VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Задачи и цели территориального планирования Челябинской агломерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002811
Тема: Задачи и цели территориального планирования Челябинской агломерации
Содержание
Частное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский институт бизнеса»
Кафедра Экономики, управления и сферы обслуживания

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

________ _______________________
        Подпись               Инициалы, фамилия, степень, звание

____.____.2017

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Автор работы – 
студент специальности 
_______________________________
группы _______________
__________ ____________________
        Подпись                             Инициалы, фамилия
____.____.2017
Оценка ________________________ Дата защиты ___________________     
Руководитель работы – 
_________ _______________________
       Подпись                  Инициалы, фамилия, степень, звание
____.____.2017
Нормоконтролер – 
_________ _______________________
          Подпись                                Инициалы, фамилия
____.____.2017





Челябинск 
2017
Аннотация
     Сорокина, Е.В. Стратегическое планирование развития муниципального образования (на примере Челябинской агломерации): Выпускная квалификационная работа. – Челябинск: УрИБ, 2017. – 82 с.
     
     Работа предназначена для защиты на заседании аттестационной комиссии с целью получения квалификации экономиста по специальности «Управление государственной и муниципальной власти».
     В работе, состоящей из тех глав, двух рисунков и двенадцати таблиц, дана характеристика муниципального образования «Челябинская агломерация», выявлены недостатки и направления совершенствования стратегического планирования; проанализирована стратегия развития до 2020 года; выявлены пути улучшения финансового состояния и пути их реализации; рассчитаны плановые показатели на будущий период.
     Представлен библиографический список, в который включено 62 наименований, что стало теоретической базой исследования.



Оглавление
Аннотация………………………………………………………………………....	2
Оглавление	3
В в е д е н и е	4
1. Система стратегического планирования муниципального образования	8
1.1 Понятие «стратегия» и сущность стратегического планирования	8
1.2 Содержание стратегического плана развития агломерации	12
1.3 Стратегический план – механизм ответственной власти	19
2. Стратегическое планирование в Челябинской агломерации	24
2.1 Характеристика муниципальных образований, входящих в Челябинскую агломерацию	24
2.2 Задачи и цели территориального планирования Челябинской агломерации……………………………………………………………………...27
3. Основные направления совершенствования процесса стратегического планирования развития Челябинской агломерации	32
3.1 Население	32
3.2 Жилой фонд	34
3.3 Система культурно-бытового обслуживания	40
3.4 Производственный и экономический потенциал	44
3.5 Развитие транспортной инфраструктуры	57
3.6 Варианты территориального развития	68
3.7 Развитие природного комплекса	69
Заключение	72
Библиографический список	77
Приложение 1. Основные строительные площадки Челябинской агломерации……………………………………………………………………...82
Приложение 2. Первоочередные объекты медицинского обеспечения Челябинской агломерации	86


В в е д е н и е

     Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении расширенных прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
     Полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей огромной территорией, для которой характерны значительные региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально- экономического развития, в профильности и специализации территории. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы по проекту невозможны.
     Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Значимой ролью в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления в России, утраченного в период коммунистического правления.
     Правовой базой развития данного процесса послужил федеральный закон «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации», принятой в 1995 году. В соответствие с ним в составе регионов выделяются муниципальные образования, в которых формируются местные органы власти, обладающие правом решения всех вопросов местного значения. 
     Выделенные территории имеют право формирования собственного бюджета и практически полные права для проведения местной социально-экономической политики. Но принятие данного закона явилось лишь отправной точкой становления местного самоуправления, так как после этого потребовалась разработка соответствующих законов и положений на уровне регионов, проведение выборов в местные органы власти и, что самое главное формирование экономической базы местного самоуправления, без чего территориальная самостоятельность остается пустой формальностью.
     В свою очередь, для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.
     Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.
     Современные российские агломерации, Челябинская, не исключение — дети советской системы. Бурный рост промышленного потенциала, размещение по время Великой Отечественной войны эвакуированных предприятий окончательно сформировали нынешний облик Челябинской агломерации. В настоящее время в Челябинской области сформировался Челябинский внутриобластной район в составе Челябинского городского округа и Сосновского, Красноармейского, Еманжелинского, Аргаяшского, Еткульского и Чебаркульского муниципальных районов.
     Главные преимущества агломерации — возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными жителям крупных городов и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы. В любом случае интерес к агломерациям — это интерес к поиску дополнительных возможностей развития вне рамок формальных административно-территориальных границ. А это — мощные факторы роста конкурентоспособности и привлекательности территориальных систем.
     Челябинская агломерация складывалась и продолжает развиваться стихийно с опережающими темпами развития центра агломерации — города Челябинска. При решении вопросов развития города возникает множество проблем по причине отсутствия единых, увязанных с пригородной зоной и агломерацией схем развития транспорта, строительства жилья и объектов социального назначения, водоснабжения и водоотведения, энергообеспечения.
     В последние годы обыденными стали примеры, когда жители пригородных населенных пунктов ежедневно ездят из одного населенного пункта в другой: это работники предприятий, студенты, пациенты больниц малых городов, которые получают направления на лечение в клинику крупного города. Торговые сети и предприятия сферы услуг тоже вышли за рамки одного муниципального образования.
     Развитие агломераций — это не механическая работа с картами, а реальное расширение ответственности города за близлежащие территории. Это — единая инженерная инфраструктура в энергетике и водоснабжении, позволяющая снизить затраты на ее содержание, минимизировать издержки. Это — взаимовыгодное сотрудничество, которое учитывает возможности каждой территории, предлагает развитие новых, и модернизацию старых отраслей, повышение качества жизни населения.
     Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. 
     Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач:
     1. Изучение теоретических основ стратегического планирования.
     2. Анализ и определения теоретического целеполагания или миссий в административной экономике.
     Объект исследования – стратегическое планирование в Челябинской агломерации.
     Предмет исследования – показатели социально-экономического развития в Челябинской агломерации.
     В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Челябинской области, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
     Данная дипломная работа состоит из трех основных разделов.
     Первый посвящен рассмотрению теории и методам стратегического планирования. 
     Второй – вопросам стратегического планирования на примере развития Челябинской агломерации.
     Третий ? основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования развития Челябинской агломерации.
     Методы исследования. В дипломной работе были использованы следующие методы: 
* теоретический метод;
* метод анализа документов и нормативно-правовых актов; 
* экспертная оценка; 
* метод факторного анализа.
     
     

     1. Система стратегического планирования муниципального образования
     1.1 Понятие «стратегия» и сущность стратегического планирования

     Стратегическое планирование ? это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения.
     Стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования его сильных и слабых сторон (преимуществ и недостатков) и использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием1. Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления.
     Система стратегического планирования дает возможность муниципальному образованию определиться с направлением и темпом развития, обозначить главные тенденции рынка, выявить, какие организационные и структурные изменения должны произойти, в чем его преимущество, какие инструменты нужны для успешного развития.
     Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:
     1. Определение миссии и целей.
     2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ слабых и сильных сторон, а также потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
     3. Выбор стратегии.
     4. Реализация стратегии.
     5. Оценка и контроль выполнения.
      Определение миссии и целей организации. 
     Целевая функция начинается с определения миссии муниципального образования, отражающей философию и смысл его существования.
     Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней выделяется статус образования, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает на что будут направляться усилия, какие ценности будут при этом более значимыми. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния образования, на ней не должны отражаться финансовые проблемы. 
     Цель – это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования:
* Четкая ориентация на определенный интервал времени;
* Конкретность и измеримость;
* Непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
* Адресность и контролируемость.
     Исходя из миссии и целей существования образования строятся стратегии развития и определяется политика.
     Стратегический анализ («портфельный анализ») является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления.
     Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:
* Внешней среды;
* Непосредственного окружения;
* Внутренней среды образования.
     Анализ внутренней среды раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать образование в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. 
     Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества и инфраструктуры.
     Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование перспективных и альтернативных направлений развития образования, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. 
      Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития, касающееся сферы, средств и формы деятельности, системы взаимоотношений внутри образования, а также позиции образования в окружающей среде, приводящее к его целям.
     Стратегия выбирается с учетом:
* Конкурентной позиции в данной стратегической зоне хозяйствования;
* Перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
   * В некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает образование.
     Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
   * Цели стратегии и планы доводятся до населения, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится муниципальное образование, и вовлечь в процесс реализации данной стратегии;
  * Руководство своевременно обеспечивает поступление необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
   * В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
     Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению целей? Если стратегия соответствует целям образования, то следующая ее оценка проводится по направлениям:
   * Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
   * Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям образования;
* Приемлемость риска, заложенного в стратегии.
     Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи проводится контроль деятельности образования, в ходе которого может осуществляться корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» отмечает следующие принципы стратегического контроля:
     1. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор, пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.
     2. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
     Функции высшего руководства в процессе стратегического планирования:
     1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: конечное пояснение сущности определенных целей и более широкое и детальное доведение идей стратегий и смысла целей до населения.
     2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся ресурсов.
3. Проведение необходимых изменений.
     4. Решения по организационной структуре.
     5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
     Изменения, проводящиеся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть формах радикального преобразования, умеренного преобразования, обычных изменений и несущественных изменений.
     
     1.2 Содержание стратегического плана развития агломерации

     Недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований приводит к тому, что разработанные концепции и стратегические планы иногда носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации2. Недоучет стратегических факторов может привести к плачевным последствиям для муниципального образования, особенно если требуется структурная перестройка экономики территории. Такая перестройка может возникнуть в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижением потребности в продукции градообразующего предприятия, утраты конкурентоспособности его продукции в результате старения технологии и оборудования, сокращения государственного заказа. Следствием этого являются массовая безработица в муниципальном образовании, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности. Отсюда следует, что одна из важнейших задач стратегического планирования — предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых решений3. Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция социально-экономического развития и разрабатываемая на ее основе комплексная программа, а именно стратегический план, социально-экономического развития. Может быть разработан один обобщающий документ. 
     В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные (пять лет) и долгосрочные (до 10—15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок должен разрабатываться стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу. Необходимо детально рассмотреть структуру концепции социально-экономического развития муниципального образования. Данная структура включает несколько разделов:
      1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации;
      2. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития;
     3. Основные направления реализации стратегических целей;
     4. Подпрограммы; 
     5. Механизмы реализации.   
     Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования:
     1. При анализе стартовых условий и оценке исходной социально-экономической ситуации рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона в целом, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна. Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, условия и предпосылки развития.
      2. При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Выделяются две позиции в этом вопросе: 
     А) сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия); 
     Б) полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).
     В действительности потребуется использование обеих данных стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены главные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить альтернативный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, политики субъекта Российской Федерации и его экономической политики. Чаще рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний). Стратегический выбор – самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения4. 
     3. Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы: 
     А) развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;
     Б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики; 
     В) социальная политика;
     Г) обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства; 
     Д) экологическая политика; 
     Е) развитие человеческого потенциала территории; 
     Ж) совершенствование организации и деятельности муниципальной власти. 
     4. Подпрограммы. В составе концепции или стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», Здравоохранение» и другие. На основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов. 
     5. Механизм реализации концепции социально-экономического развития. В этом разделе рассматриваются: 
   * Формы государственной и муниципальной поддержки выполнения установленной стратегии;
   * Источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (определить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования необходимых расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы и кредиты); 
   * Механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, переподготовка муниципальных кадров, развитие информационных технологий управления).
      Разработка концепции и стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования —  задача, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов и соответствующей технологии работы.
     Рисунок 1 ? Основные этапы разработки концепции

     Основные этапы разработки концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования:
     1. Организационно-подготовительный этап включает: 
* Разработку и утверждение структуры документа; 
* Подготовку необходимых методических материалов; 
     * Определение состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке проекта концепции, формирование соответствующей рабочей группы; при необходимости проведение обучения работников; 
     * Формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции; 
     * Выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов; 
     * Составление графика разработки концепции, содержащего все этапы формирования концепции, состав группы и его руководителей. 
2. Этап формирования и анализа информационной базы включает: 
     * Сбор, систематизацию и анализ данных, составляющих информационную базу для формирования концепции;
* Статистические данные;
* Предложения населения; 
     * Прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования; 
     * Наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, отражающих интересы города и другое.
      З. Этап разработки проекта концепции предполагает формирование проекта концепции в соответствии с принятой структурой, на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов социально-экономического развития.
      4. Этап экспертизы обеспечивает высокое качество и научную обоснованность концепции. Основные задачи экспертизы: 
    * Проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования; 
    * Анализ соответствия задач социально-экономического развития муниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития; 
    * Оценка принятых направлений социально-экономической политики; уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации целей, и источников ее покрытия. 
     Таким образом, проводится юридическая, экономическая, экологическая и социальная экспертиза концепции и ее общественное обсуждение (общественная экспертиза). 
     5. Этап согласования и утверждения концепции. На этом этапе производится доработка проекта концепции по результатам экспертизы и общественного обсуждения, увязка принимаемых решений с возможными объемами финансовых и других ресурсов, согласование концепции с органами государственной власти субъекта РФ, природоохранными органами, в отдельных случаях — с заинтересованными министерствами и федеральными агентствами и утверждение концепции представительным органом муниципального образования.
      При принятии решения о разработке концепции перспективного развития муниципального образования необходимо обращать внимание на следующие моменты5: 
     1. Формирование в составе администрации структурного подразделения (или временной рабочей группы), занимающегося разработкой концепции и непосредственно подчиненного главе администрации или (как минимум) его первому заместителю. Возложение этой работы в качестве «дополнительной» на структурные подразделения, занятые текущими задачами, как правило, ведет к неудаче.
      2. Создание, наряду с административной группой, общественного координационного органа по разработке и реализации стратегии развития муниципального образования. Одной из известных форм такого органа является «Агентство развития», учредителями которого, кроме местной администрации, могут быть предприятия города и их союзы, коммерческие структуры, банки, фонды экономического развития, профсоюзы, общественные организации, корпоративные организации ученых и экспертов, университеты. В составе агентства организуются научные советы и группы по разработке отдельных разделов концепции. Головной его структурой может быть научный центр, высшее учебное заведение, проектная организация. 
     3. Широкая и постоянная информированность населения о целях и задачах стратегического плана, необходимости и полезности его для каждого жителя, организация сбора и обсуждения предложений, поступающих от населения и различных местных сообществ. Жители должны знать и осознавать, что разработка стратегии развития муниципального образования их общее дело, а они — его участники.  
     
     1.3 Стратегический план – механизм ответственной власти

     Особое место в реализации функции планирования на местном уровне отводится стратегическому планированию. Интерес к стратегическому планированию местных органов власти стал проявляться в западноевропейских странах с середины 80-х гг. XX в. В США методы стратегического планирования стали использоваться государственными и местными органами власти немного раньше ? с начала 70-х гг. В Великобритании с 2000 г. каждый орган местного самоуправления обязан разработать документ, включающий направления и механизмы развития территорий в соответствии с определенными коллективными целями. Именно в русле стратегического планирования должна распределяться ресурсная база конкретной территории, обозначаться приоритеты общественного развития и вырабатываться механизмы достижения стратегических целей. Поэтому для того, чтобы превратиться в полноценный субъект стратегического планирования, гражданское общество на локальных территориях должно объединиться и сформулировать свои принципы взаимоотношения с местной властью в решении вопросов местного значения. Такая политика не может не соответствовать интересам государства и общества, гармонизируя их интересы вокруг повседневных нужд и забот конкретного человека.
     Целесообразность в разработке стратегического плана развития региона возникает тогда, когда регионы, поставленные в ситуацию самоопределения, вызванную требованиями экономической самодостаточности и самообеспеченности, стремятся сформировать собственную линию поведения на национальном рынке с целью обретения максимальной социально-политической устойчивости. Как и любая предпринимательская структура, регион в полной мере осознает необходимость формирования собственного хозяйственного багажа, максимально диверсифицированного и социально привлекательного для местного населения. В связи с этим каждый хозяйствующий субъект должен сформулировать собственную корпоративную миссию, служащую долгосрочным ориентиром в развитии региона. Миссия призвана заложить пакет стратегических целей и задач, стоящих перед регионом, а также сформировать в сознании его жителей самобытность, исключительность и миграционную привлекательность территории. Содержание миссии обусловлено геополитическим положением региона, своеобразием его культурных традиций, экономической ролью в государстве и приоритетами социально-экономической политики.
     В содержание миссии региона входят:
     ? географическое положение региона, его культурное и историческое наследие;
     ? номенклатура продукции ведущих предприятий, обеспечивающих формирование доходной части региональной казны;
     ? конкурентное преимущество региона как экономической единицы, условия его туристической или миграционной привлекательности.
     Формулировка корпоративной миссии предваряет разработку стратегического плана регионального развития. Стратегический план необходим для исполнения следующих функций:
1. Привлечение инвестиций;
2. Консолидация интересов региональных и городских властей;
3. Консолидация общества; 
     4. Выделение общественных приоритетов; 
     5. Совершенствование и рационализация системы управления.
     Задачи планирования определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. Задачи стратегического планирования сводятся к следующему:
     ? планирование собственной линии поведения на национальном рынке;
     ? планирование развития муниципального образования;
     ? улучшение социальной политики.
     Таким образом, основной задачей планирования является формирование максимальной социально-политической устойчивости. 
     Разработку стратегического плана необходимо осуществлять на основе существующего анализа социально-экономического положения, направленного на выявление важнейших характеристик, основных условий развития, конкурентных преимуществ и недостатков, профильных секторов экономики и предприятий, имеющих наилучшие перспективы развития и составляющих градообразующею основу города, района или муниципального образования. Участие общественности на всех стадиях разработки стратегического плана, представляющего двухсторонний процесс взаимодействия между общественностью и органами муниципального образования, ответственными за подготовку, принятие и исполнение решений, позволило получить представление об интересах различных групп сообщества и решить ряд важных задач: диагностика проблем и потребностей, ценностей различных групп населения, выработка новых оригинальных подходов к решению проблем.
     Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения поставленных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития.
     Планирование является начальной функцией в муниципальном менеджменте и призвано заложить основные ориентиры в функционировании и развитии территориального образования на определенный срок. На основе планов разработки программы развития территориального образования устанавливаются приоритеты и ценностные предпочтения. Благодаря функции планирования территориальное образование определяет для себя перспективы собственного развития и устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории. Открытость и взвешенность планов является гарантией их исполнения и обеспеченности ресурсами.
     С точки зрения сроков планирования финансовой деятельности территориальных образований выделяют три вида планов: краткосрочный (1 год), среднесрочный (3 года) и долгосрочный (свыше 5 лет).
     Основу планирования составляет набор документов, призванных упорядочить механизм пропорционального развития территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прежде всего, это концепция социально-экономического развития территории, охватывающая все стороны ее жизни и базирующаяся на тщательно отработанной версии корпоративной миссии и геополитического потенциала территории. Целью экономической концепции, по словам Р.И. Шнипера, является «заблаговременное рассмотрение отраслевых и обще территориальных проблем, с которыми регион сталкивается в далекой перспективе и по которым должна быть начата подготовка решений».
     Разработанная концепция должна подкрепляться экономической стратегией, содержание которой составляет анализ и оценка перспектив развития ключевых отраслей региональной экономики, сформировавшихся вокруг ведущих производственных центров. Экономические стратегии трансформированы в набор соответствующих программ или проектов с личными ресурсами и сложившейся организационной моделью управления.
     Низший слой в перечне планов территориального образования составляют рабочие планы мероприятий по реализации конкретных проектов. Это могут быть также планы по определенным направлениям, рассматриваемым в качестве точек потенциального роста (план финансовой поддержки). Данные планы имеют текущий характер и выполняются с учетом дополнительных требований и обстоятельств определенных ситуаций.
     Объектом планирования выступает прои.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44