VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Внешнеэкономическое сотрудничество России с Германией в условиях санкций и в долгосрочной перспективе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011018
Тема: Внешнеэкономическое сотрудничество России с Германией в условиях санкций и в долгосрочной перспективе
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение 

высшего образования 

«Всероссийская Академия внешней торговли министерства экономического развития Российской Федерации»



Факультет экономистов-международников





Кафедра  Международной торговли и внешней торговли РФ



Студент: Подставкова М.И.









Выпускная квалификационная работа

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

на тему:



Внешнеэкономическое сотрудничество России с Германией в условиях санкций и в долгосрочной перспективе



Допускается к защите:                                          





Зав. кафедрой                                                   Научный руководитель



______проф.  Спартак А.Н.                                   ________проф.  Мягков В.Ю.

							

«      » ____________ 2016г.                                  «     » ____________ 2016г.











  





Москва – 2016





СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………………2

ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ГЕРМАНИЕЙ	5

	1.1 Значение мировых хозяйственных связей в современном мире.	5

	1.2 История внешнеэкономических отношений России с Германией.	11

	1.3 Характеристика торгово-экономических отношений России с ФРГ на современном этапе.	16

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С ГЕРМАНИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ	36

	2.1 Политика санкций со стороны Европейского союза  в отношении России	36

	2.2 Влияние санкций на торгово-экономические отношения России с Германией	46

	2.3 Влияние санкций на экономику ФРГ	54

ГЛАВА 3 Перспективы и сценарии дальнейшего сотрудничества России с Германией в области торгово-экономических отношений.	74

	3 .1 Перспективные проекты сотрудничества России с Германией	74

	3 .2 Перспективы и сценарии развития торгово-экономических отношений России с Германией в будущем	78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	88

ПРИЛОЖЕНИЯ	94





ВВЕДЕНИЕ

Основной формой кооперации стран в экономической сфере является взаимная торговля. Торгово-экономические связи исторически стали основой взаимоотношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия. На современном этапе двустороннее сотрудничество в этой области переживает не лучшие времена. Это обусловлено различными факторами: экономической конъюнктурой, внешними обстоятельствами. Значительное влияние на кооперацию между Россией и Германией оказало неправомерное введение санкций со стороны Запада, результатом чего стали вынужденные ограничительные меры России по различным группам европейских товаров аграрно-промышленного комплекса.

В этой связи, тема «Внешнеэкономическое сотрудничество России с Германией в условиях санкций и в долгосрочной перспективе» является одной из наиболее актуальных и значимых тем на данном этапе российско-немецкого сотрудничества в современных условиях.

Актуальность это темы связана также с тем, что Германия является крупным государством в составе Европейского Союза, обладающим значительным политическим и экономическим влиянием. Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Внешняя политика этой страны распространяется не только на европейские государства, но и на такие крупнейшие страны, как США, Россия и Китай. Германия является одним из важнейших экспортёров и импортеров мира. Россия объективно стала одним из главных партнеров на восточноевропейском континенте для Германии. Торгово-экономические отношения с ФРГ обладают большим удельным весом во внешней торговле Российской Федерации, играют особую роль во внешнеэкономических связях России, поэтому требуют тщательного изучения. 

Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни. Для этого существует ряд причин и предпосылок: огромный потенциал сотрудничества двух стран, который основан на высоком уровне взаимодополняемости экономик России и ФРГ, традиционность деловых связей, территориальная близость и надежная договорно-правовая основа.

Актуальность и значимость данного исследования стала основой для формулирования цели и задачи настоящей работы – изучить историю сотрудничества России с Германией, проанализировать современную торговую политику и тенденции ее развития на различных уровнях на примере торгово-экономических отношений России с Германией, влияние введенных против Российской Федерации санкций на показатели взаимной торговли России и Германии в целом и на развитие российско-германского бизнеса на примере компании АО “Мерседес-Бенц РУС” в частности, выявить возможные пути развития событий и сформулировать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности торговой политики нашей страны в области сотрудничества с ФРГ.

Объект исследования данной работы – торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и ФРГ.

Предмет исследования – история, тенденции развития, особенности, структура, и возможные сценарии развития внешнеэкономических отношений между Россией и Германией.

Цель настоящей работы – на основе изучения и анализа динамики изменения объема и структуры взаимного торгово-экономического сотрудничества России с Германией выявить и показать основные тенденции их развития в условиях санкций и способы преодоления негативных тенденций.

В данной работе была использована следующая литература: крупнейшие статистические базы России и Германии, такие, как, данные, предоставленные Министерством Экономического Развития РФ, Росстат, Таможенной службой РФ, Statistisches Bundesamt (Destatis), так и некоторые монографии по мировой торговле, научные статьи, обзоры экспертов, сайты признанных газет Германии и официальные страницы организаций, проводящих исследования мировых рынков, предоставляющих консалтинговые услуги и информацию по этим рынкам и предприятиям.

РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ГЕРМАНИЕЙ

.1 Значение мировых хозяйственных связей в современном мире.



Мировая экономика представляет собой сложную систему, которая состоит из различных элементов. Основу мировой экономики формируют международное и ограниченное рамками различных стран национальное воспроизводство материальных и духовных благ, а также распределение, обмен и потребление этих благ. Все эти фазы мирового производственного цикла как в глобальном плане, так и в масштабах различных стран, влияют на то, как функционирует мировая хозяйственная система в целом.

«Мировое хозяйство (или Всемирное хозяйство, или Мировая экономика) — это совокупность исторически сложившихся в результате общественного разделения труда отдельных отраслей хозяйства, связанных между собой системой международного разделения труда и международных экономических отношений.»

Формирование современной международной экономики связано с закономерностями развития и улучшения производственных процессов, а также объединением усилий новых стран для совместного процесса воспроизводства, превращением международных торговых отношений в один из наиболее значимых факторов прогрессивного экономического роста, удовлетворением потребностей национальных экономик и населения стран в различных благах и услугах. Мировое хозяйство сложилось и развивается на основе международного разделения труда (МРТ). В процессе соперничества между разными государствами была сформирована система МРТ. В основе МРТ лежит международная специализация, что предполагает наличие пространственного разрыва между различными стадиями производственного процесса.

«Международное разделение труда (МРТ) – это специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.»

Результатом углубления специализации производственных процессов в области промышленности привело к изменению типов МРТ. В этот момент произошел переход от межотраслевого к внутриотраслевому разделению труда, которое увеличивает специализацию не только отдельных государств, а также крупных компаний в сфере международных экономических отношений(МЭО).

«Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда». В развитии современных международных экономических отношений наблюдаются следующие тенденции:

Во-первых, они характеризуются усилением интернационализации производственных процессов. «Интернационализация– это процесс развития экономических связей в мире, когда национальная экономика одной страны выступает частью мирового хозяйственного процесса, который углубляется на основе МРТ». Этот феномен вызван более крупным развитием, а также широким распространением мировых достижений  в научно-технической сфере. Стоит отметить, что интернационализация страны невозможна без интеграции государства в мировую экономику. В XXI веке ни одна страна мира не способна эффективно развиваться без интеграции в МЭ. В это время внешнеэкономические связи стали важнейшим экзогенным фактором, влияющий на темпы и стабильность эффективного развития отечественной экономики. Внешнеэкономические связи имеют большое значение для глобальных интеграционных процессов. «Международная экономическая интеграция (МЭИ)- взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах.»

Во-вторых, появилась тенденция транснационализации мировой экономики. Данная характеристика тесно связана с увеличением количества международных корпораций. «Транснационализация – перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала». Этот процесс представляет собой расширение международной экономической активности промышленных производств, банков, компаний, задействованных в сфере услуг, их выход за национальные границы различных государств. Это приводит к превращению национальных корпораций в транснациональные. Данный процесс характеризуется переплетением капиталов за счет создания совместных компаний, поглощения корпораций других государств, привлечения финансовых средств банков иностранных государств. Также особенностью транснационализации является создание прочных долгосрочных связей за границей промышленных корпораций и банков одного и того же государства. 

Постиндустриализация – еще одна характерная тенденция для развития мировой экономики. Это понятие связана с этапом экономического развития, который следует за периодом индустриализации и характеризуется быстрым расширением и развитием доли сферы услуг в структуре современной мировой экономики. Эти структуры изменяются в направлении формирования центров мирового хозяйства.

В то же время в настоящее время происходит экономическое сближение и усиление кооперации государств на региональном уровне, в результате чего происходит формирование региональных интеграционных структур. «Регионализация - развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств».

Еще одной важной характеристикой развития современных международных отношений является процесс глобализации мирового хозяйства. Он тесно связан с диверсификацией форм кооперации. Кроме традиционных видов внешнеэкономических связей – внешней торговли и инвестиционного сотрудничества – в наше время стремительно развиваются кооперация в научно-технической, валютно-финансовой сферах, промышленное сотрудничество, военно-техническое взаимодействие, туристическая деятельность. Такие формы внешнеэкономического сотрудничества привели к глобализации международной экономики, которая была вызвана развитием внешнеторговой экономической кооперацией между странами, либерализацией торговых отношений, изобретением новых способов коммуникации, международных технических стандартов.

«Глобализация международных отношений – процесс усиления взаимозависимости и взаимовлияния сфер общественной жизни и деятельности различных стран в области международных отношений». Это понятие характеризуется тремя основными особенностями: удалением от государственного контроля в сторону рыночных механизмов, преступлением национальных границ в процессе интеграции различных государств, активным развитием ИТ.

Для эффективной и правильной организации международной торговли, необходимо эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена.

«Таможенная политика - это система принципов и направлений деятельности государства в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности с помощью таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли».

Основой законодательства Германии, регулирующего порядок осуществления таможенной политики, является Таможенный Кодекс (от 12.10.1992), Единый Таможенный тариф Европейского Сообщества, Закон о таможенном управлении. Базой германской таможенной политики является единый таможенный тариф, общая таможенная территория и унифицированные правила таможенного оформления, принятые государствами-членами ЕС, образующими европейский таможенный союз.

В России таможенная политика осуществляется по единому таможенному тарифу (ЕТТ) Евразийского экономического союза Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской республики – это единый для указанных стран свод ставок таможенных пошлин, основанный на Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Указанные ставки применяются к товарам, ввозимым на территорию ЕАЭС из третьих стран. Таможенный тариф установлен на каждый тип товаров на единицу его количества (вес, объем или количество единиц, штук).

Однако развитие всех мировых процессов не свободно от политического воздействия. Ярким примером такого политического влияния являются санкции, введенные Европейским Союзом против Российской Федерации в середине марта 2014 года в силу различных политических разногласий.

«Международно-правовые санкции – коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права». Санкции определяют последствия после нарушения международных правовых норм с целью «наказания» правонарушителя и предупреждения совершения подобных правонарушений в будущем. Санкции являются мерой защиты, а также мерой восстановления прав, которые уже были нарушены. Национальные интересы государства не являются основанием применения санкций.

К санкциям способны прибегать как единичные страны, так и блоки государств, например, ЕС. Принимаемые на ограниченный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие негативные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) проявляются с временным лагом. Кроме того, санкции отменяют не всегда так же быстро, как вводят. Например, принятая в период холодной войны из-за ограничений на эмиграцию из СССР советских граждан поправка Джексон-Вэника к Закону о торговле США (1974 г.) была отменена в отношении России, правопреемницы Советского Союза, лишь в 2012 г., хотя эмиграция из СССР была разрешена в 1987 г. В числе предусмотренных этой поправкой мер был запрет на предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий.

В контексте современного развития торговли и мировых политических изменений Российская Федерация не остается в стороне. Настоящее положение РФ в системе международных экономических отношений дает возможность нашей стране быть активным участником развития мировой экономики. Россия владеет внушительными запасами природных ресурсов, рабочей силой, занимает ведущее положение в развитии производства и экспорте различных товаров и услуг, обладает мощным потенциалом в научно-технической области. Это позволяет России сотрудничать с множеством стран по всему миру в области торгово-экономических отношений. 

ФРГ, обладая крупнейшей экономикой в ЕС, является важнейшим торговым партнером России.



1.2 История внешнеэкономических отношений России с Германией.



Федеративная республика Германия исторически является одним из основных экономических и политических партнеров РФ. С конца прошлого века Германия стабильно находится среди ключевых стран по величине торгового оборота с Россией. Со временем возросла роль и нашей страны во внешней торговле ФРГ. Среди стран Европейского союза Германия считается одним из государств, с которыми у РФ традиционно сложились наиболее дружественные и плодотворные взаимоотношения.

Самые первые торговые отношения были налажены между Древнерусским государством и Священной Римской империей. После экспансии Тевтонского ордена в тринадцатом веке между северо-западной Русью и северной Германией начали развивать разветвлённые внешнеторговые связи. Русские города Новгород и Псков были участниками Ганзейского союза.

В период правления Петра I учёных и ремесленников из Германии часто приглашали в Россию. Они получали значительные привилегии. В это время особым слоем населения Российской империи были балтийский немцы В 1894 году Россия и Германия заключили торговый договор на 10 лет. Согласно этому договору оба торговых партнера понижали пошлины на поставляемые друг другу товары. Подписанию данного соглашения предшествовала напряжённая торговая война.

Уже в 1913 году Германия стала основным экономическим партнером России: нa неё приходилось 29,8 % российского экспорта и 47,5 % импорта. Наравне с Францией, Великобританией, Бельгией Германия стала одним из главных инвесторов в Россию. Накануне 1917 года в России весь иностранный акционерный капитал составлял около 1.300 млрд рублей, из которых немецкие вложения – 378 миллионов рублей. (для сравнения: английские вложения только 226 миллионов рублей).

Между Советской Россией и Веймарской республикой в 1922 году был подписан Раппальский договор. Согласно этому договору обе стороны отказались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и установили дипломатические отношения. Это был первый межгосударственный договор, который регулировал отношения между Германией и Россией после Первой мировой войны. После подписания Рапалльского договора страны, которые находились в международной изоляции, планировали усилить свое положение на мировой арене. Этот договор имел особое значение для экономик обеих сторон: для Германии Россия была важным и стратегически выгодным рынком сбыта промышленной продукции, который бойкотировался остальными европейскими странами. Благодаря этому договору Россия получила единственную возможность для построения и расширения собственной промышленности. Например, Германия поставляла в Россию специальное оборудование для разработки каспийских нефтяных месторождений. Две стороны получали обоюдную выгоду: Россия получала возможность самостоятельно разрабатывать нефтяные месторождения без участия других стран; Германия в свою очередь смогла изменить свое зависимое положение от нефтяных картелей США и Великобритании.

С установлением прочных дипломатических отношений сотрудничество в военной области было усилено: Германия получила доступ к научно-исследовательской деятельности в сфере военных разработок. Россия смогла получить доступ к германским военным исследованиям. 

Послевоенный период можно охарактеризовать началом разрядки международной напряженности и противостояния двух политических и экономических систем: социалистической и капиталистической. Отношения России и социалистической ГДР имели особый характер в рамках партнерства по соцлагерю, по военно-политическому союзу, Варшавскому договору. В это время экономические отношения СССР и ФРГ осложнились по причине «холодной войны». Однако 5 июля 1972 года было подписано долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. После подписания данного соглашения экономическое сотрудничество двух стран начинает развиваться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. C этого момента Федеративная Республика Германия стала одним из основных торговых партнеров Советского союза. Значимую роль для развития этой кооперации сыграла сделка века «газ-трубы», которая была заключена 1 февраля 1970 г.  В период 1970-1980х годов торговые отношения между Россией и ФРГ стали развиваться очень интенсивно. Сотрудничество с ФРГ оказалось достаточно динамичными как в сфере торговли, так и в промышленной и научно-технической сферах.  Товарооборот между странами неизменно рос вплоть до 1984 года. В 1985—1987 годах он значительно уменьшился. Это было обусловлено ухудшением импортных возможностей Советского союза, которые были связаны с сокращением валютных поступлений ввиду падения мировых цен на нефть.

Время 90-х годов можно охарактеризовать качественными переменами в российской экономике. Они привели к возникновению новой реальности. Вследствие распада Советского союза ГДР становится частью ФРГ. Германия предстает единая державой, что изменило формат российско-германских отношений. В этот период наши отношения начали развиваться «в новом формате». 9 Ноября 1990 года между вновь объединенной Германией и РФ был заключен «Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве». 21 Ноября 1991 года была подписана «Совместная декларации Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и канцлера Федеративной Республики Германия». Оба соглашения стали правовой основой сотрудничества двух стран. Особое значения для установления отношения с новой Германией приобрел «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии» от 12 Сентября 1990 года. ФРГ способствовала более быстрой и эффективной интеграции России в европейские структуры. Она стала одной из первых стран, кто признал Российскую Федерацию в качестве полноправного преемника СССР. После 1992 года было заключено «Соглашение о партнерстве между ЕС и Российской Федерацией», которое и по сей день оказывают значимую роль на развитие отношений между Россией и Германией. Данное соглашение является базовым, рамочным, оно охватывает весь комплекс вопросов торговли, промышленного сотрудничества, учредительной деятельности компаний. 

Одной из наиболее значимых проблем в 1991-1997 годах, которая осложнила развитие торгово-экономической кооперации России и ФРГ, стал вопрос российских долгов. Россия имела значительную задолженность перед ФРГ, как на государственном, так и на частном уровне. К ней относились задолженности частным немецким банкам, кредитным институтам, компаниям и фирмам, а также непосредственно немецкому государству. Основными долгами банкам стали различные кредиты, которые СССР получил в период 1989-1991 годов. По оценкам аналитиков  совокупная стоимость долгов в период с 1991 г. по 1993 г. составила около 20 млрд. марок, а с учетом процентных платежей - 28 млрд.марок.

Также существовала значимая задолженность по трансфертным сделкам с предприятиями бывшей ГДР с начала 1991 года. Стоимость данной задолженности составила 15,2 млрд. немецких марок.

В течение 1992-1994 гг. РФ предпринимала различные попытки по своевременному и полному обслуживанию внешних долгов, что не всегда являлось успешным. В  декабре 1992 года Германия представила России восьмилетнюю отсрочку в выплате задолженности по трансфертным сделкам с предприятиями бывшей ГДР. Дополнительно к этому ФРГ продлила на 10 лет в рамках Парижского клуба выплату 8 млрд.марок российской государственной задолженности в сентябре 1992 года. 

Начиная с 1998 года в российско-немецких отношениях наступил новый этап. Изначально он характеризовался спадом в области торгово-экономического сотрудничества, что было вызвано дефолтом. Объем товарооборота России и Германии снизился с 34 млрд. нем.марок в 1997 г. до 29.5 млрд. в 1998 г и до 26 млрд. в 1999г. Это время характеризовалось сокращением поставок продовольствия из ФРГ в РФ. Большое количество немецких фирм заморозили свою деятельность на территории России. С 1998 года проводятся ежегодные двусторонние правительственные консультации на высоком уровне. 

В начале XXI века торгово-экономические связи РФ переживают трудное время значительных качественных изменений, которые связаны с проведением реформ и поиском новых и выгодных путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Итоги 2001 года показали позитивные тенденции в области развития ключевых сфер российской экономики. 2002-2003 года характеризовались бурным ростом экономических отношений между РФ и Германией, что было связано с расширением новых взаимовыгодных направлений кооперации и стабилизацией политической обстановки в РФ. 

По данным Торгового представительства РФ в ФРГ в 2002 году стоимостной объем двусторонней торговли составил 21,6 млрд. евро, где на экспорт придётся до 13,6 млрд. евро, на импорт - до 11,6 млрд.евро. В 2003 году товарооборот увеличился на 3,5%. За период с января по сентябрь 2004 года товарооборот вырос на 17,1%. В 2006 году в торговле с Германией у РФ отмечен стабильный положительный баланс. По оценке Росстата, экспорт в ФРГ составил 24,5 млрд. долл., а импорт из Германи достиг 18,4 млрд. долл. (порядка 19,6 млрд. и 14,7 млрд. евро соответственно). Однако в это время Германия как торговый партнер занимала 1-е место в страновой структуре российского импорта (более 13%) и 3-е место в структуре экспорта (свыше 8%), то РФ для ФРГ только 8-й по доле поставщик товаров (около 4%) и 12-й рынок сбыта (менее 3%).

В 2007 году объем взаимной торговли смог достичь рекордной точки в 52,8 млрд. долл. Принимая во внимания такой резкий скачок товарооборота, Минфин РФ предполагало, что российско-германский товарооборот в 2008 году будет увеличиваться такими же быстрыми темпами и составит 63-65 млрд. долл. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Германией после экономического кризиса 2007-2009 годов испытывало значительный подъем. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в мировом хозяйстве, кооперация России и Германии перманентно увеличивалась. ФРГ оставалась нашим основным партнером в Европейском союзе и, следовательно, занимала ключевое положение в системе внешнеэкономических связей России. Это предоставило российским и немецким компаниям новые возможности для ведения бизнеса. Германии удалось расширить свои позиции в качестве одного из главных экономических партнеров РФ. Российская экономика становилась все более привлекательной для инвестиционных вложений.



 Характеристика торгово-экономических отношений России с ФРГ на современном этапе.



Начало второго десятилетия XXI века характеризуется позитивным ростом и стабильным увеличением товарооборота между Россией и Германией. В 2011 году оборот между странами увеличился почти на 20 млрд. долл. по сравнению с 2010 годом, а темп роста составил 137,2%. В целом, 2010-2011 года можно назвать благоприятными для развития торгово-экономических отношений двух стран: немецкие партнеры увеличили свой экспорт практически в 1,5 раза, а импорт вырос на 8,5 млрд. долл.(Таблица 1.1). Такое развитие в первую очередь связано с восстановительным ростом мировой экономики после упадка в 2008-2009 годах, главными локомотивами которых стали развивающиеся государства, в большей степени страны азиатского региона. 

Период 2011-2013 годов можно также назвать благоприятным для сотрудничества двух государств. В эти годы наблюдается стабильный рост товарооборота двух стран: в 2013 году товарооборот составил 74,9 млрд. долл., увеличившись на 3,8 млрд. долл. по сравнению с 2011 годом. В этот период прослеживается постоянный рост оборота между РФ и ФРГ, несмотря на то что темп роста товарооборота замедляется с 137,2% до 102,2%. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и с экспортом РФ в ФРГ в 2011-2013 годах. Показатели экспорта постепенно увеличиваются с 34,2 млрд. долл. в 2011 году до 37 млрд. долл. в 2013 году при одновременном падении темпов роста с 133,1% до 105,8%. В показателях импорта в этот временной период наблюдаются колебания и незначительные изменения: в 2013 году импорт России из Германии составил 37,9 млрд. долл., что на 0,2 млрд. долл. больше, чем в 2011году. Наблюдается значительное снижение темпов роста импорта с 141,1% в 2011 году до 99% в 2013. 

Некоторое замедление темпа роста товарооборота стран связано в первую очередь с кризисом в странах еврозоны, оказавшим значительное влияние как на европейскую, так и на мировую экономику в целом. Кризис показал большое количество противоречий и проблем в системе регулирования экономического и валютного союза Европы.

Таблица 1.1 - Товарооборот между Россией и Германией в 2010-2015 гг. 

(в млрд. долл. США)



2010 год

2011 год

2012 год

2013 г.

2014 год

2015 год

Оборот

52,4

71,8

73,3

74,9

70,1

45,8



Темпы роста(в %)(

131,1

137,2

102,0

102,2

		93,5

			

65,3

		

Экспорт РФ

25,7

34,2

35,0

37,0

37,1

25,4

Темпы роста(в %)

137,2

133,1

102,5

105,8

100,3

68,3



Импорт РФ

26,7

37,7

38,3

37,9

33,0

20,4



Темпы роста(в %)

125,8

141,1

101,7

99,0

86,9

62,0



Сальдо

-1,0

-3,5

-3,3

-0,9

4,1

5



Источник: [11]



	Согласно официальным данным показатели российской статистики имеют значительные отличия от данных, представленных немецким статистическим агентством. Можно заметить, что согласно немецкой статистике показатели товарооборота, экспорта, импорта между Россией и Германией значительно выше. Так, по данным германских статистических агенств товарооборот в 2011, 2012, 2013 годах составил 104,8, 104, 101,6 млрд. долл. cоответственно. Особенно сильные расхождения заметны в показателях экспорта России: по оценке ФРГ экспорт РФ был на 22,6 млрд. долл. больше данных российского статистического агентства, в 2015 – на 19,5, а в 2013 разница составила 16,7 млрд. долл. В показателях импорта наблюдается меньший разрыв, однако не менее значительный – порядка 10 млрд. долл. 

Во-первых, это объясняется тем, что таможенная служба РФ использует правила оценки, отличающиеся от способов оценки немецкой таможни. Также существуют различные способы установления страны происхождения товаров. РФ учитывает все поставки экспорта по стране назначения экспортируемого товара. Весь импорт отражается по стране происхождения товара. Например, объемная доля поставок энергоносителей из России в ФРГ проходит через Роттердам, и российская статистика относит ее к российско-голландскому экспорту. По данным ФТС в ФРГ было экспортировано нефти и нефтепродуктов на сумму 14,3 млрд. долл. в 2013 год., В то же время как согласно немецкой статистики экспорт составил 30,6 млрд. долл.

Во-вторых, существуют различия при отражении торговли с третьими государствами. Данная разница встречается в основном при учете импортных поставок в РФ промышленных товаров из Германии (машиностроение, фармацевтика, производство бытовой техники и пр.). Главная причина – большое количество дочерних предприятий европейских концернов базируются на территории ФРГ. При учете товарных поставок этих компаний из ФРГ в декларации учитываются материнские концерны. В результате часть таких товарных поставок в РФ отражается как импорт из третьих стран.

В-третьих, отмечается несовпадения даты регистрации экспортных и импортных поставок ввиду отсутствия общей границы между РФ и ФРГ. В тех ситуациях, если товар долгое время остается нерастаможенным на складе у покупателя, он отражается в статистике страны продавца в качестве экспорта и не учитывается до момента перехода таможенной границ в статистике страны покупателя. 



Рисунок 1.1 - Основные показатели торговли между Россией и Германией (в млрд. долл. США)

Источник [11]



Структуры российского и немецкого экспорта в значительной степени отличаются друг от друга. В российском экспорте в Германию преобладают в большой степени сырьевые товары. Общая доля сырья (нефть и нефтепродукты, природный газ, каменный уголь, минеральные удобрения, древесина и металлы и др.) превышает 80% всего экспорта.

Основная часть экспорта из РФ в Германию приходится на следующие группы товаров:

•  Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 

•  Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 

•   Медь и изделия из нее 

•  Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 

•  Черные металлы 

•  Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты 

•  Древесина и изделия из нее; древесный уголь 

•    •  Алюминий и изделия из него 

•  Удобрения 

•  Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них 

•  Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов 

•  Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона 

•  Каучук, резина и изделия из них 

Структура немецкого экспорта в РФ кардинально отличается от российского. Основные товары, которые ФРГ экспортирует в Россию:

•  Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 

•  Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

•  Фармацевтическая продукция 

•  Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 

•  Пластмассы и изделия из них 

•  Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 

•  Изделия из черных металлов 

•  Прочие химические продукты 

•  Органические химические соединения 

•  Товары, не указанные в других категориях 

•  Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона 

•  Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства 

В период 2011-2013 годов можно заметить, что в структуре импорта России из Германии преобладают транспортные средства, машины и оборудование. С.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44