VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конкурентоспособность авиапредприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000522
Тема: Конкурентоспособность авиапредприятия
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Факультет _______________
Кафедра      _______________
"Допустить к защите”
Заведующий кафедрой
   ___________________________
  (ученое звание и степень)
   ___________________________
	    (подпись, фамилия и инициалы)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
(пояснительная записка)
Тема:  ________________________________________________

                _________________________________________________________
                _________________________________________________________
                
Руководитель
_____________
      (Ф.И.О.)
_____________
      (подпись)
Исполнитель
_____________
      (Ф.И.О.)
_____________
             (подпись)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ                            


АННОТАЦИЯ
     
     В дипломном проекте исследованы такой аспект механизма обеспечения конкурентоспособности и экономического роста авиапредприятия в современных рыночных условиях, как диверсификация путём создания на базе крупной авиакомпании («Аэрофлот. Российские авиалинии») low cost перевозчика.
     В работе раскрыта сущность конкурентоспособности, её виды, а также факторы обеспечения повышения уровня конкурентоспособности.
     В дипломном проекте проведен расчёт себестоимости рейса малозатратного перевозчика по маршруту Санкт-Петербург – Сочи  - Санкт-Петербург с учетом приобретения  в финансовый лизинг самолёта Boeing 737-700. 
















ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Основные теоретические аспекты конкурентоспособности авиапредприятия………………………………………………………………….6
1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности……………………………...6
1.2.Уровни конкурентоспособности……………………………………………10
1.3.Факторы конкурентоспособности………………………………………….15
1.4.Конкурентоспособность авиапредприятия………………………………..18
Глава   2. Комплексный анализ финансового состояния авиакомпании  ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»…………………………………………..35
2.1.Общая характеристика предприятия………………………………………35
2.2.Анализ производственных показателей деятельности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии »…………………………………………………………41
2.3 Финансовые результаты деятельности  ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии »………………………………………………………………………50
Глава    3.  Создание и расчёт экономических показателей low cost перевозчика на базе авиакомпании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»…………….55
3.1 Экономическая модель малозатратных авиакомпаний…………………..55
3.2 Лизинг: понятие, сущность, виды…………………………………………..68
3.3 Расчёт себестоимости рейса Санкт-Петербург - Сочи - Санкт-Петербург  при использовании экономической модели малозатратной авиакомпании ………..81
Выводы и рекомендации…………………………………………………………88
Список используемой литературы……………………………………………..



     
     

ВВЕДЕНИЕ
     Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
     В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия является его конкурентоспособность, которая, в свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг, то есть, насколько они лучше аналогов предприятий-конкурентов. 
     Потребитель, выбирая товар или предпочитая ту или иную услугу, среди аналогичных, стремится взять тот товар или услугу, которые максимально удовлетворяют его потребностям, и тем самым отвечает на вопрос по поводу конкурентоспособности товара или услуги на рынке. 
Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара или услуги, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и затратам на ее удовлетворение. 
     В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.  
     Таким образом, актуальность выбранной темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии. 
     Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии ».
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи: 
1. Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности  предприятий;
2. Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий; 
3. Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов;
Объектом исследования в данной дипломной работе является предприятие ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».
Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия. 















ГЛАВА 1 .ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
       С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами, предприятиям необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий.
     Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л, Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О, Ермоловой, А. П. и т.д.
Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность». Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой. 
«Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований»
Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия».
 Например, Константинова И. В. дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов». 
Однако конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным.
Можно выделить следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия: 
Оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и.т.д);
     Признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;
Товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации предприятия и т. д.).
Проанализируем определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:
Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке»
Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность промышленного предприятия – это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды»
     Эти авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:
 Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;
 Основной акцент делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;
 Отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения;
Практически все вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную,но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.
Принимая во внимание уже существующие определения конкурентоспособности предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:
«Конкурентоспособность предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим.
Если рассматривать конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов.
Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.
Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.
Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя. 
С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

1.2 Уровни конкурентоспособности
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
     При первом уровне конкурентоспособности предприятий менеджеры предприятий или фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том,чтобы выпускать продукцию без особых затей, ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы "осчастливить" потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению, — излишества.
Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботиться о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.
     Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта;
слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем лучше) и любые проблемы со сбытом отпадут сами собой; 
недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;
непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом. 
     Доминирование в РФ компаний первого уровня конкурентоспособности обусловлено, с одной стороны, слабостью конкуренции на внутреннем рынке из-за его не насыщенности, когда многие бывшие государственные предприятия, выпускавшие некачественную продукцию, стоят, и потребителю ничего не остается, как брать то, что завозится из-за рубежа, тесными связями уцелевших на рынке предприятий с местными или федеральными органами власти, бюджетными деньгами. С другой стороны, оно объясняется упорством (заслуживающим лучшего применения), с которым органы государственной власти всех уровней противятся банкротству явно неконкурентоспособных предприятий (не забывая при этом стенать о недоборе налогов, как если бы кандидаты в банкроты могли бы наполнить федеральный и местный бюджеты). Все же происходит наоборот: бюджеты "тощают". Ведь в интерпретации многих менеджеров таких компаний бизнес — это, прежде всего, умение урвать как можно больше из госбюджета. 
     Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы "внешне нейтральными". Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.
Такие компании следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве.
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:
превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт Изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех "заветных струн" в душе потенциальных потребителей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой; 
стремление стать маркетингово ориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка;
более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п. Такие предприятия стремятся "подтягиваться" к основным конкурентам по этим параметрам; 
изменение кадровой политики. Здесь руководители фирм стремятся пригласить на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь па их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства;
ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии (не следует путать с регулярным менеджментом), обеспечивающие успех на рынке основным конкурентам Совершенствование организации и стимулирование труда, систем управления здесь осуществляется по принципу "разумной достаточности" (раз у конкурентов этого нет, то и нам пока не надо).
Однако любая копия всегда хуже оригинала. На определенном этапе прямое заимствование передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме. Перед руководством таких компаний возникает вопрос' если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно "дорастают" до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей, а не "плетутся у них в хвосте".
     Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
такие компании действительно становятся маркетингом ориентированными;
производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы "поддерживается изнутри". На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;
в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы.
 Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период — подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира; 
любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями. 
Вместе с тем есть компании, для которых и этого оказывается недостаточно. Так, авиакомпания, обслуживающая местные авиалинии, стремится к максимальной гибкости и оперативности в организации обслуживания пассажиров. Вероятно, для своих нужд она выберет другой тип авиалайнера, чем крупная авиакомпания, обслуживающая всю территорию страны. Это не означает, что она получит сравнительные преимущества перед маленькой авиафирмой, которая использует то же самое оборудование. В данном случае успех будет зависеть уже от того, насколько эффективно каждая из компаний использует одну и ту же технику, от того, какими сравнительными преимуществами обладает не только производственная система предприятия, но и ее система управления.
Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле.
     Компании третьего уровня конкурентоспособности исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей. Другие функции управления и производственные системы совершенствуются  в соответствии с требованиями маркетинга. Это может быть и организация более экономичного и быстро перестраивающегося аппарата управления, и более высокая оперативность и гибкость в принятии решения, и лучшая мотивация работников. Эффективность производственных систем определяется не столько внутренними факторами (управленческими и в большей степени такими, как разнообразие и изощренность инструментария маркетинга, оптимальное производственное планирование или комплексное управление качеством, ориентированное на высокоиндивидуализированные и в высшей степени подвижные нужды и запросы потребителей), сколько внешними управленческими факторами (качеством организации и эффективностью системы управления).
     Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка .Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. Все меньше маркетинговой работы сосредотачивается в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координируют усилия других служб.
1.3 Факторы и методы конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. 
     Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. 
К факторам конкурентоспособности относят: 
- финансовое положение предприятия;
- состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; 
- наличие передовой технологии; 
- обеспеченность высококвалифицированными кадрами; 
- способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
 - наличие сбытовой сети; 
- состояние технического обслуживания; 
- возможность кредитования; 
- действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
 - платежеспособность основных покупателей.
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:
1. ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции; 
2. ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;
3. «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
      Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние. 
Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)
 Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. 
Под внешними факторами следует понимать: 
1.меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации); 
2. основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
 3. деятельность общественных и негосударственных институтов;
 4.деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране
Методы оценки конкурентоспособности
Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. 
Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д.
      В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке. 
Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие: 
1) горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды; 
2) вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации; 
3)факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели; 
4) сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: 
1) оценка с позиции сравнительных преимуществ; 
2) оценка с позиции теории равновесия;
3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции; 
4) оценка на базе качества продукции; 
5) профиль требований; 
6) профиль полярностей; 
7) матричный метод; 
8) SWOT-анализ; 
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности». 
Необходимо отметить, что вышеперечисленные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой – стоимость этих факторов, следующий – качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности. 
     Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. 
Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов. 
Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других – экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других – число экспертов растет в процессе проведения экспертизы. 
1.4 Конкурентоспособность авиапредприятия
Сегодня уровень конкуренции на рынке воздушных перевозок высок, а число конкурирующих авиакомпаний зачастую превышает аналогичный показатель по товарному рынку. Поэтому с развитием авиационного рынка и авиа индустрии, необходимо сформировать методы управления авиакомпанией на рынке авиаперевозок, что позволит значительно повысить уровень его конкурентоспособности и укрепит позиции на рынке. Уровень конкурентоспособности продукции авиакомпании зависит от многих факторов: сети маршрутов, парк ВС, каналов продаж, безопасности полетов и других, которые изменяются в рыночных условиях. Соответственно, исследование экономической сущности конкурентоспособности продукции авиакомпании и конкурентоспособности самой авиакомпании является актуальным сегодня вопросам.
     Конкурентоспособность любого субъекта хозяйственной деятельности базируется на определении конкурентоспособности объекта деятельности. Субъектом здесь выступает авиакомпания, а объектом — услуги, которые она предоставляет. Поэтому конкурентоспособность субъекту исследования характеризуется в первую очередь, потребительскими свойствами объекта исследования, то есть потребительскими свойствами услуг авиакомпании.
Попробуем рассмотреть экономическую сущность конкурентоспособности авиакомпаний через свойства продукции авиакомпаний. Свойство в первую очередь связана с качеством, каждый объект имеет много свойств, единство которых выражает ее качество. Для того, чтобы субъект приобрел соответствующего уровня качества, он должен обладать определенными свойствами.
     Под конкурентоспособностью продукции авиакомпании, мы понимаем ее способность к потенциальному удовлетворения потребности в авиаперевозках по сравнению с конкурентами на конкретном рынке за данный период. Чем выше конкурентоспособность, тем успешнее является деятельность авиакомпании на рынке. Можно согласиться с определением  о том, что конкурентоспособность продукции авиакомпании — это привлекательность услуг для клиентов, т.е. удовлетворение потребностей потребителей авиационных услуг. Также не нужно отбрасывать и утверждения о том, что важнейшим свойством конкурентоспособности авиакомпании является его способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже запланированного или превышать среднестатистическую доходность авиакомпаний-конкурентов на целевом рынке авиаперевозок.
     Конкурентоспособность рассматривается как набор свойств  продукции авиакомпании. При этом продукцию авиакомпании автор определяет как комплекс услуг по авиаперевозке пассажиров, грузов и почты, с учетом его организационного и материально-технического обеспечения на всех этапах взаимодействия клиента с авиакомпанией. К факторам, которые влияют на конкурентоспособность продукции авиакомпании, относятся: безопасность, регулярность, используемая тарифная система, а также сеть маршрутов и расписание, парк ВС, аэропорт базирования, каналы продаж, сервис в офисах продаж, аэропорту и на борту ВС, имидж авиакомпании.
Формирование конкурентоспособности авиакомпании — это установление обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности авиакомпании на всех этапах ее создания и предоставления потребителям. Так, для обеспечения необходимого качества продукции осуществляется воздействие на производственные факторы (парк ВС, авиатопливо, распределение ресурсов, внутренние технологии), сбытовые факторы (условия работы с агентами, совместимая эксплуатация авиалиний, совершенствование системы продаж), сервисные факторы (повышение качества сервиса при наземном обслуживании и на борту ВС). Для обеспечения конкурентоспособного уровня цены авиаперевозки необходимо влиять также на производственные, сбытовые (например, выбор официального агента по продажам)  и сервисные факторы (условия реализации продукции авиакомпании). Выявлены при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от продукции конкурентов должны выступать основанием для осуществления корректирующих действий, то есть воздействия на факторы с целью улучшения значений критериев конкурентоспособности продукции.
     В связи с тем, что авиационная отрасль фондоемкие, что в свою очередь означает ее высокую ценность, нужно находить оптимальный вариант для аккумулирования нужд потребителей и возможностей авиакомпании. Существует взаимозависимость между потребностями потребителей и уровнем прибыли авиакомпании, если не учитывать потребительские свойства продукции авиакомпании, которые могли бы удовлетворить потребности потребителей, то это приведет к уменьшению количества потребителей, уменьшение объемов авиаперевозок, а значит и уменьшение прибыли. Если услуги будут удовлетворять потребителей, они будут конкурентоспособными, то это снизит расходы авиакомпании и увеличит прибыль.
     Анализ достижений современной экономической науки относительно деятельности авиакомпании на рынке, показывает, что формы и методы ведения конкурентной борьбы между авиакомпаниями являются различными в зависимости от типа рынка авиаперевозок. Коммерческая политика авиакомпании зависит и должна выстраиваться в соответствии с типом рынка. Под рынком авиационных перевозок понимается совокупность предлагаемых авиакомпаниями пропускных способностей воздушного транспорта (тонно-километраж) и платежеспособного спроса на продукцию воздушного транспорта, приуроченного к месту и времени. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44