VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние группы сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000428
Тема: Влияние группы сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
   
Педагогический факультет
Кафедра дошкольного образования и логопедии


  Оценка ____________                                    ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ ГЭК
  Председатель ГЭК                                         Зав. кафедрой:
  ____________________                                 ______________Е. Д. Файзуллаева
                                                                           «___» _____________20__ г.

ТЕМА
(Влияние группы сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста)


                                                          
                                                                                                   Научный руководитель:
                                                                                                   к.п.н., доцент
                                                                                                   кафедры ДОиЛ
                                                                                                   Яркина Т.Н.
                                                                                                   Выполнила: 
                                                                                                   Кулеева Ю.О.
     
     
     
     
      
      Томск 2014
     
     Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование становления самооценки старших дошкольников в группе сверстников……………………………….……………8
1.1. Изучение проблемы самооценки в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..7
1.2. Особенности становления самооценки в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….17
1.3. Влияние сверстников на становление самооценки старших дошкольников………………………………………………………………………30
Выводы по главе I………………………………………………………………….43
Глава II. Экспериментальное исследование влияния группы сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста……………………………..45
2.1. Диагностика самооценки и характера взаимоотношений старших дошкольников ………….…………………………………………………………44 
2.2. Организация работы по развитию самооценки старших дошкольников …………………………………………...…………………………………………54
2.3. Оценка результативности проведенной работы……………………………..61

Выводы по главе II…………………………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованных источников ……………………………………………72
Приложения ………………………………………..................................................79












Введение
       Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в его психическое развитие. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте дети начинают  руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. Одной из центральных задач развития является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Осознание себя как индивидуальности, а также как участника социальных отношений является необходимым условием для того, чтобы ребенок стал ответственным членом общества.
       Согласно статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона Российской Федерации об образовании государством выдвинуты следующие требования: содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.
	У детей в дошкольном возрасте формируется Я-концепция, устанавливается уровень самооценки. В развитии личности большую роль играет самооценка ребенка. В дальнейшей жизни от этого может зависеть успешность или не успешность человека. 
        В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л. И. Божович, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О. А., Божович Л. И., Горбачевой В. А., Захаровой А. В., Липкиной А. И., Лисиной М. И., Мухиной В. С., Савонько Е. И., Уманец Л. И. и другие. Вместе с тем, в психологической литературе отсутствует единое требование определения самооценки, а также нет единого мнения о содержании и динамике этого важнейшего личностного образования, являющегося компонентом самосознания, т.е. особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.
        Путь психического развития ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок-взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник, которые также  влияют на развитие дошкольника.
        Влияние группы сверстников на развитие личности на ребёнка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям. Положение ребёнка в группе сверстников показывает, насколько принят ребёнок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников. От оценок сверстников, практически, и зависит положение ребёнка в группе, его дальнейшее саморазвитие, самооценка.
     Старший дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. 
          Актуальность в том, что данный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений, развития самосознания и развития адекватной самооценки, которое происходит посредством общения не только со взрослыми, но и с группой детей. А отношения в группе сверстников не всегда просты и понятны. То, какое положение ребенок займет в группе, отразится и на его самооценке в дальнейшем.  Следовательно, проблема видится в том, как важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
         Учитывая актуальность и важность изучения проблемы развития самооценки у старших дошкольников в группе сверстников, нами и была выбрана данная тема.
        Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сверстников на формирование самооценки детей в старшем дошкольном возрасте.
 В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 
2. Подобрать методики и организовать диагностическое обследование детей, направленное на выявление уровней самооценки.  
3. Сравнить полученные в результате исследования данные. 
4. Попытаться сформировать адекватную самооценку у детей. 
5. Подвести итог по результатам, сделать выводы.
     Гипотеза: Мы предполагаем, что положение ребёнка в группе сверстников оказывает  влияние на формирование адекватной самооценки.
        Объект исследования – процесс формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
        Предмет исследования – влияние  сверстников в формировании самооценки старших дошкольников.
        Исходным теоретическим положением, определяющим логику нашего исследования, являются научные работы о становлении и развитии самооценки У. Джемса, Р. Бернса, А.Г. Спиркина, Л.И. Божович,  М.И. Лисиной  и др.
Теорет. База??????????????
       Методы исследования:
1.  Теоретические – анализ  и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,  интерпретация литературных  источников.
2.  Эмпирические – психолого-педагогический эксперимент, социометрия, тестирование.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ исследования.        
        Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучены особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста  и разработаны рекомендации по коррекции  и развитию адекватной самооценки  детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике  взрослых (педагогов, родителей).  
        База исследования. Данное исследование проходило на базе МБДОУ Каргасокский детский сад № 1 общеразвивающего вида. В исследовании приняло участие 17 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
        Даная работа включает следующие этапы исследования:
       На первом этапе проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор инструментария.
       На втором этапе осуществлялся сбор эмпирических данных.
       На третьем этапе проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов.
      На четвертом этапе – анализ результатов и формулирование рекомендаций.
         Структура ВКР. 
         ВКР состоит из введения, в котором описывается актуальность и проблема исследования; двух глав, одна из которых посвящена теоретическому обоснованию формирования самооценки, а другая – практическому исследованию самооценки; заключения, в котором кратко описывается вся проделанная работа; списка используемых источников, которые  включают в себя литературу и интернет-ресурсы; приложений. 



























ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование становления самооценки старших дошкольников в группе сверстников
1.1. Изучение проблемы самооценки в психолого-педагогической литературе
        Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится. Важно то, что результатами интегративной работы в сфере самопознания (как человек получает знания о себе), с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного отношения к себе (переживания), с другой, подчинены задачам формирования единства, целостности личности, её внутреннего психологического мира, объединяются в особые образования личности – ее самооценку.
      «Самооценка представляет собой ступень в развитии самосознания, предпосылкой которой является осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям, самому себе, а также и оценочное отношение к ним» [3, с. 67].
         Проблема возникновения и развития самооценки – одна из центральных проблем становления личности, которой посвящено много работ как в зарубежной, так и в отечественной психологии. [5].
       Среди них можно выделить следующих авторов: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B .C. Мерлин, В. С. Мухина, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, Е. А. Серебрякова, Г. Л. Собиева, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чаматы, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
        Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У. Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. Джемс  назвал формулу самооценки  термином  «самоуважение».
            У. Джемс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения – практической деятельности.
          В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [7]. 
          В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующее действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
        Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я», Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера. 
         Бихевиористы анализируют самооценку с точки зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер Б.). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.
          В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности.
      В интеракционистском подходе Вебстер М., Кули Ч., Мид  Г., Собичек Б. внимание акцентируется на личности, которая формируется на основе опыта, получаемого индивидом при взаимодействии с другими. То есть, самооценка, и представление человека о себе обусловливаются реакциями и мнениями других о человеке. Кули Ч. Создал теорию «Зеркального Я», где важное значение имеет субъективно интерпретируемая обратная связь, получаемая от других людей, как главного источника данных о собственном «Я».
         Представитель феноменологического подхода Н. Бранден указывает на тот факт, что самооценка, представление человека о самом себе играют важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и отвечают требованиям реальности. Самооценка выступает непременным условием осуществления эффективного взаимодействия с миром и оказывает глубокое воздействие на процессы мышления человека, эмоции, желания, ценности и цели.
          Зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. При этом сама социальная среда понимается ими как враждебная человеку. Ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих эту активность. 
         Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». 
          Описательную составляющую «Я-концепции» чаще называют «образом Я» или «картиной Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. 
 Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. 
        Таким образом, можно отметить, что самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование, все элементы которого – структурные компоненты, формы, виды, показатели – развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. 
         Качественная специфика каждого из них определяет логику его развития, соотносящуюся с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
        В исследованиях отечественных психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также – самосознания и самооценки. 
       Самооценка может рассматриваться в виде осознания индивидом моральных качеств личности (Ковалев А. Г., Крутецкий В. А., Мясищев В. М., Платонов К. К.).
       Проблема становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Ананьева Б. Г., Божович Л. И., Выготского Л. С., Леонтьева A. H., Мерлина B. C., Рубинштейна С. Л., Столина В. В., Чесноковой И. И., Шороховой Е. В.
        В. В. Столин выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного – воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. 
        Таким образом, по В. В. Столину, самооценка является единицей индивидуального уровня самосознания [45].
        B. C. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре компонента, отождествляемые им с фазами развития самосознания: сознание тождественности; сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности; осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности. 
       М. И. Лисина, И. Т. Димитров, А. И. Силвестру изучали в основном условия развития когнитивной стороны самосознания, однако в их работах выделяется также аффективная часть образа "Я" и указывается, что самооценка является механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса.
       Социально-нравственная самооценка своей личности зависит от правильного понимания социальных норм и критериев нравственной оценки, только лишь в процессе осознания внешнего мира и, прежде всего, социального мира и в меру этого осознания осуществляется наиболее полное и адекватное самосознание. Самооценка играет существенную роль и в осознании тождественности своей личности. B. C. Мерлин указывал на зависимость самооценки от оценки испытуемого своей социальной группой, от его отношения к ней.
       С. Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения. В концепции С. Л. Рубинштейна самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание связано с самооценкой, которая существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [42].
       По А. В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [20, с. 97]. Самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания. 
        По Леонтьеву А. Н. самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок.
       Зейгарник Б. В., Лурия А. Р., Рубинштейн С. Л., Соколова Е. Т., Федотова Е. О. рассматривали особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития.
        И. И. Чеснокова под самооценкой понимала взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания, создавая особое образование самосознания личности – самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является, по мнению И. И.Чесноковой, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности.
        Л. В. Бороздина под самооценкой понимает наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания.
        В современной психологии самооценка рассматривается как оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков[9] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [1]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью  целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность [7].
          Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он  трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
            Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими [7]. Допускается правда, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья (Taylor & Brayn, 1988); более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевно состояния (Solvin, Block & Funder,1995). Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной  системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней. (Striumen, Lenieux& Coe,1993). Есть теория, что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки [3].
           Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушать человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.
        Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. 
Самооценка – динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, системы материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности [7].
         Подробно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот. По мере того, как выкристаллизовываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакции других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли  успокоят уговоры его друзей. Как только сформируется определенный уровень самооценки, появляется тенденция его к самоподкреплению. Все, что истолковывается как угроза самооценке, которой придерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестам окружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, они должны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить самооценку, обычно прикладываются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активируются некоторые типичные шаблоны поведения – защитные механизмы. Они позволяют человеку сохранить чувство личной ценности в своих собственных глазах.
        Таким образом, каждый человек участвует в комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играет несколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляют собой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формирования его самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большой степени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не может позволить себе их разочаровывать.
          Проведенный теоретический анализ подходов показал, что в зарубежной, отечественной и современной психологии самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания (Ананьев Б. Г., Кон И. С., Рубинштейн С. Л., Спиркин А. Г., Столин В. В., Чамата П. Р., Чеснокова И. И.).
        Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели. 
          Таким образом, самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
 Под самооценкой в данной работе понимается чувственно окрашенное отношение, которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности, взаимоотношения с окружающими.
        Развитие самооценки происходит во время всей жизни человека, и «именно ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно» [40, с. 216]. 
        Таким образом, важно отметить, что старший дошкольный возраст играет важную роль для начала становления самооценки.
1.2. Особенности становления самооценки в дошкольном возрасте
       Самооценка является главным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В.С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения.
        Центральной функцией самооценки является регуляторная (Чеснокова И.И., Столин В.В.), определяющая особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром. Показано, что устойчивость самооценки определяет возможности и эффективность реализации функции регуляции. Генезис самооценки связан с общением и деятельностью ребенка (М.И.Лисина), причем когнитивная составляющая самооценки (система представлений о себе) определяется опытом и успешностью деятельности ребенка, а эмоциональная, в первую очередь, опыту общения и межличностных отношений со значимыми другими. Образ Я является продуктом деятельности общения  и развивается с развитием деятельности и коммуникации ребенка на протяжении онтогенеза. Структура самосознания ребенка включает ядерную часть – «общую самооценку» (целостное отношение ребенка к самому себе) и периферию – предствление об отдельных качествах личности (М.И.Лисина). В структуре самооценки традиционно выделяются общая самооценка (самоотношение, образ Я, самоуважение, сила «Я») и частные конкретные самооценки (А.В.Захарова, Л.И.Авдеева, 2005). Анализ самооценки предполагает выделение таких структурных компонентов как реальная самооценка (Я-реальное), идеальная самооценка (Я-идеальное), зеркальная самооценка (самооценка, ожидаемая от других, то, каким меня видят другие в моем представлении). Характеристики самооценки включают уровень (высоту самооценки), адекватность (обоснованность), устойчивость, рефлексивность.
       В старшем дошкольном возрасте на этапе предшкольного образования  начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С.Выготский), важная личностная инстанция, опосредующая  отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми.  Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами.  В составе самооценка следует разделять содержательное представление ребенка о себе и своих свойствах – конкретные самооценки - и самоотношение (оценочный компонент самооценки). К 7 годам формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности (М.И.Лисина, Сильвестру, 1983), в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии (Чеснокова И.И). Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку – позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность.
   Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух 
лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характеризует себя в основном с внутренней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.
	«Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. В ней выделяют три основных компонента – когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединять с ними, а с другой - отличать  себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Поэтому содержание «Я-концепция» характеризуют 2 составляющие: 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и, 2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости и уникальности..
2. Второй компонент – эмоционально-ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.
3. Третий компонент «Я-концепция» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44