VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности развития общения со сверстниками слабослышащих дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009985
Тема: Особенности развития общения со сверстниками слабослышащих дошкольников
Содержание
министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
_________________________________________________________________
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(МПГУ)
Институт детства
Дефектологический факультет
Кафедра дошкольной дефектологии

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Особенности развития общения со сверстниками слабослышащих дошкольников»
Направление подготовки 44.03.03 «Специальное(дефектологическое) образование»
Профиль дошкольная дефектология
Выполнила:
студентка 1 курса 102 группы
Шахрай Виктория Андреевна 
Форма обучения: очная
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Кроткова А.В.

Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Особенности развития общения слабослышащих детей со сверстниками дошкольного возраста 02
1.2 Особенности развития общения в дошкольном возрасте 03
Глава 2. Практическая 
2.1 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащего ребенка…………………………………………….5
Заключение05
Список использованной литературы06

















ВВЕДЕНИЕ
     Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области специальной педагогики и специальной психологии. Она касается изучения развития общения слабослышащих детей со сверстниками в специальных дошкольных учреждениях. У детей, а тем более у слабослышащих, в процессе общения могут возникать разные взаимоотношения со сверстниками дошкольного возраста, порой достаточно сложные, которые непосредственно влияют на формирование и развитие личности того или иного ребенка. Многие исследователи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец) склоняются к тому, что на социально-личностное развитие ребенка огромное влияние оказывает именно общение. Для полного приобщения ребенка к социальному опыту основным значением является его деятельность. Она строится целенаправленно и задается другими людьми в процессе самого общения ребенка. Именно развитие общения ребенка, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, открывает перед ним все новые возможности усвоения различного рода знаний и умений. [1]. Процессы формирования общения у детей с нарушениями слуха изучали М.Е. Хватцев, Г.А. Карпова, Т.Г. Богданова, В.Г. Петрова, С Н. Шабалина, И.В. Цукерман и др. Так же важно отметить, что поиск путей совершенствования образования детей с нарушениями слуха был связан с разработкой вопросов обучения слабослышащих детей языку в связи с формированием практических речевых навыков (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин); развития речевого слуха слабослышащих (И.Г. Багрова, Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко); развития языковой способности и формирования разных видов речевой деятельности у дошкольников с нарушениями слуха (Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова). Проблема формирования отношений и развитие нормального общения у слабослышащих детей имеет особое значение в становлении их личности. От того, как сформируется общение в детском саду, затем в школе, в других коллективах и как будут относится и принимать этого ребенка, зависит, обострится ли влияние этого дефекта на жизнь ребенка или же, наоборот, нейтрализуется. Исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что данная тема в настоящее время является весьма актуальной. 
         Целью данной курсовой работы является изучение особенностей развития общения как в норме, так и с нарушениями, и наблюдение за этим процессом на практике. 
     Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
     1)    Изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу;
     2) Определение сути и содержания процесса развития общения в дошкольном возрасте;
     3) Посещение групповых и фронтальных занятий в специальном дошкольном учреждении ГБОУ «Образовательный центр на проспекте Вернадского» и анализ полученных сведений;
     4) Подведение итогов на основе полученной информации в ходе практики.
     Объект исследования: общение слабослышащих детей дошкольного возраста. 
     Предмет исследования: процесс формирования общения детей дошкольного возраста.
          Методы исследования:
     1)Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации детей;
     2) Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
     3) Наблюдение за детьми, их взаимоотношениями;
     4) Качественный анализ результатов исследования.
     База исследования: коррекционное дошкольное учреждение ГБОУ «Образовательный центр на проспекте Вернадского».
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Особенности развития общения слабослышащих детей со сверстниками дошкольного возраста
Достаточно долгое время изучалась проблема общения, и в связи с этим появились различные взгляды по данному вопросу. Итак, начнем с понятия «общение». Общение – одна из основных психологических категорий; сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Например, А.А. Леонтьев, под общением понимает процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, то есть общение рассматривается как специфический вид человеческой деятельности. Согласно точке зрения М.И. Лисиной, общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, то есть общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, общение определяют, как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективного характера, т.е. обмене знаниями или эмоциями. По мнению В.Н. Куницыной, общение – это взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками. Г.М. Андреева общение определяет, как процесс реализации всей системы отношений человека (межличностных и общественных). Таким же образом само определение общения понимают и многие другие авторы (Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский). Таким образом, понятие общение рассматривается как взаимодействие людей; оно носит различный характер; является специфическим видом человеческой деятельности; видом коммуникации, требующим психологического контакта с человеком или другими людьми. Этой же точки зрения придерживаются Т.М. Дридзе, В.П. Ильин, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова и др. 
Перейдем к особенностям развития общения слабослышащих детей. Начнем с того, что значительную категорию детей с нарушениями в развитии составляют дети с различной степенью нарушения слуха, ведь нарушения слуха встречаются достаточно часто у детей разного возраста. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, возможность живого организма воспринимать и различать звуки. Нарушение слухового анализатора у ребенка оказывает влияние на его психическое развитие, и становится фактором, способствующим возникновению вторичных дефектов. Ребенок с нарушением слуха может вести себя по-разному: он может быть суетливым, надоедливым от того, что нуждается в помощи, а может избегать общения с окружающими и быть отрешенным. Слабослышащий ребенок так же может испытывать страх быть осмеянным, непонятым в обществе среди других людей из-за негативного раннего опыта со слышащими людьми. Потребность в общении у слабослышащего ребенка достаточно огромна, иногда, даже больше чем у слышащих детей. На определенной возрастной ступени для ребенка общение в семье перестает быть единственным и преобладающим, здесь и зарождаются новые отношения, которые создаются в детском коллективе. Общение со здоровыми детьми в массовых учреждениях обеспечивает ребенку с нарушенным слухом воспитание и обучение. Доброжелательность к сверстникам и способность помогать другим у детей возрастает к шести годам (старшая группа дет.сада). Стоит отметить, что слабослышащий ребенок отстает от своих сверстников по многочисленным уровням развития сфер, таким как: эмоциональной, речевой, коммуникативной. При этом без специального обучения он вообще не сможет овладеть речью, потому что этот ребенок не слышит своего голоса, а также речи окружающих его людей, будь то взрослый или сверстник, соответственно он не может ей подражать. Нарушение слуха приводит к отсутствию расположения контакта ребенка, а значит не дает развития общению, поэтому происходит замедленное формирование общения. Так как у слабослышащих детей наблюдается интеллектуальное и психическое развитие достаточно своеобразным, их способность к позитивным отношениям и общению отличается от их сверстников. У слабослышащих детей дошкольного возраста уровень коммуникативного развития ниже чем у слышащих детей, так же можно выделить, что мотивы общения слабослышащих детей, обычно, ситуативны, естественно, их круг общения достаточно узок, наблюдается более негативное отношение к сверстникам, активность в общении ниже, чем у слышащих дошкольников. Так же слабослышащие дети менее адекватно реагируют на сложные ситуации общения. Рассмотрим подробнее как может складываться общение.
А.В. Киричук предложил классификацию отношений, согласно которой они делятся на три группы:
1) Положительные отношения - симпатия, расположение, товарищество, доброжелательность, одобрение, помощь, сочувствие и т.д.
2) Индифферентные отношения - равнодушие, черствость, безразличие и т.д.
3) Отрицательные отношения - антипатия, осуждение, недоверие, подозрительность, грубость и т.д. 
При этом А.В. Киричук говорит о том, что характер отношений в том или ином коллективе зависит от формы общения, от положительного психологического климата в нем. [11]. Очень важное место в общении слабослышащих детей занимает так называемое невербальное общение. Такой вид общения происходит из-за того, что нарушение слуха и неправильная, нарушенная, недоразвитая речь не могут позволить ребенку полноценно выразить и показать свои чувства и эмоции, которых достаточно много в дошкольном возрасте. Если постоянно влиять на обучение и воспитание слабослышащего ребенка, его навыки общения постепенно будут приходить в норму, конечно, она будет относительной, потому что общение зависит от ряда психологических характеристик самого ребенка.
1.2 Особенности развития общения в дошкольном возрасте

Существует цикл работ, проведенные под руководством Е.О. Смирновой, где были исследованы многочисленные особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В процессе общения со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Постепенно в период дошкольного возраста общение детей друг с другом изменяется по многим параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником:
- деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;
- личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т. е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;
- познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.
В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.
 Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Е.О. Смирнова выделяет несколько важных этапов протекания процесса общения. На одном из них, в возрасте (4—6 лет) у ребенка возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На следующем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредствованное предметами и действиями с ними. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр. В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Стоит отметить, что приблизительно к 5-6 годам снижается число конфликтов между детьми. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2- 3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
При множественных исследованиях, М.И. Лисина выявила, что средства общения находятся в зависимости от ведущей деятельности на каждом возрастном этапе и связаны с формой общения. При этом она выделяет 3 основных категории средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации), предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а так. же позы, используемые для целей общения). К этой же категории средств общения относятся (приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта с взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки), речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики). 
В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу - значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общие секреты и тайны. Общение в психическом развитии ребенка имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, и благодаря которому ребенок, получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни дошкольника. Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств.
Глава 2. Практическая 
2.1 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащего ребенка
1.Общие сведения о ребенке. 
 Артем К., 10.12.2010 года рождения. Посещение первого массового дошкольного учреждения с 3-х лет. В коррекционное дошкольное учреждение ГБОУ «Образовательный центр на проспекте Вернадского» поступил в возрасте 3,9 лет. В настоящее время обучается в старшей группе детского сада. Заключение ПМПК при поступлении в учреждение: «Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени». Дополнительное нарушение – нарушение зрения, косоглазие.
2. Анамнестические сведения. 
Раннее развитие:
Начал сидеть в 6 месяцев
Начал стоять в 9 месяцев
Начал ходить в 11 месяцев
Появление первых слов 3,5 года
3. Характеристика беременности, роды и сведения о семье. 
Беременность протекала без токсикоза, травм, гестационный сахарный диабет в анамнезе. Роды были в срок, самостоятельные, без особенностей. Семья слышащая. 
4. Особенности личности и поведения ребенка. 
Ребенок достаточно общительный как со взрослыми, так и со сверстниками, проявляет сам инициативу для совместной деятельности со сверстниками, если позовут играть – пойдет. Преобладает в большей степени жестовое и мимическое общение, нежели речевое. К сверстникам относится дружелюбно, в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами (дружит плотно с девочкой и 2-мя мальчиками). Часто старается привлечь внимание других. Не делает что-либо нарочно (например, драка), чтобы сделать кому-то больно, обидеть и т.д. – тем самым он привлекает к себе внимание, не зная, каким еще образом можно это сделать. 
5. Физическое и моторное развитие. 
Присутствует отставание в развитии двигательной сферы, плохо сформирована координация движений. Вызывает трудности удерживать равновесие. Мелкая моторика слабо развита (плохо владеет графическими навыками). Умеет одеваться/переодеваться самостоятельно. Неаккуратен, неряшлив в плане игры, отдельных движений (игра на прогулке в песочнице), копает лопаткой очень неаккуратно, разбрасывая вверх песок и на других детей, не замечая этого. Долго не может играть в одно и тоже, сразу меняет игру, сидеть на занятиях тоже крайне сложно, но старается сидеть. 
6. Сенсорное и интеллектуальное развитие.
Очень часто, но не всегда, не воспринимает зрительно соотнесение по картинкам (просят показать врача на картинке, показывает на учителя). Сюжетные картинки не может объединить по последовательности, составить рассказ. Есть представления о количестве (больше, меньше, равно). Слуховое восприятие недостаточно развито, не всегда понимает, что говорят простой речью. Общие представления о форме, цвете предмета недостаточно сформированы (вызывает затруднение соотнести правильно цвета, показать форму того или иного предмета). Сформировано непроизвольное внимание, но слабо развиты зрительное и слуховое внимание. Преобладает наглядно-образное мышление. Память значительно снижена. 
7. Овладение основными видами детской деятельности. 
Активно начинает играть сам (по своей инициативе), есть интерес к игрушкам, и вовлекает в процесс игры других (самостоятельно надел халат врача, взял соответствующие инструменты такие как градусник, шприц – начал подходить к другим ребятам и мерить пульс, температуру и т.д.). Использует игрушки в соответствующем назначении. Играет без речевого общения, может просто показать рукой или пальцами, что нужно сделать или подать. Может играть по подражанию, увидит, что делает и во что играет один, пойдет и начнет играть тоже в это. По слуховой инструкции плохо понимает, как играть, поэтому делает так как захочет сам.
8. Речевое развитие. 
Произносит звуки, не очень внятные. При общении смотрит на артикуляцию рта другого человека, использует, (но не в полную силу), и понимает жестовое общение. Голос очень тихий.
9. Заключение о состоянии психического развития ребенка.
Данный ребенок с легкостью идет на контакт со сверстниками, заинтересован, общается охотно, но не использует почти речевое общение. Любит играть, правильно применяет предметы в соответствии с их назначением, пойдет играть если его позовут. Может играть как один, так и с ребятами. Долго не может сосредоточить внимание на одном и том же, постоянно требуется менять вид заданий или игры. Может быть замечен в драке, по той причине, что ребенок хочет быть замеченным, привлекает внимание, а не из-за того, что хочет обидеть и сделать больно кому-то. На занятиях достаточно заинтересован тем, что будет происходить и какие новые задания приготовили ему. На занятиях с педагогом-дефектологом или логопедом очень заинтересован, с радостью играет и выполняет задания вместе с другими детьми, хотя иногда и не понимает задачу выполнения. 





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всей работы, хочется сказать, что общение в жизни любого человека является значимым коммуникативным навыком, без которого достаточно сложно жить. В процессе общения мы делимся впечатлениями, секретами, рассказываем друг другу о чем-либо важном, а может и не очень значимом, мы показываем эмоции. Казалось бы, слабослышащий человек, а точнее ребенок, из-за нарушений слуха не в силах общаться на высоком уровне с другими ребятами, со взрослыми, показывая всю гамму чувств и своих эмоций, но исходя из данной курсовой работы, можно сделать вывод о том, что слабослышащий ребенок может общаться со сверстниками, как с теми, у кого есть такие же нарушения слуха, так и с ребятами, у которых не наблюдаются нарушения. Возможно, ребенок с нарушением слуха не сильно владеет речевым общением, как показала практика, он может очень тихо говорить, не внятно, но даже с помощью жестового общения, при этом не всегда его используя, он так или иначе общается со сверстниками. Действительно, как и все обычные дети, слабослышащие дети нуждаются в общении, более того, наблюдаемый мною ребенок пытался привлечь внимание и был замечен в небольшой драке. Позже выяснилось, что ничего плохого он не хотел делать по отношению к ребятам, он просто не знает каким образом привлечь взгляды других. Очень важным моментом является то, где воспитывается и обучается, в данном случае, слабослышащий ребенок. Если же он находится в группе, где дети без каких-либо нарушений, обычная группа детского сада, то слабослышащий ребенок не может развивать свою речь, ведь ему и так трудно, он не слышит свою речь и речь окружающих, следовательно, он не может подражать ей, соответственно и общение не может иметь место, такому ребенку будет трудно общаться, играть с другими детьми, более того, с ним могут сами сверстники не играть, не звать, не делиться игрушками, просто потому что не понимают что он хочет сказать им. Но если этот ребенок воспитывается и обучается в группе комбинированной направленности, т.е. в такой группе есть дети и с нарушениями, и без нарушений, слабослышащий ребенок сможет развивать свою речь, конечно, с помощью педагогов-дефектологов и других специалистов, в конечном итоге он научиться общаться. Основываясь на практике, было замечено, что слабослышащий ребенок дружелюбно относится к своим сверстникам, и находится в составе постоянного круга друзей, с которыми играет, веселится, идет с ними если они его позовут и т.д. 
Цель курсовой работы выполнена, так как в данной работе были изучены особенности развития общения детей дошкольного возраста; особенности развития общения слабослышащих детей. Были рассмотрены различные точки зрения по данной проблеме, была проведена психолого-педагогическая характеристика слабослышащего ребенка, на основе которой можно сделать вывод о том, что речевое развитие данного ребенка недостаточно сформировано, слабо развиты зрительное и слуховое внимание, есть отставание в развитии двигательной сферы, ребенок не всегда может понять, что от него требуют на занятии. При всем этом слабослышащий ребенок легко идет на контакт, дружелюбен и общителен, хотя речевое общение почти не использует. Исследуемый ребенок в группе комбинированной направленности установил со сверстниками положительные отношения, которые характеризуются расположением, дружбой и помощью друг другу. 











Список используемой литературы
1. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).
2. Программа «Общение»: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. / Под ред. Э.И. Леонгард. -- М., 1995. ­ 300 с.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
4. Киричук А.В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений. // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972
5. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М., 1975, с.227-228
6. И. М. Гилевич, Е.А. Забара, М. В. Ипполитова и др. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие./ сост. Н.Д. Шматко. М., Аквариум, 1997. 128 с.
7. Черепкова Н. В., Выблова Н. Н. Психологическая коррекция межличностных отношений детей дошкольного возраста методом директивной игровой терапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2586–2590.
8. Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. — В сб.: К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. / Под ред. В. С. Мухиной. — М., 1979, с.76-83.
9. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Советский спорт, 2004. - 303,[1] с. : ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Библиогр.: с. 287-302.
10. Маркович М.М. Особенности извлечения информации из общения дошкольниками с нарушенным слухом // Дефектология. – 2008. - № 5. – С. 60-67.
11. Киричук А.В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений. М.,1972.
12. Мухина В.С. Детская психология. СПб., 1992.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Мн.: Тетра Системс, 200.
14. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте/ [Электронный ресурс] URL: (http://www.kid.ru/pregnancy/index462.php3)/ (Дата обращения:15.04.2017).
15. Комилова А. Ю. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте [Текст] / А. Ю. Комилова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 апр. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 184–186. — ISBN 978-5-906626-18-9.




.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44