VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Кредитный процесс, этапы процесса кредитования, развитие кредитного потенциала

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004323
Тема: Кредитный процесс, этапы процесса кредитования, развитие кредитного потенциала
Содержание
Введение
      Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько целесообразно и оптимально осуществляется управление активных операций, важнейший из которых является кредит. От состояния организации кредитного процесса в коммерческом банке фактически зависит его жизнеспособность. Практика работы как российских, так и международных банков свидетельствует, что хорошо поставленная организация кредитного процесса и проведение кредитной политики обеспечит банку процветание в будущем.
      Все вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, поскольку квалифицированная организация кредитного процесса в коммерческом банке позволит адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды банков, справиться с современными условиями неопределенности в сфере кредитных отношений.
      Среди отечественных экономистов, внесших значительный вклад в развитие и совершенствование организации кредитного процесса, можно отметить Т.П. Белоглазову, А.А. Гаджиева, А.Е. Жексембаеву, Л.П. Кроливецкую, И.Ш. Килясханову, О.И. Лаврушина, Г. Панова и др. 
      Целью выпускной квалификационной работы является исследование практики организации кредитного процесса в коммерческом банке.
      Поставленная в выпускной квалификационной работе цель определила решение следующих задач:
– исследовать кредитный процесс, особенности его организации и его характеристику, специфика формирования взаимоотношений коммерческих банков с клиентами.
– охарактеризовать кредитную политику, методы ее регулирования, а также  оценить внедрение международных стандартов Базель III. 
– проанализировать практику кредитного процесса ОАО «АЛЬФА-БАНК».
      Объектом исследования выступает организация кредитного процесса коммерческого банка.
      Предметом исследования является осуществление практики кредитного процесса в ОАО «АЛЬФА-БАНК».
      «Альфа-Банк», является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и т.д.
      Кредитная деятельность банка является важнейшей услугой, которая предоставляется корпоративным клиентам. Она включает кредитование оборотного капитала, овердрафтное кредитование, а также торговое и проектное финансирование.
      В ходе изучения проблем практики организации кредитного процесса в коммерческом банке применялись методы системного анализа, теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (систематизация данных при помощи таблиц и рисунков, сравнительный анализ, метод группировок и экономико-статистические методы классификация, методы анализа и прогнозирования временных рядов, баланс и отчетность). 
      Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
      Информационной базой исследования послужили статистические данные, публикуемые Центральным Банком РФ; документы Базельского комитета по банковскому надзору.
      Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды российских и зарубежных ученых по вопросам сущности кредита, системы кредитования и организации кредитного процесса в банке, опубликованные в монографических и периодических изданиях.

Глава 1. Организация кредитного процесса, его принципы. 
1.1 Кредитный процесс, этапы процесса кредитования, развитие кредитного потенциала, особенности формирования взаимоотношений коммерческих банков с клиентами.
      Коммерческие банки постоянно находятся под прицелом многочисленных рисков, способных спровоцировать серьезные кризисные явления. Необходимым условием предотвращения кризисных явлений, их минимизации является дальнейшее совершенствование организации кредитного процесса, мобилизации всех возможных источников финансирования устойчивой деятельности банков. 
      Кредитный процесс представляет собой совокупность средств и методов удовлетворения потребностей субъектов во временном заимствовании ссужаемой стоимости на началах возвратности, добиваясь при этом реализации сущностных свойств кредита и его роли в экономике [1, с.18].
      Кредитный процесс – техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковской деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной прибыли от совершенной кредитной сделки.
      По мнению доцента кафедры маркетинга, менеджмента и логистики Натальи Борисовны Ермасовой, кредитный процесс – это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем [37]. 
      Для цели исследования требуется первое определение кредитного процесса. 
      Кредитный процесс предусматривает разработку и осуществление стратегий развития кредитных операций каждого отдельного банка, поиск и отбор клиентов, изучение их кредитоспособности, контроль в процессе использования кредитов-заемщиков. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование кредитного процесса и минимизации кредитного риска, что требует принятия комплекса мер: глубокого анализа и оценки кредитного портфеля, качества выдаваемых ссуд по отдельным направлениям и в целом [2, 21].
      Объектом анализа и модернизации в банках, должна стать организация кредитного процесса, которая представляет собой систему управления процессами в области кредитования, направленную на удовлетворение потребностей банка и его контрагентов. 
      К важным составляющим элементам процесса, обеспечивающим его новый качественный уровень, относят сбор информации и оценку эффективности кредитного процесса; доработку элементов кредитного процесса. 
      Каждое финансовое учреждение, специализирующееся на кредитовании физических и юридических лиц, ставит во главе именно правильную организацию процесса кредитования. Коммерческие банки предоставляют ссуды всем субъектам хозяйственной деятельности, независимо от их формы собственности, статуса и отраслевой принадлежности. Но потенциальный заемщик должен иметь возможность своевременных выплат процентов за использование денежных средств банка и возврата основной суммы задолженности.
      Учитывая роль и значение кредитных операций для деятельности коммерческого банка, уровень организации кредитного процесса является одним из основных показателей всей работы банка. В соответствии с направленностью кредитной деятельности банки разрабатывают собственное положение о кредитовании клиентов. У каждого банка разработана своя собственная технология кредитования, предусматривающая последовательность изучения и прохождения документов с принятием решения на каждой стадии их рассмотрения. Это подразумевает четкую слаженность структуры финансовой организации.
      Выделяют основные этапы процесса кредитования [3, 26]:
      – Рассмотрение заявки клиента на получение ссуды. На данном этапе сотрудниками банка производится анализ и предварительный отбор заявок на кредитование. Главная задача – собрать как можно больше информации о возможных клиентах.
      – Анализ финансовой состоятельности потенциального клиента. Банковские работники должны определить, сможет ли он своевременно и в полной мере оплачивать свои долги. На данном этапе кредитный процесс предполагает первичную проверку документов, собеседование с потенциальным клиентом. Инспектор должен узнать, насколько необходим займ потенциальному клиенту, уточнить о наличии у последнего всех возможных источников платежей по клиенту.
      – Подготовка и заключение договора кредитования. На этом этапе банк принимает окончательное решение о форме и условиях предоставления займа клиенту. Далее кредитное соглашение подписывается обеими сторонами, впоследствии данный документ будет являться инструментом управления последующих этапов кредитного процесса.
      – Определение условий обеспечения займа, предоставление гарантий возврата денежных средств банку.
      – Предоставление займа.
      – Выплата клиентом процентов и основной суммы по кредиту. Способ погашения займа прописывается в договоре. На этой стадии финансовая сделка между клиентом и банком завершается.
      – Контроль над проведением каждой стадии кредитного процесса. Сотрудники банка, проводящие мониторинг состояния процесса кредитования, должны разработать практические актуальные рекомендации и предложения по оптимизации и усовершенствованию кредитной банковской политики.
      Развитие кредитных операций коммерческих банков во многом определяется уровнем их кредитного потенциала, который имеет свойство проявлять асимметричную реакцию на положительные и отрицательные управленческие решения и воздействия внешней среды.
      Кредитный потенциал отдельного коммерческого банка - сумма, на которую отдельный коммерческий банк может без риска увеличить массу денег в обращении путем предоставления новых займов гражданам и фирмам. 
      Коммерческий банк — кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции) [4].
      Коммерческий банк, заимствуя свободные средства своих комитентов, сразу берет на себя обязательство по обеспечению своевременного возврата этих средств. Любой коммерческий банк должен создавать для себя резерв ликвидности, установленный ЦБ, и надежности от каждой единицы привлеченных им средств. На общий уровень кредитного потенциала коммерческого банка воздействует совокупность факторов [5]:
      - общая величина мобилизованных в банке источников средств;
      - структура и стабильность источников кредитного потенциала;
      - уровень обязательных резервов, устанавливаемых ЦБ;
      - режим пользования обязательными резервами, когда допускается применение этих резервов для поддержания текущей ликвидности коммерческого банка;
      - общая сумма и структура обязательств банка.
      Эффективность использования средств кредитного потенциала банка достигается, если одновременно:
      - обеспечивается необходимый минимум ликвидности;
      - используется вся совокупность средств кредитного потенциала;
      - достигается максимально высокая прибыль на кредитный потенциал.
      Для оценки кредитного потенциала банка целесообразно применять сравнительный анализ, метод группировок и экономико-статистические методы и создавать информационную базу, которая должна включать:
      - динамические ряды отдельных видов средств кредитного потенциала;
      - классификацию средств кредитного потенциала по суммам, срокам, группам клиентов;
      - определение стабильной части по каждому виду средств кредитного потенциала;
      - номинальную и реальную цену средств кредитного потенциала (с учетом поправки на налоги, нормативы обязательных резервов и т.д.);
      - средневзвешенную цену средств кредитного потенциала.
      Для любого банка важны особенности и проблемы формирования взаимоотношений с клиентами.
      Привлечь клиента – вот основная задача всех служб банка. В этой связи особенно важным представляется поиск более совершенных форм взаимоотношений коммерческих банков с клиентами, создания системы оценки клиентоориентированности и банковского сектора. Это, в свою очередь, обеспечит поддержание его стабильного функционирования, а на уровне коммерческих банков и клиентов – измерение их конкурентных позиций и имиджа в клиентской среде, определение степени надежности.
      Система взаимоотношений коммерческого банка с клиентами выражается в реализации деятельности первого, направленной на анализ, структурирование, качественное улучшение и количественное увеличение клиентской базы, способствующей достижению поставленных стратегических целей своего развития.
      Однако существующие взаимоотношения коммерческих банков и клиентов не соответствуют требованиям реального сектора экономики из-за отсутствия четкой ориентации на потребности последних, не учитывают разработку новых и модернизацию старых банковских услуг, информационных компьютерных технологий, определение требуемой степени индивидуальности работы на каждом из этапов. В этой связи возникает необходимость развивать ключевые области деятельности, обеспечивающие банку конкурентные преимущества. Все большую роль играет способность изменять стратегию в ответ на вызовы внешней среды и развивать кредитную организацию, обновляя ее структуру.
      Банковская деятельность является одной из самых технологически сложных. Именно поэтому финансовый сектор обращает внимание на технологии взаимодействий с клиентами позже остальных сфер бизнеса. Даже в достаточно крупных банках, подразделения занимающиеся взаимодействием с клиентами и маркетинговыми коммуникациями, независимо от срока их формального существования, находятся в зачаточном состоянии.
      В рамках кредитного процесса взаимоотношения коммерческого банка с клиентами осуществляются посредством реализации банковских услуг. Необходимо повышать эффективность действий, направленных на удержание уже сформированной клиентской базы за счет предложения потребителям желаемых услуг и предвосхищения их требований по будущему обслуживанию. Ослабление внимания к клиенту грозит его потерей. А потеря крупного клиента опасна вдвойне, поскольку это не только финансовые потери, но и угроза бизнесу. Следовательно, особого внимания требуют взаимоотношения по поводу удовлетворения реальных запросов потребителей банковских услуг, то есть клиентской базы коммерческого банка.
      Важной составляющей стратегии привлечения и удержания клиентов является рейтинг банка. 
      Рейтинг – это оценка по определенному показателю, которая составляется на основе статистической и другой информации.  
      Рейтинги формируются как восприятие клиента. Существуют разные признаки формирования рейтинга: ориентация клиента на надежность, на силу привычки и на долготу временного обслуживания.
      Рейтинг дает информацию потребителю об успехах в том или ином направлении, подразделении. 
      Каждое подразделение, которое специализируется на оказании определенного типа услуг, стремится построить свои отношения с клиентами самостоятельно. С этим связаны две проблемы:
      Во-первых, подразделение оказывает внимание клиенту в той мере, какую долю он занимает в его деятельности. Клиент может быть крупным, а объем его деятельности, приходящийся на конкретное подразделение, невелик. В результате резко снижается общее качество обслуживания, и клиент может покинуть банк. 
      Во-вторых, потребителю банковских услуг психологически тяжело общаться с несколькими сотрудниками. Ему проще знать одного представителя, которому он будет высказывать все претензии и пожелания. Эти проблемы решаются за счет создания института персональных менеджеров.
      Некоторые потребители банковских услуг обращаются в кредитную организацию в силу своей личной предрасположенности. Им нравится работать именно с «этим» менеджером, они испытывают к нему личную симпатию.
      Этап коммуникативной связи (общение) достаточно важен, поскольку именно в процессе общения с менеджером клиент начинает делать выводы и формирует свое предварительное мнение об услуге.
      Осознание важной роли, которая присуща клиентам, привело к появлению нового научного направления – разработке методов межличностного поведения. Коммерческие банки на практике занимаются разработкой методов межличностного общения. Наличие у банка сведений о клиентах можно считать его конкурентным преимуществом. Зная больше о потребителях своих услуг, можно точнее выяснить потребности последних и полнее и выгоднее их удовлетворить.
      Еще одной важной составляющей системы взаимодействия банка и клиента является их сопоставимость по размеру. При партнерских отношениях ни одна из сторон не имеет преимущества и не должна диктовать свои условия. Отношения носят деловой, а не человеческий характер, вследствие чего они оказываются более долговечными. Зависимость от крупного клиента снижает возможности банка по планированию своей деятельности, а также требует поддержки нескольких стандартов качества обслуживания: для крупного клиента и для всех остальных.
      Таким образом, кредитный процесс очень важен для банка, поэтому этапы его формирования, развитие кредитного потенциала и особенности формирования взаимоотношений коммерческих банков с клиентами должны находиться постоянно во внимании управления персонала банка.  
      1.2 Кредитная политика коммерческого банка - основа организации кредитного процесса. Методы регулирования кредитной политикой. Порядок предоставления и управления кредитом.  
      Кредитная политика банка – программа и направление действий кредитной организации в области предоставления займов юридическим и физическим лицам. [38]
      Кредитная политика коммерческого банка — определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования.
      Кредитная политика коммерческого банка — это комплекс мероприятий банка, цель которых — повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.
      Следуя данным определениям, можно сказать, что кредитная политика – это процедуры, проводимые банком, для увеличения предоставления займов, доходов от операций и снижению риска. 
      Кредитный рынок — наиболее крупный сегмент финансового рынка в современных рыночных экономиках, так как именно кредитные отношения — основной механизм, движущий и ускоряющий рыночную экономику в целом.
      Кредитные отношения — это отношения между кредитором и заемщиком по поводу предоставления, использования и погашения ссуды.
      К условиям формирования кредитной политики можно отнести: 
      – требования ЦБ; 
      – экономическая политика государства; 
      – позиция коммерческого банка.
      Одним из основных направлений управления банковской деятельностью является формирование кредитной политики банка. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику с учетом политических, экономических, организационных и прочих факторов. При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа – сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее доходными, но менее рискованными направлениями кредитования. Исходя из мирового и отечественного опыта, требований оптимизации кредитной политики порядок ее формирования можно представить в виде следующих этапов: [9, с.26, 31]
      I этап. Цели кредитной политики и общие положения, должны определять стратегию коммерческого банка в сфере кредитования.
      II этап. Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка. Определяют тактику банка, в части управления кредитными операциями со стороны персонала банка.
      III этап. Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора. Подходы к организации кредитного процесса и детализация конкретных операций на различных этапах выполнения кредитного договора банка с клиентами.
      IV этап. Банковский контроль и управление кредитным процессом, определение системы мер по контролю и управлению кредитным процессом.
      Для развития кредитной политики и организации кредитного процесса является обязательным каждое направление процесса формирования кредитной политики, которое тесно связано с остальными процессами. 
      При реализации кредитной политики российские и зарубежные банки  придерживается определенных принципов кредитования:
      –при утверждении новых кредитов,
      –при изменении условий по существующим кредитам, 
      –при продлении срока действия кредитов и рефинансирования полученных ссуд. 
      Следование этим принципам позволяет улучшать кредитную политику и расширять присутствие банков с участием иностранного капитала на российском кредитном рынке.
      В основе формирования кредитной политики крупных российских и зарубежных банков лежит коммерческий подход, это означает, что отношения с клиентами строятся на взаимовыгодном и долгосрочном  сотрудничестве, в то время как достижение исключительно высоких финансовых результатов не является приоритетной целью.
      Долгосрочная прибыльность банка достигается путем создания, развития и сохранения отношений с благонадежными клиентами и отказа от сотрудничества, с неблагонадежными.
       Благонадежность и неблагонадёжность клиента определяется на основании оценки характеристик бизнеса компании, его рейтинга и влияющих на него факторов. Достижение устойчивой прибыльности возможно, когда с клиентами банка созданы и поддерживаются долгосрочные и прочные отношения. Это является результатом компетентной работы сотрудников банка и опыту банка и банковской группы. Ориентация на оказание клиенту дополнительной помощи, при возникновении сложностей с возвратом кредита, является характерной особенностью построения отношений с заемщиками, с участием иностранного капитала.
      При формировании кредитной политики главное внимание обращено на ее толкование, реализацию и обоснование. Назначается должностное лицо, ответственное за выполнение этой работы. Чаще всего эту функцию выполняет директор кредитного департамента банка, его первый заместитель. В этом разделе рассматриваются процедуры уточнения (пересмотра) политики. Уточнение должно осуществляться ежегодно, а при необходимости – чаще. Директор кредитного департамента представляет предложения по ее уточнению (пересмотру) совету директоров. Одобрение изменений кредитной политики фиксируются в протоколе заседания совета директоров. Одна из задач уточнений – обеспечить соответствие политики банка его программным целям, долгосрочным и ежегодным планам деятельности, изменяющимся ресурсам и ситуации на кредитном рынке должна быть в соответствии с нормативными документами Центрального Банка РФ.
      Политика определяет стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Она определяет основу действий Совета директоров и лиц, принимающих стратегические решения, а также позволяет аудиторам (внешним и внутренним) оценить качество управления кредитами в банке. Хорошо проработанная кредитная политика, которая четко проводится сверху и понимается на всех уровнях банка, позволяет руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития дела [39].
      Основополагающей для правильного управления кредитным риском, является изложенная в специальном документе кредитная политика банка. Риск, как неотъемлемая часть всякого предоставленного банком кредита, сводится к минимуму. При этом банк должен получать прибыль, обеспечивающую стимулирование и привлечение достаточного притока капитала. Кредитная политика определяет предельные размеры кредитного риска, и, поскольку она утверждается на высшем уровне руководства, последнее тем самым само себя ограничивает с точки зрения проведения операций повышенного риска. Документ, одобренный Советом директоров, содержит положения, в соответствии с которыми предоставляются кредиты, а также фиксирует основные процедуры их выдачи.
      Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык, информационное поле и в целом составляет основу развития общей кредитной культуры банка.
      Банк должен определить количество кредитов каждого типа, а также, какие кредиты он будет предоставлять, каким заемщикам и при каких обстоятельствах. Эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных соотношений между кредитами, различными видами обязательств и собственным капиталом банка. Разумная кредитная политика способствует повышению качества кредитов. Кредитная политика дает направление специализации банка на определенных кредитных инструментах и отдельных отраслях экономики, что очень важно для него и с точки зрения оценки и реализации различных видов залога, и с точки зрения оформления тех или иных видов кредита и его обеспечения.
      Кредитная политика включает в себя совокупность методов регулирования(рис.1). 
      Рис. 1 Совокупность методов регулирования. 
        * К административным методам относятся запреты или прямые ограничения (лимиты), которые устанавливает Центральный банк, в отношении качественных и количественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия широко применяются такие инструменты как:
        – квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
        – введение, потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;
        – ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.;
        – лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;
        – определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций и т.д. (так называемое контингентирование).
        * К экономическим методам управления регулирования банковских операций и совокупным денежным оборотом относятся мероприятия, использование которых оказывает косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. 
        Выделяются три основные группы экономических методов управления: 
1) налоговые, 
2) нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций),
3) корректирующие (отличающиеся гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). 
        Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.
        * К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как достаточность банковского капитала, коэффициенты ликвидности и отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, а также другие виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и операции на открытом рынке.
        Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону уменьшения или увеличения  контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени [16, с.234]. 
        По мнению доктора экономических наук Олега Ивановича Лаврушина, вид кредита — это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов.
        Кредит классифицируется по видам в зависимости от особенностей объекта, характера сделок, и другим признакам.
      Виды кредитов:
      – Оперативные кредиты - это краткосрочные кредиты, которые выдаются по требованию и носят целевой характер (пополнение фондов для рабочих целей). Они обеспечиваются инвентарем или другими ценностями, готовыми к конвертации в наличную валюту, например, подлежащие получению средства от аренды, страховые полисы и т.д. Банк должен предоставлять кредит в размере максимум 75 % от суммы, необходимой для финансирования мероприятия. Сумма обеспечения по операционным кредитам должна полностью соответствовать требованиям, позволяющим избежать большого недоиспользования предложенных земных средств.
      – Срочные кредиты предназначены для того, чтобы финансировать приобретение фиксированных активов или для рефинансирования краткосрочных долгов, используемых для покупки фиксированных активов.
      – Кредиты должны быть обеспечены (прил.1), в первую очередь, фиксированными издержками по активам корпорации. Эти кредиты формально не должны превышать 5-летнего периода, с корзиной платежей, ограниченной до 30% первоначальной суммы кредита. Период использования должен быть не больше, чем фактическая жизнь финансируемых активов. Срочные кредиты могут использоваться для приобретения недвижимости и для оплаты строительства.
      – Кредиты под недвижимость включают в себя финансирование строительства или приобретение недвижимости для инвестиций или личного использования. До решения вопроса о предоставлении кредита, должна быть проверена вся кредитуемая недвижимость. Максимальная сумма кредита - 75% приносимого имуществом дохода. Стоимость в большинстве случаев должна определяться методом оценки доходов, используя ставку капитализации. Максимальный срок кредита - 5 лет с 15-летней амортизацией. 
      Использование методов кредитного регулирования и выбор при планировании ссудных операций должно охватывать такие аспекты как:
      –элементы правового регулирования;
      –специализацию банка;
      –ресурсную базу; 
      –степень допустимого риска; 
      –структуру кредитного портфеля; 
      –структуру обязательств по срокам.
      Организация осуществления ссудных операций  включает процедуры кредитования, которые изложены в руководстве по кредитной политике и в инструкциях для разных подразделений банка.
Порядок предоставления кредита предусматривает следующие процедуры (рис. 2): 
Рис.2 Порядок предоставления кредита.
      Одной из главных задач банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Хорошее управление не устранит проблемность кредита, но нередко хорошие кредиты могут стать проблемными в случае неэффективной работы с ними после их выдачи.
      Наблюдение проводится банком для того, чтобы иметь оперативную и  достоверную информацию об изменении финансового положения заемщика, а также о выполнении заемщиком условий кредитного договора. 
      Финансовое положение заемщика оценивается в соответствии с методикой (методиками), утвержденной (утвержденными) внутренними документами кредитной организации (прил.2). 
      При эффективном наблюдении на ранней стадии банк может выявить признаки затруднений у заемщика с погашением кредита. Чем раньше выявлена проблема, тем меньше банк понесет убытков, активизируя корректирующие действия. Важным моментом контроля над кредитом является соблюдение договорных сроков его возврата, коэффициентов финансовой отчетности заемщика, величины погашения процентов, качества гарантии.
      Раз в год или чаще банк должен пересматривать взаимоотношения с клиентами, то есть проводить кредитные обзоры. На практике такие обзоры по каждому конкретному клиенту осуществляет ответственный за это сотрудник кредитного отдела. В процессе такого обзора сотрудник  выявляет тенденции развития заемщика, анализируя его финансовое состояние на протяжении определенного времени. Изучаются прошлые и будущие возможности заемщика по обслуживанию своего долга, положение заемщика на том рынке, где он работает. Каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом, становится понятно в результате анализа такой информации. 
      По результатам обзора банк решает, продолжать проведение кредитных операций данного рода с конкретным клиентом, вводить другие кредитные операции или вообще их прекратить. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех происходящих изменений с клиентом, всех его финансовых потребностей. Полная информация о заемщике, банку дает надежных клиентов и защищает от недобросовестных.
      В рамках кредитной политики предусматривается совокупность мер по обеспечению мотивации работников кредитного отдела.
      Мотивация кредитного персонала ставит цель активизировать деятельность сотрудников банка для достижения, поставленных перед ним задач. Создаются условия для их профессионального развития, и осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников. Способы мотивации кредитного персонала каждый банк определяет индивидуально для себя. Стимулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д.
      Мотивация персонала является одним из факторов управления операциями банка. 
      Наиболее часто встречаемым вариантом управления кредитными активами является операция их обмена. Технически это две независимые друг от друга сделки по переуступке одним кредитным институтом какого-либо актива другому кредитному институту, при встречном выкупе согласованного актива контрагента.
      Самостоятельность каждой операции проявляется в подписании двух сделок купли-продажи. При этом в соглашении между сторонами меняются местами только наименование продавца и покупателя активов. Различия наиболее отчетливо выявляются в приложениях, в которых фиксируются платежные инструкции двух сторон, а также детали объектов соглашения (активов). В случаях, когда обмену подлежат разновалютные активы, скрытая конверсия валюты актива, равно как и скрытое регулирование, сторонами валютной структуры кредитного портфеля.
      Операция по обмену кредитными активами предусматривает обязательный обмен контрагентами дубликатами всей имеющейся в их распоряжении кредитной и иной документации по соответствующим активам.
      Банк может предложить контрагенту провести обоюдный обмен задолженностью в целях снижения издержек по обслуживанию привлеченных ресурсов, сокращения имеющейся задолженности и регулирования своего кредитного портфеля. Указанная операция не может рассматриваться как зачет взаимных денежных требований, так как осуществляется не по номиналу, а на основании рыночной цены обязательств контрагентов.
      Операция по обмену задолженностью представляет собой взаимный выкуп контрагентами обязательств с уплатой наличного компонента стороной, представившей к операции меньшую сумму, взвешенную по рыночной стоимости. Оформление сделки производится аналогично операции по обмену активами с той лишь разницей, что объектом соглашения является частичное урегулирование двусторонних взаимоотношений.
      Таким образом, кредитная политика - основа организации кредитного процесса, принципиально зависит от методов регулирования, практики организации, этапов и должна быть динамична по отношению к условиям, в которых она формируется.   
      1.3 Управление кредитным процессом в коммерческом банке. Внедрение международных стандартов Базель III. Плюсы и минусы внедрения положений «Базель III» для России.
      Способность коммерческого банка к быстрому реагированию к различным изменениям среды позволяет реорганизовывать кредитный процесс в соответствии с необходимыми требованиями. В этом проявляется основное свойство организации кредитного процесса, его гибкость, которое реализуется с помощью адаптивного управления. Важное значение в данном процессе приобретает поиск «золотой середины» между ужесточением условий кредитования, требований к заемщикам и расширением кредитования, основанном на достоверных сведениях о возможности предоставления более благоприятных для заемщиков условий выдачи ссуд.
      Рассматривая эти вопросы, необходимо учитывать информационную сторону проблемы. Если .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44