VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011745
Тема: Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет    им. М.К. Аммосова»

Педагогический институт

Кафедра дошкольного образования









ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 (направление: 44.03.01. «Педагогическое образование»,

 профиль «Дошкольное образование»)





Выполнила: студентка 4 курса

		группы ЗБДО-13 с-2 ПИ СВФУ

		Коротова Сахалита Анатольевна



Руководитель: доцент кафедры ДО 

ПИ СВФУ, к.п.н.,                                                                                                                                                  

		Дедюкина Марфа Ивановна

____________________________

                                                                                       (подпись)



Якутск - 2017



СОДЕРЖАНИЕ



	ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

		1.1. Понятие этнокультуры и этнокультурного воспитания в психолого-педагогической литературе……..…………..…….……………………………...6

	1.2. Исторические аспекты педагогического сопровождения развития этнокультурного воспитания  детей дошкольного возраста…………………10

	1.3. 	Условия этнокультурного воспитания посредством театрализованной деятельности……………………………………………………………………..18

Вывод по главе……………………………………………………………….…25

ГЛАВА II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Определение уровня этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста……..................................................................................27

2.2.Формы и методы работы по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста……………………………….....……..……………..….46

2.3. Анализ и обобщение результатов исследования .…………..…………….54

Выводы  по главе……………………………………………………….…..…..63

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….67

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………….………………………….….…75









ВВЕДЕНИЕ



Актуальность.В системе дошкольного образования проблема этнокультурного образования рассматривается в контексте морально - нравственного воспитания и чаще всего отождествляется с социальным развитием ребенка. 

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит  решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит 

от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности 

как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала русской народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов. 

Духовное наследие отечественной культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества. 

Без опоры на национально- культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России. Народная художественная культура и этнокультурное образование вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения.	Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества.Средством её приобщения является  усвоение ребенком способов познания саморазвития, его ориентация в окружающем мире. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности нашего дошкольного учреждения. Внедрение в практику детского сада компетентностного подхода в воспитании и обучении, позволило расширить возможности педагогов в процессе формирования у воспитанников этнокультурных компетенций, т.к. формирование - это процесс целенаправленного развития личности, ее сторон, качеств под влиянием направленного воспитания и образования, в результате которого ребенок приобретает определенную «форму», целостность.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Целью исследования: выявить эффективность использования театрализованной деятельности в этнокультурном воспитаниидетей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены задачи: 

Проанализировать теоретические основы этнокультурного воспитаниядетей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Определить уровень этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на базе ЦРР «Детский сад «Чебурашка».

Выявить и экспериментальным путем проверить педагогические условия этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Сформулировать выводы и разработать педагогические рекомендации.

Гипотеза исследования: процесс этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности может быть эффективным, если: 

создать развивающую предметно-пространственную среду, в которой возможна активизация самовыражения детей в театрализованной деятельности;

использовать активные формы и методы обучения (игровые, диалогово-игровые, проектные, интегрированные методы и др.);

организовать взаимодействие ДОУ и семьи по повышению эффективности этнокультурного воспитания  родителей.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ 
психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогические наблюдения; анкетирование; беседа; сравнительный анализ результатов.

Методологической основой работы явились:труды по проблемам этнопсихологии Л.И.Васеха,Г.И.Губа, Л.Г. Зенковой,  Э.Р.Тюленасовой, 
по практике и методике ведения театрализованной деятельности в ДОУ 
А.Е. Антипина, М.Д. Маханёвой,  Е.Н. Ченкураевой, Э.Г.Чуриловой, 

Практическая значимость:разработана система работы 
по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

База исследования:ЦРР ДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Сунтар, Сунтарского улуса, Республики Саха (Якутия).

Структура исследования:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.























































ГЛАВА 1. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ



Понятие этнокультуры и этнокультурного воспитания в психолого-педагогической литературе



«В мире не было и нет человеческой особи, которая была бывнеэтнична», - так говорил Лев Гумилёв. И прежде чем приступить к раскрытию темы, давайте разберем этимологию слова «этнос».

Понятие этнокультура сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», 

не имея при этом четкого определения. Поэтому данный термин встречается 

в основном в современных исследованиях.

Проблема этнокультурного обучения и воспитания нашла свое отражение в ряде исследований ученых-теоретиков, педагогов-практиков 
Л. И. Васеха, Е.В. Ершовой, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др. Известен исследовательский опыт А.Б. Афанасьевой, Т.Ф. Бабыниной, Г.И. Губа, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной и др. Разработанные и реализуемые психолого-педагогические методы направлены на совершенствование художественного воспитания и образования учащихся на лучших традициях народной культуры.

Так, например, Л.И. Васеха считает, что этнокультура, будучи сложной и внутренне противоречивой иерархией сакральных и профанных идеалов, социализирует людей, консолидирует их совокупную деятельность, представляя собой единое целое.

Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического 
и межнационального смысла [5, с.57] .

В исследованиях Э.Ф. Вертяковой, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой этнокультура рассматривается 

как культура конкретного этноса, которая находит свое выражение                             в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе.

Можно констатировать, что этнокультура - это культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта.

Таким образом, основываясь на современных подходах в определении понятия «этнокультура», можно сделать вывод, что она неизменна в своих проявлениях, так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена различным изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной мудростью.

В определении понятия «этнокультурное воспитание» мы следуем 
за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры». 

Также этнокультурное воспитание можно определить, как целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности.

Этнокультурное воспитание представляет собой сложное социально - педагогическое явление. Оно базируются на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Содержащийся в нём региональный этнокультурный образовательный компонент должен рассматриваться как необходимый структурный элемент социально-культурной сферы.

Этнокультурное воспитание можно трактовать двояко:

- во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;

- во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры 

и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

В нашем исследовании этнокультурное воспитание рассматривается 

во второй трактовке этого понятия, что соответствует теме исследования. 

Этнокультурное воспитание предусматривает, прежде всего, освоение этнокультурных ценностей, взаимодействие различных культур 

в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Соответственно в этнокультурном воспитании учет этнических 

и национальных особенностей является основополагающим, тогда как интернациональное воспитание ориентировано на формирование личности вне этнической культуры. 

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами 

и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности 

и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Этнокультурное воспитание это целенаправленный процесс приобщения к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности; развитию лучших черт человека, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный эмоциональный фон развития. 

Рассмотрев все аспекты этнокультурного воспитания можно сделать следующие выводы: этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.



1.2. Исторические аспекты педагогического сопровождения развития этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста



Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие 

и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Поскольку «идея детского сада» пришла к нам 

из Германии, известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев говорил 

о недопустимости переноса на русскую почву «немецко-специального вида» детского сада. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми 

и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах,

 по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем 

и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык.

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.

Содержание этнокультурного воспитания в практике первых детских садов России дифференцировалось в зависимости от типа дошкольного учреждения.

В частных детских садах, открываемых в крупных городах, планы воспитательной работы включали в себя достаточно широкое использование произведений русского народного творчества: сказок, народных песен, подвижных игр, игр с пением на сюжеты русских народных сказок. Происходило и приобщение дошкольников к культуре других народов, 

но в основном зарубежных: немецких, английских, французских. Детям читали сказки братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, на музыкальных занятиях звучала музыка французских, немецких композиторов. В народных дошкольных учреждениях детей приобщали в основном к русской культуре. Однако там,

 где была необходимость, воспитатели при организации своей работы исходили 

из национального состава детей группы. В национальных детских садах воспитательная работа строилась на основе двуязычия, с широким использованием народного творчества, народных праздников. К средствам этнокультурного воспитания в изучаемый период нами отнесены: детские издания (журналы, книги), народные игры, игрушки, дидактические пособия, экскурсии, изучение иностранных языков.

Содержание и подходы к этнокультурному воспитанию в советский период меняются в соответствии с новой идеологией. С постепенным нарастанием социально-политического влияния на образовательный процесс меняется педагогическая терминология, используемая в образовательном процессе. Термин «нравственное воспитание», как отмечено в исследовании 

Л. М. Казарян, не отвечал классовым задачам воспитания и носил аполитический характер. В 20-е гг. XX в. основное внимание акцентируется на социальном, общественно-политическом воспитании. В это понятие входило и воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности. 

В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования. Этнокультурная составляющая образовательного процесса 

в дошкольных учреждениях раскрывалась через такие принципы, как:

-принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления

 с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;

- построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;

- принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе

 и национальной.

Наблюдается тенденция в преемственности с прошлым веком средств 

и форм этнокультурного воспитания детей. Однако их содержательная составляющая определялась решением задач интернационального воспитания, действенными формами и средствами которого признавались: общественно-политический праздник (Октября или Первого мая), книги, количество которых было сравнительно мало (А. Барто «Братишка»), и ощущалась явная необходимость их создания; общение детей разных национальностей как непосредственное, так и опосредованное при помощи переписки; яркие события политической жизни страны: выборы в Верховный Совет, трудовая активность трудящихся разных национальностей. В этот период в практике дошкольных учреждений появились игры-путешествия, в которых ставилась задача уточнения детских представлений о жизни народов; игры-драматизации 

по содержанию детских книг и рассказов, освещавших жизнь, труд разных национальностей, национальные обычаи. С середины 1930-х гг. стали создаваться новые типы кукол, воплотившие интернациональные образы; игрушки, знакомившие детей с историей своей страны. Национальные куклы стали занимать почетное место в игровых уголках дошкольных учреждений. Этнокультурное воспитание в данный период реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада.

Народное творчество в 1940–60-е гг. рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность 
в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания.

Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами
Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил 
ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения, на развитие их способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Гуманизация образования на современном этапе связана с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников на личностно-ориентированной основе, предполагающей оптимальное создание условий для развития 

и социализации. Решить поставленные задачи возможно при осмыслении личности, как носителя родовых черт, представителя этноса и гражданина многонационального государства; осознании многоаспектности факторов социализации; при осуществлении этнокультурного воспитания. 

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [4].

Результатом этнокультурного воспитания является сформированность компонентов этнокультурной компетентности дошкольника. Данная характеристика определяется нами как формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно: от познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий - 
к убеждению, что этнокультурное многообразие - это позитивное, прогрессивное явление - и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми. 

К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников нами отнесены: наличие представлений об этнокультурной действительности, развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, развитие социальных способностей и навыков поведения в полиэтническом обществе. 

Личностно-ориентированная педагогика предполагает опосредованное воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее этнокультурной компетентности. Этому во многом способствует педагогическое сопровождение развития личностных и социальных качеств. 

Изучение современных исследований по проблеме педагогического сопровождения, позволяет выделить его разные аспекты: содержание понятия, принципы педагогического сопровождения, роль педагога 

в развитии личности ребенка. Педагогическое сопровождение ребенка-дошкольника в развитии определенных качеств рассматривается исследователями как создание условий, как организованное взаимодействие детей и взрослых [2]; в нашем случае, связанного с формированием ценностно-смысловых ориентаций и установок, с развитием интереса 

к народной культуре и культуре других народов, желанием использовать 

ее компоненты в своей деятельности. 

Причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, 

к обеспечению условий его развития. 

Реализация педагогического сопровождения развития этнопедагогической компетентности ребенка обеспечивается: 

		использованием в воспитательном процессе адекватных поставленным задачам и возрастным особенностям детей форм и методов работы, внедрением этнопедагогических технологий; 

		созданием развивающей этнокультурной среды; 

		использованием педагогического диагностического инструментария. 

Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности осуществляется при выборе таких форм организации детей, которые в большей степени соответствуют детской природе, особенностям их развития. Это, прежде всего, игры, как традиционные (народные) так 

и дидактические. Многонациональный состав детского коллектива диктует необходимость использования, в первую очередь, народных игр, которые близки детям по духу. Игры разных народов, замечал в конце XIX в. известный педагог, врач Е. А. Покровский, «представляют собой большую оригинальность», но в то же время они имеют очень много схожего.

Для подвижных игр разных народов характерно наличие схожих моментов; во всех играх существует что-то общее, «свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, всех рас и племен, всех религий и ступеней культурного развития» [3]. 

В работах исследователей подчеркивается необходимость широкого использование народных игр в работе с дошкольниками, поскольку они рассматриваются как универсальное средство развития самостоятельности ума детей (А. К. Бондаренко), расширения содержания знаний 

об окружающем, развития умственных способностей (А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова). Игры возникали и формировались вместе с историческим 

и культурным развитием народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои представления о времени и пространстве, взгляды 

на окружающую природу и отношения человека к ней; идеи сотрудничества

 и мирного существования. Народные игры - важный компонент праздников, образовательных досугов, прогулок. Поскольку воспитанники дошкольных учреждений отражают национальную специфику ближайшего окружения, 

то, организуя образовательный процесс в дошкольном учреждении, необходимо использовать элементы культуры, прежде всего данных народов. Народные игры можно объединять по принципу сезонности, что позволяет 

их использование в календарных народных праздниках. Особое внимание при подборе игр необходимо обращать на представленность в них специфического, национального (в названии бытовых предметов, общении

 с природой, традиционных видах деятельности) и общего. 
В этнокультурном развитии детей дошкольного возраста огромное значение имеют хороводные, командные игры, которые ориентированы на выработку согласованности действий для достижения результата выигрыша. Игры, включающие упражнения - «делай как я», «пойми меня», помогают понять другого человека, развивают «чувство локтя». Вместе с тем, они оставляют возможность для личностного самовыражения (в выборе движения, речи, мимике). В игре дети учатся подчиняться и соблюдать установленные правила. 

Эффективность формирования этнокультурной компетентности дошкольника во многом определяется комплексным подходом 

к использованию традиционных, народных и дидактических средств воспитания. Дидактические игры этнокультурного содержания используются для поддержания детского интереса, развития любознательности, для систематизации полученных знаний. Познавая окружающий мир во всем его многообразии, у ребенка формируются представления о полиэтнической действительности, развивается ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. 

Система дидактических игр этнокультурного содержания представлена несколькими группами. 

К первой группе отнесены игры, при помощи которых осуществляется репродукция полученных ранее знаний, и их дальнейшая систематизация 

о национальном многообразии народов, об общности их исторического прошлого, территории, об элементах национальной культуры (язык, костюм, 
быт, творчество и т. д.). Характер игровых действий связан в основном 

с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением. 

Цель второй группы дидактических игр этнокультурного содержания 

-развитие мыслительных операций: сравнительного обобщения, выделение характерного, специфического. В результате данных процессов ребенок закрепляет представления о полиэтнической действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, находить тождество и различие в национальных культурах, что характеризует определенный этап развития национального самосознания. 

К третьей группе отнесены игры, обеспечивающие включенность детей в процесс выстраивания взаимоотношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. К ним относятся игры, предполагающие творческое преобразование полученных знаний, навыки совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения совместной задачи. 

При выборе форм и методов работы необходимо использовать такие, которые в большей степени помогают ребенку включиться в процесс приобретения знаний и социокультурного опыта. К ним относятся метод проектов, музейная педагогика. Использование метода проектов в воспитании детей способствует развитию многих личностных качеств: самостоятельности, креативности, инициативности, лидерства. Этнокультурный проект современного дошкольного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности. В процессе приобщения дети познают знаки и символы народной культуры (3. А. Богатеева), адаптируются в социальной среде (В. Н. Лукьяненко), вырабатывают навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями. 

Формирование этнокультурной компетентности дошкольника обеспечивается использованием в воспитательном процессе элементов музейной педагогики. Музейная среда помогает приобщению детей к общечеловеческим, национальным ценностям. Своеобразие использования элементов музейной педагогики в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста определяет специфику форм работы. Учитывая своеобразие детского восприятия, неспособность старших дошкольников к длительному статическому напряжению, неустойчивость их внимания, потребность в движении в процессе «передачи» ценностей и смыслов (распредмечивания) музейных экспонатов необходимо создать особую среду. Статичность экспозиций диктует необходимость изменения традиционных экскурсий, путем включения в её структуру игр (дидактических, подвижных), творческих заданий, театрализованных представлений. 
Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольника обеспечивается созданием развивающей образовательной среды. Содержание этнокультурной среды дошкольного учреждения 
должно не только способствовать приобщению к этнокультурным ценностям, но и удовлетворять потребности развития ребенка. Этнокультурная образовательная среда может быть представлена мини-центром краеведения, мини-музеем быта, этно-игровым центром, уголками творчества; обогащена созданным комплексом дидактических игр этнокультурной направленности, театром народного костюма. Культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения может быть вариативным, создаваться за счет использования традиционных форм воспитания в их нетрадиционном значении, за счет объединения образовательных пространств ДОУ и образовательных учреждений культуры (музеев, театров и т. д.). 

Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности ребенка обеспечивается отслеживанием результативности воспитательной работы на основе диагностических методик. 



1.3. 	Условия этнокультурного воспитания посредством театрализованной деятельности



Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы 
Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н.Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошнининой, Р. Сигуткиной, И. Реутской, Л. Бочкаревой, И Медведевой, Т. Шишовой и др.

Под театрализованными играми ученые понимают "игры в театр", "сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям". 

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми - представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация. мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Н. Карпинской была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

	на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

	на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

	на третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий(выразить радость, страх и т.п.);

	на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. 

		Ученые также установили, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Несомненный интерес для практических работников представляет методические рекомендации по теат.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44