VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нормативно-правовые акты РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008925
Тема: Нормативно-правовые акты РФ
Содержание
Введение

На всех этапах развития российской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом. И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления России, экономических преобразований в стране. Нормативные  акты  при  разумном  и  умелом  их  составлении- могучее  орудие  преобразования  общества.
Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой-бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты – наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять. Особенно это важно для юристов, поскольку от них зависит непосредственное формирование массива нормативно-правовых актов.
Нормативный акт — это официальный документ право-творческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.
Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.
Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.
Нормативные акты законодательных (представительных) органов  субъектов  Федерации.  Законы-наиболее  распространенное  их  наименование.  Далеко не все  субъекты  Федерации  активно  занимаются  законотворчеством.  В  этом  плане  активно себя  проявляют  г.  Москва,  Санкт-Петербург,  Свердловская, Саратовская  области.  Бюджет,  налоги,  приватизация  —  вот наиболее  серьезные  вопросы  регионального  нормотворчества. Причем  принятие  актов  такого  рода  требует  заключения  администрации  субъекта  Федерации.
Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов 
республик) называются указами. 
Нормативные акты администрации краев, областей (правительств  республик).  Эти  акты  принято  именовать  постановлениями.  Они  могут  регулировать  различные  вопросы-предоставление  в  аренду  помещений,  земельных  участков,  взимание платы  за  проезд  в  общественном транспорте,  за обучение  в детских  музыкальных  школах  и  т. п.
Акты органов местного самоуправления называются, как правило,  решениями. Они  издаются  по  вопросам  местного  значения,  касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение,  благоустройство,  торговля,  коммунальное хозяйство,  бытовое  обслуживание  и т.  п.). 
Корпоративные  (внутри-организационные,  внутри-фирменные) нормативные  акты.  Это  такие  акты,  которые  издаются  различными  организациями  для  регламентации  своих  внутренних  вопросов  и  распространяются  на  членов  этих  организаций.  Корпоративные  акты  регулируют самые  разнообразные  отношения, возникающие  в  конкретной  деятельности  предприятий  (вопросы  использования  их  финансовых  средств,  управленческие, кадровые,  социальные  вопросы  и  др.).  В  процессе  уменьшения вмешательства  государства  в  дела  предприятий  и  расширения их  самостоятельности  корпоративные  акты  берут  на  себя  все большую  нагрузку.
Нормативные  акты должны  излагаться  простым,  ясным  языком,  отличаться  строгостью  стиля,  соответствовать  законам  формальной  логики,  а также  не  носить  слишком  абстрактного  характера,  но  одновременно  и  не  увязать  в  деталях.  В  них  не  должно  быть  сложных юридических  терминов.







ГЛАВА ? НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

1.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов

Под нормативно-правовыми  актами  понимаются  выраженные  в  письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты право-творчества, которыми устанавливаются,  изменяются  или  же  отменяются  правовые  нормы.
Все  нормативно-правовые акты  являются  государственными  по  своему характеру.  Они издаются или санкционируются только окнами государства  имеют  волевой  характер,  в  них  содержится  и  через  них предоставляется государственная воля.  За  нарушение  велений,  содержащихся  в  нормативно-правовых  актах, наступают уголовно-правовые,  гражданско-правовые  и  иные  юридические  последствия.
Нормативно-правовыми  актами,  издаваемыми  государственными  органами, являются законы, декреты, указы,  постановления правительства (кабинета),  приказы  министров,  председателей  государственных  комитетов, решения  и  постановления,  принимаемые  местными  органами  государственной  власти.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией,  а  также  изданными  на  ее  основе  специальными  законами ,положениями о тех или иных государственных органах,  правительственными  постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок  издания,  изменения,  отмены  и дополнения  нормативно-правовых  актов,  орган,  издающий тот или  иной  нормативный  акт,  процедура его  издания.
Нормативно-правовой акт — это акт право-творчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) обще-регулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Нормативные  акты  создаются  в основном  государственными органами,  имеющими  право  принимать  нормативные  решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность,  авторитарность,  обязательность.
Нормативные акты характеризуются следующими признаками. 
Во-первых,  они  имеют  право-творческий  характер:  в  них  нормы  права  устанавливаются,  либо  изменяются,  либо  отменяются. 
Нормативные  акты  —  это  носители,  хранилища,  жилища  правовых  норм,  из  них  мы черпаем  знания о правовых  нормах. 
Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции  право-творческого  органа,  иначе  по  одному  и  тому  же  вопросу  в  государстве  будет  существовать  несколько  нормативных  решений,  между  которыми  возможны противоречия. 
В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган,  его принявший, дату, место  принятия  акта,  номер.  Письменная  форма  способствует достижению  единообразного  понимания  требований юридических норм, что очень  важно, поскольку за их  неисполнение возможно применение санкций. 
В-четвертых, каждый  нормативный  акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам,  которые  имеют  по  сравнению  с  ним  большую  юридическую  силу.
1.2. Иерархия  нормативно-правовых  актов

Все  нормативно-правовые  акты  подразделяются  на  два  основных  вида
или группы:  законы и  подзаконные акты.  Основание их классификации —
юридическая  сила,  определяемая  положением  органа,  издавшего  тот  или
иной  нормативный  акт, в общей  системе  право-творческих  государственных  органов,  его  компетенцией  и  соответственно  характером  самих  издаваемых  актов.
В  зависимости  от этих же  критериев в  каждой  стране,  а точнее,  в  каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система  расположения,  соподчиненности,  нормативно-правовых  актов.
Внизу  этой  иерархии  находятся  нормативные  акты,  издаваемые  местными  органами  государственной  власти.  Вверху  иерархии -нормативно правовые акты (законы, статуты и т.п.),издаваемые высшими  представительными органами. Эти акты-законы-обладают высшей  юридической силой  по  отношению  ко  всем  другим,  подзаконным,  актам.  Последние должны  строго  соответствовать  закону,  издаваться  на  основе  закона  и  во исполнение  закона.  Данные  требования,  несомненно,  касаются  и  актов правительства,  которые  среди  всех  подзаконных  актов  обладают  самой  высокой  юридической  силой  и  играют  ведущую  роль.
Сложившаяся  и  поддерживаемая  в  каждой  стране  иерархия  нормативно-правовых  актов  имеет  важнейшее  значение  для  упорядочения  процессов  право-творчества  и  право-применения,  для  создания  и  поддержания
режима  законности  и  конституционности.
1.3. Признаки нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:
– имеет письменную форму;
– имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, – наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д.  (реквизиты);
– обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа.– имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
– имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений). "Это достигается с помощью разных способов – путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов .
– действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
– охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
– входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
– содержит правила поведения общего характера, обще-обязателен для всех, кому он адресован. 
Нормативно-правовой акт создается в результате право-творческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Право-творчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. 
Непосредственное право-творчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. 
Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

1.4. Виды нормативно-правовых актов

К нормативно-правовым актам относятся:
– конституция (закон законов);
– законы;
– подзаконные акты. (Схема 1)
"Конституция Российской Федерации – является высшим нормативно-правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч.1ст.15).
Особенность действующей Конституции заключается также в том, что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.
Конституция устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а также систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. "Именно эти цели обуславливают верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления .
Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.
Законы Российской Федерации подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:
а) принятые на референдуме;
б ) принятые Федеральным Собранием РФ;
в) законы субъектов федерации.
Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.
Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.
Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субьектами.
Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.
Подзаконными нормативными актами являются:
- Акты Президента, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. 
- Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.
- Акты федеральных органов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т.п. Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и не нормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.
Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.
- Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п.
К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.
Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.
- Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т.п.).
- Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся, прежде всего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. Таких договоров три. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельными субъектами федерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан, Свердловской и иными областями и т.п.
В Российской Федерации закон должен обладать признаками, присущими конституционному строю.
Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов – эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов и т.п.
Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администрации, губернаторов и пр).
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов – эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. .
Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.



ГЛАВА ?? ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Действие нормативных актов РФ
Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:
а) если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;
б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования.
Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.
Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской— через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.
Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
Действие нормативных актов прекращается: в случае прямой отмены; по истечении срока, на который принят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.
С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).
Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. 
Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.
Как правило, сначала издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта. Определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу также может и Конституция.
Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действия во времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона в действие.
"Используются и такие формулировки – закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.)"

2.2.Действие нормативно-правового акта в пространстве

Наряду  с  ограничением  действия  нормативно-правовых  актов  во  времени  существуют  общепризнанные  границы  их  действия  в  пространстве, на  определенной  территории.  В  соответствии  с  принципами  государственного  суверенитета  и  территориального  верховенства  нормативно-правовые  акты,  издаваемые  высшими  органами  власти  того  или  иного  государства,  действуют  лишь  на  его  территории.  В  пределах  территории  данного  государства  они  выступают  как  акты,  обладающие  высшей юридической  силой и имеющие  беспрекословный  приоритет перед всеми другими  нормативными  актами,  действующими  на  той  же  государственной  территории.
Под государственной территорией понимается часть земного  шара, включающая сушу, недра, воздух и воду, которая находится под  суверенитетом данного  государства и на которую государство  распространяет  свою власть.
По территориальному критерию все нормативно-правовые акты  подразделяются  на акты, действие которых распространяется на всю  территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть,  и акты, действие  которых  распространяется  за  пределы  территории  страны.
На всю территорию государства распространяются, например,  конституционные  и  обыкновенные  законы.  «Конституция  Российской  Федерации  и  федеральные  законы  имеют  верховенство  на  всей  территории  Российской  Федерации»  (ч. 2  ст. 4).
Однако акты,  изданные в порядке текущего законодательства,  могут действовать  и  на  строго  определенной,  ограниченной  части  территории. Об  этом  заранее  оговаривается  в  самом  законе  или  ином  нормативном акте.  В России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или  постановления  Правительства,  касающиеся  определенных  районов или всего  Крайнего  Севера, Дальнего  Востока, регионов,  пострадавших от чернобыльской  аварии.
Действие  некоторых  нормативно-правовых  актов  может  выходить  за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства  могут  действовать в соответствии с заключенными  соглашениями нормы,  содержащиеся  в  актах  других  государств. Это  касается  в  первую очередь гражданского,  коммерческого,  финансового и некоторых иных отраслей  права.
В  современных  условиях,  когда  широко  развиваются  экономические, политические,  торговые,  финансовые  и  иные  связи  между  государствами, особую  значимость  приобретает  применение  норм  международного  права
к внутригосударственным отношениям.  Например,  Конституция  РФ в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы  международного  права,  а также  международные договоры  России  являются  составной  частью  ее  правовой  системы.  В  случае,  «если  международным договором  Российской  Федерации  установлены  иные  правила,  чем  предусмотренные законом, то применяются правила международного  договора»
Территория Российской Федерации включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
"Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
– уровня государственного органа, принявшего данный акт;
– юридической силы"
Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводится законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения.
Нормативные акты распространяют свое действие:
– на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
– на территорию, указанную в самом нормативном акте;
– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах) .









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая выводы можно сказать, что главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно-правовые акты.
Нормативный акт  —  очень удобная форма права, поскольку обладает  многими  достоинствами: 
1) нормативные  акты  позволяют быстро и эффективно реагировать на  изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы,  в любом  объеме изменены,  а то  и отменены; 
2) нормативные акты как бы исходят из единого центра, поскольку они  объединены Конституцией Российской Федерации и недолжны ей  противоречить.  Благодаря этой особенности они в состоянии направить  развитие всего общества  в единое русло и  установить  порядок; 
3)  нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать  содержание правовых норм, поскольку они являются письменным  источником  права.  Это  обеспечивает надлежащую определенность  права,  является одним из условий последовательного  проведения  начал  законности,  преградой  для  местничества; 
4)  если  выражение  юридических  норм  в  обычае  и  прецеденте  имеет казуистический  и  не  всегда определенный  характер,  то в  нормативном  акте  правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным  способом.
Ведущее значение нормативно-правовых актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII – XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативно-правовых актов Российской Федерации существенно отличается от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.
Всякое общество требует упорядочения своей жизнедеятельности и развития. Иначе оно рискует быть раздробленным и хаотично развивающимся. Среди средств организации и упорядочения видимое место занимает право. Отличаясь от других видов социальных норм, оно выступает в качестве публично-официального, общеобязательного регулятора общественных отношений. Право опирается на государство, которое непосредственно создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение.
Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) обще-регулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
Законом является нормативн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44