VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001890
Тема: Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального
Содержание
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

               Кафедра уголовно – правовых дисциплин               	



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Студента 	                       Ямалитдинова Айрата Айдаровича			
(фамилия, имя, отчество)

отделение 		заочное	факультет	      юридический                       	
на тему 	«Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального 
принуждения»

Руководитель: кандидат юридических наук,   доцент   Скобелева Е.А.                                    
                                                                                                                 (ученая степень, звание, ФИО)
 
                                Е.А.Скобелева 
                                            (подпись, фамилия)


"Допустить к защите"  
Заведующий кафедрой:
                                                         В.Н. Сидоренко 
                           (подпись, фамилия)
" 10 "             мая                      2017г.


Москва 2017 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
               Кафедра уголовно – правовых дисциплин               	

                                                                                              
                                                                                                УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
                               /В.Н. Сидоренко
            (подпись, инициалы, фамилия)
_______31.10.2016_____________
                 (дата)
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы студенту
       			                    Ямалитдинову Айрату Айдаровичу				
(фамилия, имя, отчество)

Тема работы: Задержание подозреваемого как мера уголовно- процессуального принуждения                                                                                                                                    
утверждена приказом ректора института № 4467-д от 31.10.2016 г.
Целевая установка: усовершенствовать применение мер уголовно-процессуального принуждения, и гарантировать защиту личности от незаконного и необоснованного ограничения её прав и свобод.
       Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
      1. Рассмотреть теоретические аспекты соблюдения прав человека при производстве задержания и процессуальное положение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления; 
      2. Изучить порядок,  основания задержания лица в Российской Федерации и процессуальное оформление задержания;
      3. Рассмотреть условия освобождения задержанного подозреваемого в совершении преступления;
      4.  Провести анализ норм уголовно-процессуального законодательства зарубежных стран по вопросам задержания.
Основная литература 
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2007 №6 -ФКЗ, от 30.12.2008 №7- ФКЗ, от 05.02.2014 №2 –ФКЗ, от 21.04.2014 №11 -ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. - №25.- Ст. 851.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ. 2001.- №52 (ч.1). – Ст.4921.
3.  Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме: принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией № 43/173 от 9 декабря 1988 г. // Сборник нормативных документов. – 1996. – С.147-157.

            Срок представления работы     02.05.2017
      Дата выдачи задания                 31.10.2016
      Руководитель: кандидат юридических наук, доцент                             Е.А. Скобелева   
                                                           (ученая степень, звание, подпись, фамилия)
      
Задание получил  	31.10.2016     			                             А.А. Ямалитдинов
                                                                                (дата, подпись, фамилия студента) 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
                                                                                        УТВЕРЖДАЮ
Руководитель выпускной 
квалификационной работы
                                        
______________/Е.А.Скобелева     (подпись, инициалы, фамилия)
        _______31.10.2016_____________
                              (дата)
ГРАФИК
подготовки и оформления выпускной квалификационной работы
на тему: «Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения» 
студента 5 курса 		     	Ямалитдинова Айрата Айдаровича	          	                             
                               (фамилия, имя, отчество)
факультет	юридический		                                                                        	   
                        №
Выполняемые работы и мероприятия
Сроки выполнения
Отметка о выполнении и решение руководителя
1 
Выбор темы и ее согласование с руководителем
июнь-сентябрь 2016
Выполнено
2 
Подбор литературы, ее изучение и обработка, Составление предварительной библиографии
октябрь 2016
Выполнено
3 
Составление плана выпускной квалификационной работы и согласование его с руководителем
31.10.2016-10.11.2016
Выполнено
4 
Разработка и представление на проверку первой главы работы
11.11.2016-16.01.2017
Выполнено
5 
Разработка и представление на проверку второй главы работы
17.01.2017-20.02.2017
Выполнено
6 
Разработка и представление на проверку третьей главы работы
21.02.2017-10.04.2017
Выполнено
7 
Подготовка и согласование с руководителем основных выводов и предложений
11.04.2017-26.04.2017
Выполнено
8 
Сдача ВКР научному руководителю на проверку и написание отзыва
26.04.2017
Выполнено
9 
Ознакомление с отзывом
27.04.2017
Ознакомлен
10 
Завершение подготовки к защите с учетом отзыва и рецензии
28.04.2017
Выполнено
11 
Представление окончательной редакции работы заведующему выпускающей кафедры
02.05.2017
Выполнено
12 
Предварительная защита
05.05.2017
Выполнено
 					                      
           		                  А.А.Ямалитдинов
                                                                                                                (подпись, инициалы и фамилия студента)
						                        "31"  октября 2017 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
 
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель выпускной 
квалификационной работы
                                        
_____________/Е.А.Скобелева   (подпись, инициалы, фамилия)
        _______10.11.2016_____________
                             (дата)
ПЛАН
выпускной квалификационной работы
     на тему: «Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения» 
     студента  		     	Ямалитдинова Айрата Айдаровича______________                                            
                               (фамилия, имя, отчество)


Введение 
Глава 1.Особенности соблюдения прав человека при производстве задержания                
	1.1. Общепризнанные международные принципы и нормы в области защиты прав человека 										          
	1.2. Характеристика правового института задержания подозреваемого в Российской Федерации									         
1.3. Процессуальное положение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления								  
Глава 2. Процессуальный порядок и основания задержания лица в Российской Федерации	 
	2.1. Основания, цели и условия задержания подозреваемого 
	2.2. Процессуальное оформление задержания подозреваемого в совершении преступления 
	2.3. Освобождение задержанного подозреваемого в совершении преступления и его реабилитация 
Глава 3. Институт задержания в нормах уголовно - процессуального законодательства зарубежных стран 
3.1. Характеристика правого института задержания подозреваемого на Украине и в Республике Беларусь	 
3.2. Основы процессуального задержания во Франции 
	3.3. Особенности задержания в уголовном производстве США и Великобритании	   
Заключение 
Список использованных источников и литературы 
Приложения					
                                                                   
                            А.А. Ямалитдинов
                                                                 (подпись, инициалы, фамилия студента)
                                                                                           "10"  ноября 2017г.
Оглавление

     Введение……………………………………………………………….……6
     Глава 1. Особенности соблюдения прав человека при производстве задержания……………………………………………………………………….10
     1.1. Общепризнанные международные принципы и нормы в области защиты прав человека…………………………………………………………...10
     1.2. Характеристика правового института задержания подозреваемого в Российской Федерации………………………………………………………….16
     1.3. Процессуальное положение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления ……………………………………………………...23
     Глава 2. Процессуальный порядок и основания задержания лица в Российской Федерации………………………………………………………….28
     2.1. Основания, цели и условия задержания подозреваемого………….28
     2.2. Процессуальное оформление задержания подозреваемого в совершении преступления………………………………………………………37
     2.3. Освобождение задержанного подозреваемого в совершении преступления и его реабилитация………………………………………………39
     Глава 3. Институт задержания в нормах уголовно - процессуального законодательства зарубежных стран…………………………………………..44
     3.1. Характеристика правого института задержания подозреваемого на Украине и в Республике Беларусь……………………………………………...44
     3.2. Основы процессуального задержания во Франции………………..48
     3.3. Особенности задержания в уголовном производстве США и Великобритании ………………………………………………………………...49
     Заключение ……………………………………………………………….55
     Список использованных источников и литературы …………………...58
     Приложения  ……………………………………………………………...65


Введение
     
     Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры составляют основу совокупности руководящих начал, идей, направленных на защиту прав человека от возможных незаконных ограничений. Имплементация их в национальное законодательство Российской Федерации позволяет соответствовать статусу демократического, цивилизованного государства и равноправного партнера в международных отношениях. Основу этого статуса составляют правовые гарантии свободы личности, нормативное обеспечение ее законных интересов, государственная защита в случае неправомерных ограничений.
     Результатом укрепления гарантий прав личности в рамках совершенствования всей правовой системы России стало принятие в 2001 году нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в котором законодатель установил, что основным назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод. Это обусловлено неуменьшающимися на практике случаями нарушений прав человека в ходе осуществления уголовного преследования. Значительная часть этих нарушений возникает на этапе вовлечения в уголовный процесс лиц в качестве подозреваемых и связана с недостаточным нормативным регулированием деятельности участников, осуществляющих, в частности, уголовное преследование и процессуальное задержание лица по подозрению в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
     Актуальность темы заключается в том, что  соблюдение законности и обеспечение прав человека является одним из приоритетных направлений в России. 
     Рассмотрение судебной и следственной практики свидетельствует о достаточно большом  количестве  нарушений,  связанных с задержанием лица по подозрению в совершении преступления. Основная сложность  возникает в определении момента фактического задержания, когда лицо лишается или ограничено в свободе передвижения. Следует отметить некоторые пробелы нашего законодательства по данному вопросу, ведь сам порядок и сроки доставления задержанного нигде в законе не оговорены. Фактическое задержание может совпасть с моментом доставления. Судебная практика по вопросам задержания также не дает однозначного ответа, но следует исходить из основных принципов уголовного судопроизводства, основанных на соблюдение неотъемлемых прав человека с рождения.
     Проведенные исследования показали, что на практике имеют место случаи, когда следователи или дознаватели, опасаясь отрицательной оценки своих действий, признания судом задержания незаконным и необоснованным, перестраховываются и воздерживаются от применения задержания даже тогда, когда оно необходимо. В результате происходит осложнение хода расследования, увеличивается число лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, а в некоторых случаях  виновные продолжают свою преступную деятельность и совершают новые преступления. 
     Это явление связано с тем, что у следователя (дознавателя) нет твердой уверенности в законности своих действий, что служит критерием не только их процессуальной безграмотности, но и поводом для регулирования спорных вопросов по порядку оформления, доставления и объявления лицу о задержании его по подозрению в совершении преступления. Если с 2007 года по 2011 год количество   заключенных под стражу граждан уменьшалось с каждым годом, то с 2012 года произошли некоторые изменения.
     Статистика свидетельствует о том, что число задержанных лиц по подозрению в совершении преступления  увеличилось с 111230 в 2012 году до 115216 в 2015 году, а количество заключенных под стражу граждан увеличилось с 76390  до 90195 (см. приложение 1).
     Целью данной работы являются: исследование международных стандартов по обеспечению  прав и свобод  человека в области  уголовного судопроизводства, монографий,  следственной и  судебной практики, выявление  основных  теоретических и  практических проблем и  выработка на их основе рекомендаций по повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений; анализ процессуальной формы и содержания института задержания лица по подозрению в совершении преступления на основе действующего законодательства РФ; выявление общих положений и отличий законодательства РФ на примере отдельных стран дальнего и ближнего зарубежья по вопросам задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; разработка и предложений по совершенствованию института задержания лица, в частности придание законодательного определения моменту «фактического задержания», то есть когда лицо лишается реальной возможности свободы передвижения.
     Поставленная цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1.  Проанализировать общепризнанные международные принципы и нормы в области защиты прав человека;
2.  Изучить характеристику правового института задержания подозреваемого в Российской Федерации;
3.  Раскрыть процессуальное положение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления;
4.  Рассмотреть основания и процессуальный порядок  задержания лиц, а именно: основания задержания подозреваемого, цели  и условия задержания, процессуальное оформление и освобождение задержанного подозреваемого в совершении преступления, его реабилитация;
5.  Исследовать институт задержания в нормах уголовно - процессуального законодательства зарубежных стран.
     Объектом исследования данной работы являются правоотношения, возникающие при задержании между субъектами уголовно - процессуальной деятельности.
     Предметом является законодательство и практика его применения, рассмотрение сущности  подозрения, процессуальной природы задержания подозреваемого, оснований, мотивов и целей задержания, права подозреваемого и их гарантии в российском уголовном процессе.
     Методологическую основу данной работы составляют принципы диалектического материализма, как всеобщего метода познания.
     Степень научной разработанности.  Вопросы,  связанные с задержанием  подозреваемого были  предметом исследования ряда ученых:                              А. Г. Александровского, Б. В. Волженкина, Б. А. Денежкина, А. И. Давлетовой, Л. В. Иногамовой-Хегай,  И. Я. Козаченко, И. И. Мельниковой, А. Н.Назарова, К. С. Руднева, С. С. Сереброва, И. Г. Штейнберга, С. К. Коняхина, А. В. Наумова, А. И. Рарог, С. В. Пархоменко, С. Г. Ласточкина, Ф. Р. Сундурова,    А. И. Чучаева, Н. М. Кропачева, В. В. Орехова.
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложения. В ведении излагаются актуальность рассматриваемой темы, задачи, цель и предмет содержания, а так же отражается методологическая основа. Основную часть данной работы составляют главы, которые находят  в  себе отражение  таких вопросов, как: общепризнанные  международные принципы и нормы в области защиты прав человека, характеристика  правового задержания подозреваемого, его  процессуальное  положение, основания и порядок задержания и освобождения  подозреваемого в совершении преступления, а так же излагается институт задержания по  законодательству зарубежных стран. В заключении  подводятся итоги по проделанной работе, высказываются предложения и  мнения автора, приводятся статистические данные за 2012-2016 года, по  задержанию подозреваемых  в России.

Глава 1. Особенности соблюдения прав человека 
при производстве задержания 

1.1. Общепризнанные международные принципы и нормы 
в области защиты прав человека

     Одной из  важнейших  государственных задач является защита основных прав и свобод её граждан, что закреплено в основном законе - Конституции РФ. 
     В ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. 
     Международно-правовой прототип системы норм по охране прав и основных свобод человека был определен в Уставе Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года1. Это первый в истории международных отношений многогранный договор, в котором отражается обширное развитие сотрудничества государств в области обеспечения прав человека. В данном документе отсутствует четкая трактовка прав человека, но закрепленные в нём принципы сами по себе в определенной мере формируют понятие прав человека. В указанном документе сосредоточено внимание на необходимость объединения усилия для достижения цели вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в улучшение жизни при большей свободе.
     Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». То есть, возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом никакой дискриминации.
     В последующем,  основываясь на  принципах, которые были,  закреплены  в Уставе ООН  сформулировали международно-правовые стандарты в области прав человека, котрые представляют собой  международно-правовые обязательства, конкретизирующие принципы уважения прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией какие-либо определенные права и свободы,  но и не посягать на их права.
     Непосредственное соблюдение прав и свобод граждан, предоставление гарантии их защиты являются внутренним делом каждого отдельного государства, тем более что обязанности государств в этой области в Уставе ООН выражены в самой общей форме. 
     В основу вырабатки Российского законодательства по обеспечению соблюдения прав человека при осуществлении уголовного преследования, были положены международные стандарты: во первых это международная хартия прав человека, которую образуют три документа, выработанные в рамках ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.2, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.3, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.4
     А также Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.5, Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 29 ноября 1985г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятых Резолюцией № 43/173 Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. и другие.
     Всеобщая Декларация прав человека предписывает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в этом документе.
     Всеобщую декларацию можно определить как  документ эпохальной важности, играющей основополагающую роль в жизни планеты, являющийся путеводной звездой всего человечества, выступаеющей маяком свободы, демократии и справедливости во всем мире6.
     4 ноября 1950 года в Риме была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1952 г. Как подчеркивается в предисловии Конвенции, ее участники, назначили перед собой цель  предпринять «первые шаги» для осуществления некоторых прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. В Конвенции содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации, но  главенствующая роль созданной  системы состоит в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. На основании данной Конвенции были созданы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. 
     Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г., содержит достаточно объемный перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, без каких-либо различий: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона» (ст. 26). В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться «своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» (ст. 27). Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации. Все эти права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер «jus cogens» (неоспоримое право) и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта.
     17 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка7, который международным сообществом по праву отнесен к категории Международных стандартов. Отражающиеся в нем положения по обеспечению и защите прав человека не имеют обязательной силы и носят декларативный характер, но они в значительной степени воздействуют на практическую деятельность полицейских.
     17 июля 1998 года с принятием Римского статута Международного уголовного суда, который вступил в силу 1 июля 2002 года8, был создан постоянно действующий международный судебный орган для осуществления правосудия в отношении лиц, виновных в совершении тяжких преступлений – геноцида, преступлений против человечества и военных преступлений. 
     Принципы, отражающиеся в данном статуте, являются, можно сказать,  дословным воплощением в международном уголовном праве классической римской правовой формулы «нет преступления без указания на то в законе». В соответствии с Римским Статутом Международного уголовного суда, никто не подлежит ответственности по настоящему Статуту, если только вмененное в вину деяние на момент его совершения не признавалось преступлением, подпадающим под юрисдикцию.
     В значительной степени нормы о процессуальных гарантиях личности в международном уголовном процессе воспроизведены в уставах международных уголовных трибуналов «ad hoc»9, начиная от Нюрнбергского Международного военного трибунала (МВТ) и заканчивая трибуналом по Руанде, а также в Статуте Международного уголовного суда10. 
     Трибуналы «ad hoc» были созданы для защиты и развития международного гуманитарного права. Создание связано с содержанием норм международно-гуманитарного права и квалификацией ими фактов совершения военных преступлений. В западноевропейских странах стандарты в области защиты прав человека действуют уже несколько десятилетий. После создания Совета Европы и в результате функционирования его основных контрольных механизмов: Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека, и утверждения основных норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других конвенций Совета Европы в национальных законодательствах европейских стран, а также деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека, можно говорить о возникновении понятий «европейские стандарты по защите прав человека» и «европейская система защиты прав человека»11. 
     Необходимость соблюдения законности и основных прав и свобод человека, продиктованные международными актами и принятыми нашим государством как эталон, особо отмечено в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. В нем в частности закреплено, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. 
     Подписав Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  Россия взяла на себя обязательство соблюдать права человека. Данное обязательство предусматривает, обеспечение каждому гражданину РФ право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, справедливое судебное разбирательство, наказание исключительно на основании закона, эффективное средство правовой защиты, уважение частной и семейной жизни. Кроме этого, Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ч. 1 ст. 5 предусматривает законное ограничение права на свободу и личную неприкосновенность, в случае законного задержания или заключения под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения12. При этом акцентируется внимание на соблюдение законности, то есть совершение тех действий по ограничению права на свободу и личную неприкосновенность, которые закреплены в соответствующих нормах законодательства РФ с учетом требований международных стандартов.  В письме на имя Генерального секретаря ООН постоянный представитель России при ООН А. Денисов подчеркнул: «Необходимо обеспечить равный, справедливый и универсальный подход, при котором не будет действовать принцип «чем меньше обязательств в правозащитной сфере, тем меньше ответственность».
     Внедрение общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров в национальное законодательство России позволяет усовершенствовать уголовное судопроизводство, укрепить правовой статус органов предварительного расследования, устранить противоречия в толковании определенных норм, дать уверенность правоприменительным органам в законности осуществляемых функций.
     
     1.2. Характеристика правового института задержания подозреваемого в Российской Федерации
     
     Характеристика правового института задержания подозреваемого в Российской федерации включает много дискуссионных вопросов. Хотелось бы остановиться на некоторых из них, которые связанны с начальным этапом задержания лица по подозрению в совершении преступления, а именно его непосредственным захватом и доставлением для дальнейшего оформления процессуального задержания.
     Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству задержание подозреваемого представляет собой не только меру процессуального принуждения и неотложное следственное действие, но и основание для признания лица подозреваемым. 	
     Предусмотренные ст.ст. 91 и 92 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту УПК РФ)13 основания и порядок задержания подозреваемого представляют собой совокупность действий, состоящую из фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (физический захват лица, захват с поличным), доставления данного лица, оформления протокола задержания и допроса указанного лица. Следует отметить, что данная совокупность действий не представляет собой целостную правовую систему. Отсутствие и эпизодичность законодательной регламентации института задержания подозреваемого создают как практические проблемы применения этой меры принуждения, так и препятствуют выработке единого теоретического представления о ней.
     Выход здесь только один - сконструировать специальный уголовно-процессуальный институт (институт задержания), который занимает особое место в системе уголовно-процессуального права и является единственным способом преодоления проблемы фактического разрыва между полицейским пресечением преступной (гипотетически) деятельности определенного лица и приведением этой ситуации в русло ординарных процессуальных решений, действий и т.п. В противном случае деятельность полиции по пресечению преступных деяний и ограничению физической свободы подозреваемых лиц пришлось бы вовсе вывести за пределы уголовно-процессуального регулирования, что чревато массовыми нарушениями прав личности и чего не может себе позволить ни одна правовая система14.
     Хотя данные вопросы широко рассматривались, так, до сих пор нет единого мнения о том, что в себя включает понятие «задержание подозреваемого»: или только фактический захват лица, или совокупность действий, включающую кроме физического захвата и действия по доставлению лица с последующим процессуальным оформлением протокола задержания. Необходимо выработать единое понимание процессуальной формы и содержания института задержания, что в свою очередь позволит решить спорный вопрос о начальном моменте реализации функции уголовного преследования в отношении лиц по подозрению в совершении преступления.
     Согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ, задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п.11 ст. 5 УПК РФ).
     Законодатель, указав в приведенном выше определении, что срок задержания исчисляется с момента фактического задержания, сделал понятие последнего ключевым при исчислении срока. 
     Далее в п. 15 ст. 5 УПК РФ дается определение моменту фактического задержания и трактуется законодателем как момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Однако когда именно наступает момент «фактического лишения свободы передвижения», как оформляется и чем регламентируется в уголовно-процессуальном законодательстве не закреплено. Видно, что для полной ясности необходимы разъяснения, что именно подразумевается под фактическим лишением свободы передвижения. 
     Проведенный соответствующий анализ статей УПК РФ не нашел подтверждения того, на что ссылается законодатель в п.15 ст. 5, указывая на установленный порядок  фактического лишения свободы передвижения. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает только порядок процессуального задержания (ст. 92), регламентируемый с момента доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю.
     Если же обратиться к комментариям УПК РФ, а так же к научным работам, подготовленным различными авторскими коллективами, то можно обнаружить, что лишь немногие из них идут дальше законодателя в детализации вопроса, касающегося момента фактического задержания. 
     А. П. Коротков и А. В. Тимофеев указывают, что если лицо застигнуто на месте совершения преступления либо захвачено непосредственно после его совершения при попытке скрыться, то, поскольку такое лицо фактически ограничено в свободе передвижения в связи с подозрением в совершении преступления, оно считается подозреваемым вне зависимости от того, возбуждено или нет уголовное дело15. 
     В одном из учебных пособий по уголовно-процессуальному праву момент фактического задержания трактуется как момент, с которого «задержанный был реально ограничен в своей свободе»16.
     В комментарии к УПК РФ под общей редакцией В. И. Радченко указывается, что моментом фактического задержания является момент, с которого лицо удерживается с применением физического насилия или без такового и лишается свободы распоряжаться собой. Этот момент может несколько опережать время доставления задержанного к следователю (дознавателю). Автор считает, что подобное уточнение понятия момента фактического задержания можно было бы использовать в п. 15 ст. 5 УПК РФ, определив его как «момент, с которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, удерживается с применением физического насилия или без такового и реально лишается свободы передвижения»17.
     Используя различные доказательства своих позиций, аналогичный подход к определению момента фактического задержания путем отождествления его с моментом потери возможности свободного передвижения, высказали и другие авторы.
     Однако системы встречаются стороны и несколько системы отличающиеся стороны мнения жизни по продукции рассматриваемому вопросу. Например, приводятся стороны мнения, что качества захват лица и действия, не общества уполномоченного является на фондов производство управления процессуальной деятельности органов работника деятельности правоохранительного является органа фондов или объектов иного является лица по продукции его является доставлению в орган дознания жизни к следователю, не общества могут рассматриваться стороны в качестве составной части органов уголовно-процессуального является задержания жизни или объектов фактического является задержания жизни в смысле, придаваемом ему уголовно-процессуальным законом18.
     Также уровня приводятся стороны к доводы, что качества действия жизни потерпевших, очевидцев и иных лиц, связанные положения с захватом и доставлением лица, не общества входят в состав процессуального является задержания. Моментом фактического является задержания жизни правильно развития считать момент, когда средств у лица исчезла возможность свободно развития передвигаться стороны и это качества действие изменения осуществили объектов уполномоченные положения органы19.
     При граждан  исследовании связи данной  проблемы, выделяется стороны пять возможных трактовок понятия жизни «фактического являе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44