VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение эффективности развития слухового восприятия в игре у слабослышащих дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012471
Тема: Повышение эффективности развития слухового восприятия в игре у слабослышащих дошкольников
Содержание
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..4
Глава 1: Теоретический аспект изучения проблемы исследования …8
1.1 Понятие о слухе и его развитии………………………………………....8
1.2 Особенности развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом…………………………………………………………………………9
1.3 Понятие о речи и ее развитии...................................................................13
1.4. Особенности речевого развития слабослышащих детей..............……15
1.5 Понятие о игре и ее развитие у слабослышащих детей……………….19
1.6. Программные требования  по развитию слухового восприятия и обучению произношению в специальных дошкольных учреждениях для глухих детей………………………………………………………………….21
1.7. Задачи, основные принципы и методы работы на занятиях по 
развитию слухового восприятия…………………………………………….23
1.8. Виды работ по развитию слухового восприятия……………………....26
1.9. Варианты различных игр, использующих на занятиях по развитию слухового восприятия и речи у слабослышащих дошкольников………….40
Глава 2. Практическая часть исследования …………………… . ……..56
Экспериментальное исследование развитие слухового восприятия у           слабослышащих дошкольников в игре
2.1. Организация и методы исследования ………………………… ….…...56
2.2. Характеристика  исследуемых детей…………………………………...57
2.3. Развитие неречевого слуха …………………………………………...…58
2.4. Развитие речевого слуха у детей с нарушением слуха……………………60
2.5. Программа констатирующего экспериментального исследования…….61
Глава 3. Коррекционная работа по развитию слухового восприятия
у слабослышащих дошкольников в игре………………………………....63
3.1 Содержание и методика проведения формируещего эксперимента…....63 
3.2. Организация обучающего эксперимента. 
       Характеристика обучаемой группы детей………………………………..64
3.3. Анализ результатов эксперимента………………………………………..66
3.4. Результаты контрольного эксперимента………………………………….68
Выводы…………………………………………………………………………..69
Заключение……………………………………………………………………....70
Список  использованной литературы…………………………………………..72
Приложение к заданиям ………………………………………………………..78
Приложения (Программы для специальных дошкольных учреждений)……..79




















Введение

Актуальность исследования. Тема дипломной работы посвящена такому сложному вопросу, каким является развитие слухового восприятия у слабослышащих дошкольников.
Проблеме развития слухового восприятия посвящено много исследований. Интерес к этой теме объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка. Игра — один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной деятельности и отношения с людьми.
Особое значение игра приобретает в коррекционном — педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется для развития слухового восприятия и в качестве основы формирования правильной речи у детей для их полноценного развития.
Актуальность темы заключается в том, что если в системе воспитания и развития детей проблемам игровой деятельности нормально развивающего ребенка уделено очень большое внимание, то в теории и практике педагогической работы со слабослышащими детьми, эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными. 
Между тем, уже в 30-е годы Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что, если ребенок не совсем здоров, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, следует, что у слабослышащих детей - игра должна обязательно помогать в развитии слухового восприятия. [12, 341стр].
В последние годы были определены особенности игр детей с недостатками слухового восприятия, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что неслышащего ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии ребенка. Между тем, во время игры развиваются не только зачатки интеллекта, мышление, память, речь, но и слуховое восприятие неслышащего ребенка.
Проблеме детей с недостатками слухового восприятия посвящены работы: Н.И Беловой, Э.И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Н.Д. Шматко, Е.Л. Черкасовой. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса их развития. Эмилия Леонгард, ведущий специалист по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей в своей книге «Я не хочу молчать», высказывается следующим образом «Проблемы глухих детей — на девять десятых не медицинские, а педагогические». [29, стр.154,328].                                                                                                     
Гипотеза нашего исследования состояла в следующем; развитию слухового восприятия и речи способствует игровая деятельность дошкольника.
Мы предполагаем, что развитие слухового восприятия и формирование речи слабослышащих дошкольников будет эффективнее развиваться, если разработать специальные игровые занятия.
Возможно, разработав новую игровую методику на занятиях по развитию слухового восприятия, возможно, уровень слуха и речи слабослышащих дошкольников улучшиться.
Объект исследования: слуховое восприятие дошкольников с нарушенным слухом.
Предмет исследования — процесс развития слухового восприятия, через игру у слабослышащих дошкольников.
Целью исследования явилось, повышение эффективности развития слухового восприятия в игре у слабослышащих дошкольников.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования,
2. Выделить методы и приемы, использующиеся при занятиях по развитию слухового восприятия, и при игре, которые в наибольшей степени способствуют речевому развитию слабослышащих дошкольников,
3. Разработать и апробировать на практике систему занятий по развитию слухового восприятия,  с использованием ведущей деятельности дошкольников - игры.
Методы научного исследования, используемые в эксперименте.
1. Теоретический метод исследования включает в себя изучение литературы по теме исследования. Применение этого метода позволяет определить научную основу исследования. Для нас являются значимыми сведения из области физиологии, психологии, методики обучения речи, сурдопедагогики о закономерностях формирования речевых умений и навыков у слышащих и глухих детей, сведения о сложной структуре педагогического процесса обучения. 
2. Метод наблюдения широко используется как в общей, так и в специальной педагогике. Данный метод был применен для изучения учебно-воспитательного процесса в специальном детском саду. Также в ходе использования данного метода мы выявили степень речевой активности детей и получили общее представление о произношении детей, участвующих в эксперименте.
3. Метод изучения документации (личных дел, программы). Использование этого метода в эксперименте является источником получения фактических данных. Изучение личных дел позволяет выявить особенности развития ребенка (причину и степень потери слуха, особенности психофизического, моторного развития). Глубже узнать особенности каждого ребенка помогает использование метода беседы с сурдопедагогом и воспитателями группы.
4. В нашем исследовании основным методом является педагогический эксперимент. Данный эксперимент проводился с детьми с нарушением слуха и осуществлялся в виде констатирующего эксперимента.
Слабослышащие дети, участвующие в эксперименте, имея представление о речевом материале, на основе которого констатирующий эксперимент, покажет умения дошкольников реагировать на звуки, различать на слух неречевые и речевые сигналы, и  справляться  с заданиями.


Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы исследования
1.1. Понятие о слухе и его развитии.
С помощью слуха человек воспринимает звуки. Органом слуха является ухо, которое представляет собой систему последовательно связанных между собой отделов: наружное, среднее и внутреннее ухо. 
Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, который соединяет наружное ухо со средним ухом. Внутри слуховой проход оканчивается туго натянутой барабанной перепонкой, которая способна вибрировать от удара звуковой волны. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук.
Среднее ухо представляет собой заполненную воздухом полость, которая соединена с носоглоткой узким проходом - слуховой трубой. В среднем ухе расположены три маленькие последовательно связанные между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя. Молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а затем усиленные колебания передаются на стремя. Среднее ухо отделено от внутреннего пластинкой с двумя окнами, затянутыми тонкими перепонками. 
Внутреннее ухо - это система лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находятся два органа: улитка и вестибулярный аппарат. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. Вибрируя, жидкость раздражает слуховые рецепторы, расположенные в улитке. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг. Таким образом, в среднем и внутреннем ухе происходят последовательные процессы превращения звуковой волны в нервные импульсы. В головном мозге происходит различение силы, высоты и характера звука, местоположения его источника в пространстве. Способность слышать двумя ушами имеет большое значение для определения направления звука.
1.2. Особенности развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом.
 Снижение слуха, по определению Л.?С.Выготского, – это первичный, органический дефект, а его следствием является отсутствие у детей речи. Отсутствие речи у детей, возводит преграду между ними и окружающими, изолирует их от мира и чрезвычайно сужает культурное пространство. Речь у плохо слышащих детей не может самостоятельно развиваться, естественно, что без обучения даже при вполне сохранном интеллекте психическое развитие таких детей тормозится.  Реабилитация заключается в специальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию речи. В условиях обучения речи в раннем детстве резкие различия между неслышащими и слышащими сглаживаются, однако своеобразие речи неслышащих преодолевается не до конца.
Это объясняется тем, что речь формируется обходными путями, восприятие речи осуществляется не с помощью слуха, а зрительно и имеет иные сенсорные основы формирования образов слов. Восприятие речи осуществляется по - средством чтения с губ, при котором акустический код речи заменяется оптическим, далеко не полноценным по отношению к акустическому.
Чтение с губ включает следующие компоненты: зрительное восприятие речевых движений; речедвигательный компонент - отражённое повторение этих движений и оживление кинестетических образов; мыслительный компонент-коррекция и прогнозирование информации. Понимание материала по чтению с губ зависит от контекста и ситуации беседы, знание которых позволяет прогнозировать и корригировать постоянную информацию. Таким образом, при чтении с губ большое значение имеет активность воспринимающего человека, а так же его индивидуальные особенности.
  Изначально все дети с нарушением слуха готовы к равноправной интегрированной жизни в том обществе, в котором они родились. Дети с сохранным интеллектом, но плохослышащие и не говорящие до начала реабилитации, могут полноценно овладеть культурой своего народа и теми средствами общения, которые приняты в данном обществе: устной и письменной формами речи.
Вторичный дефекты развития, преодолеваются благодаря нормализации жизни детей, которая обеспечивает успешное осуществление реабилитации каждого ребенка. Нормализация выражается прежде всего в сохранении семьи. У нас в стране большинство государственных учреждений для глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста, имеющих родителей, являются интернатами и часто находятся на расстоянии многих километров от места проживания ребенка. В интернатах и занимаются с неслышащими детьми, развивая у них слуховое восприятие.
Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.
Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др. (ведь они достаточно похожи по артикуляционным и акустическим признакам).
Фонематическое восприятие развивается на базе общего слухового восприятия. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков, и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также остальных родственников, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи. Таким образом, фонематическая восприятие и собственно речь не будет развиваться без ежедневного общения со взрослым. У малыша уже к 6 месяцам начинают созревать структуры головного мозга, отвечающие за различение звуков речи, и их окончательное развитие произойдёт к 7-8 годам., когда ребёнок должен начать овладение грамотной письменной речью.
Несвоевременное развитие фонематического восприятия видно уже в 3-4 года, когда у ребёнка нарушено в произношении большое количество звуков. Он может заменять одни звуки другими, близкими по акустическим свойствам, может оглушать звонкие парные согласные звуки. Эти нарушения произношения могут сочетаться с трудностями артикуляции, с недостаточной иннервацией речевого апппарата. В дальнейшем при отсутствии своевременной логопедической помощи у ребёнка возникнет большое количество ошибок на письме. Это будут пропуски букв и слогов, замены одних букв другими, неправильное написание окончаний и т.п.
С ребенком, который хорошо слышит, но неправильно произносит какой-то звук, как правило занимаются логопеды и исправляют произношение. Но что делать с детишками, которые плохо слышат или не слышат, если у таких появляются звуки, буквы, слова неправильные, их сурдопедагоги будут исправлять, но не сразу, детям будут помогать ,чтобы они говорили еще больше. Человек не слышит - поврежден слуховой анализатор, а речедвигательный анализатор здоровый. И нужно создать все условия, чтобы плохослышащий ребенок хотел говорить больше. Чтобы заинтерисовать малыша и побудить к произношению, нужно воспользоваться игрушками и игрой с ними. 
Известно, что слабослышащие дети обучаются в специальных детских садах и школах, а также в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. 
В ходе всего учебно - воспитательного процесса, особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, мышления, формированию произносительной стороны речи. С 2-летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.


1.3. Понятие о речи и ее развитии.
В соответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре не здорового развития ребенка рано возникшая глухота или тугоухость обуславливает отклонения вторичного порядка, которые связаны с нарушениями в речевом развитии. Отклонения в речевом развитии и связанные с этим нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие в развитии познавательной деятельности, а также в личностном развитии. Преодоление отклонений в развитии детей связано со всей системой работы дошкольного учреждения и направлено в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений — развитие речи и общения.
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь — начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность — речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.
Устная речь и устное речевое высказывание появляется в 2-3 года, в то время как письмо и чтение, связанные с овладением грамотой — существенно позднее. В возрасте 4-5 мес возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово. Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематического слуха. Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, помимо собственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замысла высказывания, так и сложного поведения. 
В мозгу все речевые зоны связаны между собой как единый механизм. Для всех людей информация поступает через звуковые колебания по слуховым путям. Затем в мозгу информация обрабатывается и выделяется ее смысл в зоне Вернике. А, через группу волокон, называемых дугообразным пучком, из зоны Вернике поступает в зону Брока, расположенная в задне-нижней третьей лобной извилине левого полушария (у правшей) и правого полушария (у левшей). Именно зона Брока помогает ярко выражать свои мысли, красиво говорить и воспринимать полезную информацию.  Например, маленькие дети не всегда понятно выражают свои мысли, так как эта зона у них не так развита, как у взрослых. Тоже самое со слабослышащими детьми, они не всегда  могут построить предложение из обычных слов.
Отсюда вывод, что все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями, что помогает нам воспринимать и воспроизводить нужную информацию.


1.4. Особенности речевого развития слабослышащих детей
Речевое развитие слышащих и неслышащих детей раннего возраста в сравнении рассматривается для того, чтобы показать не только различия, но и то общее, что изначально присуще любому ребёнку, те основы, на которых формируется речь у слышащего ребёнка на которые нужно опираться при её специальном формировании и развитии у неслышащего.
Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепета у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.
Этот период речевого развития также характеризуется возникновением у ребёнка эмоциональной реакцией на общение с людьми из ближайшего окружения. У некоторых детей с нарушениями слуха наблюдается стойкое внимание к лицу говорящего, они достаточно пристрастно изучают мимику лица, прослеживают движение рук и действия с предметами, хотя при этом речь у них может и отсутствовать. Многие дети при обращённой к ним речи взрослого отворачиваются или даже закрывают лицо руками, но есть и такие, которые спокойно и равнодушно смотрят в лицо говорящего или пытаются по ситуации догадаться, о чём идёт речь.[16,23]
У глухих детей в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, её эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвивается уже с самых ранних этапов жизни [Нарушения психического развития в детском возрасте, 78с]
Одни дети не только молчат в окружении говорящих, но даже смеются и плачут почти бесшумно. Другие, смеясь и плача, издают эмоционально окрашенные голосовые реакции и, привлекая внимание взрослого, громко кричат, у них наблюдаются звонкие голоса, смех, плач. Более звучным, естественным голосом обладают дети, имеющие остатки слуха. [42,110с] Иногда отдельные звуки носят характер речевых вокализаций и воспроизводятся детьми раннего и младшего дошкольного возраста в играх. Использование звуковых комплексов получает дополнительные стимулы в ходе общения, и в некоторых случаях ребенок начинает применять звукосочетания для обозначения предметов или действий, хотя они мало похожи на слова родного языка и их понимает только ограниченный круг близких людей. Как правило, эти звукосочетания используются в сочетании с неречевыми средствами общения: естественными жестами, взглядами, указаниями на предметы и др. [42,60с].
Речевое развитие слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием, что связано с их состоянием слуха. В младенческий период формирование предпосылок речи протекает примерно так же, как и у глухих. Однако в раннем возрасте у детей с легкой и средней тугоухостью наблюдается много голосовых реакций. Как правило, в раннем возрасте, обычно на втором году жизни, у них появляется лепет, более обедненный по сравнению со слышащими детьми, но отличающий слабослышащих от глухих. [15, 60-61с].
Речь глухого ребенка, в отличие от речи слышащего, формируется только в условиях специального обучения, т.к развитие детей с дефектом слухового анализатора протекает в условиях нарушенного общения, ведет к своеобразию в развитии речи, обусловливает отклонения в развитии их познавательной деятельности и отвлеченного мышления.
В исследованиях С.А. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой, Ж.И.Шиф и др. отмечено, что основные отличия речи глухих детей проявляются в особенностях грамматического строя и словарного запаса.
Исследуя проблему овладения глухими детьми значения слова, Р.М. Боскис отмечает непомерно широкое значение первых усвоенных глухим ребенком слов, т.к . глухие дети нередко пользуются одним и тем же словом для обозначения предмета и действия, связанного с ним, и даже целой ситуации.
Речь слабослышащих детей невыразительна, монотонна, имеются значительные нарушения внятности, призвуки и т.п. Формирование членораздельной, внятной речи является одной из самых сложных задач обучения глухих детей. У глухих детей при поступлении в школу можно наблюдать или полное отсутствие самостоятельной речи, или значительное нарушение всех её аспектов: звукового строя, лексической и грамматической систем.
В связи с трудностями формирования устной речи словесная речь слабослышащих детей может формироваться первоначально в дактильном виде. Дактильная азбука - это совокупность расположенных в определённом порядке пальцевых знаков- букв, посредством которых может быть составлено любое слово. У рано оглохшего ребёнка вместо отсутствующей словесной речи развивается как потребность в общении жестовая речь. В жестовой речи отражаются наглядные обобщения, в то время как в слове- понятии- сложные обобщения. Развиваясь, жестовая речь вступает в сложное взаимодействие со словесной речью, под влиянием которой жестовой речи появляются предлоги, союзы и т.п.
В развитии речевых способностей у слабослышащих детей наиболее значимыми являются такие факторы, как: желание общаться устной речью, которое стимулируется и подкрепляется взрослыми; обучение, построенное по принципу активного речевого общения при опоре на предметно-практическую деятельность и при формировании грамматических структур; учёт индивидуального уровня сформированности речевых способностей, познавательной активности ребёнка; условия жизни ребёнка в семье.
Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. В настоящее время проводится лишь поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.
Глухие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.).


1.5. Понятие о игре и ее развитии
В период дошкольного детства игра становиться ведущем видом деятельности. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Виды игр:
1. дидактическая игра;
2. сюжетно - ролевая игра;
3. различные подвижные игры.
1. Дидактическая игра учит детей правильно и полно воспринимать предметы, их форму, величину, цвет. Благодаря дидактической игре расширяется представление об окружающем мире, стимулируется умственное развитие. Этот вид игры используется в различных видах деятельности: изобразительной, развитие речи, математическим представлениям, конструирование и др.
2. В сюжетно-ролевой игре дети удовлетворяют свои потребности развития общения со сверстниками, со взрослыми.
Ребенок берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей - маму, воспитательницу, водителя, летчика. Обязанности по отношению к окружающим - это то что стремиться исполнить ребенок, взявший на себя определенную роль. Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых.
3. Подвижные игры, как правило любят все дети.
Подвижные игры, включающие активные двигательные действия, служат задачам физического воспитания; в процессе подвижных игр дети постигают правила коллективной игры, знакомятся с особенностями поведения и повадок животных, с наиболее характерными моментами выполнения трудовых действий и т. д. Подвижные игры проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.
Для того чтобы игры могли выполнять свою роль в развитии детей, необходимо правильно и последовательно планировать игры, методически верно организовывать, а также оснащать необходимыми игрушками.


1.6. Программные требования по развитию слухового восприятия и обучению произношению в специальных дошкольных учреждениях для слабослышащих детей
Целью работы по данному разделу программы является формирование и развитие у слабослышащих детей навыков слухового восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения.
Требования к усвоению умений в восприятии на слух речи и неречевых звучаний, к овладению произносительными навыками изложены по годам обучения. При этом учтено, что слабослышащие дошкольники к моменту поступления в детский сад (если с ними не проводилась специальная работа по формированию словесной речи) не понимают обращенную к ним речь и не произносят ни одного слова; они не умеют адекватно реагировать на предлагаемые им на слух речевые и неречевые звучания.
Основные задачи по развитию слухового восприятия у слабослышащих дошкольников следующие:
формирование и совершенствование слуховой функции;
обогащение представлений о мире неречевых звуков;
обучение произношению – формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.
Реализация этих задач осуществляется в условиях большой акупедической работы как на специальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), так и на занятиях по всем разделам программы, в быту, в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов.
Слабослышащие дошкольники обучаются умению различать и опознавать на слух знакомый по звучанию речевой материал, а также распознавать на слух незнакомые по звучанию слова и фразы.
Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется на речевом материале: звукоподражания, отдельные слова, фразы, тексты. В случае необходимости они членятся на более мелкие элементы с обязательным последующим возвращением к целостному восприятию и воспроизведению слова, фразы, текста
Программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению рассчитана на 4 – 5 лет обучения. Работа с детьми, обучающимися с трех лет, начинается с занятий по программе первого года обучения.
В программе сформулированы умения и навыки в постепенном их усложнении, которыми дети должны овладеть к концу полугодия или года. Так, в течение первых трех лет дошкольники учатся различать речевой материал на слух при увеличивающемся выборе, от 2 – 3 до 10 единиц. От года к году увеличивается и объем материала для восприятия на слух: в преддошкольной группе дети различают и опознают на слух не менее 10 звукоподражаний и 7 слов, в средней и подготовительной группах – 30 звукоподражаний, 37 слов, 16 и 21 тип фраз.
При формировании произносительных навыков требования, предъявляемые к устной речи детей, постоянно возрастают. Так, если на первых годах обучения допускается неточное, приближенное воспроизведение слов и фраз, то на последующих годах весь знакомый речевой материал должен произноситься точно или с использованием регламентированных замен. При этом произносительные навыки реализуются детьми на увеличивающемся год от года речевом материале.


1.7. Задачи, основные принципы и методы работы на занятиях по развитию слухового восприятия
Задачи слуховой работы
Общая задача слуховой работы заключается в том, чтобы создать предпосылки для возможно более широкого использования остаточной слуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха и особенно при формировании у них словесной речи.
Применительно к слабослышащим детям задача слуховой работы состоит в том, чтобы обогатить представления детей о звуках внешнего мира и расширить возможности различения элементов речи. Существенной проблемой слуховой работы применительно к глухим детям является привлечение остаточного слуха к выработке у них внятного, членораздельного произношения.
В отношении слабослышащих детей задачи слуховой работы несколько расширяются и могут быть сформулированы следующим образом:
1)  уточнить и расширить представления о звуковых явлениях;
2) обеспечить возможность широкого привлечения слухового восприятия в процессе обучения и для общения с окружающими;
3) содействовать максимальному использованию слуха в работе над развитием словестной речи, в том числе при обучении произношению.
Основные принципы положенные в основу занятий по развитию слухового восприятия:
1. Генетический принцип. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно - развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.
2. Принцип развивающего обучения. В основу положены : ориентация на здоровые силы ребенка и обеспечения нагрузки занятий соответствующего возрасту уровня психического развития. На занятиях созданы все условия направленные на максимальную реализацию возможностей ребенка.
3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения. Этот принцип предполагает индивидуально - дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявление его потенциальных возможностей. Использование специфических средств для развивающей и коррекционной работы. В целях развития слухового восприятия, активизации остаточного слуха широко используется звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального назначения. Ее применение способствует развитию навыков восприятия речи, улучшает качество устной речи, расширяет ориентирования ребенка в мире звуков. В обучении детей широко используются опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, осязательный. Важным условием реализации данного принципа является раннее начало коррекционной работы.
4. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольника осуществляется в деятельности. На занятиях по развитию слухового восприятия формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка, а так же создаются оптимальные условия для развития слуха, и для овладения понимания и использования речевых средств,  в реальных условиях коммуникации.
5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения. Данный принцип предполагает учет структуры нарушений при организации занятий по развитию слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.
6. Принцип формирования речевого общения. Этот принцип  связан с необходимостью формирования у детей потребности в речевом общении, овладением необходимыми речевыми средствами.
7. Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха в процессе использования  звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного использования. Развивающееся слуховое восприятие создает лучшую сенсорную базу для ориентирования в звуках окружающего мира.
Методы работы на занятиях по развитию слухового восприятия
1. Наглядные — к ним относятся:
а) наблюдение;
б) рассматривание предметов, инструментов, явлений, картин, мультфильмов;
в) выполнение действий детьми по подражанию и по образцу.
2. Словесные — к ним относятся:
а) выполнение действий детьми по словесной инструкции;
б) беседы;
в) рассказывание, объяснение педагога;
г) оценка действий, поступков, деятельности детей.
3. Практические — к ним относятся: действия с предметами, инструментами.
4. Игровые — к ним относятся: действия с игрушками, а так же различные          игры.


1.8. Виды работ по развитию слухового восприятия.
Работа по развитию слухового восприятия должна проводиться в ходе вс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%