VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический анализ психологической безопасности образовательной среды

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002331
Тема: Теоретический анализ психологической безопасности образовательной среды
Содержание
    ВВЕДЕНИЕ
    
    Радикальные социальные, политические и экономические перемены в мире затрагивают и усложняют условия психологической безопасности, приводят к появлению новых факторов, воздействующих, на психическое здоровье  человека. Неоспоримым является то, что развитие личности студента, успешность образовательного процесса происходит в условиях психологического комфорта и безопасности образовательной среды в той или иной организации.
    Психологическая безопасность как состояние сохранности психики предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. 
    Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия, что подтверждается данными различных исследований (И.А. Баева, Т.С. Кабаченко и др.). При этом университет является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою систему безопасности, непосредственно одной из задач которых является повышение его качества.
    Высшее учебное заведение является сложной организацией, функционирующей по четко определенным законам и правилам, решающей очень важную задачу – обучение и воспитание квалифицированных конкурентоспособных специалистов, тем самым актуальность данной работы обусловлена тем, что создание комфортной образовательной среды вуза, где созданы необходимые психолого-педагогические условия для личностного и профессионального развития её субъектов, является важным фактором обеспечения качества образовательного процесса в системе высшего профессионального образования.
    Целью данной курсовой работы является исследование психологической безопасности образовательной среды факультетов и институтов СВФУ им. М.К. Аммосова. 
     Объект исследования: студенты СВФУ им. М.К. Аммосова, как субъекты образовательной среды. 
    Предмет исследования: субъективное благополучие студентов СВФУ им. М.К. Аммосова. 
     Гипотеза исследования: в карьерной среде наблюдается низкий уровень качества субъективного благополучия, а в беззаботной среде высокий уровень качества субъективного благополучия.
     
    Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий «образовательная среда» и «психологическая безопасность» 
2. Исследование основных характеристик образовательной среды факультетов и институтов СВФУ им М.К. Аммосова
3. Сравнительный анализ психологической безопасности образовательной среды факультетов и институтов СВФУ им М.К. Аммосова

    Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, а также список использованных источников.
    В первой главе работы изучены понятия «образовательная среда» и «психологическая безопасность» в научном знании, выявлена психологическая сущность понятия психологической безопасности образовательной среды, рассмотрена проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной психологии. 
    Во второй главе описаны организация и методы исследования образовательной среды, изложены результаты исследования сущностных характеристик образовательной среды факультетов и институтов СВФУ им М.К. Аммосова по методике В.А. Ясвина, оценена психологическая безопасность образовательной среды факультетов и институтов СВФУ им М.К. Аммосова по шкале субъективного благополучия Соколовой. 
    В третьей главе проведён анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования. 

    
    
    
    









ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологической безопасности образовательной среды
1.1. Понятия «безопасность» и «психологическая безопасность» в научном знании

    В науке под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних факторов. 
    Для нормального развития и существования личности человека необходима безопасность, как состояние окружающей среды, а также как внутреннее ощущение. Как утверждает А. Маслоу, потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие и достижение самореализации личности [12;c.148-150]. 
    В современных исследованиях понятие безопасности является одним из наиболее часто употребляемых. Различные авторы, как правило, выделяют такие виды как информационную, национальную, безопасность жизнедеятельности. В том числе выделяют и психологическую безопасность человека, которую определяют в большинстве случаев как состояние защищённости сознания [17;c.255]. 
    Как отмечает Л.В. Лобанова, в современном мире происходит стремительное развитие нового направления – психология безопасности, в рамках которого выполняются как теоретические, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах. Начало развития данного направления связывают с последними десятилетиями XX века. Это происходит в связи с тем, что начинают появляться множество исследований психологических проблем безопасности человека. А представлены они в публикациях российских авторских коллективов – С.К. Рощина и В.А. Соснина, которые рассматривают психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизнедеятельности; Г.В. Грачева и И.К. Мельникова, которые рассматривают информационный аспект психологической безопасности; исследования М.А. Котика о проблемах психологической безопасности военнослужащих, а также исследования И.А. Баевой об обеспечении психологической безопасности в образовательном учреждении [11;166]. 
    Понятие психологической безопасности многозначно. Так, Т.С. Кабаченко рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [7;c.144]. 
    Психологическая безопасность является необходимым условием существования и развития человека и общества, которое реализуется через определённые формы социальных взаимодействий – совместную деятельность, адаптацию человека,  жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними. В структуре психологической безопасности И.А. Баева выделяет два аспекта: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности [15;c.45-47]. 
    Потребность в безопасности личности преобладает в ситуациях напряжённых, заставляя человека направить (мобилизировать) все силы на борьбу со стрессогенной ситуацией, а вовсе не на обучение и развитие. По мнению И.А. Баевой и Г.В. Грачева психологическая безопасность создаёт условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья, обеспечивает отсутствие необходимости защищаться [3;c.189-190]. 
    В.Д. Анасов говорит, что для обеспечения психологической безопасности личности необходимы три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности. Первые два считаются основными. Человеческий фактор – это различные ответные реакции человека на опасные ситуации. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. Фактор защищённости – это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими  [1;c.111]. 
    Психологическая безопасность личности, которая проявляется также и в адаптивности субъекта, в его готовности к принятию решений, является значимой,  и как правило является результатом психической активности субъекта, влияет на формирование его личностных качеств. Психологически безопасная личность знает о существовании множества источников опасности, но уверена, что есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей [17;c.192]. 
    Исследователи отмечают, что угрозы безопасности в образовательной среде уместно разделить на внешние и внутренние.
    Внешние угрозы могут носить:
    1. Социальный характер: ухудшение здоровья детей, демографические проблемы — вырождение, наличие большого количества врожденных уродств,  террористические акты, социальные конфликты, захват заложников, похищение детей с целью выкупа, полуголодное существование, пропуски уроков с целью заработка, участие детей в криминальных группах;
    2. Техногенный характер: различного рода аварии, отопительные проблемы, заливы, пожары, взрывы, ДТП с участием детей, нарушение техники безопасности, наличие оружия у детей;
    3. Эпидемиологический характер: эпидемии гриппа, гепатита, туберкулеза, кишечные инфекции, венерические заболевания;
    4. Природный характер: экологические проблемы — загрязнение окружающей среды, повышение радиационного фона; природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, пожары природного характера); болезни животных; болезни и зараженность растений вредителями; космогенные;
    5. Внутрисемейный характер: алкоголизм, наркомания, конфликты, насилие в семьях, разводы;
    6. Характер другого рода: распространение религиозных организаций, сект.
    Внутренние угрозы:
    1.Социально-психологического характера:
    ? напряженный социально-психологический климат в классе — натянутые отношения между учащимися, плохие отношения между микрогруппами;
    ? малые неформальные группировки
    (асоциальные и антисоциальные);
    ? общение и конфликты — грубые выходки и проступки учащихся, конфликты между учащимися, угрозы и запугивания, слухи, оскорбления и прозвища;
    ? традиции и обычаи, опасные для жизнедеятельности учащихся;
    ? отклоняющееся поведение — аддиктивное поведение, наркомания, злоупотребление алкоголем, суицид, детская проституция;
    ? личностного порядка — агрессия, грубость, вспыльчивость, акцентуации, неконтролируемые поступки, отклонения в развитии.
    2. Со стороны персонала: вымогательства (взятки, поборы с родителей), сексуальные домогательства, проявление агрессивности по отношению к учащимся, негативные высказывания учителя о внешности ученика;
    3. Насилие среди учащихся: групповое, индивидуальное, унижение, сексуальное насилие в группировках;
    4. Большой объем учебных заданий.
    Итак, рассмотрев понятие психологической безопасности, можно сказать, что ее наличие – очень важно для каждого индивида, так как она способствует их позитивному личностному развитию. 
    Таким образом, в рамках данного параграфа было проведено ознакомление с понятиями безопасности, психологической безопасности и так же  рассмотрены внешние и внутренние угрозы психическому здоровью участников образовательного процесса. Безопасность является одной из жизненно важных человеческих потребностей, поэтому изучается во всех сферах деятельности человека. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы.
    
    
1.2. Психологическая сущность понятия «среда» и «образовательная среда»

    Несмотря на широкое употребление понятия «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки, но в большинстве случаев «среда» понимается как окружение.
    Под образовательной средой (или средой образования) следует понимать систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [23.c17]. Также термин «образовательная среда вуза» трактует Каташова А.И. как совокупность духовно-материальных условий его функционирования, обеспечивающей саморазвитие свободной и активной личности студента, реализацию творческого потенциала его личности.
    Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет большую историю изучения в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество работ и публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.). 
    Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищённость и удовлетворение основных потребностей занимались И.А. Баева, В.И. Панов, В.А. Соснин и др. 
    Образовательная среда любого учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебное заведение, как социальный институт общества, является субъектом безопасности. Оно способно выстроить свою локальную (частную) систему безопасности через обучение и воспитание.
    Заметный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли В.В. Авдеев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б.Ф.Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др., которые изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной.
     В образовательном учреждении (ВУЗ) студент проводит значительно, много времени, поэтому степень влияния данного микросоциума на социализацию, развитие, здоровье и поведение высокая. Хочется отметить что при таком влиянии, необходимо создавать стабильные условия и использовать технологии с минимальным риском вреда, обеспечивать чувство базового удовлетворения, создающая условия для раскрытия личностного потенциала.
    Как утверждает И.А. Баева образовательная среда включает в с себя:  деятельность управленческого аппарата, преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, обучающихся. И в процессе общего взаимодействия образуется среда, где основной задачей является формирование личности, способная к самоактуализации. Основные факторы риска существующие в ВУЗе это социальная нестабильность, криминализация общества, агрессивное поведение общества, девальвация духовно-нравственной среды, асоциальность, отсутствие профессиональной подготовки.
    Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели историю развития понятия «среда», раскрыли понятие «образовательная среда». Можно сделать вывод о том, что образовательная среда является основным, решающим в жизни каждого человека, средой. Именно в образовательной среде формируются качества, навыки для будущей жизнедеятельности. Именно поэтому, множество авторов выделяют проблему создания благоприятных условий образовательного учреждения.  
    
1.3. Проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной психологии

    Анализ научных публикаций позволяет говорить о растущем интересе психологов к проблемам образовательной среды, небезопасных как для личности, так и для общества в целом. Так, И.А.Баевой разработана концепция психологической безопасности образовательной среды; Г.В.Грачевым [19] – концепция информационно-психологической безопасности; А.Н.Поддьяковым [20]    - типология противодействующего  межличностного поведения, концепция преднамеренного создания трудностей, введено понятие «троянское обучение». Кризисы, сопровождающие, профессиональное обучение исследовала Э.Э.Сыманюк [21]. Вопросы общественной и личной безопасности в контексте профессионального обучения и развития личности пронизывают «идентификационную исследовательскую модель человек-профессия-общество» (Е.П.Ермолаева) [21;c.341]
    Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера, и др. 
    В своем автореферате Н.Г. Рассоха указывает: «Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как защищенность от психологического насилия по таким структурным компонентам, как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, выделение на основе представлений учителей, учащихся и их родителей» [13;c.19].
    В качестве показателей психологической безопасности образовательной среды М.Ф. Секач выделяет: низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды; высокий уровень удовлетворенности. Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально-ориентированных потребностей студента, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.
    Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды разработаны специальные психотехнологии, которые предполагают создание условий для психологического сопровождения участников образовательного процесса.
    В своем автореферате Н.Г. Рассоха выделяет, что средством сохранения психологической безопасности вуза может быть удовлетворенность такими средовыми характеристиками, как возможность высказать свою точку зрения, проявлять активность и инициативу, сохранять личное достоинство и право на уважение, результатом которого является сохранение психического здоровья студентов, преподавателей [13;с.202].
    Угрозу психологической безопасности образовательной среды представляют как неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников. В психологии «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье» - оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психическое развитие человека. Угрозу психологической безопасности человека также включают и негативное информационно-психологическое воздействие на личность человека. В качестве психологической угрозы выделяют влияние на поведение человека средств массовой информации, чаще всего в виде упоминаний о неблагополучии общества, рассказах о насилии и убийствах как обыденности.
    Например И.А. Баева, анализируя источники по проблемам психологической безопасности образовательной среды, в качестве основных угроз участникам образовательного процесса выделила следующие:
    1) Отсутствие или лишь частичное признание референтной значимости среды и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Референтная значимость фиксируется как отношение к ней – позитивное, нейтральное или отрицательное;
    2) Отсутствие или лишь частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия. Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды заключает в себе возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личностного достоинства; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений и т.д.;
    3) Отсутствие или лишь частичная защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Психологическое насилие проявляется в публичном унижении (оскорблениях, высмеиваниях) угрозах, принуждении делать что-то против своего желания, игнорировании, недоброжелательном отношении. Критерием отсутствия данной угрозы будет признание защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного процесса. [5;с.98-99]
    С точки зрения И.В. Абакумовой и В.В. Суприянова, «в организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи как неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования» [1;с.122].
    Таким образом, анализируя различные теоретические источники и работы авторов специализирующихся в нашей теме, нам удалось осветить множество определений и раскрыть понятие психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность в нашей курсовой работе рассматривается как состояние предполагающее поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей среды (в том числе и образовательной) и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.  Максимум внимания уделено объекту нашего исследования – психологической безопасности. Реализованы задачи: раскрыта психологическая сущность понятия психологической безопасности образовательной среды, достаточно освещена проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной психологии.
    
    ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    
    Целью данного исследования является выявить влияние преобладающего типа образовательной среды СВФУ  на уровень субъективного благополучия студентов. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить литературу по заявленной теме.
2. Опросить студентов СВФУ с целью выявления типа образовательной среды и уровня субъективного благополучия.
3. Обработать и проанализировать результаты исследования.
    Объектом исследования стали студенты 1-4 курсов СВФУ им.М.К.Аммосова из 10 факультетов/институтов.
    Выборка состояла из 77 студентов из таких учебных подразделений как ИЯКН, ФЛФ, ИЗФИР, ЮФ, ИП, ТИ, ИТИ, ГИ, МИ, ПИ.
    Предмет исследование: субъективное благополучие студентов СВФУ.
    Гипотеза: в карьерной среде наблюдается высокий уровень субъективного благополучия, а в беззаботной среде низкий уровень субъективного благополучия.
    
    Методический материал включал в себя две методики.
1. Методика векторного моделирования образовательной среды В.Я.Ясвина.
    В результате опроса на системе координат строится вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду. Для построения необходимо на основе психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов.
    Диагностические вопросы и интерпретация ответов: три вопроса направлены на определение возможностей свободного развития студента и три вопроса – возможностей для развития его активности. «Активность» в данном случае понимается как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему – либо, упорство в этом стремлении, отстаивание своего мнения и интересов и т.п. соответственно, «пассивность» - как отсутствие этих свойств. «Свобода» как независимость суждений, самостоятельность и т.п. а «зависимость» рассматривается как внешний контроль. 
    На основе данной диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов: «догматическая среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка, «карьерная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости студента, «безмятежная среда», способствующая свободному развитию, но и обуславливающая формирование пассивности студента и наконец, «творческая среда», способствующая свободному развитию активного студента. 
    
                                          активность
    
                         Творческая           Карьерная
                               среда                  среда                 
    свобода                                                                           зависимость   
                      Безмятежная             Догматическая
                         Среда                        среда 
    
    
                                       пассивность
    
2. Шкала субъективного благополучия М.В.Соколовой.
    Шкала субъективного благополучия оценивает эмоциональный компонент субъективного благополучия в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.
    Шкала состоит из 17 вопросов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием, пункты делятся на шесть кластеров:
    - напряженность и чувствительность (субъективное переживание тяжести выполняемой работы; необходимость взаимодействовать с другими; потребность в уединении);
    - признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику (нарушения сна; субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства; чрезмерная острота реакций на незначительные препятствия и неудачи; нарастающее переживание усиления рассеянности);
    - изменения настроения (ухудшение настроения; значительное снижение оптимистического модуса восприятия);
    - значимость социального окружения (совместное решение проблем, переживание одиночества, отношение с семьей и друзьями);
    - самооценка здоровья (общее переживание здоровья, вопрос физической «формы»);
    - степень удовлетворенности повседневной деятельностью (переживание скуки в повседневной деятельности, настроение по утрам, собственно удовлетворенность повседневной деятельностью);
    
    Интерпретация методики характеризуется следующими результатами: Крайне низкие оценки свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (2-3 стена) говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого. Средние оценки (4-7 стен) свидетельствуют о низкой выраженности качества: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные  проблемы у них отсутствуют. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (8-9 стен), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации. Крайне высокие оценки (10 стена) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте.
    
    
    
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
3.1 Исследование образовательной среды в университете

    С целью выявления преобладающего типа образовательной среды было проведено эмпирическое исследование в университете. Краткая характеристика выборки: в основном это студенты 2-3 курсов, 64%-девушки, 36%-юноши.    Полученные результаты позволили разделить университет и отдельно факультеты/институты на четыре типа. 
     
     Рис 1. Преобладающий тип образовательной среды в институте языков и культуры народов Северо-Востока РФ.
     
    На рис.1 можно увидеть что в ИЯКН преобладает карьерная среда, где показателями являются активность и зависимость студента. Творческая и безмятежная среда равны в процентном соотношении.
     
     Рис.2. Преобладающий тип образовательной среды в филологическом факульткте.
     
    На рис.2 показано что в ФЛФ безмятежная среда составляет 0%, что подтверждает отсутствие пассивных, зависимых студентов.
     
     Рис 3. Преобладающий тип образовательной среды в институте зарубежной филологии и регионоведения.
     
    По рис 3. Можно сделать вывод, что в ИЗФИР преобладает карьерная среда, остальные три типа равны.
    
     
     Рис 4. Преобладающий тип образовательной среды в юридическом факультете. 
     
    На рис.4 показано, что в ЮФ преобладает карьерная среда и отсутствует безмятежная среда.
    
     
      
     Рис.5 Преобладающий тип образовательной среды в институте психологии.
     
    По рис 5. Можно увидеть значительное преобладание карьерной среды в институте психологии и отсутствие безмятежной среды.
     
     Рис.6 Преобладающий тип образовательной среды в технологическом институте.
     
    На рис. 6 показано преобладание карьерной среды и отсутствие творческой среды.
     
     Рис.7 Преобладающий тип образовательной среды в инженерно-техническом институте.
     
    По рис.7 можно говорить о значительном преобладании карьерной среды отсутствие безмятежной среды.
     
     Рис.8 Преобладающий тип образовательной среды в горном институте.
     
    На рис.8 показано значительное преобладание карьерной среды.
     
     Рис.9 Преобладающий тип образовательной среды в медицинском институте.
     
    На рис. 9 показано незначительное преобладание карьерной среды и равные показатели по трем типам сред.
     
     Рис.10 Преобладающий тип образовательной среды в педагогическом институте.
     
    На рисунке 10 отражены равные результаты безмятежного и творческого сред.
      
     Рис.11 Преобладающий тип образовательной среды в СВФУ.
     
   Таким образом по университету получили следующие результаты: карьерная среда-58%  более ориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса, у студентов чаще всего наблюдается отсутствие внутренней мотивации. Существующая образовательная среда для большинства из них – это средство удовлетворения собственных карьерных амбиций. Студенты готовы приспособиться к системе норм и правил преподавателей для достижения собственных целей.  Догматическая среда-16%, характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жесткой дисциплиной, культом внешнего порядка, слепым преклонением перед устоявшимися традициями. Данная среда считается неудовлетворительной, пассивность и зависимость студента может привести к нарушению позитивного развития студента. Личность, воспитывающаяся в догматической среде, характеризуется, прежде всего, высокой степенью пассивности. Творческая среда-16% отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением, терпимостью и уважением к человеческой мысли.  В творческой среде формируется личность, у которого свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Данная среда является наиболее благоприятной для образовательной среды. Безмятежная среда-10% преобладает атмосфера внутреннего благополучия и лени, снисходительности и привлекательной простоты. Основные черты личности, воспитанной в такой среде, - жизненная пассивность, неспособность к напряжению и борьбе.
    Полученные данные  позволили увидеть состояние образовательной среды университета. Можно сделать следующие выводы: в нашем университете, где преобладает карьерная среда, основной характеристикой образовательной среды является активность студентов, что подтверждает позитивную, благоприятную среду для развития личности. Для наглядности, можно сравнить результаты исследования с 2012 годом где карьерная среда составляет – 48%, а этом году 58% т.е. повысился уровень активности, но и с ним же уровень зависимости. Догматическая среда уменьшилась на 16%, что является показателем уменьшения давления со стороны внешних факторов. Также увеличился процент творческой среды, где главным показателем является внутренняя мотивация студентов. 
   
3.2 Диагностика психологической безопасности в университете 

     
    Рис.12 Среднее субъективное благополучие в Северо-Восточном федеральном университете.
     
    
     На рис.12 показан график средних оценок субъективного благополучия. В целом, по всем шкалам субъективного благополучия, определяющим состояние образовательной среды  ВУЗа, наблюдается отрицательная динамика. Что говорит о том, что в СВФУ низкий уровень защиты психологической  безопасности студентов. Данные результаты подтверждают наличие риска и угрозы для психологического здоровья и целостности личности. Большое количество студентов отметили неудовлетворенность повседневной деятельностью, что является отрицательным показателем программы образовательной среды. Деятельность вызывает у человека те или иные эмоциональные состояния, с другой – состояние человека влияет на деятельность т.е субъективное благополучие не только обуславливает деятельность, но и сам обуславливается ею. Поэтому так важно исправить сложившую ситуацию в университете т.к основной целью образовательного учреждения является выпуск высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов способных, которое не возможно с низким уровнем психологической безопасности. 
     Умеренное субъективное благополучие у филологического факультета, медицинского института и педагогического института, но признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику, выражены у всех. 
    Таким образом, данная работа позволила увидеть существенные проблемы в СВФУ, показала не удовлетворенную работу образовательной системы, которую нужно совершенствовать, ведь психологическая безопасность зависит и от структуры деятельности и его условиями.  
    
    
    
    
    
    
    
    
    
       
    
3.1 Сравнительный анализ результатов
Рис.13.Сравнительный анализ типа образовательной среды с субъективным благополучием.

    Для решения цели, которую мы поставили в начале работы, мы сравнили результаты двух методов, для выявления влияния типа образовательной среды на субъективное благополучие студентов. На рис.13 изображен сравнительный анализ, где в карьерной среде среднее СБ составляет 8 баллов. Эти результаты можно объяснить следующим образом: основной характеристикой данной среды является зависимость. Зависимость, как мы знаем, способствует тревоге, напряжению и является отрицательным показателем любой среды, так и в догматической среде, где среднее субъективное благополучие – 6,5. Данный результат входит в стену умеренной благополучии, значительных нарушений нет, но об абсолютном благополучии говорить нельзя. Субъективное благополучие связано с эмоциональным равновесием и преобладанием положительных эмоций, настроения, которые в конечном итоге, складываются в переживание общей удовлетворенности жизнью. Наилучшие результаты показали безмятежная и творческая среда – 5,5. Низкие оценки говорят об активности субъекта, уверенности в своих возможностях и способностью влиять на ситуацию. Активная позиция рассматривается как составляющие субъективного благополучия. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что субъективное благополучие связано с эмоциональным равновесием и преобладанием положительно окрашенных эмоций, настроения, которые, в конечном итоге, складываются в переживание общей удовлетворенности деятельностью и средой. Проведенное нами исследование позволило нам подчеркнуть актуальность выбранной темы, ведь  большинство студентов, как выяснилось, находятся в зоне риска и угрозы для развития и формирования личности. Так же проведенная нами исследование позволило в очередной раз выделить значимость типа образовательной среды для психологической безопасности и определить характер влияния структуры образовательной среды на уровень субъективного благополучия. Гипотеза подтвердилась. 
     
    
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    
    Образовательная среда – процесс целенаправленного формирования личности, это сложная система, направленная на гармоничное развитие личности, на его самоопределение и созданий условий для саморазвития. 
    Таким образом,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44