VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Пути повышения рентабельности предприятия (на примере пао сбербанк)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011015
Тема: Пути повышения рентабельности предприятия (на примере пао сбербанк)
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА


САРТАНИЯ ОКСАНА ДЖАМБУЛОВНА


Пути повышения рентабельности предприятия (на примере пао сбербанк)


Выполнил:
Студентка 5 курса заочной формы обучения
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»
Профиль «Экономика предприятий и организаций»

Допущено к защите в ГЭК и проверено на объем заимствования:



Заведующий кафедрой
Руководитель
д.э.н., профессор






/
Р.Ф. Гатауллин


/
И.З. Товышева



                                                                                                  «  » ____2018 г.




УФА – 2018



Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы повышения рентабельности....………………………..   6
   1.1 Экономическая сущность и значение понятия рентабельность………......  6
   1.2 Основные показатели оценки рентабельности…………………………….
   1.3 Проблема повышения рентабельности в организации…………………….
2 Анализ показателей рентабельности на примере ПАО Сбербанк……………
   2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ПАО Сбербанк……………………………………………………….
   2.2  Основные направления деятельности организации ПАО Сбербанк……
   2.3 Расчет и факторный анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности организации ПАО Сбербанк……………………………………….
   2.4 Разработка рекомендаций по повышению рентабельности ПАО Сбербанк..
Заключение …………………………………….
Список использованных источников…………
Приложение
  

    Введение
    
     В условиях современной экономики, банки выполняют многочисленные функции и вступают в сложные отношения с другими коммерческими банками, юридическими и физическими лицами и другими субъектами экономики, осуществляя кредитные, расчетные, депозитные и иные операции.
     Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности.
     Для общего анализа рентабельности производства и финансового состояния предприятия используются различные методы и показатели. Прежде всего, это система показателей рентабельности, характеризующих эффективность использования тех или иных ресурсов, их отдачу. Система показателей рентабельности предприятия, при её аналитическом исследовании позволяет сделать основополагающие выводы о финансовом состоянии предприятия.
     Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. 
     Для написания выпускной квалификационной работы  использовались труды различных авторов, таких как: Лаврушина О.И., Колесникова В.И., Жукова Е.Ф. в том числе и ряд периодических изданий. 
     Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка программы и механизма реализации мероприятий по повышению рентабельности ПАО Сбербанк.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Рассмотреть теоретические основы путей повышения рентабельности на  предприятии.
     2. Рассмотреть сущность, цели и задачи управления эффективностью работы банка.
     3. Провести анализ финансового состояния ПАО Сбербанк за период 2016-2017 гг.
     4. Оценить эффективность деятельности коммерческого банка в целом и Сбербанка в частности.
     5. Найти пути повышения рентабельности банка.
     Объектом исследования является ПАО Сбербанк. 
     Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие в процессе анализа эффективности деятельности коммерческого банка.
     Актуальность выбранной темы объясняется тем, что банковская деятельность подвержена всевозможным рискам, недооценка которых может привести к сбоям в работе и банкротству кредитных организаций, нанесению ущерба клиентам и акционерам банка.
     Методами, используемыми при написании выпускной квалификационной работы, являются: метод анализа и синтеза, метод наблюдения, метод сравнения, метод моделирования.
     Практическая значимость данной работы заключается в том,  что нововведения позволят банку расширить ассортимент услуг, увеличить круг постоянных клиентов, получать более высокий уровень прибыли, что приведет к повышению общего уровня эффективности организации и управления деятельностью банка, что в дальнейшем благотворно скажется на развитии банковского сектора экономики страны в целом. 
     В ходе написания выпускной квалификационной работы использовались классические и современные научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы оценки эффективности работы коммерческих банков.
     Нормативную базу исследования составили Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Банка России, инструкции, регулирующие отношения в области банковского дела.
     Информационной базой для проведения исследований организации анализа и оценки эффективности показателей деятельности коммерческого банка послужили внутренняя банковская документация и бухгалтерская отчетность ОАО Сбербанк России за 2016 – 2017 год.
     Информационной базой  послужили материалы проведенного наблюдения на предприятии, информационные ресурсы Интернет-порталов, нормативно-справочные материалы. В качестве нормативной базы было использовано Законодательство РФ, в частности Трудовой кодекс РФ.
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
     
     
     


    1 Теоретические основы эффективности деятельности  предприятия
    
     1.1 Экономическая сущность и значение понятия рентабельность
     
     Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства. Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. 
     В общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественно соотношение двух величин: результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Эффективность производства характеризует и его результативность. Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности – главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. В качестве исходных количественных критериев эффективности деятельности предприятия выступают следующие показатели:
      годовая норма прибыли;
      чистая текущая стоимость;
      период возврата капитальных вложений;
      точка (норма) безубыточности;
      фондоотдача;
      фондоемкость;
      производительность труда;
      рентабельность.
     Таким образом, результативность функционирования коммерческой организации чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, они наиболее часто из всех вышеперечисленных применятся при оценке экономической эффективности, которые в свою очередь зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т. е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. 
     Экономический потенциал, которым располагает предприятие, используется им для решения поставленных задач, в число которых входит обеспечение стабильно прибыльной работы. Контроль, анализ и постоянное совершенствование факторов прибыли и рентабельности представляю, поэтому один из наиболее важных и востребованных разделов работы. Динамичность и результативность деятельности могут оцениваться с различной степенью детализации в зависимости, в частности, от доступной информационной базы.
     Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели, такие как прибыль. Прибыль является итоговым экономическим показателем деятельности предприятия, свидетельствующим об эффективности, однако не позволяющим определить степень эффективности, т. е. насколько предприятие эффективно. Прибыль не позволяет соизмерить финансовый результат с издержками на его достижение. Для более объективной оценки должны быть задействованы относительные характеристики финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность.
     Рассмотрим возникновение понятия рентабельность. Как правило, используются понятия «доходность», «прибыльность», «эффективность», которые зачастую отождествляются. Рентабельность – это показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.
     Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
     Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. 
     Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный объемный показатель, измеряемый в денежной оценке; его можно суммировать в пространстве и времени (не учитывая временной стоимости денег). В ряде случаев по показателям прибыли нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Поэтому используют коэффициенты эффективности (рентабельности), рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к некоторому базовому показателю.
     Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями — системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации. 
     В общем случае результативность, экономическая целесообразность и эффективность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. 
     Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
     Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами и ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. 
     Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Что касается единиц измерения показателей эффективности, то в зависимости от ситуации это могут быть доли единицы, проценты, рубли и др.
     Показатель эффективности рассчитывается в общем случае по формуле (1): 
     

     П_э=  В_э/В_р 
(1)

     где В_э – величина экономического эффекта;
     В_р– величина ресурсов и затрат.
     Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов и затрат. Однако на практике, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность».
     Расчет коэффициентов рентабельности, исходя из приведенного выше позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия. Так, рентабельность реализованной продукции показывает какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств, но она не позволяет оценить эффективность использования предприятием его активов: основных и оборотных средств и его пассивов: собственных и заемных средств. Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств, но этот показатель не может дать ответ на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования. По этому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ему привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств. Таким образом, расчет и сопоставление между собой коэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.
     Однако характеристика рентабельности предприятия не будет объективной, если не рассматривать ее динамику, не сравнивать ее с аналогичными показателями предприятий-конкурентов и со средними по отрасли.
     Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования предприятия. В зарубежной и отечественной литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач.
     Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций. Прежде всего, рассмотрим, что представляет собой рентабельность.
     Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции
     Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации.
      Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.
     Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. 
     Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
      отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
      отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.
     Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.
     Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.
     Выделяют также и ряд факторов, которые в итоге могут повлиять на конечные финансовые результаты и как следствие на рентабельность.
     В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов, которые можно разделить на внешние ( связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. (см. рисунок 1) Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность оценить степень влияния этих факторов на эффективность деятельности предприятия.
     Рассмотрим сначала внутренние факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е. внутренние факторы, которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, непосредственно не связанные с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
     Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
     Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. 
     Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
     Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.
     Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:
      изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;
      изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;
      изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).
     Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
     Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:
      повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;
      использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;
      повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.
     Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. 
     Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.
     Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. 
     К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5).
     
     1.2 Основные показатели оценки рентабельности
     
     Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
     Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей оценки рентабельности, ориентированная на определенную цель. Система показателей оценки рентабельности позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели оценки рентабельности обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. 
     Система показателей оценки рентабельности особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей оценки рентабельности перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.
     Состав системы показателей оценки рентабельности в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. 
     Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.
     Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.
     Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.
     Показатели оценки рентабельности классифицируются следующим образом:
      Рентабельность продаж.
      рентабельность продаж (норма общей прибыльности)
      рентабельность продаж от вложенного капитала всех инвесторов
      рентабельность заемного капитала предприятия
      Рентабельность деятельности
      рентабельность продаж при маржинальном подходе
      рентабельность хозяйственных средств от деятельности предприятия
      рентабельность экономического потенциала предприятия
      Рентабельность ресурсов
     1. Рентабельность капитала
      рентабельность торговой деятельности предприятия
      рентабельность инвестиционной деятельности предприятия
      рентабельность финансово-хозяйственной деятельности предприятия
      рентабельность основных средств предприятия
      прибыльность 1 кв. м. торговой площади
      рентабельность оборотных средств предприятия
      рентабельность средств на оплату труда различным группам работников предприятия
     2. Рентабельность других ресурсов.
      рентабельность активов
      рентабельность инвестированного капитала
      рентабельность расходов на оплату труда
      прибыльность труда одного работника
     Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования предприятия. 
     В литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач. 
     Рассмотрим предложенные показатели прибыли:
 Прибыль от продаж (2):


П_(п )=В-С- Р_к- Р_у
(2)
     
     где П_(п ) - прибыль от продаж,
     В – выручка (нетто) от реализованной продукции, товаров, услуг,
     С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,
     Р_к – управленческие расходы
      Р_у – управленческие расходы.
     2. Прибыль до налогообложения (3):
     

П_н= П_п+П_кп-П_ку+Д_удо+П_д-П_р
(3)

     где П_н - Прибыль до налогообложения,
     П_п- прибыль от продаж,
     П_кп - проценты к получению,
     П_ку  - проценты к уплате,
     Д_удо - доходы от участия в других организациях,
     П_д- прочие операционные доходы,
     П_р- прочие операционные расходы,
     3.Чистая прибыль (нераспределенная)(4):
     

П_ч= П_н-Н
(4)

     где:
     П_ч - чистая прибыль (нераспределенная),
     П_н- прибыль до налогообложения,
     Н – налоги.
     Общая формула расчета рентабельности Р (5):
     

Р=  П/А
(5)
     
     где  П – прибыль,	
     А – средняя величина активов за период.
     Для наглядности расчета показателей рентабельности, рассмотрим таблицу 1.

     Таблица 1 – Алгоритмы расчета показателей рентабельности
Показатель
Экономическое содержание
      Формула расчета
Рентабельность производства (окупаемость затрат)
Отражает способность организации контролировать уровень затрат, а также эффективность политики ценообразования
Прибыль от реализации продукции, работ или услуг/ Сумма затрат по реализованной или произведенной продукции *100%
Рентабельность продаж (оборота)
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж
Прибыль от реализованной продукции, работ или услуг/ Выручка (нетто) от реализации продукции, работ или услуг *100%
Рентабельность активов
Характеризует величину прибыли, которую получает компания на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования)
Прибыль до налогообложения / Средняя величина активов*100%
Рентабельность (доходность) капитала
Самый важный показатель для собственников компании, который во многом определяет стоимость компании на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости капитала.
Чистая или балансовая прибыль отчетного периода / Средняя величина инвестированного капитала*100%
     
     Использование такого обширного состава показателей и их сочетание для расчета рентабельности в практической и аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности финансово-хозяйственной деятельности, а с другой стороны, затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.
     На практике выделилась следующая группа показателей рентабельности, рассчитываемых на базе финансовой отчетности.
     Показатели рентабельности при необходимости могут быть рассчитаны как на начало, так и на конец периода. В таких случаях в показателях дроби показываются показатели соответственно на начало и на конец периода.
     В зарубежной литературе, а в последнее время и в отечественной, используются показатели рентабельности, рассчитанные иными способами и используемые для решения специальных задач. К ним, в частности, относится так называемый коэффициент валовой прибыльности, определяемый отношением валовой прибыли или маржинального дохода (превышение объема реализованной продукции над переменными затратами) к объему реализованной продукции. Этот показатель используется при анализе безубыточности. При оценке эффективности и принятии долгосрочных инвестиционных решений используется показатель рентабельности, рассчитанный на основе чистого притока денежных средств.
     Разложение прибыли организации и ее совокупного капитала на определенные различные составляющие (или их сочетания) и определения отношения между корреспондирующими показателями прибыли и капитала отражают частную рентабельность отдельных видов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации, различных ресурсов и источников их финансирования.
     Если принять во внимание, что целью управления является прибыль организации в целом, то в качестве финансово-экономических индикаторов необходимо и достаточно использовать следующие показатели рентабельности.
     Наиболее общим показателем в группе индикаторов рентабельности капитала является рентабельность активов. Этот показатель называют также нормой прибыли.
     Уровень и динамика показателя рентабельности активов является главным объектов внимания руководства компании, поскольку рентабельность совокупного капитал аккумулирует в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов организации, издержек производства и обращения, размеры, структуру и соответствие рыночному спросу выпускаемой продукции или выполняемых работ. Показатель рентабельности активов отражает достигнутый в компании баланс экономических интересов внутренних и внешних участников деятельности предприятия. Использование для расчета рентабельности активов чистой прибыли представляется неадекватным, так как активы должны генерировать прибыль, достаточную не только для решения внутренних задач, но и для выполнения обязательств организации перед государством.
     В то же время показатель рентабельности активов, рассчитанный на основы прибыли, может быть использован дополнительно к основному, для оценки такого важного аспекта управленческой деятельности, как налоговая политика.
     Показатель рентабельности собственного капитала важен для собственников (акционеров) компании, которые вкладывают в экономическую деятельность предприятия свои средства с целью получения прибыли на вложенный капитал.
     Рентабельность собственного капитала сравнивается с возможностями получения дохода от вложения этих средств в альтернативные варианты деятельности, включая вложения в финансовые активы. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель служит важным критерием при оценке (котировке) акций на бирже.
     Рассмотренные выше показатели рентабельности характеризуют вполне конкретные аспекты деятельности организации, в то же время они взаимосвязаны между собой, что отражает объективные связи между различными сторонами производственно-финансовых и управленческих процессов. Сбалансированность, а значит, и обоснованность управленческих решений во много зависят от степени и метода учета таких взаимосвязей. Конструирование и использование моделей, отражающих эти взаимосвязи, существенно повышает роль менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятельности и в целом компании.
     Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли. Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, а взаимно дополняют. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.
     Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие.
     Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия(6):
     

У_р=(??П)/(??З)
(6)

     где Ур - уровень рентабельности,
      - сумма прибыли от реализации товаров, работ или услуг,
      - сумма издержек обращения.
     Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. 
     Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44