VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Актуальные вопросы федеративных государств

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002047
Тема: Актуальные вопросы федеративных государств
Содержание
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Институт Юридический

Кафедра конституционного права и конституционного судопроизводства



УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой А.А. Клишас
«___» _____________ 20__ г.






Выпускная работа бакалавра

На тему
Актуальные вопросы федеративных государств, на примере РФ, США,
ФРГ (Сравнительно-правовой анализ)

__________________

030900 «Юриспруденция»

квалификация (степень)

«бакалавр юриспруденции»

___________________








Разработчик:

Студент группы ЮЮ-405 (4 курс)
Студенческий билет №1032122380
Ф.В. Пономарев
«___» _______________ 20__ г.

Руководитель д.ю.н., проф.,

А.А. Клишас.








Москва 2016 г.



ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ	7

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА

РОССИИ.	36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	83





















































2

ВВЕДЕНИЕ

      Термин федерация происходит от латинского «foeder?ti?n» , что означает объединение, союз. Это сложное государство которое целиком или

в основе своей состоит из политико-территориальных единиц, они называются по разному: штаты в США и Индии, земли в Австрии и ФРГ,

провинции в Канаде и кантоны в Швейцарии. Обобщенно их называют субъектами федерации это принятый доктринальный термин. В своей работе мне бы хотелось подробно рассмотреть процессы связанные с зарождением федеративных отношений, становлением государств с федеративной формой государственно-территориального устройства, выявить основные принципы

и провести сравнительно-правовой анализ природы федеративных государств, поскольку на наш взгляд процесс становления формы устройства государства определяет природу этой формы и на сколько такая форма государственно-территориального устройства присуще государству.

      Так Конституция РФ 1993 в Ч1. Ст.1 дает правовое наименование Российская Федерация-Россия и раскрывает элементы формы государства,

так «Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В свою очередь, в соответствии с Ч1. Ст5. «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- равноправных субъектов Российской федерации» , а Ч2. Ст5. Закрепляет конституционно правовой статус субъектов федерации «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Таким образом Российская Федерация является довольно молодым федеративным государством, поэтому предполагается сделать сравнительно-правовой анализ становления федеративных отношений в Российской Федерации на примере других классических федераций таких как, США и ФРГ.



3

      Актуальность исследования. На современной политической карте мира присутствует 22 федеративных государства. Федерация это форма государственно-территориального устройства, при которой составными частями являются сложные государственно подобные административно территориальные образования с внутренней системой органов государственной власти и системой законодательства. Все эти 22 государства представляют собой различные теории, методы и подходы к реализации федерализма, нами будет рассмотрено только несколько из них, и на примере: Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Федеративной Республики Германия, будет проведено сравнительно-правое исследование реализации принципов федерализма, и историко-юридическое исследование зарождения и становления формы федеративного устройства государства, и принципов федерализма. На наш взгляд определение природы федерализма исходит из процессов становления государства. Поэтому важным является выявить подходы к зарождению федерализма, становление теорий федеративных отношений, установление основополагающих принципов федерализма. И на примере историко-юридического исследования выявить способы и механизмы становления государств с федеративной формой устройства, при этом особую актуальность исследования представляет вопрос о характерности федеративного устройства государствам на примере РФ,США,ФРГ.
      Объект:государства с федеративной формой государственного территориального устройства. И федерализм – как форма государственно-территориального устройства, а также основополагающие принципы федерализма.

      Предмет :процессы, связанные с зарождением федеративных отношений и реализация принципов федерализма путем установления в государстве федеративной формы государственного территориального устройства. И федеративных отношений путем закрепления.
      



4

      Цель: определить исторические предпосылки формирования государств с федеративной формой государственного территориального устройства, а такжеосуществить анализ становления государств с федеративной формой устройства.


Задачи:



- Провести историко-правовой анализ формирования

федерализма



      - Определить основные этапы процесса установления федеративной формы государственно-территориального устройства, на примере России, Соединенных Штатов Америки ,

Федеративной Республике Германии.



      Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что историческое развитие предопределяет присущность формы государственно-территориального устройства государству..

      Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой, историко-юридический, системно-логический методы. При рассмотрении природы федеративного устройства, использовались такие общенаучные подходы как анализ, синтез и сравнение.

      Теоретическую базу настоящего исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых.

      Природу Российского федерализма раскрывает в своем исследовании И. А. Умнова «Конституционные основы современного Российского федерализма».

       Также, труды Р. Г. Абдулатипова в работах «Россиский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив» и «Федерализм в истории России, книга 1 и 2 ».
       

5

      Мысль обоснованности федеративного устройства государства находит свое отражение в трудах А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джея «Федералист»

      При исследовании, автором были использованы и отражены в своей работе, труды многих ученых, таких как И.А. Умнова, С.А. Авакьян, С.М. Шахрай, А.А. Клишас, Р.А. Абдулатипов, А.Е. Прокопьев, А.В. Саленко, М.С. Саликов, А.П. Гаранжа, О.В. Лукьяновская, Р.В. Знаменщиков, Д.В. Соколов, А.В. Зиновьев, В.Е. Чиркин, М.В. Баглай, А.И. Денисов и др.
      Новизна работы состоит в выдвинутом положении о том, что историческое развитие предполагает установление федеративной формы государственного территориального устройства и определяет природу формы федеративного устройства.

      Практическая значимость заключается в фактическом приросте нового научного знания, а также в разработке предложений необходимых для смены формы государственного территориального устройства путем принятия федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» и внесение изменений в части глав 1,2 и 9 Конституции Российской Федерации.

      Работа обладает определенной структурой, включающей в себя введение, две главы, заключение, и список использованной литературы.
      
























6

Глава 1. Историко-правовой анализ формирования

федерализма. Зарубежный опыт


     Нынешние федеративные государства являются р езультатом долгого развития теории федерализма на практике государственного строительства разных стран на протяжении веков. Федерации прошли путь от создания союзов в Древней Греции и Риме, возникновения первых федераций Швейцарии и Голландии до появления США, как государства, федеративное устройство которого было заложено изначально.

     В отличие от современных федераций в Древней Греции существовали квазифедерации. Под квазифедерацией понимается ненастоящая или

несформировавшаяся федерация. Первые квазифедерации возник ли в Древней Греции в форме союзов, Беотийского, Этолийского и Ахейского они составляют государственные образования с наличием общих законов,

союзного суда, монетной системы, постоянных союзных вооруженных сил и общего гражданства.

     Первые мыслители -федералисты задумывались о целях и природе союзов в Древней Греции. Наибольшую роль сыграли труды мыслителей Платона, Аристотеля, Полибия. В диалоге «Критий» Платон повествует о

легендарном острове Атлантида, на котором был создан союз десят	и

независимых частей, что	то	среднее между конфедерацией и

квазифедерацией. Сама история наиболее известных квазифедераций дошла до нас благодоря Полибию, он не только опис ывал их структуру но и

размышлял  об их сути и целях. Но позже	процесс федерализации	был

прерван завоевательной политикой Рима и установлением им унитарного централизма. Но впоследствии федералистская мысль Древнего мира получила развитие и завершение в Древнем Риме.

     Сведения о ранней истории Рима носят полулегендарный характер. Тем не менее установлено, что уже на ранних этапах своей истории Рим как один из городов Лация входил в состав так называемой Латинской федерации или
     


7

Римско-италийского союза (VI в. до н.э. – сер I в. до н.э.) – объединение 30 латинских городов. Причем уже к концу VI в. до н.э. он занимал в федерации преобладающие положение. Важнейшей практической целью римского федерализма являлось сохранение Римской империи. В системе управления римской империей основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей. Прямое правление из Рима было осуществить крайне трудно. Поэтому в 284 г, до н.э. император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою очередь , в 4 географических
региона. Диоклетиан и три его помощника возглавляли эти	регионы.

Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволили укрепить могущество Римской империи.

В Средние века идея мирового единства возрождается	на основе

христианского понимания божественной воли как направления мира к единой цели. Эпоха средневековья охватывает большой исторический период

с V в. до буржуазных революций XVII-XVIII вв. Правовая мысль западного средневековья развивалась с эволюцией общества, в связи с тем что церковь в Средние века играла исключительную роль, правовая мысль обреклась в религиозную оболочку. Анализирую правовые учения Средневековья,

следует обратить внимание на представителей раннего протестантизма, разрабатывающих теологическую теорию федерализма.

Позже возникает одна из первых федераций Швейцария  . Возникшая в

1291 году как конфедеративный союз трех кантонов	–	Щвиц, Ури и

Унтервальден, заключивших союз  «вечный союз» о дружбе и взаимопомощи

в рамках «Священной Римской империи». Хотя главной целью этого союза было отстаивание своих торговых интересов в борьбе с австрийскими Габсбургами, однако необходимо учесть, что в это время причины союза государств зачастую имели религиозные корни, основой которых являлись теологические учения.




8

     На рубеже XII -XVI вв. к этому союзу примкнуло большое количество других контонов. После вооруженной борьбы со «Священной Римской империей» в 1499 году Швейцария получила от нее независимость, которая была признана по Вестфальскому миру 1648 г. В период с 1 798 г. По 1803 г. Швейцария была преобразована в унитарную Гельватическую республику, полностью зависимую от Франции.

     Однако в 1803 г. республика вернула себе название Швейцарская конфедерация. Венский конгресс 1815 г. Восстановил независимость Швейцарии и провозгласил ее «вечный нейтралитет». Конфедерация в тот момент объединяла 22 кантона ( 23 кантон Юра выделился из кантона Берн в

1978
г.).
В  30  -40-е гг.  XIX в. Швейцария пережила гражданскую войну
между сторонниками и противниками централизации. Война
закончилась
1847
г.
победой федералистов, а в  1848 году была принята конституция,

официально провозгласившая Швейцарию федеративным государством. Сейчас Швейцария федеративная парламентская республика, состоящая из

23кантонов. Как вы видите история свидет	ельствует, что Швейцарская

конфедерация преодолела свой непростой путь развития, даже теряла свой суверенитет, но она сумела противостоять внешним и внутренним факторам воздействия, доказав свою жизнеспособность.

     По нашему мнению , не последнюю роль в этом сыграло федеративное устройство, как система связавшая кантоны в начале развития государства и как форма , к которой они стремились на протяжении всей истории своего развития. В конце концов, Швейцария получила федеративное развитие.

В	2000 г. Швейцария п	риняла новую конституцию. В новой

конституции	«зафиксирована трехступенчатая модель государства	–

федерация, кантоны, общины » 1 . Так же в третьем разделе говорится о центральном принципе, в отношении федерации и кантонов, согласно которому Конфедерация выпо лняет только те задачи, которые нуждаютс я в едином регулировании или превышают возможности кантона.


1 Авраменко С.Л. Государство и право 2001, №7. С. 80.


9

Таким образом , следует отметить, что при становлении Швейцарской

Федерации, преследовались определенные цели, и путем сохранения данного союза они были дос тижимы, этот процесс определяет природу Швейцарской

федерации, и от сюда можно сделать только тот вывод, что федеративная форма государственно -территориального устройства изначально была свойственна Швейцарии.

Сейчас мне бы хотелось вернуться к истокам, а	именно зарождению

первых теорий федерализма. Все начинается н а рубеже XV-XVI вв., когда в Западной Европе начинают формироваться капиталистические отношения, происходит первоначальное накопление капитала и идет процесс оформления национальных государств, сопровождающийся бесконечными

войнами и конфликтами из	-за государственных границ. Этот факт и

побуждает Н. Макиавелли не только к разработке его доктрины, касающийся государственного устройства, роли государя и методов его руководства страной, но и к обосн ованию необходимости объединения государств для создания более сильного и сплоченного союза, способного противостоять агрессии.

     Н. Макиавелли был одним из первых мыслителей эпохи Возрождения отвергшим теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как от высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства. В трактате «Государь» флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только

государство, а не церковь, создадут необходимый порядок в обществе
2 .

Макиавелли не создал теории федерализма, но он размышлял над тем, каким путем можно объединить и сплотить отдельные близкие между собой страны. Достоинства федерации он видел в возможности избегания войн и насилия, в способности сохранения и преумножения приобретенного. Недостатком федерации Макиавелли считал то, что общий для всех совещательный орган,


2 См. Маккиавелли Н. Государь С.69


10

естественно, менее оперативен в принятии решений, нежели властные орга н единого государства. Н. Макиавелли в своей работе «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», анализирую опыт древнегреческой и древнеримской

государственности, рассматривает некоторые проблемы политико	-

территориального устройства.

Рассуждая о способах «распространения государств», он рассматривает

федерацию как инструмент увеличения территории государства.

Н. Макиавелли считал, что:	«Способ распространения государства

посредством союзов, которому следовали Тосканцы, Ахейцы и Этолийцы, а

теперь и Швейцарц  ы,  -  самый лучший после римского»	3. Правда, он не

допускал слишком большого распространения, но это имеет две выгоды :

«во-первых, реже вовлекает в войны; во	-вторых, дает возможность прочнее

сохранять приобретенное»4.

     Н. Макиавелли, рассматривает формы г осударственного устройства под углом зрения военного потенциала, отмечал, что : «Препятствием к обширному распространению федеративного государства служат разнохарактерность республик, слишком удаленных друг от друга, и самая отдаленность их, которая меш ает им совещаться об общих мерах» 5. По

мнению Н. Макиавелли, опыт показывает, что федерация имеет известные пределы распространения по самой природе своей, и не было примера, чтобы она переступила их; в ней не может участвовать более двенадцати или четырнадцати государств. Дальше этого она не идет, потому что, усилившись настолько, чтобы обеспечить свою безопасность, она не ищет дальнейших завоеваний, не чувствуя ни надобности, ни желания большего усилия.

Следует отметить, что значительную роль в развитии	идей

современного федерализма сыграл Ш. Монтескье, размышлявший о плюсах и минусах федеративных отношений. После Французской революции 1789 г. историки связывают понятие федерализма с его именем. Термин


3 Н. Маккиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия С. 236.
4 Там же С. 236

5 Там же С. 236


11

«федерация» использо вался им для обозначения многос тороннего союза государств - устойчивого многостороннего правового сообщества, в котором самоопределение и право участия в принятии решений становятся непременными условиями.

     В своей величайшей работе «О духе законов» Ш.Л. Монтескье сформулировал понятие ф едерации - «федеративной республики»: «Эта форма правления есть договор, посредством которого несколько политических орга низмов обязываются стать гражданами одного более значительного государства, которое они пожелали образовать. Это общество обществ, сос тавляющих новое общество, которое может увеличиваться присоединением к нему новых членов до тех пор, пока оно не станет достаточно сильным, чтобы обеспечить безопасность входящих в него

государственных единиц»6. Федерацию он рас сматривает как договор, целью которого является создания более сильного государства, но государства

заключившие такой договор сознательно идут на утрату международно	-

правового статуса и права самостоятельного заключения между	народных

договоров. Федерация - идеальная форма государст венного устройст ва, ее преимущества - в надежности и устойчивости, поскольку деструктивным силам здесь противостоят многочисленные центры сопротивления против разрушения как изнутри, так и извне. Монтескье отмечает, что устройство федераций является весьма рациональным: «Состоя из небольших республик, федерация пользуется благами внутреннего управления каждой из них, а для отношений внешних она располагает благодаря объединению сил всеми выгодами крупных монархий»7.

     Этой теории придерживался и Ч. Беккар иа, он пологал что: «Слишком большая республика может избежать деспотизма только путем разделения и последующего объединения в союз федеративных республик» 8. В первую очередь на безопасность государства направленно внимание Ш.Л. Монтескье,


6 Монтескье Ш. Л. О духе законов С. 116.
7 Там же С. 117.

8 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях С. 161


12

и Н. Макиавелли.	Федерация это всего лишь инструмент для достижения

безопасности или как устройство го	сударства для ведения войны.

Естественно, что идея федерализма, понимаемая ими весьма прагматически в перечне других важных инструментов государст венной политики, не см огла вырасти в отдельную и законченную теорию. По мнению многих авторов первой теорией федерализма стала теория народного суверенитета, разработанная немецким юристом Иоханнесом Альтузиусом в его работе «Политика».

     Имя Альтузиуса было забыто и лишь в конц е XIX в. стараниями Отто фон Гирке было заново открыто, написавшего о нем первую большую работу, в которой автор склонен был видеть в идеях Альтузиуса «прямую предтечу

концепции народного представительства Нового времени»	9 . Альтузиус

возвел в принцип учени е об общественном договоре и поло жил его в основу публичного права. Семья, профессиональный союз, община и провинция являются у него связующими элементами между индивидом и госу дарством. Всякий более обширный союз составляется у него из корпоративных еди нств более тесных союзов.

В соответствии с принципами учения, г	осударство,	подобно

составляющим его союзам и отличается от них лишь своим исключительным суверенитетом; оно как высшая правовая сила наделяется новыми свойствами и функциями, но его право огр аничено правами составляющих

его союзов. Центром теологическо го федерализма был универс итет в германском городе Герборне преподавателем этого университета и был Иоханнес Альтузиус, который переработал идеи теологического федерализма в социально -политическом плане и , отталкиваясь от библейских традиций, ученый полагал ядром всего общества договорную основу начиная , с семьи и заканчивая государством.





9 А.Ю. Прокопьев. Германия в эпоху религиозного раскола 1555—1648. — СПб, 2002,

С. 42.


13

     Предметом исследования теории Альтузиуса являлась договорная сторона федерализма и ответственност ь высших органов государственной власти.

     Согласно этой теории, государство характеризовалось как союз общностей, иерархически возвышающийся над меньшими по размерам общностями или сою зами, связанными между собой прямо или косвенно

особым соглашением. Осно	ву доктрины народного суверенитета,

называемой исследователями федеративной, составляют у Альтузиуса два

ключевых понятия:	«союз» и	«договор». Через по	нятие	«союз»

раскрывается природа политических общностей и высшей из них,

универсальной,	-	государства,	а через понятие	«договор»	-	механизм

создания по литических союзов и наделения должностных лиц властными полномочиями.

     Формирование государства Альтузиус видит как процесс объединения, распространяющийся на все уровни социально -политической организации: от семьи, цеха, гильдии, церковного прихода до провинции и госу дарства. Союз индивидов, добровольно соединенных в семьи и корпорации, образует общину, союз общин - провинцию, союз провинций и городов - государство. Суверенитет, право верховенства сохраня ет при этом народ, сообщество граждан, составляющих общину, провинцию или государство. Суверенитет неделим и не отчуждаем, он не может быть передан ни монарху, ни республиканскому правительству.

     В данном смысле, к акова бы ни была форма правления, глава государства, по мысли Альтузиуса, получает власть в результате свободно выраженного волеизъявления граждан, путем договора. Так, империя, по

Альтузиусу, не изначально сакраль ная величина, а лишь результат суверенной воли князей, основанной на абсо лютном приоритете общинных

интересов, что определяло, таким образом, не мо	нархическую, а

федеративную основу всей имперской организации.





14

Любые попытки имперского престола дистанцироваться от обязательств перед сословными чинами и перед общиной, превращали

императора в тира на, что влекло освобождение его подданных от верности

короне, а затем пре	дусматривалась возможность передачи функции

управления другому должно стному лицу. Так Альтузиус закрепляет ответственность высших должностных лиц и считает необходимым повышение контроля и ответственности в государстве.

Политика у Альтузиуса еще не отделена от веры. Тем не менее

Альтузиус решительнее прочих своих современников в Германии развивал

мысль о до говорной основе любой монархической власти, включая имперскую.

     Таким образом, Альтузиус считается родоначальником теории феде - рализма тем, кто фактически, одним из первых попытался в целостной концепции обосновать необходимость организации государства на основе принципов федерализма. Работа Альтузиуса оказала огромно е влияние на идеологию и по литику реформаторских князей в Тридцатилетнюю войну в Германии.

     Альтузиус считал, что в основе федеративного устройства заложены религиозные начала, понятие суверенитета еще не основано на светских воззрениях, однако это было пр актически и невозможно на тот период, так как соци ально-экономическое развитие общества не требовало отказа от теологического мировоззрения. Исследования Альтузиуса как родоначальника теории федерализма, бесспорно, представляют

теоретическую ценность для	истории правовой мысли, позволяющей

проследить генезис развития теории федерализма.

На основе теории Альтузиуса был создан Нидерландский союз

(Нидерландская республика) из семи соединенных провинций, заключивших

договорный союз, основанный в 1579 г. по Утрехтской унии. Это произошло

во время нидерландской борьбы за независимость с испанцами.





15

Разграбление испанцами Антверпена в 1576 г. временно объединило Нидерланды в союз, получивший название «Гентское умиротворение».

Однако стычки с кальвинистами вскоре	вынудили католические

южные (валлонские) провинции сф ормировать Аррасскую унию (1579	г.),

искавшую согласия с испанцами. В силу целого ряда при	чин она скоро

потерпела неудачу. Северные провинции создали свою, Утрехтскую унию, и

война приняла характер борь	бы за религиозную независимость.

Соединенные провинции Нидерландов спасла от поражения начавшаяся война Испании с Францией, Англией и Турцией. Признание независимости Нидерландов последовало лишь в 1648 году, хотя перемирие было заключено еще в 1609 году.

     В результате эпохи наполеоновских войн и австро -прусской войны 1866 г. был создан Северо -Германский федеративный союз, президентом которого стал прусский король. Осенью 1870 г. к этому союзу

присоединились южно -германские государства, а в следующем году бы ла провозглашена Германская империя. Президент союза стал императором, а

конституция была пересмотрена с поправками и добавлениями южно	-

германских государств.

     Таким образом, с оюзная конституция Германской империи 1879 г. учредила федеративный союз, которы й, однако, был далек от со вершенного типа союзного государства. Внутрисоюзные отношения носили «гегемонистский» характер вследствие преобладания Пруссии во внутриполитических вопросах и чрезмерного влияния бундесрата, которому принадлежало первое и по следнее слово в законотворческом процессе. Германский император не имел права вето, но как прусский король мог блокировать любое решение.
Нидерландская и Швейцарская федерации послужили моделью

создания в дальнейшем Конфедерации северо	-американских государств

(штатов), провозгласивших свою независимость в 1776 г.





16

Сказанное позволяет сделать
нам вывод, что развитие федеративных
систем,  дает толчок к федералистским исследованиям и разработкам,
которые затем применяются в практической деятельности. Таким образом,
уже в Средние века начинает появляться связь между теорией и практикой
федерализма. Федерализм вступает в новую фазу, проекты федеративного
устройства перестают быть утопичными. Теории федерализма приобретают
научный характер.


Все вышесказанное позволяет
аргументировать ту точку зре  ния, что
возникшие первые теории федерализма, имеющие научный характер легли в
основу формы территориального устройства некоторых государств. И таким
образом дали импульс к системному совершенствованию федеративной
формы государственно  -территориального устройства.
В последующем

выдвигались все новые и новые теории федеративных отношений , с каждым разом которые были все совершеннее.

     Далее представляется целесообразным расмотреть вопрос, связанный с более детальн ым анализом германского федерализма и отметить его

особенности становления, осуществления	и перспективы развития	,

поскольку государственное	-территориальное	устройство ФРГ является

классическим примером федерации	.	Особое внимание следует уделить

природе германского федерализма и предпосылкам его зарождения.

Все начинается задолго в  XVII в. со Св	ященной Римской империи

германской нации, после окончания тридцатилетней войны в Европе был

подписан Вестфальский мир в 1648 г. Согласно нему империя получила своеобразный статус «государства, состоявшего из государств» 10. Главным признаком данной феодально й империи значилось то, что за местными монархами сохранялся полный суверенитет, так они являлись полновластными хозяевами в своих землях. У союза был глава – кайзер, а так

же орган сословного представительства	–	рейхстаг. Однако эти органы




10 P. Lerche, Prinzipien des deutschen F?deralismus. in: Deutschland und sein Grundgesetz. С.79


17

носили номинальный характер. Разобщённость Священной Римской империи германской нации усугублялась еще церковным расколом, так называемый Аугсбургский Религиозный мир 1555 г. дал право немецким князям определять религию своих подданных, таким образом немецкие княжества политически и духовно обособлялись друг от друга.

     На рубеже XVI -XVII вв. заканчивается период феода лизма и начинается период абсолютизма, в связи с возникновением буржуазных отношений. Тут интересно как складывается процесс централизации в Священной Римско й империи германской нации и той же Англии или Франции, где установилась единая централизованная власть на территории всего государства, а в Германии процесс централизации стал происходил в рамках отдельных княжеств. Абсолютизм в Германии развивался как абсолютизм отдельных княжеств, но не как общегосударственный, таким образом государственно -правовое единство Священной Римской империи германской нации еще больше ослабло. Именно в этой империи берет свое начало история германского федерализма11, ее специфика заключалась в том, что она сочетала черты федеративного и конфедеративного объединения.

     Далее следует рассматривать семь этапов становления германского федерализма

? Рейнский союз 1806-1814 гг.

? Германский союз 1815-1866 гг.

? Северо-Германский союз 1866-1870 гг.

? Германская империя 1871-1918 гг.

? Веймарская республика 1919-1933 гг.

? «Третий рейх» 1933-1945 гг.

? ФРГ и ГДР 1949-1989 гг.

? Объединение Германии





11 H. Maurer. Staatssrecht. §10 I 4, Rdn. 11, С. 45


18

Если рассматривать данный вопрос с точки зрения хронологии	, то

отправной точкой является несомн	енно плеяда	захватнических войн

наполеоновской Франции	1 августа	1806 года рейхстаг в Регенбурге

объявляет об окончании существования Священной Римской империи

германской нации,	8 августа	1806 года кайзер Франц	I сложил свою

имперскую корону.

     В том же 1806 году Рейнский союз, правовой основой которого явился Рейнский союзный акт, написанный под диктовку императора Франции.

Согласно Рейнскому союзному акту был создан конфедеративный союз, для создания маленьких государств-княжеств не способных нарушить господство над Германией. Союз возглавил протектор императора Наполеона. Расширенные полномочия протектора, такие как обеспечение безопасности рейнского союза, ведение внешних дел, объявление войны и мира, сводила на нет конфедеративный характер союза. Поср едством создания рейнского союза наполеон обезопасил свою восточную границу, вошедшие в союз государства были на годы поставлены в зависимость от Франции, чем была ликвидированная германская государственность. После поражения Наполеона в войне распался Рейнский союз, на Венском конгрессе 1814-1815 гг. Решалась судьба Германии, после длительных переговоров было решено создание новой формы немецкой государственности Германский союз.

Правовой основой явился :

? Германский Союзный акт от 08.06.1815 г.

? Венский заключительный акт от 15.05.1820 г.

     Но надежды на создание свободного Германского государства не оправдались, согласно Венскому заключительному акту, ст. 1 12 Германский союз характеризовался как «международно -правовой союз немецких князей и свободных городов» 13 . Данная норма указывает на конфедеративный характер союза. Немецкий союз был объявлен «нерасторжимым». Все


12 Huber. Dokumente zur deutschen verfassungsgeshichte. B. I. 1961 .S. 75-81

13 Der Deutsche Bund §22 I. 2a S.1044. Rdn,4.


19

участники обладали равным статусом, но ведущие позиции принадлежали Пруссии и Австрии.

Общим органом Германского союза являлось Союзное соб	рание во

Франкфурте. Он представлял собой конгресс посланников государств -членов

Германского союза. В 1866 г. Пруссия вышла из Германского союза, что

нарушало ст.5 Венского заключительного акта, в результате началась война

между  Пруссией и Австрией, в которой Авс
трия потерпела поражение. В

подписанном  23 августа  1866 года Парижском мирном договоре Австрия

признала ликвидацию Германского союза. А вместо Германского союза был

создан Северо-Германский союз.




Северо-Германский союз
объединил все немецкие государства

севернее реки Майн, новый союз возглавила Пруссия. Конституция союза от

17 апреля 1867 года, закрепляла федеративные черты. Общесоюзные органы

–  президент союза, союзный канцлер, бундесрат. Но все же Северо
-
Германский союз явился промежуточным звеном на пут

и к созданию

Германской империи. В  1870 году Пруссия спровоцировала войну с

Францией, после поражения французской армии к Северо

-Германскому
союза присоединились Эльзас и Лотарингия, а уже весной 1871  с союзом

объединились южногерманские
государс
тва, так
была образованна

Германская империя. 18 января 1871 года прусский король Вильгельм I был

провозглашен немецким императором.




Германская империя.
16 апреля   1871 года была принята

«бисмарковская конституция», согласно ей империя обладала федеративным

устройством и состояла из 22 монархий и трех вольных городов (Любек,

Бремен, Гамбург). Главной чертой федерализма империи явилось то, что ее

члены и сама империя обладали государственным статусом. Решающие

позиции за собой сохранила Пруссия. В бундесрате больш
инство голосов

принадлежало Прусскому королевству. Также был сохранен рейхстаг, но его полномочия оказались ничтожны, он всего лишь олицетворял видимость народного представительство. Германская империя просуществовала до 1919


20

года, ее поражение в первой ми ровой войне и революционные события в Берлине способствовали смене монархической формы правления на парламентско-республиканскую. Так была принята Веймарская конституция, которая провозгласила: «Германская империя – республика».

     Итак, в следствии, революции 1918 году в Германии установилась республиканская форма правления и провозглашение немецкого народа

единственным законным источником государстве	нной власти. Когда

рассматривался проект конституции решался вопрос какую модель взять за образец, систему пр езидентской демократии, как в США или систему парламентской демократии, свойственную Франции и Англии.

Надо отметить, что в конечном счете, решено	было принять

комбинацию систем. Общегосударственными институтами выступили Рейхстаг и Рейхс -президент, кажды й избирался народом, но между этими институтами стояла фигура Рейхсканцлера. Канцлер и правительство находились в «двойной зависимости» : с одной ст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%