VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние детско – родительских отношений на формирование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000035
Тема: Влияние детско – родительских отношений на формирование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Педагогический институт
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования




Утверждаю
Заведующей кафедрой
                     ________
«_____»________2015 г



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     
     
     Выполнила: студентка 5 курса
     ДПП (з/о)
     Цэдашиева Татьяна Будажаповна
     Научный руководитель:
     Посходиева Дулгар Васильевна
     к. п. н., доцент
     	Оценка__________________
     
     
     	Улан – Удэ
     2015
     Содержание
     
Введение
Глава 1. Формирование самооценки старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема
1.1  Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.2  Роль детско – родительских отношений в формировании самооценки у дошкольников
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско – родительских отношений на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня самооценки старших дошкольников в условиях ДОУ
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию детско – родительских отношений
Заключение 
Библиография
Приложение 
     
     
Введение
     
     У детей интересный мир в развитии. И не каждый взрослый может понять внутреннее состояние ребёнка. Потому что некоторые дети всё своё состояние не проявляют внешне. И у них происходит базисное становление самооценки у ребёнка. Для развития ребёнка самую главную роль играет оценка самого себя и всё это зависит от отношения родителей к своим детям. В работах выдающихся психологов, педагогов таких как Д.Боулби, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, М.Д. Эйнсуорт, даётся направление на изучение типов детско – родительских отношений.
     В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. [6, 37, 38,] А.Антонова Методики для диагностики отношения родителей к детям.
     Уметь анализировать свои способности, уметь проконтролировать себя, дать оценку себе и другим, также принимать чужие оценки – это главное качество ребёнка, который готовится войти в общество – мир школьника. И в этом влияние детско – родительских отношений вызывает большой интерес. 
     Стиль детско – родительских отношений способствует формированию самооценки у дошкольника.Надо указать противоречия, которые позволили актуализировать данную тему исследования. Это и определило актуальность данной работы.
     Учитывая актуальность данной проблемы, выбрала тему дипломной работы: «Влияние детско ? родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста».
     Цель: исследовать особенности влияния детско – родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
     Объект исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования: особенности влияния родительских отношений, формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: успешное формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих психолого – педагогических условий: 
Создана
Разработана
Определена
     Задачи исследования:
1.Изучить теоретический материал по проблеме влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка;
2. Подбор методического обеспечения исследования;
3. Анализ полученных экспериментальных данных; 
4. Разработка методических рекомендаций.
Методологические основы дипломной работы:
Методологические основы дипломной работы:
1. Методики для диагностики отношения родителей к детям. А. Антонова.
2. Тест на выявление уровня самооценки у ребёнка «Лесенка»
3. Проективный метод «Какой я?», Рисую себя;
Методы исследования:
     1.  Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
     2.  Эмпирические методы исследования (тестирование, проективный метод). 
          3.Метод математической обработки данных. 
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что может доставлять интерес для учителей, психологов, родителей, проведённые исследования, также можно использовать материал для дальнейшего изучения влияния отношений в семье на разнообразные стороны личности.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Токчинская средняя общеобразовательная школа», группа кратковременного пребывания (5,5 ? 6 летнего возраста). В исследовании участвовали 21 детей (11 девочек и 10 мальчиков) и их родители (21 мам и 13 пап).

     

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Психологическая характеристика ребёнка старшего дошкольного возраста по формированию самооценки
     Для формирования новых установок в психологической деятельности и поведения у детей 55 – 6 лет особую роль играет психическое развитие.
Именно в этом возрасте начало будущей личности, формирование устойчивой структуры мотивов, зарождение общественных потребностей.
Зарождается новый тип мотивации – основа произвольного поведения, она обусловлена социальными ценностями, нравственными нормами и правилами поведения в среде, в некоторых случаях умение сдерживать естественные желания. [25]
     Например: ребёнок хочет смотреть по телевизору мультфильм, поиграть в компьютер, но ему говорят, что надо сходить в магазин за хлебом или поиграть с братиком.
      В этом возрасте закладывается период активного развития и становления познавательной деятельности.  У ребёнка выражается стремление узнать, назначение предметов, пытается устанавливать взаимосвязи явлений и предметов, появляется много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о живой и неживой природе, о строении вселенной. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. У них возникает предпочтение к головоломкам, задачкам, упражнениям в которых надо думать.
      Формирование у детей целостного восприятия окружающей действительности, зарождается мировоззрение. Полностью у ребёнка меняется структура и содержание в деятельности. Они сопоставляют результат с образцом, и находят расхождения. Положительная самооценка очень важно в их деятельности. На седьмом году жизни понимание своего места в обществе и организация деятельности в новой социальной роли очень важно. Одни стремятся к успеху и высоким показателям, а другие избегают неудачи и переживания, уже ребёнок начинает осознавать и делать выводы в своей деятельности, и соответственно у них начинается формирование самооценки. Таким образом, внутренняя позиция, уровень осознания своего места в обществе – является важным новообразованием в развитии самооценки у детей дошкольного возраста. 
     Самооценка – это оценка личности самого себя, своих возможностей, качества и места среди других людей, является главным регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. [20]
     Когда у человека возникают эмоциональные срывы, тревожность, поведение становится неадекватным, происходит расхождение в деятельности и его реальными возможностями, то это ведёт к формированию неправильной самооценки. Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
     В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
     Главные функции, которые выполняются самооценкой, ? регуляторная, на основе происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.[20]
     Н. Бранден передаёт другое определение самооценки в своей книге «Мощь самооценки».
     Самооценка – это уверенность в своей способности думать, справляться с жизненными задачами, чувство достоинства, право на утверждение своих потребностей и желаний, наслаждение плодами своих усилий.
     Н. Бранден складывает самооценку из двух независимых аспектов:
1.Самоэффективность (чувство результативности).
Уверенно функционировать своей психикой, в способности думать в процессах, посредством которого определяет, выбирает, решает. Уверенность в свои способности постигать факты действительности, которые входят в сферу интересов и потребностей, вера в себя.
2.Самоуважение (чувство личного совершенства).
Уверенность в своей ценности, положительный принцип по отношению к индивидуальному праву жить. Чувство, что и радость – неотделимое право человека. [5]
     Из выше сказанного, делаю вывод, самооценка передаёт вероятность почувствовать себя способным преодолеть любые жизненные трудности и обладать право на счастье.
     По мнению А.В. Петровского самооценка является основой личности, и именно она существенный регулятор поведения. «От самооценки зависит отношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Этим самооценка оказывает влияние на развитие личности человека». [27]
     Американский психолог В. Сатир излагала другое определение самооценки. «Самооценка – это часть самосознания, оценка самого себя, своих эмоции, мысли человека по отношению к самому себе». [35]
     В научных исследованиях самооценка обсуждается, с одной стороны как проблема связи личности и самооценки, а с другой – соотношение самосознания и самооценки. Оба этих два взгляда к пониманию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь вскрывают сложность и многозначность её как психического феномена.
     Самосознание – это осмысленное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, волнениям и размышлениям. Самосознание может проявлять эмоционально – смысловую оценку своих личных возможностей. [15]
     Наиболее разработанная модель, предложенная М. Розенбергом, включает в себе ряд психологических процессов и механизмов самосознания, благодаря которым формируются и изменяются наши представления о себе.
     Структура компонента рефлексивного «Я» строится:
 - по степени отчетливости осознания;  
 - по степени важности;
 - по степени последовательности;
     «Образ Я» в целом, содержит устойчивость, уверенность в себе, самоуважение, легкость и трудность изменения представления о себе.
     Самооценка является условием и средством становления итоговых образований самосознания, какими выступают «образ Я» и «Я – концепции».[20]
     В становлении самооценки особую роль играет рефлексивные действия. Человек на собственных чувствах оценивает себя и дифференцирует внутреннее «Я».
     Рефлексия показывает самооценку с противоположной стороны, когда субъект оценивает запланированную цель с точки зрения будущего успеха, вносить изменения и исправления ее с учетом различных норм, чувство ответственности за потенциальные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих. Чтобы получить результат своим действиям субъект ставит цели деятельности и поведения, исходя из цели продумывает ход осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, изменяет заданное в личностно значимое, делает прогноз совершаемых действий и поступков. 
     Из выше изложенного вытекает, что высокий уровень самооценки обязаны сравнивать с наличием у субъекта умения аргументировать, актуализировать используемые средства обеспечения. 
     Аргументы побуждающие человека оказывать влияние во имя своих представлений о себе всевозможные. Одним из мотивов стремления человека к позитивному образу «Я».
     Отношение человека к себе никогда не бывает равнодушным и нейтральным, незаинтересованным, причём эмоциональная тональность направлена либо положительно, либо отрицательно и сила этих эмоций пронизывает все сферы гуманной жизнедеятельности. Самый сильный, стабильный аргумент такого рода – самоуважение. Вторым характерным аргументом является ощущение «постоянства Я», который побуждает индивида помогать и сохранять постоянство, как самостоятельность, даже когда она не полностью удовлетворительна.
     В последние годы на основе взаимодействия этих двух аргументов, проводились особые пробные исследования.
     От оценки окружающих зависит во многом представление человека о самом себе. Когда воздействует положительные суждения о человеке, тогда самооценка повышается, а при отрицательных моментах - снижается. Нередко подобный сдвиг бывает довольно устойчивым. Например: если группа ставит завышенные оценки, то уровень человека со временем повышается, выходя за пределы тех качеств которые у него были.
     Весь психологический процесс самооценивания сравнительно сложен.
     Всё выше изложенное имеет прямое отношение к самооценке как таковой и в старшем дошкольном возрасте не накладывает на самооценку ребёнка глубокого отпечатка.
     Влияние на развитие и становление самооценки на данном возрастном этапе протекает более эффективно.
     В психологии посвящены работы выдающихся психологов по развитию самооценки, его виды и факторы влияющие на её развитие. Также разработаны и апробированы методические процедуры по изучению развития самооценки.
     Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Каждая из них любым образом выражается в жизни человека.
     Адекватная самооценка представления людей о себе даёт реальную картину действительности, мнение человека совпадает с тем, что он собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои успехи и ошибки. На адекватность самооценки влияет степень развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки.
     Дети с адекватной самооценкой активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Сверстники высоко ценят эти качества. Школьники с заниженной самооценкой охарактеризовать не могут, они опираются на мнения других. 
     Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. При заниженной самооценки дети недооценивают себя по сравнению с тем, что они представляют, неуверенны в себе, мнительны, пассивны, ранимы, замкнуты. Всё это мешает педагогу и родителям общаться с ними, устанавливать контакты.
     При завышенной самооценке дети переоценивают себя, самоуверенны, высокомерны, бестактны, не слушают мнения других. Сверстники отрицательно воспринимают эти качества.
     Можно отметить устойчивую и неустойчивую группы адекватной и неадекватной самооценки. При устойчивой самооценки характерна неизменяемость под воздействием факторов, способность не поддаваться коррекции. Неустойчивую самооценку можно легко изменять и корректировать. Самооценка старшего дошкольника способна поддаваться коррекции и это способствует расширению возможностей направленного формирования самооценки.
     Также отмечаются абсолютная и относительная самооценки. Абсолютная самооценка – это оценка без сопоставления с мнением других. Относительная самооценка – отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.
     На самооценку влияет притязания человека, который проявляется в степени трудности, целей и задач, поставленных человеком перед собой.
     Уровень притязаний – реализация самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. Уровень притязаний школьника помогает ему достичь те цели, на которые он считает способным. Уровень притязаний может проявляться в отдельных областях деятельности (спорт, музыка) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских или семейных отношениях).
     Уровень притязаний влияет на самооценку в той или иной области. Уровень притязаний личности иногда имеет более общий характер, потому что может относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, прежде всего к тем, где проявляются его умственные и нравственные качества. Такой уровень лежит в оценке себя как личности.
     Одним из условий гармоничного развития личности является учёт уровня притязаний, его соответствие возможностям ребенка в воспитательном процессе. Конфликты ребёнка с другими людьми, самим собой возникают в случае несоответствия уровня притязаний возможностям ребенка.
     Всё это может привести к отклонениям в развитии личности ребёнка. Три уровня когнитивного аспекта самооценки выделены у А.В. Захаровой. Для первого уровня характерны обоснованность, реалистичность, разностороннее содержание оценочных суждений, высказываемых в проблематичной форме, что свидетельствует о наличии у ребёнка рефлексивности при оценивании себя. Для второго уровня отмечается менее последовательная реалистичность и обоснованность, более узкое содержание оценочных суждений, появление категоричных форм их реализации. Третий уровень – неадекватность, слабая обоснованность самооценки, неглубокое содержание оценочных суждений, формируемых в категоричных формах.
     Какие же факторы влияют на развитие самооценки? Главным фактором, влияющим на развитие самооценки, является семья. Первые 5-6 лет жизни ребёнка его самооценка формируется на информациях, которую он получает в семье, на отношение родителей к нему. Взрослые передают ребёнку оценочные сообщения через слово, интонацию, жесты, мимику.
     Самооценка этого возраста носит абсолютный характер, так как ребёнок не сравнивает себя с другими. На самооценку ребёнка начинают влиять другие факторы, когда он начинает посещать детское дошкольное учреждение. Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребёнок способен справиться с неудачами и трудностями. Ребёнок с заниженной самооценкой мучается сомнениями. 
     Именно при посещении дошкольного учреждения зарождаются признаки сопоставительной, сравнительной и относительной самооценки. В общении с другими детьми ребёнок познаёт их, а через них и себя. Нужно отметить, что роль семьи в старшем дошкольном возрасте остаётся огромной.
     В зрелой семье, где царит уважение и взаимопонимание, формируется ощущение ценности самого себя. В неблагополучных семьях, где отсутствуют взаимопонимание, дети беспомощны. В таких семьях у детей самооценка занижена. На развитие самооценки влияют правила, установленные в семье. Есть семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном.
     Можно отметить четыре типа поведения людей с заниженной самооценкой:
1.Заискивать, чтобы другой человек не сердился;
2.Обвинять, чтобы другой считал его сильнее;
3.Рассчитывать всё так, чтобы избежать угрозы;
4.Отстраняться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет;
     По В. Сатиру существуют две семейные системы: закрытые и открытые.
     Характер реакции на внутренние и внешние изменения определил различия между ними. Закрытая система неподвижна, отсутствует обмен информацией между частями. Члены такой семьи необщительны, замкнуты, имеют мало друзей и знакомых. В открытой семье все части взаимосвязаны, подвижны, все информации проходят внутри её и выходят за пределы. Члены семьи с открытой системой общительны, добры, правила в ней гуманны.
     Самооценка в семьях с различными системами разная. Самооценка в закрытой системе низкая, зависит от самооценки других людей. Для заниженной самооценки характерны следующие стили общения: обвиняющий, расчётливый, заискивающий, отстранённый. В открытой системе самооценка более адекватная, высокая и не зависит от внутренней оценки.
     Возраст, безусловно, влияет на развитие самооценки. Дети старшего дошкольного возраста оценивают себя положительно, неудачи связывают с определёнными обстоятельствами. Самооценка взрослого человека более объективна, нежели детская. С возрастом может происходить переход от конкретно – ситуационной к более обобщенной самооценки. 
     Детям старшего дошкольного возраста ещё недоступно оценка собственной личности, а дети младшего школьного возраста проявляют такую способность. С возрастом могут меняться и критерии самооценки. В годы юности внешность имеет большое значение для самооценки, взрослого человека внешность гораздо меньше волнует, на первый план выступают моральные качества, умственные способности.
     Межличностные отношения влияют на развитие самооценки. Дефицит общения влияет на недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценки. Опасная причина неадекватной самооценки – неумение человека видеть свои недостатки. Именно общение помогает человеку увидеть свои достижения и ошибки, формировать и корректировать самооценку. Общение со взрослым очень важно для ребёнка. Благожелательное отношение к ребёнку со стороны взрослых – одно из главных условий его развития. 
     Для структуры дошкольного возраста, в центре которого находится человек, характерно криссталическое мировоззрение, объясняющее результат деятельности людей. Ребёнок пытается увидеть закономерность отношений окружающего мира, и приводит его в порядок. Ребёнок, чувствуя своё ограниченное место в системе отношений с взрослыми, стремится к осуществлению общественно значимой и оцениваемой деятельности. Если спросить ребёнка трёх лет: «Ты какой?». Он ответит – «Я большой». Если спросить тот же вопрос у ребёнка шести лет, он ответит: «Я маленький».
     Ребёнок старшего дошкольного возраста осознаёт возможность своих действий, он начинает понимать, что не всё может (начало самооценки).
     Самосознание – это осознание своих личных качеств и осознание своего места в системе общественных отношений. В три года – внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.
     Кризис 6-7 лет возникает на основе появления личного сознания. Основная симптоматика кризиса состоит из трёх элементов:
1. Потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребёнка.
2. Манерничанье – ребёнок что – то из себя строит, что – то скрывает.
3. Симптом «горькой конфеты» - ребёнку плохо, но он старается этого не показать.
У ребёнка возникает внутренняя жизнь переживаний, не накладывающаяся на внешнюю жизнь. Возникновение внутренней жизни является важным фактором, потому что ориентация поведения начинает осуществляться внутри внутренней жизни.
     Требуется переход к новой социальной ситуации, к новым содержаниям отношений. Ребёнок вступает в отношения с людьми, которые осуществляют обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Тенденция к ней выражается в стремлении пойти в школу.
	Время между основными детскими кризисами занимает почти всё дошкольное детство. Нужно отметить, что этот отрезок жизни является самым плодотворным периодом социализации ребёнка. Он учится руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться.
	С помощью обобщенного человеческого знания организуется собственный опыт взаимодействия со средой и людьми, нравственные правила и законы объясняют причинно – следственные связи, у ребёнка формируется спсобность к самостоятельному эмоциональному контролю. Именно в этот период возможны, страхи не оправдать ожидания.
     Психолог Л.С. Выготский отмечает, что для этого возраста (кризис 7 лет) характерны дифференциация внутреннего и внешнего, открытие ребёнком самого существования своих переживаний, возникновение самооценки как некоторых «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора.
     Иерархическая структура переживаний – это основа развития способностей к символизации, заставляющая ребёнка ощутить отдельность своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами. Выготский Л.С. пишет: «Ребёнка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности».
     В этой области у ребёнка в дошкольном возрасте появляются новые самостоятельные возможности. Через сюжетно – ролевые игры начинается вхождение детей в группу сверстников. Именно игра со сверстниками позволяет взять на себя высоко значимые нужные социальные роли. Всё это влияет на построение самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
     Детская компания начинает обеспечивать потребности его саморегуляции, здесь образуются новые формы отношений с миром: складываются индивидуальные привязанности и эмоциональное сопереживание, возможно организация невинных и серьезных шалостей, которые дают возможность получить яркие впечатления.
     Аффективное освоение окружающей среды и определение своих собственных качеств и возможностей происходит в результате того, что дети дразнят взрослых, совершают реальные рискованные вылазки.
     Яркая аффективная жизнь является основной индивидуальной ценностью ребёнка данного возраста. Серьёзная жизнь дома и в обществе идёт теперь более обыденно для ребёнка. К требованиям взрослых относится спокойно, старается соблюдать общие правила. Взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребёнком наиболее «экономным» и формальным способом. В этот возрастной период разъединяется система аффективной организации поведения ребёнка и его близких.
     Самостоятельное освоение механизмов эмоционального контроля позволяет ребёнку искать компромисс между выполнением того, что он должен делать, и что ему хочется. Значительное место в развитии средств аффективной саморегуляции, занимает разработка механизмов экспансии, определяющих уровень притязаний ребёнка, из которых и формируется самооценка.
     Что же влияет на формирование самооценки и представлений старшего дошкольного возраста о себе?
* опыт общения ребёнка с родителями;
* опыт общения со сверстниками;
* индивидуальный опыт общения;
* его умственное развитие.
     Знания, полученные в процессе деятельности, к старшему дошкольному возрасту приобретает осознанный характер.
     Мнения и оценка окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и о своих возможностях. При этом суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат. Большое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Именно они формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, на которые следует равняться, намечать планы, необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения действий. Если они соответствуют возможностям ребенка, то достижений целей, реализация планов способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».
     Вредными считаются и отсутствие критики со стороны родителей и чрезмерная строгость, если замечания родителей носят исключительно негативный характер. У него не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. 
Обогащение индивидуального опыта ребенка способствует развитию самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте. Индивидуальный опыт – совокупный результат умственных и практических действий предпринимаемых им в окружающем мире. Опыт в конкретной деятельности – основа для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Успех или неуспех в соответствующей деятельности – критерий наличия или отсутствия, каких – либо способностей. Проверяя свои силы в реальных условиях жизни, ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
	Индивидуальный опыт вначале выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни. У старших дошкольников опыт осознается лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Через индивидуальный опыт ребенок получает конкретные и эмоционально окрашенные знания. Индивидуальный опыт – это главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки.
	Умственное развитие ребенка – важное условие формирования самооценки и самосознания. Оно способствует осознанию фактов своей внутренней и внешней жизни, обобщению своих переживаний. 
	В 6-7 летнем возрасте наблюдается возникновение осмысленной ориентировки собственных переживаний, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь», «Я сердит» и т. д. Возникновение негативной оценки своих возможностей в этом виде деятельности возможно, если ребенок несколько раз подряд испытывает неудачу в какой-то ситуации. Богатый собственный опыт ребенка старшего дошкольного возраста помогает наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные.
Оценки окружающих принимаются старшим дошкольником в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно для тех детей, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду – кризису 7 лет. В практической части данного исследования будет исследована регуляторная функция самооценки.






1.2 Подходы к классификации родительских отношений
Отношение родителей к детям – важный фактор социального и психологического развития ребёнка. Особенности взаимосвязей родителей и детей – модель построения отношений с окружающими людьми. 
     Социальный или психологический аспект поведения ребёнка во многом зависит от семейных условий и взаимоотношений.
     Д. Бомринд выделяет следующие типы родительских отношений:
     1. При демократическом стиле общения родителей с детьми строится на партнёрских началах. Признаётся право ребёнка на независимость и собственные суждения. Характерно стремление родителей в убеждении ребёнка в необходимости тех или иных действий. Используя предоставленную ему инициативу, ребёнок демонстрирует активное, независимое поведение. Эти особенности поведения ребёнка встречают поддержку и одобрения родителей. Отношение родителей к ребёнку как к полноправному партнёру помогает ему занять адекватную его возрасту позицию по взаимоотношению с взрослыми. Основные средства, используемые родителями при общении с ребёнком, направлены на поддержку его инициативы, уверенности в себе, подчеркивании его личного вклада в достижение общей цели. Это способствует формированию благоприятного видения себя. Данный стиль общения формирует систему оценивания собственных критериев. Уважительное отношение родителей способствует самоуважению ребенка и оценке эффективности собственных усилий.
     2. Для авторитарного стиля характерны предоставление инициативы в значительно меньшем объеме, ограничение его участия в подготовке принятия семейных решений, сопровождение контроля повышенной критичности родителей, отклонение всех предложений ребёнка. Родители ограничивают самостоятельность и право на независимые суждения, пытаются упрочить свой авторитет и настоять на своём решений, а дети пытаются добиться признания со стороны родителей. Ребёнок отвечает протестными формами поведения и пытается изменить эту ситуацию. Родители отводят ребёнку позицию слабого, несамостоятельного требующего постоянного руководства.
     3. Смешанный стиль характеризуется совмещением двух предыдущих стилей. Дети, имевшие доверительные отношения с родителями, имеют адекватную самооценку, а неадекватная самооценка присуща детям из семей регламентированным типом общения. 
     Доверительные отношения между детьми и родителями требовательность, дисциплина одновременно с уважением и автономией ребёнка способствуют развитию высокой самооценки личности. Негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» воздействий над эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие чёткой воспитательной программы – влияет на формирование у детей низкой самооценки.
     Таким образом, благоприятное условие развития позитивной самооценки – эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребёнка, не препятствующая развитию и его самостоятельности.
     Во многом зависит развитие ребёнка от отношения родителей. Если хотят вырастить развитую личность, то необходимо разобраться:
1.Какой стиль семейного воспитания преобладает в настоящее время?
2.Подходит ли такой стиль семейного воспитания самим родителям?
3.Как относятся остальные члены к данному стилю?
4.Что именно родителей не устраивает?
5.Какие меры возможны для устранения негативных сторон в воспитании?
6.Родители согласны что-либо менять в семейном воспитании?
7.К изменениям сами родители готовы или нет?
     По Шевцову И.В. существуют конструктивные и ошибочные отношения родителей к детям. 
     Конструктивные отношения позволяют вырастить гармоничного ребёнка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребёнка.
     Существуют такие типы ошибочного воспитания:
     - эгоцентрическое;
     - тревожное;
     - гиперсоциальное;
     - отвергающее;
     Тип неконструктивных отношений родителей к ребёнку основаны на крайностях воспитания. Эгоцентрический тип отношений подразумевает «не обращай ни на кого внимания, презирай всех». Передача родительских страхов к детям рассматривается в тревожном типе отношений «если это произойдёт, то….» или «не послушаешь нас, то накажем». Отвергающий тип отношения имеет в виду реакция ребёнка, как бы мешающим моментом в организации родителями личной жизни.
     Искодольский Н.В. анализирует особенности родительских конфликтов с детьми. Психологи знают, что кризис, конфликт – не всегда плохо, он может способствовать совершенствованию личности, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его».
     В кризисный период, когда происходит поворот от родителей к сверстникам, очень важно мнение родителей для ребёнка. Родители не должны разрушать контакт с ребёнком, потому что тесная психологическая близость после этого не может восстановиться, и существует опасность для родителей и детей стать посторонними друг другу людьми. 
     По мнению Н.В. Искодольского, существуют три типа неправильного отношения родителей к ребёнку. Доминантное отношение – строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета.
     Отвергающее отношение – равнодушие к своему ребёнку, строгое, негибкое поведение. В результате разрушаются родительские отношения к ребёнку, отсутствует семейная сплоченность. Этот стиль используется родителями в качестве наказания за «плохое» поведение.
     При симбиотическом типе отношения к ребёнку напряжённый эмоциональный контакт лишает его собственной индивидуальности, становится.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44