VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Художественное наследие Е

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000194
Тема: Художественное наследие Е
Содержание
Титульник. 
Курсовая работа по истории искусств на тему «Художественное наследие Е.К. Рериха»












Выполнил:
Студент гр. 31 ДС
Факультет Дизайн
Косенко М.В.
Проверил:
Туркина В.Г.



Белгород 2015
Содержание:
Ведение
Глава 1. Жизнь и творчество Н.К. Рериха.
1.1. Российский период.
1.2. Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке.
Глава 2. Художественное наследие  Н.К. Рериха.
2.1. «Россика» Н.К. Рериха.
2.2. Предвоенные годы.
2.3. Гималайский цикл.
Заключение.
Приложение.














Ведение.
 “Держава Рериха”- Такими словами определил писатель Леонид Андреев тот мир образов и мыслей, которые были созданы творческим гением Николая Рериха. Среди множества имен, составивших многообразный лик нашего столетия, имя Н.Рериха занимает особое место. Как это всегда бывает с великими личностями,  и при их жизни, и в последующие времена, суждения о них могут быть самыми различными, часто даже противоречивыми. Таков их удел. Но среди всяких искажений всегда остается великий монолит человека, который невозможно поколебать. Таким монолитом в истории ХХ века возвышается фигура Рериха.    

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.
   Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.
   На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований.
   Всемирное признание и одобрение получил так называемый “Пакт Рериха”, легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
   За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.
Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.









Глава 1. 
1.1. Российский период.
«Нелегко описать жизнь, в ней было столько разнообразия. Некоторые называли даже это разнообразие противоречиями… Назовем эти особенности жизни именно трудом», –так начинает Николай Константинович Рерих свои автобиографические записки, которые открывают нам мир художника и ученого, сценографа и писателя, путешественника и  археолога, общественного деятеля и публициста, гражданина, горячо любившего свою родину и оставивший ей все свое художественное наследие. Его жизненный путь действительно состоял из творческого, усердного, радостного и кропотливого труда, который принес ему … плоды.
Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября 1874 года в дворянской семье. Его отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Братья - Владимир и Борис Рерихи. 
С детских лет Николая Рериха привлекали археология, живопись, история и богатое культурное наследие Востока. 
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1898 году, и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. «И вот я в его мастерской»!!!!Метод преподавания Куинджи отличался от  прочих методов других профессоров, что оставило свой отпечаток на творчестве Николая Константиновича. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был представлять образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки и уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской,Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях, преподаёт в Петербургском археологическом институте. С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века, за которую  получила высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провели первые археологические раскопки в Новгороде.
В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» прославила его и была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым. 
Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием. 
В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.
В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы, а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах ,для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция «Царица Небесная» и др.). Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней. 
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.

Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла к культуре Востока. В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
С 1906 по 1918 год Николай Рерих является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств. При школе организуется ряд мастерских. В том числе и иконописная во главе с известным иконописцем Тюлиным. При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Были созданы: старшее отделение, класс графики, литографская мастерская, медальерный класс, класс обсуждения эскизов. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству. С 1914 г. начались занятия хора под руководством С.С. Митусова. Произошли изменения и в учебных программах: в натурном классе сократилось время постановки натуры, устранён копировальный метод обучения, для подготовки художников-декораторов восстановлено обучение работе клеевыми красками. Своеобразным отчётом полугодовой деятельности иконописной мастерской стал акт поднесения императору Николаю II 6 декабря 1909 г. иконы, выполненной учениками. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
Примерно с 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его искусстве сочетаются реализм и символизм. В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 годбыло издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно назвал творимый художником мир — «Державой Рериха». 
В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции.
С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры. 
В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.
4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.
     Известность Н.Рериха не имела пределов. Перед ним раскрывались двери дворцов, замков, дипломатических представительств и правительственных резиденций. С Рерихом дружили такие видные политические деятели как президент США  Ф.Рузвельт, премьер-министры Индии Джавахарлал Неру и Индира Ганди, княгиня Тенишева и поэты Александр Блок и Рабиндранат Тагор.
      Получив  духовное благославление в России от Архипа Куинджи, Владимира Стасова и Льва Толстого,  Н.Рерих вступает в ХХ век как самобытный художник исторического жанра. Несмотря на  серьезные внутренние противоречия в объединении художников "Мир искусства", Н.Рериха избирают председателем этого объединения в начале века. Одновременно Н.Рерих активно занимается отечественной археологией, руководит и преподает в Школе Общества поощрения художеств. Во время знаменитых дягилевских "Русских сезонов" парижская и лондонская публика рукоплещет его декорациям к операм "Псковитянка", "Князь Игорь", "Снегурочка". Н.Рерих участвовал в проектировании и оформлении зданий и храмов.
       За первые семнадцать лет ХХ века Н.Рерих добился, казалось бы, невозможного: художник с мировым именем, академик, почетный член многих отечественных и иностранных академий, член комиссии по охране памятников. Ему предлагали пост министра культуры во Временном правительстве. Его картины приобретала Третьяковская галерея и император Николай II.




1.2. Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке.
Что то
После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих, прибывавший  с семьёй за границей,  оказался отрезанным от Родины.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. 
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США.Во время пребывания художника в америке, экспонировалось более 175 ребот, среди них:«Вечер» (1907), «Сокровище ангелов» (1907), «Варяжское море» (1909), «Ангел последний» (1912), «Экстаз» (1917), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Еще не ушли» ( 1918), «Дочери земли» (1919), эскизы из серий «Героика» и «Сны Востока», эскизы декораций к «Принцессе Малэн»,к «Снегурочке» и др.
Вот как описывает это событие З.Г. Фосдик, присутствовавшая на открытии этой выставки: «Картины эти явились откровением для американцев и глубоко поразили их. Это была первая большая выставка русского искусства, совершенно нового для американцев, и искусство Рериха сделалось буквально «темой дня» в прессе. Американская публика охотно посещала выставку, изучая картины и проявляя также острый интерес к личности художника,- успех был исключительный!»
А вот как прокомментировал выставку доктор Бринтон, известный искусствовед Нью-Йорка. «Сами картины, их сюжеты, их «русскость», совершенно неизвестная американцам, восхитили зрителей.
«Идолы», «Сокровище ангелов», «Строят ладьи» и другие поражали своим замыслом публику, привыкшую к приятной повседневности. Перед глазами вставала Древняя Русь, растущая в муках, трудах и устремлении к будущему. Яркость красок, насыщенность и смелость линий и рисунка – все это оказывало влияние на посетителей, они долго стояли перед картинами, всматриваясь в них, в эту чужую, совершенно незнакомую жизнь славян, искания и устремления героического народа. С этой выставки начался вклад Рериха в искусство Америки и ее культуру (выделено мной О.Ч.).»
 В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех. 
В Америке Рерих получил репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства. За счёт предоставленных средств Рерих среди прочих учреждений основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации. 
В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, цель которого заключалась в сближении народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Рерих писал: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит».
— Рерих Н. К. Об искусстве.
Величайшим символом и достоянием будущего остается в истории человечества Вашингтонский Пакт - Пакт Рериха, подписанный 15 апреля 1935 года в присутствии президента Рузвельта представителями 21 американского государства, в том числе и самими Соединенными Штатами Америки. Задачи и цели Пакта содержали в себевеликую идею об ответственности человечества за сохранение и охраны культуры, художественных и научных  учреждений и памятников как общечеловеческого достояния, как условия развития человеческой цивилизации.
Содержание  Пакта  воплощало  в себе самые возвышенные принципы, выработанные человечеством: понимание культуры как единства прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, невозможного без их передачи, то есть культурно-образовательного процесса и понимания культуры как единства науки, искусства и религии.
(о пакте рерих) 
Недолгий период жизни и деятельности Н.К. Рериха в Америке приходится на  20 сентября 1920 года по 8 мая 1923 года. После этого трижды он посещал США по делам в 1924, 1929 и 1934 годах, но на протяжении всего периода с 1920 года и до его ухода из жизни связь Н.К. Рериха с американскими сотрудниками не прекращалась, а поддерживалась самая тесная, так же как руководство и участие в их общественной и культурно-просветительской деятельности.
В 1923-1924годах в США (где именно) художником  был создан музей имени Н.К. Рериха, ставший фундаментом всей   его последующей культурной деятельности в мировом масштабе по продвижению идей Пакта Рериха и Знамени Мира – Знамени Культуры. Музей был создан еще при его жизни, как модель универсального культурного, образовательного, научного Центра, воплотившего все лучшие идеи и представления о музее. В 20-ые годы  под руководством Н.К.Рериха было  создано объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран.
 «Свет искусства будет влиять на многие сердца новой любовью»,– говорил и писал Рерих. И этот девиз лег в основание культурного центра.
Целью этой культурно-организаторской и просветительской деятельности Николая Константиновича было создать  Всемирную Лигу Культуры.
Ее принципы организации и реализации кропотливо разрабатывались Н.К. 
«Корона Мунди» открылась выставкой картин Н.К. Рериха, созданных им в Америке.
В этих картинах (сюита «Океан», серии «Нью-Мексико», «Аризона») был воплощен дух Америки. В этих картинах перед восхищенными американцами предстали пейзажи их родной страны, по-новому увиденной русским художником Созданный центр работал над задачей знакомства Америки с художественным искусством и наследием других стран и народов.
Ретроспекция культурной и организаторской деятельности Рериха по развитию американо-русских культурных достижений включает еще одно. Известная АРКА – американо-русская культурная ассоциация, созданная вСША в начале 40-х годов.
Посещая города, где проходили выставки, Николай Константинович выступал с лекциями об искусстве, об этическом и эстетическом воспитании  в студенческих аудиториях. Художник знакомил слушателей с достижениями русской культуры, призывая к взаимопониманию и культурному сотрудничеству. Так, в новых условиях, в огромной, незнакомой стране продолжилась просветительская и культурно-организаторская деятельность Н.К. Рериха. И именно Америка, прежде всего Соединенные Штаты Америки, энергия и смелость замыслов ее граждан, культурной общественности создавали благоприятную среду для воплощения в жизнь давних идей Николая Константиновича Рериха.В КОНЦЕ
Где бы Рерих ни был – в Индии, Азии, в экспедициях – он продолжал руководить работой. Продолжением этой деятельности стали экспедиции Рериха по Центральной и Восточной Азии, приобретение поместья в гималайской долине Кулу и создание научно-исследовательского института «Урусвати» (как части Нью-Йоркского центра).










Глава 2. Художественное наследие  Н.К. Рериха.
2.1. «Россика» Н.К. Рериха.
Интеллектуальное наследие, которое оставил Н.К. Рерих всему миру, составляет более 7 тысяч картин и 27 томов литературных произведений. В его эпистолярном наследии важное место занимает славянская тема. Николай Константинович обращался к начальному этапу  славянской истории для становления творческого направления в искусстве. В детские и школьные годы он много читал книги, которые поведали ему о героическом прошлом славянских народов, - А.Невском, князе Игоре,  С. Радонежском и заложили основу его любви к прошлому наших предков. 
Один из первых исследователей творчества Н.К.Рериха, художник-передвижник С.Маковецкий отмечал, что он связан с Россией, связан с рождением, молодостью, первыми осенениями, образованием, думами, писанием, пестротой своей русской и скандинавской крови. Ибо только через искусство, да еще через веру можно постичь Россию. (Маковецкий С. Золотое Руно// Держава Рериха). 
Важным источником творчества  Н.Рериха была археология. Еще совсем юным Николай Константинович Рерих участвовал в раскопках древних поселений славян. В последствии художник отмечал: «Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху…надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь». 
Когда Н.К.Рерих поступил в Академию художеств, его первым учителем был А.И.Куинджи. 30 октября 1895 года Николай Константинович записал в дневник: "Большое событие! Я в мастерской Куинджи". А спустя некоторое время неоднократно вспоминал: "Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни". Влияние Куинджи оставило свой отпечаток в творчестве Николая Константиновича.!
тут россика
В ноябре 1897 года в Академии состоялись конкурсная выставка и вручение дипломов на звание художника. Это звание получил Николай Константинович за свою картину "Гонец. Восстал род на род". 
Это первая картина из серии «Начало Руси, Славяне», написанная на сюжет древнерусской истории.
Картина невелика, в ней нет известного исторического факта, но  это историческое произведение, которое посвящено  отдаленной эпохе. Художник повествует о жизни древних славян, об их тревожных буднях. В совокупности элементов разных жанров - бытового и пейзажного - Рерих передает дух прошлого. 
Тему художник нашел в "Повести пламенных лет"   .Картина уносит воображение в древние времена. Темно-зеленоватая река, рог золотого месяца появился из-за холма и осветил мрак надвинувшейся ночи и очертания лодки. В лодке двое. Один из них правит веслом, другой в глубоком раздумье сидит на корме. Суровые лица вызывают ощущения тревоги. Они спешат от селения к селению с недоброй вестью, что «восстал род на род». Чувство тревоги подкрепляется таинственным пейзажем. 
Такой необычный,глубоко эмоциональный подход к раскрытию седой старины и переживаний наших далеких предков в исторической теме был высоко оценен современниками. 
«Н.К. Рерих, обращаясь к темам праистории, выявлял становление человеческого начала, рост сознания, рассказывал о творческих находках, изобретениях первобытных людей, находил в них своеобразную красоту, поэтизировал окружающий их светлый земной мир», - писал о работах Николая Константиновича историк Борис Михайловский. 

"Гонец" словно привез России неведомое раньше наследие ее древней культуры. Он сразу сделал близкими и родными наших далеких предков, наделив их столь понятными нам человеческими чувствами. Вслед за "Гонцом" буквально хлынул поток рериховских картин на темы древних славян, после которых мы теперь по-новому представляем не только прошлую жизнь людей, но и жизнь природы. Рерих сумел убедить нас, что и социум, и природа едины. Ранее было ясно, что жизнь человеческих сообществ, несомненно, связана с природой, зависит от нее. Теперь же мы в природе увидели одухотворение ее человеком;. Тут не анимистический взгляд язычника, тут как бы незримое присутствие их самих, наполнивших своим телом и духом и саму землю, и луга, и леса. Это драгоценное ощущение взаимосвязи человека и природы, гармония их существования в вечном круговороте времен, это совершенно неизвестное дотоле ощущение причастности всего человеческого к живому веществу планеты ярко передано в искусстве Рериха.
«Н.К. Рерих, обращаясь к темам праистории, выявлял становление человеческого начала, рост сознания, рассказывал о творческих находках, изобретениях первобытных людей, находил в них своеобразную красоту, поэтизировал окружающий их светлый земной мир», - писал о работах Николая Константиновича историк Борис Михайловский. 

В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком. В Париже написаны картины "Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь", "Идолы", "Заморские гости". 
По словам С.Маковецкого образы Рериха «ведут нас в самые дали безликого прошлого, в глубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. О чем бы он ни грезил, какую бы эпоху не воспроизводил с чутьем и знанием археолога, мысль его хочет глубины и она упирается в племенной дух, на который легли наслоения веков». 
Всегда с большим интересом и высоким почтением к живописи Н.К. Рериха относился художник и художественный критик А.Бенуа, отмечая, что «Рерих не легкий художник, не мудрено, что нашел себя он не сразу, а постепенно и верно прокладывал путь к тем достижениям, которые сейчас отводят ему совершенно особое место в искусстве» (Бенуа А. Путь Рериха//Держава Рериха).

. Русский художник С. Маковский отмечал: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины.
На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде".
И действительно, созданный на картине "Заморские гости" образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое "лицо" и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны.
Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей. 

..Рерих не отображал сегодняшний день и не воскрешал былую декоративность. Рерих учил. Учил обращением к многовековому прошлому народа, к его далеким корням, к легендам и преданиям. Рерих смело раздвигал временные рамки и показывал то далекую первобытность, то древних славян, их языческие верования, их с трудом угадываемую жизнь, их красочные праздники, обряды, одежды. Жизнь народа была неразрывно связана с природой, и эта связь тоже подчеркнута художником.. 
Рерих создал целую живописную летопись славян, известную ранее лишь по фрагментарным записям. Теперь мы видим ее воочию, цельную и могучую. И в том, что истоки нашей истории предстают теперь в нашем сознании столь весомо, с достоинством и уважением, столь полнокровно, зримо и величаво - в том громадная заслуга Рериха.КОНЕЦ






Параграф 2. Предвоенные годы.
"Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять... И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном."
Н.К.Рерих
  Героическому прошлому России посвятил свою предвоенную и военную серию картин Н.К.Рерих – выдающийся русский художник, мыслитель и общественный деятель мирового масштаба. В этих картинах воскресали исторические образы, события Древней Руси, зовущие на подвиг во имя Родины и справедливости. Героическая серия выражала величие воинской доблести русского народа и носила пророческий характер. Картины «Слепой», «Весть Тирону», «Вестник от Гималаев», «Армагеддон», «Гесэр-хан» предупреждали о грозящей опасности; «Святогор», «Настасья Микулична» говорили: «Не замай Руси! Кто ополчится на народ русский – почувствует на хребте своем»; «Победа», «Весна священная» - утверждали, что победа неминуема; «Александр Невский» призывала задуматься о цене победы; «Поход Игоря» напоминала, что только в единении можно одолеть врага. 
Рерихи считали, что только Культура поможет сохранить мир на нашей планете. В образе Святой Покровительницы, укрывающей своим плащом всю Землю, представлена она на картине Н.К. Рериха. Картина была написана в предвоенные годы, во время подписания Пакта.  Свет творчества - Свет Красоты - в памятниках Культуры, в произведениях искусства, созданных  лучшими представителями человечества, необходимо было сохранить! Этот Свет уничтожает тьму невежества - невежества, порождающего «безумие» войны. Неприкосновенной должна быть и жизнь человека – носителя Культуры.
     «Осознание Красоты спасет мир!», «Мир через Культуру!» - не уставал повторять Н.К.Рерих. Пусть же это скорее произойдет! Пусть будущие поколения будут жить в Стране Культуры!
В битве на небесах Рериха использовал резкий контраст света и тьмы, чтобы предложить ужасные события, которые вскоре обогнать Россию и всю Европу.
Картины Николая Рериха 1912-1913 годов отражают мрачные предчувствия самого художника и тревожное состояние русского общества накануне первой мировой войны и революции. Идеи Апокалипсиса были распространены в русской литературе начала века. Подобно своим современникам, Николай Константинович Рерих предвидел общественные потрясения.
Уже в предвоенные годы художник говорил о войне языком аллегорий: огненный ангел принес меч для охраны скрытого в тумане замка, у стен которого спят стражи («Меч мужества», 1912), черти и демоны окружили светлый, прекрасный белокаменный город и угрожают ему («Пречистый град врагам озлобленье», 1912, вариант 1919), среди голых, пустынных скал, вздымающихся к небу, как молчаливые великаны, кричит огромный зловещий змий («Крик змия», 1913, вариант 1914). 
Перед Первой Мировой войной в искусстве Николая Константиновича с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел последний» (1912). «Рерих чувствует грозные времена - «Ангел последний» - апокалиптическое видение, грядущее на алых и золотых облаках среди небесных огней среди небесных огней, и среди пожаров на земле. Эта картина, несомненно, пророческая, как некоторые стихи Блока и Белого», - писал Всеволод Иванов. Над объятой пламенем землей - непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте - сверкающие зарницы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете. Рерих как бы провидит зарево военных пожарищ. Не случайно Максим Горький называл Рериха великим интуитивистом.
 Рерих предчувствовал назревающую катастрофу, и его полотна символически выражали ужасающий размах конфликта, который, как он понимал, надвигался на мир. В этих работах Рерих впервые выступает как “пророк”. 
В картине «Небесный Бой» Рерих использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем. К этому времени в его манере изображения как исторической, так и природной тематики символизм и обращение к аллегории стали существенным элементом.
. Много картин Рерих написал в 1912-1914 годах.
В этих полотнах было достаточно предсказаний катаклизмов, ведущих к разрушению мира: «Ангел Последний»(1912), «Меч доблести» (1912), «Пречистый град - врагам озлобленье» (1912), «Крик змия» (1914), «Град обреченный» (1914),«Короны» (1914), «Вестник» (1914).





"Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять... И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном."
Н.К.Рерих








Гималайский цикл.
 «… это особенное место на земле. «С гор — скрижали Завета. С гор — герои и подвиг», — запишет Мастер. «...Что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием?» «Велик магнетизм Гималаев. Нет нигде такой горной державы!»Так писал художник о самом загадочном месте на планете. Он  говорил, если бы у него была своя планета, она была бы сплошь гористой. Гималаям посвящено очень много картин и этюдов, ведь Гималайский хребет является самым мощным магнитом на нашей планете, содержащим невыразимую красоту. И эта красота покорила Николая Константин.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%