VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к доу

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000000
Тема: Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к доу
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ	3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ	6
1.1 Сущность формы и условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ	6
1.2 Психолого – педагогические особенности детей раннего возраста	10
1.3 Роль семьи в адаптации детей раннего возраста к ДОУ	12
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ (НА ПРИМЕРЕ ДОУ № 19 Г. ЗЕИ)	30
2.1 Организация и проведение исследования по выявлению адаптации детей раннего возраста к ДОУ	18
2.2 Рекомендации педагогам и родителям по адаптации детей раннего возраста к ДОУ	20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	27



ВВЕДЕНИЕ
     
     Дипломная работа рассматривает вопрос адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Исследование проведено на примере ДОУ № 19 г. Зеи.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ранний возраст – особый период в жизни человека. В этот период происходит становление органов и систем, и прежде всего функций мозга. Закладывается «фундамент» здоровья, личности растущего человека, закладывается его будущее. И от того, как пройдет адаптация ребенка к условиям детского учреждения, будет зависеть его развитие и здоровье. Поэтому проблема адаптации волнует всех взрослых, взаимодействующих с ребенком в этот сложный для него период. Для родителей главным поводом для волнения выступает эмоциональное состояние своего ребенка, его физическое и психическое здоровье, успешность в установлении доброжелательных отношений ребенка с новыми незнакомыми взрослыми и со сверстниками. Для воспитателя помимо решения выше перечисленных проблем каждого ребенка возникает необходимость организации образовательного процесса, создания общего благоприятного эмоционального климата в группе, установления педагогического взаимодействия со всеми детьми с учетом индивидуальной реакции каждого ребенка на новизну ситуации. Поэтому особенно важно установить тесное взаимодействие с семьями воспитанников с целью совместного преодоления возможных трудностей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
     Проблема адаптации поднималась в исследованиях психологов, социологов и педагогов: Л.Ф. Обуховой, А.С. Роньжиной, О.И. Давыдовой, А.А. Майер и др. Вместе с тем, в литературе больше внимания уделяется проблеме адаптации детей к школе и недостаточно исследован период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. 
     Термин «адаптация» происходит от лат. Adaptatio – приспособление. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды или как уточняет А. В. Петровский – приспособление к измененным жизненным условиям.
     Целью работы является анализ приемов и способов адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
     В соответствии с целью были сформулированы задачи работы:
     1. Изучить возрастные особенности детей раннего возраста в ДОУ.
     2. Проанализировать особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению на примере ДОУ № 19 г. Зеи.
     3. Дать рекомендации родителям и воспитателям по адаптации ребенка к ДОУ
     Объект исследования – адаптация детей раннего возраста.
     Предмет исследования – приемы адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
     Анализ собранных материалов позволил сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:
     будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;
     будут учтены психические и физические особенности ребенка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
     будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском соду.
     При работе использовались следующие методы исследования: 
* анкетирование;
* интервьюирование;
* опрос;
* библиографический метод.
     Результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада. 
     Дипломная работа состоит из титульного листа,  оглавления, введения, двух разделов (первый раздел содержит 3 подраздела, второй раздел содержит 2 подраздела), заключения, списка использованный источников и литературы, включает 32 листов, 53 источников.
     Исследование проводилась на базе ДОУ № 19 г. Зеи в ранней группе «Капелька», количество детей – 20, возраст детей от 1,5 до 3-х лет.
     


     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ
1.1 Сущность формы и условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
     В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
     Из этого определения понятия здоровья, данного ВОЗ видно, что душевное и социальное благополучие – это важная составляющая часть здоровья, наряду с физическим благополучием. Мы все помним известную фразу любимого многими А. Экзюпери, что « все мы  родом из детства». Многие наши привычки, радости, как и  многие наши проблемы и разочарования родом  из детства.
     В психологическом словаре под редакцией В.В.Давыдова, А.В.Запорожца дается понятие адаптации. Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [18].
     Эти особенности формирования эмоционального благополучия (неблагополучия)  важно осознать воспитателю детского сада, куда дети попадают в раннем возрасте. На воспитателей  тоже ложится обязанность и ответственность за эмоциональное благополучие ребенка. Их взаимоотношения с ребенком, их внимание и забота, желание создать эмоциональный комфорт  (а в худшем случае их отсутствие) очень серьезно может повлиять на жизненный путь их воспитанников. На что же стоит обратить внимание педагогу?
     Первое появление ребенка в детском саду и правильно организованный процесс адаптации играет очень большую роль в формировании отношения ребенка к детскому саду и к миру взрослых в целом. Приход в садик, физический и эмоциональный отрыв от мамы для многих детей очень большой стресс. В этот момент нужно проявить доброе отношение к ребенку. В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно  и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и  об эмоциональном  благополучии своего воспитанника.
     Ребенок,  который  впервые  поступает  в  детский  сад,  проходит  период  адаптации,  особенно  это  относится к  детям  раннего  возраста.   Психологами   доказано,  что  изменение  социальной  среды  сказывается  и  на  психическом,  и  на  физическом  здоровье  ребенка.  Особенно  уязвимым  для  адаптации  является  ранний  возраст,  поскольку  именно  в  период  детства  ребенок  менее  всего  приспособлен  к  отрыву  от  родных.  В  этом  возрасте  ребенок  более слаб  и  раним.
     В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и так далее, а также стереотипов общения.
     В  раннем  возрасте,  как  правило,  адаптация  к  детскому  саду  проходит  дольше  и  сложнее,  сопровождается  различными  заболеваниями.  Изменение   привычного  образа  жизни  приводит  в  первую  очередь  к  нарушению  эмоционального  состояния  малыша.   Особенности  поведения  детей  раннего  возраста  в  этот  период  во  многом  связаны  с  особенностями  их  темперамента.   Дети  с  флегматическим  темпераментом,  как  правило,  ведут  себя  немного  заторможено,  в  то  время  как  холерики,  наоборот,  часто  бывают  возбуждены. Разлуки  и  встреча  с  родными    протекают  подчас  очень  бурно  и  эмоционально:  малыш  не  отпускает  от  себя  родителей,  долго  плачет  после  их  ухода,  и  встреча  с  родителями  также  может  сопровождаться  слезами.  В  этот  период  активную  работу  с  малышами  проводит педагог - психолог.
     Чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем легче будут складываться его отношения с коллективом в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Но, с другой стороны отсутствие эмоциональной связи с матерью может пагубно отразиться на дальнейшем развитии ребенка.
     В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
     Наблюдается    три  вида  адаптации:  легкая,  средняя,  тяжелая. Адаптация  легкой  степени  длится  1-2  недели.  У  ребенка  постепенно  нормализуется   сон  и  аппетит,  восстанавливается  эмоциональное  состояние  и  интерес  к  окружающему.  Во  время  адаптации  средней   степени  нарушение  в  поведении  и  общем  состоянии  ребенка  выражены  ярче,  привыкание  длится  дольше.  Сон  и  аппетит  восстанавливаются  только  через  30-40  дней.  Во  время  адаптации  тяжелой  степени  ребенок  плохо  засыпает,  сон  тревожный,  категорический  отказ  от  приема  пищи. 
     Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, не отходит от взрослых или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные раннее умения, худеет. Все это может отразиться на его здоровье. Можно сказать, что ребенок все это время находится, в лучшем случае, на грани стресса, но, чаще всего он ощущает его в полной мере [20].
     Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать [41]. 
     Психологами  выявлено  несколько  факторов  влияющих  на  степень  прохождения  адаптации.  В  первую  очередь  на  прохождение  адаптации  влияет  физическое  состояние   малыша.  Крепкий,  здоровый  малыш  обладает  более  четкими  системами  адаптационных  механизмов,  он  лучше  справляется  с  трудностями,  возникающими  во  время  адаптации.  Адаптационный  период  так  же  труден  и  для  родителей,  поэтому  с  ними  нужно  проводить  разъяснительные  беседе,  индивидуальные  консультации  плановые  и  по  запросу,  открытые  занятия,  досуги  с  участием  родителей  и  т.д.   Параллельно  так же   проводится  психолого-педагогическая  поддержка  специалистом  родителей.
     Нужно  помнить,  что  основная  задача  взрослых  (педагогов  и  родителей) – сделать  первые  дни  пребывания  малыша  в  детском  саду  максимально  комфортными,  благоприятными  для  его  эмоционального  и физического благополучия.  
     Основным  признаком  завершения  периода  адаптации  у  ребенка  является  его  хорошее  физическое  и  эмоциональное  состояния:  хорошее  настроение,  увлеченная  игра, спокойный  сон,   хороший  аппетит,   доброжелательное  отношение  к  сверстникам  и  педагогам,  спокойное  расставание  с  родными.
     После многочисленных наблюдений, проведенных среди детей, принято выделять три степени тяжести адаптационного процесса ребенка к садику. Это легкая адаптация - около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям. Адаптация средней тяжести - семья приспосабливается за два месяца. Тяжелая адаптация - требуется три месяца. 
     Самыми важными ценностями, которыми должен обладать ребенок, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни».
1.2 Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста
     В дошкольной психологии и педагогике часто анализируется проблема нравственного воспитания. В ДОУ процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам развитого правового общества. В реализации  образовательных программ, в частности задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогам и психологам.  Их  поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером. И тем успешнее под влиянием психолога и педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание.
     Предметная деятельность развивает способности ребёнка, особенно его ручные движения. Под руководством взрослого развиваются соотносящие и орудийные действия, осуществляется знакомство со значениями и свойствами предметов, создаются условия для появления новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, конструирование, аппликации) [23].
     Предметные действия в раннем возрасте (по Д. Б. Эльконину) развиваются по двум направлениям:
     1. От совместного со взрослым действие переходит к самостоятельному исполнению через показ и словесные указания.
     2. Совершенствуются способы ориентации, появляется перенос действий. Это способствует отделению ребёнка от взрослого, сравнению с ним, налаживанию общения через предметную деятельность [48].
     Широта спектра предметных действий, осваиваемых ребенком раннего возраста, позволяет использовать их в качестве средства достижения различных педагогических целей, в том числе целей сенсорного воспитания. Однако А.П. Усова полагает, что виды содержательной деятельности не могут быть сведены до уровня средства сенсорного воспитания; напротив, само сенсорное воспитание необходимо сделать средством, ведущим к полноценному овладению данной деятельностью.
     В период раннего детства происходит освоение новых видов деятельности, усложняется и меняется общение с окружающими, все это вызывает яркие эмоции, через которые ребенку легче переходить на новый уровень развития.
     К трем годам появляются волевое управление поведением, самосознание. Ребенок осваивает первичные нравственные нормы и правила человеческого поведения [28].
     Итак, можно выделить следующие характеристики кризиса трех лет: В речи появляются символы, пока еще бессмысленные Я, Хочу не хочу и т.п. Обнаружение собственного Я происходит в противопоставлении. Ребенок сам строит ситуации, в которых Я обнаруживается (независимо от поведения взрослого протестное поведение продолжается). В этих ситуациях и обнаруживается собственное Я, значение Хочу, то есть бессмысленный символ превращается в осмысленный, значащий. Усвоение смысла Я или Я хочу происходит при варьировании и закреплении в субъекте высказывания различных ситуаций действования.
     Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится – но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет – придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития. 
     Соответственно, средством сенсорного воспитания могут быть признаны и предметы (в частности, дидактические игрушки), и предметная деятельность детей, и обучение [29].
     Объектами соотносящих действий детей раннего возраста выступают, прежде всего, дидактические игрушки. Отличительной особенностью их конструкции является предзаданность определенного практического действия. В них, по словам А.П. Давидчук, заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий [26].
     Говоря о Я-концепции ребенка, Д.Б. Эльконин показывает, что ранний образ Я у ребенка-дошкольника характеризуется в основном предвосхищающими представлениями о себе. Ученый полагает, что эти представления играют весьма важную роль в психическом развитии ребенка: в них проецируются ценностные ориентации детей, касающиеся качеств человеческой индивидуальности и личности.
1.3 Роль семьи в адаптации детей раннего возраста к ДОУ
     Различные источники (юридические, социологические и педагогические) предлагают самые разные определения термина «семья». Но чаще можно встретить следующее определение сущности семьи – это небольшая группа людей, объединенных родственными и супружескими связями, общим бюджетом и, чаще всего, – общим жильем. Но, разумеется, каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живет, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей, ведь не зря семью постоянно называют «ячейкой общества». 
     Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой, которая представляет собой психологический климат семьи. 
     Одна из самых важных  потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) – потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Самая важная роль в обеспечении  эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и зависит от эмоциональном взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.
     Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку  у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку,  самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если  человек  ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь. [43]
     Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении членов семьи. Семья представляет собой достаточно сложную систему взаимоотношений. Ведь семья объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких людей.
     Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Внутрисемейные отношения могут быть как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
     Большое значение на развитие у малыша нравственных чувств, этических норм оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. При этом родители с особым вниманием должны подходить к подбору литературы и мультфильмов, избегая жестокости и насилия в них.
     Семья обеспечивает дошкольнику развитие воображения и игры. Однако для этого необходимо, чтобы родители сами умели и любили играть, чтобы у них хватило времени и терпения на разнообразное общение с ребёнком, чтобы они не боялись, что ребёнок испортит интерьер квартиры при реализации им самостоятельной предметной деятельности. Положение усугубляется тем, что многие современные родители детей в соответствующем возрасте не получили условий развития собственного воображения и игры и поэтому им гораздо легче учить детей разным, иногда очень важным и полезным умениям и навыкам или записывать и водить ребёнка в разные кружки, секции, образовательные учреждения, в которых снова получают развитие процессы, связанные со знанием, а не смыслом. В таком случае детский сад компенсирует ребёнку нехватку в игровой деятельности, в коммуникативных качествах.
     Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. 
     Воспитательная функция очень важна, т.к. семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. Именно в семье ребенок получает первые трудовые навыки, накапливает опыт общения.
     Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха. Семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно – психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. 
     Поисковая активность ребенка может подавляться родителями уже с раннего детства, когда в силу сложившихся стереотипов родители не удовлетворяют его базовых потребностей в еде и движении. Ребенка начинают кормить в одно и то же время, затем в соответствии с правилами питания, пеленают, ограничивают его передвижения кроваткой. В настоящее время описанная ситуация начинает меняться в лучшую сторону, но многие аспекты подавления активности у детей остаются.
     В возрасте 3-5 лет у ребенка возникает потребность все делать самому, экспериментируя и действуя методом проб и ошибок. Часто взрослые запрещают детям самостоятельные действия или прерывают их прежде, чем ребенок достигнет успеха («нельзя», «не трогай»), либо дают сделать только то, что у ребенка гарантировано получится. Последствие этого ? формирование двигательной беспомощности, которая проявляется в так называемой лени.
     Семья для  ребенка – связующее  звено  между  ним  и  общественной  средой.   Ребенок  уже  с  двух  лет  ощущает  себя  членом  семейного  коллектива.  Воспитание это  очень  сложное  и  ответственное  дело.  Если  родители  педагогически  грамотны,  то  в процессе  воспитания  будет  проводиться  в  правильном  направлении.
     Наиболее  доступная  и  распространенная  форма  связи  педагога  и  родителей  является  беседа.  Особенность  данной  формы,  позволяющая  эффективно  осуществить  воздействие  на  родителей,  активное  участие  в  беседе  и  родителей,  и  педагога.  Ведущая  роль  в  беседе  принадлежит  воспитателю.
     В  процессе  воспитания  у  родителей  возникают  как  правила  вопросы,  для  того  чтобы  помочь  родителям  найти  на  них  ответы,  педагогом  проводятся  тематические  консультации.  Консультации  бывают  плановые  и  внеплановые,  индивидуальные  и  групповые.
     Для  работы  с  коллективом  родителей  педагогами  используется  активная  форма,  групповые  родительские  собрания.    Как  правило,  повестка  дня  групповых  собраний  разнообразна.
     Широкие  вопросы  обсуждаются  на  общих  родительских собраниях.  При  подготовке  такого  родительского  собрания,  педагогом  должны  учитываться  все  мелочи.  На  таких  собраниях  присутствуют  не  только  воспитатели,  но  и  медицинский  персонал,  педагоги-психологи,  логопеды,  музыкальные  руководители.
     На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитатели и родители малыша совместными усилиями должны помочь ребенку войти в жизнь дошкольного учреждения. Для этого необходима подготовительная работа в семье. Единые требования к поведению ребенка в дошкольном учреждении и в семье составляют важное условие, способное облегчить адаптационный период.
     В качестве вывода можно утверждать, что, по мнению Ш. Шварца, ценности у человека формируются под влиянием окружающей социальной среды [45, с. 48]. Таким образом, данная проблема особенно актуальна применительно к дошкольникам, ценности которых начинаются закладываться уже в этом возрасте. Поэтому можно говорить о социальной среде ДОУ, где дети наиболее подвержены влиянию со стороны сверстников, педагогов и руководителей ДОУ.
     Вывод по главе I

     Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. У каждого ребенка адаптация проходит индивидуально. Одни малыши привыкают к новому режиму буквально за пару недель, при этом отлично себя чувствуют, аппетит сохраняется, настрой позитивный. Другие малыши тяжело переносят адаптацию, при этом подавлены. Сон у таких деток тоже нарушается.
     После многочисленных наблюдений, проведенных среди детей, принято выделять три степени тяжести адаптационного процесса ребенка к садику. Это легкая адаптация - около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям. Адаптация средней тяжести - семья приспосабливается за два месяца. Тяжелая адаптация - требуется три месяца. 
     Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учет их индивидуально-психологических и возрастных особенностей; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста.
     Воспитатели и родители малыша совместными усилиями должны помочь ребенку войти в жизнь дошкольного учреждения. Для этого необходима подготовительная работа в семье. Единые требования к поведению ребенка в дошкольном учреждении и в семье составляют важное условие, способное облегчить адаптационный период.
     
     
     


     2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ (НА ПРИМЕРЕ ДОУ № 19 Г. ЗЕИ)
     
2.1 Организация и проведение исследования по выявлению адаптации детей раннего возраста к ДОУ
     Целью проведенного исследования является анализ приемов и способов адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
     Для проведения эмпирического исследования была сформулирована общая гипотеза исследования.
     Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:
     будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;
     будут учтены психические и физические особенности ребенка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
     будут создаваться благоприятные условия для комфортного 
     Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей 1,5 лет.
     Базой исследования послужил МДОУ д/с №19 г. Зеи. 
     Задачи исследования:
     1. Изучить возрастные особенности детей раннего возраста в ДОУ.
     2. Проанализировать особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению на примере ДОУ № 19 г. Зеи.
     3. Дать рекомендации родителям и воспитателям по адаптации ребенка к ДОУ.
     Констатирующий эксперимент: Исследование проводилось в ранней группе детского сада. В период с августа по октябрь 2014 года производился набор воспитанников в данную группу.

     Из 20 детей проходивших адаптацию, 11 детей прошли легкую адаптацию. Дети вступали в контакт по своей инициативе, развита речь, сами занимали себя в свободной деятельности, придерживались установленных правил поведения в игре, играли с другими детьми.  С доверием относились к воспитателю. 
     8 детей с адаптацией средней тяжести. Дети в первые минуты нахождения в группе были напряжены, после первых минут она спадала, речь развита слабо. Один ребенок с тяжелой степенью адаптации.  

2.2 Рекомендации педагогам и родителям по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
     В современном обществе остро встает вопрос, как помочь ребенку благополучно адаптироваться к новым условиям ДОУ. Как не странно, но на сегодняшний день первое посещение ДОУ является стрессовым для любого ребенка, но в особенности для детей раннего возраста. Это может быть связано с новыми микросоциальными условиями. [5, с. 162]. Следовательно, любой детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью, ранимостью к разным микросоциальным средам. Поэтому, для ребенка играет важную роль в процессе адаптации его семья, ведь она всегда может ребенка поддержать, откликнуться и помочь в чем либо.
     Таким образом, можно выделить основные положительные факторы семейной микросоциальной среды: многообразие явлений и предметов, которые окружают ребенка; положительное эмоциональное общение со всеми членами семьи, что ведет к индивидуальному вниманию его особенностей. Кроме положительных факторов, необходимо выделить и отрицательные факторы микросоциально среды: ошибка семейного воспитания ребенка; нарушение взаимоотношений и пониманий в семье; неумение вовремя выяснять необходимые моменты и другое. Существует достаточно много классификаций адаптации, но самая оптимальная классификация на наш взгляд, это классификация по А.Л.Венгер.[3] Он рассматривает три уровня адаптированности ребенка: высокий, средний и низкий уровень адаптации. Высокий уровень адаптации характеризуется положительным отношением к ДОУ, ребенок адекватно реагирует на требования воспитателя, ко всем заданиям относится с ответственностью. Средний уровень адаптации характеризуется тем, что ребенок положительно относится к воспитателям, сверстникам, не вызывает отрицательных переживаний, но при этом он пассивен и немного растерян. К низкому уровню относятся такие дети, как с отрицательным поведением и отношением к ДОУ.
     Дети предпочитают в большей степени общаться только с мамами, следовательно, в период адаптации многим детям не хватает отцовского общения.
     активность у детей проявляется сразу в начале года. Они стремятся познакомится со сверстниками, найти общий язык с воспитателем.
     смена режима в детском саду влияет на ребенка отрицательно, так как, с самого утра они выглядят растерянно, но ближе к обеду они начинают быть активными в игровой форме. [24]
     Заболеваемость у детей прослеживается уже в середине учебного года, в частности прослеживается такие болезни, как психические расстройства организма, соматические заболевания, ОРВи.
     Для того, чтобы ребенок успешно прошел адаптацию, необходимо, в ДОУ организовать сотрудничество между специалистами ДОУ и родителями. Поэтому можно предложить ряд рекомендаций, для улучшения взаимодействия между ними и самим ребенком в процессе адаптации к ДОУ.
     Организовать кабинет психологической разгрузки, это поможет скорректировать индивидуальный подход не только к ребенку, но и членам его семьи.
     Специалисту в ДОУ необходимо создавать дневник наблюдений за детьми, это поможет конкретно определить уровень прохождения адаптации как индивидуально, так и в групповом соотношении.
     Родителям следует совместно со своими детьми проходить тренинговые занятия, что поможет в дальнейшем найти общий язык между взрослым и ребенком.
     Организовывать детские мероприятия, где будут задействованы не только дети раннего возраста, но и родители, а так же сами воспитатели и специалисты ДОУ.
     Следовательно, соблюдение или организация все выше перечисленного, поможет тщательно организовать общение родителей со специалистами и с детьми, а так же, проконтролировать процесс адаптации ребенка к ДОУ.
     Еще одна ошибка немногих родителей: взрослые не могут понять, почему их ребенок в детском саду должен быть ограничен в своем поведении. Ведь дома он делал, что хотел. Психологи разъяснили, что: процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям в поведении, которые необходимы при пребывании в коллективе сверстников в частности. Иначе, в последующем ребенку в обществе будет находиться тяжело.
      Предлагаются рекомендации, соблюдение которых способно значительно облегчить протекание адаптационного периода и снизить травмирующие факторы при погружении ребенка в новую для него окружающую среду.
     1.     Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
     2.     Обучайте ребенка дома все необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно пить из чашки, есть с ложки, пользоваться туалетом).
     3.     Приучайте ребенка есть разнообразные блюда: овощные, творожные, рыбные, и др.
     4.     До поступления ребенка в  д/с постарайтесь отучить его от вредных привычек (сосать пальцы, засыпать при укачивании и т.п.).
     5.     Прогуляйтесь вместе с ребенком по территории детского сада и около него, обращая внимание на счастливых и веселых ребятишек.
     6.     Научите ребенка самостоятельной игре  с игрушками, общению со сверстниками (попросить игрушку, поблагодарить, поделиться).
     8.     Подробно рассказывайте ребенку, что ждет его в  детском саду.  Пусть малыш ожидает  посещения детского сада с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.
     9. Дайте возможность ребенку пообщаться с детьми, уже посещающими детский сад. Он услышит много интересного о том, как дети проводят время.
     10. Создайте ребенку условия для спокойного отдыха дома.  Во время адаптации не водите его в гости, шумные компании (ребенок в это время перегружен, следует пощадить его нервную систему).
     11.  Заранее познакомьтесь с условиями (характер питания, приемы воспитания и т.п.), узнайте все новые  моменты в распорядке дня и соотнесите их с домашними.
     12.  Желательно, чтоб начало посещения детского сада не пришлось на холодное время года.
     13.  Как можно раньше познакомьте малыша с воспитателями группы в которую придет ребенок.
     14.  Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым!
     15.  При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много игрушек, дети весело играют, такая хорошая тетя твоя воспитательница). Дайте малышу время спокойно осмотреться, покажите где он будет спать (можно оставить на кровати игрушку малыша, которая будет его ждать), раздеваться, есть, играть.
     16.  Заранее выучите имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представьте малыша и воспитателя друг другу.
     17.  Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов, типа маленьких пуговиц и застежек на спине, обувь выбирайте на липучках.
     18.  Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения д/с  у вас была возможность не оставлять ребенка в группе на целый день.
     19.  Будьте последовательны и тверды в своих поступках, не позволяйте ребенку манипулир.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.