VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003861
Тема: Особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     федеральное государственное автономное образовательное учреждение
     высшего образования
     
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра психологии
(наименование выпускающей кафедры)
Голышева Яна Сергеевна


Высшая школа
психологии и педагогического образования
курс
4
группа
331309

     
     
     

     37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки/специальности)
     
     
     
    
    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
     
     
     Особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья
     
      
      (наименование выпускной работы) 
      
       
     2911.17.БР.082.00ТД
       
     
      (обозначение)
     
     
Утверждена приказом №
      856
от « 31  »     марта        20  17   г.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Руководитель работы




И.А. Новикова
     
     
Консультанты






     
     







     
     







     
     







     
     
Нормоконтроль





М.С. Арефина
     
     
Рецензент






     
     
Зав. кафедрой





Я.А. Корнеева
     
      


(подпись)

(дата)

(инициалы, фамилия)
      
     

Постановление Государственной экзаменационный комиссии от

______________
     
     
Признать, что студент
Я.С. Голышева 
     
       

                                                   (инициалы, фамилия)

       
     
выполнил и защитил выпускную работу с оценкой


     
     

Председатель ГЭК

В.И. Стрелков


Секретарь ГЭК
А.А. Бовыкина
     
     

     




Архангельск 2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     федеральное государственное автономное образовательное учреждение
     
     высшего образования
     
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
     
     
Высшая школа психологии и педагогического образования
(наименование высшей школы)


     
   
   
    ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
     
     
     
Обучающемуся _4  курса                  Голышевой Яне Сергеевне
       


фамилия, имя, отчество

     
         
     37.03.01 Психология
код и наименование направления подготовки/специальности
Тема ВКР Особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья
     

Утверждено 
протоколом заседания кафедры __________ № ___ от _______________ года
                                
     

Срок сдачи обучающимся законченной работы «____» __________ 20____ г.

     
 Исходные данные к работе:
выпускная квалификационная работа посвящена изучению 
     
особенностей представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья
     

Основные разделы работы: теоретическая часть: теоретические аспекты изучения особенностей представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья; эмпирическая часть: эмпирическое исследование особенностей представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья

Перечень подлежащих разработке вопросов: различные подходы к понятию «представление»; «счастье» как психологическая категория; особенности представлений студентов о счастье; анализ содержания понятия «психологическое здоровье»; особенности психологического здоровья студентов

Перечень приложений к работе (при необходимости): Приложение А Бланк опросника счастья М. Аргайла; Приложение Б Бланк методики Н. Брандена «Представление о счастье»;
Приложение В Бланк опросника К. Рифф «Шкала психологического здоровья», версия Шевеленковой – Фесенко; Приложение Г Математический анализ результатов

Базы проведения исследований и внедрения результатов поиска: Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова г. Архангельск 

Консультанты 
Раздел
Должность, ФИО консультанта





Календарный график выполнения ВКР
№
Срок
Этап выполнения ВКР
Даты консультаций на семестр
1.
29.11.16
Уточнение тематики исследования
18.11.16
2.
02.12.16
Составление глоссария, подбор источников для теоретического анализа
30.11.16
3.
23.12.16
Анализ источников литературы, формулирование актуальности исследования, цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследования
9.12.16, 14.12.16
4.
30.01.17
Изложение и описание основных теоретических положений проблемы
12.01.17, 26.01.17
5.
02.03.17
Уточнение эмпирических гипотез
28.02.17
6.
21.03.17
Планирование и организация исследования
4.03.17
7.
7.04.17
Сбор эмпирического материала, создание базы данных
24.03.17, 1.04.17
8.
28.04.17
Статистическая обработка данных
14.04.17, 18.04.17
9.
16.05.17
Интерпретация результатов эмпирического исследования
01.05.17
10.
06.06.17
Итоговое оформление работы
18.05.17


Дата выдачи задания «  29  »       ноября       20 16 г.

Руководитель ВКР__________________       И.А. Новикова     
                                                                 подпись	                   расшифровка подписи

Задание принял к исполнению «   29    »         ноября        20 16 г.

                                                                                                                     
Подпись студента __________________       Я.С. Голышева
                                                                     подпись	                   расшифровка подписи


АННОТАЦИЯ

     В настоящее время в условиях кардинальных изменений российского общества интерес к проблеме счастья в России возрастает, в том числе и у студентов, так как многих волнует проблема выбора своих социальных ориентиров. Тем более что именно счастье, его адекватное понимание задает оптимальный вектор всей жизнедеятельности личности, социальных групп и всего общества. А это в свою очередь влияет на психологическое здоровье студентов, которое является необходимым условием полноценного функционирования и развития в процессе их жизнедеятельности. Психологическое здоровье студентов имеет большое значение, так как индивидуальный накопленный опыт усваивается и закладывает основу для дальнейшей деятельности, а от этого зависит жизнь всего общества.
     Цель исследования: выявить особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья.
     Предмет исследования: представления о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья.
     Объектом исследования являются представления студентов о счастье.
     В теоретической части рассмотрены различные подходы к понятию «представление»; проанализировано понятие «счастье» как психологическая категория; рассмотрены особенности представлений студентов о счастье; изучено и описано содержание понятия «психологическое здоровье»; а также проанализированы особенности психологического здоровья у студентов.
     В эмпирической части выявлены уровни счастья и характеристики психологического здоровья у студентов; выявлены представления о счастье у студентов; осуществлено сравнение особенностей представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Определения, обозначения и сокращения	7
Введение	8
1 Теоретические аспекты изучения особенностей представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья	12
1.1 Различные подходы к понятию «представление»	12
1.2 «Счастье» как психологическая категория	14
1.3 Особенности представлений студентов о счастье	17
1.4 Анализ содержания понятия «психологическое здоровье»	19
1.5 Особенности психологического здоровья студентов	23
Выводы по теоретической части исследования	25
2 Эмпирическое исследование особенностей представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья	27
2.1 Организация и методы исследования	27
2.2 Результаты исследования счастья и характеристик психологического здоровья студентов	30
2.3 Результаты исследования представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья	40
Выводы по эмпирической части исследования	43
Заключение	45
Список использованных источников	47
Приложение А Бланк опросника счастья М. Аргайла	52
Приложение Б Бланк методики Н. Брандена «Представление о счастье»	57
Приложение В Бланк опросника К. Рифф «Шкала психологического здоровья», версия Шевеленковой ? Фесенко	58
Приложение Г Математический анализ результатов	68


ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

     В настоящей пояснительной записке применяются следующие определения, обозначения и сокращения:
     представление ? обобщенный образ действительности, сохраняющий самые характерные, важные для особи или личности особенности мира (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко);
     психологическое здоровье ? состояние душевного благополучия, характеризующееся позитивными отношениями с окружением, автономией, целями в жизни, управлением окружающей средой, личностным ростом и самопринятием (К. Рифф);
     счастье ? основное измерение человеческого опыта, включающее в себя позитивный эмоциональный настрой, удовлетворенность жизнью, а также такие когнитивные аспекты, как оптимизм и высокая самооценка (М. Аргайл);
     ВШПиПО – Высшая школа психологии и педагогического образования;
     ВШИТиАС – Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем;
     ВИШ – Высшая инженерная школа;
     ВШЭНиГ – Высшая школа энергетики, нефти и газа;
     ВШСГНиМК – Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации;
     ВШЭУиП – Высшая школа экономики, управления и права;
     ВШЕНиТ – Высшая школа естественных наук и технологий.

ВВЕДЕНИЕ

      Представления о счастье занимают особую позицию в системе представлений человека, так как определяют его взгляды, ориентацию и отношение к определенным категориям действительности [6]. 
      По данным Фонда Общественного Мнения люди, которые не могут назвать себя счастливыми (20%) чаще всего ссылаются на низкий достаток, плохое здоровье и неблагополучие в личной жизни. Между тем, большинство респондентов (54%) убеждены, что уровень достатка, образование и место жительства не влияет на то, чувствует себя человек счастливым или нет. Счастье зависит, прежде всего, от самоощущения человека и психологического здоровья, а не от внешних обстоятельств [41].
      Важнейшей составляющей здоровья человека является его психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека. Меняющиеся нормы, ценности, стратегии поведения в современном обществе оказывают существенное давление на настроение, психическое состояние и психологическое здоровье, особенно у студентов, а оно, в свою очередь, является необходимым условием полноценного функционирования и развития в процессе их жизнедеятельности. Психологическое здоровье студентов имеет большое значение, так как индивидуальный накопленный опыт усваивается и закладывает основу для дальнейшей деятельности, а от этого зависит жизнь всего общества [5].
      В студенческом возрасте важным является ощущение и переживание собственного благополучия, удовлетворенность жизнью, оптимизм, высокая самооценка, что является составляющими счастья, так как именно они влияют на психологическое здоровье в целом [6].  
      Период студенчества является одним из критических в жизни человека по ряду причин: во-первых, большие интеллектуальные нагрузки, связанные с учебной деятельностью, во-вторых, резкие изменения привычного образа жизни, в-третьих, формирование межличностных отношений вне семьи, и в-четвёртых, необходимость адаптации к новым условиям труда, проживания и питания. В связи с этим психологическое здоровье может измениться не в лучшую сторону и это может отразиться на представлении студентов о счастье.
      Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что сегодня в условиях кардинальных изменений российского общества интерес к проблеме счастья в России возрастает, так как многих волнует проблема выбора личностью своих социальных ориентиров. Представления являются обобщенным образом действительности, формой индивидуального чувственного познания, субъективным отражением связи и эмоциональных отношений действительности, формой отражения в виде наглядно-образного знания. Овладение соответствующим набором представлений является необходимым аспектом социализации индивидуума. Тем более что именно счастье, его адекватное понимание задает оптимальный вектор всей жизнедеятельности личности, социальных групп, общества. В современном массовом сознании, несомненно, произошла переоценка тех ценностных компонентов, которые ранее входили в понятие «счастье». Если в советское время представление о личном счастье напрямую было связано с реализацией общественных идеалов служения обществу, то современный человек склонен оценивать состояние счастья, опираясь на критерии экономического характера. В современном сознании прочно утвердилась мысль, что счастье в какой-то степени является товаром и имеет свою стоимость.  [14].
      Цель исследования: выявить особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья.
      Теоретический объект исследования: представления студентов о счастье.
      Эмпирический объект исследования: студенты (1 ? 4 курсов) ВУЗа г. Архангельск.
      Предмет исследования: представления о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья.
      Гипотеза исследования: для студентов с высоким уровнем психологического здоровья более значим эмоциональный аспект счастья (умение радоваться простым вещам), а с низким уровнем психологического здоровья ? материальный аспект (деньги, состоятельность). 
      Теоретические задачи:
* рассмотреть различные подходы к понятию «представление»;
* проанализировать понятие «счастье» как психологическую категорию;
* рассмотреть особенности представлений студентов о счастье;
* изучить и описать содержание понятия «психологическое здоровье»;
* проанализировать особенности психологического здоровья у студентов. 
      Эмпирические задачи:
* выявить уровни счастья и характеристики психологического здоровья у студентов;
* выявить представления о счастье у студентов;
* сравнить особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья.
     Методологическую основу исследования составили: подходы к понятию «представление» (А.Г. Маклаков, Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, А.М. Шахнарович), теории и концепции психологии счастья (М. Селигман, М. Аргайл, А.О. Прохоров, Е.А. Дубко), теории и концепции психологического здоровья (И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, К. Рифф, В.С. Мухина, Т.Н. Счастная), подходы к понятию «психологическое здоровье» (И.В. Дубровина, К. Рифф, О.В. Хухлаева, Р. Ассаджиоли, В.Э. Пахальян, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнев, В.А. Ананьев, А.В. Шувалов А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
     Методический аппарат исследования: анализ и обобщение литературного материала по проблеме исследования, опросник для измерения уровня счастья, метод незаконченных предложений для выявления содержания представлений о счастье и опросник, предназначенный для измерения субъективной и объективной стороны психологического здоровья, выраженности основных составляющих психологического здоровья, а также диагностики актуального психологического здоровья личности на данном жизненном этапе, методы статистической обработки данных с использованием пакета статистического анализа «SPSS statistics 22.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова) (показатели описательной статистики, критерий К. Пирсона, t-критерий Стъюдента) [24].
     Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе Северного Арктического Федерального Университета им. М.В. Ломоносова города Архангельска, а именно на базах высшей школы психологии и педагогического образования; высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем; высшей инженерной школы; высшей школы энергетики, нефти и газа; высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации; высшей школы экономики, управления и права; высшей школы естественных наук и технологий. В исследовании приняли участие 100 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, учащиеся на 1 – 4 курсах, среди которых 51 девушка и 49 юношей.
     Выпускная квалификационная работа изложена на 71 странице, содержит: 8 рисунков, 6 таблиц, состоит из введения, двух глав и списка использованных источников из 48 наименований и 4 приложений.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 

	1.1 Различные подходы к понятию «представление»

     В психологии представления рассматриваются как высшая психическая функция, которая будучи изначально внешними, социальными по своему происхождению, переходит во внутренний план, становясь присущей непосредственно самому человеку [9]. 
     С точки зрения А.Г. Маклакова, представление есть психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемый в данный момент, но воссоздаваемый на основе нашего предыдущего опыта [22]. 
     Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко предлагают рассматривать представление как обобщенный образ действительности, сохраняющий самые характерные, важные для особи или личности особенности мира [23]. 
     По мнению A.M. Шахнарович, представление – это субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности [43]. 
     Основу представлений составляет восприятие объектов, которые имели место быть в прошлом. Выделяются следующие типы представлений: во-первых, это представления памяти, то есть представления, возникшие на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения, формирующиеся на основе информации, которая была получена в прошлых восприятиях и ее более или менее творческой переработки. Представления становятся ярче и полнее тогда, когда есть богатый прошлый опыт [22].
     Существует несколько подходов к построению классификации представлений. Принято выделять такие виды представлений как слуховые, зрительные, осязательные, двигательные (кинестетические), обонятельные, вкусовые, температурные и органические [22].
     По мнению Б.М. Теплова классификацию представлений можно представить по следующим признакам:
* по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.;
* по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях;
* по степени проявления волевых усилий.
     Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, они характеризуются наглядностью. Представляют собой чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления ? это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, ? они, как правило, значительно бледнее.
     Другой характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и их признаки представлены ярко, другие ? очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство.
     Следует отметить, что представления всегда в известной мере обобщенные образы, а не просто наглядные образы действительности. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.
     Необходимо также подчеркнуть следующую не менее важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
     Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Выделяется три основные функции: сигнальная, регулирующая и настроечная.
     Сущность сигнальной функции представлений состоит в том, что в каждом конкретном случае проявляется отражение не только образа предмета, который ранее воздействовал на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
     Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, которая ранее воздействовала на наши органы чувств. Но при этом этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
     Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
     Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

     1.2 «Счастье» как психологическая категория
      
      Интерес к изучению счастья не ослабевает на протяжении всего существования человечества. Счастье ? это важная часть нашей жизни, волнующая людей различных взглядов и культур [30].
      Понятие «счастье» является сложным психическим явлением, имеющий когнитивный, эмоциональный и материальный компоненты, которые отражают как оценку своего существования, так и отношение к себе как к счастливому или несчастному человеку. При этом четких и единых для всех людей критериев счастья нет [30].
      Счастье представляет собой психическое состояние наивысшей удовлетворенности человека условиями своего бытия, отражающее полноту и осмысленность жизни, а также осуществление своего человеческого назначения. 
      По мнению А.О. Прохорова счастье имеет нормативно-ценностный характер, так как оно выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством. При этом, говоря о счастье, человек одновременно отражает и оценку своего существования, и отношение к себе как к счастливому или несчастному [30].
      Е.А. Дубко и В.А. Титова счастьем называют наиболее прогрессивный способ удовлетворения общественных потребностей индивида [12].
      В.О. Татаркевич рассматривает счастье как феномен, связанный с миром ценностных отношений и приоритетов, верований и представлений о высшем и желанном. Счастье с трудом поддаётся строгому определению, и как справедливо отмечает автор, разные понятия счастья имеют лишь только то общее, что обозначают что-то положительное, ценное. В остальном же понимании они различаются между собой [39].
      В настоящий момент, имеются, по крайней мере, четыре основных значения счастья: во-первых, счастливым, является тот, кому сопутствует счастливая судьба; во-вторых, тот, кто познал самые сильные радости; в-третьих, тот, кто обладал наивысшими благами или положительным балансом жизни; в-четвертых, тот, кто доволен жизнью. 
      Главные разновидности понятия счастья следующие: 
* счастье в значении конкретном и в значении абстрактном;
* счастье в значении объективном и субъективном;
* счастье как момент и длительное состояние;
* счастье реальное и счастье идеальное;
* счастье как удовлетворение всех потребностей и как удовлетворение только материальных потребностей;
* счастье, основанное на обычном, простом и более глубоком удовлетворении;
* счастье, которое приходит само, и счастье, требующее усилия;
* счастье в покое и беззаботности. Счастье можно достичь как в спокойной, благополучной, беззаботной жизни, так и в жизни, полной трудных, драматических, бурных событий [39].
      Майкл Аргайл определяет счастье как основное измерение человеческого опыта, включающее в себя позитивный эмоциональный настрой, удовлетворенность жизнью, а также такие когнитивные аспекты, как оптимизм и высокая самооценка. Счастье, по мнению М. Аргайла ? это феномен, связанный с миром ценностных отношений и приоритетов, верований и представлений о высшем и желанном [3].
      В одной из своих работ М. Селигман пишет о том, что к счастью вообще не надо стремиться, и это не то, чего по-настоящему хочется [47]. Он приводит два примера про то, что счастье не является и не должно являться основополагающей ценностью: рождение детей и забота о родителях. Оказывается, семьи с детьми имеют более низкий уровень счастья, чем бездетные, но, несмотря на это, человеческий род продолжает свое существование и развитие. По мнению Селигмана уход за стареющими родителями также должен уменьшать уровень счастья, однако многие люди продолжают бескорыстно помогать своим близким. Автор заключает, что восприятие счастья в качестве главной ценности не только находится в противоречии с фактами, но и является плохим нравственным ориентиром [37].
      Также М. Селигман выделяет три основные «разновидности» счастья:
* «эвдемония» (реализация индивидуального потенциала, сильных сторон субъекта);
* «гедонизм» (приятные переживания);
* «смысл» (принадлежность человека к чему-то большему, нежели он сам) [47].
     При этом внутреннее «я» (self), по мнению М. Селигмана, не очень годится для этой роли. Чем большим является объект (либо сообщество), к которому решает «принадлежать» индивид, тем легче последнему отыскать смысл собственной жизни [19].
      Говоря о понятии «счастье», нет единого мнения о том, что такое счастье. Все авторы понимают и дают определение по-разному.
     Таким образом, в рамках нашей работы мы будем опираться на определение счастья М. Аргайла. Под определением счастья мы понимаем основное измерение человеческого опыта, включающее в себя позитивный эмоциональный настрой, удовлетворенность жизнью, а также такие когнитивные аспекты, как оптимизм и высокую самооценку. Эмпирически это понятие будет изучаться через следующие параметры: позитивный эмоциональный настрой, удовлетворенность жизнью, оптимизм и высокая самооценка.

     1.3 Особенности представлений студентов о счастье 

     Представления о счастье занимают особую позицию в системе представлений человека, так как определяют его взгляды, ориентацию и отношение к определенным категориям действительности [25]. Они являются самыми древними элементами мировоззрения человека. В исследовании человеческого счастья применяются три основных подхода: «психология счастья», «аксиология счастья» и «социология счастья». В рамках нашей работы мы раскрываем только первый подход, в котором счастье рассматривается как переживание, ощущение себя, характеристику личности «счастливого человека» [40].
      В исследовании И.В. Сальниковой представления о счастье студенческой молодёжи связаны с тем возрастным этапом, который проходит человек, но также на них влияют особенности современной ситуации развития и представления, укоренившиеся в той культуре, где воспитывается молодёжь [34].
      А.Ш. Тхостов и К.Г. Сурнов исследовали критерии счастья у студенческой молодёжи: материальное благополучие и здоровье, результатом чего для студентов важнее становится обладание теми или иными материальными благами, властью и возможность как можно большее количество времени предаваться разного рода развлечениям [34].
      В исследовании И.А. Джидарьян показано, что в представлениях о счастье главной характеристикой является оптимизм и вера в лучшее будущее [11].
     Н.В. Качур выявила, что в повседневном сознании молодёжи существует многозначная интерпретация счастья, отличающаяся пассивным потребительским утилитаризмом, достаточно высоким уровнем пессимизма, противоречивости и гендерной стереотипностью. Ощущение счастья носит ситуативный характер и ассоциируется со значительным проявлением эмоции радости по поводу полного удовлетворения какой-либо потребности [13].
     Т.А. Брылева и Т.А. Павлова выявили связь переживания счастья и отдельных компонентов удовлетворённости жизнью (фон настроения, интерес к жизни, положительная оценка собственных поступков, решительность, целеустремленность), которая, в свою очередь, является составляющим компонентом психологического здоровья [6].
     О.В. Коломиец выявила, что уровень общего социального самочувствия студентов связан с их представлениями о счастье, так как социальное самочувствие является комплексной характеристикой личности и включает большое количество отдельных показателей, значительно отличающихся между собой [15].
     В.Г. Петров и К.В. Злыгостева отмечают, что полная удовлетворенность жизнью и субъективное благополучие у респондентов явно не выражены, по всей видимости, есть ряд жизненных обстоятельств, объективно и субъективно переживаемых трудностей, которые негативно отражаются на состоянии респондентов и мешают им чувствовать себя более позитивно. Высокие значения по показателям согласованности между поставленными и реально достигнутыми целями и общего фона настроения могут указывать на то, что респонденты не ставят перед собой сложных и труднодостижимых целей, а ограничиваются лишь доступными и относительно легко достижимыми целями, поэтому и не испытывают дискомфорта. Но в последующем, когда уровень оценки жизненных достижений перейдет на другой более высокий и требовательный уровень, этого может оказаться недостаточно, и есть вероятность, что данный показатель будет снижаться, а общая неудовлетворенность жизнью нарастать [28].
      Таким образом, можно сказать, что нет единого подхода в изучении представлений студентов о счастье. Молодёжь по-разному понимает и интерпретирует для себя счастье, вкладывая в него свой определенный смысл.
      
     1.4 Анализ содержания понятия «психологическое здоровье»
     
     Термин «психологическое здоровье» был введен в научный психологический лексикон И.В. Дубровиной и её сотрудниками. Психологическое здоровье относится к личности в целом и тесно связано ? высшими проявлениями человеческого духа, который позволяет высветить психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов [31].
     Фундаментом психологического здоровья личности являются равновесные психические состояния, характеризующие адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение. Эти состояния проявляются, в частности, через эмоциональную устойчивость [4].
     В.С. Мухина, Т.Н. Счастная и О.В. Хухлаева отмечают такое положение, что
развитие психологического здоровья является необратимым процессом, который заключается в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности [1].
     Рассмотрим определения понятия «психологическое здоровье» разных авторов. В словаре Петровского и Ярошевского психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [32]. 
     По мнению Р. Ассаджиоли психологическое здоровье описывается в терминах состояния как баланс между различными аспектами личности человека, а С. Фрайберг описывает его как баланс между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями [2]. 
     В.Э. Пахальян рассматривает психологическое здоровье как динамическое
состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития [26].
     Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогорова рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные и поведенческие аспекты [2].
     Я.Л. Коломинский и А.А. Селезнев рассматривают психологическое здоровье как динамическое состояние личности, обобщенным критерием которого является сформированность характеристик самоактуализации [16].
     П. Бейкер делают акцент на его функциях: поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья [2].
     По мнению В.А. Ананьева психологическое здоровье – это совокупность основных ресурсов психологического уровня регуляции человека, к которым он относит саморегуляцию, уровень развития и сформированность познавательных процессов – мышления, памяти, восприятия, ощущений, воображения; позитивный эмоциональный фон и оптимальные качества характера (качества, близкие к характеристикам здоровой личности) [2].
     А.В. Шувалов определяет психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл полноты и цельности (жизнеспособности и человечности индивида) [45].
     К. Рифф рассматривает психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся позитивными отношениями с окружением, автономией, целями в жизни, управлением окружающей средой, личностным ростом и самопринятием [48].
     По О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье выражает динамическое равновесие между индивидом и средой, а его критерием является мера гармонии между человеком и социумом. Исходя из такого понимания психологического здоровья, можно подойти к определению его уровней:
* высший уровень психологического здоровья (креативный) характеризуется устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, а также наличием созидательной позиции;
* средний уровень (адаптивный) характеризуется в целом адаптированностью к социуму, однако такие люди имеют несколько повышенную тревожность и могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-ра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44