- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Молодежное движение на Севере
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008666 |
Тема: | Молодежное движение на Севере |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Кафедра Отечественной истории ПОПОВА ПОЛИНА ВИКТОРОВНА (фамилия, имя, отчество студента) Институт вшсгнимк курс III группа 313501 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ№ (код и наименование направления подготовки/специальности) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине История России XX в. На тему Культурная революция на Севере. Проблемы историографии (наименование темы) Отметка о зачёте (дата) Руководитель зав. кафедрой отечеств. истории М.Н. Супрун (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) (дата) Архангельск 2018__ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 I. Северный Пролекульт. Начало пути 7 1.1 Народное образование 8 1.2 Вузы и наука 10 II. Новая советская культура Поморской земли 13 2.1 Молодежное движение на Севере 14 2.2 Искусство на службе у революционной культуры 16 Заключение 21 Список литературных источников 22 ВВЕДЕНИЕ Великая русская революция вот уже столетие привлекает ученых и историков как своей многоаспектной проблематикой, так и порой противоречивыми способами трактовки тех или иных событий. Изучаемый период времени характеризуется крутыми поворотами и в общественно-политической и культурной жизни нашей страны. «Пожаром революции» была поглощена вся Россия, от испепеляющих костров в Петрограде и Москве до ярких вспышек и возгораний на периферии, а также Сибири и на Дальнем Востоке. Культурная революция в каждом регионе страны отличалась своими особенностями, вызванными неравномерностью экономического и культурного уровня. На Европейском Севере, где промышленность была слабо развита, большинство населения занималось примитивным сельскохозяйственным производством (в 1913 г. в Архангельской губернии крестьяне составляли 91%, в Вологодской- 95% от общего числа населения). Грамотных среди северных губерний в 1913г. насчитывалось 25-35%, а среди нерусских народов Севера этот процент был значительно ниже. Культурное строительство на Севере отражает все основные процессы, протекающие в стране в годы социалистического перелома. Оно началось сразу же после установления Советской власти. Опираясь на высокий уровень народного художественного творчества, на огромной творческий потенциал и познавательный интерес рабочих и крестьян, на рожденный революцией духовный подъем трудящихся, местные партийные и советские органы проводили широкие преобразования в области культуры, способствовали поступательному развитию культурного строительства. Отечественные историки изучали роль Русского Севера в становлении нового государства по большей части в контексте вклада Архангельской губернии в становлении и утверждении Советской власти и борьбы с интервентами. Изучаемую по данному вопросу литературу можно разделить на несколько групп: работы первой пол. XX века (20-30 гг.), а именно: Томилов Ф. С. «Краткий исторический очерк, 1927»; Попов А. Н. «Город Архангельск: История. Культура. Экономика, 1928»; и литературу второй пол. XX века и начала XXI века (2000): «Культурное строительство на Севере 1917-1941 годы. Л.В. Владимирова и др.»; Грехов В. Н. «Счастье трудных дорог: о революционных, боевых и трудовых подвигах молодых северян в 1903-1925. 1975»; Шумилов Ф. С. «Краткий исторический очерк.1947»; Силин А.В. «Интеллигентный пролетарий: учитель в Российской революции и гражданской войне (на материалах Европейского Севера). 2009»; Овчинников В.П. «Север индустриальный. 1979» и др. Изучение сложного и противоречивого времени 1920-х – начала 1940-х годов весьма затруднительно осуществить в рамках одной исследовательской парадигмы, что, в свою очередь, требует от историка методологического синтеза, составляющее концептуальное ядро исторического синтеза и осуществляющегося в сфере исторического познания. Цель работы в комплексном изучении материалов и в выявлении основных исторических подходов в историографии культурной революции на Севере. Исходя из цели сформулированы следующие задачи: - изучить и проанализировать имеющиеся материалы и литературу по данному вопросу - определить периоды в осуществлении «культурного строительства» на Русском Севере - сформулировать выявленные подходы в освещении проблематики и их значимость в историографической науке Особенность советской историографии заключалось в том, что она базировалась на марксистско-ленинском учении о классах и классовой борьбе. Односторонний подход к решению научных проблем не только существенно ограничивал, но и искажал результаты многих исследований. По мнению историка Силина А.В. возможно разделение историографических подходов и концепций. В этой связи он выделяет и указывает на специфичность следующих периодов: - первые годы после Октябрьской революции (первые попытки отражения и осмысления культурных событий, носящие в большинстве своем агитационно- пропагандистский характер) - период 1919- кон.1920-х гг. (наличие разнообразных работ и исследований, заложивших основы изучения интеллигенции и определили круг тех вопросов, которые получили освещение в работах последующих лет) - 1930-1950 (характерны те же подходы, что и для работ по общероссийской тематике. Обнаруживается та же резкая критика центральных и местных учительских организаций, не понимавших тех благ, которые несла им советская власть, безоговорочное признание правильности закрытия местных вузовских организаций, апология действий советской власти в сфере образования) - втор. пол. 1950-х – конец 1980-х (начало этого периода связано с «оттепелью» в политической и идеологических сферах советского общества) - рубеж 1980-1990 (качественно новый этап в отечественной историографии, связанный с глубокими переменами в обществе, падением прежних идеологических ограничений, рассекречивании архивных и библиотечных фондов) - нач. 1990 по наст. вр. (возрождение историософского подхода, предметом исследований которого становятся глубинные противоречия социума и культуры российского общества) I. СЕВЕРНЫЙ ПРОЛЕКУЛЬТ. НАЧАЛО ПУТИ Пролеткульт (1917 - 1932) стал особой страницей в истории советской культуры. Одним из организаторов этого движения был А. А. Богданов, известный деятель российского революционного движения, философ, экономист. Пролеткультовцы полностью отрицали использование культурного наследия прошлого. Для создания Пролеткульта в Архангельск из Москвы был направлен Ф.С. Чумбаров-Лучинский. 25 апреля 1920 г. состоялась конференция культурно-просветительский организаций, избравшая президиум городского совета Пролеткульта под руководством Чумбарова-Лучинского. Совет обосновался в национализированном доме Суркова В Немецкой слободе. Здесь же разместилась библиотека с книжным фондом свыше 5 тыс. книг, работали студии: литературно-издательская, музыкально-вокальная, театральная, изобразительных искусств, клубная, физической культуры, лекционно-инструкторская и хозяйственная. Каждую субботу в каминном зале особняка собирались начинающие поэты и прозаики. Читали стихи и рассказы фронтовики Д.А. Ершов, И.Н. Молчанов, И. Пейсин (Илья Бражнин), П. И. Калашников и др. В 1920 – х гг. издается литературно-художественный журнал «Красное Поморье» - первый после Освобождения Архангельска от интервентов; выходили сборники пролеткультовских авторов. В 1927 г. в Архангельске оформилась ассоциация пролетарский писателей. В 1928 г. начат выпуск литературных страниц в газетах «Волна» и «Комсомолец», приложения к «Волне» «Литературный Север». Памятным событием в литературной жизни Архангельска стал выход В Москве повести А.П. Гайдара «Школа» Партийные организации Севера нацеливали рабочих, крестьян и красноармейцев на политическое просвещение. Они организовывали школы политграмоты, клубы коммунистов и красноармейцев, активно пропагандировали политическую литературу, занимались подбором лекторских кадров. В июне 1919 г. начала работу секция политической грамотности в клубе коммунистов и красноармейцев в г. Шенурске; в сентябре 1920 г. открылась первая школа политграмоты в г. Онеге; в апреле 1923 начали заниматься в школе политграмоты рабочие завода «Красная кузница» и т. д. Решалась задача – вооружить северян марксистско-ленинской теорией, разъяснить им политическую линию большевистской партии в условиях диктатуры пролетариата и подготовить их к активной производственной, общественно – политической работе. На Севере, как и в других регионах страны развернулась обширная антирелигиозная пропаганда, направленная не только против православной церкви, но и других конфессий. Повсеместно организовывались ячейки «воинствующих безбожников», активисты приняли участие во всесоюзном съезде безбожников в Москве (1929). Публиковались статьи в центральных и местных газетах; массовыми тиражами издавались книги, брошюры, листовки, плакаты на антирелигиозные темы. Кампания по борьбе с религией привела к массовому разрушению православных приходов, к конфискации имущества храмом, монастырей. 1.1 Народное образование Осуществление культурной революции было невозможно без решения одной из важнейших проблем – ликвидации неграмотности. К моменту установления в Архангельске Советской власти в городе были следующие учебные заведения: мужская Ломоносовская гимназия, два реальных училища, четыре женских гимназии, одна смешанная гимназия, духовная семинария, учительская семинария, учительский институт, четыре высших начальных училища, педагогические курсы, фельдшерско-акушерская школа, ветеринарно-зоотехническая школа, техническое училище, торгово-мореходное училище и 37 начальных школ. В это же время [1920] число грамотного населения Архангельской губернии не превышало 41 %. Губернские партийные организации, Советы, органы народного образования проделали большую работу для претворения в жизнь ленинского декрета о ликвидации неграмотности. Были созданы губернские, уездные и волостные чрезвычайные комиссии, открывались школы, курсы, ликпункты для обучения взрослого населения. Уже в первые годы после победы революции создаются подготовительные курсы, ставившие своей целью в ограниченный срок (до 1 года) дать желающим учиться в ВУЗах необходимую общеобразовательную подготовку. Первые такие курсы в губернии открылись в 1921 году. К 1925 г. в городах Архангельской губернии введено всеобщее начальное обучение. Открыты 14 средних школ, 8 фабрично-заводских училищ и две профтехшколы. У истоков советской школы в Поморье стояли учителя-коммунисты Д. А. Крептюков, З.М. Быкова, А. П. Аксель, Е. Н. Преображенский, А.А. Власова и другие. Первая школа для 12 ненецких детей открылась по инициативе Печорского укома РКП(б) в 1923г. В год образования Ненецкого национального округа занятия велись в пяти школах со 140 учащимися. Один из известных учителей – ненец И. П. Выучейский, организовавший в 1922 г. первый ненецкий кооператив «Кочевник». 1.2 Вузы и наука Страна, строившая социализм, нуждалась в специалистах высшей квалификации. Но несмотря на это, в 1920-е годы на Европейском Севере еще не сложилось устойчивой системы вузов. Существовавшие к началу десятилетия северные вузы были закрыты или реорганизованы в техникумы или рабфаки. Нужно подчеркнуть, что в большинстве своем эти вузы не соответствовали по большинству параметров статусу высшего учебного заведения. В документах прослеживается путь становления высшей школы на Севере. 6 ноября 1929 г. в Архангельске открылся первый на Европейском Севере технический вуз – Лесной институт. Он начал подготовку инженеров лесного хозяйства и лесной промышленности. Его первым директором стал В.А. Горохов. Большую практическую помощь в становлении вуза оказал В.В. Куйбышев. В решении проблемы подготовки учительских кадров важную роль сыграл Архангельский государственный педагогический институт им. М. В. Ломоносова. Он был открыт в 1932 г. как вечерний городской институт, а с 1938 реорганизован в дневной вуз. 1932 год – открытие Архангельского государственного медицинского института. Директором назначен М. Ю. Кривицкий, выпускник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. К 1934 г. в городе насчитывалось 7 высших учебных заведений: Высшая сельскохозяйственная комшкола, медицинский институт, педагогический институт, Промышленная академия, Институт народов Севера, лесотехнический институт, лесозавод-втуз В Вологодской области в 1939г. высококвалифицированные кадры для Севера готовили три института: Вологодский сельскохозяйственный институт, Вологодский государственный педагогический институт, Вологодский учительский институт. Программа развития советской науки была разработана В.И. Лениным в «Наброске плана научно-технических работ», в котором определены роль и значение науки в строительстве коммунистического общества. В первые годы советской власти изучением проблем Севера занимались ученые Института промышленных изысканий, Полярного химико-бактериологического института им. К.А. Тимирязева, Плавучего морского научно-исследовательского института. В 1935 г. Институт промышленных изысканий преобразован в водорослевую лабораторию, изучавшую использование водорослей северных морей в народном хозяйстве. Многие годы научными исследованиями в этой области занималась К.П. Гемп, видный ученый альголог, историк, географ, этнограф и краевед. Архангельские вузы наряду с подготовкой кадров специалистов вели значительную научно-исследовательскую работу, тематика которой определялась насущными потребностями народного хозяйства и культуры Севера. В 1936 г. в Архангельске было учреждено как орган Полярной комиссии Академии наук Бюро по изучению Северного края, объединившее все научно-исследовательские учреждения Северного края. Ее возглавил А.И. Толмачев, выдающийся исследователь флоры Крайнего Севера, по инициативе которого организована лесохозяйственная группа, послужившая в дальнейшем базой создания нового научно-исследовательского центра – Института леса и лесохимии. Продолжил свои научные искания основоположник лесного опытного дела на Севере С. В. Алексеев. Большую научную работу по изучению северной флоры вел доктор биологических нау И. А. Перфильев, выступивший инициатором ботанических работ в тундрах Северного края. Существенную помощь академической науке оказывало массовое краеведческое движение. В 1923 г. было создано Архангельское общество краеведения, целью которого было изучение Севера России в историческом, географическом, бытовом, культурном и экономическом значении. Общество насчитывает до 250 членов и имеет свои отделения в Шенкурске, Мезени, Онеге, Устьцыльме и Холмогорах. Отличительной чертой Архангельского Общества Краеведения является его уклон в сторону экономики, изучения промыслового хозяйства края, очередным вопросам которого и было посвящено большинства докладов в секциях Общества. Всего за пять лет работы Общества состоялось до ста докладов. В 1930-х в Архангельске находились в административной ссылке и принимали участие в преподавательской, научной, культурной деятельности отечественные ученые инженер-изобретатель Б.Л. Розинг, профессор-физик В.Е. Лошкарев, хирург, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий, известный также как архиепископ Лука, поэт, художник, скульптор и археолог Б.М. Зубакин и др. II. НОВАЯ СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА ПОМОРСКОЙ ЗЕМЛИ В имеющихся документах, опубликованных в сборнике «Культурное строительство на Севере 1917-1941», отражена деятельность местных партийных и советских органов по созданию культурно-просветительских учреждений. Культпросветработники искали и находили разнообразные доходчивые формы работы с различными категориями населения: проводили читки политической, научно-популярной и художественной литературы, лекции и беседы на общественно-политические темы, митинги-спектакли, агитационные недели, митинги концерты и другие. Быстро росла сеть учреждений культуры, создаваемые советскими органами при промышленных предприятиях и в селах. На основании постановления Вологодского губисполкома 9 февраля 1919 г. открылась губернская публичная библиотека, книжный фонд которой на 20 февраля 1920 г. составил 41 тысячу томов. Работники библиотеки развернули по-настоящему широкую работу по «окультуриванию» населения: организовывали выставки политической литературы, общественные диспуты, агитприемами расширяли число рабочих-читателей. Правда не все они работали эффективно: стояла острая проблема с кадрами культурного просвещения, не хватало опыта организационный работы, еще велись поиски в методах привлечения рабочих и крестьян в идеологическую борьбу. Так или иначе, но роль просветительских и агитационных центров на Поморской земле увеличивалась. На 1 января 1921 г. в Архангельской губернии сеть учреждений культуры состояла из 309 библиотек, 242 изб-читален, 24 клубов, 48 народных домов, 214 кружков. 2.1 Молодежное движение на Севере После установления советской власти в молодежном движении главную роль стали играть комсомольские, пионерские и ученические организации. Первые комсомольские организации на Севере были созданы в 1918-20-х гг. при участии политодела 6-ой армии и местных комитетов РКП(б). В ноябре 1918г. организация РКСМ возникла в Котласе, в феврале 1919 г. – в Шенкурске, в марте – в Вельске, в октябре – в Каргополе. В сентябре 1919 г. прола 1-я Шенкурская уездная организация РКСМ, после которой состоялись уездные конференции в Онеге, Холмогорах, Пинеге и Архангельске. В июне 1920 г. Губком комсомола возглавил В. И. Коновалов-Ленский, бывший путиловский рабочий. Архангельский комсомол проводил большую политико-разъяснительную работу среди масс, особенно среди крестьян. Вельские комсомольцы составили обращение к крестьянам уезда: «Просим относиться к Советам как можно сознательнее, так как они работают для вас и за ваши же пролетарские интересы. Беднякам стыдно идти в разрез с Советской властью, стыдно держаться старого николаевского режима, чтобы вас опять подгоняли и избивали полкой. Товарищи, крестьяне, не будем относиться к делу пассивно!» С первых дней комсомол был помощником партии в культурно-просветительской работе, идеологизации подрастающей молодежи. Центрами такой работы были молодежные клубы – пропагандисты новой, социалистической культуры. Весной 1919 г. открылся клуб имени К. Маркса в Шенкурске. При нем начали работать секции: литературно-вокальная, театральная, естествознания, библиотека. В клубах, избах-читальнях, в помещениях, где проходили комсомольские собрания, вывешивались лозунги, призывавшие молодежь овладевать политическими знаниями: «Долой политическое невежество – все в школы политграмоты!», «Хочешь быть в стороне от жизни Союза – не занимайся в школе политграмоты!». Клубы сыграли свою организующую роль в вовлечении молодежи в комсомол. Во время Недель красной молодежи там проводились публичные лекции, чтения и другие массовые мероприятия. Работа клубов помогала партии в сплачивании молодежи и вовлечении юношей и девушек в общественную работу. «По вечерам молодежь не идет куда-нибудь на вечеринку, которых больше не существует, а собирается в клуб, к которому все так уже привыкли… кто читает газету, кто разучивает свою роль к готовящемуся спектаклю, кто читает политическую брошюру или сельскохозяйственную книгу; … Собрались вечером в одном из зданий железнодорожной станции, пели злободневные частушки, читали стихи, смеялись около только что написанных плакатов, убивающих насмешкой попов, буржуев, белогвардейских генералов. Прямо с работы, в замасленных ватниках пришли ребята-паровозники. Первый вопрос – текущие дела. Намечается план вовлечения в союз новых членов. Определились с днем постановки спектакля силами комсомольцев. Решили все, как, один, выйти на субботник по разгрузки дров. Закончилось собрание пением «Интернационала». Лаконичными были протоколы комсомольских собраний: слушали, постановили. Но за каждой строкой протокола, написанного зачастую на клочке оберточной бумаги, видны дыхание революции, комсомольская романтика, рождение нового человека». 2.2 Искусство на службе у революционной культуры Создание высокоидейных художественных произведений изучение народного искусства, усиление художественного влияния на промышленное производство – такие задачи ставило Товарищество северных художников, созданное в Архангельске 1 февраля 1924 г. На территории Северного края в 1936 г. существовало 4 театра драмы, Архангельский театр музыкальной комедии, два театра юных зрителей, 4 колхозно-совхозных театра, театр рабочей молодежи. В те годы Архангельск жил беспокойно, но богатой событиями жизнью. Обстановка идейного разброда, исканий, декадентства и символизма, царившая накануне революции, порождала всякие необычные формы театров. Коммерческое собрание в годы интервенции и Гражданской войны было отдано под солдатский клуб. Там каждую неделю давали один спектакль и один концерт. Нарком просвещения А. В. Луначарский направил известного артиста и педагога В.Н. Давыдова для организации Первого государственного показательного театра в Архангельске. Театр открылся 13 апреля 1920 г. Через год театр стал называться Городским театром, постоянной труппы там не было. Набирали артистов на зимние и летние сезоны, хотя некоторые актеры оставались на несколько сезонов. Зал Городского театра (бывшее Коммерческое собрание, ныне Марфин дом) был на 400 мест. Но городское партийное начальство обратилось к горожанам с предложением собрать средства на постройку нового театра, где под одной крышей мечталось собрать театр, кинотеатр, концертный зал, библиотеку и даже цирк. Долго выбирали место и, в конце концов, остановились на бывшей Соборной площади, теперь получившей название Октябрьской, где в 1929 году был уничтожен главный архангельский Свято-Троицкий кафедральный собор. 1 марта 1931 года здесь началась ударная стройка. А 27 октября 1932 года спектаклем «На дне» открылся Архангельский Большой театр. 6 ноября 1931 года в новом здании прошло торжественное заседание, посвященное 14-й годовщине Октябрьской революции. Упор в репертуарной политике делался на современную советскую драматургию, и сцене шли «Мой друг» и «После бала» Н.Погодина, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова и др. В 1929 в Архангельске начал работать театр рабочей молодежи, который развернул широкую художественно-просветительскую деятельность среди лесозаготовителей, сплавщиков, сельского населения. Новые идеологические установки в сфере музыкального искусства привели к ограничению в значительной степени пропаганды духовной музыки. В светской музыке также произошло изменение приоритетов – на первое место вышли революционные песни, которые стали обязательным атрибутом всех массовых мероприятий новой власти: митингов, демонстраций, собраний трудящихся и всех концертных выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных местных и гастролирующих коллективов. В апреле 1919 г. в Вологде при Пролетарском университете начала работу музыкальная школа, в 1923 реорганизованная в музыкальный техникум. В это время в Архангельске открывается народная консерватория, симфонический оркестр, возникают местные музыкальные кружки. В 1926 г. создаётся этнографический ансамбль северной песни и пляски под управлением А.Я. Колотиловой. Для подготовки кадров музыкальных работников в сентябре 1935 г. в Архангельске открывается музыкальный техникум, переименованный в 1936г. в училище. Наиболее позитивным явлением в музыкальном просвещении трудящихся было ознакомление широких народных масс с музыкальным наследием великих русских композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, и других, а также зарубежных композиторов – Л. Бетховена, В. Моцарта, Д. Верди, Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Шуберта и др. Во втором десятилетии XX века профессиональная деятельность музыкантов развивалась в крайне сложных, постоянно изменяющихся условиях общественной жизни – от царской монархии до Временного буржуазного правительства, от режима пролетарской власти до иностранной интервенции и гражданской войны, при становлении новой политической системы, крайне полярной к абсолютной монархии. Поэтому и события музыкальной жизни Архангельска связаны с различными формами правления – от самодержавия до диктатуры пролетариата. Материалы архивов не позволяют представить социопсихологическое состояние музыкантов, которые в течение четырех лет (1917-1920 гг.) должны были удовлетворять музыкальные потребности диаметрально противоположных классов и социальных групп. Об этой ситуации в отношении актерской среды упоминает и Ю. И. Угаров: «В этом водовороте политических событий актеры были ошеломлены свалившимися на них обстоятельствами». В северных губерниях быстрыми темпами развивалась киносеть. На 1 января 1921 г. насчитывалось 15 кинематографов. В 1932 г. в Северном крае насчитывалось 600 киноустановок с охватом до 4 миллионов человек. 26 октября 1918 г. в Вологде открылись Художественные мастерские, которые ставили своей целью «дать возможность всякому, избравшему ту или иную художественную профессию, возможность обучаться ей за счет государства». В марте 1924 г. открылась первая выставка Товарищества северных художников и произведений художественных промыслов. В ней участвовали художники С.Г. Писахов, П.Г. Истомин, резчик по кости В.П. Гурьев. Художники края создавали идейно выверенные произведения, выспевающие борцов за освобождение Севера, тружеников города, красоту северной деревни. Советская печать в Архангельске до интервенции была представлена следующими изданиями: «Извести Архангельского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов» (№ 1 – 19 марта 1917г.), «Северная правда» (№ 1 – 18 мая 1918г.), «Архангельская правда» (№ 1 – 4 июля 1918 г.). После освобождения Архангельска от власти белых вышли «Известия Временного Комитета Профессиональных Союзов» (1920), «Известия Архгубревкома» (1920), в 1922 году переименованные в «Трудовой Север», а затем в «Волну». Журналы советского периода: «Коммунист Севера», «Юный Коммунист», «Вестник Архангельской кооперации» и другие. Литературные силы северян были объединены в 1923 г. в группу «Октябрь». В нее входили Г. Шубин, И. Молчанов, В. Жилкин, Д. Ершов, П.Калашников. В марте 1925 г. в Вологде возникла литературная группа «Борьба», инициатором ее создания стал партийный работник поэт Марк Серебрянский. Литературные объединения вели активную творческую и художественно-просветительскую работу. В губерниях постепенно увеличивалось количество периодических изданий. Можно констатировать, что наибольшая активность провинциальной печати приходится на середину 1910-1920-е гг., когда нередким явлением становится выпуск нескольких периодических изданий в отдельно взятом уездном городе. Осмысление текущих политических событий в беллетризованной и часто стихотворной форме, конечно, не изобретение вельчан того времени: как известно, газетная публицистика революционной эпохи активно использовала этот прием донесения материала до читателя. Самодеятельное издание журналов силами учащихся и рабочих разного возраста выявляет стремление жителей выразить себя в литературном и поэтическом слове, что в свою очередь является признаком веяния новой культуры и преобладания «норм» послереволюционного времени. ЗАКЛЮЧЕНИЕ После изучения литературы и анализа материалов можно сделать вывод о том, что культура и искусство не могут быть до конца свободны от политических и социальный реалий, а часто и напрямую зависят от них. Культура революционной России – это культура неоднородная, культура споров о будущем страны. В учительской среде не кончались дискуссии о том, как воспитывать нового, свободного человека в раскрепощенном государстве. Крутой поворот в культурной, художественной и научной сфере, форсированная модернизация страны, идеологизация образования и искусства – все это в конечном итоге привело к коренным преобразованиям в этих областях. Под руководством партийных организаций рабочие и учащиеся Поморского Севера решали задачи, выдвинутые культурной революцией. К ее явным достижениям на Севере можно отнести повышение общего уровня образованности широких масс, культурное и политическое просвещение, музейная «консервация» предметов искусства (часто избирательная). К «перегибам» - становление официальной культуры, основанной на марксистско-ленинской идеологии, проявившей себя и в формах и в содержании творческих исканий. Однако в области художественной культуры северяне хранили проникнутые глубокой нравственностью народные традиции, искусство деревянного зодчества, художественные промыслы, песенное и танцевальное творчество. Согласно одной из позиций, в этот период средствами большевистских нововведений был произведен разрыв с традициями многовекового культурного наследия. На данный момент этот вопрос открыт для широких дискуссионных споров. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Грехов, Вячеслав Николаевич. Архангельский обком ВЛКСМ. Счастье трудных дорог : о революционных, боевых и трудовых подвигах молодых северян в 1903-1925 гг. / В. Н. Грехов ; Арханг. обком ВЛКСМ. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1975. 2. Мымрин, Григорий Евдокимович. Октябрь на Севере / Г. Е. Мымрин. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1967. 4. Овчинников, Вениамин Петрович.Север индустриальный [Текст]. - Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979.Провинциальная журналистика и жизнь Российской империи в XIX - начале XX в. : сборник науч. статей / [сост., науч. ред. А. А. Кожанов, В. В. Волохова, А. В. Голубев]. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2008. 5. Попов, А. Н. Город Архангельск : История. Культура. Экономика : краткий краевед. очерк с приложением плана / А. Н. Попов ; Арханг. о-во краеведения. - Архангельск : [Б. и.], 1928. 6. Силин, А.В. Государственная политика в сфере профессионального образования на Европейском Севере России (1920-е – начало 1940-х гг.): монография / А.В. Силин .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. 7. Силин А.В. Интеллигентный пролетарий : учитель в Российской революции и Гражданской войне (на материалах Европейского Севера) : монография / А.В. Силин ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова". – Архангельск: КИРА, 2009 . 8. Угаров, Юрий Иванович. Театральный Архангельск : история театрального искусства в Архангельске / Юрий Угаров. - Архангельск : Правда Севера, 2006. 9. Шумилов, Михаил Ильич. Борьба за Советскую власть на Севере России. 1917-1922 : указатель литературы / Михаил Ильич Шумилов ; Библиогр. ред. Н.И. Горячева ; Ред. Исаак Ефимович Кривченок . – Петрозаводск : Карельское книжное издательство, 1967. 10. Шумилов, Михаил Ильич. Октябрьская революция на Севере России [Текст] / Петрозавод. гос. ун-т им. О. В. Куусинена. - Петрозаводск : Карелия, 1973. 11. Щуров, Геннадий Степанович. Архангельск-город музыкальный : [В 3 т.] / Г. С. Щуров. - Архангельск : Белая горница. - 21 см. Т. 2: 1918-1945 гг. - Архангельск : Белая горница, 1996. 12. Культурное строительство на Севере, 1917-1941 годы : Документы и материалы / Гл. архив. упр. при Совете Министров СССР и др.; [Составители Л. В. Владимирова и др.; Предисл. Г. С. Щурова]. - Архангельск : Сев. Зап. кн. изд-во, 1986. 13. Поморская энциклопедия: в 5 т. / Администрация Арханг. обл. [и др.] ; гл. ред. Н. П. Лавёров. - Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001-. - 30 см. Т. 4: Культура Архангельского Севера / гл. ред. Т. С. Буторина. - 2012. 14. Русский Север: исследования и исследователи : [В 2 ч.] / М-во культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры ; [Составитель Т. С. Федорова]. - М. : НИИК, 1989. 1....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: