VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический аспект развития внутреннего туризма в россии и тенденции его развития.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000863
Тема: Теоретический аспект развития внутреннего туризма в россии и тенденции его развития.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

      Cовременная туристская индустрия является одной из самых активно развивающихся отраслей мирового хозяйства, которая вносит большой вклад в формирование валового внутреннего продукта, способствует улучшению платежного баланса, обеспечивает привлекательную доходность капиталов.
      Туризм – это совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти, и местного населения в процессе туристской деятельности. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной местности или государству доход.
      Bнутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях [учебник Квартальнов В.А «Туризм»].
      По мнению экспертов журнала «Торгово – Промышленные Ведомости РФ» 2014 год и первая половина 2015 года были трудными для туристической области. Обанкротились более десяти компаний туроператоров, пострадали туристы. За пару летний месяцев 2014 года ассоциация «Турпомощь» помогла отправиться на родину более 70 тысяч туристов обанкротившихся операторов. Главными причинами  специалисты считают снижение доверия граждан к турбизнесу, системный спад в экономике России в 2013–2014 годах и санкционный режим, колебание курса национальной валюты.
     В рамках журнала « Отдых в России» было проведено исследование, посвященное привлекательности регионов Российской Федерации их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов. В результате была проведена оценка развития внутреннего туризма в России за последние годы: оказалось, что 2014 год был переломным для развития туризма – по политическим причинам. За успешной Олимпиадой в Сочи произошло возвращение Крыма в состав Российской Федерации: эти события повлекли за собой переоценку  рекреационного богатства России. Многие россияне по – новому взглянули на огромный потенциал отдыха в пределах своей страны. В 2015 году тема внутреннего туризма продолжилась и приобрела новое звучание в силу изменения  политического дискурса. За началом боевых действий против террористов ИГИЛ последовали теракт на борту российского самолета в Египте и катастрофа в российско – турецких отношениях. Таким образом, два наиболее популярных направления летнего отдыха россиян перестанет быть таковым. Это ставит вопрос об импортозамещении в области туризма. Именно эти события и послужили действиям о переоценке состояния внутреннего туризма и тенденциях его дальнейшего развития.
     Актуальность темы – в условиях кризиса, когда произошло сокращение поездок граждан за границу, развитие внутреннего туризма и его тенденции становятся реальными инструментами для удовлетворения потребностей граждан в отдыхе за счет внутреннего туристско – рекреационного потенциала. Туризм является самым важным сектором экономики, влияющим на все сферы деятельности.
      Объект исследования – современное состояние внутреннего туризма. 
      Предмет исследования – тенденции развития внутреннего туризма.
      Цель курсовой работы – оценить современное состояние внутреннего туризма в России и исследовать тенденции его  развития. 
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      – изучить теоретические аспекты развития внутреннего туризма в России и тенденции его развития;
      – определить функции, виды и формы внутреннего туризма в России;
      – оценить современное состояние внутреннего туристского рынка в России;
      – ознакомиться с особенностями государственного регулирования внутреннего туризма в России.
      Методологическая база исследования – Госты, справочники, журналы, учебные пособия, электронные ресурсы………..


























     1 Теоретический аспект развития внутреннего туризма в россии и тенденции его развития
     1.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира.
В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1%  мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно - исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах с высокой туристской посещаемостью  и позволяет развивать множество различных видов туризма: познавательный или экскурсионный, экстремальный, научный, фестивальный, горнолыжный, лечебно – оздоровительный, круизный, рыболовный, охотничий. Масштабные мероприятия, такие как, Всемирная универсиада в Казани 2013 года, зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи 2014 года, чемпионаты мира по хоккею и по футболу в 2016 и 2018 годах, дадут дополнительный стимул развитию туризма в нашей стране. Перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса.
Государственное регулирование развития въездного и внутреннего  туризма – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития въездного и внутреннего туризма. 
Управлением туристской сферой в России, в том числе внутренним туризмом, занимается Федеральное агентство по туризму. В регионах координируют туристскую деятельность различные государственные структуры, созданные в структуре региональных правительств, областных, городских администраций. Все программы развития туризма направлены на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии, на совершенствование механизмов управления туристской деятельностью.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года туризм рассматривается, как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики[Приказ Ростуризма «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» [Текст] от 06.05.2008 N 51]
В 2008 году была утверждена Стратегия развития туризма в РФ на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Положения стратегии являются основой для общегосударственного понимания места и роли туризма в экономике страны. Они направлены на реализацию фундаментальных задач развития отрасли, являясь для органов исполнительной власти всех уровней ориентиром в выработке ключевых направлений государственной поддержки туристской индустрии [Харрис Г., Стимулирование международного туризма в ХХI веке. / Г. Харрис Г., К. М. Кац [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2009. – 196 с.]
Cегодня, благодаря научно – техническому прогрессу, большие расстояния перестали быть барьером для желающих совершить путешествие, мир превратился в единое пространство. Туризм вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решать проблемы оздоровления и занятости населения. Туризм является не только источником прибыли, но и сильным фактором роста престижа страны, её значения в глазах мирового сообщества. В настоящее время на туристском рынке работает большое количество туристских фирм, отправляющих массу своих сограждан за рубеж, и только малая их часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну. Таким образом, туризм на сегодняшний день, является каналом утечки валюты за рубеж.
Рассматривая вопрос о развитии внутреннего туризма в России, важно отметить, что сегодня наступило долгожданное время, когда все составляющие экономического и политического развития нашего государства, а также уровень развития национального капитала в стране позволяют, приступить к форсированному развитию национального туристского бизнеса и формированию российского рынка туристских услуг. Российский рынок туристских услуг является в настоящий момент самым перспективным рынком в мире, поскольку он огромен, и не был полностью сформирован во всем многообразии его перспектив в эпоху исторического материализма.
Включение внутреннего туризма  и его экономики в национальное и региональное хозяйство России – одна из важнейших закономерностей начала 21 века. Внутренний туризм – всего лишь один сегмент экономического развития региона, но при определенных условиях он может стать достаточно эффективным направлением региональной экономики.
Перед российским туризмом стоит много задач и проблем: слаба правовая база, не разработана государственная стратегия туристской индустрии, недостаточны инвестиции в туризм, но основная проблема — человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной лестницы и до уровня обслуживания на местах. Можно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе.
C другой стороны, очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам. Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия
моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания [О.А Суркова.Перспективы, тенденции и факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма]
Анализ динамики туризма в России с 2000 по 2012 год позволяет отметить, что в России выездной туризм развивается большими темпами, чем въездной. В 2011 году выехало 14, 495 млн. российских туристов, а посетило всего 2, 335 (это в 6, 2 раз меньше).
Внутренний туризм имеет положительную тенденцию роста. По сравнению с прошлыми годами число желающих съездить в путешествие по стране выросло. Если в 2005 году внутренний туристский поток исчислялся в 24,8 млн. человек, то в 2009 году - 34,5 млн. чел. Несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятельность реформируется и развивается. Для решения проблем в сфере внутреннего и въездного туризма наиболее эффективным может стать использование программно-целевого метода.
В 2011 году была принята федеральная целевая  программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», принципы которой основаны на партнёрстве государства и частного сектора. Общий объем финансирования программы составляет 332 млрд. рублей. Финансирование программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в размере 96 млрд. рублей.[ Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 №644«О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» (2011-2018 годы)»]
Развитие туризма в РФ по данным Всемирной туристской организации (ЮНВTO):
- по доходам от отрасли - 91 место в мире среди 139 стран;
- по туристскому потенциалу - 5 место в мире;
- по количеству природных туристских ресурсов мирового значения - 4 место
в мире;
- по росту доходов от туризма – 8 место в мире;
- по уровню развития туризма – 63 место в мире;
- по показателю «приоритет сектора туризма для государства» – 102 место в мире.
Факторы, способствующие развитию туристской отрасли:
- большое количество объектов культурного наследия;
- разнообразие природно-климатических условий страны.
Факторы, ограничивающие развитие туристской отрасли:
- неразвитая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов;
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры;
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов;
- невысокое качество обслуживания вследствие недостатка профессиональных кадров;
- недостаточное продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем рынках.
Основные задачи по развитию туристской отрасли:
- развитие туристско-рекреационного комплекса РФ;
- повышение качества туристских услуг;
- продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках.[Данные-Реализация инвестиционных проектов в туристической сфере с применением механизмов государственно-частного партнерства. http://russiatourism.ru/].
Таким образом, шансы стать России гостеприимной страной очень велики. Но для того чтобы получить максимальную отдачу от туристской отрасли, потребуется решить много проблем. Для решения проблем в области туризма и выработки нового видения Всемирный совет по туризму и путешествиям(WTTC)предлагает выполнить три условия.
Во - первых, российское руководство обязано придать сфере туризма приоритетный статус.
Во – вторых, предприниматели должны соотнести интересы бизнеса с нуждами людей, культуры и окружающей среды.
В – третьих, всем участникам процесса развития туриндустрии необходимо разделять цель долгосрочного роста и процветания.[Л.И Егоренков. Введение в технологию туризма]


      1.2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
      
      Внутренний туризм  представляет собой путешествия в пределах своей страны и занимает особое место в жизни любого общества. В Законе это определение конкретизируется, внутренний туризм определяется как «туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации»[ А.Б Косолапов].
В настоящее время существует огромное количество определений туризма, которые постоянно совершенствуются. Термин «туризм» не имеет корней и истоков в русском языке, он был заимствован из французской языковой системы – «tourisme», от «tour» (прогулка, поездка) – что означает путешествие в свободное от работы время, один из видов активного отдыха.
Сегодня Всемирная туристская организация (ЮНВТО) как единственная межправительственная организация по туризму системы ООН имеет право, соответствующий статус и миссию в унификации, стандартизации и распространении туристских терминов. В этих целях в 2001 г. был издан подготовленный ЮНВТО «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» на трех мировых языках (английском, французском и испанском), в котором даны базовые термины туризма[ Thesaurus on Tourism and Leisure Activities. Madrid: WTO, 2001]
Первое определение туристов относится к 1876 г. и встречается во «Всеобщем словаре XIX столетия», в котором «туристы» определены как «люди, путешествующие из любопытства или из-за безделья».
Определения туризма формулировались применительно отдельных областей теории и практики: экономики, социологии, культурологии и культурной антропологии, географии. Социологи и культурологи рассматривали туризм, с позиции моделей поведения, стилей жизни,  уклада традиций и обычаев. Географы изучали пространственные аспекты туризма, направленность туристских потоков и их рассредоточение на территориях. Экономисты изучали туризм с точки зрения его вклада в экономическое развитие спроса и предложения, финансово – экономических показателей , занятости[russiatori].
Признается существование двух типов определений туризма со своими рациональными смыслами и использованием: концептуальные и технические. К концептуальным относится определение американского ученого Джафара Джафари: «Туризм — это изучение человека, находящегося за пределами территории его постоянного проживания, индустрии, удовлетворяющей его потребности, и воздействий, которые и человек, и индустрия оказывают на социокультурную, экономическую и физическую среду». Технические определения обеспечивают стандартизированную информацию о туризме для национальных и международных статистических и правовых потребностей[Основы туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. ПисаревО-75 ского. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.].
Так, определение туризма, получившее легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН. Согласно ему туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями[Концепции определения и классификации для статистики туризма / Рекомендации по статистике туризма ВТО ООН // Статкомитет СНГ. – 2009].
В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.[Федеральный закон]
Обширная терминологическая база внутреннего туризма, его типы, виды, формы, функции требуют введения единых классификационных признаков, исключающих различное толкование тех или иных туристских явлений. Такая классификация должна быть международной, но для внутреннего туризма, из-за  сложности и обширности его понятийного аппарата, она до сих пор не создана. В литературе встречаются различные подходы к классификации туризма, причем различия носят не только терминологический характер, но и затрудняют макроэкономический анализ деятельности национальных туристских администраций.
Характеризуя внутренний туризм, целесообразно выделять разновидности туризма: пешеходный, горный, лыжный (горнолыжный), велосипедный, автомобильный, водный, мотоциклетный, спелео - и парусный туризм, а также их комбинации.
Выделяют три формы внутреннего туризма:
- организованный туризм;
- самодеятельный (неорганизованный) туризм;
- клубный и санаторный отдых.
Классификация внутреннего туризма приведена в Таблице 1.1

Классификационная категория
Характеристика категории
Функции туризма
1. Экономическая
2. Познавательная 
3. Просветительская
4. Коммуникационная
5. Психологического насыщения и переключения
6. Экосистемная
Виды туризма






Классификационная категория
1. Рекреационный
2. Потребительский (рыбалка, охота, сбор дикоросов)
3. Культурно – познавательный
4.Воссоединительный(посещение знакомых и родственников) и ностальгический
Характеристика категории

5. Деловой и профессиональный
6. Приключенческий
7. Спортивный
8. Лечебно-оздоровительный
9. Экологический
10. Религиозный (паломничество)
11. Комбинированный
12. Прочие
Формы туризма
1. Организованный туризм
2. Неорганизованный туризм
3. Клубный и санаторный отдых.

Одной из значимых функций внутреннего туризма является - экономическая.
Современное производство внутренних туристских продуктов невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне региональной экономики. Российский внутренний туризм страдает определенной ограниченностью, отсутствием целостного представления о его структуре, месте и роли в национальной и региональной экономике, в развитии предпринимательства. Это оказывает негативное влияние на разработки принятие крупных решений в сфере политики и экономики внутреннего туризма [География российского внутреннего туризма : учебное пособие /А.Б. Косолапов. — 3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2010. — 272 с].
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:
- регионы с высоким уровнем развития туристского продукта — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
- регионы со средним уровнем развития туристского продукта — Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;
- регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п. Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.
Для измерения роли и места туризма в национальной экономике принято соотносить основные экономические показатели туризма, с показателями, измеряющими объемы национального производства.
Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.
      На внутренний туризм воздействуют разнообразные факторы: природно - географические, политико – правовые, социальные, культурно – исторические, демографические, экономические, экологические, технологические и другие. Их различные территориальные сочетания создают мозаичную картину рекреационно-туристского потенциала России.
      Практики российской туристской индустрии возлагают большие надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично направляют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья.
Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения, возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.






1.3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Индустрия туризма вносит значительный вклад в общее экономическое развитие России. За последние годы туризм укрепил позиции в качестве экономически значимой сферы деятельности и начинает играть важную роль в социально - экономическом развитии регионов.
Для того чтобы, анализировать тенденции развития внутреннего туризма отдельной страны, необходимо рассмотреть  изменения на международном рынке туристских услуг.
Согласно предварительным оценкам ЮНВТО, к 2020 г. число международных туристских прибытий составит 1,36 млрд, а к 2030 г. — 1,8 млрд, то есть путешествовать будет уже каждый пятый житель Земли.
Суммарный вклад туризма и путешествий в мировой BBП к 2020 году вырастет примерно до 10%(9 трл. долларов). Дополнительно будет создано более 21 млн рабочих мест, и доля туризма в занятости приблизится к 10% (325 млн занятых). Несмотря на, сохраняющуюся экономическую и политическую нестабильность в мире, туризм демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. В сферу туристской деятельности все активнее вовлекаются новые страны и регионы.
 На развитие туризма оказывают воздействие многочисленные экономические (например, кризис 2008—2009 гг.), политические (военные конфликты, события «арабской весны» в странах Ближнего Востока и Северной Африки), природные (стихийные бедствия, эпидемии) факторы. Но, несмотря на все вызовы, туризм продолжает демонстрировать свою устойчивость и масштабное развитие.
Туризм играет важную роль в борьбе с бедностью, а также способствует развитию более тесных контактов между представителями разных стран и регионов мира.
Динамика и структура международных туристских прибытий представлены в Таблице 1.2
Таблица 1.2 Международные туристские прибытия по регионам
(1950—2010 гг. и прогноз до 2030 г.)

1950
1970
1990
2000
2010
2020
(прогноз)
2030
(прогноз)
Прибытия в целом по миру, млн прибытий
25, 3
165, 8
439, 5
687, 0
940,0
1360
1809
в том числе (в %)
Европа
66, 4 
68, 2
60, 4
57, 1
50, 5
45, 6
41, 1
Америка
29, 6
25, 5
21, 1
18, 6
16, 0
14, 6
13,7
Азиатско – Тихоокеанский регион
0, 8
3, 7
12, 8
16, 8
21, 7 
26, 1
29, 6
Африка 
2, 4
1, 4
3, 5
4, 0
5, 3
6, 3
7,4
Ближний Восток
0, 8
1, 1
2, 2
3, 5
6, 4
7, 4
8,2
[данные  из отчета ЮНТВО]
Анализируя данные таблицы 1.2 можно сделать вывод о том, что Европа, продолжающая  оставаться крупнейшим регионом международного туризма в мире, сдает свои позиции абсолютного лидера. В ХХ веке Европа и Америка были ключевыми туристскими регионами, но их доля снижается, а темпы прироста числа туристских прибытий по сравнению с другими регионами невысоки.  Быстрыми темпами, и очень нестабильно, растет число туристских прибытий в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который вышел на второе место в мире, начиная с 2002 г. Несмотря на имеющиеся проблемы, растет число туристов, посещающих Африку и Ближневосточный регион. Сейчас темпы прироста туристских потоков в эти регионы часто выражаются двузначными цифрами в отличие от более скромных показателей традиционных туристских лидеров европейского региона.
За последнее десятилетие изменилось соотношение основных целей международных туристских прибытий: если в 1998 г. 62% туристских прибытий совершались с целями отдыха и развлечений, то в 2012 г. доля таких поездок составила 52%; доля поездок с деловыми и профессиональными целями составляла соответственно 18% и 14%, а доля поездок с целями посещения друзей и родственников, религиозными и оздоровительными целями выросла с 20 до 27%. Прогноз ЮНВТО предполагает, что до 2030 г. такое соотношение целей туристских поездок в сохранится.
Меняется  использование различных видов транспорта в туризме. Воздушный транспорт, продолжает играть важнейшую роль в развитии массового туризма. Доля туристских прибытий воздушным транспортом с 1980 по 2012 гг. выросла с 38 до 52%. Использование авиационного транспорта в развивающихся странах растет быстрее и в будущем может превысить показатели развитых стран.
Доля автомобильного транспорта продолжает оставаться стабильной на уровне 40—41%. Сильнее всего снизилось использование  железнодорожного транспорта в туристских перевозках: с 7% в 1998 г. до всего лишь 2% в 2012 г.
Несколько снизилась доля водного транспорта, с 8 до 6%.
Туристский рынок, охватывающий большинство стран и регионов
мира, продолжает успешно расти в условиях обострения конкурентной
борьбы и усиления экономического соперничества между его участниками.
Таким образом, усиление конкуренции между странами и регионами, как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма[].
По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (ВСПП) доходы от туризма в России в настоящее время гораздо больше, чем дают автомобильная и химическая промышленность и составляют 5,9% всего ВВП, что означает примерно $106 млрд в год. Каждый миллион долларов, потраченный туристами в России, оборачивается полутора миллионами долларов российского ВВП, из них на розничную и оптовую торговлю приходится 187 000$.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 г. Россия
может войти в первую десятку стран самых популярных направлений
туризма. На рисунке 1.1 представлена структура поездок иностранных граждан в Россию по целям в 2012 г. по странам дальнего зарубежья. 40% занимают поездки со служебными целями, лишь 24% с туристскими.


Рис. 1.1 Структура поездок иностранных граждан в Россию по целям в 2012г.
(страны дальнего зарубежья, в %).
На рисунке 1.2 представлена структура поездок российских граждан
по целям в 2012 г. по странам дальнего зарубежья. Из них равное количество 45% и 46% занимают поездки с частными и туристскими целями.

Рис. 1.2 Структура поездок российских граждан за границу по целям в 2012г.
(страны дальнего зарубежья, в %)
Расходы иностранных туристов в России в 2012 г. выросли на 16%.
Таким образом, Россия оказалась на восьмом месте по росту доходов от туризма в мире. Больше всего доходы от туризма выросли:
1) в Японии (на 48%);
2) Швеции (на 26%);
3) Южной Африке (на 26%);
4) Республике Корея (на 26%);
5) Индии (на 23%);
6) Гонконге (на 17%);
7) Таиланде (на 17%);
8) России (+16%)[].
По данным Федерального агентства по туризму, в 2012 г. Россию посетили в целях туризма 2млн 570,469 тыс. иностранных граждан. В 2012 г. подтвердилась еще одна тенденция, наметившаяся в 2011 г. — активизация азиатских, восточных и новых для России рынков.
Заметный рост показали:
1) Индия (111%);
2) Китай (47%);
3) Турции (25%);
4) Австралия (33%);
5) Япония (18%);
6) Израиль (14%);
7) Гонконг (12,6%).
Согласно данным Росстата, поток индийских туристов в Россию, начиная с 2008 г. постоянно растет и в 2012 г. составлял 47 тыс.
Спрос на поездки в Россию у жителей Китая увеличился практически
в два раза по сравнению с предыдущими показателями. Китайцы интересовались не только традиционным маршрутом из Москвы в Санкт-Петербург, но и городами Тверь, Новгород, Суздаль и Владимир.
Активнее всего увеличивается турпоток из безвизовых стран.
Из Германии туристов приехало больше всего 375,3 тыс. (+8%). Вырос
поток туристов на 5% из Великобритании и Франции. Уменьшилось число
туристов из Финляндии на 10%, Дании на 5%, продолжается снижение и по прибалтийским странам — Эстонии на 12%, Латвии на 4%. Туристы из Северной Европы стали реже ездить в Россию (Рис. 1.3).
Отмечается нестабильность въездного потока из Испании, который
в 2011 г. вырос на 16%, а в 2012 г. упал на 30% и из Норвегии, показавший
рост в 2011 г. на 4%, а в 2012 г.— падение на 12%. При этом с 2008 г. поток
снизился почти на 50%.
По результатам исследований Всемирного экономического форума,
Россия занимает 63 место в мире по уровню развития туризма (табли-
ца 1.3). Это лучший результат среди стран СНГ.

Таблица 1.3 Страны СНГ в рейтинге стран мира по уровню развития туризма, 2013 г. (по данным Всемирного экономического форума)
Государство
Место в рейтинге стран мира по уровню развития туризма
Россия
63
Украина
76
Азербайджан 
78
Армения 
79
Казахстан
88
Молдавия 
102
Киргизия 
111
Таджикистан
114

Если сравнить конкурентоспособность туристской отрасли России
со странами дальнего зарубежья, то среди стран Европы Россия занимает
33 место, а среди стран БРИКС ее опережают Китай и Бразилия (таблица 1.4).
 Таблица 1.4 Страны БРИКС в рейтинге стран мира по уровню развития туризма, 2013 г.(по данным Всемирного экономического форума)
Государство
Место в рейтинге стран мира по уровню развития туризма
Китай 
45
Бразилия 
51
Россия
63
ЮАР
64
Индия
65
Внутренний турпоток в России увеличивается. Наиболее привлекательными туристскими объектами на территории России по-прежнему являются курорты Краснодарского края, а также Москва и Санкт-Петербург, но с каждым годом активность малых городов России становится все заметнее.
Государственная целевая программа развития туризма оказывает помощь малым городам, за счет чего создаются целые туристско-рекреационные комплексы, в которые сегодня уже входят такие города как Плес, Елец, Переславль-Залесский. В России лидируют направления экскурсионного туризма — города Золотого кольца, Великий Устюг — родина Деда Мороза, горнолыжные курорты Урала и Алтая — именно сюда в новогодние праздники направляются жители ближайших регионов. 
Ассоциация Малых Туристских Городов (АМТГ), созданная в 2007 году, вносит заметный вклад в развитие туризма. В каждом из малых городов, входящих в ассоциацию, ежегодно проводятся массовые мероприятия и фестивали, привлекающие все больше новых туристов. Так, в г. Угличе в феврале проходит фестиваль «Зимние забавы», который в 2012 г. посетили 1015 тыс. туристов. В Азове с 2005 г. проводится фестиваль исторических клубов, в котором принимают участие более 10 тыс. туристов. Елабуга еще с 19 века славится Спасской ярмаркой народных ремесел, восстановленной в 2008 г. В г. Тобольске проводится фестиваль исторических реконструкций «Абалакское поле», который в 2011 г. собрал свыше 11 тыс. туристов. Город Дмитров приглашает гостей на фестиваль моркови, который впервые был организован в сентябре 2012 г. и зафиксировал примерно 5 тыс. гостей.
Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха — пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Пляжный туризм является одним из самых популярных
видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. (Рисунок 1.3)












Рисунок 1.3  Распределение внутреннего туристского
потока по федеральным округам РФ
Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. Яхтенный туризм в России только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех приморских регионах. В таблице 1.5 приведены данные по изменению спроса на курорты России по оценке туроператоров.

Таблица 1.5 Внутренний туризм: изменение спроса, оценка туроператоров
Сочи
17%
Анапа
15%
Геленджик
15%
Туапсе
0%
Кавказские Минеральные воды
5%
Абхазия 
10%
Золотое кольцо
5%
Карелия
-3%
Калининградская область
15%
Санкт - Петербург
20%
Подмосковье 
5%
Москва
10%
Алтайский край, Белокуриха
25%
Владивосток, Камчатка, Бурятия
10%
Крым
15%
Беларусь
15%
Узбекистан, Армения
18%
Среднее изменение по всем регионам
12%





Рисунок 1.4 Виды туризма и их доля на российском рынке
Многие зарубежные эксперты считают, что Россия привлекательна для иностранных гостей турами по «Золотому кольцу», маршрутами по рекам Сибири, Центральной части России, Дальнему Востоку, по изучению русского языка и т.д.
Основные туристские и курортные зоны федерального значения России  представлены в Приложении 1.
По мнению экспертов, Россия сможет выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма. В настоящий момент сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие, как въездного туризма, так и внутреннего туризма, являются:
   -  недостаточно развитая инфраструктура;
?-  высокие тарифы на пассажирские перевозки (авиа-, ж/д-, авто-);
? - недостаточное продвижение .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%