VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Модели управленческих коммуникаций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000087
Тема: Модели управленческих коммуникаций
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

    1. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ

2. МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИЙ

2.1 Определение понятия коммуникации

2.2 Коммуникации с точки зрения действия, взаимодействия и процесса

2.3 Общее понятие моделирования коммуникационного процесса

2.4 Линейные модели коммуникации

2.5 Нелинейные модели коммуникации

    3. АНАЛИЗ ПРИМЕРА КОММУНИКАЦИИ - ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ ЕГО УКАЗА О КОМИССИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДГОТОВКЕ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

     Приложение 1

     Приложение 2

     Приложение 3

     Приложение 4

     Приложение 5

     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность выбранной мною темы курсовой работы «Модели управленческих коммуникаций» связана с тем, что существует множество моделей коммуникационного процесса. И эти модели до сих пор изучаются и дополняются с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, построения подлинно демократического государства. В сложный период всемирного кризиса как никогда важно руководителям реально оценивать структуру своей организации её возможности преимущества, недостатки и принять меры по повышению эффективности в способах управления. Это находит свое объяснение, в частности, в том, что на смену командно-административным отношениям, приходит состязательно-партнерский тип отношений, появление новых перспектив и возможностей. 
     Сейчас как никогда возрождается интерес к проблеме коммуникации. В XX веке это наблюдалось уже за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер «улучшения» коммуникации. В дальнейшем проблема моделирования взаимосвязи как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества. 
     Предметом исследования является теория управления.
     Цель курсовой работы — изучение понятия коммуникаций вообще, структуры основных моделей коммуникаций организаций, их функционирования и содержания, исследование всего разнообразия моделей коммуникаций, их взаимосвязей, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга, используя различные каналы и модели коммуникаций.
     Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
     -раскроем сущность процесса коммуникаций в системе управления;
     - исследуем различные модели коммуникаций;
     - рассмотрим методы повышения качества коммуникационного процесса, при использовании различных ее моделей.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ

     Коммуникация не может состояться, если нет той или иной цели, выраженной в виде сообщения, которое необходимо довести до принимающей стороны. Коммуникация осуществляется между отправителем и получателем сообщения. Сообщение кодируется (преобразуется в некую символическую форму) и передается посредством того или иного носителя (канала) получателю, который ретранслирует (декодирует) его. В результате этого процесса происходит передача смыслового значения от одного человека к другому.
     Коммуникационный процесс (communication process), изображенный на рис. 1. состоит из (1) отправителя, (2) кодирования, (3) сообщения, (4) канала. (5) декодирования, (6) получателя, (7) помех, (8) обратной связи.1
     
     Рис. 1.    Элементарная модель коммуникационного процесса
     Отправитель инициирует сообщение, кодируя мысль, которую он желает довести до сведения получателя. Сообщение представляет собой фактический физический продукт кодирования, выполненного отправителем. Когда мы говорим, сообщением выступает наша речь. Когда мы пишем, сообщением выступает информация, представленная в письменном виде. Когда мы жестикулируем, сообщение заключается в движениях наших рук и выражении лица.
     Канал представляет собой среду, которая передает наше сообщение. При этом отправитель должен определить, какой канат — формальный или неформальный — он будет использовать. Формальные каналы (formal channels) учреждаются организацией; они передают сообщения, напрямую связанные с профессиональной деятельностью членов группы. Такие каналы традиционно соответствуют иерархии подчиненности, принятой в данной организации. Другие – например, личные или социальные – сообщения передаются по неформальным каналам (informal channels). Неформальные каналы носят спонтанный характер  возникают вследствие индивидуального выбора. Получатель — это объект, которому адресовано сообщения. Но прежде чем послание будет принято, символы, содержащиеся в нем, должны быть преобразована в форму, понятную получателю. Этот этап называется декодированием сообщения. Помехи представляют собой препятствия на пути коммуникации, вносящие искажения в сообщение. Это могут быть проблемы с восприятием, информационная перегрузка, семантические трудности и культурные различия.
     Последний элемент коммуникационного процесса образует петля обратной связи. Обратная связь служит для проверки того, насколько успешно было передано сообщение (т.е. насколько принятое послание соответствует оригиналу). С ее помощью можно установить, правильно ли получатель понял адресованное ему сообщение.
     Коммуникация может осуществляться по вертикали или но горизонтали, при этом вертикальное направление может быть двух видов: сверху вниз или снизу вверх.
     Коммуникация, которая осуществляется в направлении от более высокого уровня (в группе или организации) к более низкому, представляет собой коммуникации типа «сверху вниз». Когда руководители доводят ту или иную информацию до ведома своих подчиненных, мы, как правило, имеем дело с коммуникацией «сверху вниз» Этот тип коммуникаций используется лидерами групп и руководителями для постановки целей, уведомления подчиненных об их должностных инструкциях, информирования работников о той или иной политике компании и процедурах, указания на проблемы, которые требуют особого внимания, и обеспечения обратной связи (чаще всего, оценки деятельности работников). Коммуникация «сверху вниз» может принимать не только устную форму. Когда руководство компании отправляет на домашние адреса работников письма, содержащие информацию о новой политике компании в отношении пропусков работы по болезни, оно тоже использует коммуникацию «сверху вниз». К коммуникации «сверху вниз» прибегает и лидер команд, когда уведомляет подчиненных по электронной почте о приближении какой-то важной даты (например, о приближении запланированного срока завершения проекта).
     Коммуникация «снизу вверх» осуществляется в направлении от более низкой уровня (в группе или организации) к более высокому. Этот тип коммуникации используется для передачи обратной связи на более высокие иерархические уровни, формирования о темпах продвижения в достижении поставленных целей и сообщений о текущих проблемах. Коммуникация «снизу вверх» позволяет регулярно информировать руководителей о том, что думают служащие о своей работе, коллегах и организации в целом. Кроме того, руководители используют коммуникацию «снизу вверх» для получения новых идей о том, как можно усовершенствовать рабочие процессы и др.
     В качестве организационных примеров коммуникации «снизу вверх» можно привести отчеты о достигнутых результатах, составляемые менеджерами нижнего звена для менеджеров среднего и высшего звена, специальные «ящики для жалоб и предложений», опросы работников (чтобы узнать их отношение к работе), специальные процедуры рассмотрения жалоб, обсуждения типа «начальник-подчиненный», а также неформальные «сессии ворчунов», в ходе которых работникам предоставляется возможность обсудить со своим начальством или представителями высшего руководства те или иные проблемы.
     Например, FedEx чрезвычайно гордится своей компьютеризованной программой коммуникации «снизу вверх». Все работники этой компании ежегодно участвуют в опросах по поводу атмосферы, царящей в компании, а также отвечают на вопросы анкеты, в которой им предлагается оценить действия руководителей высшего звена. Эта программа была названа членами жюри по присуждению Национальной премии качества им. Малкольма Болдриджа одним из важнейших факторов улучшения управления кадрами в FedEx (кстати, FedEx стала лауреатом этой премии).
     Горизонтальная коммуникация осуществляется между членами одной и той же рабочей группы, между рабочими группами одного уровня, между менеджерами одного звена, или, вообще говоря, между любым персоналом, «эквивалентным по горизонтали». Горизонтальные коммуникации нередко экономят время и облегчают координацию. Зачем, собственно говоря, нужна горизонтальная коммуникация, если вертикальные коммуникации достаточно эффективны? Ответ на этот вопрос заключается в том, что горизонтальные коммуникации нередко экономят время и облегчают координацию. В некоторых случаях они получают официальную поддержку со стороны руководства. Однако гораздо чаще они создаются неформально, чтобы найти вертикальную иерархию и ускорить рабочие процессы. Поэтому, с точки зрения руководства, горизонтальные коммуникации имеют две стороны. Поскольку неукоснительное следование формальной вертикальной структуре зачастую ухудшает эффективность и точность передачи информации, более предпочтительной оказывается горизонтальная коммуникация. В таких случаях она осуществляется с ведома и при поддержке руководства. С другой стороны, горизонтальная коммуникация может порождать деструктивные конфликты. Это происходит, когда разрушаются формальные вертикальные каналы, когда члены группы — «для пользы дела» — пытаются «обойти» своих непосредственных начальников или когда начальники обнаруживают, что без их ведома были выполнены какие-то серьезные действия или приняты важные решения.
     
     
     
     
     
     2. МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИЙ
     
     2.1 Определение понятия коммуникации
     
     Прежде чем выделить основные модели коммуникации, нужно понять, что, собственно, представляет собой коммуникация. Есть несколько определений этого процесса, каждое из которых в той или иной мере характеризует его. В самых общих чертах коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми (и не только) с использованием общепринятых и понятных знаков и символов. Г.Гербнер определил ее как социальный процесс взаимодействия с помощью сообщений, А.П.Панфилова процессом коммуникации назвала особый обмен информацией, в ходе которого его участникам передается эмоциональное и интеллектуальное ее содержание. Иное определение предложил И.А.Ричардс, назвав коммуникацией феномен, при котором сознание одного индивида действует на сознание другого так, что порождает в нем опыт, подобный своему собственному. Хотя это определение и было дано И.А.Ричардсом в 1928 году, оно намного ближе к современным немеханистическим, диалогическим тенденциям в рассмотрении языковой (и не только языковой) коммуникации, принимающим во внимание роль собственно человеческого фактора, взаимодействия участников акта коммуникации.2
     Итак, коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.
     Американский ученый-психиатр Юрген Рюш (Jurgen Ruesch) выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многие другие.
     Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда коммуникатор и реципиент обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке». Коммуникация может быть: 
     1. Непосредственная (Осуществляется с помощью органов речи, мимики человека).
     2. Опосредованная (связанное с использованием специальных средств и орудию).
     3. Прямая (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).
     4. Косвенная (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
     Массовая коммуникация осуществляется при помощи СМИ. Основные черты такой коммуникации: анонимность; асимметричность; гетерогенность аудитории; технологичность.
     
2.2  Коммуникации с точки зрения действия, взаимодействия и процесса

     Коммуникации в организациях представляют собой сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс. В зависимости от перечисленных подходов и различаются модели коммуникаций.3
     1. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. Представим это в виде рисунка (рис. 2).
     В этой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует, или интерпретирует. В этой модели нет места обратной связи, т.е. коммуникация понимается как одностороннее действие.
     
                          Закодированное                                      Раскодированное            получатель
                     сообщение                                                           сообщение                    
                                                                         канал                                    
                                               связи
       источник                                                                 	
     символы                                      сигналы

     Рис. 2. Модель коммуникации как действие
     2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. Однако линейные связи в данной модели заменены на циркулярные, что делает ее сложной и неточной. Представим это в виде рисунка (рис. 3).
     В рамках такой модели построения коммуникаций помимо линейных однонаправленных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.
     3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс.
     
Рис. 3. Модель коммуникации как взаимодействие
     Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных или циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации. Изобразим это графически (рис.4).
     
Рис. 4. Модель коммуникации как процесс (развернутая модель)
     Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.
     • Отправитель - это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.
     • Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.
     • Канал — средство передачи информации.
     • Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.
     И отправитель, и получатель в процессе обмена информацией взаимодействуют между собой на нескольких этапах. Их задачами являются составление сообщения, выбор канала передачи сообщения таким образом, чтобы обе стороны поняли, восприняли и разделили исходную идею. Трудность заключается в том, что на каждом этапе смысл информации может быть искажен или полностью утрачен. В практике управления процесс коммуникаций часто завершается в несколько секунд. Однако на каждом этапе могут возникать свои проблемы. Сам факт обмена еще не гарантирует эффективности общения, т.е. достижения взаимопонимания людей, принимающих участие в коммуникации. Достаточно часто передаваемое сообщение бывает неправильно понятым или искаженным. Соответственно в таком случае коммуникации являются неэффективными. Для оценки сущности процесса обмена информацией и условий его эффективности необходимо более детально рассмотреть стадии процесса коммуникаций.
     
     2.3 Общее понятие моделирования коммуникационного процесса
     
     Определений, данных коммуникативному процессу, как я уже отмечала ранее, достаточно много. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования: воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Разумеется, содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Не следует забывать, что модели не открывают, а изобретают, разрабатывают. Хотя модель и воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является «отражением реальности», а тем более самой реальностью. Модель нужна исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью.
     В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации.
     Модели коммуникации также можно разделить на механистические или линейные и немеханистические или нелинейные.
     
     
     2.4 Линейные модели коммуникации
     
     Модель  Лассуэлла. Лассуэлл одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политической (в т. ч. и массовой) коммуникации.  Предлагает ставшую классической в социологии массовой коммуникации линейную модель и формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопросы, включающие пять элементов (Приложение 1)4:
     * Кто ? (коммуникатор передает сообщение) 
     * Что? (передается сообщение) 
     * Как? (осуществляется передача) 
     * Кому? (направлено сообщение) 
     * С каким эффектом? (сообщение доставлено) 
     Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект.
     При этом Г. Лассуэлл выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
     1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей; 
     2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды; 
     3. передача социального наследия от поколения к поколению. 
     Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. 
     Модель К.Шеннона и У. Уивера (рис.5). Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера, Warren Weaver) в конце 40-х годов5. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.
     
     Рис.5. Модель К.Шеннона и У. Уивера.
      Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник (телефон). Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.
     Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать спонятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности. Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или многоканальной коммуникации.
     Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно понимать в условиях шума сообщение, использующее малознакомый код. Кстати, для изучения иностранного языка полезно слушать речь не только в стерильных условиях учебной аудитории, но и под аккомпанемент уличного или производственного шума, произносимую разными голосами и даже с другим акцентом (иностранный акцент – это тоже шум, препятствия для восприятия) (Приложение 2)6. 
     Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается. Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технические способы коммуникации; она абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
     Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), «отца» этой науки. Модель стала более динамичной. Для того чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом  Теодором М. Нькомбом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.
     Ряд исследователей большее внимание обращал на канал передачи сообщения, например, известнейший канадский теоретик коммуникации, Маршалл Мак-Люэн автор работ в области массовой коммуникации, для которого современная массовая коммуникация являлась коммуникацией по преимуществу визуальной. Он утверждает, что канал передачи во многом предопределяет и само сообщение. Его идеи во многом опередили свое время, и сейчас, в эпоху глобального телевидения и компьютерных сетей, находят самый широкий отклик. 
     Функциональная модель Р. О. Якобсона (Приложение 3). Идеи Шеннона проявились в интерпретации Р. О. Якобсона, человека уникальной человеческой и научной судьбы с самыми широкими интересами (поэзия и поэтика, фонология и грамматика, исследование больных с афазией, то есть с различными нарушениями речи, и философская методология, лингвистика и теория коммуникации).
     В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. 
     Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. В духе лингвистики Пражской школы, эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего «цель»), то есть показывает предназначение, функции языка. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов. Эта модель может учитывать не только сам язык, но и пользователя языка, включенного наблюдателя.
     Модель М. де Флер (рис. 6). За основу этой модели взята идея, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают. В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рис. 6 Модель М. де Флер
     Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает возможность коммуникаторам увеличить соответствие между отправленным и принятым значениями.
     Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей - «лидеров мнений» - через формальные каналы коммуникации - СМИ. На втором этапе лидеры передают послание дальше в межличностном общении. Последующие исследования привели к модификации данной теории и созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией (Приложение 4).
     Еще одна модель «ИСКП» (SMCR) была предложена американским специалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее именуют по названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры ИСКП (SMCR): источник; сообщение; канал; получатель.
	В литературе часто встречается и другое ее название, по месту создания - Стенфордская модель коммуникации. Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, социально-психологических установок, определяющих реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми установка связана. Сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация. Данная модель является, пожалуй, наиболее простой и удобной для знакомства с особенностями конкретного коммуникационного процесса, благодаря чему ее можно считать базовой при  рассмотрении отдельных элементов коммуникационного процесса. 
	Однако она обладает тем же недостатком, что и ряд моделей, описанных выше: она монологична, однонаправлена - ее нельзя считать полной без учета результата коммуникации и обратной связи. 

     2.5 Нелинейные модели коммуникации
     
     Линейные модели, благодаря упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся информацией.
     Получившая наибольшее распространение нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.
     Многоуровневая модель коммуникации - одна из моделей коммуникации, которая состоит из нескольких повторяющихся цепочек источник-сообщение-приемник. В действительности система коммуникации намного сложней, чем представленная ранее цепочка, но для удобства понимания мы использовали только три ступени, опустив все остальные, которые носят чисто технический характер. 
     Многоуровневая модель коммуникации основана на теории Юлии Кристевой, которая, развивая идеи Бахтина и Барта, предложила понятие интертекстуальности: всякий текст создается в виде цитатной мозаики, прямых или косвенных ссылок на ранее воспринятые чужие тексты. Иногда можно встретить двухуровневую модель коммуникации, но она является только подтипом многоуровневой модели, встречается довольно редко в чистом виде. Такую модель можно представить в виде источник-сообщение-приемник/источник-сообщение-приемник. 
     К двухуровневой модели можно отнести интервью в газете, когда журналист является одновременно приемником и источником, в дальнейшем публикуя это интервью. Но при дальнейшем рассмотрении мы можем предположить, что информация, прочитанная кем-то из этой газеты будет перепечатана или передана устно следующему приемнику сообщения. Так будет повторяться до того момента, пока сообщение не затухнет. Ярким примером многоуровневой модели коммуникации являются сплетни. В такой модели также следует ввести понятия шума и затухания. Шумом мы будем обозначать смысловое изменение сообщение, которое может появиться из-за различных его трактовок, выхватывания из контекста. В конечном итоге шум может изменить сообщение в корне. Также можно предположить, что степень шума в сообщении прямо пропорционально количеству коммуникативных цепочек, уровней, которые оно проходит. Затухание сообщения происходит также при увеличении количества уровней, хотя и не всегда. Основным же показателем, который влияет на затухание сообщение является его экстраординарность, необычность. Никто не будет долго обсуждать проблему своего соседа, который забыл закрыть водопроводный кран. Но вот если бы эта оплошность соседа вызвала, к примеру, отключение воды во всем городе, то степень затухания сообщения уменьшилась бы в сотни раз. В отношении предвыборной агитации это модель можно применять для увеличения охвата территории. В этом случае собирается пресс-конференция, на которую приглашаются журналисты ведущих изданий. Они в дальнейшем освещают выбранную вами тему сообщения, продвигая ее в массы. Также ее можно применить на лидерах. Это могут быть директора, уважаемые люди, знаменитости. Даже если первичная аудитория будет небольшой, охват все равно получится довольно широкий. В этом случае все будет зависеть не от количества, а от степени авторитета слушателей в обществе. Но если с журналистами ситуация проста – они только повторяют ваше сообщение, незначительно изменяя его, то с «авторитетами» намного сложней. Они воспримут ваши идеи только при условии, что эти идеи будут близки им. 
     В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникативист Г. Малецке (Приложение 5). В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия. Предсказуемость – ценнейшее качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.
     Модель привратника - система фильтрации сообщений в массовой коммуникации. Модель привратника была разработана Куртом Левином во время Второй мировой войны по заказу правительства США. Были проведены эксперименты по ориентации населения на более дешевые сорта мяса. В этих экспериментах привратник - это домохозяйка, которая решает, из чего будет готовить обед, что именно будет куплено для этого. 
     В дальнейшем «модель привратника» была перенесена в сферу коммуникации. "Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. Известно, что из сотен или тысяч сообщений редакторы отбирают лишь 10% для публикации в своем издании. Социологов заинтересовали принципы, по которым происходит отбор. При отборе редакторы ориентируются на свои ценностные установки и свои представления о том, что может быть интересно слушателю. Второй ориентир основан на рейтинговых таблицах. Для рекламы и паблик рилейшнз данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем, и другим. Модель привратника очень похожа на цензуру, но в отличие от последней ориентиры задаются не идеологическими нормами, а существующими потребностями общества. Если "привратник" отобрал ненужную информацию, то она не дойдет до адресата, будет им отфильтрована. Существующий же вакуум будет заполнен другой информацией. С другой стороны цензура распространяется на все каналы информации, что ведет к передаче только необходимой информации, которая будет в какой-то степени усвоена получателем. Можно вспомнить советские газеты, которые печатали только новости с полей, заводов и с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.