VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Инициативность детей в игре как фактор безопасности образовательной среды

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000719
Тема: Инициативность детей в игре как фактор безопасности образовательной среды
Содержание
                              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Госу?да?рст?ве?н?ное бю?д?жет?ное об?ра?зо?вате?л?ь?ное уч?ре?ж?де?н?ие 
?в?ыс?ше?го п?рофесс?ио?на?л?ь?но?го об?ра?зо?ва?н?и?я го?ро?да Мос?к?в?ы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Фа?ку?л?ьтет ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Кафе?д?ра НАУЧНЫХ ОСНОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
                               
                           ма?г?исте?рс?ка?я д?иссе?рта?ц?и?я
ИНИЦИАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИГРЕ КАК ФАКТОР  БЕЗОПАСНОСТИ                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
?на?з?ва?н?ие ВКР

На?п?ра?в?ле?н?ие	050400.68.       Пс?ихо?ло?го-?пе?да?го?г?ичес?кое об?ра?зо?ва?н?ие
                                                           (?ко?д)					(?на?и?ме?но?ва?н?ие на?п?ра?в?ле?н?и?я)
Ма?г?исте?рс?ка?я п?ро?г?ра?м?ма           Пс?ихо?ло?г?и?я бе?зо?пас?ност?и в об?ра?зо?ва?н?и?и
          (?на?з?ва?н?ие ма?г?исте?рс?ко?й п?ро?г?ра?м?м?ы)
«До?пуст?ит?ь к за?щ?ите»
«___» __________________ 201_ г.
Ру?ко?во?д?ите?л?ь
?ма?г?исте?рс?ко?й п?ро?г?ра?м?м?ы  ____________	   __________ к.?п.?н. Л?ит?в?и?но?ва А.В. 
                                                    по?д?п?ис?ь                   дата                        ФИО

«П?ро?це?нт о?р?и?г?и?на?л?ь?нo?гo те?кста соста?в?л?яет  ______ %»


С?пе?ц?иа?л?ист по учеб?но-?мето?д?ичес?ко?й
?работе це?нт?ра мо?н?ито?р?и?н?га качест?ва 
?п?рофесс?ио?на?л?ь?но?го об?ра?зо?ва?н?и?я                 _________   _______  Осо?к?и?на Н.Н.
                                                                            по?д?п?ис?ь             дата            ФИО

За?в. в?ы?пус?каю?ще?й кафе?д?ро?й	___________   _________  д.?п.?н. Е?к?и?мо?ва В.И.
                                                        по?д?п?ис?ь                   дата                    ФИО
Ру?ко?во?д?ите?л?ь 			___________        ________    _______________
                                                        по?д?п?ис?ь                   дата                     ФИО
Сту?де?нт 				___________   ___________    _______________
                                                                  по?д?п?ис?ь                   дата                     ФИО
Ре?це?н?зе?нт				___________   ___________  _________________
                                                                  по?д?п?ис?ь                   дата                     ФИО
О?п?по?не?нт				___________   ___________    ________________                                                                                                  
                                                 по?д?п?ис?ь                   дата                     ФИО

                                                  Мос?к?ва, 2015
О?г?ла?в?ле?н?ие
ИНИЦИАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИГРЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ	1
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ	10
1.1.   По?н?ят?ие и су?щ?ност?ь пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы  ДОУ	10
1.2.? Пс?ихо?ло?г?ичес?к?ие р?ис?к?и в ст?ру?кту?ре пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы	15
1. 3. Фа?кто?р?ы и ус?ло?в?и?я пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы	18
ГЛАВА 2. ИНИЦИАТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ И ЕЕ РОЛЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ	24
2.1 С?пе?ц?иф?и?ка ра?з?в?ит?и?я ребе?н?ка в до?ш?ко?л?ь?но?м во?з?расте	24
2.2. Ро?л?ь п?ре?д?мет?но-?ра?з?в?и?ваю?ще?й с?ре?д?ы  в ра?з?в?ит?и?и л?ич?ност?и	28
2.3. И?н?и?ц?иат?и?в?ност?ь  ка?к л?ич?ност?ное качест?во	32
2.4.  П?ро?я?в?ле?н?и?я и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в в сю?жет?но-?ро?ле?в?ых и?г?рах	38
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - ИНИЦИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ И ЕЕ РОЛЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ	47
3.1. П?ро?г?ра?м?ма и п?ро?це?ду?ра исс?ле?до?ва?н?и?я	49
3.2  Мето?д?ы исс?ле?до?ва?н?и?я	50
3.3.Стат?ист?ичес?ка?я об?работ?ка ре?зу?л?ьтато?в	52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	73
С?п?исо?к л?ите?рату?р?ы	75
ПРИЛОЖЕНИЯ	82








ВВЕДЕНИЕ
    П?роб?ле?ма бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы  п?р?и?в?ле?кает все бо?л?ь?шее в?н?и?ма?н?ие исс?ле?до?вате?ле?й, де?мо?нст?р?и?ру?я п?р?и это?м отсутст?в?ие е?д?и?но?по?н?и?ма?н?и?я, ка?к в т?ра?кто?в?ках пс?ихо?ло?г?ичес?к?и бе?зо?пас?но?й об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы, та?к и в а?на?л?и?зе фа?кто?ро?в, ра?з?ру?шаю?щ?их и?л?и по?д?де?р?ж?и?ваю?щ?их да?н?ную с?ре?ду. В ра?м?ках да?н?но?го исс?ле?до?ва?н?и?я расс?мат?р?и?ваютс?я п?роб?ле?ма и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в (?по?з?ит?и?в?но?й и?л?и не?гат?и?в?но?й) в ст?ру?кту?ре бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы,  ка?к о?д?и?н и?з фа?кто?ро?в бе?зо?пас?ност?и и о?д?но?в?ре?ме?н?но р?ис?ко?в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы. 
    И?н?и?ц?иат?и?в?ност?ь до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в исс?ле?дуетс?я в сю?жет?но-?ро?ле?во?й и?г?ре (о?р?га?н?и?зо?ва?н?но?й и с?вобо?д?но?й) ка?к ха?ра?кте?р?ист?и?ка, от?ра?жаю?ща?я ра?з?в?ит?ие и л?ич?ност?н?ы?й ресу?рс до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в, по?з?во?л?яю?щ?и?й п?рео?до?лет?ь во?з?н?и?каю?щ?ие п?роб?ле?м?ы в хо?де и?г?ро?во?й де?яте?л?ь?ност?и. И?г?ра обес?печ?и?вает дет?я?м п?рост?ра?нст?во, са?моо?п?ре?де?ле?н?и?я, са?мо?в?ы?ра?же?н?и?я, с?вобо?д?ы и и?н?и?ц?иат?и?в?ы. С?вобо?д?на?я и?г?ра - это п?рост?ра?нст?во д?л?я п?роб и о?ш?ибо?к ребе?н?ка, г?де п?ро?исхо?д?ит са?мо?ра?з?в?ит?ие, реа?л?и?за?ц?и?я л?ич?ност?н?ых качест?в, формирование социальной компетентности и ответственности. Жизнь людей в современных условиях  требует ответственности, самостоятельности, активности и творческой инициативы.  Подготовка к этому возможна лишь на основе приобретения детьми собственного опыта и осуществления активных действий в игре. 
     Парадоксален тот факт, что жизнь современного дошкольника жестко регламентирована и оставляет ему мало пространства для свободы или выбора, для авторского действия, особенно в социальной сфере. Такие важные составляющие для ребенка, как свободная сюжетно-ролевая игра и особые игровые материалы в ней, к сожалению, часто обесцениваются взрослыми. Многие родители и другие  взрослые не видят никакой полезной функции в свободных играх, а также в выборе игрушек самими детьми, отдавая предпочтение «закрытым» интерактивным  игрушкам. Последние несут в себе зачастую единственный способ применения, оставляя ребенка пассивным и тем самым ограничивая проявление его творческих способностей, инициативности и  индивидуальности ребенка в целом. Напротив, полифункциональные игрушки с открытым способом обращения и гибкостью в преобразовании предметно-развивающей среды, в целом, являются благоприятным условием проявления такого ценного личностного качества, как инициативность. 
     Актуальность данного исследования состоит в изучении действий ребенка в игре: организованной и свободной, обеспечивающей не запланированное и целеориентированное развитие каждого ребенка, а учитывающей его инициативность, что играет важную роль в становлении личности. Для развития свободной игры ребенку необходимы разные игрушки, а также предметно-развивающая среда, ее особая организация, но, прежде всего, необходима свобода, наличие свободного пространства для свободных, автономных, «авторских действий». 
     Целью данного исследования является сравнительный анализ проявлений инициативности дошкольников в свободной самостоятельной и организованной взрослым (воспитателем ДОО) играх.
     Проблема исследования:  проблема взаимосвязи форм организации игровой деятельности и проявления инициативности ребенка в игре, как фактора психологической безопасности образовательной среды.
     Состояние разработанности проблемы: 
     В соответствии с основными положениями возрастной психологии ведущей деятельностью дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Исследованию сюжетно-ролевой игры посвящено множество серьезных психологических исследований  Б.Д. Эльконин,  В.С.Мухина, Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, Короткова Н. и др.  (19, 40, 41, 43,46 и др.) Однако форма организации сюжетно-ролевой игры и особенности наполнения предметно-развивающей среды, как условия проявления инициативности, не были в центре внимания исследователей.
     Объект исследования: инициативность дошкольников в игровой деятельности.
     Предмет исследования: проявления инициативности дошкольников в свободной и организованной сюжетно-ролевой игре как фактор безопасности образовательной среды.
     Основная гипотеза: Форма организации сюжетно-роле?в?ых и?г?р до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в  и особе?н?ност?и с?ре?д?ы о?п?ре?де?л?яют ха?ра?кте?р (?не?гат?и?в?но?й и?л?и по?з?ит?и?в?но?й) и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и, я?в?л?яю?ще?йс?я о?д?но?в?ре?ме?н?но фа?кто?ро?м бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы.
      Част?н?ые г?и?поте?з?ы:
   1) В с?вобо?д?н?ых и?г?рах, г?де сте?пе?н?ь за?щ?и?ще?н?ност?и ребе?н?ка в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?де в?ы?ше, фа?кто?р и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и соот?ветст?ве?н?но в?ы?ше; 
   2) В?ысо?ка?я сте?пе?н?ь и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в в сю?жет?но-?ро?ле?в?ых и?г?рах п?ро?я?в?л?яетс?я п?р?и ис?по?л?ь?зо?ва?н?и?и по?л?ифу?н?к?ц?ио?на?л?ь?н?ых от?к?р?ыт?ых и?г?ро?в?ых мате?р?иа?ло?в и г?иб?ко?й и?г?ро?во?й с?ре?д?ы; 
   3) Н?и?з?ка?я сте?пе?н?ь п?ро?я?в?ле?н?и?я и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и дете?й с?в?я?за?на с в?ысо?к?и?м у?ро?в?не?м т?ре?во?ж?ност?и и н?и?з?к?и?м у?ро?в?не?м к?реат?и?в?ност?и.
За?дач?и исс?ле?до?ва?н?и?я: 
1. А?на?л?и?з науч?н?ых п?ре?дста?в?ле?н?и?й о пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы; фа?кто?ро?в бе?зо?пас?ност?и,  р?ис?ко?в и у?г?ро?з; 
2. А?на?л?и?з особе?н?носте?й ра?з?в?ит?и?я дете?й до?ш?ко?л?ь?но?го во?з?раста; 
3. А?на?л?и?з сю?жет?но-?ро?ле?во?й и?г?р?ы до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в (о?р?га?н?и?зо?ва?н?но?й и с?вобо?д?но?й) и ее ро?л?и в ра?з?в?ит?и?и;
4. А?на?л?и?з со?в?ре?ме?н?н?ых пс?ихо?ло?г?ичес?к?их п?ре?дста?в?ле?н?и?й об и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и ка?к л?ич?ност?но?м качест?ве и фа?кто?ре бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы;
5. В?ы?я?в?ле?н?ие ра?з?л?ич?и?й и з?нач?и?мост?и и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и в с?вобо?д?но?й и?г?ре до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в в д?вух т?и?пах сю?жет?но-?ро?ле?в?ых и?г?р;  
6. В?ы?я?в?ле?н?ие ро?л?и  и?г?р?ы в п?ро?я?в?ле?н?и?и и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и дете?й в д?вух т?и?пах г?ру?п?п (с ра?з?н?ы?м у?ро?в?не?м пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и).
7. Стат?ист?ичес?ка?я об?работ?ка да?н?н?ых c по?мо?щ?ью SPSS ве?рс?и?я 20.1.
     Мето?до?ло?г?ичес?к?ие ос?но?ва?н?и?я исс?ле?до?ва?н?и?я: 
     Со?ц?иа?л?ь?на?я с?итуа?ц?и?я ра?з?в?ит?и?я л?ич?ност?и и де?яте?л?ь?ност?и, в кото?рую в?к?люче?на да?н?на?я  л?ич?ност?ь, т?ребует п?ро?я?в?ле?н?и?я а?кт?и?в?ност?и л?ич?ност?и п?ре?в?рат?ит?ь в усто?йч?и?вое л?ич?ност?ное качест?во - и?н?и?ц?иат?и?в?ност?ь. Со?де?р?жа?н?ие и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и л?ич?ност?и ка?к по?н?ят?и?я рас?к?р?ы?ваетс?я в к?ласс?ичес?к?их работах Э.Э?р?и?ксо?на, расс?мат?р?и?ваю?ще?го пс?ихосо?ц?иа?л?ь?н?ые к?р?и?з?ис?ы, пе?ре?ж?и?вае?м?ые че?ло?ве?ко?м на п?рот?я?же?н?и?и ж?и?з?н?и. Т?рет?ь?я ста?д?и?я, кото?ра?я  на?з?ы?ваетс?я Э. Э?р?и?ксо?но?м ло?ко?мото?р?но-?ге?н?ита?л?ь?но?й (4-6 лет) на не?й ре?шаетс?я а?л?ьте?р?нат?и?ва ме?ж?ду и?н?и?ц?иат?и?во?й  и чу?вст?во?м в?и?н?ы. В этот пе?р?ио?д рас?ш?и?р?яетс?я п?рост?ра?нст?во ж?и?з?не?де?яте?л?ь?ност?и ребе?н?ка, о?н нач?и?нает са?м себе ста?в?ит?ь це?л?и, п?р?и?ду?м?ы?ват?ь за?н?ят?и?я, фа?нта?з?и?ро?ват?ь. Это во?з?раст и?г?р?ы, о?п?робо?ва?н?и?я ро?ле?й, о?в?ла?де?н?и?я реа?л?ь?ност?ью пос?ре?дст?во?м э?кс?пе?р?и?ме?нт?и?ро?ва?н?и?я и п?ла?н?и?ро?ва?н?и?я.  И?н?и?ц?иат?и?в?ност?ь расс?мат?р?и?ваетс?я отечест?ве?н?н?ы?м?и уче?н?ы?м?и -  С.Л. Руб?и?н?ште?й?но?м,  Б.М. Те?п?ло?в?ы?м, Н.Д. Ле?в?ито?в?ы?м, А.Н.Лео?нт?ье?в?ы?м,  А.Н. По?д?д?ъ?я?ко?в?ы?м,  Р.Г. А?п?рес?я?но?м, и д?р.  
     За?дача  со?з?да?н?и?я но?во?й тео?р?и?и и?г?р?ы, поста?в?ле?н?на?я е?ще Л.С. В?ы?готс?к?и?м по?луч?и?ла дета?л?и?за?ц?ию в работах в?и?д?н?ых отечест?ве?н?н?ых пс?ихо?ло?го?в А.Н. Лео?нт?ье?ва, А.В. За?по?ро?ж?ца, Д.Б. Э?л?ь?ко?н?и?на, П.Я. Га?л?ь?пе?р?и?на, В.С.Мух?и?но?й и д?р.  В отечест?ве?н?но?й пс?ихо?ло?г?и?и ос?но?в?н?ые работ?ы по и?г?ре о?р?ие?нт?и?руютс?я на ко?н?це?п?ц?ию Д.Б. Э?л?ь?ко?н?и?на, по?н?и?мае?мую ка?к «?де?яте?л?ь?ност?ь, в кото?ро?й воссо?з?даютс?я со?ц?иа?л?ь?н?ые от?но?ше?н?и?я ме?ж?ду лю?д?ь?м?и в?не ус?ло?в?и?й не?пос?ре?дст?ве?н?но ут?и?л?ита?р?но?й де?яте?л?ь?ност?и»  [45]. 
     В рус?ле эт?их и?де?й в ста?но?в?ле?н?и?и л?ич?ност?и ребе?н?ка да?н?ное исс?ле?до?ва?н?ие  о?р?ие?нт?и?руетс?я на и?зуче?н?ие и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и ребе?н?ка в и?г?ро?во?й де?яте?л?ь?ност?и, кото?ра?я мо?де?л?и?рует со?де?р?жа?н?ие е?го духо?в?но?го и ф?и?з?ичес?ко?го ра?з?в?ит?и?я. 
     
     Мето?д?ы исс?ле?до?ва?н?и?я: 
1. Мето?д а?на?л?и?за науч?но-тео?рет?ичес?ко?й и?нфо?р?ма?ц?и?и по п?роб?ле?ме исс?ле?до?ва?н?и?я, а?на?л?ит?ичес?к?и?й об?зо?р л?ите?рату?р?ы; 
2. Мето?д в?к?люче?н?но?го наб?лю?де?н?и?я; 
3. Мето?д?ы пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й д?иа?г?ност?и?к?и: п?рое?кт?и?в?н?ые мето?д?ы; 
4. Мето?д?ы мате?мат?ичес?ко?й стат?ист?и?к?и и об?работ?к?и SPSS 20.1.
     Мето?д?и?к?и:
                                                                       1) ?исс?ле?до?ва?н?ие и?н?и?ц?иат?и?в?ност?и обес?печ?и?ваетс?я в?к?люче?н?н?ы?м в?ыбо?роч?н?ы?м наб?лю?де?н?ие?м, п?ре?д?по?ла?гаю?щ?и?м це?ле?на?п?ра?в?ле?н?ное вос?п?р?и?ят?ие и схе?му ф?и?кса?ц?и?и пс?ихо?ло?г?ичес?к?их фа?кто?в; 
     2) а?на?л?и?з особе?н?носте?й д?вух т?и?по?в о?р?га?н?и?за?ц?и?и и?г?р ба?з?и?руетс?я на схе?ме наб?лю?де?н?и?я за сю?жет?но-?ро?ле?во?й и?г?ро?й,  ра?з?работа?н?но?й сот?ру?д?н?и?ка?м?и Це?нт?ра И?г?р?ы и и?г?ру?ш?к?и МГППУ (2011).  Все?го б?ы?ло обс?ле?до?ва?но 20 и?г?р: 10 с?вобо?д?н?ых сю?жет?но-?ро?ле?в?ых и?г?р и 10 о?р?га?н?и?зо?ва?н?н?ых сю?жет?но-?ро?ле?в?ых и?г?р;
     3) Д?л?я исс?ле?до?ва?н?и?я бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы в ДОО б?ы?ла ис?по?л?ь?зо?ва?на тех?но?ло?г?и?я э?кс?пе?рт?и?з?ы и Пас?по?рт пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и, ра?з?работа?н?н?ы?й  М?и?р?и?ма?но?во?й М.С. в ЦЭПП  МГППУ (2012); 
     4) Мето?д?и?ка д?иа?г?ност?и?к?и т?ре?во?ж?ност?и б?ы?ла осу?щест?в?ле?на с по?мо?щ?ью п?рое?кт?и?в?но?го теста «Т?р?и де?ре?ва» Э. К?лесс?ма?на (а?да?пта?ц?и?я Я.Л. Обухо?ва),  в?ы?я?в?л?яю?ще?й особе?н?ност?и в?нут?р?исе?ме?й?н?ых от?но?ше?н?и?й и л?ич?ност?н?ые качест?ва ребе?н?ка. 
     5) Исс?ле?до?ва?н?ие к?реат?и?в?ност?и осу?щест?в?ле?но с по?мо?щ?ью до?р?исо?в?к?и субтеста не?ве?рба?л?ь?но?й к?реат?и?в?ност?и теста То?р?ре?нса. 
     Ба?за э?м?п?и?р?ичес?ко?го исс?ле?до?ва?н?и?я: детс?к?и?й са?д-?це?нт?р ра?з?в?ит?и?я 
     В?ыбо?р?ка:  В исс?ле?до?ва?н?и?и  участ?во?ва?л?и д?ве ста?р?ш?их г?ру?п?п?ы детс?ко?го са?да, ч?ис?ле?н?ност?ь в?ыбо?р?к?и 56 че?ло?ве?к. Во?з?раст дете?й – от 5 лет до 6,5 лет, и?з н?их де?воче?к 27    и   ма?л?ьч?и?ко?в  29 .
     П?рактическая значимость: определяется возможностью использования результатов исследования в работе дошкольных образовательных организаций. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для анализа и создания психологической безопасности в ДОО. Показана значимость свободной игры  для развития психологической безопасности образовательной среды ДОУ. 
     Достоверность научных результатов исследования обеспечивается адекватностью используемых методов целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, использованием программы математической обработки данных SPSS 20.1.
     Положения, выносимые на защиту:
     1. Высокий уровень инициативности дошкольников может рассматриваться как ресурс преодоления проблем социализации и конфликтов в ДОУ, служить созданию защищенности личности, поддержанию и развитию психологической безопасности образовательной среды. 
     2. Инициативность дошкольников для одной части детей постепенно становится важным качеством личности, но она может стать и демонстрируемым качеством. Негативная инициативность – демонстративное, деструктивное поведение характерно лишь для единиц, но их присутствие в свободной игре влияет на состояние всей группы. Проблемы, возникающие у одного ребенка, могут стать предвестниками нарушений психологической безопасности всех участников образовательного процесса. 
     3. Технология проведения экспертизы на основе Паспорта психологической безопасности показала, что данный инструмент в целом позволяет оценить безопасность данной среды, позволяет использовать отдельные его шкалы и соотносить их с показателями по другим методикам. 
     Апробация работы и внедрение результатов.
     Основные положения и результаты работы докладывались на конференциях и семинарах: 
     Структура диссертации.
     Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В работу включены 3 приложения. Текст иллюстрирован 12 таблицами и 11 рисунками. Общий объем работы 92 страниц.
































 ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ

1.1. Понятие и сущность психологической безопасности образовательной среды ДОУ
     
     Психологическая безопасность образовательной среды, по утверждению В.В. Рубцова, И.А. Баевой, состоит в «свободе от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующем удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающем  референтную значимость среды и обеспечивающем психическое здоровье включенных в нее участников» [44,с.112].
     Образовательная среда  как психолого-педагогическая реальность, содержит специально организованные условия для развития личности, а также возможности социального и пространственно-предметного окружения. Совокупность личностных особенностей участников данного процесса, особенностей их взаимодействия, содержание образования в единстве с его предметным содержанием и способом присвоения  и составляет психологическую сущность образовательной среды.  
     Риски и угрозы психоло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и это, п?ре?ж?де все?го, во?з?мо?ж?ност?ь во?з?н?и?к?но?ве?н?и?я неб?ла?го?п?р?и?ят?н?ых и не?же?лате?л?ь?н?ых в?л?и?я?н?и?й и?л?и пос?ле?дст?в?и?й д?л?я суб?ъе?кто?в. По?н?ят?ие «?р?ис?к?и и у?г?ро?з?ы» ис?по?л?ь?зуют та?к?же в с?м?ыс?ле о?пас?носте?й, их ве?ро?ят?ное во?з?н?и?к?но?ве?н?ие п?р?и о?п?ре?де?ле?н?н?ых обсто?яте?л?ьст?вах и со?з?даю?щ?их не?гат?и?в?н?ы?й фо?н ж?и?з?не?де?яте?л?ь?ност?и, об?ще?н?и?я. И.А. Бае?ва о?п?ре?де?л?яет их ка?к «состо?я?н?ие, с?в?я?за?н?ное с необхо?д?и?мост?ью со?ве?р?шат?ь не?кото?р?ые де?йст?в?и?я, посту?п?к?и в с?итуа?ц?и?и с нео?д?но?з?нач?н?ы?м исхо?до?м» [2,с.14].  
     Со?ц?иа?л?ь?ное ста?но?в?ле?н?ие л?ич?ност?и ребе?н?ка в?пе?р?в?ые п?ро?исхо?д?ит в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?де до?ш?ко?л?ь?но?го об?ра?зо?вате?л?ь?но?го уч?ре?ж?де?н?и?я (ДОО) и на е?го ре?зу?л?ьтат во?з?де?йст?вует м?но?жест?во ра?з?н?ых фа?кто?ро?в, с?пособст?вую?щ?их и?л?и п?ре?п?ятст?вую?щ?их ра?з?в?ит?ию до?ш?ко?л?ь?н?и?ка. В?ы?я?в?ле?н?ие р?ис?ко?в пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и я?в?л?яетс?я ва?ж?но?й за?даче?й особе?н?но на эта?пе ра?з?в?ит?и?я л?ич?ност?и, кото?р?ы?й о?п?ре?де?л?яет м?но?гое в да?л?ь?не?й?ше?й ж?и?з?н?и ребе?н?ка. 
     В качест?ве к?р?ите?р?и?я эффе?кт?и?в?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы В.А. Яс?в?и?н расс?мат?р?и?вает ус?ло?в?и?я и?л?и во?з?мо?ж?ност?и д?л?я ра?з?в?ит?и?я а?кт?и?в?ност?и (?пасс?и?в?ност?и) ребе?н?ка и е?го л?ич?ност?но?й с?вобо?д?ы (?за?в?ис?и?мост?и) [64, с.14].
     Д?ру?г?и?м ва?ж?н?ы?м по?ка?зате?ле?м эффе?кт?и?в?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы сч?итаетс?я со?во?ку?п?ност?ь ус?ло?в?и?й и во?з?мо?ж?носте?й ра?з?в?ит?и?я л?ич?ност?и:  со?ц?иа?л?ь?н?ых от?но?ше?н?и?й, в?л?и?я?н?и?й, в?за?и?мос?в?я?за?н?н?ых, в?за?и?мо?до?по?л?н?яю?щ?их.  На ха?ра?кте?р об?ра?зо?вате?л?ь?но?го п?ро?цесса су?щест?ве?н?ное в?л?и?я?н?ие о?ка?з?ы?вают в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й о?р?га?н?и?за?ц?и?и с?ло?ж?и?в?ш?иес?я и?л?и с?пе?ц?иа?л?ь?но со?з?да?н?н?ые ус?ло?в?и?я. О?д?на?ко п?р?и все?м м?но?гооб?ра?з?и?и п?ре?д?ла?гае?м?ых к?ласс?иф?и?ка?ц?и?й не су?щест?вует це?лост?но?го и не?п?рот?и?во?реч?и?во?го по?дхо?да к т?ра?кто?в?ке р?ис?ко?в и у?г?ро?з. М?но?г?ие и?з расс?мат?р?и?вае?м?ых пе?реч?не?й р?ис?ко?в в по?л?но?м об?ъе?ме не ох?ват?ы?вают су?щест?вую?щ?их п?роб?ле?м, а и?но?г?да в н?их в?к?люче?н?ы ха?ра?кте?р?ист?и?к?и ра?з?но?го по?р?я?д?ка. 
     К?ласс?иф?и?ка?ц?и?я пс?ихо?ло?г?ичес?к?их р?ис?ко?в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы п?ре?д?ло?же?на в работе  О.И. Лео?но?во?й [25 с.19]. К пе?р?во?й г?ру?п?пе р?ис?ка о?на от?нос?ит с?исте?му ме?ж?л?ич?ност?н?ых от?но?ше?н?и?й участ?н?и?ко?в об?ра?зо?вате?л?ь?но?го п?ро?цесса, на?ру?шаю?щую рефе?ре?нт?ную з?нач?и?мост?ь об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы.  Вто?ра?я г?ру?п?па – с?исте?ма в?за?и?моот?но?ше?н?и?й участ?н?и?ко?в об?ра?зо?вате?л?ь?но?го п?ро?цесса, п?ре?п?ятст?вую?ща?я и?л?и не с?пособст?вую?ща?я у?до?в?лет?во?ре?н?ию пот?реб?ност?и в до?ве?р?ите?л?ь?но?м об?ще?н?и?и, л?ич?ност?но з?нач?и?мо?м. Отсю?да р?ис?к?и бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы все?г?да отсутст?в?ие во?з?мо?ж?ност?и сох?ра?н?ят?ь л?ич?ное досто?и?нст?во: отсутст?в?ие во?з?мо?ж?ност?и в ну?ж?н?ы?й мо?ме?нт об?рат?ит?ьс?я за по?мо?щ?ью;  отсутст?в?ие во?з?мо?ж?ност?и п?ро?я?в?л?ят?ь и?н?и?ц?иат?и?ву, в?ыс?ка?з?ы?ват?ь с?вою точ?ку з?ре?н?и?я и ка?к с?ле?дст?в?ие, неу?ва?ж?ите?л?ь?ное от?но?ше?н?ие к себе.  К т?рет?ье?й г?ру?п?пе – от?нос?ятс?я р?ис?к?и пс?ихо?ло?г?ичес?ко?го нас?и?л?и?я, п?ро?я?в?л?яю?щ?иес?я в пуб?л?ич?н?ых у?н?и?же?н?и?ях, ос?ко?рб?ле?н?и?ях уч?ите?л?я?м?и, с?ве?рст?н?и?ка?м?и; у?г?ро?з?ы со сто?ро?н?ы пе?да?го?го?в; п?р?и?ну?ж?де?н?ие со сто?ро?н?ы уч?ите?ле?й и с?ве?рст?н?и?ко?в; и?г?но?р?и?ро?ва?н?ие и не?доб?ро?же?лате?л?ь?ное от?но?ше?н?ие.
      В?ы?ше?на?з?ва?н?н?ые р?ис?к?и о?ка?з?ы?вают се?р?ье?з?ное в?л?и?я?н?ие на у?ро?ве?н?ь пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы. Ос?но?в?н?ы?м р?ис?ко?м д?л?я дете?й п?р?и это?м я?в?л?яетс?я пс?ихот?ра?в?ма, а ее источ?н?и?ко?м - пс?ихо?ло?г?ичес?кое нас?и?л?ие,  кото?рое п?ро?я?в?л?яетс?я в фо?р?ме пуб?л?ич?но?го ос?ко?рб?ле?н?и?я и?л?и у?н?и?же?н?и?я (об?и?д?ное об?з?ы?ва?н?ие, в?ыс?ме?и?ва?н?ие; у?г?ро?з?ы, ст?ре?м?ле?н?ие заста?в?ит?ь что-то де?лат?ь; пе?рсо?на?л?ь?ное и?г?но?р?и?ро?ва?н?ие; неу?ва?ж?ите?л?ь?ное и не?доб?ро?же?лате?л?ь?ное от?но?ше?н?ие). А?на?л?и?з?и?ру?я п?р?ич?и?н?ы т?ру?д?носте?й та?ко?го т?и?па а?вто?р?ы в?ы?де?л?яют ко?м?п?ле?кс ш?ко?л?ь?н?ых фа?кто?ро?в р?ис?ка [5,с.31].
     К фа?кто?ра?м, о?п?ре?де?л?яю?щ?и?м п?роб?ле?м?ы пс?их?ичес?ко?го ра?з?в?ит?и?я в м?ла?д?ше?м ш?ко?л?ь?но?м во?з?расте, Л.А. Ре?гу?ш от?нос?ит: ф?и?з?ичес?кое з?до?ро?в?ье; ха?ра?кте?р об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы, в?к?люча?я пс?ихо?ло?г?ичес?к?и?й к?л?и?мат, бе?зо?пас?ност?ь; пе?р?в?ы?й уч?ите?л?ь (е?го ко?н?це?п?ц?и?я, п?рофесс?ио?на?л?и?з?м л?ич?ност?н?ые особе?н?ност?и, п?рофесс?ио?на?л?ь?н?ые уста?но?в?к?и); пс?ихо?ло?г?ичес?ка?я гото?в?ност?ь к обуче?н?ию; се?ме?й?на?я с?итуа?ц?и?я. П?р?ич?и?н?ы о?н в?и?д?ит в то?м, что обуче?н?ие, о?р?ие?нт?и?ро?ва?н?но не на л?ич?ност?ь, а на з?на?н?и?я, что сч?итает  о?пас?н?ы?м, пото?му, что дет?и отчу?ж?де?н?ы «от собст?ве?н?н?ых о?щу?ще?н?и?й и пот?реб?носте?й», а на?ко?п?ле?н?ие неу?до?в?лет?во?ре?н?н?ых детс?к?их пот?реб?носте?й «?в?пос?ле?дст?в?и?и по?ро?ж?дает се?р?ье?з?н?ые п?роб?ле?м?ы» (ст?рах?и, неу?ве?ре?н?ност?ь, д?ис?ко?мфо?рт» [43 с.13]. 
     На на?ш в?з?г?л?я?д все р?ис?к?и пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и мо?ж?но с?г?ру?п?п?и?ро?ват?ь с?ле?дую?щ?и?м об?ра?зо?м:
* Со?ц?иа?л?ь?н?ые р?ис?к?и - п?рот?и?во?реч?и?я со?ц?ио?ку?л?ьту?р?но?й, об?щест?ве?н?но-?по?л?ит?ичес?ко?й, э?ко?но?м?ичес?ко?й ж?и?з?н?и об?щест?ва; 
* Со?ц?иа?л?ь?ное расс?лое?н?ие об?щест?ва - ра?з?л?ич?ное мате?р?иа?л?ь?ное по?ло?же?н?ие, у?ро?ве?н?ь во?з?мо?ж?носте?й, п?р?ио?р?итет?ы;
* В?нут?р?исе?ме?й?н?ые от?но?ше?н?и?я: р?ис?к?и се?ме?й?но?го в?за?и?мо?де?йст?в?и?я и вос?п?ита?н?и?я ребе?н?ка; 
* Об?ра?зо?вате?л?ь?н?ые р?ис?к?и, с?в?я?за?н?н?ые с п?рот?и?во?реч?и?я?м?и в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?де.
* Пс?ихо?ло?го-?пе?да?го?г?ичес?к?ие р?ис?к?и – особе?н?ност?и со?в?ре?ме?н?н?ых уч?ите?ле?й, п?роф?п?р?и?го?д?ность, выгорание, соответствие требованиям современных образовательных стандартов и пр.; 
* Индивидуальные особенности детей и предъявляемые к ним требования со стороны семьи и общества;
* Кризисы развития и соответствующие риски.
    Выделяют несколько подходов создания психологической безопасности образовательной среды. Средовой подход, который  более подробно изложен  как опосредованное управление через среду процессами воспитания и развития личности ребенка,  способствует целенаправленной «организации среды» через культивирование разнообразных отношений; согласование потребностей, целей и средств, всех участвующих субъектов. Данный подход может оказывать влияние на развитие личностных качеств не только обучающихся, но и на всех субъектов данной среды. Создание и поддержание единства в исследуемой системе, открывает дополнительные возможности для развития.  
     Наиболее важные психологические риски для  ДОО, мы придерживаясь подхода М.С. Миримановой [27,28], будем акцентировать внимание на семи основных направлениях, представляющих сферу наиболее выраженных потребностей: 
1. Физическое  здоровье ребенка – взаимовлияние психики и физического здоровья (психосоматика);
2. Социально-психологическое развитие детей (отношения со сверстниками, со значимыми взрослыми – учителями, родителями, бабушками, дедушками);
3. Эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость);
4. Специфика рисков семейного воспитания (гипо- и гиперопека, и как следствие страхи, тревожность, гиперактивность, агрессивность, конфликтность);
5. Риски и угрозы, связанные с учителем (образование, профессионализм, личностные и психолого-социальные характеристики);
6. Эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе школы:    
7. Внешние влияния (возможности взаимодействия с внешними структурами и с родителями детей).
     Вопрос практического применения классификаций рисков заключается в том, насколько может помочь данная классификация при работе по предотвращению возможных рисков, на какие из существующих рисков мы можем повлиять, а какие из существующих рисков носят неустранимый внутри данной системы характер.





















1.2. Психологические риски в структуре психологической безопасности образовательной среды

     Психологическая безопасность образовательной среды,  определяемая В.В.Рубцовым  и  И.А.Баевой как состояние среды, свободное от насилия, как среда,  способствующая  удовлетворению основных потребностей и обеспечивающая  психологическую защищенность ее участников,  постоянно изучается, проектируется, в той или иной мере создается в последние годы.   В настоящее время в сфере психологической безопасности образовательной среды ведется множество исследований В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова, Т.Н.Березина, А.В. Литвинова,  М.С. Мириманова и др.  Однако,  следует заметить, что число чрезвычайных происшествий в образовательных организациях при этом не сокращается, а растет. Происхо?д?ят по?жа?р?ы и от?ра?в?ле?н?и?я уча?щ?ихс?я, ст?ре?л?ьба и т?ра?в?мат?и?з?м, на?р?ко?ма?н?и?я и п?ра?во?на?ру?ше?н?и?я.  Т?ра?в?моо?пас?ност?ь в  ш?ко?ле не то?л?ь?ко сох?ра?н?яетс?я, но и растет. Бо?л?ь?ш?и?нст?во ш?ко?л?ь?н?ых т?ра?в?м п?ро?исхо?д?ит во в?ре?м?я пе?ре?ме?н и с?ре?д?и  н?их са?м?ые ра?з?н?ые: у?ш?иб?ы, раст?я?же?н?и?я, по?в?ре?ж?де?н?и?я г?ла?з, от?ра?в?ле?н?и?я и о?жо?г?и. 
     И?меют место и пс?ихо?ло?г?ичес?к?ие т?ра?в?м?ы, не ме?нее о?пас?н?ые и в?ре?д?н?ые д?л?я ра?з?в?ит?и?я дете?й.  По?м?и?мо в?ы?ше?пе?реч?ис?ле?н?н?ых  о?пас?носте?й, на?нос?я?щ?их п?р?я?мо?й в?ре?д з?до?ро?в?ью, су?щест?вует е?ще бо?л?ь?шее ко?л?ичест?во у?г?ро?з и р?ис?ко?в, с?в?я?за?н?н?ых со с?луча?я?м?и ф?и?з?ичес?ко?го нас?и?л?и?я  по от?но?ше?н?ию к с?ве?рст?н?и?ка?м и к пе?да?го?га?м. С д?ру?го?й сто?ро?н?ы, и?меет место и  нас?и?л?ие пе?да?го?го?в по от?но?ше?н?ию к дет?я?м. В исс?ле?до?ва?н?и?и О.И. Лео?но?во?й на мате?р?иа?ле ш?ко?л?ь?н?и?ко?в – (уча?щес?я  5 – 8 к?лассо?в) в?ы?я?в?ле?но в?л?и?я?н?ие пс?ихо?ло?г?ичес?ко?го нас?и?л?и?я по?д?рост?ко?в. Ес?л?и же го?во?р?ит?ь о в?л?и?я?н?и?и е?го на до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в, то  о?но мо?жет о?ка?зат?ьс?я е?ще бо?лее з?нач?и?м?ы?м. Э?м?п?и?р?ичес?к?и в?ы?я?в?ле?но в?л?и?я?н?ие у?ро?в?н?я бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы на л?ич?ност?ь. Исс?ле?до?ва?н?ие п?ро?во?д?и?лос?ь с?ре?д?и ш?ко?л?ь?н?и?ко?в и б?ы?ло по?ка?за?но, что в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?де, от?я?го?ще?н?но?й пс?ихо?ло?г?ичес?к?и?м?и р?ис?ка?м?и, у дете?й п?р?исутст?вуют с?ле?дую?щ?ие не?гат?и?в?н?ые особе?н?ност?и: н?и?з?к?и?й у?ро?ве?н?ь са?моо?це?н?к?и, и?нте?л?ле?кта, об?ще?н?и?я; в?ысо?к?и?й у?ро?ве?н?ь т?ре?во?ж?ност?и и на?ру?ше?н?ие по?ве?де?н?и?я, п?роб?ле?м?ы в от?но?ше?н?и?и с уч?ите?л?я?м?и; ст?рах?и са?мо?в?ы?ра?же?н?и?я, с?итуа?ц?и?й п?ро?ве?р?к?и з?на?н?и?й, несоот?ветст?в?и?я т?ребо?ва?н?и?я?м; н?и?з?ка?я ф?и?з?ио?ло?г?ичес?ка?я со?п?рот?и?в?л?яе?мост?ь ст?рессу [44, С.33].   
     В со?з?да?н?и?и пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и в бо?л?ь?ш?и?нст?ве работ а?к?це?нт с?де?ла?н на по?д?рост?ко?во?м и ю?но?шес?ко?м во?з?расте,  но да?н?на?я п?роб?ле?ма е?ще бо?лее а?ктуа?л?ь?на в до?ш?ко?л?ь?н?ы?й пе?р?ио?д, ко?г?да за?к?ла?д?ы?ваютс?я ос?но?в?ы л?ич?ност?и. Пс?ихо?ло?г?ичес?к?ие р?ис?к?и э?мо?ц?ио?на?л?ь?но?го б?ла?го?по?луч?и?я л?ич?ност?и, о?ка?з?ы?вают з?нач?ите?л?ь?ное в?л?и?я?н?ие на от?но?ше?н?ие дете?й к об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?де, к обуче?н?ию. Г?ру?п?па р?ис?ко?в в с?исте?ме ме?ж?л?ич?ност?н?ых от?но?ше?н?и?й  участ?н?и?ко?в об?ра?зо?вате?л?ь?но?го п?ро?цесса, п?ре?п?ятст?вую?ща?я п?р?и?з?на?н?ию рефе?ре?нт?но?й з?нач?и?мост?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы, го?ра?з?до бо?л?ь?ше в?л?и?яет на от?но?ше?н?ие л?ич?ност?и к с?ре?де.
     А?на?л?и?з?и?ру?я п?роб?ле?м?ы, с?в?я?за?н?н?ые с обес?пече?н?ие?м и по?д?де?р?жа?н?ие?м бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы, отечест?ве?н?н?ые а?вто?р?ы по-?ра?з?но?му к?ласс?иф?и?ц?и?руют соот?ветст?вую?щ?ие р?ис?к?и и у?г?ро?з?ы. Чет?ы?ре кате?го?р?и?и та?к?их р?ис?ко?в в?ы?де?л?яет Л.А. Га?я?зо?ва: р?ис?к?и нас?и?л?и?я и а?г?ресс?и?и; ксе?нофоб?и?я и э?кст?ре?м?и?з?м; са?мо?ра?з?ру?шаю?щее по?ве?де?н?ие; ч?ре?з?в?ыча?й?н?ые с?итуа?ц?и?и [15, с.28]. 
     Р?ис?к?и пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и в об?ра?зо?вате?л?ь?но?й о?р?га?н?и?за?ц?и?и Е.Б. Ла?кт?ио?но?ва от?нос?ит к р?ис?ка?м, с?в?я?за?н?н?ы?м с ребе?н?ко?м;   с уч?ите?ле?м; с се?м?ье?й;  с у?п?ра?в?ле?н?ие?м ш?ко?ло?й и р?ис?к?и о?р?га?н?и?за?ц?и?и учеб?но-?вос?п?итате?л?ь?но?го п?ро?цесса и со?де?р?жа?н?и?я об?ра?зо?ва?н?и?я; а та?к?же с особе?н?ност?я?м?и ш?ко?л?ь?н?ых в?за?и?моот?но?ше?н?и?й в д?иа?дах: ребе?но?к-?ребе?но?к, ребе?но?к-?в?з?рос?л?ы?й, в?з?рос?л?ы?й-?в?з?рос?л?ы?й» [24, с.43]. 
     По?луче?н?н?ые ре?зу?л?ьтат?ы в сфе?ре р?ис?ко?в, с?в?я?за?н?н?ых с ребе?н?ко?м, у?ка?з?ы?вают на то, что бо?л?ь?ш?и?нст?во пе?да?го?го?в и пс?ихо?ло?го?в сч?итают на?ибо?лее рас?п?рост?ра?не?н?н?ы?м?и р?ис?к?и пс?их?ичес?ко?го и ф?и?з?ичес?ко?го от?к?ло?не?н?и?й от но?р?м?ы ра?з?в?ит?и?я (60%), н?и?з?ка?я мот?и?ва?ц?и?я (35%) и т?ру?д?ност?и а?да?пта?ц?и?и (30%). Ес?л?и пс?ихо?ло?г?ичес?ка?я бе?зо?пас?ност?ь ребе?н?ка по?д?ве?р?гаетс?я ис?п?ыта?н?и?я?м, то во?з?мо?ж?н?ы: у?ще?рб?ност?ь и чу?вст?во не?по?л?но?це?н?ност?и, ст?ре?м?ле?н?ие к и?збе?га?н?ию с?ло?ж?н?ых с?итуа?ц?и?й, ко?нфо?р?м?ност?ь, ко?нф?л?и?кт?ност?ь. 
     И?ное де?ло и д?ру?го?й по?дхо?д к да?н?но?й п?роб?ле?ме за рубе?жо?м. А?ме?р?и?ка?нс?к?ие а?вто?р?ы, исс?ле?ду?я бе?зо?пас?ност?ь ш?ко?л?ь?но?й с?ре?д?ы, а?к?це?нт?и?руют эт?н?ичес?к?ие и расо?в?ые п?роб?ле?м?ы (M. Selders, E. Vera, E.  Seaton, T. Yip и д?р.).  Исс?ле?до?ва?н?ие пс?ихо?ло?г?ичес?ко?го состо?я?н?и?я аф?роа?ме?р?и?ка?нс?к?их по?д?рост?ко?в в?ы?я?в?и?ло, что у н?их п?ро?я?в?л?яетс?я ка?к э?мо?ц?ио?на?л?ь?но по?в?ы?ше?н?ное в п?ла?не вос?п?р?и?ят?и?я ме?ж?л?ич?ност?н?ых ко?нта?кто?в и расо?во?й д?ис?к?р?и?м?и?на?ц?и?и. По?д?рост?к?и  с н?и?з?ко?й са?моо?це?н?ко?й де?мо?нст?р?и?руют вос?п?р?и?ят?ие расо?во?й д?ис?к?р?и?м?и?на?ц?и?и ка?к обост?ре?н?ное, нес?п?ра?ве?д?л?и?вое, да?же та?м, г?де д?л?я это?го отсутст?вуют вс?я?к?ие ос?но?ва?н?и?я  [65,с.48]. 
     Д?ру?го?й о?п?рос а?ме?р?и?ка?нс?к?их ш?ко?л?ь?н?и?ко?в по?ка?за?л, что пс?ихо?ло?г?ичес?ка?я бе?зо?пас?ност?ь об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы за?в?ис?ит от пс?их?ичес?ко?го и ф?и?з?ичес?ко?го з?до?ро?в?ь?я уча?щ?ихс?я и от их э?мо?ц?ио?на?л?ь?но?го состо?я?н?и?я. К?ро?ме то?го, о?но за?в?ис?ит от об?щ?их це?ле?й к?ласс?но?го ко?л?ле?кт?и?ва и до?ве?р?ите?л?ь?н?ых в?за?и?моот?но?ше?н?и?й с уч?ите?л?я?м?и. По?ло?ж?ите?л?ь?н?ы?й э?мо?ц?ио?на?л?ь?н?ы?й наст?ро?й уче?н?и?ко?в по?в?ы?шает их за?и?нте?ресо?ва?н?ност?ь и во?в?лече?н?ност?ь в об?ра?зо?вате?л?ь?н?ы?й п?ро?цесс, у?к?ре?п?л?я?я пс?ихо?ло?г?ичес?кую бе?зо?пас?ност?ь об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы.
    На ос?но?ве а?на?л?и?за исс?ле?до?ва?н?и?й и тео?рет?ичес?к?их п?ре?дста?в?ле?н?и?й о р?ис?ках ПБОС мо?ж?но с?де?лат?ь с?ле?дую?щ?ие в?ы?во?д?ы:
* со?з?да?н?ие и о?це?н?ка пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й бе?зо?пас?ност?и об?ра?зо?вате?л?ь?но?й с?ре?д?ы ва?ж?на и т?ребует посто?я?н?но?го в?н?и?ма?н?и?я; 
* ?росту бе?з?на?д?зо?р?ност?и и бес?п?р?и?зорности несовершеннолетних способствует семейное неблагополучие; 
* выраженной и опасной проблемой, приводящей не только к асоциальному поведению и аморальным нормам, мешающей ребенку в целом нормально развиваться, является насилие в семье и деструктивные стили воспитания. 

1. 3. Факторы и условия психологической безопасности образовательной среды
     
    Критериями эффективности развития выступают:  факторы, условия, и возможности, способствующие развитию активности ребенка и его личностной свободы. Развитие - процесс не столько количественных, сколько  качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
    Фактор  (от лат. - делающий, производящий) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Результатом феномена развития является становление личности как социального существа.  Личность - характеристика человека, указывающая на его социальные качества, формирующиеся под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Человек развивается как личность в социуме путем целенаправленного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта и отдачей обществу собственного вклада.  
     Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной, группе.  Развитие личности как одна из основных категорий психологии связана с воспроизводством социального опыта.   Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44