VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности профессионального выгорания у работников технических профессий с разным уровнем саморегуляции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012711
Тема: Особенности профессионального выгорания у работников технических профессий с разным уровнем саморегуляции
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
на тему:
«Особенности профессионального выгорания у работников технических профессий с разным уровнем саморегуляции»


Выполнил студентка группы ГП-1-14
Чупина Маргарита Александровна


(фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Руководитель


Агеева Ирина Александровна


(фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Работа к защите допущена
заведующей кафедрой:


Агеевой Ириной Александровной


(фамилия, имя, отчество)

(подпись)

Бишкек 2018
                                                       ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………...……..4
Глава 1 Индивидуальная саморегуляция и профессиональное выгорание работников технических профессий………….....…………...9 
1.1 Саморегуляция и деятельность ……………………………………………..9
1.2 Профессиональное выгорание и его влияние на работу ………………...14
1.3 Взаимосвязь профессионального выгорания и уровня саморегуляции деятельности………………………………………………………………...23
1.4 Особенности технических профессий …………………………………….25
Резюме к 1 главе.................................................................................................31
Глава 2 Методология, методы и методики  исследования……………..........................................................…….…………32  
2.1 Методологические основы исследования………...…….............................32
2.2 Методы и методики исследования...............................................................33
2.3 Обоснование выборки....................................................................................37
2.4 Методы обработки данных............................................................................38
2.5 Этапы исследования……………………………………...…………….…..38

Глава 3 Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования…………………………………………………………………...39
3.1 Данные анкетирования ……………………………………………………40
3.2 Данные опросника стиля саморегуляции поведения ССПМ  (В.И. Моросанова)…………………….…………...…………………………………..44
3.3 Данные метода семантического дифференциала (Ч. Озгуд)……………48
3.4 Данные методики диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко (В. Бойко)…………………………..………………………………....................50
Резюме к 3й главе ..............................................................................................58
Глава 4 Программа социально-психологического тренинга, направленного на профилактику синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности ................................................................59


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...….……......75
ВЫВОДЫ...…………………………………………………………….……….78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ………………….……………………………………………83
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………85























ВВЕДЕНИЕ
	
       Актуальность исследования.  Развитие технического прогресса механизации и автоматизации производства создало проблему учета психологических возможностей человека при работе с техникой, в связи с этим стало важным изучение взаимодействия человека с техническими устройствами.
     Актуальность данного исследования определяется, с одной стороны, началом развития  промышленности в Кыргызстане, а с другой –  условиями труда, с которыми сталкивается работник. Технические профессии являются весьма актуальными в наше время, т.к. производство становиться все более механизированным.  Однако в Кыргызстане тяжелая промышленность практически не развивается, в производстве используется старое оборудование и поэтому вся работа выполняется практически вручную. Работа в данной сфере является трудной т.к. работник испытывает постоянные физические нагрузки и находиться в условиях, зачастую пагубно влияющих на его здоровье. Работа с техникой так же требует большой ответственности и повышенного внимания, что приводит к постоянному напряжению. Все выше перечисленные факторы негативно влияют на работника, способствуя развитию у него стресса и переутомления, а впоследствии и профессионального выгорания. Надо сказать, что личностные характеристики работников, в частности тип саморегуляции, также играют значительную роль в развитии профессионального выгорания. Обычно феномен профессионального выгорания рассматривается в сфере людей помогающих профессий.  При всем том, профессиональное выгорание у работников технических профессий практически не изучалось.
     Профессиональное выгорание и факторы, влияющие на него, интересуют представителей различных областей, таких как: психология, социология и т.д. В связи с этим  выделяют  различные аспекты изучения проблемы.   В психологии изучением профессионального выгорания занимались такие зарубежные психологи, как: E. Aronson, A.-R. Barth, H.J. Frienberg (1974), S. Jackson (1981), E. Morrow (1981), J. Kjssewska, M. Klis, C. Maslach (1982), и др.  В российской же психологии этому  феномену   уделялось меньше внимания (Махер Е. (1983), Форманюк Т.В., (1994) Бойко В.В. (1997), Росина Н.Л. (1997), Самоукина Н. (1999) Орел В.Е (2001)., Рукавишников А.А. (2001), Старченкова Е.С. (2008), Борисова М.В.,  и т.д.).  Тем не менее, феномен саморегуляции изучался в работах  советских и российских психологов (Абульханова-Славская К.А., Басов Л.П., Брушлинский А.В., Быков А.В. (2002), Дикая Л.Г., Рубинштейн Л.С., Селиванов В.И., Иванников В.А., Конопкин О.А., Моросанова В.И.(1998), Осницкий А.К., Прыгин Г.С., Степанский В.И., Куль Т., Шульга Т.И. (1994;1999) и т.д. Профессиональное выгорание изучалось в различных контекстах, но работ где  этот феномен рассматривается во взаимосвязи с саморегуляцией человека, в Кыргызской Республике, не так много, что и обусловливает актуальность данной темы. 
     Цель: исследовать особенности проявления профессионального выгорания у работников технических профессий с разным уровнем саморегуляции.
     Объект исследования: синдром профессионального выгорания как социально-психологический феномен. 
     Предмет исследования: синдром профессионального выгорания у работников технический профессий с разным уровнем саморегуляции.
     Гипотеза исследования: Между проявлением симптомов эмоционального выгорания и общим уровнем саморегуляции существует взаимосвязь: чем ниже уровень саморегуляции  человека, тем хуже он будет относиться к профессиональным обязанностям, чаще будет испытывать стрессы и негативное отношение к своей работе.
     Задачи исследования: 
     1) Осуществить теоритический анализ подходов к изучению синдрома профессионального выгорания и саморегуляции деятельности;
     2) Изучить отношение к себе и к своей деятельности у работников технических профессий;
     3) Исследовать психическую саморегуляцию у представителей различных технических профессий;
     4) Провести сравнительный анализ проявлений профессионального выгорания у работников технических профессий с разным уровнем саморегуляции и принадлежащих к различным техническим специальностям. 
      Теоретико-методологическая основа работы:
1. Принцип детерминизма (Рубинштейн Л.С., 1948 -1949гг.);
2. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн С.Л., 1933, Леонтьев Н.А., 1959 и  Выготский Л.С., 1930);
3. Принцип репрезентативности (Анастази А., 1982); 
4. Принцип валидности (Анастази А., Урбина С., 2005); 
5. Принцип надежности (Анастази А., Урбина С., 2005).
     Методы исследования:
              В исследовании использовался комплекс методов сбора и обработки данных:
     1. Метод теоретического анализа;
     2. Психодиагностический метод;
     3. Статистические методы обработки данных.
     
     Методики, использованные в исследовании:
     - Авторская анкета
     - Метод семантического дифференциала (Осгуд Ч., 1952)
     - Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И., 2000)
     - Методика диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко (Бойко В., 1996)
     
     Экспериментальная база:
     В исследовании приняли участие 90 человек, в возрасте от 22 до 65 лет. Выборку составляют компьютерные техники сервисных центров «Омега-сервис» (г. Каракол) и «Hard» (г. Бишкек) (30 человек), механики и автослесари стаций тех. обслуживания  «AvtoserviseKG» (г. Бишкек), «Атлант» (г. Каракол) (30 человек), рабочий коллектив столярного цеха ГАП  и столярного цеха ЧП Устимова (30 человек) г. Каракол. 
      
              Обработка данных: 
     Статистический анализ данных проводился с помощью программ: SPSS for Windows ver. 22 и Exel. Были использованы  критерии:
1) Одновыборочный критерий Колмогорова – Смирнова; 
2) Непараметрический критерий U-Манна-Уитни; 
3) Критерий t Стьюдента для независимых выборок;
4) Корреляционный анализ по Пирсону.

             
     Надёжность и достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки исследования, использованием комплекса стандартизированных методик и теоретически обоснованного подхода к анализу данных.
     Практическая значимость заключается в возможности использования полученных в ходе исследования данных руководителями организаций, сотрудниками отдела управления человеческими ресурсами, организационными психологами в целях сохранения психического здоровья работников. Разработанный тренинг «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» для работников технических специальностей также может использоваться организационными психологами.
      Структура ВКР (диплома). Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, выводов, списка использованной литературы, содержащего российские и иностранные источники, приложений и изложена на 86 страницах. 









Глава 1. Индивидуальная саморегуляция и профессиональное выгорание работников технических профессий

1.1 Саморегуляция и деятельность

                Саморегуляция играет одну из ведущих ролей в жизни человека, так как жизнь человека включает в себя множество всяких действий, и человек каждую минуту своей жизни стоит перед выбором, как поступить, в какое русло направить свою деятельность, как и куда направить свою активность. Человек постоянно находится в постоянном взаимодействии со средой и с окружающим миром, постоянно взаимодействует с другими людьми. А саморегуляция является процессом регулировки человеком его поведения и от нее в большей степени зависит успешность результата любого действия. К тому же особенности поведения человека имеют различные характеристики саморегуляции, которые совершаются самим человеком. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем разнообразии всех ее уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. (Ганзен В.А., 1984).
     Саморегуляция произвольной активности человека - систематизированный психический процесс инициации, построения, поддержания и управления всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А., 1980, Конопкин О.А., Моросанова В.И., Степанский В.И., 1990). 
                 Чаще всего понятие саморегуляции рассматривается в рамках «личность — деятельность». Вместе с этим саморегуляция может рассматриваться сама по себе, как процесс работы с самим собой, со своими установками и ценностями, вне зависимости от какой-либо деятельности. Так же имеют место концепции, которые не учитывают индивидуальную специфику и являются всего лишь операциональными подходами к изучению произвольных процессов.
      Традиционно проблемы личностной саморегуляции изучают в рамках концепций волевого овладения личностью своим поведением. Различные авторы определяют волевое поведение как процесс производства новых мотивационных образований, способствующих развертыванию поведения в выбранном направлении. Л.С. Выготский в своих работах, рассматривает волю, как организацию человеком своих побуждений путем создания новых мотивов и стимулов (Выготский Л.С., 2000).  К. Левин утверждал, что идея волевого поведения - это образование квазипотребностей (Зейгарник Б.В., 1981). Д.Н. Узнадзе указывает, что в основе волевого поведения лежит создаваемая самим субъектом установка, тогда как в случае импульсивного поведения установка зависит от актуальной ситуации и существующей потребности (Узнадзе Д.Н., 2001). 
     По мнению Б.В. Зейгарник, саморегуляция - это сознательный процесс, сутью которого является управление своим поведением. Она делит саморегуляцию на два уровня: 
     1) операционально-технический уровень (сознательная организация действий с помощью ресурсов, которые ведут к ее оптимизации)
     2) мотивационный уровень (организация общей направленности деятельности с помощью сознательного управления своей мотивационно-потребностной сферой). (Зейгарник Б.В., Холмогорова, Мазур, 1989). 
        А.К. Осницкий (1996) также производит деление саморегуляции на личностную и деятельностную: «...саморегуляция деятельности обнаруживает себя в феноменологии предметных преобразований и в преобразовании прилагаемых усилий. Саморегуляция личностная связана преимущественно с определением и коррекцией своих позиций… Личность "окрашивает" деятельность гуманностью или негуманностью целей, точнее — гуманностью или негуманностью смыслов» 
     А.Б. Леонова (2000) изучала множество различных способов и механизмов адаптации человека к требованиям профессиональной деятельности, которая связанна со стрессом, и она же предлагала способ интеграции этих подходов Она утверждает, что важно понимать, причины и последствия стресса, которые могут быть понятными, только если мы учитываем индивидуально-психологические характеристики в процессе формирования стрессовых реакций. 
     О.А. Конопкин (1989; 1995) в своих работах разработал целую систему саморегуляции и выделил следующие её компоненты:
     1. Принятие человеком непосредственной цели деятельности (формирование цели);
     2. Модель условий значимая для самого субъекта (внутренние и внешние условия, которые субъект считает необходимыми для своей успешной деятельности). 
     3. Программа исполнительских действий (человек строит последовательность своих действий, их интенсивность, характер и структуру, иными словами осуществляется полный анализ деятельности).
     4. Система субъективных критериев достижения цели (субъект заранее определяет цель и пути ее достижения и в ходе ее воплощения он корректирует эту цель и конкретизирует свои действия). 
     5. Контроль и оценка реальных результатов (соответствие текущих и запланированных действий). 
     6. Решения о коррекции системы саморегулирования. 
              Эти действия взаимосвязаны между собой и функционируют только как целостный процесс саморегуляции. Этот подход к изучению саморегуляции позволяет рассматривать самые различные виды деятельности и их индивидуальные регулятивные особенности.
                Многие ученые связывали в своих работах саморегуляцию и деятельность. Они доказали, что успешность в различных видах практической деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект (недостаточное проявление какой-либо части от общей системы саморегуляции, неразвитость межфункциональных связей) процесса регуляции существенно ограничивает качество выполнения любой деятельности. Были накоплены экспериментальные данные о применимости разработанных представлений к анализу функциональной структуры регуляции самых разных видов психической активности, таких как реакции на движущийся объект, различение слабых зрительных сигналов, решение интеллектуальных задач. Уточнялись и развивались представления о структуре и механизмах процесса саморегуляции, модель системы саморегулирования была применена к исследованию личностного уровня саморегуляции (Жуйков Ю.С., Миславвский Ю.А., Моросанова В.И., Круглова Н.Ф., Осницкий А.К., Сипачев Н.О., Степанский В.И., Фарапонова Э.А. и др.). 
     Обобщение полученных данных и дальнейшая разработка методологических вопросов о соотношении понятий деятельности, саморегуляции, произвольной активности позволило рассмотреть предложенную концептуальную модель саморегуляции как основу структурно-функционального подхода к анализу не только процессов осознанного саморегулирования сенсомоторной деятельности, но и к саморегуляции произвольной активности человека (Конопкин О.А., 1989, 1995, Конопкин О.А., Моросанова В.И., 1989, Конопкин О.А., Моросанова В.И., Степанский В.И., 1992, и др.).
     Резюме
     В общем смысле саморегуляция – это  особый  организованный и целенаправленный  процесс, ориентированный  на активацию  своих  внутренних ресурсов при снижении или недостатке мотивации, а также на сохранение своей  работоспособности, которая повышает эффективность деятельности, общения и адаптации к окружающей среде. 
     Саморегуляции присущи множество  форм, таких как: регуляция  собственной  активности посредством  волевого  усилия, мотивационный  компонент,  контроль своего состояния за  счёт  самопобуждения.  К тому же,  саморегуляция  имеет  различные проявления, например,  когнитивные  стратегии регуляции  эмоций  и  поведения,  стилевые  особенности  саморегуляции  с  их  типичными процессуальными паттернами, а так же контроль за своим поведением.
     
     
     
     
     
     
     




1.2 Профессиональное выгорание и его влияние на работу

      Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Одним из показателей воздействия профессии на специалиста является синдром эмоционального выгорания. «Выгорание — состояние полного истощения», так определяется синдром выгорания в Международной классификации болезней (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems 10th Revision). Синдром выгорания определяется рядом различных симптомов, как психологических, так и соматических. К симптомам профессионального выгорания можно отнести нарушение когнитивных функций (высших познавательных процессов), постоянную усталость, которую можно считать хронической, нарушения сна, повышенную тревожность, депрессивные состояния, так же могут возникнуть различные расстройства личности и разные зависимости. В редких случаях все это может привести к попыткам самоубийства.
Вообще, все направления в изучении профессионального выгорания можно разделить на несколько классов. В работах Н.Е. Водопьяновой (2011) можно выделить следующие группы: 
     1) Однофакторная модель (A.Pines и E.Aronson). Здесь подразумевается то, что выгорание - такое состояние при котором наблюдаются физическое, эмоциональное и когнитивное истощения, которое появляется в связи с долгим напряжением и нахождением в трудных ситуациях. Истощение здесь является ведущим, а другие симптомы всего лишь вытекают из истощения. Представители этих теорий утверждают, что эмоциональное выгорание присуще только людям, которые работают в системе «человек-человек» (Pines, Aronson, 1988).
     2) Двухфакторная модель (W.Schaufeli и D.Dierendonck). Здесь имеют место 2 ведущих фактора: истощение и изменение личности. Истощение в большей мере связано с физическим ухудшением здоровья, а деперсонализация проявляется в изменении ценностей и отношений, как к себе, так и к другим (Dierendonck, Schaufeli, Sixma 1994).
       3) Трехфакторная модель (C.Maslach, S.Jackson, J.Goldberg). Данная модель подразумевает, что в основе лежат 3 механизма: эмоциональное истощение, деформация личности и редукция личных достижений. Первые 2 механизма проявляются так же, как и в двухфакторной модели. Третий механизм (редукция личностных достижений) проявляется в заниженной самооценке. В данной модели существенную роль сыграли работы C. Maslach (1978) и изучение проблемы выгорания на Западе приобрело интенсивный характер.
     4. Четырехфакторная модель (G.Firth, A.Mims, E.Iwanicki, R.Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с людьми (Iwanicki, Schwab, 1981; Firth, Mims, 1985). 
     5. Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определённые фазы или стадии.
     Дж. Гринберг (2002)  рассматривает эмоциональное выгорание как прогрессирующий процесс, проходящий пять ступеней:
     1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.  
     2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.  
     3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).  
     4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни. 
     5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.  
     Динамическая модель B.Perlman и E.Hartman (1982) выделяет четыре стадии эмоционального выгорания:
     1. Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания. 
     2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.  
     3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие реакции) в индивидуальных вариациях.  
     4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.  
     Процессуальная модель M.Burisch (1994) даёт возможность проанализировать развитие синдрома выгорания по стадиям проявления. Сначала возникают значительные энергетические затраты следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.  В развитии синдрома эмоционального выгорания M.Burisch выделяет следующие стадии или фазы:
     1. Предупреждающая фаза 
     а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов.  
     б) Истощение: чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев.  
     2. Снижение уровня собственного участия 
     а) По отношению к сотрудникам, коллегам: потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.  
     б) По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки.  
     в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять свои обязанности; искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.  
     г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.  
     3. Эмоциональные реакции    
     а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.    
     б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением.  
     4. Фаза деструктивного поведения    
     а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания; ригидность мышления, отсутствие воображения.  
     б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции.
в) Эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.  
     5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время; бессонница, сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.  
     6. Разочарование и отрицательная жизненная установка; чувство беспомощности и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние.  Согласно M.Burisch сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. 
     А. Харт (1979) предлагает следующую структуру «выгорания»: синдром эмоционального «выгорания» включает в себя деморализацию; деперсонализацию (обезличенное отношение к самому себе и окружающим); отстраненность (уход от проблем); дистанцирование (избегание социальных и личных контактов); пораженческие настроения. 
     В модели немецких исследователей Н. Ензманн и К. Клейбер (1986) выделяются три вида истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации. Обратим внимание, что здесь акцентируется внимание на взаимосвязи мотивации и выгорания. В отечественной психологической науке на данный момент не существует единого подхода к пониманию сущности и содержания эмоционального (профессионального) выгорания. 
     В работах российских авторов используются разнообразные варианты перевода английского термина «burnout», введенного американским психотерапевтом Х. Дж. Фреденбергом (Freudenberger, 1974): «эмоциональное сгорание» (Т.С. Яценко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1996), «эмоциональное перегорание» (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская, 1998), «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, 2000), «профессиональное выгорание» (Т.Н. Ронгинская, 2002). На наш взгляд, эти определения синонимичны. Отметим также работы С.В. Умняшкиной (2001), А.А. Рукавишникова (2001),                  М.М. Скучаревской (2002), М.В. Борисовой (2003), К.О. Малишевой (2003), О.В.Крапивиной (2004), В.Е. Орёл (1999, 2001, 2005) и др. По определению Н.Е. Водопьяновой (2005), «выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения». По существу, это можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов. Э.Ф. Зеер (2005) связывает эффекты выгорания с профессиональными деструкциями – «изменениями сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса». Негативные изменения личности проявляются в неадекватном поведении работника, утратившего профессиональную компетентность, но сохранившего притязания на ее признание. Т.В. Форманюк, Л.М. Митина рассматривают эмоциональное выгорание как индикатор профессиональной дезадаптации. В.В. Бойко анализирует явление выгорания как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избирательно действующие психотравмирующие факторы внешней среды. Результатом этого становится индивидуальный рисунок эмоционального поведения, реализуемый в условиях профессиональной деятельности.
     Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц (1998) выделяли следующие симптомы профессионального «выгорания». Это утомление и истощение после активной профессиональной деятельности, психосоматические проблемы типа колебаний артериального давления, головных болей, симптомов со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, бессонницы. Другим характерным признаком, по мнению Г.С. Абрамовой и                Ю.А. Юдчиц, является возникновение негативного отношения к людям (дегуманизация) и отрицательная настроенность к выполняемой деятельности. В последнем случае у специалиста исчезает тяга к совершенствованию в своей профессии, появляются тенденции к «принятию готовых форм знания», действию по шаблону с сужением репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций. Недостаток чувства профессионального мастерства приводит к недовольству собой и комплексу вины с тревожными состояниями, пессимистической настроенностью и депрессией, что часто проецируется вовне в виде агрессивных проявлений типа гнева и раздражительности по отношению к коллегам.
     
     Резюме
     Синдром эмоционального выгорания – это сложный психофизиологический феномен, который возникает из за  продолжительной эмоциональной нагрузки под влиянием профессиональных стрессов. Его следствием являются эмоциональное, умственное и физическое истощение. Последствия «выгорания» могут повлиять как на саму личность, так и на профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растёт количество профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдается переход на другую работу, смена профессии.
     Существует много различных подходов к изучению профессионального выгорания, но почти все они отражают лишь отдельные стороны изучения этой проблемы. Таким образом, нет единого подхода, который бы раскрывал феномен профессионального выгорания, учитывая личностные характеристики, влияющие на его развитие.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.3 Взаимосвязь профессионального выгорания и типа саморегуляции деятельности

     Неоднократно выдвигалось предположение о связи эмоционального состояния человека с его поведением. П. Торнтон, к примеру, изучал взаимосвязь эмоционального выгорания с поведением преодоления. Поведение преодоления обеспечивается когнитивными и поведенческими усилиями по регуляции специфических потребностей, которые, по субъективной оценке, превосходят ресурсы личности. Многие ученые нашли прямо пропорциональную зависимость этих понятий. Если человек обладает активными механизмами поведения преодоления, то уровень выгорания у него будет низким, и наоборот, если поведение преодоления характеризуется пассивностью, то уровень сгорания будет высоким (Орёл В.Е.,2005). Б.А. Вяткин (2007) в своих работах установил связь эмоциональной стабильности и силой нервной системы. Другие исследователи в своих работах рассматривали зависимости между эмоциональной стабильностью и индивидуальными особенностями регуляторного блока ЦНС, с одной стороны, и умением сопереживать и понимать проблемы своих учеников и силы регуляторного блока с другой, т.е. была показана типологическая обусловленность эмоциональной стабильности как системообразующего свойства неконсервативных и компенсаторных модельных характеристик склонности к развитию синдрома «эмоционального сгорания».
     М.В. Борисова (2005) изучала связь между уровнем профессионального выгорания и особенностями саморегуляции. Она утверждала, что если человек обладает хорошими представлениями о системе необходимых внешних и внутренних условий деятельности, умеет контролировать свое поведение, чем адекватнее у него самооценка, чем лучше он умеет перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий и, в целом, чем выше сформированность у него навыков и умений осознанной саморегуляции, тем ниже у него будет уровень выгорания.
      Н.Е. Водопьянова (2005), в свою очередь, на примере учителей, в своей работе доказала, что учителя с высоким адаптационным потенциалом, нервно-психической устойчивостью и хорошей регуляцией своего поведения, менее подвержены негативному влиянию профессиональных стрессов и выгоранию, они демонстрируют более адаптивное поведение в профессиональной среде, чем учителя с относительно низкими адаптационными способностями. Это закономерность прослеживается независимо от возраста и стажа работы педагогов 
     Резюме
     Можно сделать вывод, что во многих работах поднимается тема эмоционального состояния и поведения человека и особенности его центральной нервной системы, а точнее её блока регуляции.  Но эмоциональное выгорание в совокупности с типом саморегуляции.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%