о потребителях (сегментация, состав, мотивы покупки, детерминанты поведения и прочее); ? информация о конкурентах (структура и уровень конкуренции, бенчмаркинг конкурентов и прочее); ? информация о поставщиках (структура и состав поставщиков, финансовоэкономическое состояние поставщиков, условия поставки и прочее); ? информация о товарах (структура по ассортименту, ассортимент товаров конкурентов, оценка конкурентоспособности товаров и прочее); ? информация о ценах (ценовые стратегии, уровень текущих оптовых и розничных цен, динамика, цены поставщиков, конкурентов и прочее); ? информация о системах распределения (структура каналов распределения, оценка каналов распределения и прочее); ? информация о системах продвижения (программы продвижения, эффективность интегрированных каналов коммуникаций, данные об информированности потребителей и прочее) и прочие. В бизнес-процессах предприятия различают внешнюю, входную, первичную (исходную), вторичную информации. Основными источниками управленческой информации являются: внешние источники информации (официальные издания и документы, коммуникационные процессы, синдикативные источники и прочие); внутренние источники информации (внутренняя первичная документация и отчетность, маркетинговые исследования и прочие). 1.2 Этапы и процесс принятия управленческого решения Следует отметить, что под «системным подходом» понимается комплексная методология исследования объектов как систем. Под системой же, принято понимать некую совокупность связанных между собой структурных единиц (элементов, частей, подсистем), взаимодействие которых направлено на достижение определенных целей, при этом взаимодействующих не только друг с другом, но и с внешней средой [12]. По своей структуре любая система носит иерархичный характер, т.е. в любой системе (предприятие) существует набор взаимосвязанных подсистем (отделы, подразделения, департаменты) и надсистем (корпорация, отрасль, рынок, страна и прочие). На практике выделяют ряд подходов к принятию управленческих решений: ситуационный, процессный, системный, в условиях высокой степени неопределенности и динамичности среды основным становиться системный подход [30]. Системный подход в менеджменте основывается на прохождении следующих этапов: ? выявление проблемных ситуаций; ? выявление ключевых факторов, которые влияют на процесс принятия решений; ? аккумуляция информации, непосредственное принятие решения; ? разработка и реализация плана мероприятий; ? оценка и контроль результатов, реализованного плана. Управленческое решение на предприятии имеет иерархическую 3-х уровневую структуру (рисунок 1.1) включающую: ? стратегический уровень (уровень стратегических решений, определяющих корпоративную стратегию развития предприятия на 3-5 лет); ? функциональный (оперативный) уровень (определяющий функциональные стратегии предприятия, являющиеся декомпозицией корпоративной стратегии: маркетинг, производств, HR, финансов, НИОКР и т. д.); ? тактический уровень (определяющий тактические программы и мероприятия реализации стратегического, а следовательно и оперативного плана предприятия). Рисунок 1.1 - Взаимосвязь управленческих решений предприятия Примечание. Источник: [23, с.34] Таким образом, управленческие решения стратегического уровня являются вершиной системы планирования и реализации решений в современной организации, основой для декомпозиции и присутствия в компании прочих уровней планирования и принятия решений – оперативного и тактического. Стратегическое управление на предприятии – это совокупность процессов и методов управления ТОР-менеджмента предприятия, целью которых является максимизация эффективности деятельности организации, достижения стратегических целей предприятия, целей акционеров и прочих влиятельных групп [16]. Таким образом, решения стратегического уровня имеют глобальный характер для организации, охватывают как все уровни организации. Механизм стратегических управленческих решений действует в рамках стратегии предприятия и направлен на его развитие. «Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей предприятия» [15, c. 14]. Стратегия организации – это взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегическое управление – это функция управления, которая распростаняется на долгосрочные цели и планы организации, разработка и реализация которых, ведет достижения устойчивого уровня повышения результативности деятельности, достижения уровня конкурентоспособности выше чем у конкурентов. Основным звеном рыночной экономики является предприятие, которое для исполнения своей публичной цели «миссии» и внутренних имеет достаточно мощный механизм – систему управления, основанную принципах современных экономических и управленческих [21, c. 5]. Существует определенный набор корпоративных стратегий: стратегии развития (И.Ансоффа), стратегии конкуренции, стратегии роста [4], выбор каждой из них, или их комбинаций определяется миссией (публичной целью), целями акционеров, состоянием внутренней среды предприятия, возможностями и угрозами внешней среды и прочими факторами. Функциональные же стратегии показывают, как можно реализовать цели и стратегии более высокого уровня [4]. Исходя из процесса системного подхода в менеджменте, для принятия управленческих решений система управленческой информации на предприятии должна состоять из методических приемов по сбору и анализу информации, самой информации и концепций, принятых на конкретном предприятии, т.е. гипотез о будущей ситуации [17, c. 25]. ? Концепции (гипотезы представляющие собой соотношение двух или более факторов возникновения будущей ситуации) могут быть основаны на теоретических рассуждениях, исследованиях рынка, технологических достижениях, информации из различных источников и даже предположениях. ? Информация для принятия управленческих решений состоит из внутренней отчетности (отчеты, основанные на первичной документации; обычно являются частью корпоративной базы данных (ИС), в которой регистрируется весь документооборот предприятия), наблюдения за внешней средой и внешней маркетинговой информации (отслеживание изменений, происходящих во внешней среде, под влиянием следующих факторов: политических, экономических, социальных, технологических и пр.), маркетинговых исследований, которые позволяют получить специфическую информацию в требуемое время по конкретному вопросу для решения вполне определенной задачи (опросы, фокус-группы, эксперименты и пр.). ? Методы являются подходами, которые можно использовать для разрешения проблем (статистический банк моделей (методов), предназначенных для решения определенных задач: ценообразования, оценки потребителей, стратегического планирования и пр.). Так же для того, чтобы система управленческой информации была действенной необходимо иметь специалистов по сбору и обработке информации, а так же оборудование по сбору и анализу информации. Лицо, принимающее решение, при принятии управленческих решений ведет себя логично и рационально, что приводит в процессе выбора к поиску наилучшего решения – эффективного. Решение, принимаемое менеджером, нацелено на достижение предприятием в будущем определенной позиции стратегического видения [3]. Принятие управленческих решений – это самая главная функция менеджмента. Таким образом, понятие «принятие решений - это интегральная часть управления организацией, осуществляемая менеджментом организации. По мнению профессора Генри Минцберга выделяют четыре роли руководителя: предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений [9]. К функция менеджера, относящимся к процессам принятиям к управленческих решений относят: ? диагностика ситуация и проблем; ? систематизация и классификация ситуаций и проблем; ? разработка альтернативных вариантов решений; ? анализ и сравнение вариантов; ? выбор предпочтительного варианта; ? контроль выполнения принятого решения; ? стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдение сроков; ? координация деятельности подразделений; ? контроль и обратная связь [26, с.11]. В широком плане понятие «принятие управленческого решения» относиться ко всей системе управления предприятия в целом, включает полный перечень общих функций менеджмента: организацию деятельности, планирование, мотивацию, координацию и контроль (таблица 1 приложения А), продуктом системы принятия решения является само решение, а процесс осуществления решения, как уже говорилось, это реализация определенного плана, направленного на достижение поставленных целей, с соблюдением их качественных и количественных характеристик [22]. Решение как процесс характеризуется протяженностью во времени и этапностью: подготовка, принятие и реализации решений. Таким образом, процесс «принятия управленческого решения» - это процесс, инициация которого начинается с момента фиксации проблемной ситуации и заканчивается выбором определенного решения, выраженного в наборе определенных действий, которые направлены на ликвидацию проблемной ситуации, или нивелирование ее последствий. [21] Следовательно, принятие решений - это сравнение возможных альтернатив и выбор среди них наилучшей исходя их исходной ситуации на основании принятых критериев. Важной характеристикой процесса управленческих решений является его качество. «Качество управленческого решения - это совокупность его параметров, обеспечивающих достижение поставленных целей, удовлетворяющих конкретных потребителей (внутренних, внешних) и обеспечивающих возможность его реализации» [13, с.17]. Качество управленческого решения можно определить набором следующих параметров: ? соответствие принимаемого решения макро- и микроокружения предприятия; ? постановка реально достижимых целей, определенных во времени, исходя из располагаемых ресурсов предприятия; ? рассмотрение проблемы с использованием позиций системного подхода; ? наличие единой, принятой на предприятии, шкалы оценивания показателей принятия решения; ? реализуемость решения исходя из шкалы оценивания, сроков, бюджетов, ? работоспособность и гибкость решения, в условиях динамичных сред; ? допустимый уровень риска; ? наличия механизма (структуры) его реализации, координации и контроля [13, с.18]. Общей характеристикой качества управленческого решения является его эффективность, т.е. эффект от решения, который оценивается как степень достижения поставленных целей, достигнутый с определенным уровнем затрат (бюджетом). Таким образом, управленческое решение, тем эффективнее, чем выше степень достижения поставленных целей и тем меньше бюджет на их реализацию. На текущий момент выделяют следующие виды эффективности управленческих решений на предприятии: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, правовая, экологическая эффективности [32, c.57]. Основными условиями обеспечения эффективности управленческих решений являются: ? использование при разработке и реализации управленческих решений современных подводов теории менеджмента; ? актуальность, достоверность и полнота исходной информации, применяемой как исходные данные в процессах принятия управленческих решений; ? высокое качество исходной информации; ? проектирование управленческих решений обладающих широким диапазоном многовариантности, с возможностью оценки и сопоставления; ? соответствие, принимаемых решений правовым нормам; ? соответствие квалификации менеджмента предприятия, уровню решаемых вопросов; ? наличие полноценно функционирующей системы передачи полномочий, ответственности и мотивации для разработки и реализации качественных управленческих решений; ? соответствие системы управления уровню принимаемых управленческих решений. Основные условия и факторы, влияющие на качество управленческих решений представлены на рисунке 3 приложения А. Исходя и основных функций менеджера, относящимся к процессам принятиям к управленческих решений, можно сделать вывод, что процесс принятия управленческих решений состоит из трех основных этапов: подготовительного этапа, этапа разработки решения, этапа принятия решения и его реализации (рисунок 4 приложения А). При детализации, вышеуказанных основных этапов можно получить алгоритм, принятия управленческих решений в организации, состоящий из 15ти основных блоков (рисунок 5 приложения А). Стоит обратить внимание на ряд особенностей алгоритма принятия управленческих решений. Все цели организации должны иметь SMART характер [2, c.11-12] и быть: ? конкретными (S - specific, significant, stretching); ? измеримыми (M - measurable, meaningful, motivational); достижимыми (A - attainable, agreed upon, achievable, acceptable, actionoriented); ? реалистичными (R - realistic, relevant, reasonable, rewarding, resultsoriented); ? определенными во времени (T - time-based, timely, tangible, trackable). Модель целей организации содержит в себе как описание собственно целей и их характеристик, так и взаимосвязей между ними (иерархические отношения «цель-средство»), предполагающие, что достижение каждой нижестоящей цели становится одним из средств для достижения вышестоящей. Дерево целей можно представить графически в виде иерархической диаграммы (рисунок 6-7 приложения А). Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития. Для этого используется расширенный инструментарий моделей и методов, к которым относятся факторный и корреляционный и конфронтационный анализ, многомерное шкалирование, метод интервалов, метод анализа устойчивости и др. Данный аппарат должен быть принят к использованию на предприятии. Суть диагностики ситуации состоит в выявлении и выделении ключевых проблем, характера их влияния, которые необходимо нивелировать, чтобы достичь поставленных целей. Адекватная диагностика ситуации является залогом принятия эффективных решений в организации. Особая роль в алгоритме принятия управленческих решений отводиться оценке ожидаемого развития ситуаций, (возможных результатов альтернативных вариантов решений ситуации). В данном случае прогноз является основой будущих управленческих решений. Прогноз строиться на использовании различных прогностических методиках [27, c.107]. Далее производиться генерирование альтернативных вариантов решений среди которых производиться отбор осуществимых вариантов, под которые разрабатываются более детальные сценарии развития ситуации, производиться экспертная оценка основных вариантов, включая коллективную оценку, принятие решений, лицом, принимающим решение, детализация плана действий, его реализация и контроль. Методы принятия управленческих решений – это набор моделей и методов, предназначенный для организации деятельности по разработке управленческих решений, которые классифицируют на неформальные, промежуточные и формальные методы (рисунок 8 приложения А). Основные методы принятия управленческих решении представлены в таблице 2 приложения А. Стоит отметить, что в системах управления принятием решений существует ряд ограничений, которые можно разделить на внутренние, внешние, физические, нематериальные [24, c.72]. К внутренним ограничениям относятся недостаток производственных мощностей, кадров требуемой квалификации, материалов и прочих ресурсов, которые компания использует в своей деятельности. К внешним ограничениям относятся законодательные и юридические ограничения накладываемые на деятельность предприятия. Физические ограничения – ограничения, накладываемые на физические ресурсы. Нематериальные ограничения – это решения, правила, политики предприятия, которые препятствуют реализации его целей и планов. 1.3 Информационное обеспечение процесса разработки решений Как уже говорилось информационные системы является важной составляющей системы принятия управленческих решений на предприятии. Основной принятия управленческих решений является информация, которая характеризуется: большим объемам информации, неоднократной трансформацией исходной информации, необходимостью длительного хранения исходных данных [5, c.7]. Выполнить сбор анализ и трансформацию больших объемов информации с высоким уровнем быстродействия без автоматизации крайне сложно. Оптимальным способом хранения управленческой информации является создание ее в информационных базах, т.е. логически организованных массивов цифровой информации, осуществляющих централизованное обеспечение пользователей и/или решение определенного набора задач [30]. Такие информационные базы называются - информационными системами. «Информационная система (ИС) - система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015). Информационная система предназначена для своевременного обеспечения определенных людей определенной информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция - документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги [17, c. 8]. Миссия информационных систем – производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технологической среды для осуществления управления организацией – принятия управленческих решений. Цель информационной системы и системы управления предприятием обеспечение максимально эффективной деятельности предприятия, т.е. принятия эффективных управленческих решений. Информационная система управления - это концептуальная система, помогающая решать управленческие задачи от уровня тактического управления до стратегического планирования. Функциональная структура информационной системы состоит из 4-х систем: внутренней отчетности, наблюдения за внешней средой, маркетинговых исследований, анализа маркетинговой информации и двух информационных потоков: внутренней отчетности, внешней информации. Основные требования предъявляемые к информационным системам: функциональная полнота; гибкость, стандартизацию и информационную безопасность, экономическую эффективность [36, с.15-16]. Информационные системы могут реализовывать различный набор функций в зависимости от размера предприятия, рынка, уровня использования структурированной информации для принятия управленческих. Например, аналитическая функции могут включать комплексное исследование рынка (анализ и прогнозирование продаж по рынкам, отслеживание конкурентов, отслеживание ведущих клиентов, отслеживание предпочтени....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: